1 2
2. АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА СОЦИАЛЬНУЮ ЗАЩИТУ СЕМЕЙ В САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Новые меры социальной поддержки в Сахалинской области
Новые меры социальной поддержки при рождении первого ребенка, введенные в 2021 году:
А) детские пособия в Сахалинской области.
Ежемесячная денежная выплата на обеспечение полноценным питанием беременных женщин – 2523.
Предоставляется только, если среднедушевой доход не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума в Сахалинской области.
Единовременная денежная выплата молодым малоимущим семьям, в которых родился ребенок, на компенсацию затрат, связанных с приобретением коляски и комплекта для новорожденных.
В размере фактически понесенных расходов, но не более:
10 000 – на приобретение товаров для новорожденного;
20 000 – на приобретение детской коляски.
Единовременная денежная выплата при рождении первого ребенка – 54 444.
Предоставляется только, если среднедушевой доход не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума в Сахалинской области.
Единовременная денежная выплата на компенсацию расходов, связанных с погашением ипотечного жилищного кредита, семьям в случае рождения (усыновления, удочерения) второго ребенка – 266 194.
Ежемесячной денежной выплаты на обеспечение полноценным питанием детей до трех лет:
К 1,4 К 1,6 – 2 523;
К 2,0 – 5 046.
Предоставляется только, если среднедушевой доход не превышает полуторакратной величины прожиточного минимума в Сахалинской области.
Ежемесячное пособие на ребенка в возрасте до 18 лет. Предоставляется малоимущим семьям.
К 1,4
664 – базовый размер
2 651 – на детей одиноких матерей
996 – на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, и на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
К 1,6
758 – базовый размер
3 032 – на детей одиноких матерей
1 137 – на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, и на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
К 2,0
948 – базовый размер
3 784 – на детей одиноких матерей
1 422 – на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно, и на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву
Б) единовременная денежная выплата малоимущей семье:
утрата или повреждение имущества вследствие стихийных бедствий, катастроф, аварии, пожара либо иных обстоятельств чрезвычайного характера, а также хищения имущества – 50 000 руб.;
предоставление медицинских услуг, помимо оказываемых в рамках областной Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации, проживающим на территории Сахалинской области, бесплатной медицинской помощи — в размере фактически понесенных расходов, но не более 30 000 руб.;
выезд на лечение за пределы Сахалинской области по направлению министерства здравоохранения Сахалинской области – 15 000 руб.;
приобретение топлива (для проживающих в домах, не имеющих центрального отопления), теплой одежды и обуви, предметов домашней обстановки и обихода — предоставляется на семью в течение календарного года по одному или нескольким основаниям, указанным выше, на сумму, не превышающую 30 000 руб.;
единовременная денежная выплата на приобретение одежды обучающихся — предоставляется в течение календарного года однократно на каждого обучающегося ребенка в размере фактически понесенных расходов, но не более 10 000 руб.
В) государственная социальная помощь на основании социального контракта малоимущей семье.
Размер ежемесячной денежной выплаты определяется с учетом мероприятий программы социальной адаптации в пределах разницы между совокупной величиной прожиточного минимума семьи в Сахалинской области и совокупным доходом семьи. При этом размер ежемесячной денежной выплаты не может быть ниже 5 000 руб. и выше 20 000 руб. на семью.
Ежемесячная денежная выплата многодетной семье на каждого ребенка, совместно проживающего с родителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, на детей, обучающихся в профессиональных образовательных организациях или высшего образования по очной форме обучения, не проживающих совместно с родителями, опекунами, попечителями, приемными родителями, — до окончания ими обучения, но не более чем до 23 лет – 2 551.
Ежемесячная денежная выплата малоимущей семье в случае рождения третьего ребенка или последующих детей. Прожиточный минимум на детей в Сахалинской области
Ежемесячная выплата семьям, воспитывающим первых (вторых) детей в возрасте от полутора до трех лет, не посещающих дошкольные организации – 17 300 (в размере прожиточного минимума для детей, установленном в Сахалинской области за второй квартал предшествующего года).
Бесплатное предоставление земельных участков в собственность многодетным семьям – от 0,06 га до 0,2 га.
Единовременная денежная выплата при одновременном рождении трех и более детей – 1 000 000.
Единовременная социальная выплата в размере 50% стоимости приобретаемого жилого помещения или расходов на его строительство на территории Сахалинской области при рождении третьего ребенка или последующих детей – 2 000 000.
Г) дополнительные меры социальной поддержки семьям, имеющим детей-инвалидов.
Компенсация стоимости услуг по установке телефона;
Единовременная адресная социальная помощь родителю (усыновителю, опекуну, попечителю), сопровождающему ребенка-инвалида (детей-инвалидов) на лечение (реабилитацию, консультацию, обследование) один раз в год в медицинские организации, расположенные за пределами Сахалинской области на территории Российской Федерации – в размере фактически расходов до 128 000 руб.;
Оплата за обучение и содержание в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации III — IV вида детей-инвалидов с нарушением зрения;
Компенсация стоимости проезда к месту обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной организации III — IV вида и обратно (для детей-инвалидов с нарушением зрения, а также лиц, их сопровождающих) — не более четырех раз в год одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), сопровождающему ребенка-инвалида, в размере фактически понесенных расходов;
Ежемесячная компенсация фактических расходов за самостоятельно приобретенные энтеральные смеси, но не более чем 53 000 руб. в месяц на одного ребенка;
Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения на территории Сахалинской области – исходя из 42 кв.м на семью из 2 чел., из 18 кв.м на каждого члена семьи состоящей из 3-х и более чел.;
Единовременная адресная социальная выплата родителю (усыновителю, опекуну, попечителю), сопровождающему ребенка-инвалида (детей-инвалидов) при выезде на лечение (реабилитацию, консультацию, обследование) один раз в год в учреждения (организации), расположенные в городе Южно-Сахалинске и подведомственные органам исполнительной власти Сахалинской области – до 50 000 руб.;
Компенсация стоимости проезда к месту обучения и обратно один раз в год детям-инвалидам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Сахалинской области;
Ежемесячная стипендия (для детей-инвалидов, обучающихся в профессиональных образовательных организациях или высшего образования, расположенных на территории Сахалинской области, при отсутствии академической задолженности) – 1 903 руб.
Ежемесячная стипендия детям-инвалидам, а также детям, оба родителя которых являются инвалидами или один из родителей является инвалидом и самостоятельно воспитывает детей (ребенка), при условии отсутствия академической задолженности в профессиональных образовательных организациях или образовательных организациях высшего образования, расположенных на территории Сахалинской области – 1 973.
Социальная поддержка матерей, награжденных медалью Сахалинской области «Материнская слава»:
29 472 — единовременное материальное вознаграждение;
2 951 — ежемесячное социальное пособие по достижении возраста 50 лет.
Единовременная социальная помощь студенческой семье – 57 438.
Ежемесячная социальная помощь студенческой семье. В размере величины прожиточного минимума на детей в Сахалинской области
Дополнительная адресная социальная поддержка молодой семьи, имеющей ребенка (детей), в приобретении жилого помещения в случае предоставления ей жилого помещения взамен признанного непригодным для проживания площадью менее социальной нормы предоставления жилья в размере 18 кв. метров на одного члена семьи. Приобретение жилого помещения по социальной норме.
Д) федеральный и региональный материнский (семейный) капитал.
Материнский капитал (федеральный)
483 881,83 — если право на материнский капитал возникло до 01.01.2020
483 881,83 — на первого ребенка в случае его рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020. Материнский капитал увеличивается на 155 550 рублей, в случае рождения (усыновления) второго ребенка начиная с 01.01.2020 при условии, что первый ребенок был рожден (усыновлен) не ранее 01.01.2020 (итого — 639 431,83 рублей)
639 431,83 -на второго или третьего ребенка или последующих детей в случае его (их) рождения (усыновления) начиная с 01.01.2020 при условии, что ранее право на материнский капитал не возникало.
Ежемесячная выплата из средств материнского капитала на второго ребенка (до 1,5 лет)
17 300 — Региональный прожиточный минимум в Сахалинской области для детей за 2 квартал 2020 г
Региональный материнский (семейный) капитал в Сахалинской области:
204 263 – при рождении (усыновлении) второго и последующих детей, с 1 января 2011 до 31.12.2019 года;
150 000 – для женщин в возрасте от 19 до 25 лет включительно, родивших первого ребенка начиная с 1 января 2018 года;
250 000 – в случае рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей после 31 декабря 2019 года.
Е) выплаты усыновителям, опекунам и приемным родителям в Сахалинской области.( см. Приложение № 12)
Единовременная денежная выплата при усыновлении (удочерении) – 710 000 (на каждого ребенка)
Единовременная денежная выплата при усыновлении (удочерении) ребенка-инвалида – 1 149 000 (на каждого ребенка)
Единовременная денежная выплата на приобретение жилого помещения при усыновлении (удочерении) ребенка-инвалида. Исходя из норматива:
42 кв.м на семью из 2 чел.
18 кв.м на каждого члена семьи состоящей из 3-х и более чел.
В составе семьи для расчета выплаты учитываются супруги (усыновители) либо единственный родитель (усыновитель) и их несовершеннолетние дети, в том числе усыновленные.
Единовременная денежная выплата опекунам (попечителям), приемным родителям на приобретение мебели – 100 000.
Ежемесячная денежная выплата на ребёнка (до 18 лет), находящегося под опекой (попечительством), в приёмной семье.
К 1,4
13 646,97
20 470,46 – ребенок-инвалид
К 1,6
15 596,54
23 394,81 – ребенок-инвалид
К 2,0
19 495,68
29 243,52 – ребенок-инвалид
Ежемесячная денежная выплата на ребёнка (по достижении возраста 18 лет в случае продолжения обучения в общеобразовательной организации по очной форме), находящегося под опекой (попечительством), в приёмной семье
К 1,4 – 20 470,46
К 1,6 – 23 394,81
К 2,0 – 29 243,52
Ежемесячное вознаграждение приёмному родителю. В размере величины прожиточного минимума в Сахалинской области (за воспитание каждого приемного ребенка). Вознаграждение увеличивается на 0,5 размера величины прожиточного минимума в Сахалинской области за воспитание каждого приемного ребенка:
не достигшего трехлетнего возраста;
с отклонениями в развитии;
имеющего инвалидность.
Ж) федеральные детские выплаты в Сахалинской области в 2021 г
Пособия рассчитаны исходя из коэффициента инфляции 4,9 % (Постановление Правительства РФ № 73 от 28 января 2021 года «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году»).
Часть пособий зависит от федерального МРОТ, который с 1 января 2021 года равен 12 792 рубля в месяц (Федеральный закон от 29.12.2020 № 473-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В январе 2021 г федеральные детские пособия в Сахалинской области выплачиваются в тех же размерах, что и в 2020 г
З) пособия по беременности и родам.
Единовременное пособие по беременности и родам, работающим женщинам — Зависит от зарплаты.
Единовременное пособие работающим женщинам за постановку на учет в ранние сроки беременности:
К 1,4 — 991,53;
К 1,6 — 1 133,17;
К 2,0 — 1 416,46.
Единовременное пособие по беременности и родам, в месяц:
К 1,4 — 991,53;
К 1,6 — 1 133,17;
К 2,0 — 1 416,46.
Пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности:
К 1,4 — 991,53;
К 1,6 — 1 133,17;
К 2,0 — 1 416,46.
Условия труда беременных женщин. Это снижение норм выработки, сокращение рабочего времени, запрет на увольнение и другие поблажки
Родовой сертификат (положен всем женщинам) — на сумму 12000 рублей.
Родовой сертификат позволяет женщине выбрать медицинское учреждение, где она будет наблюдаться во время беременности, рожать, наблюдать ребенка.
И) детские пособия
Единовременное пособие при рождении ребенка
К 1,4 — 26 440,85;
К 1,6 — 30 218,12;
К 2,0 — 37 772,64.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет работающим женщинам — Зависит от зарплаты
Минимальное ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет:
К 1,4 — 9 915,99;
К 1,6 — 11 332,56;
К 2,0 — 14 165,70.
Ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (до 1,5 лет)
17 300 — Региональный прожиточный минимум в Сахалинской области для детей за 2 квартал 2020 г
Ежемесячная компенсационная выплата матерям, имеющим детей в возрасте до трех лет (за счет средств работодателя)
К 1,4 — 70;
К 1,6 — 80;
К 2,0 — 100.
С 2020 года данная выплата отменена. Право на ее получение осталось у следующих граждан:
которым выплата была назначена до 01.01.2020 года;
находящимся в отпуске по уходу за ребенком родившимся не позднее 31.12.2019 года (речь идет о родственниках фактически осуществляющим уход за ребенком и женщинах — военнослужащих).
Ежемесячная выплата на детей от 3 до 7 лет — 8 650 (50% регионального прожиточного минимума в Сахалинской области для детей за 2 квартал 2020 г).
Выплачивается из федерального и регионального бюджета, если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации за 2 квартал 2020 года.
Единовременное денежное поощрение лиц, награждаемых орденом «Родительская слава» — 100 000
К) пособия женам и детям военнослужащих.
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву:
К 1,4 — 41 871,84;
К 1,6 — 47 853,53;
К 2,0 — 59 816,92.
Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву:
К 1,4 — 17 945,07;
К 1,6 — 20 508,65;
К 2,0 — 25 635,82.
Ежемесячное пособие детям военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших (умерших), пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей. Назначение пособия осуществляется пенсионными органами Министерства внутренних дел РФ по месту получения пенсии по случаю потери кормильца.:
К 1,4 — 3 592,30;
К 1,6 — 4 105,49;
К 2,0 — 5 131,86.
Ежегодное пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей военнослужащих по призыву и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, погибших в связи с выполнением задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике (на тер. Северного Кавказа) — 27 224,52
Л) выплаты усыновителям, опекунам и приемным родителям.
Единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью
При всех формах устройства:
К 1,4 — 26 440,85;
К 1,6 — 30 218,12;
К 2,0 — 37 772,64.
При усыновлении ребенка-инвалида, ребенка в возрасте старше 7 лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами:
К 1,4 — 202 029,62;
К 1,6 — 230 890,99;
К 2,0 — 288 613,74.
2.2 Понятие «многодетная семья», проблемы социального обеспечения и пути их решения
Понятие многодетности не остается неизменным. Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей», принятым в целях проведения целенаправленной и адресной политики в условиях либерализации цен, субъектам РФ было предложено с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона определить категории семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке. Согласно региональному законодательству многодетной именуется семья, имеющая трех и более детей в возрасте до 16 (18) лет. Следовательно, если в такой семье со временем остаются несовершеннолетними лишь двое детей, она утрачивает статус многодетной. Таким образом, в настоящее время в России для признания семьи многодетной достаточно трех детей, хотя совсем недавно советские и российские демографы различали мало-, средне- и многодетные семьи.
Перевод регулирования социальной сферы с федерального на региональный уровень неблагоприятно сказывается на материальном положении многодетных семей. Так, с 2005 г. в развитие ч. 1 ст. 38 и п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ социальная поддержка многодетных семей была передана в ведение субъектов РФ, подавляющее большинство которых приняло в 2004 — 2009 гг. свои законы, реализующие рекомендации вышеназванного Указа Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 в части перечня предоставляемых им льгот. Дублируя положения Указа, региональные нормативные правовые акты предусматривают, как правило, следующие меры:
скидку в размере не ниже 30% установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости приобретаемого топлива;
бесплатную выдачу лекарств (по рецептам врачей) для детей в возрасте до шести лет;
бесплатный проезд учащихся общеобразовательных школ на внутригородском транспорте и в автобусах пригородных и внутрирайонных линий;
первоочередной прием детей в дошкольные учреждения;
бесплатные завтраки и обеды для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
бесплатное обеспечение школьной формой (заменяющим ее комплектом одежды), а также спортивной формой на период обучения в общеобразовательной школе;
бесплатное посещение музеев, парков, выставок (один день в месяц);
необходимую помощь родителям, желающим организовать крестьянские (фермерские) хозяйства, малые предприятия и другие коммерческие структуры, выделение для этих целей земельных участков, а также предоставление льгот по взиманию земельного налога и арендной платы; предоставление безвозмездной материальной помощи либо беспроцентных ссуд для возмещения расходов на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства;
обеспечение первоочередного выделения садово-огородных участков;
содействие в предоставлении льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья;
учет необходимости трудоустройства многодетных родителей при разработке региональных программ занятости, возможности их работы на условиях применения гибких форм труда;
организация обучения и переобучения многодетных родителей с учетом потребностей экономики региона [20, с.145].
Несмотря на широкий спектр предусмотренных Указом льгот, меры государственной помощи многодетным семьям, как обоснованно пишет В.Н. Герасимов, нельзя считать адекватными. Относительно реализации немонетарных льгот рекомендательного характера вообще говорить не приходится. Все, что обещано государством, но записано в виде формулировок «помощь в выделении» и «содействие в предоставлении», на практике не срабатывает, поэтому предоставление беспроцентных ссуд, льготных кредитов и т.п. фактически не происходит. Более половины льгот существует только на бумаге и поставлено в прямую зависимость от состояния платежеспособности бюджетов субъектов РФ. Такое положение вещей не позволяет в надлежащей мере реализовать права детей из многодетных семей на приемлемые условия содержания, воспитания и всестороннего развития.
В связи с большими масштабами социального сиротства сегодня активно создаются приемные семьи. Дети в них воспитываются на основании договора за вознаграждение и с предоставлением приемным родителям средств на их содержание, сопоставимых или по крайней мере соотносимых со средствами, выделяемыми на эти цели в детских домах. Социальное обеспечение приемных детей болезненно воспринимается многодетными семьями, лишенными подобных преференций. Известны случаи обращения граждан с просьбами о лишении их родительских прав в отношении родных детей и передаче последних под опеку родственников, которые могли бы получать на их содержание опекунское пособие или средства, предоставляемые приемным родителям.
Таким образом, хотя проблема социального обеспечения многодетных семей существует объективно и независимо от темпов рождаемости, сегодня необходимость их материальной и моральной поддержки напрямую связывается с решением демографических задач.
В России же сегодня нужно решать сразу две трудносовместимые задачи: и детей рожать, и выстраивать новую экономику. Ю.В. Крупнов обращает внимание на то, что Российская Федерация по численности населения находится сегодня на 7-м месте в мире (после Китая, Индии, США, Индонезии, Бразилии, Пакистана), располагая при этом самой большой территорией. В условиях борьбы за природные ресурсы долговременное самостоятельное существование гигантской территории с быстро уменьшающимся населением невозможно [36, с.63]. Особенно ненормальным с точки зрения геостратегической ситуации является положение в азиатской части России, где расположена большая часть территории страны и проживает лишь 1/5 часть населения. Демографическое развитие России возможно по двум сценариям. Первый — закреплять за ней положение только сырьевого придатка экономически более развитых стран. В этом случае даже сегодняшнее население избыточно: оно должно быть сокращено еще минимум в два раза. Сырьевая модель не в состоянии обеспечить полноценного и перспективного развития подрастающего поколения, задает для него ситуацию предельной нестабильности, напрямую влияет на решение родителей иметь детей. Второй сценарий — восстанавливать страну как мировую державу. Но тогда необходима новая промышленная система, способная обеспечить населению мировое качество жизни. Реализация этого сценария требует значительного увеличения численности населения и повышения его качества.
Названные выше Концепция демографической политики до 2025 г., Национальная стратегия действий в интересах детей и другие официальные документы дают основание для вывода о намерениях России развиваться по второму из названных сценариев. Важно также, что при этом особое внимание обращено на семьи с тремя и более детьми, которые достойны уважения и помощи.
Одна из мер социального обеспечения семей с детьми, которую можно отнести к демографическим, — это материнский (семейный) капитал, установленный Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [3]. Закон применяется к правоотношениям, возникшим в связи с рождением (усыновлением) второго или последующего ребенка (детей) в период с 1 января 2007 г. по 31 декабря 2016 г.
Несмотря на то что введение материнского (семейного) капитала привело к некоторому увеличению рождаемости, отношение к этой мере социальной поддержки вызывает обоснованную критику. Так, К.В. Бубон пишет, что распоряжение средствами материнского (семейного) капитала допускается не сразу после рождения (усыновления) второго, третьего ребенка, когда семья особенно нуждается в материальных средствах, а по истечении трех лет, причем по ограниченному кругу направлений, что не всегда отвечает интересам семьи. «Вывод неутешителен — государство не доверяет представителям той социальной группы, на которую этот капитал рассчитан». С позиции права социального обеспечения очевидно, что его блага должны предоставляться на равных условиях всем семьям, как только они по тем или иным критериям признаны нуждающимися в поддержке. Отсечение части семей от этих благ только в зависимости от даты рождения (усыновления) ребенка недопустимо.
Преодоление демографической катастрофы требует также обязательного и гарантированного государственного обеспечения каждой молодой семьи полноценными для воспитания детей жилищными условиями [38].
Необходим национальный проект «Федеральная сеть городков демографического будущего для многодетных семей». Бесплатное получение многодетными семьями земельных участков для индивидуального жилищного строительства создает для них уникальные социально-экономические возможности создавать своим трудом семейное родовое «гнездо» и семейную собственность. Это позволяет проводить эффективную демографическую политику через своего рода социальный договор с молодежью: если вы решаетесь на трех и более детей, то автоматически становитесь при поддержке государства элитой страны. Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг» Правительству и органам исполнительной власти субъектов Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей с тремя и более детьми, включая создание необходимой инфраструктуры на предоставляемых земельных участках.
Перейти к массовому проектированию и строительству на консолидированных земельных участках новых небольших малоэтажных поселений на 100 — 500 семей — своего рода городков демографического будущего. Решение стратегической государственной задачи в отношении многодетных семей лежит в плоскости создания федеральной сети таких поселений, которые позволили бы создать принципиально новые условия жизни: экологичное, экономичное жилье, основанное на современных энергосберегающих технологиях и обеспечивающее подрастающему поколению здоровую жизнь, не стесненную стенами современных квартир. Необходимые разработки и готовые технические решения имеются у Института демографии, миграции и регионального развития.
Обобщая приведенные выше предложения, можно сделать следующие выводы:
Демографическое развитие и благополучие многодетных семей — это взаимосвязанные проблемы, они должны обсуждаться, взвешиваться и решаться всесторонне и обязательно с участием граждан, имеющих детей;
Семьи с детьми, особенно многодетные, в современных условиях не могут обеспечить себя нормальными жилищными условиями, что влияет и на рождаемость, и на благосостояние семьи. Участие общества и государства в обеспечении многодетных семей жильем можно отнести к одному из основных и насущных видов их социального обеспечения. При этом жилищная проблема не может решаться годами;
Решать жилищную проблему нужно не в индивидуальном порядке, а комплексно, путем кооперации усилий самих семей и компактного заселения, в том числе в сельской местности. Здесь необходима также гражданская инициатива. Органы социальной защиты могли бы играть роль организатора и координатора объединения и взаимодействия семей;
Необходимо прислушаться к предложениям о профессиональном родительстве. Причем достойное вознаграждение труда родителей могло бы быть обусловлено, хотя бы на первых порах, совмещением семейных обязанностей в отношении родных детей с заботой о приемных детях (ребенке), с организацией семейного детского сада, домашнего обучения постороннего ребенка и тому подобной помощи другим семьям с детьми;
Следует учитывать, что каждый ребенок представляет безусловную ценность и должен восприниматься как национальное достояние. Однако представляется необоснованным предложение противопоставлять многодетные и малодетные семьи, относить первые к элите, выплачивать детям из многодетных семей какие-то специальные пособия только за то, что в семье несколько детей. В то же время вызывает возражение учет среднедушевого дохода многодетной семьи при определении права на назначаемые детям ежемесячные пособия. Представляется, что такие пособия на третьего и последующих детей должны назначаться без проверки нуждаемости.
Необходимо разработать и принять специальный федеральный закон о государственной поддержке семьи, материнства и детства, закрепляющего гарантируемые государством меры материальной, социальной и иной поддержки семьи и способствующего кодификации правовых актов, направленных на реализацию государственной семейной политики.
На наш взгляд, единый акт, касающийся всех семей (с выделением в структуре акта многодетных), представляется более обоснованным, чем посвященный только многодетным семьям, а тем более трехдетным. Однако принятию предлагаемого федерального закона должна предшествовать подготовка научно обоснованной его концепции с учетом компетентных предложений экспертного сообщества (не только представителей юридической науки), мнения самих семей с детьми (их представителей), а также с использованием позитивного регионального опыта. При подготовке такого акта необходимо закрепить в нем статью об общественных объединениях граждан, имеющих детей, предусмотрев в ней, в частности, что вопросы, затрагивающие интересы семей с детьми, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием указанных общественных объединений или по согласованию с ними. Значимость общественных объединений (применительно к инвалидам) четко определена в ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», где, в частности, предусмотрена санкция за невыполнение указанной нормы в виде признания недействительными решений, принятых с ее нарушением. Подобная статья применительно к семьям с детьми должна быть закреплена и в предлагаемом законопроекте.
2.3 Анализ судебной практики по порядку реализации права на дополнительную государственную поддержку семей
Верховным Судом Российской Федерации проведено обобщение практики рассмотрения судами в 2017 – 2019 годах дел, связанных с реализацией гражданами права на материнский (семейный) капитал.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации[1] в Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (пункты 1 и 2 статьи 2)[7] установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, реализуемые за счет средств материнского (семейного) капитала и обеспечивающие указанным семьям возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, повышения уровня пенсионного обеспечения (далее также – дополнительные меры государственной поддержки; материнский (семейный) капитал).
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» [7] документом, подтверждающим право на дополнительные меры государственной поддержки, является государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ определен круг лиц, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки.
В соответствии с указанной нормой право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации:
— у женщин, являющихся гражданами Российской Федерации, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г.; родивших (усыновивших) третьего ребенка или последующих детей начиная с 1 января 2007 г., если ранее они не воспользовались правом на дополнительные меры государственной поддержки;
— у мужчин – граждан Российской Федерации, являющихся единственными усыновителями второго, третьего ребенка или последующих детей, ранее не воспользовавшихся правом на дополнительные меры государственной поддержки, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 г.;
-у мужчин (отцов либо усыновителей детей) независимо от наличия у них гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства, если право женщин на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось;
-у несовершеннолетних детей и (или) совершеннолетних детей, обучающихся по очной форме обучения в образовательной организации (за исключением организации дополнительного образования) до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения ими 23-летнего возраста, если право матери ребенка, являющейся единственным родителем (усыновителем) ребенка, либо право отца (усыновителя) ребенка на дополнительные меры государственной поддержки прекратились, а также в случае, если у отца (усыновителя) ребенка такое право не возникло после прекращения права у женщины, родившей (усыновившей) ребенка.
Право на дополнительные меры государственной поддержки в виде материнского (семейного) капитала возникает у указанных выше лиц однократно.
Право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при наличии гражданства Российской Федерации на дату рождения (усыновления) ребенка как у женщины, родившей (усыновившей) ребенка, так и у ребенка, с рождением (усыновлением) которого закон связывает возникновение этого права.
Рассмотрим пример судебной практики. Решением районного суда, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, отказано в удовлетворении иска Б. к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным отказа в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и признании права на материнский (семейный) капитал.
Разрешая заявленные требования, суд установил, что истец с 2009 года состоял в браке с Л. и имеет двух несовершеннолетних детей. Супруга истца Л., умершая в 2013 году, являлась гражданкой Республики Узбекистан, имела вид на жительство в Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, в соответствии с которым право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин – граждан Российской Федерации независимо от места их жительства, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г., суд обоснованно указал, что юридическое значение для правильного разрешения данного спора имеет наличие гражданства Российской Федерации как у Л. – матери несовершеннолетних, так и у рожденных ею детей. Поскольку Л. не являлась гражданкой Российской Федерации, она не имела права на дополнительные меры государственной поддержки. С учетом того, что право отца ребенка на дополнительные меры государственной поддержки является производным от права женщины, то есть оно может возникнуть, если такое право имела женщина, истец также не имеет права на материнский (семейный) капитал.
Основанием для возникновения права на дополнительные меры государственной поддержки является рождение двух и более детей живыми.
Пример судебной практики.
Решением районного суда отказано в удовлетворении иска К. к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, признании права на дополнительные меры государственной поддержки по тем основаниям, что К. не имеет права на материнский (семейный) капитал, поскольку при рождении двойни один из детей родился мертвым.
Определением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования К. удовлетворены. За К. признано право на дополнительные меры государственной поддержки. При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что право на дополнительные меры государственной поддержки в силу Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ возникает при рождении двоих детей, а факт рождения одного ребенка мертвым не препятствует получению сертификата на материнский (семейный) капитал.
Постановлением президиума областного суда определение суда апелляционной инстанции отменено, оставлено в силе решение суда первой инстанции об отказе в иске.
Отменяя определение суда апелляционной инстанции и соглашаясь с позицией суда первой инстанции, президиум областного суда правильно исходил из положений пункта 1 части 6 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, согласно которым основанием для отказа в удовлетворении заявления о выдаче сертификата на материнский (семейный) капитал является отсутствие права на дополнительные меры государственной поддержки.
В целях создания условий, обеспечивающих семьям, имеющим детей, достойную жизнь, Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ установлены дополнительные меры государственной поддержки при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 г. (преамбула, пункт 1 части 1 статьи 3). В силу части 7 статьи 3 данного Федерального закона право на дополнительные меры государственной поддержки возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей).
Исходя из положений указанных норм, а также части 2 статьи 3, пункта 3 части 13 и части 4 статьи 10, части 3 статьи 11 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ следует, что законодатель признает юридически значимым для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки рождение ребенка живым (то есть связывает право на получение дополнительных мер государственной поддержки с фактом рождения живого ребенка).
Придание указанному факту значения необходимого условия для приобретения права на меры социальной защиты, предоставляемые в связи с рождением и воспитанием детей, обусловлено как положениями Конституции Российской Федерации, так и целями принятия Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющих детей», Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, предполагающими, что отношения по государственной поддержке и социальной защите материнства, отцовства и детства применительно к предоставлению соответствующих мер материальной поддержки в связи с рождением и воспитанием детей возникают только тогда, когда существует (появляется) ребенок, которому в первую очередь и адресованы защита и забота со стороны государства. Так, согласно Федеральному закону от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» единовременное пособие, полагающееся при рождении ребенка, не выплачивается в случае рождения мертвого ребенка (часть третья статьи 11).
Следовательно, в случае рождения первого или второго ребенка мертвым у женщины не возникает право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ.
Поскольку основания для приобретения права на дополнительные меры государственной поддержки – факта рождения двух и более детей живыми – в данном случае не имелось, суд пришел к правильному выводу об отсутствии у истца права на дополнительные меры государственной поддержки.
Дети, в отношении которых женщина была лишена родительских прав, а также дети, приходившиеся ей пасынками (падчерицами) и впоследствии усыновленные ею, не учитываются при определении ее права на материнский (семейный) капитал.
Решением районного суда удовлетворен иск территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации к Н. о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.
Судом установлено, что на момент обращения Н. в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал в связи с рождением третьего ребенка Н. была лишена родительских прав в отношении двух предыдущих детей.
Руководствуясь частью 2 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, согласно которой при возникновении права на дополнительные меры государственной поддержки лиц, указанных в части 1 названной статьи, не учитываются дети, в отношении которых данные лица были лишены родительских прав или в отношении которых было отменено усыновление, суд пришел к правильному выводу о том, что государственный сертификат на материнский (семейный) капитал выдан лицу, не имеющему права на его получение, и признал государственный сертификат на материнский (семейный) капитал недействительным.
В случаях, если у ребенка (детей) право на дополнительные меры государственной поддержки возникло по основаниям, предусмотренным частями 4 и 5 статьи 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, распоряжение средствами материнского (семейного) капитала осуществляется усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями ребенка (детей) с предварительного разрешения органа опеки и попечительства или самим ребенком (детьми) по достижении им (ими) совершеннолетия или приобретения им (ими) дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ).
Заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, за исключением случая, предусмотренного частью 61 статьи 7 (часть 6 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ).
Установленный законом перечень денежных обязательств, а также видов договоров, опосредующих такие обязательства, на погашение которых могут быть направлены средства материнского (семейного) капитала до истечения трех лет со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей, является исчерпывающим.
По материалам судебной практики Ленинградского областного суда.
Определением суда апелляционной инстанции отменено решение районного суда, которым был удовлетворен иск Г. к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации о признании незаконным решения об отказе в направлении средств материнского капитала, обязании ответчика направить средства материнского капитала на погашение основного долга по договору купли-продажи квартиры с рассрочкой платежа.
Суд установил, что Г. имеет двоих детей 2008 и 2012 годов рождения. В октябре 2008 г. ее супруг В. заключил с обществом с ограниченной ответственностью договор купли-продажи квартиры. По условиям договора выкупная стоимость квартиры составила 2 193 595 рублей, оплата стоимости квартиры производится покупателем путем внесения первоначального взноса в размере 214 570 рублей, выплата оставшейся части в размере 1 979 025 рублей осуществляется равными платежами.
Отменяя решение районного суда, суд апелляционной инстанции исходил из того, что Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, устанавливая общее правило о возможности распоряжения средствами материнского (семейного) капитала в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) второго или последующих детей (часть 6 статьи 7), одновременно предусматривает из этого правила исключение, согласно которому средства материнского (семейного) капитала могут быть использованы до момента достижения ребенком трех лет только в тех случаях, когда средства материнского (семейного) капитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты (часть 6 статьи 7).
Поскольку Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ не содержит указания на возможность использования средств материнского (семейного) капитала до достижения ребенком трех лет на погашение основного долга по договору купли-продажи, суд апелляционной инстанции признал решение суда первой инстанции незаконным и отменил его.
Согласно пункту 1 части 3 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ лица, получившие сертификат (далее – владелец сертификата), могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, в том числе использовать их на улучшение жилищных условий.
Юридически значимыми обстоятельствами для правильного разрешения споров о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала является установление обстоятельства, свидетельствующего об улучшении жилищных условий, осуществляемом посредством приобретения жилого помещения или строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. № 862 утверждены Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий (далее – Правила). Правила устанавливают виды расходов, на которые могут быть направлены средства (часть средств) материнского (семейного) капитала для улучшения жилищных условий, порядок подачи заявления о распоряжении этими средствами и перечень документов, необходимых для рассмотрения з
Обобщение судебной практики свидетельствует о том, что между владельцами сертификатов и территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации чаще всего возникали споры в связи с отказом последних направить средства материнского (семейного) капитала на выплату части стоимости квартиры, дома либо доли в праве собственности на жилое помещение, приобретенных по договорам купли-продажи; на погашение основного долга, уплату процентов по договорам займа, кредитным договорам (в том числе ипотечным); на возмещение расходов, произведенных в связи со строительством, реконструкцией жилого помещения.
Отсутствие принятого в установленном порядке решения органа местного самоуправления о признании жилого помещения непригодным для проживания само по себе не может служить основанием для удовлетворения судом требования лица о направлении средств материнского (семейного) капитала на приобретение этого жилого помещения, если судом установлено, что жилое помещение не отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, а также иным требованиям законодательства.
Пример по материалам судебной практики Архангельского областного суда.
Территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации Г. отказано в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала путем направления этих средств на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному займу, полученному и использованному ею на приобретение ½ доли жилого дома в связи с тем, что улучшение жилищных условий не произошло, приобретенное жилое помещение непригодно для постоянного проживания.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения определением суда апелляционной инстанции, в удовлетворении иска Г. к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации о возложении обязанности по выделению средств материнского (семейного) капитала отказано.
Разрешая спор, судебные инстанции признали несостоятельными доводы истца о том, что, поскольку приобретенное жилое помещение не признано в установленном порядке непригодным для проживания, она и ее дети ранее жилого помещения в собственности не имели и стали собственниками доли в праве собственности на жилое помещение, приобретение ими ½ доли жилого дома улучшило их жилищные условия.
Пунктом 1 части 3 статьи 7 и пунктом 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2006 г. № 256-ФЗ установлено, что лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям, направив их на улучшение жилищных условий путем приобретения (строительства) жилого помещения, осуществляемого посредством совершения любых не противоречащих закону сделок и участия в обязательствах (включая участие в жилищных, жилищно-строительных и жилищных накопительных кооперативах), путем безналичного перечисления указанных средств организации, осуществляющей отчуждение (строительство) приобретаемого (строящегося) жилого помещения, либо физическому лицу, осуществляющему отчуждение приобретаемого жилого помещения, либо организации, в том числе кредитной, предоставившей по кредитному договору (договору займа) денежные средства на указанные цели.
Исходя из предмета спора отсутствие принятого в установленном порядке решения о признании дома непригодным для проживания не может служить безусловным основанием для удовлетворения судом требования лица о направлении средств материнского (семейного) капитала на приобретение такого дома в целях улучшения жилищных условий.
Как установлено судом, жилой дом, ½ доли которого приобретена истцом, требует капитального ремонта. Проживание в доме без проведения такого ремонта невозможно, что подтверждено актом обследования дома, проведенного комиссией администрации муниципального образования, с приложением к нему фотографий данного строения. Размер приобретенной доли незначительно превышает размер жилого помещения, в котором проживает семья истца.
Указанное строение расположено в сельской местности (деревне) с малочисленным населением. По месту нахождения дома не имеется детского сада, лечебного учреждения, а также каких-либо предприятий и организаций, где бы истец и члены ее семьи могли трудоустроиться. Вместе с тем по прежнему месту жительства, расположенному в городе, дети истца ожидают места в дошкольных образовательных учреждениях.
Договор займа был заключен истцом без осмотра жилого помещения и на время рассмотрения спора судом ремонт этого помещения начат не был.
С учетом представленных доказательств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что, приобретая ½ доли в праве общей долевой собственности на дом и получая в пользование одну из комнат в деревянном доме, находящемся в неудовлетворительном состоянии и требующем капитального ремонта, истец фактически жилищные условия своей семьи не улучшила. Следовательно, средства материнского (семейного) капитала на приобретение указанного жилого помещения направлены быть не могут.
Лицо, имеющее право на дополнительные меры государственной поддержки, и получившее сертификат, в случае возврата ранее перечисленных средств материнского (семейного) капитала соответствующему органу Пенсионного фонда Российской Федерации не может быть лишено права на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала.
Рассмотрим пример из судебной практики Пензенского областного суда.
Решением районного суда удовлетворен иск Ю. к территориальному органу Пенсионного фонда Российской Федерации о восстановлении права на дополнительные меры государственной поддержки (средства материнского (семейного) капитала).
Суд установил, что в июле 2012 г. Ю. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал.
В феврале 2013 г. Ю. и ее супруг А. заключили с обществом с ограниченной ответственностью договор участия в долевом строительстве жилого дома, во исполнении которого обществу с ограниченной ответственностью (застройщику) были перечислены средства материнского (семейного) капитала.
В ноябре 2014 г. договор участия в долевом строительстве был расторгнут, 10 декабря 2014 г. общество с ограниченной ответственностью возвратило денежные средства в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно справке от 14 января 2014 г. о состоянии финансовой части лицевого счета лица, имеющего право на дополнительные меры государственной поддержки, объем средств материнского (семейного) капитала Ю. составлял с учетом индексации 453 026 рублей.
11 декабря 2014 г. между Ю. и Х. был заключен предварительный договор купли-продажи жилого дома.
В июне 2015 г. Ю. обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, однако в этом ей было отказано со ссылкой на то, что Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ не предусматривает распоряжение средствами материнского (семейного) капитала после их использования в полном объеме даже в случае последующего возврата этих средств.
Руководствуясь положениями статьи 3, устанавливающей круг лиц, имеющих право на материнский (семейный) капитал, а также частью 2 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ, содержащей исчерпывающий перечень оснований отказа в распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, суд пришел к правильному выводу о том, что истец не утратила право на распоряжение средствами материнского (семейного) капитала, поскольку данное право она не реализовала, жилое помещение на средства материнского (семейного) капитала не приобрела и жилищные условия своей семьи не улучшила.
Наличие обременения в виде ипотеки на приобретенный за счет средств материнского (семейного) капитала объект недвижимости (жилой дом, квартиру) не может служить основанием для отказа в удовлетворении требования супругов о разделе данного имущества и определении долей детей в праве собственности на это имущество.
К. и С., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего сына М., обратились с иском к А. о разделе совместно нажитого имущества и другими требованиями. А. предъявил встречное требование о разделе квартиры и признании за детьми М. и К. (сын С. от первого брака) права на ¼ доли квартиры за каждым.
Решением городского суда произведен раздел квартиры, приобретенной с использованием средств материнского (семейного) капитала: за С., А., К. и М. признано право собственности на ¼ доли квартиры за каждым.
Оспаривая решение суда в апелляционном порядке, представитель ОАО (банка) ссылался на то, что суд первой инстанции не учел, что приобретенное С. и А. в период брака жилое помещение обременено ипотекой, обязательство по кредитному договору не исполнено. Поскольку обременение не погашено, определение долей в праве собственности на квартиру могло быть произведено только с согласия залогодержателя ОАО (банка).
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу представителя ОАО (банка) без удовлетворения.
При этом суд апелляционной инстанции правильно исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346 ГК РФ залогодатель не вправе отчуждать предмет залога без согласия залогодержателя, если иное не предусмотрено законом или договором и не вытекает из существа залога. В случае отчуждения залогодателем заложенного имущества без согласия залогодержателя применяются правила, установленные подпунктом 3 пункта 2 статьи 351, подпунктом 2 пункта 1 статьи 352, статьей 353 ГК РФ.
Между тем в указанном случае имеет место определение долей супругов и их детей в праве собственности на квартиру, что не требует согласия залогодержателя и не влияет на установленные договором ипотеки правоотношения, поскольку заложенное имущество (квартира) находится в общей собственности указанных лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 353 ГК РФ, если предмет залога остался в общей собственности приобретателей имущества, такие приобретатели становятся солидарными залогодателями.
Итак, как показала судебная практика рассмотренных споров о реализации гражданами права на материнский (семейный) капитал, чаще возникали следующие споры:
-о признании права на дополнительные меры государственной поддержки и выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;
-о признании недействительным государственного сертификата на материнский (семейный) капитал;
-о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала;
-о разделе между супругами имущества, приобретенного с использованием средств материнского (семейного) капитала;
-об определении доли родителей и детей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского (семейного) капитала, а также иные споры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ источников и эмпирическое исследование правоотношений в области социальной защиты семей в Сахалинской области позволяет автору работы сделать следующие выводы.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического развития общества. Именно по этим причинам актуализируется задача более детального изучения отношений семьи и государства, основ государственной семейной политики.
Государственная семейная политика представляет собой целостную систему принципов, задач и приоритетных мер, направленных на поддержку, укрепление и защиту семьи как фундаментальной основы российского общества, сохранение традиционных семейных ценностей, повышение роли семьи в жизни общества, повышение авторитета родительства в семье и обществе, профилактику и преодоление семейного неблагополучия, улучшение условий и повышение качества жизни семей.
В соответствии с ч.1 ст.38 Конституции РФ 1993 года материнство и детство, семья 7 находятся под защитой государства. Этим подтверждается воплощение в российском праве Всеобщей декларации прав человека 1948 года, Декларация прав ребенка 1959 года, Конвенции ООН о праве ребенка 1989 года. В них говорится о необходимости особой помощи материнству, правовой помощи семье, создания специальных условий для ее нормального функционирования, обеспечения гармоничного развития каждого ребенка с учетом его физиологических особенностей.
Под социальным обеспечением в настоящее время следует понимать форму выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств госбюджета и специальных внебюджетных государственных фондов в случае наступления событий, признаваемых государством на данном этапе своего развития социально-значимыми, с целью выравнивания социального положения этих граждан по сравнению с остальными членами общества.
Социальное обеспечение семьей в Российской Федерации как отрасль профессиональной деятельности в рамках государственной системы социальной защиты и поддержки населения обладает богатым эмпирическим потенциалом, а как область научного знания только начинает складываться.
Российская социальная политика каждый год направляется на одну из основных целевых групп нашей страны – семьи с детьми и дети. На поддержку данной группы – семей с детьми направлены общегуманитарные задачи.
Важным для долгосрочного развития страны остаются инвестиции в человеческий капитал детей: уровень жизни, качество питания, здоровье и образование в детском возрасте влияют на социальный и экономический потенциал человека на протяжении всей его жизни.
Объявленное десятилетие детства в России, которое стартовало в 2018 году, и будет длиться до 2027 года включительно, нацелено на формирование и усиление государственной политики по улучшению положения детей в стране, а значит и на семьи, в которых они растут и воспитываются.
Национальные цели, поставленные Президентом страны в 2018 году (двукратное снижение уровня бедности населения до 2024 года и обеспечение устойчивого естественного роста численности населения страны, в том числе за счет увеличения суммарного коэффициента рождаемости до 1,7 рождения в расчете на одну женщину репродуктивного возраста к 2024 году), подчеркивают актуальность данного направления.
Реализация социальной поддержки семей выражается в поддержании и развитии института семьи.
Материнский капитал является наиболее известной мерой поддержки. Эта мера является весьма полезной и используется в основном как вложение в улучшение жилищных условий (приобретение жилья). Направление средств материнского капитала на образование детей практикуется редко, опция «пенсия матери» воспринимается критически. Декретное пособие является важной «инвестицией» в общий семейный бюджет при рождении ребенка. Выплаты пособия по уходу за ребенком до полутора лет воспринимаются как обязательное проявление «внимания» со стороны государства, они — «опора» семейному бюджету.
Предоставление бесплатного земельного участка для строительства своего жилья воспринимается негативно, так как она плохо реализуется на практике и предоставляется с ограничениями. Земельный участок предоставляется в удаленных частях города, выбрать его местоположение нельзя, часто не проведено снабжение (газо-, свето-, водо-), необходимость завершить строительство в определенные сроки, трудно получить ипотеку.
В целях совершенствования механизма реализации социальной поддержки семей с детьми следует улучшить стоящую в основе данного механизма систему социального обеспечения (система выплат) дополнив её ежемесячной выплатой на возмещение стоимости услуги по уходу за ребенком до трех лет «муниципальная няня».
Анализ современного состояния российской семьи постоянно находится в центре общественного внимания.
Среди основных проблем, например, увеличение сроков выплат детских пособий до трех лет, увеличение суммы ежемесячных пособий на ребенка до полутора лет, очередность в дошкольные образовательные учреждения, резкое увеличение родительской платы за ДОУ, усовершенствование мер по использованию средств материнского капитала, уменьшение сроков очередности по ипотеки для молодой семьи, расширение перечня льгот для семей с детьми-инвалидами, а также другие вопросы, касающиеся насущных проблем семьи.
На современном этапе развития демографическая политика и ее проблемы должны относится к числу приоритетных. Государству необходимо принимать такие законы, которые реально окажут воздействие на увеличение рождаемости и поддержание достойного уровня жизни семей с детьми, ведь именно демографическая стабильность является основой национальной безопасности.
Рассматривая законодательные акты и программы семейной политики можно говорить о том, что в Российской Федерации и ее регионах существует огромное множество документов, затрагивающих вопросы социальной и демографической политики.
Стоит отметить следующее. Существующая разветвленная система семейных пособий все еще не является достаточным стимулом для реализации имеющихся репродуктивных установок россиян. В жилищных программах участвует незначительное число россиян, кредитные программы недостаточно развиты.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 01.07.2020г. // Российская газета. — 2009. — № 7.
Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Российская газета, № 17, 27.01.1996.
3.Федеральный закон от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей»//Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (ред. от 05.04.2021) // Российская газета, № 147, 05.08.1998.
5.Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (с изменениями от 13 июля 2020 г. № 190-ФЗ) //СЗ РФ, 24 июля 2020г.
6.Федеральный закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2020 г. № 478-ФЗ) //СЗ РФ, 10 января 2021г. // Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
7.Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (с изменениями от 22 декабря 2020 г. № 451-ФЗ) // СЗ РФ,10 января 2021г.
8.Федеральный закон от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями от 5 апреля 2021г.№77-ФЗ)
Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей// Справочная правовая система «КонсультантПлюс»
Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 ноября 1948 г. // Международные и российские механизмы. — М.: Московская школа прав человека, 2000.
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) от 25. 04.2021г. // Российская газета. — 1999. — № 10.
12.Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 8 декабря 2020 г. № 414-ФЗ)
13.Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» (с изменениями и дополнениями от 25.02.2003г.№250)
14.Постановление ПравительствРФ от 31.03.2020 № 384 (ред. от 31.03.2021 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении».
15.Постановление Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. № 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий» (с изменениями и дополнениями от 13 марта 2021г.№368).
16.Постановление Правительства РФ от 28.01.2021 № 73 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2021 году»
17.Закон Сахалинской области от 27 декабря 2013г. № 133-ЗО О государственной социальной помощи в Сахалинской области (с изменениями на 12 ноября 2019 года).
18.Законом Сахалинской области от 06 декабря 2010г. №112-30 «О социальной поддержки семей, имеющих детей, в Сахалинской области» Постановление Правительства Сахалинской области от 30 августа 2012 г. №435 «Об утверждении порядка предоставления социальных выплат молодым семьям — участникам государственной программы Сахалинской области «Обеспечение населения Сахалинской области качественным жильем на 2014-2020годы»
20.Аналитический вестник Совета Федерации РФ. Защита прав детей в Российской Федерации [Электронный ресурс].http://www.concil. gov.ru/print/inf_sl/bulletinitem/285/ (дата обращения: 21.03.2021).
21.Азарова, Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы / Е. Г. Азарова. — М.: Контракт, 2012.
22.Акатнова М.И., Благодир А.Л. Меры социальной поддержки населения в период распространения коронавирусной инфекции COVID-19 // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 5 — 9.
23.Алексеев, С.С. Теория государства и права. – М.: Экспо, 2006.
24.Антонова Н.В. О роли фиксированной выплаты к страховой пенсии в установлении работающим гражданам достаточного уровня пенсионного обеспечения // Российское и международное право: общее и особенное: матер. Всерос. науч.-практ. конф. памяти проф. Ф.М. Рудинского. М., 2019. С. 380 – 386.
25.Антонова Н.В. Социальное пособие на ребенка: некоторые проблемы правового регулирования // Журнал российского права. 2018. № 3 (255). С. 66 — 75;
26.Антонова Н.В., Еремина О.Ю. Социальные функции государства: новые векторы развития // Журнал российского права. 2020. № 12. С. 89 — 102.
27.Батыгин, К. С. Право социального обеспечения : Общая часть : учеб, пособие / К. С. Батыгин. — М., 1998.
28.Беребина О.П., Основы правового регулирования социальной защиты семей с детьми//Трудовое право. -2012.-№32.-С.26-28.
29.Буянова М.О., Кондратьева З.А., Право социального обеспечения: учебное пособие. М., 2010. — 510 с.
30.Галаганов В. П. Право социального обеспечения: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В. П. Галаган ов. — 8-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2014 — 448 с.
31.Гусева Т.С., Семянникова Д.А. Развитие российского законодательства о социальном обеспечении в условиях распространения коронавирусной инфекции // Социальное и пенсионное право. 2020. № 4. С. 10 — 16.
32.Дивеева Н. И., Доброхотова Е. Н., Захаров А. А. Право социального обеспечения. Учебник и практикум. — М: Юрайт, 2017. 384 с.
33.Еремина О.Ю. Правовое регулирование материнского капитала: практика применения и перспектива развития // Журнал российского права. 2018. № 5 (257). С. 125 — 138.
34.Комкова Г. Н., Торосян Р. А., Сычев В. Б. Право социального обеспечения. Практикум. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М: Юрайт, 2019. 188 с.
35.Корякин В.М., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Очеретько Е.А. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2017 г. № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» // СПС КонсультантПлюс. 2020.
36.Косаренко Н.Н. Право социального обеспечения. Учебник. — М: КноРус, 2019. 240 с.
37.Крашенинников П.В., Бадулина Е.В. Поддержка института семьи: конституционные поправки // Семейное и жилищное право. 2020. № 4. С. 19 — 24.
38.Мачульская, Е. Е. Право социального обеспечения : учебник для среднего профессионального образования / Е. Е. Мачульская. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 449 с. — (Профессиональное образование). — ISB№ 978-5-534-13207-6. — Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/449403 (дата обращения: 23.04.2021).
39.Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал», утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ от 22.06.2016г.
40.Пашенцев Д.А., Залоило М.В. Преодоление бедности в России: исторический опыт и современные тенденции правового регулирования // Образование и право. 2018. № 9
41.Перевалов В. Д. Теория государства и права. Учебник и практикум. М: Юрайт, 2017. 342 с.
42.Право социального обеспечения. Учебник и практикум / Под ред. Филиппова М. В. — М: Юрайт, 2019. 406 с.
43.Тучкова Э. Г. Право социального обеспечения России. — М: Проспект, 2020. 480 с.
44.Федотова Ю.Г. Реализация мер административно-публичного обеспечения социальной защиты граждан в условиях режима повышенной готовности / Ю.Г. Федотова // Социальное и пенсионное право. 2020. № 3. С. 3 – 7
45.Хромова Н.М. Социальные пособия на детей: вопросы теории и практики // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2020. № 1. С. 56 – 58
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф