Заявка на расчет
Меню Услуги

Преступность несовершеннолетних. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


1.3 Факторы, влияющие на развитие преступности несовершеннолетних

 

Причинный комплекс насильственной преступности среди несовершеннолетних определенным образом своеобразен. Ее порождают общие причины (факторы) преступности и взаимодействующие с ними рядом факторы, которыми отражаются недостатки социализации растущего поколения. Воздействие ближайшего окружения на личностное формирование несовершеннолетнего имеет многообразные формы, в том числе и целенаправленную форму воспитания. Поэтому факторы, которыми оказывается отрицательное влияние на процесс формирования подрастающего человека и предопределяется в какой-то мере его асоциальное поведение, могут быть следствием негативного влияния семьи и окружающей среды. При рассмотрении особенностей причинного комплекса, А.Н. Ли отмечает, что это последствиям различных дефектов социализации личности правонарушителей во взаимодействии с их психофизическими особенностями и с такими ситуациями, в которых они оказались. «Утраченные мировоззренческие и нравственные ориентиры, распавшиеся традиционные юношеские институты социализации при одновременно невысоком авторитете вновь возникающих молодежных организаций, превращенные товарно-денежные отношения в качестве основополагающего критерия человеческих ценностей, утвержденные потребительско-эгоистические интересы влияют на рост таких факторов, как бездуховность, углубление процесса маргинализации несовершеннолетних».

Общественно-политические и экономические изменения российского общества — это фактор роста насильственной преступности несовершеннолетних. А.С. Куликовв своих трудах рассуждает: «причины разгула преступности во всех сферах – это наличие глубокого экономического кризиса, пробуксовки реформ, разбалансированности моральных устоев общества». «Социально-экономическими условиями жизни, криминогенностью общества прямо и непосредственно оказывается влияние на психическое и нравственное развитие». Под влиянием социально-экономических условий у подростка может произойти сложение отрицательных впечатлений, оценок и взглядов.

Огромный интерес, прежде всего, вызывается личностью преступника потому, что именно она носит в себе причины совершенного преступления: поэтому можно утверждать, что именно эта личность является главной и важнейшей часть всего механизма преступного поведения, и, таким образом, ее специфика, порождающая такое поведение, должна быть непосредственно подвергнута профилактическому воздействию.

Личность преступника – практически основная проблема всех наук криминального профиля, и в первую очередь криминологии. Согласно истории криминологии можно сказать, что наиболее острые дискуссии криминологи велись и ведутся как раз относительно личности преступника. Криминология является единственной наукой, занимающейся исследованием природы личности, ее формирования, социологических и психологических особенностей, выделение и изучением тех или иных ее типов. Взгляд на личность оказывает влияние на научное решение проблемы причин преступности: если преступником наследуются в рамках биологической линии причины преступного поведения (или склонность совершать преступления), это говорит о вполне определенной исследовательской позиции — преступность можно унаследовать генетически. Соответственно, это предполагает проведение совершенно иных, чем до сих пор, мер борьбы с ней.

Условиями жизни ребенка не прямо и непосредственно определяется его психическое и нравственное развитие. В одних и тех же условиях возможно формирование разных особенностей личности, в-первую очередь по причине того, как взаимодействует со средой человек, каким влияниям от нее он подвергается, какие биологические особенности имеются у него. Средовые влияния воспринимают в соответствии с тем, через какие ранее возникшие психологические свойства ребенка они преломляются, какие генетические черты у него есть.

В семьях, где есть прочные, теплые эмоциональные контакты, уважительное отношение к детям, происходит более активное формирование коллективизма, доброжелательности, внимательности, способности сопереживания, самостоятельности, инициативности, умения разрешения конфликтных ситуаций и др. Все это влияет на их коммуникабельность, при этом влияя на обеспечение высокого престижа в группе сверстников. Дефицит общения с негативными последствиями возникает и в связи с такими внешне уважительными причинами, как наличие загруженности родителей на работе, их длительных служебных командировок, хронических болезней и т.д.

Рассмотрим психологические контакты ребенка в семье. Такое отдаление ребенка родителями – это не единственная причина формирования личности преступника. Зачастую это происходит иначе: и подросток, и ребенок обладают специальными эмоциональными связями с родителями, но именно последними показывается пренебрежительное отношение к моральным и правовым запретам, противоправное поведение (к примеру, постоянное употребление алкоголя, совершение хулиганских действий и т.д.). Подростком относительно легко усваиваются эти образцы, соответствующие им взгляды и представления, отлично вписывающиеся в его психологию.

Криминогенные последствия могут обладать и таким недостатком семейного воспитания, когда в случае недостаточного или полном отсутствии теплых эмоциональных отношений и целенаправленном нравственном воспитании, окружающими его людьми высказывается обеспокоенность только лишь материальными потребностями ребенка, не привив ему с первых лет жизни простейшие обязанности перед окружающими, нравственные нормы. Последствием этого, здесь выступает равнодушие к тому, каким он станет.

Недостаток у ребенка родительской заботы и попечения может иметь как явную, так и открытую форму. Зачастую это ситуации, когда в сторону ребенка применяется физическая сила, издевательства, гонения из дома, отсутствие питания, отсутствие проявления заботы и т.д., именно этим наносятся ему незаживающие психические травмы. Неприятие своего ребенка может быть и скрытой, связь между родителями и ребенком в такой ситуации нейтральна, эмоционально не окрашена, каждый живет по-своему и практически не интересуясь жизнью другого. Выявление таких отношений достаточно проблематично, обычно они скрываются как самими родителями, так и детьми, причем делается это непреднамеренно.

Наблюдаются случаи, когда дети предоставлены сами себе в семьях, где много детей или где родители слишком заняты работой. Но это не оправдывает родителей.

В связи с эмоциональным неприятием родителями ребенка, его лишением материнской и отцовской ласки и попечением, в его психике чаще на бессознательном уровне происходит формирование тревожности, беспокойстве, боязни утраты себя, своего «я», своего положения в жизни, ощущения враждебности, даже агрессивности окружающего мира. Именно такие качества из-за отсутствия надлежащих воспитательных воздействий или, напротив, в результате негативных влияний далее закрепляются в процессе общения в различных коллективах — в учебных, трудовых и т.п. и под влиянием субъективно значимых условий жизни индивида.

Большое влияние на становление личности оказывается ее неформальным социальным окружением, сверстниками подростка. Неформальные группы сверстников с антиобщественным поведением чаще всего объединяют между собой в прошлом отвергнутых семьей детей – как юношей, так и девушек. Они сближаются в рамках такой группы обычно очень быстро, так как ими представляется друг для друга социальная и психологическая ценность.

Так, личность преступника, как и каждого человека, формируются следующими основными сферами: семьей, школой, трудовым коллективом, неформальными группами.

На человека оказывается влияние и широкой социальной средой, прежде всего при помощи средств массовой информации. Разумеется, в каждом случае нельзя говорить исключительно о неблагоприятных влияниях на личность, поскольку здесь нами рассматривается личность преступника.

На криминальную активность несовершеннолетних большое влияние оказывается полнотой семьи, морально-психологическим климатом в ней, характером отношений родителей и лиц, которыми они замещаются, к своим детям, достаточными условиями для нормального развития несовершеннолетних, а также контролем за их досугом и времяпрепровождением. Потому, семейным неблагополучием предопределяется развитие делинквентного и девиантного, перерастающего в преступное, поведения несовершеннолетних.

Поэтому всем без исключения исследователям противоправного поведения несовершеннолетних пришлось сделать вывод, что многие несовершеннолетние преступники – это выходцы из так называемых неблагополучных семей, сформированные в маргинальных обстоятельствах, на что, в свою очередь, повлияли плохие жилищные и материальные условия, напряженные отношения между членами семьи и низкая забота о воспитании детей. В основном они проживают и воспитываются в неполных многодетных семьях, при этом чаще всего это младшие дети.

В соответствии с анализом данных СДВС РФ 44% несовершеннолетних, которыми были совершены половые преступления, росли и воспитывались в полных семьях, в семьях с одним родителем — 41% и вне семьи — 15%. Среди несовершеннолетних, которые осуждены за изнасилования, доля росших в полных семьях наиболее многочисленна — 45,5%, тогда как среди лиц данной возрастной группы, осужденных за мужеложство и иные насильственные действия сексуального характера, большая доля составлена лицами, росшими в семье с одним родителем (42,5%).

С исследованием семейного микроклимата несовершеннолетних сексуальных насильников, нам удалось прийти к следующим выводам. В семье, которая состоит из двух родителей, росли и воспитывались только 28,6% несовершеннолетних, которые имеютсудимость за половые преступления. В семье, которая состоит из родной матери и отчима, в подавляющем большинстве случае не проявлявшим интереса к воспитанию своего пасынка, — 22,2% несовершеннолетних исследуемой группы. С одной матерью приходилось жить каждому четвертому несовершеннолетнему насильнику. 7,6% жили в детских домах (интернатах), где и совершали свои сексуальные злоупотребления. 4,8% воспитывались только бабушки и дедушки вследствие потери родителей или лишения их родительских прав.

Нельзя не заметить такие данные: несовершеннолетними, живущими и воспитываемыми в полной семье, чаще совершались изнасилования, чем насильственные действия сексуального характера (33 и 16,7%), когда как несовершеннолетними, живущими и воспитывающимися одним родителем (мамой), чаще совершались последние из указанных деяний, чем первые (28,6 и 19%). Также, среди несовершеннолетних, осужденных за насильственные действия сексуального характера, выявлены лица, проживающие в детском доме (интернате) (11,9%), тогда как среди осужденных за изнасилование таковые отсутствуют.

34% респондентов указано, что родителями или лицами, их замещающими, практически не контролировался их досуг. Главная причина подобной ситуации — данные лица много работали и у них отсутствовало время для контроля своих детей, на что было указано половиной опрошенных несовершеннолетних. Досуг совместно со своими детьми проводился только 20% родителей или лиц, их замещающих.

На то, что их родители и лица, их замещающие, любили друг друга и ладили во всем, указало только 48,1% несовершеннолетних исследуемой группы; на то, что отношения между ними были нейтральными (спокойными) — 30,8%; на то, что они часто ругались — 19,2%. 1,9% респондентов были убеждены, что они ненавидели друг друга.

52,5% несовершеннолетних насильников жили в обеспеченных семьях, 42,4% — в условиях, когда денег хватало на обычную жизнь, без роскоши. 5,1% указали, что у их родителей или лиц, их замещающих, не было денег. Вследствие чего значительная часть (43,8%) несовершеннолетних исследуемой группы до совершения своего преступления уже познала самостоятельное зарабатывание денежных средств на достаточно тяжелых, низкоквалифицированных работах.

Обращается на себя внимание тем обстоятельством, что семьи, в которых росли и воспитывались несовершеннолетние, совершавшие насильственные мужеложство и иные действия сексуального характера, были более обеспечены, чем у совершивших изнасилования.

Практически каждым пятым несовершеннолетним, совершившим сексуальное насилие, пришлось столкнуться, с его точки зрения, с неоправданным, несправедливым насилием со стороны родителей или попечителей, а также лиц, их замещающих.

На то, что их родителями или лицами, их замещающими, употреблялось много алкоголя, указало 27,1% респондентов.

Все это указывает на не достаточную родительскую заботу, любовь и внимание к несовершеннолетним, которые совершили половые преступления, их практическую безнадзорность вкупе с тяжелыми условиями жизни.

65% несовершеннолетних исследуемой группы имеют младших братьев и сестер. Этим обстоятельством, по сути, должно быть оказано влияние на формирование у них особого, уважительного, сострадательного и попечительского отношения к лицам, младшим по возрасту. Однако в большинстве случаев этого не случалось, поскольку 79,2% жертв сексуального насилия несовершеннолетних были моложе восемнадцати лет, из них 62,5% — младше своих насильников.

Значительной частью несовершеннолетних, которые имею склонность к девиантному поведению с элементами насилия, особенно сексуального, высказывается негативное и даже пренебрежительное отношение к своим родителям, не пользующихся у них авторитетом. Так, в соответствии с данными нашего исследования, 1/3 респондентов не слушали своих родителей или лиц, их замещающих.

Главный фактор отрицательного отношения подростков к родителям — это социальная деградация семьи, которая может проявляться как пьянство, половая распущенность, стремление стяжаться и другие подобные явления, непосредственно наблюдаемые и оцениваемые детьми. В качестве причин утраты нравственного авторитета родителей подростками-правонарушителями называются: распад семьи по вине одного из родителей, невнимание к элементарным нуждам и запросам детей, жестокость и физические меры, унижающие человеческое достоинство, несправедливые запреты и наказания, непонимание их интересов и др.

Исследователям вопросов преступности несовершеннолетних получилось сойтись во мнениях, что криминальную активность данной категории граждан обуславливает скудная и не интересная их досуговая сфера, которую они в основном сводят к бесцельному, бездельному и скучному времяпрепровождению, чем зачастую порождается в сознании подростков желание развлечься противоправными способами. Данными способами, как считают несовершеннолетние, привносится определенный экстрим в их досуг, к которому тяготится большинством современных подростков.

На искаженные досуговые ориентации несовершеннолетних правонарушителей, в том числе совершивших сексуальное насилие, указывают исследования многих авторов. Так, Я.И. Куриновой у 91% несовершеннолетних осужденных отмечается как развлечение употребление спиртных напитков. 73% правонарушителей, которыми был указан в качестве своего развлечения секс, обладают предпосылками к возникновению и закреплению сексуальных девиаций (отклонений), которые обуславливают искаженные интересы, в следствие которых увеличивается удельный вес изнасилований и покушений на изнасилование. В соответствии с данными В.Г. Рудь, 80% несовершеннолетними насильниками в качестве любимого занятия были указаны различные развлечения, 71% — спорт, 16% — интересная работа и только 4% — чтение книг.

Несовершеннолетние правонарушители в основном контактировали с маргинальными, социально неактивными слоями населения с низкими моральными, нравственными и духовными качествами. Такие лица характеризуются наличием склонности к асоциальным группировкам, пренебрежением морально-этическими нормам, социальной незрелостью, как считает О.Н. Гусева, что ускоряет приобретенный ими сексуальный опыт и знакомство с девиантными формами сексуальной активности. В силу чего делинквентное поведение — это своеобразная реакция гиперкомпенсации, когда деликт совершен индивидуальным образом, либо как реакция имитации поведения членов асоциальной группы, в рамках которой подросток стремится утвердить свою маскулинность, что сопровождает ранняя алкоголизация, курение, а также промискуитетное поведение (в том числе и насильственные гомосексуальные акты).

Так, картина обобщенной социально-демографической характеристики личностей несовершеннолетних, которые виновны в посягательстве на половую неприкосновенность и половую свободу личности, выглядит следующим образом: это в основном лица мужского пола, в возрасте от 14 до 17 лет, которые росли зачастую в неполных и (или) неблагополучных семьях, в которых их часто подвергали насильственному обращению (как физически, так и психологически). Обладают достаточно высоким уровнем образования, однако им свойственно нарушать дисциплину. Чаще всего за ними отсутствует должный присмотр родителей или лиц, их замещающих, которыми не оказывается на несовершеннолетних необходимое воспитательное воздействие, поэтому они большую часть времени предоставлены сами себе. Ими рано начинается самостоятельная жизнь, с обеспечением себя за счет тяжелого низкоквалифицированного труда. Они склонны рано приобщаться к алкоголю и наркотикам. Интерес вызывается агрессивными и экстремальными способами проведения досуга. Круг ценностных ориентаций указывает на крайнюю развращенность и деградацию морально-нравственных установок на фоне таких качеств, как повышенная физиологическая активность, гиперсексуальность и импульсивность.


Глава 2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних преступников

2.1 Типология личности несовершеннолетних преступников

 

Рассмотренные в рамках предыдущей главы общие особенности преступности несовершеннолетних позволяют перейти к более конкретным вопросам именно криминологической характеристики данного типа преступников.

В рамках криминологии большой интерес вызывает личностный аспект преступлений, вследствие чего возникло многообразие теорий личности. Во главе стоят вопросы, связанные с исследованием личности преступников, не достигших совершеннолетнего возраста, т.к. от нравственных и психических особенностей несовершеннолетних зависит как назначение судом справедливого наказания, так и формирование дальнейших воспитательных процессов с целью воздействия на подростка, нуждающегося в особом внимании.

Об общем уровне преступности среди подростков позволяют судить особенности их личности: семейное положение, образование, возраст, нравственные и психологические черты, принадлежность к той или иной социальной группе.

Каверзность феномена личности выражается в многообразии и определений, каждое из которых, при наличии исследовательской базы, заслуживает внимания, и мнений относительно данного вопроса среди психологов.

Зачастую, понятие личности раскрывается с точки зрения человека с его приобретенными социальными качествами. Это значит, что к числу личностных не относятся врожденные, физиологические особенности человека, не зависящие от взаимодействия с обществом. Во многих определениях подчеркивается, что к числу личностных относятся только те качества, которые проявляются по отношению к обществу, исключая характеристику его процессов познания или деятельности. В понятие «личность» обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми, свидетельствующие о его значимости для общества.

Что же такое личность, если иметь в виду указанные ограничения? Согласно определению Р.С. Немова, «личность – это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих».

Более того, понятие «личности» и «личности преступника» является крайне значимым, базисными не только в психологии, но и в криминологии. Последнее понятие Г.А. Аванесов раскрывает как человека, который совершил опасное для общества, запрещенное и преследуемое уголовным законодательством, деяние.

Н.С. Лейкина писала, что «преступник как личность отличается от других людей тем, что он совершил преступление вследствие присущих ему антиобщественных взглядов, отрицательного отношения к общественным интересам и выбора общественно опасного пути для реализации своего замысла или не проявления необходимой активности в предотвращении отрицательного результата».

В предоставленном случае предметом исследования считаются личные свойства и нравственные черты человека, побудившие его к совершению правонарушения. Например, система ценностей преступников-подростков основывается на стремлении к регулярному достижению собственных целей вкупе с пренебрежением моралью и нравственностью, ограниченности в развитии и интересах, пристрастии к алкоголю или курению, отсутствии осознания своего места в системе общественных отношений, а также долга перед семьей, друзьями и обществом, в целом.

Главным отличием рассматриваемой категории является социальная деформация, протекающая, по обыкновению, в определенный период времени, когда личность наиболее подвержена изменению нравственных, духовных и психологических составляющих, что может увеличить вероятность попадания подростка в криминальные субкультуры, для большинства из которых характерны ценности, идущие вразрез с нормами морали: дискриминация, насилие, вредные привычки.

Кроме того, отличительной чертой несовершеннолетних преступников является низкая успеваемость, а также потеря мотивации и желания работать или учиться. Более того, у определенной доли рассматриваемой категории людей отсутствует какое-либо образование. Эти факторы имеют повышенное криминогенное значение, лишая рассматриваемую категорию людей возможности организовывать свою жизнь в соответствии с общественными и правовыми нормами, находить средства для ее обеспечения честным путем, а также предоставляя большое количество времени, которое потенциально может быть расходовано вразрез общественным интересам.

По статистике, как уже указывалось в рамках первой главы, наиболее характерным для несовершеннолетних являются групповые преступления, при том что 20% из них совершаются под влиянием алкоголя.

Среди преступников, не достигших совершеннолетия, дозволительны несоблюдения любых правовых норм, в том числе и уголовных, если иное крайне необходимо самому подростку, либо, что более вероятно, всей группе. Внутренние убеждения в обязательности соблюдения закона, как правило, прямо пропорциональны вероятности и степени наказания за то или иное допущенное несоблюдение закона.

С эмоционально-волевой точки зрения, у данных категорий граждан наблюдаются признаки, неприемлемые по общественным меркам: грубость, эгоизм, цинизм и равнодушие.

Кроме того, к распространенным чертам у несовершеннолетних преступников относятся агрессивность, лицемерие, алчность и неуравновешенность. При этом, важным является то, что данные признаки не связаны с возрастными особенностями, присущими основной массе подростков, а лишь являются последствием криминогенных сдвигов и деформаций, о которых шла речь выше.

Подводя черту, общая картина, содержащая в себе все компоненты, из которых складывается личность несовершеннолетнего преступника, говорит о том, что подросткам, идущим на преступление, характерны стереотипы антиобщественного поведения: бродяжничество, систематическое проявление актов агрессии и насилия, провоцирование конфликтных ситуаций, пренебрежение, культивирование вражды к иным группам населения: как несовершеннолетним, так и взрослым.

Типология представляет собой более сложную систему показателей разных составов преступников, позволяющую исследовать такие компоненты преступности, как, например, причины ее зарождения, а также составлять более точные прогнозы преступности. Практическая роль типологии прежде всего раскрывается через возможность разделять профилактическое и «карательно-воспитательное воздействие», исследовать отдельные типы противоправного поведения, а также связывать их с определенными типами личности.

Более того, научные классификации несовершеннолетних правонарушителей помогают дать верную оценку личности и назначить для нее справедливое наказание.

Типология лиц, преступающих закон, вытекает из надобности формирования их в однородные группы. «Для того чтобы более глубоко изучить личность преступника и ее структуру надо познать и типичное в такой личности».

Известно, что первые классификация несовершеннолетних преступников датируются дореволюционным временем. Исследователи выявляли отдельные группы правонарушителей, не достигших совершеннолетие, что позволяло уже тогда вырабатывать различные разграниченные меры влияния на них.

Одним из самых значимых примеров того времени является классификация, которую выделил Зак А.И.: «Дети, совершившие проступки, в которых следует видеть не преступление, а шалость, подчас невинную, подчас серьезную, но все же обыкновенную детскую шалость; Дети-преступники со следами дурной наследственности, с крайними проявлениями ранней извращенности. Исправить их подчас невозможно, но к ним можно применить гуманное изолированное воспитание, которое, с одной стороны, обезопасит от них общество, а с другой – смягчит страдания, выпадающие на их долю за грехи родителей».

Исследование криминологических научных трудов и литературы советского исторического периода позволяет констатировать, что ученые разграничивают четыре типа преступников-подростков, для которых противоправное действие было:

— случайным, несоответствующим общей картине личности;

— допустимым как следствие неустойчивого развития, а также личностной направленности;

— совместимым с общей картиной личности, однако выбивающемся из этого ряда и являющимся случайным относительно повода, причины и метода;

— совместимым с общей картиной личности, при этом повод, причина и метод являются не случайными, а установленными самой личностью.

Г.М. Миньковский, проводя исследование и анализ правонарушений среди молодежи и несовершеннолетних, создал следующую классификацию их типов:

— положительная направленность личности, преступление совершенно случайно;

— неустойчивая направленность личности, преступление совершено под влиянием совокупности таких факторов, как внешнее давление и ситуация.

— преступники, которым характерна антиобщественная направленность личности

— преступная установка личности, преступник активно ищет и, в некоторых ситуациях, создает причины и повод для совершения противоправного поступка.

Миньковский предложил новшество, предприняв попытку комбинировать социальные, социально психологические и психологические признаки в качестве критериев для дифференцирования различных типов личности несовершеннолетнего преступника. Предложенная им классификация включает в себя три группы признаков:

— внешние факторы;

— внутренние условия (ценности, внутренние установки);

— синтез первой и второй группы.

«Такого рода дифференцированная типология построена в соответствии с требованиями, предъявляемыми к психологическим моделям, и вполне моет быть использована как одна из эвристических моделей, облегчающих познание личности как субъекта противоправной деятельности» — комментирует К.Е.Игошев.

Криминалисты и психологи, рассматривающие вопросы насильственной преступности, пишут, что лица, совершающие насилие в отношении других людей, имеют многоплановую, разнообразную характеристику. Это является основополагающим фактором при формировании мотивов преступления, в которых, как было указано в предыдущем параграфе, заложены биологические, социальные и экономические потребности. Классификации насильников содержат в себе такие критерии как психологические особенности, степень общественной опасности, способы, а также методы совершения преступление и т.д.

Криминологи устанавливают такие типы личности преступников, как «ситуационный», «неустойчивый», «злостный», «особо злостный». При этом важным является то, что данное деление носит исключительно оценочный характер и зависит не столько от тяжести, последовательности и количества совершенных преступлений, сколько от характеристики и особенностей непосредственно личности. Однако данная классификация крайне важна в работе правоохранительных органов для предотвращения и раскрытия преступлений.

Исследователь А.Н.Ильяшенко также выделяет четыре типа преступников, совершивших насильственные действия:

— ситуационный, который, в свою очередь, подразделяется наследующие подтипы:

А) Внезапно-конфликтный подтип

Б) Аффективный подтип

В) Накопительно-аффективный подтип

— неустойчивый (промежуточный) тип

— устойчивый тип

— злостный тип.

Известный ученый В.Ф.Пирожков пишет, что при организации и осуществлении профилактики и выявления групповой преступности, важнейшим фактором является отношение лиц, не достигших совершеннолетия, к алкоголю, а также причины, по которым лица его употребляют. Исходя из этой точки зрения, была предложена следующая классификация: 1) «начинающие пить из любопытства; 2) употребляющие алкоголь для самоутверждения; 3) «любители кайфа»; 4) «Алкогольные эстеты» — социальная зависимость комбинирует с психологической зависимостью; 5) Бравирующие, т.е. лица, для которых стоит внутренняя цель, установка «всех перепить; 6) страдающие алкогольной болезнью.

Как было указанно выше, одним из важнейших компонентов, позволяющим выявлять, раскрывать и осуществлять профилактику преступности среди подростков, является мотивация. Именно она является отправной точкой для современных криминологов при дифференциации различных типов несовершеннолетних преступников. Выделяются следующие типы нынешних несовершеннолетних лиц, совершающих противоправные действия:

— корыстно-зависимый (совершение противоправных действий с целью получения средств на удовлетворение пристрастий к алкоголю, курению и наркотикам)

— корыстно-потребительский (совершение противоправных действий (угоны автомобилей, грабежи, вымогательства) с целью наживы и удовлетворения потребительских потребностей)

— агрессивно-сексуальный (совершение изнасилований и иных действий сексуального характера)

— агрессивный (удовлетворение внутренних потребностей в агрессии: убийства, вандализм в местах захоронения, избиения, в том числе бомжей)

-легкомысленно-безответственный (кража телефонов, угон транспортных средств без какого-либо планирования последующей выгоды).

Автор данной типологии комментирует, что классификация является условной, т.е. большинство несовершеннолетних преступников нельзя отнести к той или иной категории. Зачастую встречаются смешанные типы, имеющие несколько мотивов, а также ставящие перед собой разные цели.

Таким образом, данная глава показывает, насколько многообразен преступный мир у несовершеннолетних, насколько сложным является выявление тех или иных видов преступлений, и, что самое главное, формирование способов их воспитания, а также профилактики и предупреждения новых преступлений.

На мой взгляд, данный вопрос является одним из первостепенных в науке криминологии, поскольку именно от уровня преступности несовершеннолетних, во многом, зависит будущее национальной безопасности. Это означает, что чем больше особенностей малолетних преступников выявляется сейчас, а средства их профилактики и воспитания становятся эффективнее, тем ниже в дальнейшем будет уровень преступности.

 

2.2 Особенности мотивации несовершеннолетних преступников

 

Изучение мотивов преступления является ключевым для исследования профилактики подростковой преступности и выработки методов правового воспитания. В мотивы закладываются мысли, трансформирующиеся в желания и интересы под влиянием внутренних установок, идеалов и эмоций, которые являются базисными в сознании подростка при совершении того или иного преступления. Именно поэтому можно считать верным и имеющим место утверждение Ю.М. Антоняна, говорившего о том, что личность идентична ее мотивам.

Специалисты, изучающие подростковую преступность, в основе преступлений насильственного или экономического (корыстного) характера закладывают попытки подростков определить свое место в обществе с позиции силы, завоевывая авторитет противоправным путем для дальнейшего получения необходимого результата, как материального, так и, например, физиологического.

В.Л.Васильев обозначает несколько типов мотивов, которым руководствуются как взрослые, так и несовершеннолетние граждане:

— неосознаваемые мотивы, присущие определенным типам личности и строящиеся на частых сменах настроения, чрезмерной агрессивности по отношению к обществу, завышенным самомнением;

— компенсаторные (гиперкомпенсаторные) мотивы, базой для которых являются такие проблемы, как комплекс неполноценности, личностное принижение и ущемление;

— мотивы, связанные с отсроченным во времени действием закрепившегося в детстве по механизму импринтинга травматического опыта;

— мотивы, характерные личностям, обладающим психическими патологиями, которые, при этом, не исключаются вменяемости. В такой ситуации у человека возникает необъяснимое стремление тот или иной поступок, зачастую противоправный, который при этом он сам считает неприемлемым.

Психолог Л.Б.Филонов утверждает, что в мотивационной структуре насилия, основополагающей является потребность в самоутверждении. Данный вид мотивации содержит в себе как чрезвычайную жестокость, так и повышенную эмоциональность, вкупе с ситуативностью, поэтому, по утверждению автора, «самое большое число случаев жестокости падает на подростков 11–16 лет».

К. Е. Игошев указывает, что основополагающим фактором, мотивацией среди подростков, совершающих «корыстные» преступления, является стремление к мнимому высокому статусу, выражающийся в потребительстве. Самым явным примером является ситуация, когда несовершеннолетний, не получающий должного внимания со стороны сверстников, противоположного пола или родителей, стремятся заработать определенный статус и недостающее внимание с помощью денег, добытых противоправным путем.

Проводя анализ мотивов преступлений, можно выделить семь основных групп, представленных на рисунке 2.1.

Риснуок 2.1 – Основные группы преступности

Однако, для образования мотивационной системы, провоцирующей на совершение противоправных действий, наибольшую роль играют факторы, связанные с окружающей подростка средой, а именно:

— Негативное влияние со стороны семьи. Установлено, что в трети примеров преступлений лиц, не достигших совершеннолетия, основное значение сыграл именно пример родителей и других членов семьи, которым присущ низкий уровень культуры, в том числе и правовой, а также непринятые в обществе установки и привычки, включая алкоголь и наркотики;

— недостаток средств у родителей для обеспечения потребностей ребенка, в том числе и образовательных, что приводит к формированию мотивации на совершение «корыстных» преступлений – краж, грабежей, вандализма;

— неблагоприятное воздействие со стороны сверстников – друзей, коллег по учебе, а также взрослых. С достижением подросткового возраста, данные категории людей, как правило, попадают в обособленные группы, а, как следствие, стараются копировать поведение, привычки лидеров таких групп. Определенное криминогенное воздействие, как следствие, на совершеннолетнего оказывают люди, пренебрегающие нормами права, морали, а также общественными устоями.

Таким образом, проблема мотивации, т.е. причин, приведших к тому, что подросток встал на «путь криминала», является крайне глубокой и во многом основополагающей как для составления общей картины подростковой преступности, так и для дальнейшего формирования моделей правового воспитания, предотвращения новых преступлений и снижения общей динамики преступности.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф