Меню Услуги

Правовое регулирование обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях

Страницы:   1   2


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава I. Общая характеристика обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания
  • 1.1. 1.1. Понятие и сущность обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве
  • 1.2. Субъекты и объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях
  • Глава II. Социальное обеспечение лиц, пострадавших от несчастного случая на производстве и профессиональными заболеваниями
  • 2.1. Проведение медицинских экспертиз лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний
  • 2.2. Обеспечение денежными выплатами лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях
  • 2.3. Виды реабилитаций при несчастном случае на производстве и профессиональных заболеваниях
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы данной работы заключается в том, что проблемы социальной защиты личности, отдельных социальных групп, в первую очередь, работающего человека и всего населения в целом, имеют общегосударственное значение. От их решения зависит социальное благополучие работающих. Основная цель работы направлена на определение правовых основ системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний как основной формы организации социальной защиты работающего населения в России.

Страхование – это создание за счет денежных средств организаций и граждан специальных резервных фондов (страховых фондов), предназначенных для возмещения вреда, потерь, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями. Из средств страховых фондов пострадавшим выплачивается страховая сумма определенного размера. Различают страхование пенсионное, медицинское и от несчастных случаев на производстве. Страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на производстве является обязательным.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает:

— обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

— возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;

— обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» от 24.07.1998 N 125-ФЗ (в ред. Федерального закона от 08.12.2010 N 348-ФЗ)[2] не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда, осуществляемого в соответствии с законодательством Российской Федерации, в части, превышающей обеспечение по страхованию, осуществляемое в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Достичь поставленной цели позволит последовательное решение следующих задач:

— определение понятия и классификация несчастных случаев на производстве;

— характеристика правового регулирования учета и расследования несчастных случаев на производстве;

— изучение процесса учета несчастных случаев на производстве;

— анализ порядка возмещения вреда, причиненного работнику.

Объектом дипломного исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу организации расследования и учета несчастных случаев на производстве. Предметом указанной работы является совокупность правовых норм, посвященных регулированию данной области правоотношений, материалы судебной и иной правоприменительной практики, учебные и справочные источники.

Теоретической основой моей данной работы послужили результаты исследований, нормативно-правовых актов РФ, статистические и информационные данные федеральной службы государственной политики, учебная литература, печатные и электронные издания.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.) и частно -научные (сравнительное правоведение, системно-правовой метод, метод формально-юридического анализа и др.) методы юридического познания. Проблема расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний редко становилась центральной в научных исследованиях. В подавляющем большинстве российских источников — монографиях и диссертационных исследованиях – эта тема лишь фрагментарно освещалась параллельно с вопросами социального страхования и его наиболее крупных подотраслей — медицинского и пенсионного страхования. Такая ее постановка есть в работах В. Н. Бобкова, Т. К. Мироновой, В. Г. Павлюченко, В. Роика, Ю. Е. Михеевой, Е. А. Карелова, С. Ю. Яновой. Лишь в последние годы эта проблема становится объектом отдельных научных публикаций и диссертационных исследований И. Ю. Маркушиной, А. А. Милахина, С. М. Ковалевского. Однако в них, как правило, исследуются лишь вопросы социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Задачи и методы исследования определили его структуру. Работа состоит из введения, двух глав, каждый из которых делится на параграфы, заключения, списка использованной работы.

 

Глава I. Общая характеристика обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессионального заболевания

1.1. Понятие и сущность обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве

 

На сегодняшний день социальная защита населения — это необходимый элемент эффективного функционирования каждого развитого государства. Вне зависимости от национальной принадлежности, главное звено социальной защиты – это социальное страхование. Оно выступает связующим фактором между страховыми институтами и социумом. [22]

Социальное обеспечение, в свою очередь, представляет собой ряд программ, связанных с финансовыми выплатами безработным слоям населения (при нетрудоспособности, в связи с преклонным возрастом или из-за утраты кормильца и др.).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В узком смысле социальная защита является системой законодательных и прочих гарантий, которые предоставляются трудоспособному населению, чтобы повысить собственный уровень благосостояния личным трудовым вложением, а и социально уязвимым и нетрудоспособным гражданам благодаря преимуществу в использовании общественных фондов потребления и прямой материальной поддержке [24]. Таким образом, понятие социального страхование в узком значении можно рассматривать как страхование от рисков в связи с наступлением определенных событий, изменяющих физическое состояние и социального положение населения, которые ухудшают их материальное положение. Социальная защита в широком смысле представляет собой государственную деятельность по реализации целей социальной политики, направленных на создание социальных гарантий при формировании экономической стимуляции для участников общественного производства [23].

К основным принципам социального страхования относят:

  • Неукоснительное соблюдение.
  • Стабильность за счет страхового обеспечения и взносов. Гарантированное государством соблюдение выполнения обязанностей страховщиком вне зависимости от его материального положения.
  • Урегулирование государственным аппаратом.
  • Обязательные выплаты установленных платежей страхователями.
  • Несение ответственности за пользование финансами соцстраха.
  • Автономия финансовой системы.

Правительство РФ за каждый финансовый год выносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ отчетность о выполнении бюджетов обязательного социального страхования, утверждаемые впоследствии федеральным законодательством. Фонды бюджетов определенных видов обязательного соцстраха обладают своими особенностями. Так, они не включаются в федеральный бюджет или бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. Любые нецелевые расходы финансов из бюджетов обязательного соцстраха запрещено. Чиновники, которыми допущен нецелевой расход таких денежных средств, несут ответственность, установленную согласно действующему законодательству РФ. Денежные средства бюджетов указанных фондов не подлежат изъятию. Они хранятся на счетах Центрального Банкам РФ или на счетах других банков, список которых определяет Правительство РФ. Не взимается оплата банковских услуг по операциям с участием средств обязательного социального страхования.

Объемный перечень социальных обязательств государства предусматривается Конституцией РФ. Согласно основному закону Конституцией РФ властям предписывается выполнять и контролировать следующие нормы:

  • здоровье и труд населения подлежат охране;
  • предусматривается минимальная оплата труда;
  • проводится господдержка семей, инвалидов и пожилых граждан; совершенствуется система социальных служб;
  • назначаются государственные пенсии и прочие гарантии соцзащиты. [1]

Правовую базу социального страхования составляет Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» [3], а также различные Федеральные законы (об основах обязательного социального страхования [6], об обязательном пенсионном страховании в РФ [5], об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [2], а также другие федеральные законы о бюджетах).

Страхование от несчастных случаев является традиционным видом страхования жизни, содержание которого в последнее время изменилось за счет включения дополнительного страхового покрытия в виде страхования смертельно опасных заболеваний66, таким образом, полное современное название этого вида – страхование от несчастных случаев и болезней. Основная цель страхования от несчастных случаев – возмещение ущерба, нанесенного здоровью и жизни застрахованного в результате несчастного случая или наступления заболевания.

В классификации видов страховой деятельности, приведенной Росстрахнадзором в Условиях лицензирования страховой деятельности на территории РФ традиционное страхование от несчастного случая заменено на страхование от несчастных случаев и болезней и определено как «совокупность видов личного страхования, предусматривающих обязанности страховщика по страховым выплатам в фиксированной сумме, либо в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного, вызванных наступлением страхового случая». Как показывает практика, в большинстве случаев страховщики ограничивают свою ответственность только несчастными случаями, оставляя риск заболеваний в компетенции медицинского страхования и страхования жизни.

Основной целью страхования от несчастных случаев является возмещение ущерба, нанесенного здоровью и жизни застрахованного в результате несчастного случая.

Страхование от несчастных случаев ведет свое начало с 19 столетия. Его появление во многом связано с возникновением и развитием железнодорожного транспорта. Однако идея страхования от несчастных случаев была известна гораздо раньше. Морское право Висби 1541 г. Требовало, чтобы владелец корабля страховал жизнь своего капитана от несчастных случаев. В Голландии уже в 1665 г. существовал табель вознаграждения за потерю разных членов тела для наемного войска. В 18 веке в Германии создавались союзы взаимопомощи на случай переломов. В 19 веке этот вид страхования стал развиваться в Англии, где раньше других стран появилось железнодорожное сообщение. [28]

Кроме обязательного страхования широко развивались в дореволюционной России и добровольные формы страхования от несчастных случаев. Им занимались как крупные акционерные компании, так и общества взаимного страхования. В советское время обязательное страхование от несчастных случаев на производстве было введено в систему социального страхования, а его выполнение возложено на специально созданный государственный Фонд социального страхования, которым до начала 1990-х гг. управляли профсоюзы.

Добровольное страхование от несчастных случаев проводил Госстрах. Этот вид страхования был наиболее популярным в сфере личного страхования. [31]

В период рыночных реформ 1990-х гг. сфера применения страхования от несчастных случаев намного расширилась: оно обеспечивает застрахованным и членам их семей комплексную защиту от экономических последствий наступления нетрудоспособности или смерти, произошедших в результате непредвиденных и случайных событий. Практика страхования от несчастных случаев показывает, что оно может осуществляться в различных формах, сохраняя единое социально-экономическое содержание. В настоящее время в РФ страхование от несчастных случаев может быть обязательным, осуществляемым в силу закона, или добровольным, проводимым на коммерческой основе.

Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусматривает:

  • обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;
  • возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплату расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию;
  • обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Обязательно страхование от несчастных случаев является одним из элементов социального страхования и покрывает риски производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Существенной особенностью этого вида обязательного страхования от несчастных случаев является то, что страховые взносы полностью уплачивает работодатель. Обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве обычно подлежат все наемные работники, обучающиеся, дети, посещающие дошкольные учреждения, фермеры и лица, работающие в крестьянских хозяйствах.

 

1.2. Субъекты и объект обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваниях

 

Субъектами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

  1. застрахованный:
    • физическое лицо, выполняющие работу на основании трудового договора (контракта), заключенного со страхователем;
    • физическое лицо, осужденное к лишению свободы и привлекаемое к труду страхователем;
    • физическое лицо, получившее повреждение здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке и повлекшее утрату профессиональной трудоспособности;
  2. страхователь– юридическое лицо любой организационно-правовой формы либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. [20]

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

  • нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;
  • ребенок умершего, родившийся после его смерти;
  • один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения ГСЭМ или лечебно-профилактических учреждений признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;
  • лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение 5 лет со дня его смерти.

Регистрация страхователей осуществляется в исполнительных органах Фонда социального обеспечения:

  • страхователей – юридических лиц в 5-дневный срок с момента представления в исполнительные органы страховщика федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц и представляемых в порядке, установленном Правительством РФ;
  • страхователей – юридических лиц по местонахождению их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 30 дней со дня создания такого обособленного подразделения;
  • страхователей – физических лиц, заключивших трудовой договор с работником, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников;
  • страхователей – физических лиц, обязанных уплачивать страховые взносы в связи с заключением гражданско-правового договора, на основании заявления о регистрации в качестве страхователя, представляемого в срок не позднее 10 дней со дня заключения указанного договора;
  • страховщик– Фонд социального страхования РФ.

Объектом страхования от несчастных случаев по российскому законодательству являются имущественные интересы застрахованного, связанные с утратой трудоспособности или смертью вследствие несчастного случая.

Основной задачей ФСС РФ является управление средствами государственного социального страхования РФ. ФСС РФ — это специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве Российской Федерации. Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении ФСС РФ, а также имущество, закрепленное за подведомственными ФСС РФ санаторно-курортными организациями, являются федеральной собственностью. Денежные средства ФСС РФ не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Средства на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний формируются за счет:

  • обязательных страховых взносов страхователей;
  • взыскиваемых штрафов и пени;
  • капитализированных платежей, поступивших в случае ликвидации страхователей;
  • иных поступлений, не противоречащих законодательству Российской Федерации. [32]

Условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного определяются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

Единовременная денежная компенсация в 2017 году составляет максимум 94 018,0 рубля. Ежемесячная компенсация может достигать 72 290,4 рублей. [7]

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется исходя из последствий повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве с учетом имеющихся у пострадавшего профессиональных способностей, психофизиологических возможностей и профессионально значимых качеств, позволяющих продолжать выполнять профессиональную деятельность, предшествующую несчастному случаю на производстве и профессиональному заболеванию, того же содержания и в том же объеме либо с учетом снижения квалификации, уменьшения объема выполняемой работы и тяжести труда в обычных, специально созданных производственных или иных условиях; выражается в процентах и устанавливается в пределах от 10 до 100 процентов. При определении степени утраты профессиональной трудоспособности необходимо учитывать профессиональный фактор, в частности, способность пострадавшего после несчастного случая на производстве или возникновения профессионального заболевания выполнять работу в полном объеме по своей прежней профессии (до несчастного случая или профессионального заболевания) или иной, равноценной ей по квалификации и оплате, а также возможность использования остаточной профессиональной трудоспособности на другой менее квалифицированной работе в обычных или специально созданных производственных или иных условиях труда[1].

Вообще размер компенсации при производственной травме зависит от степени ее тяжести, от той суммы, которая потрачена на лечение и реабилитацию пострадавшего и количества дней его нетрудоспособности.

Расчет компенсации осуществляется путем деления максимального пособия на количество дней в месяце по временной нетрудоспособности. Затем полученный результат умножают на количество всех календарных дней больничного в каждом месяце. При этом учитываются все премии, надбавки и индексации.

Дополнительно оплачиваются расходы на лечение и реабилитацию, на протезирование, приобретение необходимого медицинского оборудования для восстановления пострадавшего. Для получения гарантии таких выплат необходимо собирать все чеки и платежные документы. Следует подробно рассмотреть условия, размеры и порядок оплаты дополнительных расходов.

Оплата расходов на лечение застрахованного лица осуществляется страховщиком до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности.

Оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица при:

а) оказании стационарной медицинской помощи (в том числе высокотехнологичной специализированной медицинской помощи) при лечении последствий тяжелых несчастных случаев на производстве;

б) оказании амбулаторно-поликлинической помощи, предоставляемой после оказания стационарной помощи либо медицинской реабилитации, как в поликлинике, так и на дому, а также в дневных стационарах;

в) осуществлении медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, после оказания стационарной либо амбулаторно-поликлинической помощи в период временной нетрудоспособности в связи со страховым случаем до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты трудоспособности.

Оплате подлежат расходы на лечение застрахованного лица, которое осуществляется медицинскими организациями.

Объем лечения застрахованного лица определяется врачебной комиссией медицинской организации.

Отнесение несчастного случая к категории тяжелого осуществляется врачебной комиссией медицинской организации в виде медицинского заключения, произведенного на основании квалификационных признаков. Размер единовременной страховой выплаты, устанавливается в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности застрахованного лица, установленной учреждением медико-социальной экспертизы.

Страхование от несчастных случаев предлагает четыре базовые гарантии. Однако на практике страховщики могут использовать различные комбинации этих стандартных покрытий или исключать некоторые из них из частных условий страхования.

Система гарантий по страхованию от несчастного случая:

Базовые гарантии:

  • Страховая сумма на случай смерти;
  • Страховая сумма на случай инвалидности;
  • Ежедневное пособие по временной нетрудоспособности;
  • Оплата медицинских расходов по лечению;

1) Дополнительные гарантии:

  • Пенсия по случаю потери кормильца;
  • Пенсия по инвалидности;
  • Пособие по уходу;
  • Оплата расходов на протезирование и косметическую операцию;
  • Оплата расходов на санаторно-курортное лечение, необходимое для реабилитации.

1) Гарантия на случай смерти в результате несчастного случая предполагает выплату бенефициару, указанному в страховом договоре, или наследниками застрахованного определенной в частных условиях страхования денежной суммы. По желанию страхователя капитал может выплачиваться в виде ренты (пенсии).

Существует два подхода определения коэффициентов нетрудоспособности. В первом случае страховые компании на основе собственных статистических наблюдений разрабатывают таблицы, оценивающие потерю нетрудоспособности исходя из полной утраты или потери функциональности различных органов, или используют государственные таблицы, применяемые при определении возмещения ущерба от несчастных случаев на производстве. (Смотрите в приложение А №1).

Если в течение одного года со дня несчастного случая в результате него наступает необратимое ухудшение физического или психического состояния застрахованного (инвалидность), то ему выплачивается страховое возмещение в форме определенной денежной суммы, размер которой зависит от степени утраты трудоспособности.

Столь широкое определение понятия инвалидности выбрано не случайно. С одной стороны, под него подпадает ухудшение всех функций организма человека. С другой стороны, такое определение, такое определение можно использовать в отношении застрахованных лиц всех возрастных групп независимо от характера их деятельности.

Инвалидность должна быть установлена врачом в течение трех месяцев по истечении одного года после наступления несчастного случая, о чем страхователь обязан заявить страховщику в установленном порядке.

2) Гарантия на случай временной нетрудоспособности обеспечивает застрахованному возмещение в виде ежедневного пособия за время лечения и реабилитации.

Предоставление этой гарантии имеет существенные особенности. Во-первых, размер пособия устанавливается пропорционально страховой сумме, указанной в договоре для риска временной нетрудоспособности. В качестве максимальной границы величины пособия берется размер среднедневного трудового дохода застрахованного. Во-вторых, гарантия на случай временной нетрудоспособности обычно содержит франшизу, выраженную в количестве первых дней нетрудоспособности, в течение которых пособие не выплачивается. Наиболее распространенной является франшиза продолжительностью семь дней. В-третьих, гарантия на случай временной нетрудоспособности имеет ограничение по длительности периода выплаты пособия. Этот срок оговаривается в частных условиях страхования и традиционно составляет 365 дней.

3) Гарантия оплаты медицинских расходов, необходимых для лечения последствий несчастного случая, предусматривает возмещение затрат на госпитализацию, амбулаторное лечение, лекарства, уход.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

В качестве опциона может быть предложена оплата расходов на протезирование, косметическую хирургию и санаторное лечение. Размер гарантий определяется в процентах к произведенным расходам. По основным гарантиям выплата может быть установлена на уровне 100% оплаты медицинских расходов, по дополнительным не более 20-50%. Обычно размер данной гарантии зависит от степени покрытия расходов на лечение за счет средств социального страхования или социального обеспечения.

Говоря в целом о страховом покрытии при страховании от несчастных случаев, необходимо выделить два различных подхода к определению конкретных объемов страховых выплат. Страховая компания устанавливает размеры всех гарантий в процентном отношении от одной суммы, предусмотренной на случай смерти, либо использует различные страховые суммы для определения каждой гарантии. Отечественные страховщики предпочитают вести расчет всех гарантий исходя из одной страховой суммы на случай смерти, используя различные процентные нормы. Однако в любом случае общая сумма выплат страхового возмещения за одно или несколько страховых событий, произошедших в период действия договора страхования, не может превышать страховой суммы, указанной в договоре, или страховых сумм для каждой гарантии, если в договоре указано несколько страховых сумм.

Типовые правила страхования от несчастных случаев, разработанные Всероссийским союзом страховщиков, рекомендуют определять размер страховой выплаты в процентах от страховой суммы по данному виду страховых случаев в соответствии с таблицей страховых выплат при уплате застрахованным лицом общей трудоспособности в результате несчастного случая на основании справки лечебно-профилактического учреждения, как правило, без освидетельствования застрахованного лица. (Смотрите в приложение Б таб.2). В случае, если застрахованное лицо получило повреждения мягких тканей, органов зрения, слуха или мочеполовой системы, оно может быть направлено страховщиком на освидетельствование к врачу-специалисту для определения последствий таких повреждений. По этим же Правилам в связи с наступлением временной нетрудоспособности производится в размере 0,2 % страховой суммы по данному виду страховых случаев за каждый день нетрудоспособности, начиная с 6-го календарного дня нетрудоспособности, но не более 90 дней за год.

Таким образом, несчастный случай на производстве — явление достаточно частое не только на производствах и предприятиях с тяжелыми и вредными условиями труда, но и в любой отрасли и области. Причины производственного травматизма могут быть самые различные. Последствиями несчастного случая могут быть повреждения здоровья в виде травм, нарушений функций внутренних органов, ожогов, обморожений, поражений электрическим током, воздействий различного вида вредных излучений, укусов животных и насекомых и т.д.

Несчастным случаем на производстве может быть признано не только повреждение здоровья застрахованного, полученное непосредственно на рабочем месте, но и вне рабочего места в рамках трудовых правоотношений.

 

Глава II. Социальное обеспечение лиц, пострадавших от несчастного случая на производстве и профессиональными заболеваниями

2.1. Проведение медицинских экспертиз лицам, пострадавшим от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

 

На законодательном уровне правоотношения по проведению медицинских экспертиз содержатся в ст. 13 Закона о страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональными заболеваниями [2], а также в ст. 58 Закона об охране здоровья граждан [8], в ст. 7-8 Закона о социальной защите инвалидов [9] и в ст. 13 Закона о пособиях по временной нетрудоспособности [10].

Медико-социальная экспертиза устанавливает причину и группу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды, объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты, даст рекомендации по трудовому устройству граждан[25].

Правоотношения по проведению медицинских экспертиз можно классифицировать на три группы: 1) экспертиза временной нетрудоспособности; 2) установление степени утраты профессиональной трудоспособности; 3) медико-социальная экспертиза.

Согласно ст. 59 Закона об охране здоровья граждан экспертиза временной нетрудоспособности граждан в связи с заболеваниями, травмами, отравлениями, связанными с временной потерей трудоспособности, проводится в целях определения способности работника осуществлять трудовую деятельность, необходимости и сроков временного или постоянного перевода работника по состоянию здоровья на другую работу, а также принятия решения о направлении гражданина на медико-социальную экспертизу. Экспертиза временной нетрудоспособности — это такой вид медицинской экспертизы, основной целью которой является оценка состояния здоровья пациента, качества и эффективности проводимого обследования и лечения, возможности осуществлять профессиональную деятельность, а также определение степени и сроков временной нетрудоспособности.

Документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности. Регулирование выдачи этого документа осуществляется Порядком выдачи листков нетрудоспособности, который утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 29 июня 2011 г. № 624н [13].

Вторая группа процедурных правоотношений по проведению медицинских экспертиз — правоотношения по установлению степени утраты профессиональной трудоспособности.

Согласно п. 3 ст. 11 Закона о страховании от несчастных случаев установление степени утраты застрахованным профессиональной трудоспособности осуществляется учреждением медико-социальной экспертизы.

Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется в соответствии с Правилами установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. № 789 [15].

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах (от 10 до 100%) на момент освидетельствования пострадавшего, исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность вследствие несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, в соответствии с Временными критериями определения степени утраты профессиональной трудоспособности, утвержденными постановлением Минтруда России от 18 июля 2001 г. № 56 [16].

Степень утраты профессиональной трудоспособности пострадавшего в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания определяется, исходя из его способности выполнять работу по прежней специальности или должности. [33]

Степень утраты профессиональной трудоспособности при повторных несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях определяется на момент освидетельствования по каждому из них раздельно, независимо от того, имели они место в период работы у одного работодателя или разных работодателей, с учетом профессиональных знаний и умений пострадавшего и в целом не может превышать 100%.

Результаты освидетельствования объявляются пострадавшему в доступной для него форме руководителем учреждения медико-социальной экспертизы в присутствии специалистов, принимавших экспертное решение.

Переосвидетельствование пострадавшего проводится в порядке, установленном для определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Согласно ст. 15 Закона о страховании от несчастных случаев застрахованный вправе обратиться к страховщику с заявлением на получение обеспечения по страхованию независимо от срока давности страхового случая.

В IV части Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний рассмотрена процедура обжалования решения учреждения медико-социальной экспертизы.

В судебной практике возник вопрос о том, какая дата считается датой наступления страхового случая. Как разъяснил Верховный Суд РФ, датой наступления страхового случая при повреждении здоровья вследствие трудового увечья или хронического профессионального заболевания является дата установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности. Представляется, что это правильно, если речь идет о праве пострадавшего на страховые выплаты, медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию. Однако право на пособие, по временной нетрудоспособности возникает из факта установления временной, а не стойкой утраты трудоспособности.

Медико-социальная экспертиза лиц, пострадавших от несчастных случаев на производстве или профессиональных заболеваний, включает установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности. [30]


Страницы:   1   2