Меню Услуги

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение
  • Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
  • 1.1. Становление и развитие понятия о геометрических фигурах
  • 1.2. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
  • 1.3. Преимущества использования ИКТ в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
  • Глава 2. Формирование знаний о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
  • 2.1. Выявление знаний о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
  • 2.2. Формирование представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ
  • 2.3. Анализ формирования знаний о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста
  • Заключение
  • Список литературы

 

Введение

Развитие науки и техники, всеобщая компьютеризация определяют возрастающую роль математической подготовки подрастающего поколения.

Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т.д.

В процессе ознакомления дошкольников с началами геометрии выделяется два аспекта: формирование представлений о форме предметов и геометрических фигур на сенсорной основе и формирование представлений о геометрических фигурах, их элементах и свойствах[17].

Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, величина, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию понятий. Детские сады учитывают этот интерес и пытаются расширить знания детей в этой области.

Однако знакомство с содержанием этих понятий и формированием элементарных математических представлений не всегда систематично.

Концепция дошкольного образования, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. В связи с этим нас заинтересовала проблема: как обеспечить ознакомление детей с формой предметов и геометрическими фигурами [27].

Современные компьютерные технологии, в том числе презентации, позволяют создавать красочную, достоверную наглядность, и в игровой форме проводить занятия с детьми дошкольного возраста, что способствует повышению эффективности учебного процесса  и качества обучения детей.

Важнейшей особенностью компьютерных технологий является их интерактивность, т.е. пользователь является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля.

Компьютерная презентация – это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление, дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Основные преимущества презентаций – наглядность, компактность и интерактивность преподнесения материала. [3]

Презентации дают возможность подать в привлекательном виде информацию. Главная дидактическая функция презентации обусловлена тем, что реализуемая в ней последовательность представления визуальных компонентов определяет порядок восприятия учебного материала. Презентация обеспечивает методически выверенное распределение внимания. Приносимая презентационной формой дополнительная регламентация действий обучаемого дисциплинирует его, существенно уменьшает эффект «разбегания глаз», снижает возможные отвлечения от работы с компьютерным учебником. После завершения одного кадра производится переход к следующему. Таким образом, использование презентационных  кадров можно сравнить с  просмотром интерактивного фильма.

Компьютерная презентация помогает упорядочить весь материал, выстроить его, следуя логике изложения и хранить его в одном файле. Сохранение наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для воспитателя [18].

Опираясь на вышеизложенное, можно утверждать, что данная тема является актуальной в настоящее время.

Объект исследования: процесс формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: формирование представлений о геометрических фигурах с использованием ИКТ у детей старшего дошкольного возраста.

Цель исследования состояла в исследовании проблемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ. Поставленная цель реализуется решением следующих исследовательских задач.

Задачи:

  1. Изучить проблему развития представлений о геометрических фигурах в психолого-педагогической и методической литературе.
  2. Выявить основные особенности методик формирования представлений о геометрических фигурах у старших дошкольников.
  3. Выявить возможности использования ИКТ в формировании представлений о геометрических фигурах и формах.
  4. Разработать и провести экспериментальную работу по выявлению уровня сформированности знаний о геометрических фигурах у старших дошкольников с использованием ИКТ на занятиях.

Методы и методики исследования.

  1. Теоретические: анализ проблемы исследования на основе изучения научно-методической и психолого-педагогической литературы.
  2. Эмпирические: диагностика уровня представлений о геометрических фигурах, разработка комплексов развивающих мероприятий по формированию представлений о геометрических фигурах.
  3. Статистические: математическая обработка и анализ результатов исследования.

 

Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

1.1. Становление и развитие понятия о геометрических фигурах

Слово «геометрия» греческое и в переводе на русский язык означает «землемерие». Исторические памятники и археологические находки свидетельствуют о том, что задолго до нашей эры в древнем Вавилоне и Египте люди владели некоторыми геометрическими знаниями. Для решения задач, связанных с земледелием и строительством, требовались умения измерять величины (длину, площадь, объем и другие), знания законов геометрических построений и расчетов. Одно из чудес света – египетские пирамиды свидетельствуют о достижениях египтян в области геометрии [32].

Колыбелью геометрии считается Египет. В Древней Греции восприняли и переработали достижения науки Древнего Востока. В VI — V вв. до н.э. древнегреческие ученые систематизировали отдельные математические сведения, заимствованные у древних народов, особенно вавилонян. В Древней Греции сложилась большая часть современных математических терминов. В дальнейшем они были переведены на латынь, которая служила на протяжении многих веков языком ученых. Отсюда многие математические термины связаны с греческим и латинским языками.

С конкретными геометрическими фигурами человек столкнулся в своей трудовой деятельности при выделке орудий труда и сосудов, при обработке полей и постройке зданий. Уже в глубокой древности изготовлялись скребки и ножи в форме дисков, треугольников, ромбов и сегментов, круглые сосуды; поля обычно имели форму прямоугольника, а здания – форму конуса, цилиндра и параллелепипеда [30].

Большинство общепринятых в настоящее время в геометрии названий геометрических фигур являются греческими, обозначающими различные предметы той или иной формы, с которыми люди сталкивались в своей практической деятельности: слово «центр» происходит от греческого слова centrum, обозначавшего палку с заостренным концом, которой погоняли быков (первоначально это слово было названием ножки циркуля, ставящейся в центр описываемой им окружности) [24].

Рассмотрим происхождение некоторых геометрических терминов. Выберем такую информацию, которая будет полезна воспитателям дошкольных учреждений. Параллельно будем давать общепринятые в современной математике соответствующие определения.

Квадрат – термин образовался как буквальный перевод соответствующего греческого слова «квадратус» – «четырехугольный». Квадрат – это прямоугольник, у которого длины всех сторон равны. Квадрат – правильный четырехугольник.

Круг. Общеславянское слово, имеющее соответствия в германских языках: в древнегерманском «кригер» – «кольцо», «круг», в греческом – «колесо», «круг»). Круг – это множество всех точек плоскости, расстояние от каждой из которой до данной точки этой плоскости не больше данного расстояния.

Линия происходит от латинского слова «линеа», которое произошло от «линум» — «лен», «льняная нить». Линия не имеет четкой формулировки и иногда определяется как «длина без ширины» или как «граница без поверхности».

Многогранник – термин образован путем соединения двух слов «много» и «грань».  Многогранник — геометрическое тело, граница которого есть объединение конечного числа многоугольников. Выпуклый многогранник называется правильным, если у него все грани — правильные конгруэнтные многоугольники и все многогранные углы конгруэнтны. многогранник. Термин образован путем соединения двух слов «много» и «угол». Имеет соответствия в индоевропейских языках (например, в греческом «полигон» («многоугольник») составлено из «поли» — «много» и «гонна»  — «угол»). Многоугольник – объединение простой замкнутой ломаной и его внутренней области. Ломаная называется границей многоугольника. Звенья ломаной называются сторонами многоугольника, вершины ломаной — вершинами многоугольника. Правильным многоугольником называется плоский выпуклый многоугольник, у которого стороны конгруэнтны и все внутренние углы тоже конгруэнтны.

Овал — французское слово «оваль» – «овальный» произошло от латинского «овум» – «яйцо». Овал – замкнутая выпуклая гладкая плоская кривая.

Отрезок – общеславянское слово, производное от «резать».

Отрезок – множество, состоящее из двух различных точек и всех точек, лежащих между ними.

Прямоугольник – термин образован путем соединения двух слов: «прямой» и «угол».

Прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые.

Прямоугольник является параллелограммом. Прямоугольник, у которого смежные стороны конгруэнтны, называется квадратом.

Ромб – одни считают, что этот термин произошел от греческого слова «ромбос», означающего «бубен», т.к. ромб похож на четырехугольный бубен, другие – что от греческого слова «ромб»,  которое означает «вращающееся тело», «веретено», т.к. сечение в обмотанном веретене имеет форму ромба. Ромб – что параллелограмм, все стороны которого конгруэнтны.

Треугольник — термин образован путем соединения двух слов: «три» и «угол». Слово «три» общеславянское, индоевропейского характера (сравним в греческом «трйс» — «три»). Понятие о треугольнике исторически развивалось, по-видимому, так: сначала рассматривались лишь правильные и прямоугольные треугольники, затем – равнобедренные и, наконец, разносторонние треугольники. В русских учебниках геометрии конца XIX и. используются такие термины, как «треугольники о равных бедрах», «бок угла», «бок квадрата». Только в последнее десятилетие XIX в. устанавливается знакомая нам терминология [1].

Эти примеры показывают, что и в геометрии сначала появились геометрические эталоны: мяч – для шарообразных предметов, сосновая шишка – для остроконечных и т.д., а впоследствии названия этих эталонов стали названиями абстрактных геометрических фигур.

Создание понятий о геометрических фигурах было связано с изображением различных плоских фигур на рисунках и орнаментах и с изготовлением моделей различных тел [31].

Исторические данные показывают, что в эпоху, когда люди пользовались кремневыми орудиями для труда и охоты, они придавали им преднамеренно геометризированную форму: треугольников, ромбов, трапеций. Именно эти формы оказывались наиболее приспособленными к определенному виду труда, чтобы резать, рубить, скрести и т.п.

Дальнейший толчок к развитию геометрических представлений дали гончарное, строительное и другие ремесла и особенно земледелие со своими насущными задачами проведения границ участков, определения площадей, длин и др. наличие представлений о равенстве, подобии, симметрии фигур подтверждается соответствующими орнаментами на изделиях [24]. Именно благодаря труду и  длительной эволюции, мозг человека выработал среди прочих способность создавать абстракции, необходимые для счета и измерения.

С возникновением понятия числа, геометрической фигуры появляется новый вид знаний – математическое, в котором счет и измерение сделались важным средством его развития и вычислительно-измерительной практики людей.

Исторически первые понятия математики «число» и «фигура» лежат в основе всех математических знаний.

Сходство логического строя оснований математики и исторического процесса становления ее начальных понятий особенно очевидно в последние 100 лет. Рассмотрим исторический ход уже с логических аспектов. Речь идет об идентификации элементов множеств, о задании множеств,  об операции отображения множеств, понятие отображения множеств и функциональной зависимости. Вводится упорядоченность множеств, количественные характеристики начинают получать символические выражение. Такое соответствие между логической структурой оснований современной математики и историческим процессом формирования первичных математических понятий не случайно и свидетельствует о принципе единства исторического и логического. Логическое и историческое – это философские понятия, связанные с двумя способами рассмотрения исторически протекающего процесса.

Энгельс Ф. указывал, что логический способ рассмотрения является в сущности «тем же историческим методом, только освобожденным от исторической формы и от мешающих случайностей. С чего начинает история, с того же должен начинаться и ход мыслей, а его дальнейшее движение будет представлять собой не что иное, как отражение исторического процесса в абстрактной и теоретически последовательной форме; отражение исправленное, но исправленное соответственно законам, которые дает сам действительный исторический процесс, причем каждый момент может рассматриваться в той точке его развития, где процесс достигает полной зрелости, своей классической формы» [24].

Показ исторически обусловленного места преподаваемого учебного материала в логически последовательной структуре математического знания в процессе обучения предмету позволяет сделать математические знания доступными и интересными.

Таким образом, с конкретными геометрическими фигурами человек столкнулся в своей трудовой деятельности при выделке орудий труда и сосудов, при обработке полей и постройке зданий. Уже в глубокой древности изготовлялись скребки и ножи в форме дисков, треугольников, ромбов и сегментов, круглые сосуды; поля обычно имели форму прямоугольника, а здания – форму конуса, цилиндра и параллелепипеда. Большинство общепринятых в настоящее время в геометрии названий геометрических фигур являются греческими, обозначающими различные предметы той или иной формы, с которыми люди сталкивались в своей практической деятельности.

1.2. Особенности формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Исследуя особенности восприятия геометрических фигур детьми, А.А. Столяр приходит к выводу, что «геометрическое мышление» вполне возможно развить еще в дошкольном возрасте. В развитии «геометрических знаний» у детей прослеживается несколько различных уровней.

Первый уровень характеризуется тем, что фигура воспринимается детьми как целое, ребенок еще не умеет выделяться в ней отдельные элементы, не замечает сходства и, различая между фигурами, каждую из них воспринимает обособленно.

На втором уровне ребенок уже выделяет элементы в фигуре и устанавливает отношения, как между ними, так и между отдельными фигурами, однако еще не осознает общности между фигурами.

На третьем уровне ребенок в состоянии устанавливать связи между свойствами и структурой фигур, связи между самими свойствами [29].

Поэтому обучение следует организовать так, чтобы в связи с усвоением знаний о геометрических фигурах у детей развивалось и элементарное геометрическое мышление.

Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма – это свойство геометрической фигуры, связанное со свойством «протяженность» и со свойством «быть в определенных отношениях в пространстве». Например, отрезки имеют характеристики «длина» (выражаемые численно), но определенным образом расположенные на плоскости отрезки дают качественно новую форму – фигуру.

Геометрические фигуры являются сенсорными эталонами, пользуясь которыми дети определяют форму предметов и их частей. Проблему знакомства детей с геометрическими фигурами и их свойствами следует рассматривать в 2-х аспектах: в плане сенсорного восприятия форм геометрических фигур и использования их как эталонов в познании форм окружающих предметов, а также в смысле познания особенностей их структуры свойств, основных связей и закономерностей в их построении, то есть собственно геометрического материала.

Сенсорные эталоны – это выработанные человечеством представления об основных разновидностях свойств и отношений. Они возникли в ходе исторического развития человечества и используются людьми в качестве образцов, мерок, при помощи которых устанавливают и обозначают соответствующие свойства и отношения .

Усвоение дошкольниками сенсорных эталонов начинается с ознакомления с отдельными геометрическими фигурами и цветами (в соответствии с программой детского сада или в домашних условиях). Такое ознакомление происходит главным образом в процессе овладения разными видами продуктивной деятельности.

Усвоение сенсорных эталонов, так же как и формирование любых представлений о свойствах предметов, происходит в результате действий восприятия, направленных на обследование формы, цвета, величины и других свойств и отношений, которые должны приобрести значение образцов. Однако этого недостаточно. Необходимо еще, чтобы ребенок выделил основные разновидности свойств, применяющиеся в качестве эталонов, из всех остальных, начал сравнивать с ними свойства разнообразных предметов .

При этом эта форма обладает теми же свойствами, что и образующие (ограничивающие ее) отрезки, а также новыми свойствами, порожденными этим новым качеством, например, площадью или периметром, также имеющими численные выражения. В свою очередь, определенным образом расположенные в пространстве конкретные фигуры порождают новые формы (ограничивают их в пространстве) — тела, обладающие как всеми прежними свойствами (длинами сторон, площадями граней), так и новым свойством — объемом, также имеющим численное выражение [22].

Геометрические фигуры, как и реальные предметы, в отличие от чисел, имеют ориентацию (на плоскости и в пространстве), можно говорить об их взаимном расположении (принадлежности, включении, касании, местоположении относительно друг друга: за, перед, между, внутри, вне, над и т.п.).

Всякий предмет имеет объемную форму. Кроме того, предмет можно охарактеризовать по его контуру, или, иначе говоря, по его границам, очертаниям [16].

Для восприятия объемной формы и контура предметы необходимо взаимодействие зрительного анализатора с кинестетическим, которое складывается в практическом действии с предметами, при передвижении среди предметов, схватывании их рукой, осуществлении одновременном рассматривании глазами. Кроме того, для нормально развивающегося ребенка выделение и размещение форм предметов, так же как и всех других свойств, облегчается благодаря овладению соответствующими словесными обозначениями и последующей практике их применения. [14].

Исследования А.И.Дьячкова, проведенное более 60 лет тому назад с глухими детьми, которые по тем или иным причинам не обучались в специальной школе, и совсем не владеют словесной речью, т.е. были глухонемыми, отчетливо указано на заметные затруднения в различении форме предметов у таких детей. Вместе с тем исследование продемонстрировало большую роль практической деятельности и мимико-жестовой речи для развития восприятия у детей с нарушениями слуха.

Трудности в различении форм заметно уменьшаются, когда дети с нарушениями слуха с раннего детства находятся в условиях специального обучения словесной речи и их приучают сравнивать и различать предметы по форме и словесно обозначать разные формы. Дошкольники с нарушением слуха, воспитывающиеся в специальном детском саду, оказываются в состоянии различать многие предметы по форме [6].

Для точного, дифференцированного восприятия формы объемного предмета очень важно уметь выделять его контур. Роль контура особенно возрастает при восприятии не натуральных предметов, а их изображении.

Умение узнавать предметы по контуру (например, по теневому изображению предмета на стене, по контурному изображению на бумаге и т.п.) возникает на основе предшествующих зрительных восприятий предмета. Оно формируется в раннем детском возрасте, однако позднее, чем узнавание натуральных предметов.

Уже дети дошкольного возраста одинаково успешно узнают натуральные предметы и их контурные изображения в том случае, если узнаваемые предметы неоднократно воспринимались прежде и имеют точно очерченный, ясно выступающий контур. Умение узнавать предметы по контуру значительно совершенствуется в дошкольном и школьном возрасте [21].

Детям постепенно становится доступным узнавание контурных изображений предметов в разных ракурсах, узнавание изображений предметов со слабо выраженным контуром. Вместе с тем, узнавание некоторых контурных изображений предметов оказывается трудной задачей даже для взрослых.

Результаты исследований свидетельствуют о том, что к младшему школьному возрасту дети с нарушениями слуха в меньшей степени, чем у слышащие обладали умением узнавать предметы по их контуру, а следовательно, и выделять контур в воспринимаемых предметах.

В период же обучения в школе это умение значительно совершенствуется, как у детей с нарушением слуха, так и у слышащих, поэтому с возрастом они по развитию этого умения все более приближаются к слышащим детям [6].

Формирование представления о геометрических фигурах происходит постепенно и проходит ряд этапов:

– инструктивный уровень формирования представлений;

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

– формирование представлений о геометрических фигурах с выделением существенных признаков (признаков отражающих суть данной фигуры);

– задания, в которых геометрические фигуры и их элементы являются объектами для пересчитывания (также ведется работа и по усвоению необходимой терминологии, формируются умения узнавать и различать геометрические фигуры);

– задания на классификацию фигур;

– на деление фигур на части и на составление одних геометрических фигур из других;

– на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей;

– задания, связанные с формированием элементарных навыков и умений.

Формированию представления о геометрических фигурах способствует организация работы с моделями геометрических фигур. Моделирование фигур из бумаги, палочек, пластилина. Также выполнение простейших заданий на построение геометрических фигур, выполняются по образцу [9].

Рассмотрев конкретную геометрическую фигуру, выделив ее признаки, детям даются задания начертить такую фигуру, на листке, причем даются соответствующие ориентиры. В геометрических задачах на построение фигур разных размеров.

Дети знакомятся с геометрическими фигурами: квадратом, прямоугольником, кругом, треугольником; объемными телами: шаром, кубом, цилиндром. Эти знания в дальнейшем закрепляются и углубляются.

Детей знакомят с новой для них фигурой – овалом. Они уже самостоятельно отличают овал от круга. Знакомство с овалом должно происходить на основе обследования фигуры, нахождения различия между овалом и кругом. Накладывая круг на фигуру овальной формы, воспитатель показывает детям, что эти фигуры неодинаковые, подчеркивает их различие. Сообщает название фигуры – овал. Самостоятельно обследуя модели фигур, рассматривая их, накладывая одну на другую, дошкольники должны попытаться сформулировать вывод об их сходствах и различиях. В дальнейшем у детей начинают формировать представление о четырехугольнике.

Четырехугольник – это обобщенное понятие фигуры, обладающей определенными признаками: четыре угла и четыре стороны. Наиболее ценным для умственного развития ребенка является формирование этого обобщения на основе обследования моделей фигуры, сопоставления с другими фигурами, выделение существенных признаков данной фигуры. Подводя детей к новому для них понятию, следует исходить из сложившихся представлений  [5].

Дети уже знакомятся с основными геометрическими фигурами. Теперь они знакомятся с разновидностями каждой из этих фигур, учатся называть их с указанием признака. В процессе зрительного и осязательного обследования разнообразных предметов, имеющих сложную форму, дети учатся давать подробное словесное описание формы, узнавать предметы по описанию. [8]

На занятиях по математике детей учат различать модели близких по форме фигур, производить элементарный анализ воспринимаемых фигур, выделять и описывать их некоторые свойства. Детей знакомят с различными видами треугольников, фигур овальной формы, учат видеть изменения по форме, находить тождественные фигуры, обучают последовательно обследовать и описывать форму предметов, находить ее сходство с геометрическим образуя и отличие от него. В старшей группе каждая фигура представляется детям моделями разной окраски, разного размера и с разным соотношением сторон, сделанными из разных материалов. Используют таблицы и карточки для индивидуальной работы, на которых рисунки фигур одного вида или разных видов расположены в разном пространственном положении.

Всю работу строят на основе сопоставления и противопоставления моделей геометрических фигур. Для выявления признаков сходства и отличия фигур, их модели сначала сопоставляют попарно, затем сопоставляют сразу от 3 до 5 фигур каждого вида [4].

Характерные свойства каждой из геометрических фигур, выявляются путем сопоставления 4-5 ее моделей, отличающихся модельной окраской, размером, материалом.

Существенное значение по-прежнему имеет использование приема осязательно-двигательного обследования моделей. Для выявления признаков отличия фигур друг от друга продолжают использовать приемы наложения и приложения.

Важно обучить детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами, как эталонами предметной формы. У ребенка необходимо развивать умение видеть, какой геометрической фигуре, или какому их сочетанию соответствует форма того или иного предмета. Это способствует более полному, целенаправленному распознаванию предметов окружающего мира и воспроизведению их в рисунке, лепке, аппликации. [20].

Хорошо усвоив геометрические фигуры, ребенок всегда успешно справляется с обследованием предметов, выделяя в каждом из них общую, основную форму и форму деталей.

Работа по самопоставлению формы предметов с геометрическими эталонами происходит в два этапа. На первом этапе нужно научить детей на основе непосредственного сопоставления предметов с геометрической фигурой, давать словесное определение форме предметов .

Таким образом, удается отделить модели геометрических фигур от реальных предметов и придать им значение образцов. Далее выбирают предметы указанной формы, группируют их и обобщают по единому признаку формы.

На втором этапе детей учат определять не только основную форму предметов, но и форму деталей.

На разных фигурах дети показывают ее внутреннюю область и ее границу — стороны, вершины и углы как часть внутренней области фигуры.

Можно предложить детям заштриховать красным карандашом внутреннюю область фигуры, а синим карандашом – обвести ее границу стороны. Дети не только показывают отдельные элементы фигуры, но и считают вершины, стороны, углы у разных фигур.

В дальнейшем дети приучаются различать внутреннюю область фигуры и ее границу, считать число сторон, вершин, углов.

Чтобы убедить детей, что выделенные ими признаки являются характерными свойствами проанализированных фигур, воспитатель предлагает те же фигуры, но больших размеров. Обследуя их, дети подсчитывают вершины, углы, стороны, и приходят к общему вводу.

Это ставит самих детей перед необходимостью самостоятельного поиска ответа, а не ограничивает использованием готовых знаний [25].

Таким образом, необходимо учить детей делать свои заключения, уточнять и обобщать свои ответы. Не следует давать детям готовые знания нужно возбудить интерес к ним, обеспечить возможность действия.

1.3. Преимущества использования ИКТ в процессе формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста

Вокруг проблемы качества образования ведётся много споров. Борьба за качество образования выдвигается как ведущая задача в деятельности образовательных учреждений. Каждый ищет её решения по-своему. Качество образования сводится к качеству обучения. Именно обученность ребёнка, вне зависимости от того, какой подход (знаниевый или компетентностный) признаётся оптимальным, провозглашается главным  критерием качества образования. На обученность работают все виды контроля: стартовый, рубежный и итоговый. [15]

Дошкольные учреждения и школа были  и остаются обучающими учреждением, именно в обучении лежит сфера их зримой ответственности перед людьми, обществом и государством. От уровня подготовки человека зависит в конечном итоге, как его собственное будущее благополучие, так и качество жизни общества в целом. Современная информационная эпоха ещё больше обостряет задачу воспитания человека умелого и мобильного, способного успевать за стремительным развитием цивилизации.

Воспитатель, располагающий компьютером, имеет уникальную возможность интенсифицировать процесс обучения, сделать его более наглядным и динамичным. [3]

В настоящее время существует множество программ, которые позволяют давать иллюстрацию важнейших понятий, причем сделать это наглядно и быстро, что повышает и активизирует познавательную активность дошкольников. Появляется возможность оптимально сочетать практические и аналитические виды деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка.

Формы и место использования компьютеров на занятии, конечно, зависит от содержания этого занятия и целей, которые ставит воспитатель. Каковы же функции и особенности применения компьютерных технологий и  программ в дошкольном учреждении [11].

Можно выделить следующие функции:

– инструментальная (изготовление наглядных пособий);

– демонстрирующая (показ готовых демонстрационных программ, слайдов, презентаций и т.д.)

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!
  • обучающая (тренажеры);
  • контролирующая.

Возможны различные виды занятий, с применением информационных технологий для детей дошкольного возраста:

– занятия-беседы с использованием компьютера как наглядного средства;

  • занятия постановки и проведения исследований.

Использование информационных технологий для детей дошкольного возраста это в первую очередь — наглядность, потому что компьютер, воздействуя на чувства обучаемого, позволяет продемонстрировать абсолютно абстрактные понятия и объекты. Как известно из психологических исследований, наглядность – это свойство человеческих психических образов реальных объектов, предметов или явлений, но не свойство или качество, присущее этим реальным объектам, предметам или явлениям [18].

Только лишь в результате активной работы наглядный образ создается в сознании обучаемого. Наглядность образа, возникшего у ребенка, зависит главным образом от уровня развития познавательных способностей обучаемых, от его познавательных интересов и склонностей, от потребности и желания увидеть, услышать, ощутить данный объект, создать у себя яркий, понятный образ этого объекта. Наглядность есть показатель простоты и понятности для учащихся. Наглядный материал используется на занятии каждым воспитателем с целью повышения усвоения учебного материала и развития познавательного интереса детей. Компьютер позволяет продемонстрировать преобразования объекта в динамике. Это способствует не только лучшему запоминанию учебного материала, но и обеспечить оптимальное включение и адаптацию нового материала. Таким образом, формируя последовательно «живое созерцание» преобразования объекта информации, мы не только используем природные свойства зрительного аппарата ребенка, но и развиваем познавательный интерес.

Важным средством организации восприятия информационного материала является цветовое и мультимедийное оформление. Демонстрация как бы руководит «живым созерцанием» информации, дети незаметно учатся отмечать ту или иную особенность информационного сообщения, которое таким образом доходит до их сознания. Для того чтобы развивать познавательный интерес, нужно постоянно заботиться об организации зрительной информации [23].

Принцип наглядности – важнейший принцип преподавания. Компьютерная демонстрация наглядного материала позволяет подать его последовательно по мере рассказа воспитателя, не нарушая его логики.

Компьютерная демонстрация – это слайды, выполненные в программной среде PowerPoint. Это может быть презентация: компьютерная разработка занятия или разработка темы с целями и задачами, основной частью и заключением, т.е. с определенной законченной структурой. Но, все-таки, в основном – это слайды, которые созданы для помощи воспитателя при объяснении нового материала. Они не охватывают весь материал занятия, а помогают раскрыть тот или иной вопрос теории. Следует учесть, что это не просто статические картинки, в них используются анимационные эффекты с целью проследить логику того или иного определения, свойства, признака [26].

Компьютерные презентации PowerPoint являются одним из типов мультимедийных технологий. Мультимедиа технология позволяет одновременно использовать различные способы представления информации: числа, текст, графику, анимацию, видео и звук. Важной особенностью мультимедиа технологии является ее интерактивность, т.е. то, что в диалоге с компьютером пользователю отводится активная роль [13].

Проведение занятия с мультимедиа выступлением (сопровождение рассказа воспитателя; демонстрации при объяснении нового материала, при этом используется компьютер на рабочем месте воспитателя, подключенный к проектору.

Демонстрационный материал улучшает восприятие информации путем сочетания различных форм подачи учебного материала и возможности обучаемому активно вмешиваться в процесс обучения.

Для проведения занятий с использованием мультимедиа-презентаций необходимы экран и мультимедийный проектор, подключенный к компьютеру. Мультимедийные презентации используются для того, чтобы на экране наглядно продемонстрировать материалы к занятию.

Компьютер отличается своей универсальностью и разнообразностью возможностей:

– создание ярких слайдов и серии слайдов, легко сменяющих друг друга возможностью оперативного их редактирования;

– использование разнообразных мультипликационных эффектов;

– возможность воспроизведения видео и аудио материалов;

– создание интерактивных наглядных пособий, гипертекстов [18].

Это лишь небольшой список использования компьютерных технологий, предназначенных для демонстраций. Занятия с применением мультимедийного оборудования вызывают у детей интерес, заставляют работать всех. Качество знаний при этом заметно возрастает. Используя на занятиях мультимедийное оборудование, воспитатель экономит время на занятиях, оживляет его, отпадает надобность в переносных досках. Весьма существенно, что при работе с мультимедийным оборудование воспитатель стоит лицом к детям  и может наблюдать за их работой. Это создает ряд преимуществ по сравнению с традиционным методом работы на доске.

В последние годы наряду с компьютерной техникой в образовательные учреждения поступают интерактивные доски, которые представляют собой сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении, так как достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере [26].

Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, так как интерактивная доска помогает воспитателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, упростить объяснение схем, помочь разобраться в сложной проблеме,  изучить ее максимально подробно.  На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Воспитатель может рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекая детей и побуждая их записывать идеи на доске, что обеспечивает взаимодействие их с новым материалом [3].

Интерактивные доски, используя разнообразные динамичные ресурсы и улучшая мотивацию, делают занятия увлекательными и для воспитателя, и для детей. Работа с интерактивной доской может помочь педагогу проверить знания, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала, что позволяет дошкольникам лучше понять материал. Управляя обсуждением, воспитатель  может подтолкнуть детей к работе в небольших группах. Интерактивная доска становится центром внимания для всей группы.

Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение занятия. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, тематические компакт-диски, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих занятий или уроков. Все, что дети делают на доске можно сохранить и использовать в другой раз. Страницы можно разместить сбоку экрана, как эскизы, воспитатель всегда имеет возможность вернуться к предыдущему этапу занятия и повторить его ключевые моменты. Файлы предыдущих занятий можно всегда открыть для повторения пройденного материала. Подобные методики привлекают к активному участию в занятиях [18].

Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Возможность сохранять занятия, дополнять их записями улучшает способ подачи материала. Благодаря разнообразию материалов, которые можно использовать на интерактивной доске дети гораздо быстрее схватывают новые идеи. Они активно обсуждают новые темы и быстрее запоминают материал. Воспитатель может по-разному классифицировать материал, используя различные возможности доски: перемещать объекты, работать с цветом, — при этом, привлекая к процессу детей, которые затем могут самостоятельно работать в небольших группах. Иногда можно снова обращать внимание детей на доску, чтобы они поделились своими мыслями и обсудили их перед тем, как продолжить работу. Но важно понимать, что этот эффективность работы доской во многом зависит от самого воспитателя, от того, как он применяет те или иные ее возможности.

Обучение с помощью интерактивной доски гораздо эффективнее обучения только с компьютером и проектором, поскольку имеет ряд преимуществ:

– обеспечение более ясной, эффективной и динамичной подачи материала за счет использования веб-сайтов и других ресурсов, возможности рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов, сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени;

– развитие мотивации дошкольников благодаря разнообразному увлекательному и динамичному использованию ресурсов;

– предоставление больших возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;

– использование различных стилей обучения (воспитатель может обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям);

– обеспечение хорошего темпа занятия;

– предоставление возможности сохранения использованных файлов в организации повторения изученного материала;

– упрощение проверки усвоенного материала на основе сохраненных файлов;

– обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом;

– стимулирование профессионального роста педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению [23].

В центре любого образовательного процесса стоит ребенок или уже ученик, ведомый воспитателем или учителем к знаниям. И если дети от мотива «надо» придут к мотиву «мне интересно, я хочу это знать», то путь этот будет более радостным и плодотворным. Решению этой задачи как раз и способствует использование в процессе обучения интерактивной доски [11].

Вывод по первой главе: с конкретными геометрическими фигурами человек столкнулся в своей трудовой деятельности при выделке орудий труда и сосудов, при обработке полей и постройке зданий. Уже в глубокой древности изготовлялись скребки и ножи в форме дисков, треугольников, ромбов и сегментов, круглые сосуды; поля обычно имели форму прямоугольника, а здания – форму конуса, цилиндра и параллелепипеда. Большинство общепринятых в настоящее время в геометрии названий геометрических фигур, являются греческими, обозначающими различные предметы той или иной формы, с которыми люди сталкивались в своей практической деятельности.

Современное общество уже не возможно представить жизнь без компьютера. Общение с компьютером также естественно, как пользование телефоном. У современных детей компьютер не вызывает боязни и  является хорошим средством обучения и развития у них познавательного интереса. Благодаря использованию компьютерных технологий, учебный материал становится более наглядным, понятным и запоминающимся. Они неизмеримо расширяют возможности в организации и управлении учебной деятельности и позволяют практически реализовать огромный перечень перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.


Страницы:   1   2