Меню Услуги

Правовые основы и практика применения института уполномоченного экономического оператора. Часть 3.

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!





1.4. Специальные упрощения как исключительное право УЭО на совершение таможенных операций

 

В материалах Европейской Экономической комиссии ООН специальные упрощения (преимущества) сведены к следующим позициям:

‒ взаимное признание статуса УЭО таможенными администрациями; ускоренная обработка и выпуск отправок, сопровождающийся регулярными исследованиями временных затрат на выпуск товаров;

‒ отмена или снижение требований о предоставлении финансовых гарантий;

‒ разрешение подавать уведомление о намерении вывезти груз еще до его прибытия (предварительная таможенная очистка);

‒ допуск к упрощенным процедурам таможенного оформления, включая возможность проходить таможенную очистку и выпуск грузов за один или два шага в соответствии с предпочтениями импортера;

‒ сбор сведений об УЭО и переход к таможенному контролю на основе предварительного аудита вместо инспекции непосредственно при пересечении границы;

‒ в случаях, когда требуется физическая проверка грузов, предпочтение отдавать инспекции с помощью аппаратуры бесконтактного досмотра; приоритетное таможенное оформление грузов УЭО в периоды повышенной угрозы;

‒ приоритетное таможенное оформление грузов УЭО в период восстановления работы таможни после произошедшего инцидента; в случае отказа автоматизированных систем таможенной службы разрешается проводить оценку самостоятельно.

В ст. 41 ТК ТС перечисляются отдельные действия, которые могут совершать юридические лица, имеющие статус УЭО, и таможенные органы как субъекты административно-правовых отношений в области таможенного дела. Например, согласно пп. 3 п. 1 ст. 41 ТК ТС УЭО может быть предоставлено такое упрощение как «проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО».

В рамках таможенного института УЭО термин «специальные упрощения» можно исследовать сквозь призму правовых норм, регулирующих порядок совершения таможенных операций. С другой стороны, специальные упрощения можно рассматривать в рамках правосубъектности (правового статуса) УЭО, а также правового режима, представляющего собой официально установленный особый порядок, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия, и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.

Таким образом, под специальными упрощениями следует понимать преимущества в виде исключительного права на совершение действий, перечисленных в ст. 41 ТК ТС.

Специальные упрощения, которые может использовать УЭО:

‒ возможность осуществлять временное хранение, а также таможенные операции, связанные с выпуском товаров в своих помещениях, на открытых площадках и иных территориях;

‒ выпуск товаров до подачи таможенной декларации;

‒предварительное таможенное декларирование, в том числе с подачей неполной и (или) периодической декларации на товары;

‒ периодическое таможенное декларирование;

‒ возможность указывать один классификационный код в отношении товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями;

‒ завершение доставки товаров в местах нахождения (складах, площадках) УЭО;

‒ временное хранение товаров на складах УЭО без необходимости включения в Реестр владельцев СВХ;

‒ таможенное оформление товаров в местах нахождения (складах, помещениях) УЭО;

‒ отсрочка уплаты таможенных платежей;

‒ таможенный контроль после выпуска товара в форме выездной таможенной проверки проводится один раз в три года;

‒ подтверждение репутации «добросовестного участника ВЭД» и, как следствие, положительное отношение таможенных органов при рассмотрении вопроса о неприменении повышенных мер таможенного контроля;

‒ таможенная декларация может быть подана позднее, до 10-го числа следующего месяца;

‒ беспроцентная отсрочка уплаты таможенных платежей связана с возникновением обязанности по их уплате только на момент подачи таможенной декларации;

‒ не применение ограничений мест декларирования отдельных товаров;

‒ существенное сокращение транспортных расходов и более эффективная логистическая схема поставок при перемещении товаров с границы напрямую на склад УЭО без доставки в места нахождения внутренних таможенных органов;

‒ сокращение времени на снятие средств идентификации, разгрузку товаров и их принятие у перевозчика при завершении таможенной процедуры транзита на складе УЭО;

‒ возможность предварительного уведомления Оператора (до прибытия товаров на его таможенную территорию) о проведении таможенного досмотра (при использовании предварительного таможенного декларирования);

‒ свободное обращение и использование без каких-либо ограничений товаров с момента их принятия от перевозчика на складе УЭО;

‒ соглашение, заключенное между УЭО и таможенным органом (в регионе деятельности которого находится УЭО), может использоваться в качестве разрешения на применение ряда таможенных процедур, таких как: переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории и переработка для внутреннего потребления;

‒ таможенный контроль в отношении товаров проводится на территории Оператора и в приоритетном порядке;

‒ существенно сокращены сроки выпуска товаров (до 4 часов);

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

‒ соглашения между оператором и таможенным органом можно указать иные (отличные от стандартных) условия взаимодействия, в частности: указание более коротких сроков получения от таможни разрешения на выгрузку (менее 5 часов); обозначение границ территории Оператора; особенности организации пропускного режима работников; Оператора и учета транспортных средств; применение внутренней системы размещения и контроля за размещением товаров на временное хранение (например, использование модульной системы хранения); возможность ведения журналов учета в электронной форме; возможность доставки документов для завершения процедуры транзита как самим перевозчиком, так и его представителем; отсутствие требования доставлять транспортное средство для завершения процедуры транзита; указание возможности применения специальных упрощений в отношении товаров, помещаемых под процедуру переработки; возможность принять товары от перевозчика вне работы таможенного поста; возможность хранения готовой продукции на участке склада, предназначенного для хранения иностранных товаров.

Решением Комиссии таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 323 установлено, что специальные упрощения, предоставляемые УЭО, не применяются в отношении подакцизных товаров, подлежащих маркировке.

В соответствии с пунктом 4 статьи 86 Закона «О таможенном регулировании в РФ» в качестве особенности таможенного транзита иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа в соответствии с абзацем четвертым пункта 3 статьи 215 ТК ТС является возможность доставки иностранных товаров, следующих в адрес УЭО, в помещения, на открытые площадки и иные территории УЭО, имеющие статус зоны таможенного контроля и находящиеся в регионе деятельности таможенного органа назначения, без доставления указанных товаров в место нахождения таможенного органа назначения.

Пределы указанной зоны таможенного контроля определяются в соглашении между таможенным органом и УЭО, и должны иметь специальные обозначения.

УЭО обеспечивает разрешительный порядок доступа в зону таможенного контроля.

При этом статьей 215 ТК ТС предусмотрены случаи перевозки при таможенном транзите: товаров, перемещаемых морским транспортом; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытии до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа.

В целях обеспечения возможности завершения таможенной процедуры таможенного транзита заявителю на получение статуса УЭО необходимо в заявлении о включении в реестр УЭО в разделе «запрашиваемые специальные упрощения» указать: временное хранение в помещениях, на открытых площадках и иных территориях УЭО; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров, находящихся в помещениях, открытых площадках и иных территориях УЭО, включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, следующих в адрес УЭО.

Следует учитывать, что в соответствии со статьей 217 ТК ТС при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или УЭО.

Представим схематично специальные упрощения на рис. 2

Рис. 2. Специальные упрощения

Согласно Проекта ТК ЕАЭС свидетельство первого типа дает право УЭО пользоваться следующими специальными упрощениями:

‒ совершение таможенных операций, связанных с прибытием, убытием, таможенным декларированием и выпуском товаров, в первоочередном порядке;

‒ непредоставление при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита товаров, в отношении которых декларантом выступает УЭО, обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС;

‒ непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при выпуске товаров в отношении которых декларантом выступает УЭО;

‒ непредоставление обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов при помещении товаров, в отношении которых декларантом выступает УЭО, под таможенную процедуру таможенного склада в случае, когда предоставление такого обеспечения установлено законодательством государств-членов;

‒ выпуск товаров до подачи декларации на товары;

‒ проведение таможенного контроля с учетом особенностей, предусмотренных статьей 440 ТК ЕАЭС;

‒ приоритетное участие в проводимых таможенными органами пилотных проектах и экспериментах, направленных на сокращение времени и оптимизацию порядка совершения таможенных операций.

Свидетельство второго типа дает право УЭО пользоваться следующими специальными упрощениями:

‒ временное хранение товаров в сооружениях, помещениях (частях помещения) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО;

‒ доставка товаров в зону таможенного контроля, созданную в сооружениях, помещениях (частях помещения) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО;

‒ совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля (включая завершение таможенной процедуры таможенного транзита и выпуск товаров, находящихся в сооружениях, помещениях (частях помещения) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО;

-совершение таможенных операций в отношении товаров, находящихся в регионе деятельности таможенного органа, отличного от таможенного органа, которому осуществляется их таможенное декларирование, если такие таможенные органы находятся на территории одного государства-члена;

‒ проведение таможенного контроля с учетом особенностей, предусмотренных статьей 440 ТК ЕАЭС — при необходимости проведения таможенного осмотра или таможенного досмотра товаров, перемещаемых УЭО, имеющими свидетельства первого или третьего типа, таможенные органы проводят его в первоочередном порядке. Таможенный досмотр или таможенный осмотр товаров, которые перемещаются через таможенную границу Союза УЭО, имеющими свидетельство второго или третьего типа, и находятся в сооружениях, помещениях (части помещения) и (или) открытых площадках (частях открытых площадок) УЭО, проводится в таких местах (за исключением случаев, когда проведение в таких местах указанных форм таможенного контроля не представляется возможным);

‒ применение УЭО средств идентификации, используемых таможенными органами.

Свидетельство третьего типа дает право УЭО пользоваться специальными упрощениями, предусмотренными для свидетельства 1 и 2 типа.

Таким образом, УЭО могут быть предоставлены следующие основные специальные упрощения: временное хранение товаров в помещениях, на открытых площадках УЭО; выпуск товара до подачи таможенной декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товаров на открытых площадках, в помещениях УЭО; при таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей для УЭО; предоставление в электронном виде предварительной информации о товарах, предполагаемых к перемещению через границу ЕЭП.

Перспективами развития института УЭО являются оптимизация условий присвоения статуса УЭО; дифференциация УЭО в зависимости от предоставляемых ему специальных упрощений; возможность предоставления статуса УЭО перевозчикам, экспедиторам, таможенным представителям и др.; введение ступенчатой системы присвоения статуса УЭО; обеспечение возможности взаимного признания статуса УЭО на всей таможенной территории ТС.

При исследовании института УЭО были проанализированы нормативно-правовые акты, регулирующие правоотношения в связи с присвоением АПС УЭО, изучена передовая практика таможенного администрирования, а также материалы Всемирной таможенной организации, которые показали необходимость упрощения таможенных операций, а также устранение излишних административных барьеров в торговле для целей совершенствования таможенного администрирования.

Действующая правовая база в ЕАЭС уже является недостаточной и требует совершенствования, в том числе с учетом накопленного практического опыта в данной области государствами-членами ЕАЭС и выявленных проблемных вопросов.

В целях системной подготовки изменений в части развития института УЭО ЕЭК при Консультативном Комитете по таможенному регулированию была создана Рабочая группа по развитию института УЭО, в которую представители ЕЭК, государственных органов Сторон (прежде всего таможенных служб) и бизнес-сообщества. Вышеназванной рабочей группой был подготовлен проект главы по УЭО ТК ЕАЭС, которая включена в проект ТК ЕАЭС.

УЭО является международным стандартом и инструментом содействия и упрощения международной торговли, поэтому в условиях интегрированности экономик отдельных стран в мировую экономику использование передовых стандартов и практики в этой области является объективной необходимостью. Конвенцией об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская Конвенция), к положениям которой в разной степени присоединились все государства-члены Таможенного союза (ТС), предусмотрены специальные процедуры для уполномоченных лиц.

Административно-правовой статус уполномоченного экономического оператора напрямую зависит от объема специальных упрощений (преимуществ), предоставленных ему таможенным органом.

 

Глава 2. ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА УЭО

 

2.1. Международный опыт развития института экономического оператора

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Институт уполномоченного экономического оператора во всем мире позиционируется как высшее доверие таможенных органов к участникам ВЭД.

УЭО является международным стандартом и инструментом содействия и упрощения международной торговли, поэтому в условиях интегрированности экономик отдельных стран в мировую экономику использование передовых стандартов и практики в этой области является объективной необходимостью.

Зарубежная модель уполномоченного экономического оператора основана на партнерстве таможенной службы и участника требуют максимально прозрачного ведения бизнеса, полного доступа (в том числе электронного в режиме реального времени) таможенной службы к коммерческой документации и финансовой отчетности УЭО. Взаимодействие с таможенными органами строится, прежде всего, на технологии электронного обмена сведениями. Государство предоставляет лицу, получившему статус уполномоченного экономического оператора, привилегированное положение, устанавливая ряд таможенных льгот по сравнению с общим порядком таможенного оформления: сокращение числа передаваемых в таможенные органы сведений; сокращение объема проводимого фактического и документального контроля; приоритетное проведение контрольных мероприятий в случае проведения таможенными органами фактического контроля; право требовать отдельного места (территории) для проведения таких контрольных мероприятий и др.

Первая в своем роде программа, определяющая объем и рамки добровольного взаимодействия между таможней и бизнес-сообществом появилась в Соединенных Штатах в ноябре 2001 года под названием CustomsTrade Partnership Against Terrorism (С-ТРАТ). Программа позволяет создать условия для безопасной торговли посредством предоставления исключительных преимуществ компаниям, добросовестно исполняющим установленные требования безопасности; перечень субъектов, имеющих право претендовать на получение специальных упрощений в США весьма объемный и включает в себя всех участников, задействованных в движении товаров (производителей, перевозчиков, импортеров, продавцов); условия присоединения к C-TPAT сконцентрирована в области подтверждения требований безопасности, к числу которых относятся требования по обустройству помещения, где будет находиться товар, требования по идентификации сотрудников в целях недопущения несанкционированного доступа в складские помещения и т.д.

Американские компании получают упрощенный доступ к процедуре таможенного контроля, существенное сокращение таможенных проверок, первоочередный порядок при таможенном оформлении, конкурентное преимущество.

В США компания исключается из программы C-TPAT при выявлении следующих правонарушений: несоответствие установленным программой требованиям безопасности, контрабанда, конфискация наркотиков, не предоставление требуемой конфиденциальной информации.

Предусмотрено и возобновление утерянного правового статуса, которое возможно после совершения корректирующих действий, направленных на реабилитацию участника ВЭД.

Преимущества участия в программе C-TPAT: сокращение количества досмотра и времени ожидания на границе; специалист программы C-TPAT для оказания поддержки/обучения/взаимодействия; доступ к членам C-TPAT через интерфейс подтверждения статуса; само-мониторинг; сокращение количества экзаменов по оценке соответствия; получение преимуществ путем получения «репутации» в системе СВР; коридоры FAST на Канадской и Мексиканской границах; свободный допуск на учебные семинары C-TPAT; совершенствование устаревших систем; смягчение последствий риска; уменьшение случаев утери или кражи грузов; улучшение ликвидности товаров и использования активов; понимание процесса от начала до конца, включая знакомство с каждым участником цепочки поставок; повышение ценности торговой марки.

Для участников программы C-TPAT предусмотрено взаимное международное признание (в 2014 году подписано соглашение о взаимном признании с Японией, Канадой, Новой Зеландией, Иорданией, Кореей, Европейским союзом и Тайванем).

Тесно сотрудничает с США по вопросам гармонизации программ PIP и C-TPAT Канада.

Программа безопасности партнеров PIP была запущена в Канаде в 1995 году, пересмотрена в 2002 и 2008 гг. Операторами ее являются экспортеры, экспедиторы (ж/д, морские, воздушные, автомобильные) таможенные брокеры, складские операторы, грузоперевозчики, судовые агенты. Предусмотрены 2 вида партнеров: член (полный участник, преимущества, информация) и компаньон (консультации, информация).

Преимущества операторов:

‒ меньшее количество досмотров;

‒ ускоренная очистка на границе Канады, если имеется одобрение на получение преимуществ по программе Быстрая и безопасная торговля (FAST), Компании, являющиеся участниками PIP и CSA правомочны на получение преимуществ FAST, в рамках которого поставки, в которых задействованы одобренные FAST-ом импортер, перевозчик и водитель имеют доступ к выделенным полосам движения и стендам в определенных портах;

‒ усиление репутации как компании с низким риском;

‒ компании лучше позиционированы для достижения международного признания и повышения конкурентоспособности;

‒ повышение уровня безопасности;

‒ доступ к экспертной оценке CBSA;

‒ участие в предлагаемых изменениях в программу PIP;

Преимущества для участников программы «Таможенная самооценка»:

‒ меньшее количество досмотров;

‒ ускоренная очистка на границе Канады, если имеется одобрение на получение преимуществ по программе Быстрая и безопасная торговля (FAST), Компании, являющиеся участниками PIP и CSA правомочны на получение преимуществ FAST, в рамках которого поставки, в которых задействованы одобренные FAST-ом импортер, перевозчик и водитель имеют доступ к выделенным полосам движения и стендам в определенных портах;

‒ усиление репутации как компании с низким риском (компании лучше позиционированы для достижения международного признания и повышения конкурентоспособности);

‒ повышение уровня безопасности;

‒ доступ к экспертной оценке CBSA;

‒ правомочность подавать заявки на обе программы (PIP и C-TPAT) в связи с аналогичными требованиями по безопасности;

В ЕС институт УЭО был введен в 2002‒2003 гг., сейчас количество УЭО достигло 2,5тыс. Это подчеркивает качество и прогрессивность таможенного администрирования в странах Европы, основанное на доверии к бизнесу, минимизации использования таможенного ресурса, эффективности контроля после выпуска товаров.

В соответствии со Стандартами SAFE, таможенным кодексом ЕС:

‒ уполномоченным экономическим оператором может стать любой участник цепи поставок: производитель, импортер, экспортер, брокер, перевозчик, консолидатор, посредник, оператор порта;

‒ статус УЭО может получить группа компаний, а не только одна (для этого необходимо, чтобы компания-учредитель заполнила анкету, а все дочерние компании подали соответствующее заявление в своих странах);

‒ статус УЭО доступен для мелкого и среднего бизнеса;

‒ статус УЭО признают все страны-участники ЕС;

‒ в ЕС устанавливается три вида сертификатов УЭО:

УЭО «C» (AEO C — AEO-Customs Simplifications-таможенно-правовые упрощения) подразумевает меньшее количество таможенного контроля в отношении деятельности УЭО, за исключением контроля безопасности и «безвредности» его деятельности.

Сертификат такого типа может быть выдан любому экономическому оператору, зарегистрированному на территории ЕС, который выполняет такие критерии, как соблюдение таможенного законодательства, надлежащее ведение бухгалтерии, платежеспособность.

Не успеваешь написать работу сам?

Доверь это нашим авторам!

5 000
Авторов
готовых выполнить
твою работу!
От 100
Рублей
стоимость минимального
заказа
2
Часа
минимальный срок
выполнения работы
Без
посредников
Уменьшает стоимость
работы




Нажав кнопку отправить, вы соглашаетесь с обработкой персональных данных в соответствии с политикой сайта.

Владелец данного сертификата пользуется следующими льготами: более простой доступ к таможенно-правовым упрощениям минимизация мер физического таможенного контроля (таможенного досмотра) и проверки документов; первоочередной порядок выпуска при таможенном оформлении; по заявлению участника ВЭД меры контроля могут быть осуществлены в ином месте, а не на таможне;

УЭО «S» (AEO S — AEO-Security-Safety- безопасность) ‒ устанавливает меньший объем таможенного контроля в отношении деятельности УЭО, включая контроль безопасности при ввозе или вывозе товаров из ЕС. Сертификат о присвоении статуса УЭО «Безопасность» может быть выдан любому экономическому оператору, зарегистрированному на территории ЕС, при выполнении таких критериев как соблюдение таможенного законодательства, надлежащее ведение бухгалтерии, платежеспособность, а также внедрение соответствующих стандартов безопасности, которые описаны в Рекомендациях.

Владелец данного сертификата пользуется следующими льготами и упрощениями: предварительное оповещение о проведении проверки; суммарные импортные и экспортные декларации с меньшим объемом; минимизация мер физического таможенного контроля (таможенного досмотра) и проверки документов; первоочередной порядок выпуска при таможенном оформлении; по заявлению участника ВЭД меры контроля могут быть осуществлены в ином месте, а не в таможенном органе.

УЭО «F» ‒ смешанный вид сертификата (таможенно-правовые упрощения/Безопасность (AEO F – AEO Customs-Simplifications/Security-Safety). Такой комбинированный сертификат, как и предыдущие, может быть выдан любому экономическому оператору, зарегистрированному на территории ЕС, который соответствует таким критериям, как соблюдение таможенного законодательства, надлежащее ведение бухгалтерии, платежеспособность и внедрение соответствующих стандартов безопасности.

Обладатель данного сертификата может пользоваться всеми теми льготами и упрощениями, которые предоставляются УЭО уровней «Таможенно-правовые упрощения» и «Безопасность», т. е. предприятие имеет возможность использовать максимальные возможности по упрощению таможенных процедур и соблюдать минимальные требования по предоставлению обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе/вывозе и транзите товаров;

‒ УЭО получают и косвенные привилегии, такие как прямое взаимодействие с таможенными органами. В Европе такое преимущество позиционируется в качестве одного из основных. Так, компании Франции оперативный контакт с таможней посредством консультаций по телефону, рассматривают важным стимулом для получения статуса УЭО. В Польше для УЭО выделяется отдельный консультант, а также проводятся регулярные встречи с руководством таможенной администрации;

‒ следование требованиям УЭО повышает самоорганизацию и внутренний контроль самого участника ВЭД, что также является неформальным его преимуществом.

В качестве успешного примера по внедрению института УЭО в практику ВЭД можно привести Федеративную Республику Германия. Сильной стороной германской экономической системы является сочетание экономической свободы и достаточно простых для функционирования бизнеса административных процедур в сочетании с активной ролью государственных институтов в стимулировании развития инноваций, а также формировании национального рынка инноваций.

В рамках развития института УЭО в Германии были внесены дополнения в каталог индикаторов риска для участников ВЭД, а также разработан единый алгоритм оценки рисков, связанных с деятельностью участников ВЭД. Такой алгоритм получил название COMPACT (Compliance Partnership Customs and Trade).

Изменения основывались на современных методах анализа рисков и выборочного контроля. В данном контексте риски определяются как факторы, противоречащие целям таможенных органов и таможенному законодательству при перемещении товаров между таможенной территорией ЕС и третьими странами.

Основными элементами COMPACT-модели для УЭО являются методы отображения (индикации) рисков, описанные в техническом регламенте, а также рекомендации по стандартам и критериям. Предприятие, желающее получить статус УЭО, должно внедрить системы и процедуры, указанные в Таможенном кодексе Сообщества и в рекомендациях по стандартам и критериям, а также выполнить все названные там условия и требования.

COMPACT-модель используется как вспомогательный инструмент для определения соответствия экономических операторов стандартам безопасности, а также при проведении таможенными органами предварительного аудита с целью принятия решения о присвоении статуса УЭО и предоставлении ряда упрощений и преимуществ.

Таким образом, европейский подход направлен на создание безопасной системы осуществления деятельности участниками ВЭД на всех этапах.

Количество УЭО в государствах-членах ТС многократно отстает от аналогичных показателей Европы, Юго-Восточной Азии, Китая, США, Канады.

Отмечена значительная активность в администрациях-членах ВТамО, расположенных в Центральной и Южной Америки.

Колумбия, Доминиканская Республика и Мексика присоединились к существующим программам УЭО (Аргентина, Канада, Коста-Рика, Гватемала и Соединенные Штаты), таким образом, доведя количество программ УЭО в регионе до 8. На Ближнем Востоке и Северной Африке – Алжир запустил программу УЭО в начале 2012 года, таким образом, присоединившись к «Золотому списку» Иордании. Тунис планирует запустить программу УЭО в ближайшем будущем.

В Китае уполномоченных экономических операторов – почти 3000, Голландии – около 1400 УЭО, США – более 10000 участников программы

С-ТРAT (аналог УЭО). И здесь может быть дело не в количестве УЭО (они составляют не более процента от всех участников ВЭД), а в доле товаров, перемещаемых ими, которая в ЕС составляет около 50 %, Китае – более 27 %.

Программа «Квалифицированный менеджер Китая» запущена в 2008 году. Основные ее участники-импортеры, экспортеры, таможенные брокеры. Общие требования для включения в УЭО: сохранение в течение свыше 1 года статуса оператора класса А; наличие менее 3% ошибок в импортных и экспортных декларациях за предыдущий года; таможенные инспекции и аудиты должны показать, что требования в рамках таможенного управления, операций и администрирования предприятия, торговли и безопасности были соблюдены; подача Актов оценки деловых операций и статуса менеджмента и аудиторские отчеты за предыдущий год, подготовленные бухгалтерской компанией на ежегодной основе; предоставление коммерческих бланков импорта и экспорта/коммерческих бланков агентской декларации каждые шесть месяцев. Только для таможенных брокеров: подача свыше 20 000 (5 000 для центрального и западного районов Китая) импортных и экспортных деклараций или фактов регистрации ввоза и вывоза в качестве агента в предыдущий год.

Порядок аккредитации УЭО: самооценка; подача заявления; внутренняя и внешняя проверка информации; аудит и валидация (на местах); одобрение центральной таможней; выдача сертификата; периодические проверки документов и аудит после валидации на основе оценки рисков.

Преимущества участия в программе для импортеров, экспортеров и производителей: установление доверия; назначение специальных сотрудников для оказания содействия компаниям в ходе координирования и решения таможенных вопросов; меньшее количество проверок экспортных и импортных грузов; подача декларации в месте регистрации; досмотры и процедуры очистки в портах; досмотры и процедуры очистки в месте ведения деятельности; назначение специальной команды для проведения проверок на месте; приоритет в ускоренном таможенном оформлении в не рабочие часы и в праздники; приоритет в выполнении торговых формальностей, например, ввод данных, внесение изменений, отчетностей для целей верификации; приоритет в регистрации деклараций.

Преимуществами для таможенных брокеров и экспедиторов являются: таможенные органы назначают координаторов для оказания содействия компаниям в решении сложных таможенных вопросов; организуют профессиональные тренинги по декларированию и оценке работы агентов по декларированию, при подаче запросов со стороны соответствующих агентств; приоритет в оформлении декларации, досмотре и очистке; приоритет в выполнении торговых формальностей, например, ввод данных, внесение изменений, отчетностей для целей верификации; приоритет в ускоренном таможенном оформлении в не рабочие часы и в праздники; приоритет в получении разрешения на продление регистрации декларации для агентств по декларированию и их филиалов; приоритет в организации профессиональных тренингов по декларированию и оценке работы для агентов по декларированию.

Программа УЭО в Японии разрабатывается с 2001 года. УЭО являются импортеры, экспортеры, таможенные брокеры, логистические операторы (экспедиторы, перевозчики, судоходные компании, авиакомпании), производители.

Общие требования в УЭО: записи о соблюдении требований; соответствующая способность осуществлять операции; программа соответствия требованиям.

Порядок аккредитации: предварительные консультации (добровольно); самооценка; изучение документов, проверка на местах – статус УЭО; аудит после авторизации- если обнаруживается проблема – Административное предписание на устранение. Если без изменений – статус отзывается. Преимущества для УЭО: досмотр и проверка, отражающие соблюдение требований; подача импортной декларации и разрешения до прибытия; выпуск груза до подачи декларации на оплату пошлин/налогов и фактической оплаты пошлины/налога; периодическая подача декларации на оплату пошлин/налогов; отказ от требования помещать экспортные товары на таможенную территорию; создание нового таможенного склада только путем уведомления таможенных органов; уменьшение аудита для складских операторов, отражающего соблюдение требований; отсутствие ежемесячных взносов за таможенные склады; упрощение процедуры таможенного транзита; выбор таможенных офисов для таможенного декларирования.

Зарубежная практика более эффективна и совершенна, поэтому институт УЭО в ЕАЭС должен пройти свой путь совершенствования, опираясь на передовую международную практику.

Генеральная линия развития института УЭО в целом едина для всего мира: УЭО рассматривают как основу упрощения таможенных процедур, безопасности торговли для бизнеса и государства. УЭО предоставляют серьезные упрощения взамен на гарантии соблюдения законодательства.

Отметим перспективные направления развития института УЭО, над которыми работают во многих странах мира:

‒ возможность стать УЭО не только декларанту, но и отправителю, получателю, брокеру (таможенному представителю), владельцу склада и др. и формировать «уполномоченные торговые цепочки», когда товар поступает от надежного отправителя и на каждой стадии передается в надежные руки;

‒ ступенчатая иерархия УЭО со все большим объемом упрощений и более глубокой и тщательной поверкой качества работы оператора со стороны таможенных органов. При таких проверках таможенные органы оценивают не только риски по отдельной партии товаров, но и всю систему работы УЭО, проверяют контрагентов компании, включая систему учета и контроля, информационные системы, системы подбора и контроля персонала, порядок хранения и перевозки товаров, системы разграничения доступа и т.п.);

‒ взаимное признание УЭО в стране – партнере в качестве уполномоченного оператора без дополнительной проверки. Для этого необходимо сблизить критерии получения статуса УЭО обеспечить высокий уровень доверия между таможенными службами стран. В ВТО подписано 19 соглашений о взаимном признании УЭО (страны ЕС, США, Япония, Корея, Сингапур, Китай, Корея, Япония и др.;

‒ развитие института самооценки. УЭО самостоятельно заполняют анкеты, формы, установленные таможенными органами, самостоятельно оценивают свое соответствие критериям УЭО. Результаты самооценки используются таможенной службой, которая делает вывод, насколько достоверно проведена оценка и используют результаты при присвоении статуса УЭО. Таможенные службы стран рассматривают самооценку как повод и возможность для компаний провести внутренний аудит, пересмотреть стандарты своей работы;

‒ помощь УЭО со стороны таможенных органов, когда законодательно закреплено содействие УЭО: помощь и консультирование персонала, совершенствовании системы учета;

‒ контроль за работой УЭО не отменяется, он становится более адресным и упор делается на то, чтобы наиболее тщательно проверять кандидатов в УЭО «на входе», подвергая оценке все звенья работы компании, ее внутренние системы, оценивается репутация партнеров по бизнесу и т.д.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




Страницы:   1   2   3   4   5