Меню Услуги

Правовое регулирование применение оружия сотрудниками органов ФСБ

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВАНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСТНОСТИ
  • 1.1 Право применения оружия сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ
  • 1.2 Применение сотрудниками Федеральной службы безопасности оружия в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или задержании лица, совершившего преступление
  • ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСТНОСТИ РФ
  • 2.1 Новеллы правового регулирования применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ
  • 2.2 Классификация оснований применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ
  • ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСТНОСТИ РФ
  • 3.1 Проблемы правового регулирования применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ
  • 3.2 Необходимая оборона и крайняя необходимость как основания применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Одной из актуальных проблем правового регулирования общественных отношений в области обеспечения национальной безопасности является создание четкой правовой основы применения оружия сотрудниками федеральных органов исполнительной власти, наделенных компетенцией по обеспечению безопасности Российской Федерации, в частности, сотрудниками органов федеральной службы безопасности.

Обеспечение национальной безопасности России, являясь объектом нормативно-правового регулирования, представляет собой сложное многоаспектное явление, разнообразные юридические средства, прежде всего основополагающие нормы и принципы права, при помощи которых организуется сама система обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и осуществляется ее функционирование.

Законодательное закрепление порядка применения оружия означает, что действия военнослужащего, причинившего вред, но выполнившего все установленные законом предписания, будут легитимными, общественно полезными и не будут порождать оснований для ответственности. Установление порядка означает возложение на военнослужащего обязанности действовать в строгой последовательности при наступлении законных оснований (случаев и условий) применения оружия и поэтому является одним из средств обеспечения законности и справедливости.

Целью настоящей дипломной работы является изучение правомерности применения оружия сотрудниками Федеральной Службы безопасности.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе необходимо последовательно решить ряд промежуточных задач:

  1. Рассмотреть право применения оружия сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ.
  2. Определить порядок применения сотрудниками Федеральной службы безопасности оружия в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или задержании лица, совершившего преступление.
  3. Проанализировать новеллы правового регулирования применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ.
  4. Исследовать классификацию оснований применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ.
  5. Выявить проблемы правового регулирования применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ.
  6. Рассмотреть необходимую оборону и крайнюю необходимость как основания применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ.

Объектом дипломной работы является совокупность общественных отношений, урегулированных правом, в сфере применения оружия сотрудниками Федеральной Службы безопасности.

Предметом дипломной работы являются правовые нормы, регламентирующие порядок применения оружия сотрудниками Федеральной Службы безопасности.

Методологию дипломной работы составили как методы общенаучного характера: анализа, дедукции, абстрагирования, синтеза, диалектический, формально-логический, исторический и структурно-функциональный, так и специально-юридические методы: формально-юридический (догматический), герменевтический и сравнительно-правовой.

Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВАНИЙ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСНОСТИ

1.1 Право применения оружия сотрудниками Федеральной службы безопасности РФ

 

В своей деятельности Федеральная служба безопасности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами. Правительство Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации координирует деятельность ФСБ России в части, касающейся взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти. Следует отметить, что аналогичные проблемы при определении места административных регламентов в системе правовых актов управления федеральных органов исполнительной власти существуют и в органах Федеральной службы безопасности.

Указом Президента Российской Федерации от 11 августа 2003 года №960 утверждено Положение о ФСБ России и структура органов Федеральной службы безопасности. В соответствии с пп.2 п.9 указанного Положения, ФСБ России самостоятельно осуществляет в пределах своих полномочий нормативно-правовое регулирование. Процесс разработки и принятия административных регламентов в ФСБ России начался с сентября 2008 года. По состоянию на сентябрь 2012 года принято 19 административных регламентов. В соответствии с классификацией, предусмотренной Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года №30, три регламента являются административными регламентами предоставления государственных услуг; пятнадцать регламентов являются административными регламентами исполнения государственных функций, один регламент является регламентом федерального органа исполнительной власти. Все административные регламенты утверждены приказами ФСБ России и прошли государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации.

На настоящий момент не принят Типовой регламент взаимодействия ФСБ России с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренный Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 года №452. Например, в Министерстве внутренних дел Российской Федерации такой регламент принят еще в 2009 году.

Существует и ряд других проблем, связанных с подготовкой и принятием административных регламентов в органах Федеральной службы безопасности. Правила организации и подготовки в органах Федеральной службы безопасности правовых актов и их направления на государственную регистрацию определены Приказом ФСБ России от 22 марта 2008 года №110, который определил, что правовые акты, издаваемые ФСБ России, являются ведомственными правовыми актами. К правовым актам ФСБ России относятся нормативные правовые акты и правовые акты, не содержащие нормативных предписаний. В соответствии с п.5 Приказа ФСБ России от 22 марта 2008 года №110 нормативный правовой акт — письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. К нормативным правовым актам ФСБ России относятся приказ, распоряжение, правила, инструкция и положение.

К правовым актам ФСБ России, не содержащим нормативных предписаний, относятся приказ, распоряжение, правила, инструкция, положение, решение коллегий (советов), наставление, перечень (подразделений, должностей), табель, норма и порядок. Эти правовые акты, как правило, утверждаются приказами и являются приложениями к ним.

На основании вышеизложенного следует сделать вывод о том, что Приказ ФСБ России от 22 марта 2008 года №110 не содержит такого вида правового акта, как административный регламент. Не определены также особенности их разработки, принятия и направления на государственную регистрацию. На основании анализа положений действующего законодательства Российской Федерации, научной и учебной литературы, ознакомления с правоприменительной практикой ФСБ России и органов безопасности, опроса сотрудников органов безопасности можно сделать вывод о наличии противоречий между современным состоянием научных представлений о значении административных регламентов в правовом регулирования деятельности органов Федеральной службы безопасности и правоприменительной практикой органов Федеральной службы безопасности в данной области.

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности (далее – органы безопасности) имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства и физическую силу (далее – оружие) в достаточно разнообразных ситуациях, количество которых производно от количества обязанностей, возложенных на органы федеральной службы безопасности ст. 12 Федерального закона «О федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ (далее для краткости – Закон о ФСБ). Военнослужащие и в предусмотренных нормативными правовыми актами случаях сотрудники органов безопасности вправе применять оружие в следующих ситуациях:

  • в ходе боевых действий при отражении агрессии, направленной против Российской Федерации;
  • в ходе участия в составе специального воинского контингента по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности;
  • в ходе несения караульной службы;
  • при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время (по правилам, изложенным в ст.ст. 13 и 14 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (далее – УВС ВС РФ) ;
  • при участии в проведении контртеррористической операции;
  • при участии в осуществлении защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации;
  • при осуществлении оперативно-розыскной деятельности (ст. 16 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ);
  • при выполнении задач государственной охраны в соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ;
  • в случае привлечения к обеспечению режима чрезвычайного положения (по правилам, установленным Федеральным законом «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ).

Наряду с многообразием правил, сложилась парадоксальная ситуация – для военнослужащих органов безопасности, которые являются головными при проведении контртеррористической операции, правила применения оружия не установлены. Федеральный закон «О противодействии терроризму» от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма. Во исполнение ст.ст. 6 и 9 данного Федерального закона Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 утверждены три положения о применении оружия и боевой техники Вооруженными Силами Российской Федерации. На военнослужащих органов безопасности действие данных положений не распространяется. Аналогичное положение сложилось и применительно к реализации положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» – правила применения оружия должностными лицами органов безопасности при возникновении необходимости не установлены. Приказ ФСБ России «О порядке выдачи личного табельного оружия на постоянное хранение и ношение, его применения и использования сотрудниками-военнослужащими органов федеральной службы безопасности» от 5 марта 1998 г. № 86 не мог применяться в части установления оснований применения оружия, поскольку ограничивал права и свободы граждан.

На необходимость установления конкретных правил применения оружия органами безопасности было обращено внимание в 2006 г., когда в ст. 14 Закона о ФСБ были внесены изменения, согласно которым военнослужащие органов безопасности «имеют право применять боевую технику, оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации». Тенденция очевидна, если учесть, что до этого текст статьи предписывал сотрудникам применять оружие в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «О милиции». Обоснованность новых требований была связана также с тем, что произошло включение пограничных органов в состав органов федеральной службы безопасности, которое привело к правовой коллизии: пограничные органы как составная часть органов безопасности должны были руководствоваться Законом Российской Федерации «О милиции» и одновременно Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-I.

Таким образом, сложились объективные потребности для законодательного установления правил применения оружия военнослужащими органов безопасности. В целях восполнения обнаруженного дефицита правового регулирования в декабре 2015 г. Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30 декабря 2015 г. № 468-ФЗ (далее – Закон № 468) в Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» и ряд других законодательных актов внесены изменения, значительная часть которых содержит правила применения боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы военнослужащими органов безопасности. Процесс подготовки и принятия изменений и дополнений сопровождался отдельными скандальными заметками в СМИ, вроде: «Госдума разрешила сотрудникам ФСБ стрелять по женщинам» и др. Как и всегда, недовольные противники власти выдергивают слова из контекста и выдают в качестве шокирующей новости уже известную правовую норму, без уточнения условий, предусмотренных законом.

 

1.2 Применение сотрудниками Федеральной службы безопасности оружия в состоянии необходимой обороны, крайней необходимости или задержании лица, совершившего преступление

 

Закон наделяет военнослужащих органов безопасности правом использовать любые подручные средства, однако обусловливает это состоянием необходимой обороны, крайней необходимостью или задержанием лица, совершившего преступление. В анализируемом положении ст. 14 Закона о ФСБ содержится чрезвычайно важное законодательное решение: использование подручных средств требуется осуществлять с учетом требований УК РФ о необходимой обороне, крайней необходимости или задержании лица, но применение оружия по основаниям и в порядке, которые установлены Законом о ФСБ, не связано с обстоятельствами, исключающими преступность деяния.

Это подтверждается положениями абз. 5 рассматриваемой статьи: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации». Военнослужащие органов безопасности, особенно командиры (начальники), отвечающие за подготовку подчиненных к применению оружия, должны знать и учитывать разъяснения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О применении судами законодательства о необходимой обороне и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление» от 27 сентября 2012 г. № 19. Пункт 27 указанного постановления поясняет, что «положения статей 37 и 38 УК Российской Федерации распространяются на сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, которые в связи с исполнением своих служебных обязанностей могут принимать участие в пресечении общественно опасных посягательств или в задержании лица, совершившего преступление. При этом если в результате превышения пределов необходимой обороны или мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, указанные лица совершат убийство или умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, содеянное ими при наличии соответствующих признаков подлежит квалификации по статье 108 или по статье 114 УК Российской Федерации».

Пункт 28 названного постановления содержит разъяснения по оценке действий представителей власти при причинении вреда с применением оружия: «Сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие и иные лица, которым законодательством разрешено применение оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы для исполнения возложенных на них федеральными законами обязанностей, не подлежат уголовной ответственности за причиненный вред, если они действовали в соответствии с требованиями законов, уставов, положений и иных нормативных правовых актов, предусматривающих основания и порядок применения оружия, специальных средств, боевой и специальной техники или физической силы. Не может признаваться преступлением причинение вреда таким лицом, применившим оружие, специальные средства, боевую и специальную технику или физическую силу с нарушением установленного действующим законодательством порядка их применения, если исходя из конкретной обстановки промедление в применении указанных предметов создавало непосредственную опасность для жизни людей или могло повлечь за собой иные тяжкие последствия (экологическую катастрофу, совершение диверсии и т. п.)».

 

ГЛАВА 2. ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ОРУЖИЯ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ БЕЗОПАСТНОСТИ РФ

2.1 Новеллы правового регулирования применения оружия сотрудниками органов Федеральной службы безопасности РФ

 

Для того чтобы познать содержание и направленность новых правовых предписаний, понять, обоснованы ли опасения правозащитников, целесообразно обратиться к первоисточнику – к тексту Закона № 468. Правила, определяющие действия представителей власти с оружием, в научной литературе именуются правовыми основами и включают в себя: основания (случаи и условия) и порядок применения оружия. В новых положениях Закона о ФСБ эти составляющие имеются. Кроме того, следует отметить, что по стилю изложения многие правила аналогичны тем, которые содержатся в Федеральном законе «О полиции».

Статья 1 Закона № 468 посвящена уточнению некоторых положений Закона о границе, регламентирующих основания применения оружия должностными лицами, выполняющими задачи по защите Государственной границы Российской Федерации. Выделяются три новации.

Первая. В ст. 35 Закона о границе появился еще один случай, предусматривающий возможность военнослужащим пограничных органов применять оружие и боевую технику, – совершение физическим лицом террористического акта. Пожалуй, для всех является очевидной общественная опасность террористического акта, как тягчайшего преступления. По этой причине действия любого лица, пресекающего террористический акт, будут признаны правомерными на основании требований ст. 37 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ) «Необходимая оборона» независимо от пола и возраста террориста. По мнению автора, вновь появившееся уточнение по существу не вносит ничего радикального, является лишь напоминанием о праве, принадлежащем военнослужащему.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Вторая. Из ст. 35 Закона о границе исключено положение о том, что военнослужащие «иных органов федеральной службы безопасности», привлекаемые к пограничным поискам, операциям и другим мероприятиям по защите Государственной границы, могут применять оружие и боевую технику в соответствии с требованиями настоящей статьи. Представляется, что данное изъятие обусловлено тем, что военнослужащие и сотрудники органов федеральной службы безопасности непосредственно участвуют в осуществлении пограничной деятельности и поэтому понятие «привлечение к мероприятиям по защите Государственной границы» стало не актуальным. Данное предположение подтверждается ч. 4 ст. 14 Закона о ФСБ в новой редакции: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, участвующие в защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории, применяют боевую технику, оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с Законом Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации»«.

Третья. В ст. 36 Закона о границе уточнено, что с момента вступления в силу рассматриваемых положений законодательства военнослужащие при выполнении обязанностей по защите Государственной границы в пределах приграничной территории, а также по обеспечению собственной безопасности пограничных органов применяют специальные средства (наручники или подручные средства для связывания, резиновые палки, слезоточивые вещества, светозвуковые устройства отвлекающего воздействия, устройства для принудительной остановки транспорта), физическую силу, включая боевые приемы борьбы, и служебных собак в порядке, установленном Федеральным законом «О федеральной службе безопасности». Ранее рекомендовалось пользоваться правилами, установленными Федеральным законом «О полиции». Отметим более лаконичный характер изложения данных правил в Законе о ФСБ, чем в Федеральном законе «О полиции», что скорее является достоинством.

Закон № 468 устанавливает новую редакцию ст. 14 Закона о ФСБ, а также вводит новые статьи – ст.ст. 14.1 – 14.6, преимущественно содержащие правила применения оружия военнослужащими органов безопасности. Принципиально новое в них – законодательное закрепление правил, которые ранее содержались в подзаконных актах.

Прежде всего, обратим внимание на характер изменений ст. 14 Закона о ФСБ. В статье закреплены общие положения о реализации военнослужащими органов безопасности права на применение (выделено авт.) боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы. Для сравнения заметим, что в соответствии с ч. 3 ст. 7.1 Закона о ФСБ «органы федеральной службы безопасности без лицензирования… используют (выделено авт.) боевую технику, боевое ручное стрелковое и холодное оружие, принятое на вооружение органов федеральной службы безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке». В нормативных правовых актах, регламентирующих действия военнослужащих органов безопасности с оружием, выражения «использование оружия» и «применение оружия» имеют разное значение, но иногда рассматриваются как синонимы. По смыслу новых положений используют оружие органы безопасности, а применяют оружие военнослужащие. В то же время в Федеральном законе «О государственной охране» от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ под использованием оружия понимаются те действия, которые в Законе о ФСБ трактуются как применение оружия.

Право на применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы принадлежит исключительно военнослужащим органов федеральной службы безопасности, которые могут это делать лично или в составе подразделения (ранее субъектами применения являлись сотрудники органов безопасности). Командиры (начальники) имеют право отдавать приказы об их применении в случаях и порядке, которые предусмотрены Законом о ФСБ и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации. Прежде всего, это положения ст.ст. 39 – 45 и других статей УВС ВС РФ, ст.ст. 42, 332 УК РФ и др.

В ст. 14.2 Закона о ФСБ, так же как и в Федеральном законе «О полиции», законодательно определен порядок применения оружия, специальных средств и физической силы военнослужащими органов безопасности. При этом сделано два исключения. Первое – указание на то, что при защите Государственной границы Российской Федерации в пределах приграничной территории военнослужащие применяют боевую технику, оружие, специальные средства и физическую силу в соответствии с Законом о границе. А Закон о границе в части установления порядка применения боевой техники, оружия и специальных средств отсылает к постановлениям Правительства Российской Федерации , т. е. к подзаконному акту. Второе – в соответствии с ч. 2 ст. 14 Закона о ФСБ «порядок применения военнослужащими органов федеральной службы безопасности боевой техники определяется Правительством Российской Федерации».

Анализ содержания ст. 14.2 Закона о ФСБ позволяет утверждать, что установлена последовательность действий военнослужащих органов безопасности при возникновении необходимости применения оружия, в соответствии с которой они обязаны:

  1. Предупредить лиц, в отношении которых предполагается применение оружия, о том, что перед ними законные представители власти – сотрудники органов безопасности.
  2. Объявить лицам, в отношении которых предполагается применение оружия, о своем намерении применить оружие. Военнослужащие органов безопасности имеют право не предупреждать о своем намерении применить оружие, если промедление в его применении создаст непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан, сотрудников органов федеральной службы безопасности либо может повлечь иные тяжкие последствия, а также при отражении нападения на объекты, специальные грузы и транспортные средства органов федеральной службы безопасности.
  3. Предоставить лицам, в отношении которых предполагается применение оружия, возможность и время для выполнения законных требований военнослужащего органов безопасности.
  4. Применить оружие с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом военнослужащие органов безопасности обязаны стремиться к минимизации любого ущерба.
  5. Оказать лицам, получившим телесные повреждения в результате применения оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению им медицинской помощи в возможно короткий срок.
  6. Доложить непосредственному начальнику либо руководителю ближайшего органа безопасности о случае применения оружия, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, и не позднее 24 часов с момента появления реальной возможности представить соответствующий рапорт.
  7. Уведомить прокурора о случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения военнослужащими органов безопасности оружия, специальных средств или физической силы в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов.

Данный вариант порядка применения оружия представителями власти, пожалуй, самый краткий. В сравнении с другими в нем отсутствует требование об обязательном производстве предупредительных выстрелов. Но это не означает запрет их производить. Волеизъявление о намерении применить оружие военнослужащий может выражать в любой не запрещенной форме, понятной правонарушителю.

Статья 14.3 Закона о ФСБ называется «Применение оружия», что не в полной мере соответствует ее содержанию, поскольку в ней определены только случаи и дополнительные обстоятельства, которые обусловливают возможность, при наличии случая, применять или не применять оружие. В научной литературе их называют условиями применения оружия. Заметим, что порядок применения оружия содержится в ст. 14.2 названного Закона. При изучении и последующем применении новых положений Закона о ФСБ необходимо учитывать еще одно понятие, встречающееся в данном Законе. В ч. 1 ст. 14.4 Закон о ФСБ, определяя гарантии личной безопасности вооруженных военнослужащих органов безопасности, устанавливает: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности имеют право обнажить оружие и привести его в готовность, если в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные статьей 14.3 настоящего Федерального закона», т. е. Закон о ФСБ ссылается на некие «основания», которые в указанной статье не упоминаются, а есть только случаи и «условия». Значимость точного толкования понятия «основания применения оружия» вытекает из положений ч. 5 ст. 14 Закона о ФСБ: «Военнослужащие органов федеральной службы безопасности не несут ответственность за вред, причиненный лицам и организациям при применении боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы, если применение боевой техники, оружия, специальных средств и физической силы осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом…». Таким образом, некие основания все же необходимо отыскать в законе и предъявить на практике при решении вопроса об ответственности. По мнению автора, для применения оружия необходимо наличие законных оснований, при которых причинение вреда будет обоснованным. По смыслу Закона о ФСБ, руководствуясь логикой, таким правовым основанием являются предусмотренное ст. 14.4 данного Закона противоправное действие (случай) и определенные законом дополнительные обстоятельства, при наличии которых оружие может применяться.

Так, например, в случае посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни или здоровья, и при условии, что совершает его несовершеннолетний, оружие применять запрещено (нет оснований для его применения). Но если посягательство совершает вооруженный несовершеннолетний, то такое обстоятельство, как вооруженность, существенно изменяет условия противодействия. Пресечь вооруженное посягательство без применения оружия сложно либо совсем невозможно. Следовательно, появляется законное основание для применения оружия. Нарушение порядка применения оружия военнослужащим никоим образом не влияет на обоснованность его применения.

Таким образом, основанием применения оружия является обязательное наличие предусмотренного законом случая и условий, определяющих законность его применения. Соотношение данных понятий можно выразить формулой: «случай + условия = основание».


Страницы:   1   2