Меню Услуги

Правовое регулирование социального обслуживания на дому (на примере Челябинской области)

Страницы:   1   

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





Оглавление

 

  • Введение
  • Глава 1 Развитие социального обслуживания незащищённых слоёв населения в Российской Федерации…
  • 1.1 Возникновение социального обслуживания в советское время и в современной России, его направления и функции
  • 1.2 Социальная защита населения Челябинской области: история развития и становления
  • 1.3 Принципы, функции, виды и формы деятельности системы социального обслуживания населения
  • Глава 2 Пожилые граждане и инвалиды как субъекты социального обслуживания на дому в Российской Федерации
  • 2.1 Пожилые люди как субъекты социального обслуживания
  • 2.2 Инвалиды как субъекты социального обслуживания
  • Глава 3 Практические аспекты предоставления социального обслуживания на дому в Челябинской области
  • 3.1 Проблемы социального обслуживания на дому пожилых и инвалидов в Российской Федерации
  • 3.2 Социальное обслуживание на дому незащищённых слоёв населения в Челябинской области
  • Заключение
  • Список используемой литературы и источников

 

Введение

 

Конституция любой страны является ее Основным Законом, так как закрепляет в своих положениях основополагающие принципы и начала политики государства. Как внешней, так и внутренней. И, Конституция России не является в этом смысле исключением. В главе первой Конституции РФ закреплены Основы конституционного строя нашей страны, являющиеся «фундаментом» для построения правового поля России. И одним из «кирпичиков» в этом «фундаменте» стали нормы статьи 7, которые провозглашают, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». И в последующих нормах Конституции РФ данные положения нашли своё развитие в статье 39, где сказано о том, что каждому человеку «гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности. Потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных государством».

Таким образом, исходя из норм, содержащихся в основном законе России, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация, как социальное государство, берёт на себя обязанности по обеспечению достойного уровня жизни определённой категории своих граждан – граждан, наименее защищённых от финансовых катаклизмов, периодически потрясающих экономику не только России, но и всего мира. Это, в первую очередь, пожилые граждане, в силу возраста не имеющие возможности трудиться, инвалиды, несовершеннолетние и иные категории граждан, оставшиеся без материального содержания в связи с потерей кормильца.

И становление социального обслуживания, как системы определённых действий государства в лице его должностных лиц, и системы правовых актов, регулирующих данную, довольно деликатную сферу общественных отношений – это тенденция социальной политики современной России.

В трудах различных исследователей, изучающих вопрос социального обслуживания, сущность его системы трактуется по-разному. Одни авторы склонны рассматривать социальное обслуживание как наиболее современное направление социальной работы, другие авторы считают, что социальное обслуживание представляет собой высокоэффективную социальную технологию, позволяющую помочь гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, решить их затруднения, третьи считают, что социальное обслуживание представляет собой важный сектор социальной сферы. И каждое из вышеперечисленных мнений имеет право на существование.

Понятие «социальное обслуживание», содержащееся в статье 3 Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в РФ», является начальным пунктом формирования всей концепции организации социального обслуживания пожилых людей. Исходя из указанной нормы, социальное обслуживание – это деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам, представляющая собой, как следует из анализа положений указанной нормы, совокупность всего разнообразия социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социальной помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются пожилым гражданам, лицам с ограниченными возможностями (инвалидам) как на дому, так и в специализированных учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности [4].

В трактовке вышеуказанной нормы Закона об основах социального обслуживания граждан в РФ социальные услуги – это деятельность социальных служб по социальной поддержке. Оказанию бытовых, медицинских, психологических, социально-правовых услуг, материальной помощи, проведение социальной реабилитации тех граждан России, которые находятся в трудной жизненной ситуации по разным объективным причинам.

Граждане пожилого возраста (женщины и мужчины от 55 и 60 лет соответственно), инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной помощи в связи с утратой, как полной, так и частичной, возможности самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей ввиду ограничения способности к самообслуживанию вследствие преклонного возраста или болезни, обеспечиваются предоставлением социальных услуг на дому.

Актуальность темы настоящей дипломной работы, исходя из вышесказанного, заключается в том, что изучение и анализ особенностей социальной работы с социально наименее защищёнными категориями граждан, разработка на этой основе наиболее эффективных методов и способов улучшения условий жизнедеятельности указанных категорий граждан, расширения для них возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности является для страны одной из важнейших научно-практических задач.

Предмет изучения данного исследования составляют отношения по управлению процессами предоставления социальных услуг на дому нуждающимся в них гражданам, как в целом в Российской Федерации, так и, в частности, в Челябинской области.

Объектом данной дипломной работы являются нормы, регулирующие социальное обслуживание на дому инвалидов и граждан пожилого возраста в Российской Федерации.

Цель настоящей работы – теоретическое рассмотрение предоставления социальных услуг на дому на примере Челябинской области, выявление проблем в указанной сфере социального обслуживания, и разработка способов повышения эффективности социальной защиты, наименее защищённой категории граждан России.

Для достижения вышеозначенной цели нами были поставлены следующие задачи:

— изучить теоретико-методологические основы предоставления социального обслуживания на дому инвалидов и пожилых;

— проанализировать правовую базу, регулирующую деятельность по предоставлению социального обеспечения, поддержки и защиты инвалидов и пожилых, как федерального, так и регионального уровня с целью выявления пробелов в законодательстве;

— дать понятие «социальное обслуживание»;

— определить объекты социальной деятельности по социальному обслуживанию на дому нуждающихся в данном виде социальной помощи граждан;

— выявить и очертить круг субъектов социального обслуживания на дому.

Теоретическую основу и источники, послужившие базой для написания настоящей дипломной работы, составляют законодательство Российской Федерации, базовая учебная литература, статистические данные.

Структура дипломной работы включает в себя три главы, объединяющие семь подпунктов, заключение, список использованных источников и литературы, четыре приложения.

 

Глава 1 Развитие социального обслуживания незащищённых слоёв населения в Российской Федерации

1.1 Возникновение социального обслуживания в советское время и в современной России, его направления и функции

 

Как уже была сказано нами выше, во введении к данной дипломной работе, понятие и сущность социального обслуживания в разных работах у разных авторов определяется по-разному. Некоторые авторы считают, что сущность социального обслуживания заключается в том, что оно представляет собой высокоэффективную социальную технологию, позволяющую оказать помощь тем людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Другие авторы утверждают, что социальное обслуживание представляет собой современную парадигму социальной работы. Третьи авторы истолковывают сущность социального обслуживания таким образом, что, в их понимании, оно выступает в качестве важного сектора социальной работы.

Как бы странно это ни казалось, но в истории нашей страны, которая в разные времена называлась по-разному, история социальной работы насчитывает не одну сотню лет. Начало этой истории было положено в 988 году, в году, который является поворотной вехой в становлении и развитии Русского государства. Именно в этом году Киевский князь Владимир Святославович, вошедший в историю под прозвищем «Владимир Красно Солнышко», принял христианство по византийскому обряду. И данный факт послужил толчком к развитию благотворительности на Руси, ведь одним из постулатов христианства до сих пор считается помощь ближнему. В период правления Ивана IV Грозного в 1551 году был созван Стоглавый собор, сформулировавший идею государственного призрения. Благотворительностью занимались, и преемники Ивана Грозного: царь Фёдор, последний из рода Рюриковичей; Василий Шуйский, Борис Годунов. Однако идея государственного призрения Стоглавого собора не была реализована ни одним из них. Эпоха «нищелюбия» пришлась на период правления Петра I. По его инициативе при монастырях обучались и содержались сироты и солдаты, открывались госпитали, смирительные дома.

Дальнейшее своё развитие, а также окончательное формирование система государственного призрения получила во времена царствования императрицы Екатерины II Великой. В 1763 году Екатерина II издала Указ об открытии, сначала в Москве, а затем – и в Санкт-Петербурге воспитательного дома. Позднее, в 1773 году, во всех губерниях Российской империи были созданы Приказы публичного призрения, чья основная функция касалась решения вопросов по оказанию помощи нуждающимся.

Дело Екатерины Великой продолжила императрица Мария Фёдоровна, супруга императора Александра III, которая на протяжении всей своей жизни активно занималась благотворительной деятельностью. Именно Мария Фёдоровна возглавляла Ведомства учреждений императрицы Марии (учебные заведения, воспитательные дома, приюты для обездоленных и беззащитных детей, богадельни). В Москве императрица Мария Федоровна возглавила платное училище для мальчиков, которое было основано на средства П.Г. Демидова, одного из членов одной из богатейших семей Российской империи.

Наиболее известными благотворительными заведениями, находившимися под патронажем императрицы, следует назвать такие, как Попечительство о домах трудолюбия и работных домах, Ведомство учреждений Императрицы Марии, Императорское человеколюбивое общество.

В период правления императора Александра III только в Петербурге было основано 10 богоугодных заведений, а в Москве было учреждено 6 попечительских комитетов. И всё это – при самом активном участии Марии Фёдоровны.

Ко второй половине XIX века в России был накоплен достаточно большой опыт социальной помощи нуждающимся. С конца XIX и на начало XX веков только в Москве существовало 628 богоугодных заведений, большая часть которых содержалась на средства купечества Москвы.

На начало XX века в нашей стране было основано 95 % благотворительных обществ, и 82 % всех благотворительных заведений.

В первые годы советской власти деятельность Советского Правительства была направлена на улучшение положения трудящихся масс. 11 декабря 1917 года принимается Положение «О страховании на случай безработицы» [7]. В этот же период выходит Декрет ВЦИК СНК от 22 декабря 1917 года «О страховании на случай болезни».

26 апреля 1918 года Советом Народных Комиссаров был издан Декрет «О преобразовании Народного Комиссариата государственного призрения (НКГП) в Народный Комиссариат социального обеспечения (НКСО)».

Принятие вышеуказанных правовых актов вскоре после октябрьской революции означало, что основой политики нового, советского государства, её стержнем, становились вопросы социального обеспечения трудящихся. В этот же исторический период начала формироваться доступная и безвозмездная система медицинского обслуживания населения.

В 1923 году стали появляться кооперативные организации, в которых работали инвалиды, в 1925 году было образовано Всероссийское общество слепых и глухонемых.

В 1928 году Советской властью были учреждены пенсии о старости для трудящихся текстильной промышленности, в 1929 годы были установлены такие же пенсии для работников тяжёлой промышленности и транспорта.

26 июня 1941 года, всего через несколько дней после начала самой страшной войны в истории нашего народа, нашей страны, был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» [9]. В 1944 году, в июле, были увеличены льготы для матерей и беременных.

В середине 70-х годов XX века наступил очередной период активного развития системы социального обслуживания. В данной сфере, кроме стационарных учреждений социального обслуживания, появляется новый вид обслуживания. А именно – социально-бытовое обслуживание нетрудоспособных граждан на дому. Были созданы специальные отделения социальной помощи на дому для одиноких нетрудоспособных граждан при районных отделах социального обеспечения местных органов исполнительной власти. Дальнейшее развитие и расширение получила также система социальной реабилитации инвалидов (от домов-интернатов до протезирования и их трудоустройства).

В середине 80- годов прошлого века произошли некоторые изменения и в пенсионном обеспечении граждан – был увеличен размер пенсии по возрасту за непрерывный стаж с 10 до 20% рабочим и служащим, которые проработали на одном предприятии, или в одной организации не менее 25 лет. Была введена скидка на приобретение лекарств пенсионерам в размере 50%. В этот же период вводится частично оплачиваемый отпуск по уходу за детьми для женщин.

В начале 90-годов прошлого же века Правительством был разработан целый комплекс неотложных мер, направленных на выход государства из политического, экономического и социального кризиса, в который страна была ввергнута в результате известных событий того периода. В это же время проводится разработка социальных и экономических программ. С 1990-х годов реализацию всех мер, предпринятых Правительством в сфере социального обслуживания, осуществляло Министерство социальной защиты. В настоящее время оно носит название Министерство здравоохранения и социального развития (Миндздравсоцразвития) Российской Федерации.

Социальная работа стала считаться профессией, появился перечень новых специальностей – социальный педагог, социальный работник, специалист по социальной работе. Этому способствовало решение Государственного комитета по труду и социальным вопросам № 92, принятое 23 апреля 1991 года.

И теперь ежегодно, 8 июля отмечается день социального работника, который был установлен Указом Президента РФ от 27 октября 2000 «О дне социального работника» [5]. Выбор именно этой даты связан с историей социальной работы в России. Именно 8 июля 1701 года царём Петром I был подписан Указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых».

Ранее мы говорили о том, что Российская Федерация, в соответствии с Конституцией 1993 года, провозглашена социальным государством, наиболее характерные черты которого отражены в социальной политике, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека [1].

Социально незащищёнными слоями населения, которые нуждаются в социальной поддержке со стороны общества и государства, Правительства, являются: семьи, потерявшие кормильца, семьи с минимальным денежным доходом на каждого члена семьи, матери-одиночки, пожилые граждане, инвалиды, студенты, живущие на стипендию, пенсионеры, получающие маленькую пенсию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, незаконного преследования и социальных конфликтов.

В настоящее время система социального обслуживания населения в Российской Федерации действует на основании Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [4].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




В соответствии со статьей 20 вышеуказанного Закона законодательно определена государственная система социальных услуг, состоящая из следующих видов:

— социально-правовые, направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе – бесплатных, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

— социально-трудовые. Направлены на оказание помощи в трудоустройстве и решении иных проблем, связанных с трудовой адаптацией;

— социально-медицинские, направлены на поддержание и сохранение здоровья, путём организации ухода, систематического наблюдения за получателями социальных услуг и пр.;

— социально-психологические услуги, заключаются в оказании помощи в коррекции психологического состояния и иных услуг в этой области;

— социально-педагогические, выражаются в осуществлении профилактики отклонений в поведении и развитии личности получателей данного вида услуг, оказание помощи семье в воспитании детей;

— услуги, направленные на повышение коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения в жизнедеятельности, в том числе – детей-инвалидов;

— срочные социальные услуги.

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека, уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека (ст. 4 Закона об основах социального обслуживания).

Принципы, на которых основывается социальное обслуживание, так же закреплены в названном Законе, и ими являются следующие принципы:

— равный и свободный доступ граждан к социальному обслуживанию, независимо от их возраста, пола, расы, языка, национальности и т.д.;

— адресность предоставления социальных услуг;

— добровольность;

— сохранение привычной благоприятной привычной среды для проживания человека;

— приближённость поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей этих услуг, достаточность кадровых, информационных и финансовых ресурсов у поставщиков социальных услуг, и т.д.;

— конфиденциальность [4].

Формы государственной помощи в сфере социальных услуг двух видов: денежные выплаты (социальные пособия, компенсации, субсидии, иные выплаты), и натуральная помощь (предоставление одежды, обуви, продуктов питания, медикаментов, топлива и т.д.).

В целях оказания адресной, дифференцированной помощи нуждающимся социальная поддержка осуществляется за счёт предприятий, организаций, органов местного самоуправления, внебюджетных и благотворительных фондов.

В период кризисных явлений, присущих рыночной экономике, из-за инфляции, вызывающей рост цен на жизненно необходимые продукты, лекарства, из-за увеличивающейся безработицы особенно остро встаёт проблема социального обслуживания населения. Для предотвращения катастрофического обнищания населения, а особенно – наименее защищённых его слоёв, из-за растущих цен на товары и услуги, частично Правительством, руководством страны применяется индексация доходов граждан. Индексация доходов означает, что при росте розничных цен соразмерно будут увеличиваться пенсии, стипендии, заработная плата и иные виды доходов [16, с. 15].

Важнейшей составной частью социального обслуживания населения является система органов социальной работы. В системе социального обслуживания населения объектами управления являются организации и учреждения, трудовые и учебные коллективы, входящие в эту систему, отношения между людьми. Основной цель данной деятельности является проведение социальной политики государства, установление и упорядочение связей между различными уровнями системы социального обслуживания, призванной формировать социальные отношения в российском обществе, оказывать помощь нуждающимся в обеспечении потенциальными жизненными благами, развития экономической их самостоятельности.

Основными уровнями социальной работы в России являются: федеральный уровень, региональный уровень, уровень трудового коллектива предприятия, негосударственные общественные организации и фонды [27].

В правовой поле современной России, регулирующем данную сферу общественных отношений, можно выделить четыре основных направления социального обслуживания населения:

1) Социальная защита детей, детства и отрочества, направленная на развитие детей, улучшение условий их жизни, независимо от того, в какой семьи они растут, возможность для них иметь наилучшие условия для сохранения здоровья, получения ими доступного образования, дошкольного и школьного воспитания, гармоничного духовно-нравственного развития, реализации своих способностей;

2) социальная защита трудоспособного населения, призванная создать условия, обеспечивающие баланс прав, интересов и обязанностей граждан, когда человек сможет в полной мере реализовать способность к экономической самостоятельности, не ущемляя при этом интересы других граждан;

3) социальное обслуживание нетрудоспособных граждан, которое направлено на гуманизацию всех сфер жизни данной группы людей. Как гласят положения Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов – это система гарантированных государством социальных, экономических и правовых мер, направленных на создание инвалидам равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, и преодоления ими ограничения жизнедеятельности [2];

4) социальное обслуживание семьи. Которое направлено на обеспечение эффективной профилактики социальных рисков и способствование сохранению института семьи в целом.

Нормативно-правовые основы социальной защиты населения Российской Федерации определяют организацию осуществления всех перечисленных выше направлений социального обслуживания населения в России.

 

1.2 Социальная защита населения Челябинской области: история развития и становления

 

В Челябинской области начало развитию системы социальной защиты населения положило Постановление № 7 губернского революционного комитета от 11 августа 1919 года о создании отдела труда Челябинского губкома [28]. Одним из его структурных подразделений стал подотдел социального обеспечения и охраны труда.

В последствии, в июле 1920 года, в результате структурных изменений, последовавших за изданием Постановления президиума губернского исполкома, отдел труда Челябинского губернского комитета был разделен на два самостоятельных отдела:

— отдел труда;

— отдел социального обеспечения.

С этого момента социальное обеспечение в Челябинской области стало самостоятельным. На тот момент основными задачами социальной работы в области стали пенсионное обеспечение престарелых и инвалидов, формирование системы пособий по болезни и их выплата, государственная охрана и защита материнства и детства, помощь гражданам, вышедшим на пенсию.

В свою очередь, отдел социального обеспечения Челябинского губкома состоял из следующих подотделов:

— финансово-счётный;

— подотдел пенсий и пособий;

— подотдел пайка;

— подотдел материнства и младенчества;

— инвалидный подотдел;

— подотдел по устройству мастерских для инвалидов и стариков;

— организационно-инструкторский подотдел;

— подотдел социального страхования;

— хозяйственный подотдел.

В 1923 году Челябинская губерния была упразднена на основании Постановления ВЦИК от 03.11.1923 года «О введении в действие Положения об Уральской области». Челябинская губерния вошла в состав Уральской области в качестве Челябинского округа [8].

К 1935-м годам прошлого столетия в подчинении Челябинского отдела социального обеспечения находилось 9 домов-интернатов, 2 детских дома, 1 профессиональная школа для инвалидов [30].

К началу 90-х годов XX века на территории нашей области была создана довольно внушительная сеть учреждений социального обслуживания, включающая в себя:

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

а) стационарные учреждения, в том числе:

— 4 детских дома – интерната;

— 2 профессионально-технических училища;

— 12 домов-интернатов для престарелых и инвалидов;

б) 2 территориальных центра социального обслуживания с отделениями дневного пребывания на 100 мест. При центрах было организовано и действовало 18 отделений социальной помощи нуждающимся в ней на дому.

Помимо этого, шестьдесят семь подобных отделений было создано при отделах социального обеспечения на местах, и два – при иных организациях. Все вышеназванные учреждения социального обслуживания Челябинской области в совокупности обслуживали на указанный момент 8 143 жителей области.

28.11.1991 года был издан Указ Президента РСФСР № 242 (на настоящий момент он утратил силу) «О реорганизации центральных органов государственного управления РСФСР» [10], во исполнение которого управление социального обеспечения Челябинской области было преобразовано в Управление социальной защиты населения Челябинской области, затем, впоследствии, на основании Постановления Главы администрации от 20.01.1993 № 14 оно было реорганизовано в Главное управление социальной защиты населения Челябинской области [11].

В Челябинской области действовало:

— 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей;

— 5 психоневрологических интернатов;

— областной реабилитационный детский центр;

— 22 специализированных центра;

— 2 профессиональных училища;

— областной реабилитационно-физкультурный центр инвалидов «Импульс»;

— 2 центра психологической помощи «Телефон доверия».

В 2004 году Главное Управление социальной защиты населения Челябинской области было реорганизовано в Министерство социальных отношений Челябинской области [6].

В настоящее время на данном этапе становления и развития системы социального обслуживания населения, главнейшей целью, стратегическим направлением деятельности Министерства социальных отношений Челябинской области является повышение уровня и качества жизни жителей области, нуждающихся в помощи государства и общества.

Деятельность Министерства, направленная на достижение указанной цели, осуществляется в русле двух направлений.

Первое из них – повышение уровня доходов населения. Для решения этой задачи осуществляется деятельность по организации предоставления мер социальной поддержки, включающая в себя:

  • выплату пособий;
  • выплату компенсаций;
  • предоставление установленных государством льгот и т.д.

Второе направление этой деятельности заключается в улучшении качества жизни пожилых граждан, лиц с ограниченными возможностями, неблагополучных семей с детьми и детей, оставшихся без попечения родителей. Работа в этом направлении осуществляется в следующих видах:

— повышение доступности и качества социальных услуг;

— совершенствование системы социального обслуживания населения, в том числе – пожилых и инвалидов;

— совершенствование профилактической деятельности, направленной на предотвращение социального сиротства, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

В настоящее время система социальной защиты населения Челябинской области представляет собой разветвлённую сеть учреждений, оказывающих услуги населению области в данной сфере, включающую в себя:

— 50 управлений социальной защиты населения на местах;

— 55 домов для детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей;

— 23 социально-реабилитационных центра для нуждающихся в реабилитации и помощи государства несовершеннолетних;

— 50 комплексных центров социального обслуживания населения;

— 6 домов-интернатов для пожилых и инвалидов;

— 8 муниципальных домов-интернатов для пожилых граждан области и инвалидов малой вместимости;

— 2 геронтологических центра;

— 3 центра реабилитации для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности;

— 7 психоневрологических диспансеров;

— 2детских дома для детей с умственными отклонениями в развитии;

— 1 профессиональное училище для инвалидов.

Штат сотрудников, на профессиональной основе осуществляющих деятельность по оказанию социальной помощи населению Челябинской области довольно внушителен – 15 000 человек.

Количество жителей области, так или иначе связанных с системой социальной защиты населения Челябинской области, либо в качестве получателя мер социальной поддержки, либо – в качестве потребителя социальных услуг, а это – почти каждый третий житель области, позволяет нам утверждать, что социальная защита и социальная помощь государства нуждающимся в них людям составляет объёмный пласт общественной жизни.

 

1.3 Принципы, функции, виды и формы деятельности системы социального обслуживания населения

 

Для осуществления социального обслуживания в Российской Федерации создана обширная система социальных служб. Понятие «социальная служба» является одним из основных понятий социального обслуживания, и определяется наукой социального права как система государственных и негосударственных учреждений и организаций, осуществляющих социальную деятельность по оказанию социальных помощи и услуг нуждающимся в них гражданам страны.

Свою деятельность социальная служба осуществляет по двум направлениям: социальная помощь и социальная защита. Реализация этой деятельности базируется на следующих подходах:

— помощь носит реинтегрирующий характер;

— осуществление индивидуального подхода при оказании помощи к нуждам потребителя;

— принцип субсидиарности является основой оказания социальной помощи;

— со стороны получателя помощи должна проявляться деятельная активность;

— механизм социальной помощи «включается» только в том случае, если исчерпаны были все иные способы поддержки (моральные, правовые, психологические и иные) [15, с. 95].

Социальная служба, как организованная система, включает в себя государственную, муниципальную и негосударственную социальные службы.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

В свою очередь, государственная социальная служба включает в себя органы исполнительной власти РФ и её субъектов, учреждения и предприятия социального обслуживания, в чью компетенцию входят организация и осуществление социального обслуживания.

Муниципальная социальная служба, представляющая из себя также внутренне организованную систему, состоит из органов местного самоуправления на местах, в муниципальных образованиях, учреждений и предприятий, компетентных в области организации и осуществления социального обслуживания.

Негосударственная социальная служба объединяет учреждения и предприятия социального обслуживания, создаваемые общественными, религиозными, благотворительными и иными негосударственными организациями, и частными лицами.

В системе помощи получателю данного вида социального обеспечения можно выделить следующие моменты:

а) функцию социальной помощи, включающую:

— профилактику бедности (создание таких условий для данной категории граждан, при которых они самостоятельно могут обеспечить своё благополучие, в частности – развитие семейного предпринимательства);

— выявление, учёт семей, отдельных лиц, наиболее нуждающихся в социальной поддержке (материальная помощь, предоставление жилья нуждающимся);

— содействие развитию нетрадиционных форм дошкольного, школьного и внешкольного воспитания и обучения;

— организация пребывания детей, оставшихся без попечения родителей, вне семьи, последующее устройство таких детей в специализированные детские учреждения, под опеку, усыновление;

б) функцию консультирования, охватывающую следующие виды:

— консультирование специалистов в разных сферах;

— подготовка молодых людей к созданию семьи, браку, осознанному родительству;

— участие в подготовке молодёжи к выбору профессии;

в) функцию социального корректирования и реабилитации, включающую в себя:

— медико-социальную реабилитацию, реабилитацию детей, подростков с ограниченными возможностями и помощь семьям, где они воспитываются, в этом вопросе;

— социальную медико-психологическую реабилитацию безнадзорных несовершеннолетних, детей и подростков с отклоняющимся (девиантным) поведением, детей, оставшихся вне семьи;

г) функцию информирования населения, изучения социальных нужд населения, которая осуществляется по трём направлениям:

— предоставление необходимой информации как потребителям социальных услуг и получателям социальной помощи, так и потенциальным клиентам, могущей помочь в решении их сложной жизненной ситуации;

— распространение педагогических, медико-психологических знаний среди населения;

— изучение специалистами по социальной работе потребностей своих клиентов, анализ социальных проблем с помощью научных организаций;

д) функцию по преодолению социальных конфликтов и стихийных бедствий:

— разработка и внедрение чрезвычайных программ с участием специалистов социальной службы;

— формирование бригад социальных работников и бригад с их участием, в рамках спасательных служб, организуемых на федеральных, региональных уровнях.

В 2013 году был принят Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», определивший основные направления социального обслуживания населения России, каковыми являются следующие направления:

«…- предоставление гражданам материальной помощи в виде денежных средств, продуктов и т.д., находящимся в трудной жизненной ситуации, а также предоставление технических средств реабилитации инвалидов, специальных транспортных средств для лиц нуждающихся в постороннем уходе;

— осуществление социального обслуживания на дому, путем предоставления социальных услуг лицам нуждающихся в постороннем или временном нестационарном социальном обслуживании;

— осуществление социального обслуживания в стационарных учреждениях, путем предоставления социальных услуг гражданам, которые утратили способность к самообслуживанию частично или полностью и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение медицинского, социального и психологического характера, ухода, питания и организации посильной трудовой деятельности, досуга и отдыха;

— предоставление в специализированных учреждениях социального обслуживания, временного приюта гражданам без определенного места жительства, гражданам которые оказались в трудной жизненной ситуации, детям – сиротам, безнадзорным несовершеннолетним детям и т. д.;

— организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания с предоставлением социально – медицинского и иных видов обслуживания гражданам пожилого возраста, инвалидам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, и иным лицам, находящимся в тяжелой трудной ситуации в том числе и несовершеннолетним;

— консультативная помощь гражданам по вопросам социально – правовой защиты, психологической помощи и социально – бытового и медицинского обеспечения жизнедеятельности;

— реабилитационные услуги гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, нуждающимся в социальной, психологической и профессиональной реабилитации» [4].

Принципы, на которых осуществляется социальное обслуживание в Российской Федерации, закреплены в законодательстве страны. Это принципы:

— доступности;

— добровольности;

— доброжелательности, гуманности и соблюдения конфиденциальности;

— равных возможностей граждан, независимо от пола, возраста и национальности;

— содействия социальной адаптации с опорой на собственные силы;

— профилактической направленности;

— законности, с учётом международных стандартов социального обслуживания [21, с. 144].

Формирование социальной службы осуществляется на основе справедливости, гуманизма, законности, демократизма. Для всей системы социальной службы общие принципы являются едиными. И последовательной, и целостной эту систему делает повсеместное следование данным принципам:

— принцип приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг и помощи гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, означает, что государство обеспечивает права личности, честь и свободу, защищает ее от разного рода посягательств. Оно обеспечивает систему социальной службы финансами, необходимыми материалами, кадровыми средствами, определяет обязанности учреждений, органов управления и работников социальной службы;

— принцип опоры на общественное участие означает, что необходимым звеном в работе социальных служб и управления ими является общественная составляющая;

— принцип территориальности означает, что социальная служба сильно приближена к населению, и поэтому в максимальной степени приближена к непосредственному пользованию;

— принцип информированности означает, что органы управления и учреждения социальной службы имеют право на получение от общественных и государственных органов сведений по мотивированному запросу, которые необходимы для их функций и помощи клиентам.

Функции управления по вопросам социального обслуживания населения на местах осуществляют органы социальной защиты населения (ОСЗН), строящие свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, государственными службами по делам молодёжи и занятости, а также с религиозными, благотворительными и общественными организациями и фондами [20, с. 28].


Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Страницы:   1