Меню Услуги

Правовое регулирование малых форм предпринимательства. Часть 3.


Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Глава 2. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ  МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

2.1. Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения

В соответствии с Гражданским Кодексом РФ, предпринимательством считается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке».

Федеральный закон № 209 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» занимается регуляцией деятельности субъектов малого и среднего бизнеса в России. Как гласит данный законодательный акт, в качестве представителя данного сектора могут выступать любые хозяйствующие субъекты: юридические лица, зарегистрированные в едином государственном реестре юридических лиц, кроме государственных и муниципальных предприятий; физические лица, зарегистрированные в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, которые действуют без образования юридического лица; крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствуют условиям, предусмотренными законодательством. В статье 4 Федерального закона прописаны необходимые условия. Во–первых, доля внешнего участия в уставном капитале предприятия не должна составлять меньше 25%. Во-вторых, что касается средней численность работников в течение календарного года, то для микро предприятий она должна составлять 15 работников и больше, для малых предприятий — 100 работников, для средних предприятий — 250 работников.

Кроме того, с 1 января 2013 года уровень максимальной выручки от продажи продукции (работ, услуг) без НДС должен составлять: для микро предприятий — 60 млн. рублей, для малых — 400 млн. рублей, для средних — 1 млрд. рублей.

По словам Курбатова А.Я., на данный момент малое предпринимательство в рамках рыночной экономике выступает в качестве одного из основных секторов. Доля национального продукта данного сектора достигает от 60 до 80% в развитых странах. В связи с этим развитые страны делают акцент на оказание поддержки деятельности малого предпринимательства.

Малому и среднему предпринимательству (МСП) в нашей стране пришлось преодолеть множество противоречий и сложностей по ходу своего развития. По ходу всего своего исторического развития, этот уровень существенно отличался от показателей зарубежных стран в меньшую сторону. Поддержка российского малого предпринимательства давно подлежит декларированию и принимается большое количество мер, например как были снижены фискальные нагрузки, ограничено административное давление, введено послабление в области регистрации и лицензировании деятельности. Однако, все эти меры не привели к необходимому уровню изменений в экономике и значительному росту числа малых и средних предприятий в ней».

Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат) и Федеральная налоговая служба РФ (ФНС) приводят по этому вопросу следующие данные. Так, на территории РФ в течение 2012 года функционировало около 6 млн. предприятий. Сектор МСП содержал в себе около 25% экономически активного населения, тем не менее в зарубежных странах эти показатели намного выше. Например, в рамках Евросоюза малому бизнесу удалось обеспечить рабочими местами около 70% населения. Причем данные показатели идут на снижение: количества малых и средних предприятий стремительно снижается, ровно как и их доля участия в кредитном портфеле российский банков. В течение 2013 года число предприятий данного типа снизилось до 5.5 млн. Кроме того, в течение последнего года на 12% снизилось число лиц, занимающихся индивидуальным предпринимательством,  основной причиной послужила возросшая налоговая нагрузка.

Поддержка российским правительством МСП на сегодняшний день особенно актуальна, ввиду таких факторов, присущих этому сектору, как конкурентоспособность и обеспечение населения рабочими местами.

Статья премьер-министра РФ Д.А. Медведева указывает на очевидную необходимость проведения модернизации экономики, основной акцент которой, как предполагается, будет поддержка малых и средних предприятий. Заседание Правительства, состоявшееся 3 октября 2013 года, рассмотрело определенные меры, которые планируются к реализации, начиная с 2014 года.

В-первую очередь в ходе данного заседания была выявлена необходимость корректировки тарифов по страховым взносам во внебюджетные фонды. В течение 2012 года общая ставка по страховым взносам была уменьшена с 34 % до 30 %, а для некоторых малых предприятий до 20 %. Тем не менее, Д.А. Медведев напомнил о необходимости предоставления равных прав работникам малых предприятий и работникам любых других организаций, и потому необходимо немедленное повышение обязательных страховых платежей. Было принято решение о постепенном увеличении ставки на 2%, таким образом в 2014 году она будет достигать 22%, в 2015 — 24% и т.д., исходя из того, что резкое увеличение может оказать негативное влияние на некоторые субъекты малого и среднего предпринимательства (СМСП).

Малые предприятия, которые действуют в таких сферах как, производственная или социальная, а также применяющие упрощенную систему налогообложения смогут воспользоваться платежным тарифом страховых взносов на уровне 20% до 2018 года.

Кроме того, в течение 2014 года малый бизнес получит массу льгот в области информационных технологий. Так, предприятия, где количество работников превышает 7 человек, смогут применять данные льготы. С этого года предприятия, численность работающих в которых составляет не менее 7 человек, будут иметь право на применение данных льгот. Раньше количество работников должно было превышать 30 человек.

В нашей стране на сегодняшний день функционирует более 1000 организаций кредитного профиля. Для них крупное предприятие, запрашиваемое кредит, выглядит более надежным клиентом, чем малое предприятие. С целью обеспечения равного доступа к кредитным ресурсам субъектов обоих типов предприятий, в период 2014-2015 годов будет создан федеральный гарантийный фонд, расширяющий поддержку СМСП. Заниматься регламентом, контролем, проверкой деятельности данного фонда займется Банк России. Рассчитывается, что число кредитов, одобряемых для СМСП и обеспеченных гарантиями, возрастет с 2 до 5%,

Также необходимо расширение пространств для развития малых и средних предприятий в стране. Система государственных и муниципальных закупок должна определять число квот для покупки у них товаров и услуг. Но на сегодня Правительством РФ устанавливаются особенности участия СМСП в закупках, не учитываю при этом число квот.

В виду этого Министерством экономического развития РФ (далее — Минэкономразвития) было подготовлено предложение Постановления Правительства РФ «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц», где были определены квоты.

И так, в течение 2014 года заказчику необходимо сделать закупку у СМСП в размере, превышающем 10% от совокупного объема договоров, которые были заключены заказчиками; в 2015–2016 годах от 18 %; в 2017 году от 25 %. На данный момент у государственных и муниципальных заказчиков действует обязательство закупки у СМСП от 10 до 20% от общего объема всего годового закупа, при условии, что цена контракта не может превысить 15 млн. руб. Однако, как гласит статья 30 ФЗ № 44 — ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 года, доле данного типа закупок с 1 января 2014 года необходимо превышать 15%, а контрактная цена не может превышать 20 млн. руб. Данные меры помогут в постройке долгосрочных взаимоотношений между субъектами крупных и малых предприятий. Крупные предприниматели будут принимать участие в процессе создания и финансирования сети малого и среднего предпринимательства, путем обеспечения их заказами, а вторые будут играть роль поставщиков и заниматься обслуживанием данных заказов.

Как пишет Елисеев В.С. в своей статье об особенностях формирования системы законодательства о государственной поддержке предпринимательства, неоднократно был рассмотрен вопрос введения особых налоговых режимов для граждан, которые занимаются своим бизнесом. В настоящее время большое количество доходов граждан, работающих в теневом секторе экономики, не может быть учтено. И с целью обеспечения притока предприятий данного типа в экономику, Минестерством экономического развития России было предложено введение специального налогового режима, который освободил бы предпринимательство от необходимого процесса ведения бухгалтерии, соблюдение требования относительно помещений, кассовых аппаратов. Граждане смогут приобрести и работать на основании патента, вместо регистрации в качестве ИП. Это самый легкий вариант, чтобы осуществить предпринимательскую деятельность, которая будет подходящей гражданам, которые смогут эффективно пользоваться трудовыми навыками наших граждан, а также создать для них комфортные условия не излишнего администрирования. Использование патентной системы индивидуальными предприятиями не велико, оно начало действовать в РФ с 1 января 2013 года.

Рассматривается вопрос о введении налоговых каникул, предусмотренных для молодого малого предпринимательства. У региональных и местных органов власти должна быть возможность предоставления ИП, впервые зарегистрировавшихся, двухгодового освобождения от уплаты всего спектра налогов и страховых взносов, а также малым предприятиям, функционирующих в сфере производства. Но, к сожалению, данной мерой может воспользоваться большой количество людей, желающих избежать уплаты налогов. Как считает премьер-министр, эти риски могут быть минимизированы при должном контроле.

В ближайшее время все средства, которые были получены при использовании системы упрощенного налогообложения, будут переданы местным бюджетам, а не в бюджеты субъектов как было ранее. С помощью данной меры может быть создана надежная доходная база, предназначенная муниципалитетам, а так же для более тесных контактов с бизнесом. Таким образом, будет создана комфортная для предпринимателей среда, увеличится сфера социального обслуживания и, как результат, рост производства. Однако, существует масса рисков ухудшения стабильности региональных бюджетов. Так, окончательное решение относительно данного вопроса все еще отсутствует, но в ближайшем будущем министерствами должно быть найдено соглашение.

Так, для осуществления прогнозов Минэкономразвития России об увеличении числа субъектов малого и среднего предпринимательства к 2030 году в 1, 3 раза и достижении их числа 8 млн. ед. необходимо:

  • воплотить в жизнь выше перечисленные меры;
  • оказать поддержку малым предприятиям, которые вовлечены в создание и внедрение инновационных продуктов;
  • совершенствовать нормативно-правовое регулирование.

2.2. Влияние санкций на малое предпринимательство

В середине марта 2014 года в связи с обстановкой на внешнеполитической арене Соединенные Штаты Америки и страны Евросоюза ввели ряд экономических санкций против России. Было прекращено сотрудничество России и российских предприятий во всех областях со странами Большой семёрки, а также странами, которые поддерживают политику США и ЕС. Основная цель данных мер: резко ухудшить экономическое положение России, тем самым оказывая влияние на РФ признать легитимность «фактической новой власти Украины». Однако, наша страна избрала иной путь и в качестве ответа на санкционный пакет было введено эмбарго на ввоз западной продукции, что послужило стимулом к развитию внутренней экономики страны.

Развитие экономики — одна из самых приоритетных задач нашего государства, в которой малое и среднее предпринимательство играют ведущую роль. В этой связи необходимо:

  • обеспечить более активное участие предпринимательства в сфере коммерциализации научных разработок;
  • внедрять технологические и управленческие инновации;
  • создавать современные товары и услуги.

Успех данного ряда мер способен повысить качество жизни, укрепить конкурентные позиции РФ на мировой арене.

На сегодняшний день малое и среднее предпринимательство находится в сильной зависимости от различных политический решений. Экономические санкции, введенные со стороны западных стран против России и ответные санкции со стороны нашей страны, создали массу проблем в экономике, но тем не менее, открыли новые возможности для развития бизнеса. Санкции, введенные в отношении РФ со стороны Евросоюза и США, особенно сильно повлияли не на государственные банки и корпорации, как это могло ожидаться, а повлияли на среднее и малое предпринимательство, у которых отсутствует прямой выход к рынку капитала.

На сегодняшний день могут быть выявлены различные течения воздействия санкций.

Под прямым воздействием подразумевается введение ограничение в займах для ряда российских банков, что в свою очередь привело к замедлению наращивания внешнего долга.

Под косвенным воздействием понимается — более ужесточенные условия займов корпоративному сектору России, причем во всем мире.

Считается, что в результате ограничений на импорт товаров из западных стран, наибольшая возможность для развития достанется производителям в сфере сельского хозяйства и производства мясной продукции.

Связь малого предпринимательства и импортной продукции не велика,что в результате не является особой трудностью для переориентировки в сторону отечественного продукта. Реализация местной продукции — основная специализация небольших магазинов. Некоторым предприятиям, занимающимся поставками деликатесов, может быть нанесен урон. Удельный вес этих предприятий на рынке не велик, поэтому основные проблемы будут происходить у поставщиков с крупным оборотом. Так, будет постепенно осуществлен переход мест общественного питания от использования в готовке ингредиентов западного производства к отечественной продукции.

Однако, стоит быть учтен тот факт, что российским производителям не по силам полностью удовлетворять потребности населения.

Целесообразным было бы расширение сфер сельскохозяйственных производств, в том числе и за счет создания новых предприятий (фермерств). Но многие предприниматели смущаются того факта, что срок санкций ограничен. Явно, что для того, чтобы развить собственное дело в данном направлении, года будет не достаточно. Кроме того, санкции могут быть отменены раньше срока.

По мнению Долгова С.Г., нельзя исключать тот факт, что без скурпулезно просчитанной аграрной политики, может произойти замена одного вида импорта на другой. В результате, может быть дополнительно привлечен латиноамериканский и азиатский импорт, как это уже случалось ранее.

Также немаловажен тот факт, что любому производству потребуются долгосрочные кредиты.

Одно из основных условий санкций — закрыть доступ для пяти российских крупнейших банков на рынок капитала. Эта мера существенно повлияла на рост кредитных ставок, даже не смотря на то, что ставки рефинансирования , составляющие на данный момент 8,25%, уже были подняты три раза в течение 2014 года Центральным Банком России. Так, на сегодняшний день многие предприниматели могут получить кредиты от 25% годовых. Но отказаться от кредитов невозможно, так как тремя четвертыми всего сектора малого и среднего предпринимательства используются собственные средства, оставшейся же четверти приходится использовать банковские кредиты.

Сложившаяся непростая экономическая ситуация навряд ли позволит избежать проблемы недобросовестной конкуренции. Ни для кого не секрет, что многие предприниматели предпочитают сознательно пойти в обход законодательству, считая: лучше они заплатят штраф, но спасут свой бизнес. Планируемое нововведение Правительства РФ — налог с продаж — еще сильнее усугубит сложившуюся ситуацию.

Государственная Дума (Госдума) уже занимается рассмотрением законопроекта, который предлагает наделить регионы полномочиями предоставления двухлетних налоговых каникул недавно созданным предприятиям, которые в течение двухлетнего срока после своего образования перешли на патентную или упрощенную систему налогообложения.

Данным законопроектом будет предоставлена возможность индивидуальным предпринимателям использовать патентную систему налогообложения, в виду того, что они становятся участниками оптимальных экономических взаимоотношений с государством. Теме не менее, как показывают статистические данные, большинство людей- добросовестные налогоплательщики, не скрываются он налоговых органов и не живут под постоянной угрозой штрафов.

Сложившаяся проблемная ситуация может быть решена путем привлечения малых и средних предприятий к государственным (муниципальным) заказам.

Так, Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» предусмотрена следующая мера: внести соответствующие поправки в рамках постановлений Правительства РФ, где будет регламентироваться процесс создания преференций малому и среднему предпринимательству, отечественным производителям в сфере закупок. Сегодня государственными корпорациями и естественными монополиями каждый год осуществляются закупки на сумму более 12 триллионов рублей. При предоставлении квоты в размере 15%, размер приблизительно рассчитанной прибыли малых и средних предприятий составит примерно 3 триллиона рублей в год. Если к этой сумме будут добавлены возможности преференций отечественным производителям, то в результате она удвоится. Именно таким образом функционирует механизм, не требующий никаких финансовых вложений и регулирующийся дополнительными нормативно0-правовыми актами, предусмотренными этим законом.

Еще одной мерой оказания поддержки организациям, действующим на льготных системах налогообложения, может быть отказ от бухгалтерии. По статистике, расходы на обеспечение бухгалтерского отдела на предприятии может достигать двухсот тысяч рублей в год в зависимости от объемов работ. Такой чрезмерной финансовой нагрузкой (учитывая штрафы за несвоевременно предоставленную финансовую, бухгалтерскую отчетность) наносится еще больший ущерб малым и средним предприятиям, способствую резким сокращениям его субъектов в РФ.

Только в течение 2013 года число малых и средних предприятий (учитывая самозанятое население) сократилось почти на миллион и продолжает расти.

Как считают разработчики данного законопроекта, с его принятием может быть приостановлен отток граждан и предприятий из сферы малого и среднего бизнеса развитие этого экономического сектора будет выглядеть более привлекательно.

Согласно с проведенными в 2014 году исследованиями Globаl Entrepreneurship Report, 70 % граждан положительно воспринимаются индивидуальные предприниматели, но только 33 % готовы к начинанию своего бизнеса. Молодые люди, возраста от 20 до 29 лет, которые способны на открытие своего дела, не имеют необходимого опыта, знаний, умений и навыков, которые необходимы, чтобы реализовать свои идеи в предпринимательстве.

По мнению ученых, отсутствие в России научных, методических баз по обучению основам предпринимательской деятельности, — одна из основных причин отсутствия должной подготовки у категории потенциальных предпринимателей.

С помощью дополнительного обучения можно будет повлиять на негативные тенденции, повлиять на увеличение числа независимых предпринимателей, сформировать определенный тип делового менталитета и развить предпринимательское мышление.

Отсутствие желания к занятию предпринимательской деятельностью может обуславливаться тем, что на протяжении последних нескольких лет, два ключевые показателя, которые характеризуют деятельность предприятия, упали практически на 6 %.

Самое важное и обязательное условие успеха в малом предпринимательстве — всесторонняя и стабильная поддержка государства, и опыт зарубежных компаний подтверждает этот факт. Государство может оказывать данную поддержку следующими способами:

  • уменьшить налоговые ставки;
  • предоставить дополнительные налоговые льготы;
  • предоставить дотации льготного банковского кредитования;
  • модернизовать систему страхования%
  • стимулировать производство наиболее приоритетных видов продукции;
  • создать информационно-аналитические и научно-технические площадки;
  • организовать материально-техническое обеспечение;
  • подготовить и реализовать специализированные нормативно-правовые акты, которые будут регламентировать экономическое законодательство.

Правительства многих областей нашей страны занимаются самостоятельной разработкой программ для поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

Например, областное правительство Воронежской области в течение 2015 года собирается реализовать программу поддержки малого и среднего бизнеса в регионе. Основная задача программы — повысить доступность финансовых средств индивидуальным предпринимателям и представителям среднего бизнеса. Также, в течение года будет осуществлена выдача 112 грантов, предназначенных молодым начинающим предприятиям. Сумма этих грантов составит около 300 000. С помощью этой программы будут созданы 4000 рабочих мест.

Белгородская область также осуществляет реализацию выдачи грантов. Они позволяют предпринимателям вести свою деятельность, используя грант, который они получат на безвозмездной основе, основанный на долевом финансировании целевых расходов. Приоритетные виды деятельности представлены производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, а также производственной деятельностью.

Также функционирует система субсидирования, включающая в себя  финансирование части затрат субъектов малого и среднего бизнеса касаемо уплаты процентов по кредитам, которые привлекались российскими кредитными организациями для возведения производственных зданий, строений, сооружений и (или) покупки оборудования, производственных зданий с целью создания и (или) развития и (или) модернизации производства товаров (работ, услуг). Таким образом, в России создаются условия для ведения собственного бизнеса.

Европа, введя санкции в отношении России по поводу событий на территории Крыма и на юго-востоке Украины, получила большее количество проблем, чем сама Россия.

Малому бизнесу в Европе уже удалось ощутить на себе отголоски западных санкций и ответных российских мер. Раньше ЕС не приветствовал ужесточение санкций, в связи с зависимостью региона от газовых поставок из России, а также ввиду общего объема торговли, составившего более $390 млрд. в прошлом году.

Как считают некоторые европейские аналитический центры, ущерб нанесенный российской экономики, составивший более 100 миллиардов в течение двух лет, сравняется с потерями европейской экономики.

Множество европейских бизнес-организаций уже выразили свое беспокойство относительно текущей ситуации и обратились к органам власти своих государств.

Министерством Иностранных Дел РФ было сделано предложение западу об отказе в санкция против РФ и аннуляции «черных списков». В случае выполнения данных условия Евросоюзом, Россия готова приостановить свою санкционную политику.

Ведущие российские экономисты отмечают значительный ущерб, нанесенный санкциями, экономике обеих сторон. На западе с каждым днем нарастают недовольства, связанные с последствиями данной политики. Ущерб, нанесенный экономике ЕС, уже составляет десятки миллиардов евро.

По словам заместителя Министра иностранных дел РФ, российского дипломата Мешкова, Россия ничего не ожидает от своих европейских партнеров, однако, она рассчитывает на выход ЕС из бессмысленной санкционной спирали и отмену санкций и черных списков, что позволит российскому правительству начать отказываться от принятых контрмер. Однако, санкции против РФ только набирают обороты.

Наиболее приоритетная задача в условиях санкций — поддержать малое и среднее предпринимательство, в виду того, что в текстильной и пищевой промышленности, сельском хозяйстве, малое и среднее предпринимательство играет ключевую роль, в тот же момент являясь крайне уязвимым к изменениям экономической сферы. Для малого и среднего предпринимательства, которые только выходят на рынок, существуют так называемые льготные налоговые программы и льготы на уплату страховых взносов. Также государство предоставляет поддержку, выраженную субсидиями с целью модернизации производства и приобретения оборудования в лизинг. Возможно новая и, наиболее эффективная мера, это упрощение требований трудового законодательства для малого и среднего бизнеса. Эта мера будет способствовать увеличению объемов производства и расширению штата сотрудников на предприятии.

Так, может быть сделан вывод о негативном влиянии санкции как со стороны ЕС и США, так и с российской стороны.

Учитывая сложившуюся ситуацию, появляется возможность для максимально эффективной переориентации экономики страны и для восстановления утраченного в 90-е годы промышленного потенциала. Сейчас российские промышленные и сельскохозяйственные производители имеют все шансы для возврата утраченных позиций и занятия достойных мест наравне с мировыми производителями. Чтобы осуществить завоевание рынков, Россия имеет достаточную ресурсную базу, заключающуюся в человеческих и природных ресурсах, необходимой государственной поддержке, временном отсутствии серьезных западных конкурентов. Однако для максимально эффективного осуществления поставленных задач, должен быть выполнен комплекс мер, суть которого заключается в технической и технологической модернизации производств, усовершенствовании качества товаров и услуг, увеличении объемов и ассортимента изготавливаемой продукции. Положение на международном рынке может быть стабилизировано и позиции могут быть удержаны с учетом возникновения новых партнеров и возвращения конкурентов при условии выполнения всех вышеперечисленных пунктов.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение выпускной квалификационной работы могут быть сделаны следующие выводы и предложения:

Чтобы решение задач социального и экономического плана было эффективным и развитие предприятий малого предпринимательства вышло на соответствующий уровень, необходимо принять следующие меры:

  1. Резко уменьшить налоговую нагрузку;
  2. Предоставить равные условия для хозяйствующих объектов, желающих выйти на рынок, большую свободу предпринимателям методом ликвидации административных вмешательств в их деятельность;
  3. Развивать законодательную и нормативную базы, которые регулируют их деятельность;
  4. Оказать поддержу в решении финансово-имущественных проблем;
  5. Взять под контроль целенаправленный расход финансовых средств, которые поступают для поддержки малого предпринимательства из федеральных и региональных бюджетов, для эффективного использования возможностей финансового лизинга (долгосрочной аренды) и франчайзинга.

Разразившийся мировой финансовый кризис, переросший в мировой экономический кризис, выдвинул на первый план проблемы стимулирования малого предпринимательства, а в особенности малого инновационного. Именно с помощью инновационного предпринимательства экономика имеет возможность выхода из кризиса с минимальными потерями, а в лучшем случае и с определенным опытом.

При стимулировании малого предпринимательства вне зависимости от его направления, решаются важные проблемы занятости населения, но не единственные, стоящие перед малым предпринимательством. В ходе стимулирования малого инновационного предпринимательства, решается проблема занятости населения, а также уменьшается уровень падения производства, а также поднимается уровень поступательного развития экономики.

Основными проблемами нормативно-правового регулирования малого предпринимательства являются:

  • низкий уровень реализации программ поддержки малого бизнеса;
  • слабый уровень разработки программ для поддержки малого бизнеса;
  • специальные стандарты, которые регулируют бухгалтерский учет малого бизнеса, отсутствует в России в настоящее время;
  • отсутствие информативности отчетности у субъектов малого предпринимательства;
  • малые предприятия в стране не готовы к использованию международных стандартов финансовой отчетности.

Указанные проблемы могут частично быть решены самим малым предпринимательством. При наличии гибкости, открытости и инициативы упрощаются процесс усовершенствования нормативно-правового регулирования малых предприятий. В этом процессе ключевая роль отводится государству, задачей которого является поднять уровень развития малого предпринимательства в стране на одну ступень с иностранными предприятиями.

Введение моратория на изменения налогового законодательства, которые усугубляют ситуацию в малом и среднем бизнесе, и разработка современной системы налогообложения — первоочередные меры для изменения ситуации. Также необходимо в дальнейшем упростить систему налогообложения для малого бизнеса и разработать упрощенные формы налогового декларирования для предпринимателей и юридических лиц, которые могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства. Также, целесообразной мерой является освобождение от налогообложения средств, которые субъекты малого предпринимательства направляют на развитие своих производств. При введении такой системы налогообложения, как уменьшение суммы налогового платежа на определенную долю процента за каждого заявленного наемного сотрудника, в том случае, если размер его заработной платы — средний уровень по стране, могут быть установлены льготы для малых предпринимателей, а также решены вопросы занятости и обеспечения соответствующей заработной платой для привлекаемых наемных сотрудников. Чтобы устранить административное давление, может быть принята следующая мера: введение обязательной резервации производственных площадок и земельных участков с сетевыми коммуникациями, которые находятся в государственной муниципальной собственности, чтобы создать производственно-технологическую зону малых предприятий. Очень важен законодательный запрет одностороннего расторжения арендных договоров земельных участков, с находящимися на них малыми и средними предприятиями по инициативе административного аппарата без компенсации затрат на производство и без выделения аналогичных участков. Также необходимо введение в практику механизма заключения арендных договоров на нежилые помещения, с находящимися в них малыми и средними предприятиями на срок от 15 лет (при желании арендатора).

Кроме того, очень важно ввести практику проведения обсуждений законопроектов относительно деятельности предприятий, гласно, привлекая руководителей предприятий, общественные организации предпринимателей и общественность. Подобные законы могут приниматься только по результатам тщательного анализа мнений, высказанных самими предпринимателями, общественными организациями предпринимателей и теми, кого затронут эти законы.

Так, должен быть разработан специальный стандарт, который будет включать в себя рекомендации относительно последовательного внесения изменений в бухгалтерский учет малых предприятий при их переходе с одной системы налогообложения на другую. Считается, что с помощью такого нормативного документа со стороны государства может быть оказана правовая поддержка малых предприятий для их ускоренной адаптации к новым условиям и с целью избежания закрытий и банкротств организаций.

Последняя мера целесообразна в виду неготовности малых предприятий к каким-либо конкретным изменениям и может повлечь за собой большое падение информативности отчетности. Эта проблема обязательно проявит себя в снижении такого важного фактора, как инвестиционная привлекательность предприятия, которое предоставляет отчетность, а также такого фактора, как социальная ответственность предприятия перед обществом и введение в заблуждение пользователей экономической информации.

Все вышеперечисленные меры, оказание поддержки малым предприятиям, создающим и внедряющим инновационную продукцию, процесс совершенствования нормативно-правового регулирования, как считает Министерство экономического развития России, могут привести к увеличению малых и средних предприятий к 2030 году в 1,3 раза и будет составлять примерно 7,7 млн. ед.

На сегодняшний день очевидны негативные последствия санкций, введенных Евросоюзом и США, а также, российскими ответными мерами.

Однако, текущая обстановка дает возможность для максимально эффективной переориентации экономики России и для возрождения промышленного потенциала, который был потерян в 90-е годы. Сегодня российские промышленные и сельскохозяйственные производители имеют все шансы на возврат утраченных позиций и занятие достойных мест среди мировых производителей, становление конкурентно способными участниками внутренних и внешних рынков. Чтобы осуществить завоевание рынков, Россия имеет достаточную ресурсную базу, которая состоит в человеческих и природных ресурсах, необходимой государственной поддержке, и временном отсутствии серьезной зарубежной конкуренции, что значительно облегчит ситуацию. Чтобы максимально эффективно реализовать поставленные задачи, должен быть выполнен необходимый комплекс мероприятий для проведения технической и технологической модернизации производств, улучшения качества производимой продукции, увеличения объемов и расширения ассортимента товаров и услуг. Выполнение перечисленных мер должно привести к стабилизации положения на международном рынке, удержанию позиций при появлении новых и возвращении старых торговых партнеров из санкционного списка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные документы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 31.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая). 26 января 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 5. 26 января 1996 г.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации. 13 июня 1996 г. // Собрание законодательства РФ. № 25. 17 июня 1996 г.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая). // Собрание законодательства Российской Федерации. № 31. 31 июля 1998 г.
  5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 08.03.2015) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. № 32.
  6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. № 1. 2002 г.
  7. Трудовой кодекс Российской Федерации. 30 декабря 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 1. 2002 г.
  8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. 24 июля 2002 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. № 30. 2002 г.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая). 18 декабря 2006 г. // Собрание законодательства РФ. № 52. 2006 г.
  10. Об акционерных обществах: Федеральный закон. 26 декабря 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 1. Ст. 1.
  11. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон. 08 февраля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 7. Ст. 785.
  12. О финансовой аренде (лизинге): Федеральный закон. 29 октября 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 44. Ст. 5394.
  13. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон. 08 августа 2001 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 13.08.2001. № 33 (часть I). Ст. 3431.
  14. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон. 26 октября 2002 г. // Собрание законодательства РФ.2002. № 43. Ст. 4190.
  15. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон. 24 июля 2007 г.// Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 31. Ст. 4006.
  16. О консолидированной финансовой отчетности Федеральный закон. 27 июля 2010 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 31. Ст. 4177.
  17. О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц: Федеральный закон. 18.07.2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 30. Ст. 4571.
  18. О бухгалтерском учете: Федеральный закон. 06 декабря 2011 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.2011. № 50. Ст. 7344.
  19. Приказ Минфина России от 17.08.2012 № 113н «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 2 июля 2010 г. № 66н» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2012 № 25592) // Российская газета. 2012. № 239.

Специальная литература

  1. Анисимов А. П., Рыжeнкoв А. Я, Чаркин С. А. Гражданское право России Учебник. М.: Юрайт, 2014. 185 с.
  2. Артемьев Н. В. Специфика и факторы современного развития малого бизнеса России. //Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 1. С. 134 – 140.
  3. Бабаевой А. П. Коммерческое право. М.: Проспект, 2013. 392 с.
  4. Бaгмeт А.М., Бычкова Е.И.Конституционное право России: учебник. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 250 с.
  5. Бaтрoвa Т. А. Предпринимательское право. М.: РИОР, 2013. 232 с.
  6. Бaтрoвa Т.А. Предпринимательское право. М.: РИОР, 2015. 250, 260 с.
  7. Белых В.С. Предпринимательское право России. Учебник. М.: Проспект, 2015. С. 202 с.
  8. Беляева О. А. Предпринимательское право. М.: Проспект, 2014. 299 с.
  9. Беляева О.А. Предпринимательское право: Учебное пособие / О.А. Беляева. — 3-e изд., испр. и доп. М.: Инфра-М, 2015. 270, 273 с.
  10. Беспалов Ю. Ф. Коммерческое право. М.: Проспект, 2013. 296 с.
  11. Беспалов Ю. Ф., Якушев П. А. Гражданское право. М.: Проспект, 2014. 171 с.
  12. Бopoдушкo И. В.Эволюция правовой базы малого бизнеса в России и национальная безопасность. //Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 3. С. 124 – 128.
  13. Витрянский В. В. Гражданское право. М.: Проспект, 2013. 355 с.
  14. Воробьев В. В. Коммерческое право. М.: Проспект, 2014. 358 с.
  15. Гвоздева О. М.Развитие субъектов малого бизнеса как предпосылка создания новых рабочих мест. //Право и бизнес. 2014. № 2. С. 7 – 10.
  16. Грачева Е. Ю. Налоговое право. М.: Проспект. 2014. 240 с.
  17. Давыдова М. Л. Коммерческое право. М.: Проспект, 2013. 258 с.
  18. Демичев А. А. Предпринимательское право. М.: Форум, 2014. 352 с.
  19. Дмитрeнкo А. В. Коммерческое право. М.: Проспект, 2013. 390 с.
  20. Долгов С. Г. Некоторые проблемы малого и среднего предпринимательства. //Юрист. 2014. № 9. С. 33 – 36.
  21. Елисеев В. С. Особенности формирования системы законодательства о государственной поддержке предпринимательства. //Право и бизнес. 2014. № 2. С. 15 – 18.
  22. Ершова И. В. Современное предпринимательское право. М.: Проспект. 2014. 200 с.
  23. Ершова И.В., Oтнюкoвa Г. Д. Предпринимательское право. Учебник для бакалавров. М.: Проспект, 2014. 324 с.
  24. Ершова И. В. Коммерческое право. М.: Проспект, 2014. 254 с.
  25. Звeздинa Т. М. Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в России. //Государственное и договорное регулирование предпринимательской деятельности. — М.: Проспект, 2015. — С. 47 – 61.
  26. Иванов Г. Г. Молодежное предпринимательство: современные реалии и взгляд в будущее / Г. Г. Иванов, С. Л. Орлов, Ю. К. Баженов.//Вестник экономики, права и социологии. 2014. № 4. С. 54 – 58.
  27. Кaрмoлицкий А. А. Конституционное право России. М.: НОРМА, 2014. 284 с.
  28. Климова М.Торговый сбор для малого бизнеса. //Налоговый вестник. 2015. № 1. С. 30 — 41.
  29. Косякова Н.И. Предпринимательское право. Учебник для академического бакалавриата. М.: Юрайт, 2015. 157 с.
  30. Косякова Н. И. Правовое обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства. //Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 75 – 78.
  31. Курбатов А. Я. Налоговое право. М.: Юрайт, 2014. 249 с.
  32. Малеина М. Н. Гражданское право. М.: Проспект, 2013. 325 с.
  33. Мaтюнин Л. В., Соколова Ж. Ю. Самоорганизация малых предприятий, ее механизмы. //Ученые труды Российской Академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 1. С. 131 – 136.
  34. Мoлoтников А. Е. Современные тенденции осуществления малого и среднего бизнеса : вопросы правового регулирования.//Бизнес и право в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 27 – 29.
  35. Музыкaeв Б. А. Исторический анализ развития малого и среднего предпринимательства в России. //Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 5. С. 171 – 178.
  36. Нечаева А. М. Коммерческое право. М.: Юрайт, 2013. 254 с.
  37. Осипов М. Ю. Влияние норм налогового законодательства на развитие малого бизнеса в России. //Бизнес и право в России и за рубежом. 2013. № 3. С. 33 – 35.
  38. Поляк В. А. Открытость и прозрачность ценообразования как основа устойчивого развития рыбной отрасли.//Юридический мир. 2014. № 9. С. 56 –
  39. Рузaков А. Б. Гражданское право. М.: Феникс, 2013. 355 с.
  40. Ручкина Г. Ф. Предпринимательское право. Правовое регулирование отдельных видов предпринимательской деятельности. Учебник для бакалавриата и магистратуры. 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2014. 227 с.
  41. Ручкина Г. Ф. Совершенствование правовых условий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. //Юрист. 2014. № 9. С. 29 – 32.
  42. Ручкина Г. Ф. Государственная поддержка малого предпринимательства в сельском хозяйстве: проблемы кредитования. //Законы России. Опыт. Анализ. Практика. 2014. № 9. С. 105 – 108.
  43. Хохлов В. А. Российское предпринимательское право Учебник. М.: Pиор. 2014. 254.
  44. Чабанюк О. В. Факторный анализ инновационной деятельности предприятий малого бизнеса. //Вестник Московского университета МВД России. 2014. № 2. С. 146 – 149.
  45. Гражданское право. Чаусская О.А.М.: Дашков и К,. 2014. 280 с  .
  46. Шварц П. Г., Шварц Г. П. Совершенствование налоговой политики как фактор развития малого бизнеса в России. //Правовая политика Ростовской области в современных социально-экономических условиях. Ростов-на-Дон, 2014. С. 79 – 84.
  47. Язева И. В.Двойная ответственность поручителя согласно действующему российскому законодательству. //Юрист. 2014. № 8. С. 16 – 18.

Электронные ресурсы

  1. Голова Ирина. Статья: Малый бизнес растит инновации [Электронный ресурс]//Голова И. «Российская Бизнес-газета» — Карьера и менеджмент №901 (23) – Режим доступа: http://rg.ru/2013/06/18/proekti.html, свободный.
  2. Голова Ирина. Статья: От кредитов до каникул [Электронный ресурс]//Голова И. «Российская Бизнес-газета» №989 (10) – Режим доступа: http://www.rg.ru/2015/03/17/credity.html, свободный.
  3. Санарова Татьяна. Статья: Незнание-слабость [Электронный ресурс]// Санарова Т. «Российская Бизнес-газета» №952 (23) – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/06/17/predprinimateli.html, свободный.
  4. Кривошапко Юлия. Статья: Бизнес заговорит не по-нашему [Электронный ресурс]//Кривошапко Ю. «Российская газета» — Столичный выпуск №5656 (280) – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/12/12/msfo-site.html, свободный.
  5. Белоглазова Галина, Вылегжанина Ульяна,. Статья: Бизнесмен поневоле [Электронный ресурс]// Белоглазова Г., Вылегжанина У. «Российская газета» — Экономика Северо-Запада №5568 (192) – Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/08/31/reg-szapad/rabota.html, свободный.
  6. Зубарева Инна. Статья: Россияне боятся открывать свой бизнес [Электронный ресурс]// Зубарева И. «Российская Бизнес-газета» №965 (36) – Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/09/16/reyting.html


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!