Глава 3. Предупреждение преступности несовершеннолетних
3.1 Общие и специальные меры профилактики несовершеннолетних преступников
Негативные показатели подростковой преступности в последние годы — это актуальная проблема не только в нашей стране, но и в большинстве государств мира. Поэтому не случайным является наличие возросшего интереса правоведов к ее изучению, с одной стороны, и к поиск более совершенных форм правозащитной и предупредительно-профилактической деятельности среди несовершеннолетних — с другой.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является системой, основными составляющими которой являются:
— социальные меры, направленность которых определяют интересы, ценности и нормы поведения, сложившиеся в обществе;
— правовые меры, имеющие цель полностью и своевременно закрепить необходимые установления в нормативных актах;
— педагогические, то есть связанные с процессами воспитания, обучения человека, и иными мерами.
Цель принятия всех этих мер — выявить и устранить те причины и условия, которыми вызываются безнадзорность, беспризорность, правонарушения и антиобщественные действия несовершеннолетних. При этом указанные меры необходимо осуществлять в совокупности с индивидуальными профилактическими работами с несовершеннолетними и семьями, которые находятся в социально опасном положении.
Согласно ст. 22 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее — Закон N 120-ФЗ) центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей являются — это органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые принимают и временно содержат несовершеннолетних правонарушителей с целью защитить их жизнь, здоровье и предупредить повторные правонарушения и провести с ними индивидуальную профилактическую работу.
Угроза жизни или здоровью ребенка представляется безнадзорностью или беспризорностью несовершеннолетнего, совершением родителями (законными представителями) противоправных действий в присутствии детей, жестоким обращением с ними, проживанием или пребыванием ребенка в помещении, которое не соответствует требованиям техники безопасности и (или) санитарным правилам и нормам.
Безнадзорный — это несовершеннолетний, поведение которого не контролируется в связи с неисполнением или ненадлежащем исполнением обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц. Беспризорный ребенок — безнадзорный, у которого отсутствует место жительства и (или) место пребывания.
Уполномоченными органами и учреждениями в пределах своей компетенции проводятся мероприятия, направленные на выявление несовершеннолетних, пребывающих в обстановке, которая несет угрозу их жизни или здоровью, проводятся с ними индивидуальные профилактические занятия, информируются о нарушениях прав и законных интересов несовершеннолетних заинтересованные органы и учреждения в случаях и порядке, которые устанавливает Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Интерес представляет категория лиц из числа детей, находящихся в образовательных организациях для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, которым необходимы особые условия воспитания, обучения и требующие специальный педагогический подход (в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа). С 1 сентября 2013 г. вместо понятия «специальные учебно-образовательные учреждения» законодательство применяет понятие «образовательные организации», в данной ситуации — специальные учебно-воспитательных учреждения открытого и закрытого типа.
Должностными лицами органов и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений принимаются меры, направленные на доставку и передачу таких детей родителям (лицам, их заменяющим) или лицам, осуществляющим мероприятия с участием несовершеннолетних. Несовершеннолетних, находящихся в наркотическом, токсическом или алкогольном опьянении, или нуждающиеся в медицинской помощи, доставляют в медицинские организации.
Социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, профилактике безнадзорности и социальной реабилитации несовершеннолетних в трудной жизненной ситуации, и круглосуточно принимать несовершеннолетних без родителей или законных представителей проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении, утерянные или брошенные, и некоторых других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Неслучайно повышенный интерес ученых к его изучению, с одной стороны, и поиск более совершенных форм правозащитной и профилактической деятельности среди несовершеннолетних.
Отечественные и зарубежные криминологи обращают внимание на то, что наряду с другими факторами, о подростковой преступности влияли на политику обращения с несовершеннолетними правонарушителями, в том числе профилактики, социальной реабилитации, соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних, использования возможных воспитательных мер или наказание не связанного с лишением свободы, за исключением несовершеннолетних смертной казни и пожизненного лишения свободы.
Анализ положений действующего уголовного законодательства России позволяет сделать заключение о их соответствии с международными принципами правосудия в отношении детей и молодых людей.
Вопросы уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних рассматриваются в самостоятельном разделе действующего УК РФ и соответствующей главе. Прежде всего, это обуславливает значительная специфика преступности несовершеннолетних как части преступности в целом. На эту специфику влияет как социальное, так и психологическое развитие подростков и молодых людей: в связи с недостаточным уровнем социализации, и недостаточной психофизической, возрастной и социальной зрелости, искаженными представлениями по нравственным приоритетам, специфическими чертами характера (вспыльчивостью, неуравновешенностью), подверженностью влиянию «лидеров мнений» и взрослых и др.
Этими специфическими чертами преступности несовершеннолетних и был приведен законодатель к необходимости тщательно регламентировать уголовную ответственность несовершеннолетних, при периодическом отклонение от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания. В частности, большая роль отводится нормам, которые регулируют процессы по освобождению несовершеннолетних от уголовной ответственности или наказания в связи с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
Этими специальными уголовно-правовыми мерами занимается отечественное законодательство со второй половины XIX века. На протяжении всей истории их развития система институтов уголовного права подвергалось огромному влиянию со стороны известных драматических изменений в экономических, политических, нравственных, идеологических и социальных сферах российского общества. Сегодня, при оценке юридической природы и социальной обусловленности принудительных мер воспитательного воздействия, правоприменительная практика и ее криминологические последствия, многими криминалистами называются в качестве наиболее эффективных альтернатив уголовному наказанию. Преимущество этих мер — то, что они, обладая педагогическим содержанием, предоставляют лучшие, по сравнению с мерами уголовного наказания, условия для того, чтобы развить положительные личностные качества. В первую очередь, это связано с тем, что основанием их реализации является пробуждение в сознании подростка, мотивы общественного служения и дает ему больше возможностей для позитивной деятельности.
Следует отметить, что ни в предыдущем, ни в действующем уголовном законе понятие принудительных мер воспитательного воздействия не содержится. К сожалению, в уголовно-правовой науке так и не удалось понять трактовке понятия и правовой природы мер. Между тем необходимость единого понимания их природы и целей применения назрела давно. Это важно для развития науки уголовного права, и для обеспечения правильного и единообразного применения уголовно-правового института в правоприменительную практику.
Предусмотренные в УК РФ, принудительные меры воспитательного воздействия, не являющихся уголовным наказанием меры государственного принуждения, применяемые к несовершеннолетним с целью коррекции. Они образуют определенную систему, которая основывается на так называемых «образовательных заряда», т. е. образовательных и государством-принудительный аскетизм-конкретные меры (от менее суровых к более суровым). Согласно ст. 90 и 92 УК РФ несовершеннолетние, совершившие преступления, могут быть назначены следующие виды принудительных мер:
1) предупреждение;
2) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;
3) возложение обязанности загладить причиненный вред;
4) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего;
5) помещение в специальное воспитательное учреждение закрытого типа.
Очевидным является тот факт, что анализируемые меры отличаются друг от друга не столько присущими им государственно-насильственных, отражая механизм реализации Закона, как сущности педагогической (образовательной) методы воздействия на несовершеннолетних. В противном случае было бы невозможным дифференцировать и индивидуализировать их применение.
Однако, закон не регламентирует основания для выбора конкретных принудительных мер воспитательного воздействия, а также их комбинации. Подобная свобода выбора дает возможность расширить индивидуальность подхода к вопросу о целях коррекционных мер с учетом конкретных обстоятельств дела и личности несовершеннолетнего правонарушителя. Однако, вы должны учитывать тот важный факт, что, в соответствии с международными стандартами для применения любой меры уголовно-правового воздействия на подростков должны быть юридически и педагогически обоснованных и соответствовать обязательным условиям, которые определены нормативными актами. Таким образом, раздел 17.1 минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций для отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (пекинские правила), устанавливает принцип обязательного соблюдения меры не только тяжесть и обстоятельства преступлений, совершенных несовершеннолетними, а также состояние и потребности ребенка.
Наиболее важные с правовой и педагогической точек зрения, положений Уголовного кодекса является возможность передачи несовершеннолетнего правонарушителя под надзором родителей или опекуна, а также в специализированный государственный орган для оказания воспитательного воздействия на несовершеннолетних, и контроля его поведения (п.»б» ч. 2 ст. 90 УК РФ). Такая передача осуществляется в случае, если родителей или лиц, их заменяющих, в силу ряда объективных и субъективных причин (инвалидность, алкоголизм) не имеют возможности для осуществления эффективного педагогического контроля над поведением подростка, не способны обеспечивать соответствующий уход. Уголовный закон не уточняет, какие специализированные государственные органы, осуществляющие эти функции. В этой связи, следует согласиться с выводами Ю. аликперов Х. Д., Курбанова К. К., который отметил, что понятие «особое состояние —
Согласно п. 39 Указа Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» для обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу необходимо повышать эффективность деятельности правоохранительных органов, создавая единую государственную систему профилактики преступности и, в первую очередь, среди несовершеннолетних. О приоритете предупреждения преступности несовершеннолетних указывается и в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Действительно, криминализация подростковой среды является одной из наиболее острых проблем современного общества. Рост преступности несовершеннолетних во многом зависит от совокупности факторов, к которым можно отнести демографические показатели, экономическую ситуацию в стране, показатели раскрываемости преступлений и семейное неблагополучие.
Анализируя западную терминологию «неблагополучной семьи», можно прийти к выводу, что она не имеет четкого определения. Исходя из этого попробуем провести сравнительно-правовой анализ данного определения в зарубежном законодательстве. Итак, в западных странах термин «неблагополучная семья» употребляется как:
— «социально уязвимая семья» («sociallyvulnerable») — семья, с нарушенной структурой, где происходит обесценивание или игнорирование основных семейных функций, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, результатом чего становится появление «трудных детей»;
— «дисфункциональная семья» («dysfunctionalfamily»);
— семьи группы риска («atriskfamilies»);
— «негармоничная семья» («disharmoniousfamily»);
— «проблемнаясемья» («problem family», «troubled family»).
Кроме того, неблагополучные семьи подразумеваются следующими социально незащищенными группами населения:
— малообеспеченными семьями (low-income families);
— не полными семьями (single-parent families);
— семьями, в которых родители обладают низким уровнем образования, ими не выполняются родительские обязанности и/или имеются психологические расстройства;
— семьями, нуждающимися в социальной поддержке;
— детьми и семьями в развивающихся странах.
Не менее интересен опыт стран ближнего зарубежья в профилактике семейного неблагополучия. Так, например, Республика Казахстан признает ключевую роль семьи в воспитании ребенка и стремление государства создать в рамках имеющихся ресурсов благоприятные условия для выполнения семьей своих функций. Тем не менее на сегодняшний день отмечаются весьма неположительные тенденции в области благополучия семьи и семейных отношений. Несмотря на действующее законодательство, у многих детей нет семей, и они помешены в государственные учреждения; не все полная охваченность детей средним образованием; для детей-сирот и детей, которые остались без попечения, право на жилье остается лишь гипотетическое; в стране не становится меньше безнадзорных детей, и эксплуатация детского труда не редкость.
В качестве серьезных недостатков правового обеспечения предупреждения преступлений на современном этапе следует признать разрозненные правовые нормы, относящиеся к предупреждению преступлений, которые совершают подростки, несогласованность некоторых из них между собой. Данным обстоятельством затрудняется их практическое применение. Недостаточно четким образом отражается роль судебной власти в профилактике преступлений. Поэтому в рамках сложившихся условий необходимо совершенствование регулирования предупреждения подростковой преступности в стране.
Вопросы профилактики подростковой преступности закрепляют различные нормативные акты, регламентирующие деятельность тех или иных правоохранительных органов. Так, проведение участковым уполномоченным полиции индивидуальных профилактических работ с гражданами (в том числе и с несовершеннолетними), которые состоят на профилактическом учете, с целью предупредить совершение ими преступлений и административных правонарушений определяет Приказ МВД России от 31.12.2012 N 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».
Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г.» говорится о том, что процессы обеспечения государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу будут также способствоваться повышением эффективности деятельности уполномоченных органов и спецслужб, созданием единых государственных систем профилактики преступности (в первую очередь среди несовершеннолетних) и иных правонарушений, в том числе мониторинга и оценки эффективности правоприменительной практики, разработки и использования специальных мер, которые направлены на то, чтобы снизить коррумпированность и криминализацию общественных отношений.
Меры, которые направлены на процессы развития воспитания и социализацию детей, достаточно подробно отражает Указ Президента РФ от 01.06.2012 N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 гг.». Данный Указ регламентирует разработку общенациональных стратегий развития воспитания как основ реализации государственной политики: обеспечить развитие научных основ воспитания и социализации подрастающего поколения; внедрить современные программы гражданско-патриотического воспитания, направленные на процессы формирования российской гражданской идентичности, культуры толерантности, социальной компетентности в этническом и межконфессиональном взаимодействии; развить готовность защищать Отечество и позитивное отношение у молодых людей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации. Судебной власти также не стоит держаться в стороне от данной проблемы. Применяя доступные ей формы и методы, она должна также принимать меры по профилактике подростковой преступности.
В настоящее время существуют все предпосылки принятия нормативно-правовых актов, определяющих задачи и характер деятельности по предупреждению преступности в стране. Эти нормативно-правовые акты — федеральные законы — должны определять субъекты предупредительной деятельности, а также перечень их прав и обязанностей, уровней, сфер, направлений деятельности, форм, мер и средств предупреждения преступлений. Среди таких субъектов следует упомянуть судей, в том числе мировых судей. Целесообразным является также в законе закрепление правовых мер и средств предупреждения основных видов преступлений, а также различных видов преступного поведения.
Согласно статье 29 УПК РФ суды имеют право на вынесении частных определений (постановлений), рассматривая конкретные уголовные дела. То есть у мировых судей также есть такие права. Тем не менее, в соответствии со статистическими данными за последние годы, они весьма редко выносят частные постановления.
На слабую работу мировых судей по профилактике подростковой преступности во многом влияет их чрезмерная загруженность. Тем не менее, рассматривая уголовные дела в отношении несовершеннолетних, необходимо присутствие на судебном заседании психологов и социальных работников для более глубоко и качественно исследования всех обстоятельств дела и правильного решения вопросов индивидуализации наказания несовершеннолетним. Ведь рассмотрение судом уголовного дела в отношении несовершеннолетнего является не только процессом, разрушающим ложные нравственные ценности, представления о мире, но и созидающим, формирующим процессом. Несовершеннолетний приобретает потребность самовоспитываться, преодолевать недостатки. В связи с отсутствием у подростков правильного представления относительно нравственных категорий и ошибочной оценкой событий и поступков людей, происходит изменение их отношения к труду и учебе. Поэтому мировыми судьями должно повышаться воспитательное воздействие судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних. Судебное рассмотрение должно стать началом процесса, направленным на психологическую, нравственную и правовую коррекцию личности подростка.
Таким образом, на вопрос об участии мировых судей в профилактике подростковой преступности должен быть дан утвердительный ответ. А для того, чтобы повысить эффективность такой профилактической деятельности, необходимо совершенствование способов профилактики. В связи с этим, прежде всего, следует произвести разбор соответствующей концепции и принять ряд соответствующих законодательных актов.
3.2 Уголовно-правовые проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних и пути ее совершенствования с учетом зарубежного опыта
В государственной политике, направленной на профилактику подростковой преступности борьба с наркоманией и алкоголизмом, является крайне актуальной, т.к. количество преступлений, которые совершают несовершеннолетние будучи в наркотическом или алкогольном опьянении, или для достижения такого состояния, растет и становится мотивом преступления. Поэтому наркомания и алкоголизм — это предпосылки совершения преступлений. Однако закон запрещает принудительно лечить эти болезни, исключение составляют лица некоторых категорий (к примеру, осужденные), что по отношению к несовершеннолетним является недопустимым. Необходимо в рамках федерального уровня согласие на применение к ним медицинских мер, которые направленны на выздоровление подростков, с согласия данным органами опеки и попечительства.
Для несовершеннолетних действенной профилактической мерой наркомании также было бы их перемещение в другие регионы, города, местности для того, чтобы полностью пресечь контакты с поставщиками, к примеру, к родственникам. В случае отсутствия возможности применить такую меру, необходима установка жесткого дневного графика местонахождения несовершеннолетнего, который оговаривался ранее, т.к. при установленном распорядке дня инспектору облегчается контроль перемещения подростка, а в случае несоблюдения — применение определенных санкций: задержания, помещения в стационар и т.п.
В рамках общей системы предупреждения преступности раннюю профилактику преступности несовершеннолетних относят к общесоциальным культурно-воспитательным мерам, которыми тем не менее играется своя определенная роль в жизни потенциальных несовершеннолетних девиантов.
Раннее предупреждение характеризует, прежде всего, ориентир на недопущение «выпадения» несовершеннолетнего из нормальных условий социализации, которые выступают в качестве важнейшего фактора формирования подростка, а также, будучи частью общевоспитательного процесса, его ориентир — главным образом примять меры психолого-педагогического характера общей направленности. Проблема раннего предупреждения подростковой преступности состоит в том, что законодательно закрепленной профилактикой преступности несовершеннолетних направлена на то, чтобы непосредственно предупредить преступность и на предупредить рецидив, практически оставляется без внимания ряд меры, которыми бы позволялось предотвращение самой ситуации появления несовершеннолетних правонарушителей. «Игнорируется раннее предупреждение правонарушений и преступлений несовершеннолетних в рамках действующего законодательства в связи с обусловленной сложностью выделения объекта ранней предупредительной деятельности и его законодательного закрепления».
В связи с этим необходимо определение критериев антисоциального поведения подростков, которые озвучивались бы органами внутренних дел, патрулями, общественными организациями для задержания несовершеннолетнего и препровождения его в службу социальной защиты, а последняя бы уже расследовала каждый случай и в соответствии с ним, занималась вынесением решений.
Так, раннее предупреждение преступности несовершеннолетних необходимо направить не только на собственное предупреждение, но и на процесс ресоциализации несовершеннолетнего, которое рассматривают как социальную основу раннего предупреждения.
В последнее время психологическая литература все большее внимание уделяет таких категориям, как генезис, структура и функции внутренних инстанций или образований, личности, которые имеют прямую связь с восприятием человеком себя и отношением к себе. «В неблагоприятных условиях развития и воспитания в семье и в школе у ребенка происходит формирование низкой самооценки.
Существует ряд многочисленных попыток повышения самооценки при помощи социально приемлемых способов, не приносящих желаемых результатов, а далее происходит обращение в сторону асоциальных образцов поведения и к контрнормативным ценностям и тогда происходит повышение уровня самооценки» <24>. Данное положение подтверждено исследованием Ю.Г. Пилипейченко, которым было определено, что «состав и содержание внутренних преград совершения действий у правопослушных подростков и несовершеннолетних правонарушителей отличает ряд особенностей, связанных, прежде всего с их ценностно-нормативной системой».
Поэтому с целью провести профилактику подростковой преступности, актуальная задача воспитания подрастающей личности заключается в недопущении формирования низкой самооценки, а при ее снижении обязательное нахождение средств своевременно ее повысить. Для того, чтобы успешно проводить воспитательную работу в этом направлении, необходимо организовать целостную систему профилактических мер, которая бы формировала правопослушное поведение несовершеннолетних. В системе мер должны: а) тщательно изучаться особенности личности трудновоспитуемых школьников и учитываться в индивидуальной работе с ними (о чем уже было сказано ранее); б) избегаться ошибка, особенно в отношении трудных школьников; в) изучаться положения трудных подростков в класса и недопускаться изоляция этих школьников; г) привлекаться трудные школьники к общественно полезной работе, обязательно учитывая их интересы и склонности, для того, чтобы повысить вероятность положительного результата; д) систематически одобряться положительные проявления трудных школьников и производиться упор при работе с ними на положительные качества; е) использоваться специальные практические занятия, для того, чтобы развивать положительную самооценку трудных школьников.
В наши дни в российской правовой среде активно обсуждают вопрос относительно перспектив введения в Российской Федерации института ювенальной юстиции, который будет выступать как обязательный элемент судебной системы.
Проблему ювенальной юстиции разрабатывают отечественные ученые в течение нескольких последних десятилетий, однако до сих пор не осуществлена выработка единого мнения по тому, чем же таким является ювенальная юстиция и ее необходимость в российском государстве.
Ювенальная юстиция является правосудием по рассмотрению дел с участием несовершеннолетних. Понятием ювенальной юстиции предусматривается проведение особого порядка судопроизводства, отдельной системы судов для подростков (ювенальные суды), а также совокупность идей, концепции социальной защиты и реабилитация несовершеннолетних правонарушителей.
Однако существуют и ряд иных толкований этого понятия. Так, А.Ю. Гулягин считает, что в юридической науке некоторыми авторами определяется ювенальная юстиция не только в качестве совокупности государственных институтов и правовых механизмов, но и в качестве социально-психологических, социализирующих инструментов и программ, которые применяют как соответствующие государственные учреждения, так и различные негосударственные, общественные институты (благотворительные и другие некоммерческие негосударственные объединения и организации).
«Несмотря на существование различных трактовок определения ювенальной юстиции, каждая четко прослеживает ряд таких основополагающих элементов: правосудия, реализующего свои принципы через суд; системности тех или иных органов, которые задействованы в правоотношениях, связанных с защитой прав несовершеннолетних; правосубъектности, нацеленной на процесс обеспечения прав и свобод несовершеннолетних».
При этом нельзя сложно поспорить с утверждением Д.М. Замышляева о том, что немаловажную роль в ходе осуществления государственной ювенальной политики играет ювенальное право, поскольку «…нельзя представить себе государственную политику в области охраны прав несовершеннолетних без надежных правовых баз, а полноценное развитие законодательства в области защиты прав детей «нельзя осуществить, не имея комплексный социальный подход государства к проблемам несовершеннолетних».
В процессе развития ювенального права в России мы находимся лишь на первых шагах, и главное здесь — не допустить возврата к бытовому уровню. Поясню, что имеется в виду. Весьма авторитетная газета «Аргументы и факты» опубликовала следующий пассаж: «Насмотревшись на западный опыт ювенальной юстиции», у нас планируется создание специальных подразделений, предназначенных для изымания детей у родителей, причем, по всей видимости, вместе с квартирой.
Ответы на многие вопросы относительно правового регулирования всей совокупности общественных отношений, субъекты которых — несовершеннолетние, могут быть даны представителями юридической науки и практики. В то же время социальными потребностями современной России в отношении несовершеннолетних, с нашей точки зрения, диктуется необходимость вырабатывания не только теоретических моделей ювенального права, но и конкретных ювенальных юридических технологий для вооружения ими правоприменителей, которые имеют дела с несовершеннолетними, в-первую очередь, с юными правонарушителями и потерпевшими.
Мы считаем, что необходим создание «работающей» теории ювенального права. Процесс развития и совершенствования в стране ювенологии, ювенального права и ювенальной юстиции является не просто «прихотью и капризом» многих уважаемых отечественных юристов-ювенологов. Необходимость создать ювенальную юстицию связана и с исполнением норм международного права, взятыми на себя Российской Федерацией.
Как вывод, стоит заметить, что направленностью ювенальной политики должно быть максимальное содействие процессам обеспечения благополучия несовершеннолетних, что сводит к минимуму необходимость производить вмешательство системой правосудия в отношении несовершеннолетних и, в свою очередь, уменьшается ущерб, который может нанести какое-либо вмешательство вообще. Не только мерами заботы в отношении лиц, уже совершивших правонарушение, но и принимаемыми мерами к несовершеннолетним до совершения ими правонарушений с целью провести профилактику последних, с нашей точки зрения, представлено основное содержание ювенальной политики.
Ювенальная политика будет эффективна лишь будучи элементом всей государственной правовой системы, в том числе в сфере преступности несовершеннолетних. Она должна иметь органичную взаимосвязь с каждым из направлений государственной правовой политики на стадиях выработки, принятием и реализацией решений.
Заключение
На очередном этапе социально-экономического развития, а также при дальнейшем развитии законодательства о несовершеннолетних актуален процесс разработки и принятия нового документа — Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы. Она была принята согласно Указа Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761. Главная цель Национальной стратегии — определение основных направлений и задач государственной политики в интересах детей и ключевых механизмов для ее реализации, в основе которых лежат общепризнанные принципы и нормы международного права. Данный документ предусматривает меры, которые направлены на то, чтобы создать дружественное к ребенку правосудие. Под дружественным к ребенку правосудием подразумевается гражданское, административное и уголовное судопроизводство, гарантирующей уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение, учитывая принципы, закрепленные рекомендациями Совета Европы по правосудию в отношении детей, а учитывая возраст, степень зрелости ребенка и понимание им обстоятельств дела. Основными принципами и элементами дружественного к ребенку правосудия являются наличие общедоступности, соответствия возрасту и развитию ребенка; незамедлительного принятия решений; уважения личности и достоинства ребенка, его частной и семейной жизни, признания ключевой роли семьи для выживания, защиты прав и развития ребенка; активного использования в рамках судебного процесса данных относительно детей, условий их жизни и воспитания, которые суд получил в установленном законом порядке; усиления охранительной функции суда по отношению к ребенку; приоритета воспитательного подхода и мер воспитательного воздействия; специальной подготовки судей по делам несовершеннолетних; наличия системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служба примирения), а также процедур и норм общественного контроля за соблюдением прав ребенка. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июля 2014 г. N 1430-р приняло Концепцию развития до 2017 года сети служб медиации с целью реализовать восстановительное правосудие по отношению к детям, в том числе совершившим общественно опасные деяния, но которые еще не достигли возраста уголовной ответственности в РФ.
Названные документы подтверждают необходимость продолжать эффективную работу в Российской Федерации, направленную на создание ювенальной юстиции по каждому из ее направлений, в том числе, в уголовном судопроизводстве, дальнейшей реализации ее принципов в рамках досудебного и судебного разбирательства, совершенствовании уголовного и уголовно-процессуального законодательства по отношению к несовершеннолетним подозреваемым (обвиняемым, осужденным, потерпевшим, свидетелям).
При характеристике личности несовершеннолетнего преступника, стоит заметить: утверждение о том, что в ходе совершения преступлений закономерно оставление следов, указывающих на то, что преступление совершил подросток, с нашей точки зрения, не правильно.
Следовало бы указать на некоторые факторы, снижающие причастность несовершеннолетнего преступника к преступлению: на него, могла повлиять организованная преступность; взрослые преступники могли вовлечь его в преступление; преступление было совершенно в группе, а также имелся у них опыт по совершению преступлений и противодействию органам внутренних дел.
Как у фактора времени, так и места совершения несовершеннолетними преступлений особенности отсутствуют. Особенности совершения краж:
— реже, чем взрослыми, несовершеннолетними совершаются кражи на охраняемых объектах, меньше объем похищенного;
— совершая квартирные кражи непосредственный исполнитель, как правило, является знакомым потерпевшего; несовершеннолетние зачастую осуществляется проникновение в квартиры при помощи специально похищенных ключей.
Особенности совершения грабежей и разбоев:
— при грабежах, которые совершили несовершеннолетние, вдвое чаще в качестве потерпевших выступают подростки;
— несовершеннолетними вдвое чаще, чем взрослыми, применяется холодное оружие, в пять раз больше — баллончики со слезоточивым газом;
Рассматривая сбыт имущества, которое было добыто преступным путем, стоит заметить, что, совершив разбой и грабеж имущества, как правило, его сразу сбывают. Устойчивые каналы сбыта не выявлены, он осуществляется самим преступником. Часть похищенного оставляется себе или безвозмездным образом распространяется по сверстникам.
Согласно п. 12 — 14 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними, освобожденными из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если ими при пребывании в указанных учреждениях допускались нарушения режима, совершались противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) они находятся в социально опасном положении и (или) им необходима социальная помощь и (или) реабилитация; осужденными за преступления небольшой или средней тяжести и освобожденными судом от наказания, применяя принудительных воспитательные меры воздействия; осужденными условно, осужденными к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, которые не имеют связи с лишением свободы.
Мы считаем, что необходим создание «работающей» теории ювенального права. Процесс развития и совершенствования в стране ювенологии, ювенального права и ювенальной юстиции является не просто «прихотью и капризом» многих уважаемых отечественных юристов-ювенологов. Необходимость создать ювенальную юстицию связана и с исполнением норм международного права, взятыми на себя Российской Федерацией.
Как вывод, стоит заметить, что направленностью ювенальной политики должно быть максимальное содействие процессам обеспечения благополучия несовершеннолетних, что сводит к минимуму необходимость производить вмешательство системой правосудия в отношении несовершеннолетних и, в свою очередь, уменьшается ущерб, который может нанести какое-либо вмешательство вообще. Не только мерами заботы в отношении лиц, уже совершивших правонарушение, но и принимаемыми мерами к несовершеннолетним до совершения ими правонарушений с целью провести профилактику последних, с нашей точки зрения, представлено основное содержание ювенальной политики.
Ювенальная политика будет эффективна лишь будучи элементом всей государственной правовой системы, в том числе в сфере преступности несовершеннолетних. Она должна иметь органичную взаимосвязь с каждым из направлений государственной правовой политики на стадиях выработки, принятием и реализацией решений.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 03.04.2017 г.) // СПС «Гарант».
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» // Собрание законодательства РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.
- Указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, N 1 (часть II), ст. 212.
- Указ Президента Российской Федерации от 01.09.2009 г. № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» // Собрание законодательства РФ, 07.09.2009, N 36, ст. 4312
- Указ Президента РФ от 12.05.2009 N 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // Российская газета. N 88. 19.05.2009.
- Решение симпозиума по возрастной физиологии // Советская педагогика. 1965 № 11. С. 143
- Постановление ВС РФ от 03.06.1993 N 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 25. Ст. 903.
Научная и учебная литература:
- Аванесов Г.А., Лебедев С.Я. Криминология несовершеннолетних (постановка проблемы)//Криминологический журнал. 2006. № 2 (10). С. 27,28
- Арсеньев М.И., Ермаков В.Д., Панкратов В.В. Изучение преступности несовершеннолетних и деятельности по ее предупреждению. М., 1990; Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности: Сб. научных трудов. М., 1992
- Алуханов Е.О. Криминология: учебник. Алматы: Учеб. издат., 2008.
- Антонян, Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагоприятные влияния на личность в микросреде), 2005.
- Ахъядов Э. С. Криминологическая характеристика и профилактика преступлений несовершеннолетних и молодежи // Молодой ученый. — 2013.
- Аванесов Г.А. Криминология. М., 1984.
- Бабаев М.М. Теоретические основы криминологического исследования социально-демографических процессов в СССР. Автореферат дисс. Д-ра юрид. Наук. М., 1975
- Бланков А.С. К вопросу о преподавании будущим юристам курса «ювенальное право» // Вопросы ювенальной юстиции. 2013. N 1.
- Большой юридический словарь / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., доп. и перераб. М.: Инфра-М, 2007.
- Бочкарева Г.Г., Психологическая характеристика мотивационной сферы подростков-правонарушителей. Сб.: «Изучение мотивации поведения детей и подростков». — М.,1972.
- Волкова Н., Величко О. Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Законность. 2000 г. № 7.
- Возрастная и педагогическая психология под ред. А.В. Петровского. М., 1979.
- Васильев В.Л.. Юридическая психология. М., 2003.
- Валицкас Г.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей // Вопросы психологии. 1987. 10 июля. С. 53 — 54.
- Гулягин А.О. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции: Монография. М.: Юристъ, 2009.
- Гусейнов А.Б. Особенности личности несовершеннолетних правонарушителей // Юридические науки. 2008. N 2. С. 28.
- Гулягин А.О. Актуальные вопросы компетенции органов юстиции: Монография. М.: Юристъ, 2012.
- Доронин Г.Н. О правовых мерах борьбы с аморальным воздействием родителей на детей. — Проблемы повышения эффективности борьбы с преступностью, Томск. 1981.
- Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних, М., 1981.
- Жигарев, Е.С. Криминологическая характеристика несовершеннолетних и организация их правового воспитания / Е.С. Жигарев. – Москва, 1990
- Жмуров Д.В. Криминальная агрессия несовершеннолетних: Дис. … канд. юрид. наук. Иркутск, 2009.
- Замышляев Д.М. Ювенальные технологии // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 1.
- Зак А. И. Характеристика детской преступности. // Дети-преступники: Сб. науч. ст. / Под ред. М. Н. Гернета. М., 1910. С. 88 — 89.
- Замышляев Д.М. Ювенальные технологии // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 1.
- Игошев К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетнего правонарушителя. М., 1971. С. 13.
- Ильяшенко А.Н. Типология лиц, совершивших насильственные преступления в семье // Российский следователь. 2003, №3. С.19
- Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения, М. 2008
- Игошев К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
- Иванов М.А. Родители, подросток, закон. М., 1989.
- Корягина С. А. Повторная преступность несовершеннолетних: современный взгляд на данную проблему// Криминологический журнал БГУЭП. 2010. №3.
- Косевич Н.Р. Профилактика преступности несовершеннолетних в малых и средних городах. М., 2003.
- Криминология под ред. Долговой А.И.,М. 1997;
- Криминология под ред. Кузнецовова Н.И., Эминова Э.И. М, 1997.
- Криминология: Учебник/ Под ред. акад. В.Н. Кудрявцева, проф. В.Е. Эминова. М.: Юристъ, 1997.
- Куринова Я.Г. Уголовное право и криминология // 2011
- Куликов А.С. В центре внимания — человек // Милиция. М., 1996. N 11. С. 1.
- Ли А.Н. Проблемы предупреждения преступности учащихся общеобразовательных школ Республики Казахстан: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Республика Казахстан. Алма-Аты, 2000. С. 21.
- Лелеков В.А. Методика изучения преступности несовершеннолетних и молодежи на региональном уровне/ В.А. Лелеков // Рос. следователь. 2004. № 3. С. 35 – 38.
- Ли. Д. Молодежная преступность: структурно-функциональный анализ// Уголовное право. 2002. №3. С. 112 – 114.
- Латыпов. Р.И. Учебное пособие по криминологии// Москва, 2005
- Лелехов В.А. Молодежная преступность: проблемы и опыт региональных исследований. Воронеж, 1998.
- Лейкина Н. С. Личность преступника и уголовная ответственность. Изд-во ЛГУ, 1968
- Ляхов Ю.А. Досудебное производство в ювенальной юстиции // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 2.
- Миньковский Г.М. К вопросу о типологии несовершеннолетних правонарушителей // Проблемы судебной психологии. Тезисы докладов и сообщений. М., 1971. С.31-32
- Немов Р.С. Общие основы психологии. 2003, 4-е изд., 688с.
- Панько К.А. Вопросы общей теории рецидива в советском уголовном праве, Воронеж, 1988. С. 4
- Пляшечник Н.П. Криминал несовершеннолетних – питательная среда для организованной преступности//Вестник МВД России. М., 2001. № 5-6.
- Прозументов Л.М. Проблемы раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних // Сибирский юридический вестник. 2004. N 1.
- Пирожков В.Ф. Криминальная психология. М.; «Ось-89», 2007.
- Прозументов Л.М. Проблемы предупреждения преступности несовершеннолетних. – Томск: Изд-во ТГПУ, 2005.
- Рудь В.Г. Современная насильственная преступность несовершеннолетних: криминологическая характеристика и предупреждение: автореф. Дисс. Канд. Юрид. Наук, Ростов-на-Дону, 2010 г.
- Сердюк Л.В. Насилие. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М., 2002.
- Селецкий А.И., Тарарухин С.А. Несовершеннолетние с отклоняющимся поведением. Киев, 1981.
- Сердюк Л.В. Насилие. Криминологическое и уголовно-правовое исследование. М.:Юрлитинформ. 2002.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов-на-Дону. Изд-во «Феникс», 1997
- Татьянина Л.Г. Предварительное расследование уголовных дел о групповых преступлениях несовершеннолетних: монография. Ижевск, 1999.
- Тимошина Е.М. О ювенальных судах в России // Вопросы ювенальной юстиции. 2012. N 4.
- Терехова О.Н. Криминологическое понятие преступной группы несовершеннолетних/ О.Н. Терехова// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в сибирском регионе: сб. материалов междунар. научно-практ. конф. (7-8 февраля 2002г.)/ отв. Ред. В. И. Горобцов. Ч. 1. Красноярск,2002. С. 238 – 240.
- Тенденции развития подростковой преступности в Российской Федерации. М., 2001, С. 1
- Филонов Л.Б. Детерминация возникновения и развития отрицательных черт характера у лиц с отклоняющимся поведением, М. 2011
- Хромова Н.М. Правосудие в отношении несовершеннолетних: расширительное толкование // Журнал российского права. 2014. N 4. С. 65 — 74.
Интернет ресурсы:
- http://lifenews.ru/news/180246
- http://www.vesti.ru/doc.html?id=1929601
- http://www.newsru.com/russia/20jan2016/moskav.html
- http://lifenews.ru/news/175872
- http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography
- http://www.aferizm.ru/novost/2015/03/150327-2-maloletki-retcidivisti.htm
- Характеристика лиц, совершивших преступления. Общие сведения о состоянии преступности. Состояние преступности в Российской Федерации за январь — декабрь 2007 года // Официальный сайт Министерства внутренних дел РФ, http://mvd.ru/upload/site1/import/655665d1fb.pdf.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф