Заявка на расчет
Меню Услуги

Правовое регулирование занятости социально незащищенных слоев населения. ЧАСТЬ 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1   2


2. АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НЕЗАЩИЩЕННЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ  НА БАЗЕ ГКУ МЕЖРАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЙ ЗАУРАЛЬЯ

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

2.1 Характеристика и социальная политика занятости ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья

 

Наименование государственного органа (организации) — ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья.

Местонахождение — 453830, Республика Башкортостан, г. Сибай, ул. Кирова, 29/1.

Учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг в сфере занятости населения, в целях обеспечении реализации предусмотренных законодательством РФ и РБ полномочий Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Функции и полномочия Учредителя Учреждения от имени Республики Башкортостан осуществляет Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Учреждение имеет самостоятельный баланс, обособленное имущество, печать, штампы и бланки со своим наименованием.

Цель деятельностиосновной целью деятельности Учреждения является обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения; оказание в соответствии с законодательством РФ и РБ государственных услуг в сфере содействия занятости и защиты от безработицы.

Учредительные документыУстав ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья.

ГКУ межрайонный центр занятости населения Зауралья входит в структуру Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и непосредственно подчиняется Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан.

Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан (далее — Министерство) является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах компетенции координацию вопросов государственной семейной политики, единую государственную политику в области труда, социальной защиты населения и содействия занятости на территории Республики Башкортостан.

Государственные функции ГКУ Межрайонный отдел центра занятости населений Зауралья:

  1. Осуществление надзора и контроля за приемом на работу инвалидов в пределах установленной квоты с правом проведения проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний и составления протоколов
  2. Осуществление надзора и контроля за регистрацией инвалидов в качестве безработных
  3. Осуществление надзора и контроля за обеспечением государственных гарантий в области содействия занятости населения.

К числу основных задач, решаемых в сфере социальной политики и ее важного направления — социальной защиты населения следует отнести:

  • реформу жилищного сектора;
  • пересмотр принципов функционирования страховых институтов вообще и пенсионной системы, в частности;
  • повышение эффективности расходования бюджетных средств в социальной сфере на основе реформирования соответствующих ее секторов в направлении развития управляемой конкуренции между организациями, предоставляющими социальные услуги населению, и расширения прав потребителей услуг в принятии финансовых решений;
  • четкое разграничение полномочий и ответственности в решении социальных вопросов на уровне Республики и ее субъектов, а также на местном уровне.

Одним из главных приоритетов политики поддержки социально незащищенных слоев населения является обеспечение высоким стабильным доходом.

Речь идет о социальной помощи, прежде всего, и о создании рабочих мест для отдельных категорий граждан. Социальная помощь, финансирование которой осуществляется за счет бюджетных средств, включает помощь семьям с детьми, денежные выплаты малообеспеченным семьям, субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. Эффективная политика относительно доходов неработоспособных и незащищенных слоев населения предусматривает осуществление таких мероприятий:

  • реформирование существующей системы пенсионного обеспечения;
  • усовершенствование, оптимизацию и усиление адресной направленности социальной помощи населению;
  • увеличение размеров выплат и поддержки помощи семьям с детьми, особенно малообеспеченным;
  • предоставление пособия безработным на период потери работы;
  • организацию общественных работ с целью привлечения к ним безработных для повышения их доходов;
  • стимулирование разнообразных форм благотворительной деятельности и милосердия направленных в поддержку социально незащищенных слоев населения.

Особое внимание необходимо уделять такой проблеме как поддержка инвалидов и повышение их трудовой активности.

Формирование конкурентоспособности инвалидов должно быть направлено на создание нового типа работника, способного адекватно реагировать на функциональные изменения и приспосабливаться к производственной деятельности в новых рыночных условиях. В первую очередь эти изменения связаны с необходимостью осуществления новых процессов в системе ценностей субъектов рынка труда. При этом следует заметить, что характер этих изменений, в первую очередь, связан с необходимостью усовершенствования качественных параметров трудового потенциала каждого человека, необходимостью приведения принципов организации и осуществления процесса трудовой деятельности инвалидов в соответствии с новыми экономическими возможностями Российской Федерации.

Именно поэтому политика занятости инвалидов должна быть направлена на формирование активной позиции самих инвалидов относительно поиска достойной работы путем стимулирования заинтересованности занятости, связанных с обеспечением возможностей профессиональной, социальной и интеллектуальной самообеспечения инвалидов.

Следовательно, для повышения уровня занятости людей с физическими ограничениями государство направляет свои усилия на необходимость:

  • обеспечить профессиональную учебу лиц с ограниченными физическими возможностями;
  • положить начало производственной адаптации лиц с ограниченными физическими возможностями в процессе трудовой деятельности;
  • определить потребность и создать необходимое количество малых предприятий с целью трудоустройства на них инвалидов;
  • определить и утвердить перечень изделий для изготовления инвалидами, в частности слепыми. С целью гарантированного обеспечения их работой предоставить учебно-производственным предприятиям, объединениям и организациям слепых подавляющее право на изготовление этих изделий;
  • разработать индивидуальные программы реабилитации инвалидов и обеспечить их реализацию органами охраны здоровья и социального обеспечения;
  • проанализировать состояние профилактической работы на промышленных, строительных и транспортных предприятиях, в совхозах и колхозах;
  • провести аттестацию рабочих мест инвалидов и по ее результатам заменить устаревшее оборудование, станки и устройства, и создать здоровые условия труда;
  • согласовывать мероприятия по профессиональной реабилитации и трудоустройству инвалидов с муниципальными программами занятости населения;
  • увеличить за счет установленного норматива количество рабочих мест специалистов с высшим образованием и квалифицированных рабочих для трудоустройства инвалидов;
  • реализовать политику эффективной поддержки надомного труда и самозанятости инвалидов;
  • предоставлять инвалидам, которые желают открыть собственное дело, консультативное, организационную, финансово-экономическую помощь по вопросам открытия и поддержки собственного бизнеса.

 

2.2 Анализ показателей занятости населения за 2019-2020г.

 

В условиях жесткой конкуренции поиск работы становится все более тяжелой задачей, особенно для граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Поэтому есть категории граждан, которые при любой экономической ситуации будут нуждаться в государственной защите — это социально незащищенные слои населения.

К ним, в частности, относятся инвалиды; лица, освобожденные из мест лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей — инвалидов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые) п.2. ст. 5 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Рассмотрим основные проблемы трудоустройства социально незащищенных слоев населения на примере трудоустройства инвалидов и молодежи.

Особенности трудоустройства инвалидов связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:

— установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

— резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

— стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

— создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

— создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

— организация обучения инвалидов новым профессиям ст. 20 Федерального Закона от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Но, несмотря на законодательно, установленные дополнительные гарантии трудоустройства инвалидов, кардинально решить проблему их трудоустройства и в настоящее время не получается. Большинство предприятий не стремятся делать инвалидов своими сотрудниками. Владельцы фирм готовы выдумывать все новые способы для того, чтобы обойти законодательство и не принять на работу человека с ограниченными возможностями. Многие компании не хотят принимать на работу инвалидов и потому, что государство не может создать достойные налоговые льготы, которые действительно заинтересуют работодателя.

В числе причин обуславливающих проблему трудоустройства инвалидов также можно назвать и:

— несоответствие большинства зданий и сооружений физиологическим особенностям инвалидов (отсутствие пандусов, лифтов), что делает затруднительным вообще присутствие инвалида на рабочем месте;

— отсутствие достаточного количества специалистов как медицинского, так и педагогического профиля, необходимых для работы с инвалидами;

— недостаточное техническое оснащение инвалидов, обучающихся и работающих на дому;

— практическое отсутствие Центров социальной адаптации и профориентации для инвалидов;

— отсутствие единого информационно-аналитического центра для инвалидов; — незаинтересованность коммерческих организаций в трудоустройстве инвалидов; — неготовность инвалидов к современному рынку труда.

К социально незащищенным категориям населения относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые — т.е. молодежь. Особенности их трудоустройства в частности закреплены в Трудовом Кодексе РФ, а именно, по трудовому законодательству запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, законами субъектов РФ может предусматриваться квотирование рабочих мест для отдельных категорий молодежи.

В настоящее время молодежь по сравнению с другими возрастными группами населения испытывают наибольшие трудности в трудоустройстве. Одной из причин сложившейся ситуации является нежелание работодателей принимать на работу молодых людей из-за низкого профессионализма, отсутствия трудовых навыков, необходимого стажа работы. Наиболее напряженная обстановка сложилась среди выпускников техникумов и колледжей. Так, среднее время поиска работы для данной категории молодежи составляет 3,6 мес., тогда как для выпускников ВУЗов данный показатель равен 2,3 мес.

По оценкам специалистов на рынке труда молодежи на сегодняшний день складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности (финансы, юpиспpуденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг) их молодость, сила и энергичность, а главное — еще не очень большие материальные запросы вполне устраивают работодателей, и часто работодатели в этих областях отдают предпочтение молодежи из-за экономии заработной платы, поэтому оплата их труда является очень низкой.

Таким образом, спрос на молодых специалистов на рынке труда остается на сегодняшний день достаточно низким.

Состояние регистрируемого рынка труда Республики Башкортостан в январе-апреле 2020 года.

По информации Федеральной службы государственной статистики о результатах последнего обследования рабочей силы (в среднем за 1 квартал 2020 г.) численность безработных граждан по методологии Международной организации труда составила 85,8 тыс. человек, что на 0,6% ниже значения показателя за аналогичный период прошлого года (86,3 тыс.). Численность занятого населения составила 1 758,9 тыс. человек, что соответствует уровню занятости населения 53,8%.

Уровень общей безработицы составил 4,7% от численности рабочей силы (экономически активного населения), в Российской Федерации — 4,6%,

в Приволжском федеральном округе — 4,2%. В прошлом году соответственно по республике — 4,6%, по России — 4,8%, в ПФО — 4,4%.

Обращение за содействием в поиске подходящей работы.

За январь-апрель 2020 года в центры занятости населения городов и районов республики поступило 122 397 заявлений граждан о предостав-лении государственных услуг (за январь-апрель 2019 года — 111 324, далее в скобках сравнение с аналогичным периодом 2019 года), из них о содействии в поиске подходящей работы — 61 571 (33 695).

По состоянию на 1 мая в центрах занятости населения было зарегистрировано 57 988 (24 441) граждан, ищущих работу, из них 57 615 (24 420) — незанятые трудовой деятельностью.

Безработные граждане

С начала года статус безработного получили 38 019 жителей республики, что на 91% больше, чем за январь-апрель 2019 года (19 905).

Численность безработных граждан, зарегистрированных в центрах занятости, на 1 мая составила 41 593 человека, что на 23 334 человека (127,8%) больше, чем на начало года.

Структура безработных граждан на 1 мая:

по возрасту: 16–24 лет — 8,8% (5,9%), 25–29 лет — 12,4% (8,0%), предпенсионный — 8,1% (24,1%);

по полу: мужской — 40,9% (40,3%), женский — 59,1% (59,7%);

по образованию: высшее — 28,7% (27,8%), среднее профессиональное — 42,6% (48,5%), среднее общее — 19,3% (15,1%), основное общее — 8,8% (7,8%), не имеют основного общего образования — 0,6% (0,8%);

по месту жительства: городская местность — 65,3% (59,0%), сельская местность — 34,7% (41,0%);

по причинам прекращения трудовой деятельности: уволенные по собственному желанию — 48,2% (62,5%), уволенные в связи с ликвидацией организаций либо сокращением численности или штата работников организаций — 5,0% (11,8%), уволенные по соглашению сторон — 5,7% (7,8%), уволенные с государственной службы — 0,06% (0,7%).

Доля инвалидов в числе безработных граждан составила 3,3% (6,6%).

Уровень регистрируемой безработицы на 1 мая составил 2,2% (1,19%), увеличившись относительно начала года на 1,26 процентных пункта.

По г. Уфе данный показатель составил 1,84% (0,98%), в среднем по городам — 1,92% (1,03%), по районам — 2,0% (1,22%).

В 44 (39) муниципальных образованиях уровень регистрируемой безработицы сложился ниже, чем в среднем по республике. Наименьший уровень безработицы в Бирском (0,9%), Караидельском (1,09%), Мишкинском и Ермекеевском (по 1,17%), Бураевском (1,21%) районах. Высокий уровень безработицы сложился в городах Агидель (6,43%) и Межгорье (3,71%), в Чишминском (3,71%), Кушнаренковском (2,64%) и Кармаскалинском (2,62%) районах.

За январь-апрель трудоустроились 13 576 (21 011) граждан, в том числе 7 088 (9 055) безработных граждан. Доля трудоустроенных в общей численности обратившихся в поиске работы составила 22,1% (62,4%). Высокий уровень трудоустройства отмечен в Балтачевском, Шаранском, Федоровском, Зилаирском, Ермекеевском, Бураевском, Мечетлинском и Салаватском районах.

К профессиональному обучению по профессиям (специальностям), востребованным на рынке труда, приступили 2 137 (3 082) безработных граждан, 133 (259) женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, 82 (91) пенсионера, стремящиеся возобновить трудовую деятельность.

Вакансии. Работодателями республики за 4 месяца была заявлена потребность в 68 852 (96 645) работниках. На 1 мая в республиканском банке вакансий имелись 38 128 вакантных позиций (46 466), из них:

Наибольшую потребность в рабочей силе, 45,7% (48,5%) от общего числа заявленных вакансий, испытывали предприятия г. Уфы.

Напряжённость на рынке труда. Коэффициент напряженности на рынке труда с начала года увеличился с 0,5 до 1,5 (остался неизменным — 0,5). По г. Уфе данный показатель составил 1,1 (0,3); в среднем по городам — 1,4 (0,4); по районам — 2,0 (0,9).

По данным портала «Работа в России» по состоянию на 1 мая суммарная численность работников, находившихся под риском увольнения, составила 50 138 (3 949) человек, в том числе:

  • численность работников, находившихся в простое по инициативе администрации, — 24 366 (185) человек;
  • численность работников, работавших неполное рабочее время, — 17 326 (1 291) человек;
  • численность работников, которым были предоставлены отпуска по соглашению сторон, — 4 531 (48) человек;
  • численность работников, предполагаемых к увольнению, — 3 915 (2 425) человек.

С начала года было уволено в связи с ликвидацией организации, либо сокращением численности или штата организации 1 225 (2 229) человек, из них трудоустроено 80 (928) человек, назначена трудовая пенсия по старости 6 (168) гражданам.

Социальная поддержка безработных

Численность безработных граждан, получающих пособие по безработице, на 1 мая 2020 года составила 37 806 (21 454) человек. Доля получателей пособия по безработице в минимальном размере составила 45,0% (28,9%), максимальном — 24,2% (40,2%):

Работа с обращениями граждан в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан ведется в соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Законом Республики Башкортостан от 12 декабря 2006 года № 391-з «Об обращениях граждан в Республике Башкортостан» и приказом Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан от 1 декабря 2016 года № 1059-о «Об утверждении Порядка рассмотрения обращений граждан в Министерстве семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан». За 2019 год в министерство поступило 5707 обращений граждан (с учетом личного приема граждан), что на 2% больше, чем в 2018 году.

 

2.3 Предложения по улучшению и совершенствованию политики занятости социально незащищенных слоев населения

 

Для решения проблемы малообеспеченных слоёв населения необходима целенаправленная политика, которая основывается на экономических и финансовых возможностях государства и максимальной эффективности их использования. В связи с этим крайне важным является реализация следующих задач:

  • внедрение новых механизмов возобновления производства, стимулирования экономического роста и социального прогресса, в частности, обеспечения эффективной занятости населения путем создания жизнеспособных предприятий;
  • создание условий для достойного труда, в том числе обеспечение уважения и соблюдения прав человека в сфере труда, свободно избранной, занятости и социальной защиты, а также развития и активизации социального диалога, на всех уровнях;
  • реализация в кризисных условиях краткосрочных мероприятий по предоставлению неотложной помощи наиболее уязвимым слоям населения;
  • преодоления хронической бедности, бедности, среди работающих;
  • обеспечение реформирования систем оплаты труда, социальной защиты, пенсионного страхования, предоставления медицинской помощи, медицинского обслуживания;
  • внедрение действенного механизма предоставления молодежи, в первую очередь выпускникам высших учебных заведений, первого рабочего места;
  • расширение возможностей для трудоустройства людей с особенными потребностями, занятости людей преклонных лет;
  • внедрение системы предоставления действенной адресной социальной помощи.

Формирование государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения должно быть направлено на решение наиболее острых социальных проблем, что в свою очередь должно базироваться на законодательном обеспечении создания благоприятных условий для:

  • развития семьи, эффективного выполнения, ею репродуктивной, воспитательной, экономической, социальной функций;
  • соблюдения на практике конституционного принципа равенства прав женщины и мужчины;
  • осуществления целенаправленной политики, относительно трудоустройства молодежи;
  • профилактики детской и молодежной преступности, наркомании алкоголизма, детской безнадзорности и попрошайничания;
  • предотвращения социальных рисков в контексте обеднения населения, потери работы или трудоспособности отдельными категориями граждан;
  • предотвращения безработицы.

Приоритетными направлениями государственной политики в сфере защиты малообеспеченных слоёв населения должны стать:

  • создание правовых, экономических, культурных, социальных условий для укрепления и функционирования семьи, авторитета и стойкости брака;
  • повышение роли родителей и их ответственности за жизнеобеспечение и воспитание детей;
  • предоставление адресной комплексной поддержки малообеспеченным семьям и отдельным гражданам;
  • усовершенствование механизма предоставления малообеспеченным гражданам целевых долгосрочных кредитов на строительство (реконструкцию) жилья;
  • обеспечение социально незащищенным слоям населения реального доступа ко всем видам деятельности,
  • равенства прав и возможностей социально незащищенных слоев населения, на рынке труда;
  • проведение профилактических, эпидемиологических и медицинских мер по охране здоровья социально незащищенных слоев населения;
  • разработка и внедрение современных медицинских технологий сохранения и охраны здоровья социально незащищенных слоев населения и новых методов поддержания здорового образа жизни, обеспечения рождения здоровых детей, воспитания физически здоровых и духовно богатых граждан;
  • повышение правовой осведомленности социально незащищенных слоев населения, относительно их собственных прав;
  • осуществление социального партнерства социально незащищенных слоев населения и государства на основе распределения ответственности между гражданами и государственными органами, содействие защите семьи от бедности и ограничений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями техногенного и естественного характера;
  • предупреждение безработицы путем создания новых рабочих мест;
  • создание гибкого механизма работы с детьми, что включает разработку комплекса соответствующих законодательных и других нормативных актов, проведение научных работ, разработку и реализацию программ социальной работы и социальной защиты детей, на базе действующей сети специализированных заведений социального направления;
  • сохранение и приведение сети детских внешкольных и оздоровительные заведений в соответствие с потребностями населения, проведения на их базе воспитательной, культурной, оздоровительной работы, с детьми и молодежью;
  • предоставление государственной поддержки молодежным общественным организациям и благотворительным фондам, которые проводят социальную работу.

С учетом региональной потребности на местах должны функционировать дома семейного типа, убежища для несовершеннолетних, приюты для социально незащищенных слоев населения.

Система обеспечения качества социальных услуг предусматривает введение минимальных государственных стандартов качества и осуществления постоянного контроля за их соблюдением. Содержание и организация социальных услуг должно обеспечивать самое полное удовлетворение индивидуальных потребностей получателей услуг и направлено на достижение позитивных изменений в их жизни, содействие интеграции в общество. Положения законодательства в сфере социальной политики направлены на защиту конституционных прав человека и гражданина. Пути совершенствования социальной политики связаны с обеспечением следующего поэтапного приближения минимальных социальных государственных гарантий к прожиточному минимуму, с общим повышением уровня жизни населения, минимального размера заработной платы и пенсии социальных выплат. В то же время имеются серьезные нерешенные проблемы, такие как бедность, депопуляция населения, низкий уровень жизни в целом, от решения которых зависит будущее социальной государственности в РФ.

Выработанные в данном разделе предложения по совершенствованию политики занятости социально незащищенных слоев населения в РФ сводятся к следующему:

Во первых, На основе проведенного анализа предложено расширить в нормативно-правовой базе перечень категорий населения, нуждающегося в социальной защите, следующими группами: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте от 16 до 23 лет; граждане, имеющие на содержании лиц, которым по заключению уполномоченного на то органа необходимы постоянный уход, помощь или надзор; женщины, уволенные по сокращению штата и остававшиеся безработными по истечении 6 месяцев; семьи, в которых оба родителя признаны безработными. Отнесение этих категорий населения к социально незащищенным вызвано их низкой конкурентоспособностью на рынке труда, что позволяет считать их социально уязвимыми и рассматривать возможности эффективного содействия занятости данным категориям граждан как одними из главных мер общего и тенденциозного роста безработицы.

Во вторых, в законодательстве необходимо восстановить норму, предусматривающую обязательную компенсационную плату предприятиями при невозможности принять на работу социально уязвимых граждан в рамках квоты, а также снизить порог численности работников организаций при установлении данной квоты со 100 человек до 30 человек в связи с тем, что большинство рабочих мест для социально незащищенных граждан создается в сфере МП.

В дополнении к вышеизложенному так же предлагается разработка Федерального1 закона «О содействии занятости социально незащищенных категорий населения», направленного на совершенствование политики занятости в отношении данного населения на основе централизованного, налогового, финансово-кредитного механизмов вовлечения бизнеса в содействие занятости.

Также можно предложить рассмотреть следующие направления повышения эффективности занятости социально незащищенных категорий населения на региональном уровне: 1) создание социально-трудовой системы обеспечения занятостью — СНКН (в ее основе должен быть программно-целевой подход управления занятостью социально незащищенного населения); 2) повышение качества, занятости социально незащищенного населения; 3) повышение эффективности работы служб занятости.

Материал исследования достаточно убедительно подтверждает отмеченную во введении актуальность правового регулирования занятости среди социально незащищенных слоев населения. На современном этапе развития общества проведение комплекса мер по социальной интеграции данного населения в общество является одним из приоритетных направлений макроэкономической политики занятости. Актуальность проблемы определяется наличием в социальной структуре общества значительного количества несовершеннолетних граждан, лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, граждан предпенсионного возраста, уволенных в запас военнослужащих и пр.

Существующая в России нормативно-правовая база формально направлена на защиту социально уязвимого населения, занятого на предприятиях, однако на практике бизнесу становится невыгодно обеспечивать рабочими местами данных граждан. Таким образом, отсутствуют или непроработаны механизмы принуждения или стимулирования участия работодателей в обеспечении самой занятости и, поэтому, можно говорить о слабости всей системы социальной защиты данного населения.

Проведенный в данном исследовании системно-комплексный анализ нормативно-правовой базы, регулирующей рынок труда социально незащищенного населения, на сегодняшний деень выявил недостатки политики занятости данных граждан: узкий охват политикой категорий населения, испытывающего трудности в поиске работы; несогласованность нормативно-правовой базы о занятости данного населения на различных уровнях власти; отсутствие эффективных механизмов принуждения и стимулирования участия работодателей в обеспечении самой занятости социально незащищенного населения в условиях жесткой формальной защищенности социально уязвимых на рынке труда категорий населения; неработающие механизмы квотирования рабочих мест в ряде регионов; бессистемность и несогласованность в различных правительственных документах и федеральных целевых программах содействия занятости населения методологических положений, регламентирующих меры содействия занятости.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В дипломной работе были рассмотрены теоретические и практические проблемы становления рынка труда, занятости социально незащищенных слоев населения Российской Федерации на современном социально-экономическом этапе развития, а также вопросы регулирования рынка труда в современных условиях и реализации эффективной государственной политики занятости.

Безработица — это социально-экономическое явление, состоящее в том, что некоторая часть экономически активного населения страны какое-то время или постоянно не имеет работы и заработка. Под занятостью населения понимают деятельность граждан, связанную с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащую законодательству и приносящую им, как правило, трудовой доход.

Специалисты рыночной экономики никогда не ставят перед страной задачи обеспечения полной занятости, как это было записано в сталинской конституции. Считается, что в известной мере умеренная безработица является благом для экономического роста. При этом имеется в виду:

  1. Безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства или при структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались не задействованы, так как работникам было легче работать на старых, уже освоенных рабочих местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.
  2. Наличие безработицы ограничивает агрессию профсоюзов и их требования повышения заработной платы и тем самым усиливает стимулы предпринимательской деятельности.
  3. Страх потерять работу и влиться в число высвободившихся из сферы производства является самым лучшим организатором дисциплины труда и, кроме того, создает условия для поддержания необходимого качества затрат труда.

Следствием перехода к рыночной экономике в стране явилось резкое обострение ситуации в сфере занятости. В первую очередь, это вызвано реализацией программ разгосударствления и осуществлением структурных сдвигов в экономике. Начавшийся процесс формирования рынка труда во все большей степени выявляет глубокие противоречия между современным состоянием занятости и сложившимися представлениями о рынке труда, товарной форме рабочей силы, ее стоимости и цене. Появился и ряд новых явлений в сфере занятости населения: сегментация рынка труда по формам собственности и статусу занятости, развитие неформального сектора, малого предпринимательства и другие. В связи с этим становится очевидной необходимость принципиально новых подходов к оценке рассматриваемых категорий и явлений.

Анализ экономического состояния России за последние несколько лет показал, что государство оказалось не в состоянии влиять на динамику рынка труда. Рабочая сила остается пассивной, условия ее воспроизводства ухудшаются. Сокращение занятости произошло в таких важнейших отраслях экономики, как промышленность, сельское хозяйство, транспорт, строительство, торговля и общественное питание, наука и научное обслуживание. Занятость относится к одному из важнейших блоков необходимых системных изменений. Вместе с тем, занятость – одна из наиболее неудачных сфер деятельности нашего правительства. У него не дошли руки до жесткой экономической политики по отношению к естественным монополиям.

Исследование, проведенное в дипломной работе позволяет сделать вывод о том, что госрегулирование рынка труда нацелено главным образом на сокращение безработицы и обеспечение высокого уровня занятости социально незащищенных слоев населения, а также на достижение соответствия предложения рабочей силы в отраслевом и региональном разрезе спросу на нее в количественном и качественном отношении. С этим тесно связаны принимаемые в рамках социальной политики меры поддержки безработных. При этом необходимо иметь в виду, что приближению к указанным целям способствует государственное стимулирование капиталовложений и экономического роста, ибо увеличение ВВП как правило, в той или иной степени влечет за собой сохранение уже имеющихся и создание дополнительных рабочих мест.

Вместе с тем, государство осуществляет специальные, целенаправленные мероприятия в области занятости социально незащищенных слоев населения. Прежде всего, через сеть государственных служб занятости безработным облегчается поиск и нахождение нового рабочего места.

В результате проведенного исследования можно сделать вывод, что ключевыми проблемами современного рынка труда социально незащищенных категорий населения в России являются:

— отсутствие развитого сектора малых и средних предприятий, во многих городах и регионах России, что не способствует раскрытию всего потенциала МП в плане содействия занятости населения и увеличивает риски роста уровня безработицы в перспективе; прогнозируемое высвобождение трудовых ресурсов в ходе продолжающейся структурной трансформации ряда отраслей экономики способно обострить ситуацию на региональных рынках труда;

— наличие значительного числа территорий с напряженной ситуацией на рынке труда, сохраняющиеся диспропорции распределения занятости в регионах, что свидетельствует о неэффективности макроэкономической политики в сфере занятости населения, в том числе социально незащищенного;

— прогнозируемое сокращение численности трудоспособного населения и увеличение числа нетрудоспособного населения, ухудшение качества трудового потенциала, принятые поправки в законодательство об инвалидах увеличивают численность незанятого населения, испытывающего трудности в поиске работы;

— сохранение низкого спроса со стороны фирм на социально незащищенные категории населения в условиях ужесточения требований работодателей к рабочей силе при приеме на работу.

Таким образом, исследование, проведенное в дипломной работе показало положительные сдвиги в государственном регулировании занятости социально незащищенных слоев населения в Российской Федерации.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) [Электронный ресурс]: (ред. 27.03.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. [Электронный ресурс]: (ред. 17.02.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12. 2004 № 188-ФЗ [Электронный ресурс]: (ред. 25.05.2020) // СПС «Консультант Плюс». ВерсияПроф.
  4. Федеральный закон РФ от 28 декабря 2013 г. №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (ред. 01.05.2019) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  5. Федеральный закон РФ от 24 июля 1998 г. №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: (ред. 01.06.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  6. Федеральный закон от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в российской федерации» [Электронный ресурс]: (ред. 24.04.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  7. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в российской федерации» [Электронный ресурс]: (ред. 24.04.2020) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  8. Закон Республики Башкортостан от 10 февраля 1998 года n 141-з «Об организации бытового обслуживания населения в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]: (ред. 30.06.2017) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  9. Закон Республики Башкортостан N ВС-21/19 «Об охране семьи, материнства, отцовства и детства в Республике Башкортостан» [Электронный ресурс]: (ред. 02.02.2019) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  10. Постановление Правительства РБ от 31.12.2014 N 671 «О государственной программе «Социальная защита населения Республики Башкортостан» [Электронный ресурс]: (ред. 05.09.2017) // СПС «Консультант Плюс». Версия Проф.
  11. Акатнова М. И. Проблемы Общей части права социального обеспечения. Монография / М. И. Акатнова, Издательство: Проспект, 2018 – 117 с.
  12. Бахчиева О. А. Практические основы социальной защиты населения. Учебное пособие / О. А. Бахчиева, Издательство: Лань, 2019 – 147 с.
  13. Былков В.Г. Социально-экономические проблемы безработицы / В. Г. Былков – Иркутск: Изд-во ИГЭА, 2018 — 164 с.
  14. Галаганов В. П. Организация работы органов социального обеспечения в Российской Федерации (для ссузов). ФГОС / В. П. Галаганов, Издательство: Кнорус, 2019 – 311 с.
  15. Гусев А. Ю. Судебная защита права российских граждан на социальное обеспечение / А. Ю. Гусев, Издательство: Проспект, 2020 – 229 с.
  16. Дзгоева-Сулейманова Ф. О. Право социального обеспечения в вопросах и ответах. Учебное пособие / Ф. О. Дзгоева-Сулейманова, Издательство: Проспект, 2018 – 311 с.
  17. Закарова Н. А. Инвалидность: порядок признания, социальная защита и поддержка / Н. А. Закарова, Издательство: Феникс, 2018 – 245 с.
  18. Зыбина Г.В. Социальные технологии работы с семьями/ Г.В. Зыбина. Социальная работа. – 2017. — №5. – С.30-32.
  19. Капелюшников Р. З. Нестандартные формы занятости и безработицы в России / Р. З. Капелюшников Препринт. — М.: ГУ ВШЭ, 2019. – 38 с.
  20. Карпова А. В. Право социального обеспечения. Учебное пособие / А. В. Карпова, Издательство: ИНФРА-М, 2020 – 200 с.
  21. Качина Н. В. Уголовно-правовая охрана права на труд лиц, нуждающихся в повышенной социальной защите / Н. В. Качина, Издательство: Проспект, 2020 – 147 с.
  22. Кейнс Д. М. Общая теория занятости, процента и денег / Д. М. Кейнс – М.: Гелиос АРВ, 2017. – 352 с.
  23. Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица / В. А. Павленко – М.: Издательство МГУ, 2018. – 368 с.
  24. Прокопов Ф.Т. Безработица и эффективность государственной политики на рынке труда в переходной экономике России / Ф. Т. Прокопов – М., ТЕИС,2017. – 312 с.

 


1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф