Заявка на расчет
Меню Услуги

Приобщение к народной культуре как условие полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Глава 2. Народная культура как условие полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

2.1. Диагностика уровня полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Констатирующий эксперимент выпускной квалификационной работы был проведен в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад №43 «Теремок» в подготовительной группе компенсирующей направленности «Капельки». В соответствие с целью, объектом, предметом и гипотезой исследования нами были определены задачи констатирующего этапа эксперимента:

1.Определить уровень полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

2.Выявить особенности приобщения дошкольников к народной культуре в практике ДОО.

3. Изучить особенности организации образовательного процесса ДОО как среды полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Первая задача решалась методом беседы (автор Н.Е.Татаринцева), моделирования жизненнозначимых ситуаций, наблюдения.

Цель беседы состояла в выявлении уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о собственном образе мальчика (девочки).

Беседа строилась в двух аспектах:

  1. «Я – мужчина», «Я –женщина» — отличительная сущность мужского и женского пола.
  2. «Мужчины-женщины»- полоролевое поведение мужчины и женщины в обществе.

Соответственно беседа включала два блока вопросов:

1.а) Кто ты есть? Кем будешь, когда вырастешь?;

б) Чем девочки отличаются от мальчиков?;

в) Как ты узнал(а), что ты мальчик (девочка)?;

г) Что, как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?

2.а) Кто такие мужчины и кто такие женщины?;

б) Кем работают мужчины и кем работают женщины?

в) Каким должен быть мужчина и какой должна быть женщина?

г) Почему в мире существуют мужчины и женщины?

Беседа проводилась индивидуально с каждым ребенком. Ответы детей оценивались по следующим критериям: 2 балла — каждый точный, аргументированный ответ, содержащий знания особенностей поведения, интересов и образа «Я» мальчиков и девочек, мужчин и женщин, ориентацию на представителей своего пола, представления о стереотипах мужественности и женственности, сведения о социальном статусе мужчины и женщины в обществе; 1 балл — ответ характеризовался неточностью, неопределенностью, недифференцированностью; 0 баллов — если ребенок не отвечал на вопрос. Если ребенок набирал 16 баллов (по количеству вопросов), то он относился к высокому уровню развития представлений о полоролевом поведении, если от 9 до 13 баллов — к среднему, менее 8 баллов — к низкому уровню развития.

Цель метода моделирования жизненнозначимых ситуаций: выявить представления детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек, о стереотипах мужественности и женственности, принятых в обществе (См. приложение № 2).

Суть метода: педагог описывает проблемные ситуации, в которые ежедневно «входят» мальчики и девочки. Каждая ситуация включает проблему и ряд действий, из которых нужно выбрать правильный вариант, чтобы руководствоваться им в среде сверстников. Отдельно мальчикам и девочкам предлагалось по шесть ситуаций. За каждый правильный выбор – 2 балла. Если ребенок набирал 12 баллов, то он относился к высокому уровню представлений о стереотипах мужского и женского поведения, если набирал от 8 до 10 баллов – к среднему уровню, 6 баллов и меньше – к низкому.

Цель наблюдения: выявить реальные взаимоотношения мальчиков и девочек в различных видах деятельности.

Уровень полоролевой воспитанности дошкольников мы оценивали по следующим критериям:

Высокий уровень:

— представления о своем половом образе: адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец), согласованные с полоролевым поведением;

— полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в «мужской» среде — адекватное по действиям, в «женской» — адекватное мужскому типу поведения, но соориентированное на «женское» поведение; полоролевое поведение девочек в среде девочек и мальчиков — аналогично;

— постоянство проявления «мужских» («женских») способов поведения в различных реальных и игровых ситуациях.

Средний уровень:

— представления о своем половом образе: не всегда адекватные, ориентированные на образ другого (мать, отец);

— полоролевое поведение мальчиков в среде мальчиков и девочек: в «мужской» среде — не всегда адекватное по действиям, в «женской» — не соориентированное на «женское» поведение; полоролевое поведение девочек в среде девочек и мальчиков — аналогично;

— нестабильность в проявлении «мужских» («женских») способов поведения в игровых ситуациях, отсутствие таковых проявлений в реальных ситуациях.

Низкий уровень:

— представления о своем половом образе: не адекватные, не ориентированные на образ другого (мать, отец);

— полоролевое поведение детей не соотносится и не регулируется по половому признаку;

— проявление детьми в различных ситуациях способов поведения, противоречащих нормам «мужского» и «женского» поведения.

Вторая задача констатирующего эксперимента, связанная с особенностями приобщения дошкольников к народной культуре в практике ДОО.

Беседа включала следующие вопросы:

1.Знаешь ли ты, как в старину воспитывали мальчиков и девочек? Как люди узнают об истории своего народа?

2.Что такое устное народное творчество?

3.Знаешь ли ты русские народные сказки? Нравятся ли они тебе? Почему?

4.Назови любимых героев и героинь русских народных сказок. Чем они тебя привлекают? Хочешь ли ты быть на них похожей (им)?

5.Знаешь ли ты народные пословицы и поговорки? Какие?

6.Известны ли тебе колыбельные песни? Поют ли тебе дома колыбельные? О чем они?

7.Любишь ли ты играть? Назови любимые игры? Какие роли ты в них выбираешь?

8. Известны ли тебе народные игры? Какие?

Метод наблюдения позволяет выявить использование в педагогическом процессе элементов устного народного творчества. С этой целью были проанализированы учебно-тематические планы воспитателей, а также осуществлено посещение занятий, способствующих формированию представлений дошкольников об образе «Я» мальчиков (девочек), способов мужского и женского поведения.

Уровень представлений дошкольников об устном народном творчестве, традициях русского народа мы оценивали по следующим критериям и уровням:

Высокий уровень

-достаточно полные представления о различных видах устного народного творчества: сказках, играх, пословицах, поговорках, материнском фольклоре и т.д.;

— умение выделять основные идеи произведений устного народного творчества, способствующие полоролевому воспитанию дошкольников, и соотносить их с традициями воспитания мальчиков и девочек;

-аргументация своего отношения к народным традициям воспитания мальчиков и девочек развернутыми, полными высказываниями;

-наличие интереса к познанию ценностей полоролевой культуры.

Средний уровень:

-отсутствие полных и правильных представлений о различных видах устного народного творчества: сказках, играх, пословицах, поговорках, материнском фольклоре и т.д., отражающих полоролевые ценности;

-умение выделять смысл произведений устного народного творчества, но отсутствие способности соотносить их с народными традициями воспитания мальчиков и девочек;

— затруднения в аргументации своего отношения к народным традициям воспитания мальчиков и девочек развернутыми, полными высказываниями;

-наличие не ярко выраженного интереса к познанию ценностей полоролевой культуры.

Низкий уровень:

-неполные и неправильные представления о различных видах устного народного творчества: сказках, играх, пословицах, поговорках, материнском фольклоре и т.д., отражающих полоролевые ценности;

-неумение выделять смысл произведений устного народного творчества и соотносить их с народными традициями воспитания мальчиков и девочек;

-отсутствие аргументации своего отношения к народным традициям воспитания мальчиков и девочек развернутыми, полными высказываниями;

-отсутствие или слабое проявление интереса к познанию ценностей полоролевой культуры.

Третья задача, связанная с изучением особенностей организации образовательного процесса ДОО как среды полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста, решалась с помощью методов анкетирования и наблюдения.

Цель анкетирования: выявление особенностей представлений воспитателей о полоролевом воспитании детей старшего дошкольного возраста, об организации педагогического процесса на основе народных традиций воспитания девочек и мальчиков.

В анкете были представлены следующие вопросы:

1.Что такое полоролевое воспитание?

2.В чем особенности воспитания мальчиков и девочек?

3.Знакомы ли Вы с народными традициями полоролевого воспитания детей? (Назовите некоторые из них?)

4.Используете ли Вы в процессе полоролевого воспитания элементы устного народного творчества?

5.Имеется ли в вашей группе литература, способствующая полоролевому воспитанию дошкольников (сказки, былины, пословицы, поговорки и т.д.). Какая?

  1. Предлагаете ли детям для инсценировок сюжеты русских народных сказок, в которых герои и героини демонстрируют образцы мужского (женского) поведения?
  2. Назовите условия, способствующие полоролевому воспитанию дошкольников.

Цель наблюдения: выявить особенности организации воспитательно-образовательного процесса, способствующего формированию представлений детей об образе «Я» мальчика (девочки), об эталонах женского (мужского) поведения, самореализации детьми женской (мужской) индивидуальности.

Особенности полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста изучались методами беседы, наблюдения и анализа.

Метод беседы проводился с целью определения уровня представлений детей старшего дошкольного возраста о собственном образе мальчика (девочки), выявления представлений о социальном статусе мужчины и женщины в обществе.

В беседе приняли участие 10 детей 5,5-6,5 лет. Каждому ребенку индивидуально было задано 8 вопросов. В соответствии с целями эксперимента все вопросы были разделены на 2 раздела: 1 – «Я — мужчина, Я – женщина»; 2 – «Мужчины – женщины» (См. приложение № 1).

Как показал анализ ответов детей на вопросы из первого раздела, все опрошенные знают название своего пола, 85% детей правильно определяют перспективу собственного развития в маму или папу, мужчину или женщину.

Большая часть опрошенных определила половые различия, ориентируясь на одежду как символ принадлежности к полу: «Девочки носят платья, а мальчики шорты, брюки», — говорит Лена К.. Миша П. заявляет: «Девочки слабые, нежные, а мальчики сильные, смелые».

На вопрос «Как ты узнал(а), что ты мальчик(девочка)?» дети отвечали так: «У меня косы, бантики», «У меня лицо девчачье и фигура», «Я же сильный, буду ментом» и пр.

40 % детей не имеют четких представлений об особенностях интересов и поведения представителей своего пола. Вопрос: «Что как мальчик (девочка) ты делаешь в семье?» вызвал следующие ответы: «игрушками играюсь», «играю в компьютер», «читаю книжки, песенки пою» и др. Однако для 60 % детей осознание принадлежности к полу уже является значимым мотивом поведения: «ремонтирую машину — я же мужчина», «помогаю маме кушать готовить».

Вопросы 2 раздела должны были выявить представления детей о полоролевом поведении мужчины и женщины в обществе. Как оказалось, они вызвали наибольшие затруднения. Ответы 50% детей показали отсутствие таковых представлений или наличие фрагментарных сведений по данным вопросам. На вопрос: «Кто такие мужчины и кто такие женщины?» дети отвечали: «мужчины – это папы, женщины – мамы», «мужчины — большие и сильные, а женщины – нет», «женщины красят губы, а мужчины – нет». Сведения детей о профессиях мужчин и женщин оказались достаточно разнообразными, однако мужские профессии многие дети отождествляют с профессиями военной направленности (милиционер или полицейский, летчик, подводник и т.д.).

Метод моделирования жизненнозначимых ситуаций (Приложение №2) показал, что дети владеют представлениями о стереотипах полоролевого поведения, выбирают правильные варианты разрешения ситуации, адекватно оценивают себя и сверстников в ситуациях деятельности

Метод наблюдения должен был выявить реальное поведение мальчиков и девочек в различных видах деятельности, характеризующееся маскулинными и фемининными признаками. Специальное внимание уделялось изучению поведения мальчиков и девочек в игре и на прогулке. Мы наблюдали и анализировали отношения между мальчиками и девочками в раздевальной комнате, во время выполнения трудовых поручений, в процессе ухода за животными, отношение мальчиков и девочек к подобным видам деятельности.

Наблюдения за детьми показали, что у дошкольников проявляется склонность более благожелательно относиться к сверстникам одного с ними пола. 80% старших дошкольников в играх отдают им предпочтение. Мальчики и девочки обособляются не только в однополых и одиночных, но и совместных играх.

У детей старшего дошкольного возраста представления о качествах мужественности и женственности имеются, но, как правило, не реализуются во взаимодействии и взаимоотношениях детей со сверстниками, и особенно со сверстниками противоположного пола.

Взаимодействия мальчиков и девочек в процессе свободных игр, как правило, нестойки. Отсутствие подобного опыта со сверстниками другого пола часто становится причиной обособления мальчиков и девочек. Другой причиной обособления мальчиков и девочек в играх является разница в игровых интересах.

Реальные взаимоотношения старших дошкольников по сравнению с игровыми почти не дифференцированы по полу. В раздевальной комнате большинство ребят не проявляло мужских и женских способов поведения. Лишь в 15% случаев действия детей были адекватны мужскому или женскому типу поведения. Олег Н. обращается к девочке: «Оля, давай я тебе помогу снять пальто с вешалки».

При решении второй задачи констатирующего эксперимента, связанной с определением специфики представлений дошкольников об устном народном творчестве, использовался метод беседы.

Результаты беседы показали, что 80% детей затрудняются определить содержание понятия «устное народное творчество». Тем не менее, русских народных сказок знают много — это «Морозко», «Репка», «Колобок», «Жар-птица», «Кощей Бессмертный», «Три медведя» и др. Среди любимых героев и героинь были названы Василиса Прекрасная, Сестрица Аленушка, Иван-Царевич, Марьюшка из сказки «Финист – ясный сокол» и другие. На вопрос «Чем они тебе нравятся?», дети отвечали односложно, используя эпитеты «добрая», «веселая», «смелый», «сильный».

Лишь 35% детей могли озвучить несколько поговорок и пословиц («Семь раз отмерь, один отрежь», «Один в поле не воин», «Любишь кататься, люби и саночки возить»). Поговорки и пословицы, в которых отражены традиции полоролевого воспитания, не были названы.

Колыбельные песни дети почти не слышат дома. А те из детей, кому мамы вечером все же напевают колыбельные, назвали песни «Спят усталые игрушки», «Спи, моя радость, усни», «Баю, баюшки-баю». Колыбельные песни русского народа детям не известны.

Любимыми играми были названы «Дочки-матери» – у девочек, «В человека-паука» – у мальчиков. Русские народные игры известны лишь 10 % детей.

Таким образом, качественный анализ результатов констатирующего этапа исследования позволил нам определить количественные данные, которые нашли отражение в таблице №1.

Таблица № 1. Уровни полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста (констатирующий этап в процентах).

УРОВНИ
Высокий Средний Низкий
Беседа 29% 61% 10%
Наблюдение 15% 40% 45%
Метод моделирования 60% 30% 10%
Средние данные 34,6% 43,6% 21,6%

 

Анализ результатов первой задачи констатирующего эксперимента, позволил нам обнаружить достаточно низкий уровень воспитания полоролевого поведения старших дошкольников, что сделало необходимым изучение условий, созданных в дошкольном образовательном учреждении, обеспечивающих формирование представлений об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек, способов взаимодействий, характерных для женского и мужского поведения.

Изучение особенностей организации образовательного процесса ДОО как среды полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста, осуществлялось с помощью методов анкетирования (Приложение №3) и наблюдения.

Цель анкетирования: выявление особенностей представлений воспитателей о полоролевом воспитании детей старшего дошкольного возраста, об организации педагогического процесса на основе народных традиций воспитания девочек и мальчиков.

В анкете были представлены следующие вопросы:

1.Что такое полоролевое воспитание?

2.В чем особенности воспитания мальчиков и девочек?

3.Знакомы ли Вы с народными традициями полоролевого воспитания детей? (Назовите некоторые из них?)

4.Используете ли Вы в процессе полоролевого воспитания элементы устного народного творчества?

5.Имеется ли в вашей группе литература, способствующая полоролевому воспитанию дошкольников (сказки, былины, пословицы, поговорки и т.д.). Какая?

6. Предлагаете ли детям для инсценировок сюжеты русских народных сказок, в которых герои и героини демонстрируют образцы мужского (женского) поведения?

7. Назовите условия, способствующие полоролевому воспитанию дошкольников.

В анкетировании принимали участие 11 педагогов и 2 специалиста, что составляет 93% всего педагогического коллектива (1 специалист отсутствовал по уважительной причине (больничный лист)).

Результаты анкетирования показали, что большинство воспитателей (85%) не имеют четкого представления о сущности понятия «полоролевое воспитание». Многие воспитатели (52%) настаивают на формировании у детей качеств мужественности и женственности: у мальчиков — смелости, выносливости, силы воли, ответственности, уважения к представительнице слабого пола, у девочек — нежности, заботливости, ласковости, обаяния, трудолюбия. При этом анкетируемые затрудняются определить особенности воспитания мальчиков и девочек, ограничиваются индивидуальным подходом к каждому ребенку. Некоторые воспитатели (28%), следуя сложившимся половым стереотипам поведения, указывают на необходимость проявления к мальчикам большей требовательности, а к девочкам — внимания и ласки.

Четвертый вопрос анкеты был направлен на выяснение, используют ли педагоги в процессе полоролевого воспитания элементы устного народного творчества. Все педагоги (100%) знакомы с традициями полоролевого воспитания, отразившимися в устном народном творчестве, но как средство полоролевого воспитания они не используются.

На пятый вопрос воспитатели ответили утвердительно (100%), но указать русские народные сказки, способствующие полоролевому воспитанию, смог назвать только 1 человек, что составляет 8% от опрошенных

На вопрос: «Предлагаете ли детям для инсценировок сюжеты русских народных сказок, в которых герои и героини демонстрируют образцы мужского (женского) поведения?», воспитатели отметили, что инсценирование сказок осуществляется не регулярно, и бывает, в основном, приурочено к утренникам и праздникам.

Педагоги определили следующие условия, способствующие формированию полоролевого поведения старших дошкольников: доброжелательная, доверительная обстановка, соблюдение режима в детском саду, благоприятное семейное воспитание, изучение воспитателями соответствующей литературы, проведение занятий с детьми, игр, бесед, чтение художественной литературы. Все это, несомненно, оказывает влияние на формирование у ребенка полоролевого поведения. Но при этом, ни один из воспитателей не указал на значение русских народных традиций в процессе полоролевого воспитания дошкольников.

Диаграмма №1

 

Таким образом, ответы воспитателей указывают на необходимость проведения полоролевого воспитания в дошкольном возрасте, важность использования устного народного творчества в процессе формирования представлений детей о половых ролях и полоролевых стереотипах, развитии мужского (женского) достоинства, способов поведения, характерных для представителей обоих полов. Тем не менее, ответы педагогов обнаруживают отсутствие четких представлений о сущности понятия «полоролевое воспитание», особенностях воспитания мальчиков и девочек дошкольного возраста, а также навыков и необходимых знаний для разработки системы занятий с учетом полоролевых традиций русского народа.

Изучение представлений воспитателей о полоролевом поведении дошкольника показало, что педагоги понимают значимость поднимаемой в современном образовании проблемы, но, к сожалению, недостаточно в ней ориентированы. Воспитатели не имеют четких представлений об особенностях воспитания мальчиков и девочек, условиях формирования у детей способов взаимодействий, характерных для женского и мужского типа поведения.

Педагоги не реализуют в процессе воспитания мальчиков и девочек возможности использования традиций русского народа.

Метод наблюдения и анализа позволил изучить особенности организации образовательного процесса, обуславливающего полоролевое воспитание дошкольников.

Так, предметно-пространственная среда не способствовала полоролевой социализации мальчиков и девочек в игре. Нами было отмечено малое разнообразие элементов среды (пособий, игрушек, костюмов), способствующих самовыражению и самореализации детей, проявлению ими мужских (женских) качеств личности. Социокультурная среда не содержала образов мужчин, женщин (кукол, портретов), в ней почти отсутствовало оборудование, необходимое для формирования мужских и женских умений.

Мы не обнаружили специально отобранных произведений русской народной литературы, в которых раскрывается нравственный смысл поступков героев и героинь, проявляющих лучшие качества мужественности и женственности. А если таковые произведения имелись, то беседы по ним либо вовсе не проводились, либо проводились, но акцент делался на наличие у героев общественнозначимых качеств: трудолюбия, коллективизма, гуманности.

Наблюдение за взаимоотношениями воспитателей с детьми разного пола показали, что девочки ближе к воспитателю (женщине), мальчиков чаще бранят и наказывают. Лишь некоторые воспитатели реализовывали дифференцированный подход к мальчикам и девочкам.

Педагогами практически не использовались беседы, проблемные ситуации, направленные на развитие представлений детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек. Среди сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию основ опыта мужского и женского поведения, нами были отмечены только «Дочки – матери», хотя диапазон тем мог быть представлен гораздо шире. Однообразие сюжетов в играх семейной тематики объясняется, на наш взгляд, неумением педагогов создать условия для обогащения детей впечатлениями, которые могут быть почерпнуты из устного народного творчества.

После проведения анкетирования с целью выявления особенностей представлений воспитателей о полоролевом поведении детей, наблюдения за педагогическими воздействиями воспитателей на детей в зависимости от пола нами, нами было организовано совместное с педагогическим коллективом дошкольного образовательного учреждения обсуждение полученных результатов. При обсуждении итогов воспитатели болезненно воспринимали критику со стороны экспериментатора, объясняя причины неуспеха социальными и материальными факторами, не учитывая возможностей улучшения положения путем конструктивного анализа своей деятельности.

Таким образом, анализ результатов констатирующего этапа эксперимента показал следующее. У детей 5-6 лет имеются представления о качествах мужественности и женственности, но не реализуются в поведении, во взаимоотношениях со сверстниками, и особенно со сверстниками противоположного пола. В повседневной жизни, в бытовых взаимоотношениях мальчиков и девочек нами почти не было отмечено способов взаимодействий, характерных для женского и мужского типа поведения.

Изучение представлений воспитателей о полоролевом поведении дошкольника показало, что педагоги понимают значимость поднимаемой в современном образовании проблемы, но, к сожалению, недостаточно в ней ориентированы. Воспитатели не имеют четких представлений об особенностях воспитания мальчиков и девочек, условиях формирования у детей способов взаимодействий, характерных для женского и мужского типа поведения.

Педагоги не реализуют в процессе воспитания мальчиков и девочек возможности использования традиций русского народа. Социокультурная среда дошкольного образовательного учреждения практически не содержит элементов, способствующих проявлению детьми мужских (женских) качеств личности. Результаты констатирующего эксперимента убедили нас в необходимости проведения формирующего этапа исследования, на котором будут решаться вопросы полоролевого воспитания средствами устного народного творчества.


2.2 Апробация педагогических условий полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста

 

Целью формирующего этапа исследования явился поиск педагогических условий полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре. Поставленная нами цель достигалась путем решения следующих задач:

  1. Формирование у старших дошкольников представлений о половых ролях, соответствующих ожиданиям общества, развитие полоролевых ориентаций и ценностей, способности к самореализации богатства внутреннего мира, женского /мужского своеобразия.
  2. Развитие способов взаимодействий мальчиков и девочек, характерных для женского и мужского типов поведения.
  3. Разработка содержания и методов использования элементов народной культуры в полоролевом воспитании дошкольников.

Содержанием процесса полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста выступила Программа полоролевого воспитания старших дошкольников с опорой на традиции и историю русского народа (Приложение № 5).

Формами и средствами полоролевого воспитания старших дошкольников выступили:

— организация фольклорной среды;

-изучение живописи, народных промыслов, ремесел, национальной одежды;

— чтение и драматизация сказок;

— использование на занятиях и во внеучебной деятельности пословиц, поговорок, загадок и т.д.;

— конструирование системы литературно-фольклорных утренников;

-организация кружков «Ой Вы, русские богатыри», «Русская народная игрушка», «У самовара».

На формирующем этапе эксперимента мы обозначили конкретные направления полоролевого воспитания старших дошкольников:

1) полоролевое просвещение мальчиков и девочек через утренники, регулярные беседы и встречи с интересными людьми, размышления по поводу нравственных или безнравственных поступков мужчин (женщин), мальчиков (девочек), решение проблемных ситуаций, расширение пространства полоролевого воспитания, создания пространственно-предметной социокультурной среды, обуславливающей проявление детьми своего женского (мужского) образа, тематические викторины, «Уроки народной мудрости», игры «Ой Вы, гости-господа», «Наше смотрите, свое покажите», «В гостях у бабушки Матрены» (Приложение № 6).

Знакомясь с традициями русского народа, биографиями народных героев, с трудом, взаимоотношениями в семье, старшие дошкольники утверждаются в мысли о важности сохранения полоролевых народных традиций, о необходимости проявления мальчиками и девочками мужских и женских качеств, способов поведения, характерных для представителей обоих полов.. Они испытывают чувства любви к отеческому краю, к окружающим людям и родительскому дому.

Большое внимание в создании новообразований в полоролевой сфере личности старших дошкольников уделялось развитию нравственных переживаний, способности быть открытым во взаимоотношениях с лицами своего и противоположного пола. Мы старались воспитывать чистосердечные, взаимодоверительные и благородные взаимоотношения между мальчиками и девочками.

2) ознакомление дошкольников с практикой общественно-трудовой и духовно-культурной жизни нашего народа. В соответствии с логикой исследования здесь тоже сочетались просвещенческие и практические формы работы.

Детей знакомили с бытом и основными занятиями русских людей. Посредством сказок, загадок, пословиц, поговорок дошкольникам рассказывали о жизни крестьян, о распределении обязанностей в доме. Все в доме делалось своими руками, поэтому муж и жена должны были быть мастерами на все руки. Детям давали представление о том, что мужская работа — это трудная, тяжелая работа, требующая от мальчиков выносливости, решительности, смелости; условиями выполнения женской работы традиционно являлись кропотливость, терпение, аккуратность. В связи с этим дошкольников обучали народным ремеслам: девочек — вышиванию, вязанию крючком и на спицах, шитью бисером, мальчиков — работе с деревом, глиной и др. Мальчиков обучали владеть простыми столярными и слесарными инструментами (молотком, пилой, рубанком и т.д.). Девочкам давали примитивные основы домоводства: приготовление вкусных блюд, стирка белья, наведение порядка в доме и т.д. Мальчиков и девочек учили разделению обязанностей в совместной деятельности в целях общего положительного результата, отмечая при этом важность взаимовыручки и готовности прийти на помощь.

3) – создание предметно- пространственной социокультурной среды полоролевого воспитания дошкольников, способствующей овладению способами взаимоотношений, характерными для женского и мужского типов поведения через взаимодействие с «вещными» элементами. Среда создавалась как условие переноса представлений о своем половом образе в поведенческую сферу, в опыт.

В среде представлен макет донского куреня, убранство дома: стол, скамья, скамья-диван с резной спинкой, лавка, печь-ширма, полки резные, тумбочка, рукомойник, ушат, люлька, прялка и другие атрибуты.

Мини среды женского и мужского труда способствовали становлению трудовых навыков и умений у девочек и мальчиков. Мини среда женского труда была представлена фрагментом кухонного блока, включающего шкаф с полочками и ящиками, содержащими посуду (миски, тарелки, чашки, ножи, формочки), два стола для разделки продуктов и приготовления пищи, разделочные доски. Мини среда мужского труда представляла собой мастерскую со слесарными, столярными, плотницкими инструментами.

В уголке «Мужской доблести», который был излюбленным местом мальчиков находились рыцарские доспехи (шлем, кольчуга, палица, деревянные мячи, щиты и т.д.), казацкое снаряжение (сабля, шашка, пика, патронташ, портупея, папаха, бурка и т.д.), современное военное обмундирование и оружие (китель, фуражка, гимнастерка, фляга, пистолет, автомат, граната и т.д.); изображения парусников, самолетов, кораблей и пр. Здесь организовывались сюжетно-ролевые игры «На войне как на войне», «Да не мы ли казаки, да не мы ли терцы?», «Рыцарский турнир» и т.д.

Ребята с радостью воспринимали предложенные предметы, которые включались ими как в игровую деятельность, так и в повседневное общение. Состояние удовольствия от красивого предмета, внесенного в группу, от созданного уютного микропространства вызывало разнообразные социальные проявления, способствовало установлению благоприятных личностных контактов детей и педагога. Создание предметно-пространственной социокультурной среды на основе принципов, определенных во ФГОС ДО, позволило создать психологический комфорт и открытость среды ребенку, а также ребенка — окружающему его предметному и социальному миру.

4) программирование системы ситуаций жизнедеятельности детского коллектива, предполагающих выбор воспитуемыми варианта поступка.

Большие надежды возлагались на работу детей в кружках «Ой Вы, русские богатыри», «Русская народная игрушка», «У самовара», литературно-фольклорные утренники.

Мы целенаправленно создавали ситуации коллективной жизнедеятельности, в которых перед дошкольниками возникали впечатляющие примеры благородства, сострадания, милосердия, добротворчества.

Нами использовались произведения разных жанров: русские народные сказки, былины, материнский фольклор и т.д. Выбор произведений обуславливался их содержанием, которое позволяло формировать у детей представления о полоролевом поведении, о мужественности и женственности. Использование произведений устного народного творчества дало возможность обогатить представления детей об отличительных признаках в поведении мальчиков и девочек, о способах взаимодействий, характерных для женского и мужского типа поведения.


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф