2.3. Результаты работы по приобщению дошкольников к народной культуре в контексте полоролевого воспитания
Задача контрольного этапа исследования заключалась в выявлении изменения в уровнях полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста. Методика контрольного этапа исследования выстраивалась по аналогии с методикой констатирующего этапа. Поставленная задача решалась методами беседы, моделирования жизненнозначимых ситуаций и наблюдения.
Проведенный сравнительный анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах исследования, позволил обнаружить следующее. Первый блок вопросов из проведенной беседы показал, что у детей достаточно высокий уровень представлений о собственном образе мальчика (девочки) (Приложение №3). Дети с легкостью стали устанавливать различия полов, называя основные существенные отличия (телесные, поведенческие, нравственные). Отличия касались не только внешних характеристик, но и внутренних качеств личности: «девочки отличаются характером: нежностью, заботливостью», «мальчики — мужественные, выносливые, сильные, смелые», «мальчик должен быть защитником слабых, а девочки охраняют покой в доме». Ответы детей обнаружили высокий уровень развития представлений об особенностях интересов мальчиков и девочек. Девочки признались, что они «мамам помогают по хозяйству», любят «вышивать, пуговицы пришивать», «куклам кушать готовят», помогают «маме посуду и фрукты мыть», «убирают», «пылесосят» и т.д. У мальчиков иные интересы: «помогаю папе колеса ставить на машину», «люблю ремонтировать мебель, игрушки, гвозди забивать», «занимаюсь, как мужчина, гантелями».
Изменения в представлениях детей о поведении мужчины и женщины в обществе. Дети определяли мужчин и женщин как пап и мам, взрослых людей, говорили, что мужчина и женщина — это «две половинки», «семья», «общество», «народ» и т.д. Полученные в процессе эксперимента представления о стереотипах мужественности и женственности, нашли свое выражение в следующих высказываниях: «Мужчины – рыцари, а женщины – принцессы», «Мужчины — сильные богатыри, а женщины — нежные созданья». Представления, ориентированные на образ другого, содержались в ответах: «Я вырасту и стану мужественным мужчиной, смогу обеспечить семью». Ответы на вопрос «Почему в мире существуют мужчины и женщины?» заключали в себе мысли о ценности семьи, о важности любви и взаимопомощи во взаимодействиях мужчины и женщины: «Они не могут жить друг без друга», «Они помогают друг другу», «Они любят и относятся друг к другу хорошо», «Маме было бы тяжело без папы». Адекватными стали представления о мужских и женских профессиях.
Метод моделирования жизненнозначимых ситуаций обнаружил, что все дети усвоили правила поведения мальчиков и девочек, имеют представления о стереотипах мужественности и женственности. 90% детей, участвовавших в констатирующем эксперименте, на этапе контрольного эксперимента показали высокие результаты.
Произошли изменения во взаимодействиях детей противоположного пола и в совместной деятельности. Так, мальчики и девочки стали чаще объединяться в совместных играх. Отражение женских и мужских ролей девочками и мальчиками в играх «в семью» обогатилось по содержанию. Мальчики стали брать на себя функции заботливых «отцов», что положительно поддерживалось девочками. Изменились реальные взаимоотношения детей, в которых стали реализовываться представления детей о качествах мужественности и женственности. Разделение обязанностей в совместной трудовой деятельности по половому признаку сделалось типичным явлением. Дети научились адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное, контролировать свои поступки.
В процессе беседы, связанной с определением специфики представлений дошкольников об устном народном творчестве, были обнаружены позитивные результаты. Дети легко определяют содержание понятия «устное народное творчество». В качестве любимых сказок называют те, в которых присутствуют положительные герои и героини «Морозко», «Хаврошечка», «Снегурочка», «Жар-птица», «Рукодельница и Ленивица», «Про мужика, который царя обхитрил», «Про глупого змея и умного солдата», «Финист-Ясный сокол» и др. На вопрос «Чем они тебе нравятся?», были получены содержательные ответы, отражающие ценностное отношение детей к поступкам героев и героинь: «Она нежная, добрая, терпеливая, поэтому ее наградил Морозко», «Солдат — умный, веселый, находчивый, смог обхитрить сильного змея».
Большинство детей показали высокий уровень знаний пословиц и поговорок, отражающих традиции полоролевого воспитания русского народа «Мужик лукавый – что карман дырявый», «Туг мешок, да скуповат мужичок», «Оробей Еремей – обидит и воробей», «Жена верховодит – муж по соседям бродит», «У злой Натальи все люди канальи», «Дочерями красуются, сыновьями в почете живут», «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит».
Контрольный эксперимент показал, что у детей появились любимые игры, такие как «В гостях у бабушки Матрены», «Казаки-разбойники», традиционные игры донских казачат.
Полученные в процессе контрольного этапа исследования качественные результаты наглядно подтвердили целесообразность и результативность использования традиций народной педагогики в полоролевом воспитании дошкольников. Количественные данные нашли свое отражение в таблице №2.
Таблица № 2. Уровни полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста (контрольный этап в процентах).
| УРОВНИ | |||
| Высокий | Средний | Низкий | |
| Беседа | 80% | 20% | — |
| Наблюдение | 70% | 17% | 13% |
| Метод моделирования | 90% | 10% | — |
| Средние данные | 80% | 15,6% | 4.4% |

Таким образом, полученные в процессе контрольного этапа исследования качественные результаты наглядно подтвердили целесообразность и результативность реализации педагогических условий воспитания мальчиков и девочек на основе приобщения к народной культуре.
Заключение
Проведенное исследование было посвящено проблеме полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре. Анализ психологических и педагогических исследований показал недостаточную разработанность проблемы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. Тем не менее, недостаточный уровень развития полоролевого поведения, как известно, может отразиться на дальнейшем становлении личности индивида, ведь дошкольный возраст – это период, когда происходит половая идентификация, итоги которой небезразличны для склада личности мужчины и женщины.
Констатирующий эксперимент обнаружил: 1) средний уровень представлений детей о своем половом образе, об особенностях интересов и поведения мальчиков и девочек, о стереотипах мужественности и женственности; 2) наличие нестабильности в проявлении адекватного полоролевого поведения, низкую реализацию представлений о культурных эталонах мужского (женского) поведения при установлении взаимоотношений со сверстниками своего и противоположного пола; 3) низкий уровень представлений детей об устном народном творчестве, о традициях русского народа в полоролевом воспитании детей; 4) достаточно низкий уровень представлений воспитателей о сущности понятия «полоролевое воспитание», об особенностях воспитания мальчиков и девочек, условиях формирования у детей способов взаимодействий, характерных для женского и мужского типа поведения; 4) низкий уровень организации социокультурной среды дошкольной образовательной организации, способствующей проявлению детьми мужских (женских) качеств личности.
Результаты констатирующего эксперимента обусловили поиск педагогических условий полоролевого воспитания детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к народной культуре.
На формирующем этапе исследования разработка программы полоролевого воспитания дошкольников, основанной на традициях русского народа, создание пространственно — предметной социокультурной среды, насыщенной «мужскими» и «женскими» образами, знаками и символами «мужской» и «женской» культуры, а также организация образовательного и воспитательного процесса ДОО, включающего различные формы, средства полоролевого воспитания, такие как организация фольклорной среды; изучение живописи, народных промыслов, ремесел, национальной одежды; чтение и драматизация сказок; использование на занятиях и во внеучебной деятельности пословиц, поговорок, загадок и т.д.; конструирование системы литературно-фольклорных утренников и т. д., позволили не только изменить полоролевое поведение детей, но и преобразить целостный педагогический процесс дошкольного образовательного учреждения как социокультурную среду, основанную на традициях русского народа.
Контрольный эксперимент позволил выявить более высокий по сравнению с констатирующим этапом уровень полоролевой воспитанности детей старшего дошкольного возраста, который выразился: 1) в сформированности у детей системы представлений об образе мальчика и девочки, мужчины и женщины; 2) в согласованности представлений о своем половом образе и действий, совершаемых ребенком; 3) в разделении обязанностей в совместной трудовой деятельности по половому признаку; 4) в умении адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное.
Таким образом, в ходе исследования подтвердились высказанные нами гипотетические положения о том, процесс полоролевого воспитания дошкольника будет соответствовать задачам модернизации современного образования, если: будут в нем использованы традиции воспитания народной педагогики, адаптированные к половозрастным особенностям дошкольников; педагог будет проектировать в любых возникших ситуациях воспитательные моменты, побуждающие детей проявить мужские (женские) нравственные качества, развивающие нравственные полоролевые ценности; полоролевое воспитание детей на гуманистических традициях русского народа будет приближено к региональным традициям, что позволит углубить связь старшего поколения региона с младшим.
Список используемых источников
- Абаева Т.Ю. Дифференцированный подход к мальчикам и девочкам — важное условие эффективности учебно-воспитательной работы в школе: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Ташкент, 1979. -26 с.
- Абраменкова В.В. Сказка как социогенетический инвариант семейных отношений // http: www. portal-slovo.ru
- Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. – М., 1969.
- Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. Москва, 1988. С.24.
- Бабаева Т.И. Об индивидуальном подходе в формировании положительных взаимоотношений дошкольников со сверстниками. // Нравственное воспитание дошкольника. Л: Изд-во ЛГПИ, 1975. С. 70.
- Белкин А.С. Педагогика детства: основы возрастной педагогики // Институт развития регионального образования. – Екатеринбург, 1995.
- Битинас Б.П. Введение в философию воспитания. – М., 1996.
- Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. – Ростов-на-Дону, 2000.
- Градусова Л.В. Педагогические особенности нравственного воспитания мальчиков — дошкольников в сюжетно-ролевых играх героической тематики: Дисс. … канд. пед. наук. М., 1990. -162 с.
- Даль В.И. Пословицы русского народа: В 3-х т. – М.: Русская книга, 1994.
- Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А.Репиной. М.: Просвещение, 1987. -192 с.
- Домострой. Сост., вступ. ст., перевод и коммент. В.Колесова. М., 1990. С.9.
- Зыкова М.Н. Фольклоротерапия: Учебное пособие. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. – 160 с.
- Иванова Г.Е. Особенности половой идентификации ребенка в первые годы жизни // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности: Межвуз. сб. научн. трудов. М. :МГПИ им. В.И.Ленина, 1984. С. 81-92.
- Ильченко Л.В. Развитие психологического пола ребенка — дошкольника (4-7 лет): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ростов н/Д, 1995. 28 с.
- История педагогики в России / Сост. ЕгоровС.Ф. М.: Издательский центр «Академия», 1999.
- Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание и психогигиена пола у детей. Л.: Медицина, 1980. -183 с.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. -256 с.
- Колесов Д.В. Беседы о половом воспитании. М.: Педагогика, 1986. -160 с.
- Коломинский Я.Л., Розов А.И. Изучение взаимоотношений школьников социометрическими методами // Вопр. психологии. 1962. №3. С. 92-96.
- Коломийченко Л.В. Программа полового воспитания детей дошкольного возраста // Обруч. № 1. 2006. С. 54-90.
- Костомаров Н.И. Очерк домашней жизни и нравов великорусского народа в 16 и 17 столетиях. М., 1992. С. 203.
- Кон И.С. Психология половых различий // Вопр. психологии. 1981. №2. С. 47.
- Кон И.С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1990. -336 с.
- Кудрявцева Е.А. Педагогические особенности нравственного воспитания девочек старшего дошкольного возраста. Дисс. … канд. пед. наук. М., 1992. С. 161.
- Кудрова Н.А. Дифференцированный подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек в начальных классах школы: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. М., 1990. -21 с.
- Кукушин В.С., Столяренко Л.Д. Этнопедагогика и этнопсихология. Ростов-н/Д.: Феникс, 2000.
- Куликовская И.Э. Технология интегрированного праздника. – Ростов-на-Дону, 2003.
- Культурная среда и духовное формирование личности. Ташкент: Факел, 1981.
- Леонтьев А.Н. Культура, поведение и мозг человека //Вопросы философии. 1968, №7. С.51.
- Лунин И.И. Влияние семьи на формирование отклоняющегося полоролевого поведения ребенка. Дисс. … канд. психол. наук. Л., 1988. -165 с.
- Любимов Л. Искусство Древней Руси. М.: Просвещение, 1996.
- Мартынова А.Н. Русская народная колыбельная песня и крестьянский быт: Автореф. канд дис. Л., 1977. С. 5-6.
- Межуев В.М. Культура и история. М.: Политиздат, 1977, С.75.
- Мир русской души / Под ред. Алексеева А.Н., Грачева И.В., Качаева М.А. Рязань: Изд-во «Узорочье», 1998.
- Мордовцев Д.А. Русские женщины нового времени: Биографические очерки из русской истории // Москва. 1995. №6. С. 181-188.
- Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания дошкольников. М.: Педагогика, 1984. 82. №4. С. 5-7.
- Мудрик А.В. Социализация и воспитание. М., 1997.
- Неменский Б.М. Национальные ценности образования: история и современность. – М., 1996.
- Нестеренко А.В. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях. Дисс. … канд. пед. наук. М, 2001.
- Новикова В.И. Использование традиций народной педагогики при воспитании доброты у младших школьников // Научное издание / В авт. редакции. – Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2000.
- О нежных нравах и добром воспитании / отв.ред. Буторина Т.С. – Архангельск, 2001.
- Общение детей в детском саду и семье / Под ред. Репиной Т.А., Стеркиной Р.Б. М.: Педагогика, 1990. -150 с.
- Островская Л.И. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1987. -142 с.
- Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение развивающей среды в ДОУ. М.:Новая школа, 1993.
- Перчун Н.В. Русские народные игры как средство нравственного воспитания современных младших школьников // Актуальные проблемы школьного воспитания на рубеже веков. Липецк: Липецк. гос. пед. ун-т, 2002. – С. 152 — 159.
- Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М.: Роспедагенство, 1996.
- Плисенко И.В., Плахова Ю.А. Формирование чувства половой принадлежности у ребенка // Проблемы формирования ценностных ориентаций социально — активной личности. М, 1994. С. 102-110.
- Праздники, обряды, традиции. – 2-е изд., доп. и перераб. / Сост. Б. Марьянова. М.: Просвещение, 1965.
- Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. М., 1946.
- Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958.
- Радзивилова М.А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. Автореферат дисс. … канд.пед.наук. Волгоград, 1999. -22 с.
- Развитие личности ребенка от трех до пяти / Сост. В.Н.Ильина. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 512 с.
- Ребенок в мире культуры. –Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 1998. –558 с.
- Репина Т.А. Группа д/сада и процесс социализации мальчиков и девочек // Дошк. восп. 1984. №4. С. 62-69.
- Она же. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. 1984. №4. С. 62-69.
- Русские народные сказки: В 2-х т. – М.: Современник, 1988.
- Семенов В.С. Культура и развитие человека /Вопросы философии,1982, №4.
- Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. – М., 1997.
- Соколов А. Есть у русской песни крылья // Воспитание школьников, 2001. – № 6.
- Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. – М.: Молодая гвардия, 1971.
- Татаринцева Н.Е. Теоретико-методологические основы полоролевого воспитания детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д: ИПО ПИ ЮФУ, 2010. -348 с.
- Татаринцева Н.Е. Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2012. – 96 с.
- Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании (нравственное влияние как главная задача воспитания) (Сер. Антология гуманной педагогики). М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 1998
- Фрейд З. Введение в психоанализ. М.: Наука, 1989. -456 с.
- Хрипкова А.Г. Вопросы полового воспитания. Ростов н/Д, 1969. -110 с.
- Ценностные основания личностно ориентированного воспитания // Педагогика, 1995.
- Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка — подросток — девушка. Омск: Книжное изд-во, 1985. -159 с.
- Чумичева Р.М. Взаимодействие искусств в формировании личности старшего дошкольника. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. пед. ун-та, 1995. -272 с.
- Шангина И.И. Русские дети и их игры. СПб.: Искусство, 2000.
