Сессия под ключ!
Меню Услуги

Природа и сущность права социального обеспечения.

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

2


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………..

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ….

1.1. Понятие и сущность права социального обеспечения………………………………….

1.2. Методология права социального обеспечения………………………………………….

1.3. Принципы права социального обеспечения……………………………………………..

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ…………………………………………………………………………………………..

2.1. Современные тенденции развития законодательства о социальном  обеспечении………………………………………………………………………………………………………………..

2.2. Субъекты и объекты права социального обеспечения……………………………….

2.3. Перспективы развития законодательства о социальном обеспечении………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………………………………

ГЛОССАРИЙ………………………………………………………………………………………………

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………………….

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ……………………………………………………………….

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Формирование современных качеств Российского государства на основе положений Конституции Российской Федерации 1993 года вызвало к жизни процессы переустройства в экономической, политической и социальной сферах жизнедеятельности общества. Преобразования в социальной сфере не только связаны с кардинальными изменениями в области экономики, но и предопределены необходимостью воплощения в реальность конституционной установки о признании России социальным государством.

Признание на конституционном уровне значимости социальной защиты (как составного элемента понятия социального государства), а также конституционно закрепленная взаимосвязь социальной защиты и социального обеспечения (пункт «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации[1]) неизбежно вызывают интерес науки права социального обеспечения к этому феномену общественной жизни.

В Конституции РФ закреплены права граждан на отдельные виды социального обеспечения (статьи 7, 37, 38, 39, 41[2] и другие). Эти права относятся к основной группе прав и свобод граждан, а также к категории социальных прав. Конституция содержит также гарантии реализации этих прав. Статья 2 Конституции РФ[3] определены положения о том, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства. В статье 17 Конституции РФ[4] указывается, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией. Статья 18 Конституции РФ[5] устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. В статье 33 Конституции РФ[6] указывается право граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В статье 45 Конституции РФ[7] установлены гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, а также право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Права граждан в сфере социального обеспечения развиты в отраслевых федеральных законах, других нормативных правовых актах. При этом в них не только устанавливаются условия предоставления того или иного вида социального обеспечения и его размеры, но и порядок реализации соответствующих прав граждан. Из известных форм реализации права (использование субъективного права, исполнение обязанностей, соблюдение запретов, применение) в праве социального обеспечения наиболее распространенным является применение, что объясняется невозможностью возникновения материальных правоотношений только при наличии волеизъявления граждан. Поэтому реализация прав граждан в сфере социального обеспечения имеет место лишь после вынесения соответствующего решения о назначении пенсии, пособия и т.д.

Государство осуществляет правовое регулирование отношений, возникающих в связи с предоставлением денежных средств и услуг в целях удовлетворения потребностей нетрудоспособных граждан.

Данные отношения составляют предмет особой отрасли права – права социального обеспечения. В настоящее время самостоятельность этой отрасли права уже не вызывает споров среди отечественных ученых. Определены отличительные признаки отношений по социальному обеспечению, особенности метода правового регулирования.

Право социального обеспечения динамично развивается. В настоящее время право социального обеспечения — многогранное и многоаспектное нормативно-правовое регулирование специфических отношений в обществе.

Актуальность изучения темы подтверждается тем, что Россия находится на стадии государственно-правового реформирования, создается рынок социальных услуг, где появляется новый субъект в социальной политике – гражданин, который ранее был только ее объектом. Реформирование социальной политики связано с разграничением бесплатности и доступности, закрепленных на нормативном правовом уровне. С таким подходом неразрывно связывается переход от преимущественного социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию населения с дифференциацией рисков и зависимостью размеров страховых выплат от страховых взносов гражданина или его работодателя.

Целью выпускной квалификационной работы является исследование природы и сущности права социального обеспечения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

— раскрыть понятие и сущность права социального обеспечения;

— описать методологию права социального обеспечения;

— выделить принципы права социального обеспечения;

— рассмотреть современные тенденции развития законодательства о социальном обеспечении;

— изучить субъекты и объекты права социального обеспечения;

— проанализировать перспективы развития законодательства о социальном обеспечении.

Объектом исследования является деятельность в сфере социального обеспечения.

Предмет исследования составляют общие вопросы права социального обеспечения, а также применение норм права социального обеспечения в регулятивных и охранительных правоотношениях.

Нормативной основой работы является Конституция Российской Федерации[8], Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[9], Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 01.04.2019) «О государственной социальной помощи»[10] и другое законодательство.

В основе исследования лежат частно-научные методы: сравнительный, логический, технико-юридический и другие.

Работа включает введение, две главы и заключение. В первой главе рассматриваются общие положения о праве социального обеспечения. Вторая глава посвящена исследованию правового регулирования в сфере социального обеспечения и разработке мероприятий по его совершенствованию.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ПРАВЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

1.1. Понятие и сущность права социального обеспечения

Конституция Российской Федерации[11], как основополагающий системный нормативный правовой акт, признает человека, его права и свободы высшей ценностью, а их соблюдение и защиту — обязанностью государства. Одной из основ конституционного строя является принцип социального государства, нашедший воплощение в части 1 статьи 7 Конституции РФ[12]. Указанный принцип провозглашает политику государства, направленную на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Одним из основных прав, гарантируемых социальным государством, является право на социальное обеспечение. Конституция РФ признает право каждого гражданина на социальное обеспечение и одновременно возлагает на государство обязанность создавать все необходимые условия для беспрепятственного осуществления этого права. В соответствии со статьей 39 Конституции РФ[13] каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия определяются законом.

Указанное конституционное право имеет фундаментальную правовую природу, является неотчуждаемым и принадлежащим каждому человеку от рождения. Закрепление конституционного права на социальное обеспечение обязывает государственную власть осуществлять государственную социальную политику, направленную на обеспечение конституционных прав человека, на удовлетворение его потребностей и обеспечение социальной безопасности человека.

Социальное обеспечение предоставляется человеку обществом, и для этого необходим специальный механизм, в рамках которого функционировали бы общественные отношения, связанные с соответствующей сферой общественной жизни. Он создается государством или при его участии и требует специального регулирования, возникает законодательство о социальном обеспечении, являющееся частью законодательной системы практически любого современного государства.

Социальное обеспечение — явление многоплановое, проявляющееся в различных аспектах. «Как экономическая категория социальное обеспечение представляет собой определенную часть распределительных отношений, форму жизнеобеспечения лиц, не способных к самообеспечению»[14]. С точки зрения организационной — это система мероприятий, осуществляемых государством от имени общества в целях предоставления средств к существованию определенной части населения. Как предмет правового регулирования — это соответствующая совокупность общественных отношений, функционирующих в связи с предоставлением общественных средств нуждающимся в этом лицам. Соответственно и в определениях, как правило, подчеркивается тот или иной аспект социального обеспечения.

Социальное обеспечение — это совокупность общественных отношений, возникающих в результате перераспределения ВВП в форме жизнеобеспечения лиц, не способных к обеспечению самих себя и своей семьи в силу объективных и признанных обществом в качестве таковых причин биологического и социального характера, в рамках которой этим лицам предоставляется часть общественных средств в объеме, достаточном для удовлетворения их социально значимых потребностей.

Цель социального обеспечения — предотвратить, смягчить или устранить неблагоприятные последствия наступления страховых и нестраховых случаев. Для достижения этой цели создаются специальные финансовые источники.

Конституция Российской Федерации, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

«Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом»[15].

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

Право социального обеспечения — совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в области материального обеспечения отдельных категорий граждан в случаях, признаваемых государством  значимыми.

Право социального обеспечения как са­мо­стоя­тель­ная от­расль права сфор­ми­ро­ва­лось в об­щей сис­те­ме российского пра­ва от­но­си­тель­но не­дав­но, в середине 1960-х годов. В ус­ло­ви­ях ста­нов­ле­ния в Рос­сии ры­ноч­ных от­но­ше­ний, ко­гда на со­вер­шен­но иных прин­ци­пах фор­ми­ру­ет­ся сис­те­ма со­ци­аль­ной за­щи­ты на­се­ле­ния, нор­мы права социального обеспечения  за­ни­ма­ют осо­бое ме­сто в сис­те­ме российского пра­ва.

Право социального обеспечения  со­сто­ит из Об­щей и Осо­бен­ной час­тей, вклю­чаю­щих в се­бя ряд ин­сти­ту­тов. К Об­щей час­ти право социального обеспечения, на­хо­дя­щей­ся в ста­дии фор­ми­ро­ва­ния, от­но­сят­ся нор­мы, за­кре­п­ляю­щие ос­но­во­по­ла­гаю­щие по­ло­же­ния и оп­ре­де­ляю­щие пред­мет и ме­тод от­рас­ли, за­да­чи, от­рас­ле­вые прин­ци­пы, пра­во­вой ста­тус субъ­ек­тов, ви­ды со­ци­аль­ных рис­ков, при на­сту­п­ле­нии ко­то­рых пре­дос­тав­ля­ет­ся со­ци­аль­ное обес­пе­че­ние.

К Осо­бен­ной час­ти пра­ва со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния от­но­сят­ся нор­мы, оп­ре­де­ляю­щие ус­ло­вия пре­дос­тав­ле­ния отдельных ви­дов обес­пе­че­ния и об­ра­зую­щие ин­сти­ту­ты (ли­бо ком­плекс­ные ин­сти­ту­ты) от­рас­ли пра­ва.

Один из цен­траль­ных ком­плекс­ных ин­сти­ту­тов Осо­бен­ной час­ти — ин­сти­тут пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния, со­стоя­щий из ря­да са­мо­стоя­тель­ных ин­сти­ту­тов. Нор­мы дан­ных ин­сти­ту­тов ре­гу­ли­ру­ют отдельные ви­ды пен­си­он­но­го обес­пе­че­ния: пен­сии по ста­рос­ти, по ин­ва­лид­но­сти, по слу­чаю по­те­ри кор­миль­ца, за вы­слу­гу лет, со­ци­аль­ные пен­сии. В свою оче­редь, сре­ди норм, ре­гу­ли­рую­щих отдельные ви­ды пен­сий, мож­но вы­де­лить как об­щие, так и специальные нор­мы, за­кре­п­ляю­щие пен­си­он­ное обес­пе­че­ние в осо­бых ус­ло­ви­ях (например, обес­пе­че­ние пен­си­ей по ста­рос­ти с учё­том вред­но­сти и тя­же­сти ус­ло­вий тру­да, при­род­но-кли­ма­тических ус­ло­вий тру­да, за вы­слу­гу лет и так далее).

В час­ти по­со­бий как од­но­го из ви­дов де­неж­но­го обес­пе­че­ния су­ще­ст­ву­ет столь­ко ин­сти­ту­тов, сколь­ко ви­дов по­со­бий пре­ду­смот­ре­но дей­ст­вую­щим законодательством Российской Федерации. В рам­ках ка­ж­до­го из та­ких пра­во­вых ин­сти­ту­тов мож­но вы­де­лить обес­пе­че­ние различными ви­да­ми по­со­бий — по вре­мен­ной не­тру­до­спо­соб­но­сти, по бе­ре­мен­но­сти и ро­дам, ины­ми ви­да­ми по­со­бий для лиц с се­мей­ны­ми обя­зан­но­стя­ми, по­со­би­ем по без­ра­бо­ти­це, на по­гре­бе­ние и так далее. По­лу­ча­ет своё раз­ви­тие ин­сти­тут ком­пен­са­ци­он­ных вы­плат, в рам­ках ко­то­ро­го про­из­во­дят­ся де­неж­ные вы­пла­ты или пре­до­став­ля­ют­ся на­ту­раль­ные бла­га в ви­де мер со­ци­аль­ной под­держ­ки в до­пол­не­ние к основным ви­дам со­ци­аль­но­го обес­пе­че­ния (пен­си­ям, по­со­би­ям).

«Пра­во­вые нор­мы, ре­гу­ли­рую­щие ус­ло­вия и по­ря­док пре­дос­тав­ле­ния ма­ло­иму­щим гра­ж­да­нам де­неж­ных вы­плат и по­мо­щи в на­ту­раль­ном ви­де, об­ра­зу­ют ин­сти­тут государственной со­ци­аль­ной по­мо­щи»[16].

Осо­бое ме­сто в сис­те­ме права социального обеспечения  за­ни­ма­ют та­кие ин­сти­ту­ты, как обес­пе­че­ние по стра­хо­ва­нию от не­сча­ст­ных слу­ча­ев на про­изводстве и профессиональных за­бо­ле­ва­ний, по медицинской по­мо­щи и ле­че­нию, по со­ци­аль­но­му об­слу­жи­ва­нию. В сис­те­му Осо­бен­ной час­ти права социального обеспечения вхо­дят так­же нор­мы, об­ра­зую­щие ин­сти­ту­ты юри­дической от­вет­ст­вен­но­сти, про­це­дур­но-про­цес­су­аль­ные ин­сти­ту­ты.

 

1.2. Методология права социального обеспечения

 

Метод правового регулирования – это способы воздействия отрасли права на определенный вид общественных отношений, являющийся предметом ее регулирования. Он всегда определяется предметом правового регулирования: конкретное содержание общественных отношений данного вида обусловливает своеобразие способов юридического воздействия.

В научной юридической литературе обычно выделяют два основных метода правового регулирования. Один из них называется авторитарным (императивный метод), а другой – методом автономии (диспозитивный метод).

Авторитарный метод (императивный) — это такой способ правового регулирования, при котором лицу или лицам — участникам правоотношений предоставляется лишь один строго определенный вариант поведения, при этом нормами права точно определяются порядок возникновения и прекращения, характер, объем и содержание прав и обязанностей сторон — участников общественных отношений, урегулированных с помощью данных норм права.

«Императивный метод широко применяется в тех отраслях, характерной особенностью которых является то, что одной из сторон в возникающих правоотношениях является государственный орган либо другой, уполномоченный государством орган»[17].

Суть другого метода правового регулирования – метода автономии, или диспозитивного метода заключается в том, что нормами права устанавливаются не запреты или предписания определенного поведения, а лишь пределы, в которых участники общественных отношений самостоятельно устанавливают свои взаимные права и обязанности. Данный метод регулирования применяется главным образом в таких отраслях российского права, где стороны – участники правоотношений выступают как равноправные субъекты[18].

Императивный и диспозитивный методы применяются в сочетании и являются как бы «сквозными» для всех отраслей права. В то же время они не могут в полной мере учитывать специфику общественных отношений, регулируемых нормами конкретной отрасли права, которая детерминирует необходимость использования определенного метода, характерного для регулирования именно данной совокупности отношений (т.е. предмета отрасли).

Впервые проблема метода правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения была исследована В.С. Андреевым[19]. Он выделял три специфические черты, раскрывающие, по его мнению, особенности метода данной отрасли и отражающие особенность самого предмета регулирования.

Во-первых, все входящие в предмет отношения имеют алиментарный характер, причем предоставлять обеспечение обязано государство в лице его органов управления или учреждений либо по поручению государства профсоюзы или органы колхозов.

Во-вторых, одним из субъектов таких отношений выступает гражданин или семья, а другим – органы государства или по его поручению профсоюзы.

В-третьих, посредством этих отношений осуществляется обеспечение за счет средств таких общественных фондов потребления, как фонды для нетрудоспособных, ассигнования на содержание детей в детских учреждениях, на медицинское обслуживание и лечение.

«Метод права социального обеспечения – это совокупность приемов и способов правового регулирования общественных отношений по социальному обеспечению граждан, специфика которых объективно обусловлена распределительным характером этих отношений»[20]. Данная совокупность охватывает как общеправовые и межотраслевые приемы регулирования, так и приемы, специфичные для данной отрасли права.

Метод права социального обеспечения – совокупность специфических приемов и способов, используемых при регламентации отношений, включаемых в предмет права социального обеспечения.

Метод права социального обеспечения характеризуется:

— сохранением алиментарности;

— относительной стабильностью системы юридических фактов, порождающих соответствующие правоотношения;

— единством целей и механизмов регулирования общественных отношений, входящих в предмет права социального обеспечения.

Выше указывалось, что к методам правового регулирования относятся императивное и диспозитивное регулирование. Императивное регулирование выражается формулой: «все, что не разрешено, — запрещено», диспозитивное – формулой «все, что не запрещено, — разрешено». В первом случае регулирование осуществляется посредством предписания, а во втором – дозволения.

Значительная часть ученых при рассмотрении признаков метода права социального обеспечения на первое место ставят именно дозволение, хотя и с определенными оговорками. Представляется, что такой прием правового регулирования не соответствует экономической сущности отношений, отражающей их распределительный характер, который предопределяет, что при распределении валового внутреннего продукта через систему социального обеспечения можно поступать только так, как это предусматривается нормами права; предоставлять разрешается только те виды обеспечения, которые предусмотрены законом и на получение которых у гражданина возникло право. Перечень социальных рисков, при наступлении которых такое право возникает, жестко определен законодателем и расширительному толкованию не подлежит. Уровень обеспечения и объем материальных благ, предоставляемых в порядке социального обеспечения, строго нормирован и не может быть ни понижен, ни повышен. Другими словами, содержание правоотношений по материальному обеспечению граждан и их социальному обслуживанию в порядке государственного социального обеспечения и в порядке обязательного социального страхования определяется императивным путем. Только таким способом можно гарантировать соответствующую меру потребления каждому при наступлении соответствующего социального риска, указанного в законе.

Если рассмотреть диспозитивный метод в регулировании социально-обеспечительных отношений, то кроме локальных форм социального обеспечения его использование крайне ограничено и имеет свои особенности, поскольку дозволение адресуется не обоим субъектам правоотношения, а лишь одному из них – гражданину. Это касается его волеизъявления о реализации права на тот или иной вид социального обеспечения, выбора наиболее выгодного для человека варианта обеспечения.

Специфика социально-обеспечительных отношений находит свое отражение и в таком способе их правового регулирования, как сочетание централизованного регулирования с региональным и территориальным (муниципальным). Конституция РФ[21] (статья 72) относит к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов координацию вопросов здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальную защиту, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и соответствующие им законы и иные нормативные акты субъектов федерации. Это означает, что правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения осуществляется также актами субъектов РФ. Управление собственностью субъекта федерации предполагает также финансирование за счет его средств и дополнительных мер социальной защиты населения, в том числе и в порядке социального обеспечения на основании региональных программ. Следовательно, граждане, проживающие на территории того или иного субъекта РФ, могут наделяться дополнительными правами, реализуемыми уже за счет собственных источников данного субъекта. В этом случае возникающие правоотношения по своему характеру также являются распределительными, однако нормирование меры потребления осуществляется на уровне субъекта федерации.

Сочетание централизованного регулирования с региональным регулированием характерно не только для социально-обеспечительных отношений. Аналогичный правовой режим в силу статьи 72 Конституции РФ[22] охватывает общественные отношения, регулируемые и некоторыми другими отраслями права (трудовым, жилищным, административным и др.). Поэтому есть все основания для признания данного способа регулирования как межотраслевого.

Муниципальное регулирование отношений по социальному обеспечению населения – еще одно звено в правовом регулировании, дополняющее централизованное и региональное. Формирование прав и обязанностей субъектов общественных отношений путем закрепления их на всех указанных выше уровнях – это, очевидно, новый прием правового регулирования, обусловленный конституционным разграничением компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, а самое главное – разграничением собственности.

Наряду с межотраслевыми методами регулирования рассматриваемых отношений в методах права социального обеспечения имеются также способы воздействия на эти отношения, отражающие собственную специфику данной отрасли.

Такая специфика устанавливается, прежде всего, в характере оснований возникновения, изменения и прекращения социально-обеспечительных отношений. Она выражается в том, что, во-первых, к этим основаниям относятся специфические юридические факты. Это, как правило, такие жизненные обстоятельства, наступление которых не зависит от воли человека. Именно поэтому законодатель называет их социальными рисками. К ним относятся: бедность, временная нетрудоспособность, инвалидность, производственная травма, профессиональное заболевание, старость, безработица, рождение человека и другие. Особыми основаниями возникновения отношений законодатель признает материнство, отцовство и детство.

Специфические признаки методов права социального обеспечения характерны и для способа защиты нарушенного права: граждане могут воспользоваться для защиты своих прав в сфере социального обеспечения как административным, так и судебным порядком, либо одновременно тем и другим.

Конституция РФ предоставляет каждому человеку возможность защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом, и гарантирует своим гражданам государственную защиту их прав и свобод как в судебном, так и в административном порядке.

«Защита нарушенного права может быть осуществлена как посредством обращения в органы государственной власти, так и в судебные органы, в том числе в международные в тех случаях, когда уже были исчерпаны внутригосударственные средства правовой защиты»[23]. В соответствии с действующим отечественным законодательством допустимы не только индивидуальные, но и коллективные формы защиты, в частности, граждане могут участвовать в собраниях, митингах и т.п., прибегать к такому средству защиты, как забастовки.

Однако наиболее распространенной и используемой в российском  государстве формой защиты права на социальное обеспечение следует признать судебную защиту права. Именно суд вправе обязать государство и его органы исполнить свои обязательства перед гражданином и возместить причиненный ему ущерб – полномочия суда превращают его в мощную стабилизирующую силу, способную защищать права и свободы граждан, оберегать общество от разрушительных социальных конфликтов.

Споры, связанные с защитой права на социальное обеспечение, находят свое разрешение, как в судах общей юрисдикции, так и в конституционных (уставных) судах субъектов РФ, а также высшем органом конституционного контроля – Конституционным Судом РФ.

В настоящее время практика Конституционного Суда РФ показывает большое количество дел, касающихся применения конституционных норм в сфере социальных прав и свобод человека в России. Об этом свидетельствуют ежеквартальные обзоры практики данного органа, утверждаемые его решениями, а также правовые позиции Суда, сформулированные в отношении правовых норм различной отраслевой принадлежности, закрепляющих социальные права человека.

Содействие Конституционного Суда РФ реализации социальной политики государства обусловлено главным образом необходимостью исправления дефектов действующего социального законодательства и, тем самым, обеспечения конституционной защиты основных социальных прав и свобод человека и гражданина. В решениях Конституционного Суда находят разрешения многие вопросы судебной практики и практики защиты права на социальное обеспечение вообще – причем важен не только сделанный судом окончательный вывод, а обоснование такого вывода, поскольку в процессе обоснования Суд сделал обобщения, оказывающие влияние как на разрешение других дел (в своем роде судебный прецедент), и на развитие социального законодательства. Решения Конституционного Суда РФ не только способствуют устранению противоречий в правовой системе государства, последовательному развитию социального законодательства, но также устанавливают ориентиры для реформирования социального законодательства.

«Часто по вопросам защиты права на социальное обеспечение граждане обращаются в суды общей юрисдикции. При этом обращение в суд не поставлено в зависимость от того, использовал ли гражданин какой-либо иной способ защиты своего права. Защита социальных прав граждан осуществляется как на основе обращений в суд самих граждан, так и по заявлениям прокуроров. При этом анализ практики рассмотрения гражданских дел по заявлениям прокуроров, предъявленным в защиту социальных прав граждан, свидетельствует об устойчивой тенденции к их увеличению»[24].

Преимущественно заявления прокуроров в суды касаются защиты трудовых прав граждан о взыскании заработной платы; прав несовершеннолетних; возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью; нарушений пенсионных и иных социальных прав; оспаривания нормативных правовых актов, нарушающих социальные права граждан. Увеличение количества обращений прокуроров, направленных на защиту прав и законных интересов граждан, стало следствием социальной направленности работы органов прокуратуры и активизации надзора за соблюдением конституционных прав граждан.

Типичными нарушениями действующего законодательства являются такие основания для обращения прокуроров в суд с заявлениями в защиту прав граждан, как непредоставление льгот отдельным категориям граждан; отказ учреждений Пенсионного фонда РФ в оплате пенсионерам проезда к месту отдыха и обратно; нарушения гарантий, касающихся социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Практика судебной защиты основных социальных прав человека и гражданина свидетельствует, что, осуществляя непосредственное обращение к смыслу и роли конституционных норм, суды в большей степени обеспечивают надлежащий уровень защиты указанных прав. Это определяется тем, что такой подход требует учитывать не только сами конституционные нормы, закрепляющие социальные права человека, но и те конституционные принципы, в рамках которых действует государство, решая вопрос о провозглашении и реализации соответствующих прав.

Безусловно, нельзя не отметить исключительное влияние решений Конституционного Суда РФ, как на законотворческую, так и на правоприменительную практику по вопросам социальной защиты человека и гражданина. Вместе с тем «усиление внимания судов общей юрисдикции к обусловленности основных социальных прав положениями Конституции РФ повышает качество и эффективность проводимой судебной защиты. Именно поэтому целесообразно расширять практику прямого использования норм Конституции РФ в рассмотрении и разрешении дел при проведении судебной защиты основных социальных прав»[25].

Особенности метода связаны со спецификой санкций, применяемых в праве социального обеспечения к субъектам отношений. В этой отрасли не предусмотрены репрессивные санкции: за правонарушения, допущенные гражданами как субъектами правоотношения, применяются санкции двух видов: правовосстановительные и правограничивающие. Причем в отличие, например, от трудового права, предусматривающего, как правило, ограниченную материальную ответственность работника в случае причинения по его вине материального ущерба работодателю, нормы права социального обеспечения обязывают гражданина, причинившего материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение, возместить такой ущерб в полном размере.

Правоограничивающие санкции допускают приостановление реализации права на некоторые виды социального обеспечения на определенный срок. Например, работник может быть лишен пособия по временной нетрудоспособности, если он нарушает режим, предписанный врачом, на весь период такого нарушения; гражданину, признанному безработным, который не выполняет обязанностей по своевременной явке в орган службы занятости, либо по направлению данного органа к работодателю, может быть уменьшен размер пособия по безработице или приостановлена его выплата. В то же время закон не допускает такого правоограничения по отношению к гражданину – субъекту пенсионного либо любого другого правоотношения по социальному обеспечению. В связи с этим можно сделать вывод о довольно узком применении правоограничивающих санкций.

Что касается санкций, применяемых к другому субъекту – органу, предоставляющему обеспечение, то в данном случае речь идет скорее не о санкциях, а об обязанности этого органа восстановить нарушенное право гражданина, если по вине данного органа гражданин не смог в полном объеме воспользоваться своим правом. Такая обязанность наступает, когда гражданином недополучены полагающиеся ему денежные выплаты по системе социального обеспечения.

Таким образом, создание и функционирование социально ориентированного, справедливого государства, сохранение его внутренней устойчивости невозможно без сбалансированной политико-правовой системы, проведения конструктивной, основанной на праве социальной политики, содержательное наполнение которой обеспечивается, в частности, конституционным правом на социальное обеспечение, и именно поэтому так важно наличие надежного и эффективного механизма его реализации.

Социальная защита, право на социальное обеспечение являются основными элементами основы конституционного строя, характеризующей Российскую Федерацию как социальное государство. Социальная защита выражена в комплексе конституционных прав и свобод человека и гражданина, направленных на обеспечение достойного уровня жизни и свободное развитие человека.

 

1.3. Принципы права социального обеспечения

 

Конституционное законодательство, закрепляя основополагающие права и свободы человека и гражданина, устанавливает принципы их реализации и защиты – основополагающим является не столько закрепление в нормативных актах декларативных норм, сколько установление реального действующего механизма их реализации.

«Принципы права социального обеспечения представляют собой основополагающие идеи государственной поддержки незащищенных слоев населения»[26]. Эти руководящие начала определяют суть норм, регулирующих данную сферу. Кроме прочего, они отражают общественную направленность политики государства.

Принципы права социального обеспечения, понятие и их содержание текстуально законодательством не закрепляются. В настоящее время отсутствует объединяющий их нормативный акт или Кодекс. В этой связи исследователи вынуждены определять принципы права социального обеспечения, анализируя действующие в данной отрасли законодательные положения. При этом необходимо учесть, что в силу 15 статьи Конституции Российской Федерации[27], элементом юридической системы страны являются международные нормы и договоры.

Принципы права социального обеспечения являются фундаментом, на котором выстраивается система норм, регулирующая сферу поддержки населения со стороны государства. При этом данное направление деятельности власти находится под влиянием событий, происходящих в экономической и политической сферах. Дифференциация фундаментальных положений осуществляется по разным признакам. В зависимости от сферы действия выделяют:

— общеправовые принципы. Они свойственны всем юридическим сферам;

— межотраслевые положения. В них отражаются общие черты нескольких областей функционирования;

— отраслевые принципы. Они выражают специфику отдельной сферы;

—  внутриотраслевые положения.

Рассмотрим общеправовые принципы. К ним следует относить такие положения, как:

— гарантированность и признание свобод и юридических возможностей человека и гражданина в соответствии с международными нормами;

— неотчуждаемость неимущественных прав, принадлежность их каждому с момента рождения;

— равенство всех перед судом и законом;

— право каждого субъекта создавать объединения для защиты собственных интересов;

— равенство свобод и юридических возможностей женщины и мужчины, способов их реализации;

— гарантированность защиты государства.

Межотраслевые принципы права социального обеспечения относятся к нескольким сферам. Их нормы регламентируют отношения, касающиеся реализации гражданами их юридических возможностей. Межотраслевыми принципами являются:

— обеспечение свободного развития и достойной жизни человека;

— запрещение принудительного привлечения к труду;

— обеспечение государственной поддержки семьи, отцовства, детства, материнства, пожилых лиц, инвалидов.

Отраслевые принципы права социального обеспечения формулируются многими авторами по-разному. Отличается и их количество. Например, Г.В.Сулейманова[28] выделяет такие принципы права социального обеспечения, как:

— финансирование из средств страховых взносов и госбюджета;

— всеобщность;

— дифференциация социальной поддержки в соответствии с условиями трудовой деятельности, природно-климатических условий, длительности стажа и прочих факторов;

— комплексность и универсальность;

— обязанность государства предоставлять гарантированную поддержку, не ниже прожиточного минимума;

— многообразие видов соцобеспечения;

— участие общественных организаций, представляющих интересы населения, в разработке, утверждении и реализации решений, касающихся поддержки граждан и их защиты.

Эти принципы права социального обеспечения предполагают гарантированность государственной поддержки в случае наступления любого общественно-значимого обстоятельства, предусмотренного законодательством.

Рассмотрим внутриотраслевые принципы права социального обеспечения.  В отечественном законодательстве просматривается тенденция закрепления этих основ непосредственно в нормативных актах. Например, Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[29] в статье 4 приводит такие принципы социального обслуживания:

— равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;

— адресность;

— приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;

— сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

— конфиденциальность;

— добровольность.

Содержание принципов права социального обеспечения в первую очередь отражено в Конституции РФ[30]. В Основном Законе предусмотрено, что при наступлении объективных значимых обстоятельств, все обладают равной и одинаковой возможностью получать определенные выплаты или услуги. В Конституции употребляется формулировка: «Каждому гарантировано социальное обеспечение»[31]. Ее суть в том, что возможность получить помощь не может ограничиваться по признакам расы, пола, языка, происхождения, имущественного, должностного статуса и прочее. При этом равными правами с гражданами России на соцобеспечение обладают и постоянно живущие на территории страны иностранцы, если в международных нормах не предусмотрен иной порядок. Между тем, не следует понимать принцип всеобщности как безусловную возможность получить льготы, выплаты или услуги. Они предоставляются только по основаниям, предусмотренным законодательством. Например, право получать трудовую пенсию наступает при достижении конкретного возраста, наличия стажа определенной продолжительности.

Функционирование системы социального обеспечения осуществляется за счет страховых взносов и бюджета. Концентрация средств осуществляется в централизованных фондах внебюджетного характера. Они выступают в качестве самостоятельных финансово-кредитных учреждений. Основными источниками средств являются поступления от работодателей, индивидуальных предпринимателей, а также других категорий физических лиц. Кроме этого, пополнение фондов осуществляется ассигнованиями из федерального бюджета. Средства, которые являются временно свободными, могут инвестироваться. Полученный от этого доход направляется на обеспечение уставной деятельности фондов.

Дифференциация уровня и условий социального обеспечения состоит в применении особых норм, которыми устанавливаются дополнительные права по соцобеспечению для граждан отдельных категорий. В частности, это лица, у которых нет возможности реализовать общие положения либо есть особые заслуги перед страной. Дифференциация необходима для сбалансирования материального состояния граждан из отдельных групп, нуждающихся в дополнительной защите. Например, это лица, доходы которых меньше прожиточного минимума. Дифференциация обеспечивает также восстановление полноценного статуса незащищенных в социальном плане групп (например, инвалидов).

Таким образом, можно сделать следующие выводы.

Право на социальное обеспечение является одним из основных социально-экономических прав человека.

Цель права социального обеспечения – использование правового механизма для достижения благополучного существования нуждающихся в пределах стандартов, определяемых государством от имени общества, которые обеспечивают достойный человека жизненный уровень.

Метод права социального обеспечения – совокупность специфических приемов и способов, используемых при регламентации отношений, включаемых в предмет права социального обеспечения.

Механизм реализации конституционного права на социальное обеспечение в самом общем виде представляет собой систему средств, которые обеспечивают необходимые условия нуждающимся гражданам в установленных законом случаях. К элементам указанного механизма относятся не только названные конституционные нормы, но и нормы отраслевого законодательства, правомерная деятельность субъектов, гарантии  процедуры, ответственность, контроль, политика. При этом главной целью функционирования этого механизма является защита субъективного права человека и гражданина на получение социального обеспечения.

 

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

2.1. Современные тенденции развития законодательства о социальном обеспечении

 

Социальное обеспечение появилось на территории России два века тому назад. Уже изначально оно подразумевало создание государственной системы, ответственной за обслуживание, а также материальную поддержку стариков, больных людей, больших семей. Финансирование происходило за счет поступлений из так называемых фондов потребления. Одновременно появилось и право социального обеспечения.

С тех пор законодательство о социальном обеспечении постоянно развивается, в него вносится много изменений, касающихся порядка и размера выплат социальных пособий, компенсаций и предоставления льгот (Приложение А).

В настоящее время в особом внимании права социального обеспечения нуждаются инвалиды, пенсионеры, матери-одиночки, военные ветераны, неполные семейства и другие. Им положена всесторонняя помощь. Ее суть разъясняется в Федеральном законе от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи»: «государственная социальная помощь — предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров»[32].

Положительным результатом развития права социального обеспечения считается удовлетворение острых нужд и улучшение финансового состояния граждан, повышение средней продолжительности их жизни, минимизация уровня заболеваемости, наркомании, подростковой преступности.

Право социального обеспечения в настоящее время реализуется по-разному. Государство предоставляет одноразовые выплаты, регулярно начисляемые пособия, субсидии. Помощь, положенная находящимся в затруднительном финансовом положении людям, осуществляется посредством применения средств из общих налоговых поступлений. Поддержка предусмотрена для тех членов общества, реальные ежемесячные доходы которых не соответствуют параметрам действующей прожиточной нормы.

Помощь может выражаться в прямом обслуживании лиц, лишившихся способности самостоятельно за собой ухаживать, подразумевает оказание врачебного (медсестринского), бытового, юридического сервиса на дому.

Предоставление услуг и привилегий гражданам на основе принципа распределения по потребностям называется социальной гарантией. Правительством РФ такими признаны, например:

— безвозмездный медицинский сервис;

— равноправный доступ к образованию;

— закрепление обязательного зарплатного минимума;

— пособия инвалидам, сиротам, неполным семьям;

— выплата денег при рождении ребенка.

Особой вариацией гарантий являются льготы. Их назначают отдельным категориям населения – инвалидам, участникам военных операций, ветеранам труда, детям-сиротам и другим. Льготники ежемесячно получают пенсии. Эти люди могут безвозмездно пользоваться общественным транспортом (автобусами, электричками, трамваями, троллейбусами), бесплатно получать некоторые медикаменты при необходимости, путевки на курорты (по показаниям).

Социальным страхованием называют государственную/частную систему предоставления денежной помощи. Она выделяется из специальных платежей (принудительных или добровольных), при соблюдении равновесия между масштабами (ценой) услуги и размерами осуществленного вклада. Финансы поступают из фондов, сформированных за счет взносов работодателей и работающих лиц, правительственных субсидий.

Качественные изменения в социальном обеспечении в ближайшие годы будут происходить регулярно, правительство планирует внедрение инновационных техник, способов оптимизации работы.

Во исполнение указа Президента РФ от 7 мая 2012 года №606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»[33] развивается система социальной поддержки семей с детьми.

Например, в последние 5 лет приняты федеральные законы, предусматривающие:

— продление действия программы материнского (семейного) капитала до 31 декабря 2021 года;

— предоставление права направлять средства материнского (семейного) капитала на получение дошкольного образования ребёнком, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, не дожидаясь достижения им трёхлетнего возраста;

— средства материнского (семейного) капитала разрешено использовать на приобретение товаров и услуг для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

— предоставление семьям, среднедушевой доход которых не превышает полуторакратную величину прожиточного минимума трудоспособного населения, установленную в субъекте Федерации, ежемесячных выплат в связи с рождением (усыновлением) первого ребёнка и ежемесячных выплат в связи с рождением второго ребёнка за счёт средств материнского (семейного) капитала.

В 2015 и 2016 годах за счёт средств материнского (семейного) капитала производились единовременные выплаты на текущие расходы в размере 20 тысяч (в 2015 году) и 25 тысяч (в 2016 году) рублей.

В 2013 году была введена ежемесячная денежная выплата при рождении третьего ребёнка или последующих детей в размере прожиточного минимума ребёнка в субъектах Федерации, в которых сложилась неблагоприятная демографическая ситуация.

В 2017 году ежемесячная денежная выплата установлена в 67 субъектах Федерации. 50 субъектов Федерации получают софинансирование из федерального бюджета, 17 субъектов Федерации производят выплаты за счёт собственных средств.[34]

Средний размер ежемесячной денежной выплаты в настоящее время составляет 9828,5 рубля.

За последние 6 лет в России принято новое пенсионное законодательство, создана современная информационная система о пенсионных правах граждан.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2012 года №2524-р утверждена «Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы в Российской Федерации»[35].

В рамках реализации стратегии принят пакет законов по новому пенсионному законодательству. Этими законами определены параметры дальнейшего развития пенсионной системы с учётом демографических изменений в структуре населения. Предусмотрен механизм увеличения размера пенсии гражданам, выразившим намерение продолжать работать по достижении пенсионного возраста и принявшим решение отсрочить назначение пенсии. Определены меры, гарантирующие сохранность пенсионных накоплений.

Средний размер назначенных пенсий за 6 лет увеличился с 9041 рубля в 2012 году до 13 360 рублей в 2018 году.[36]

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»[37]. Федеральный закон направлен на создание качественно новой системы социального обслуживания. Федеральным законом №442-ФЗ определены новые подходы, основанные на усилении адресности в предоставлении социальных услуг и индивидуальной нуждаемости в конкретных социальных услугах.

Федеральным законом №442-ФЗ впервые установлена возможность получения гражданином социальные услуги, как в государственных, так и в негосударственных организациях социального обслуживания, в том числе у индивидуальных предпринимателей. Определены основы для государственной финансовой поддержки негосударственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания.

Новое законодательство позволяет негосударственным социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в социальной сфере, являться полноправными поставщиками социальных услуг и получать компенсационные выплаты из госбюджета.

Правовым механизмом привлечения негосударственных организаций к оказанию социальных услуг является выплата компенсации негосударственным поставщикам социальных услуг, включённым в реестр поставщиков социальных услуг субъекта Федерации, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа).

В результате работы по развитию негосударственного сектора в сфере социального обслуживания число негосударственных организаций социального обслуживания граждан выросло с 67 в 2013 году до 239 в 2017 году.[38]

За 6 лет в России усилены права застрахованных граждан на получение гарантированных государством пособий по обязательному социальному страхованию.

Увеличена продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за детьми-инвалидами, детьми, являющимися ВИЧ-инфицированными, и детьми с заболеваниями, связанными с поствакцинальным осложнением, при злокачественных новообразованиях, включая злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, в возрасте от 15 до 18 лет.

В целях обеспечения своевременной выплаты застрахованным лицам пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком расширен перечень случаев, при которых выплата пособий застрахованному лицу осуществляется непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования. Закреплена норма о выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребёнком территориальными органами Фонда социального страхования, в случае, когда в отношении организации проводятся процедуры банкротства.

В целях обеспечения гарантированного получения застрахованными лицами страховых выплат, правильности исчисления их размеров и выплаты в кратчайшие сроки, реализуется проект, предусматривающий назначение и выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию застрахованным лицам непосредственно территориальными органами Фонда социального страхования.

Обеспечены права граждан при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Определён порядок исчисления страховых выплат в случае отсутствия документов о заработке застрахованного лица. Конкретизированы положения, связанные со страхованием физических лиц, выполняющих работу на основании гражданско-правового договора. Унифицированы правовые нормы в сфере обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с нормами других видов обязательного социального страхования, регулирующими аналогичные правоотношения.

Определены виды подлежащих оплате страховщиком дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию физических лиц, осуждённых к лишению свободы и привлекаемых к труду страхователем.

С 1 января 2018 года в соответствии с положениями Федерального закона от 29 декабря 2015 года №388-ФЗ[39] и Постановления Правительства РФ от 14 февраля 2017 года №181[40] начала работать Единая государственная информационная система социального обеспечения (ЕГИССО). ЕГИССО позволит обеспечить внедрение в сфере социальной помощи принципов адресности и нуждаемости, более точно планировать расходы бюджетов разных уровней на выполнение социальных обязательств, исключить дублирование мер социальной поддержки, оптимизировать процесс администрирования социальной поддержки, учёта льготных категорий граждан, обеспечит наилучший контроль в социальной сфере.

Создана независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги (в сферах культуры, социального обслуживания, охраны здоровья, образования), которая призвана стать важным элементом системы экономического и материального стимулирования бюджетных организаций.

За 2015–2018 годы независимая оценка качества проведена в отношении более чем 128 тысяч организаций социальной сферы.  Государственные и муниципальные организации социальной сферы, подлежащие независимой оценке, охвачены такой оценкой в полном объёме.[41]

В регионах сложилась практика учёта результатов независимой оценки качества для улучшения деятельности организаций социальной сферы. В первую очередь — это обеспечение доступности социальных учреждений для инвалидов и других маломобильных групп населения, внедрение новых форм работы библиотек, музеев, улучшение работы регистратур в поликлиниках, внедрение программ индивидуальной работы с учащимися в образовательных учреждениях и другие.

За последние 6 лет в России основательно дополнено и изменено законодательство, затрагивающее права инвалидов.

В 2017 году Российская Федерация подвела итоги пятилетней работы по выполнению Конвенции ООН о правах инвалидов, которая была ратифицирована в 2012 году.

За последние 6 лет российское законодательство в этой сфере дополнено в целях реализации идей безбарьерной среды, инклюзивности и разумного приспособления. Существенно дополнено законодательство, затрагивающее права инвалидов в важных сферах жизнедеятельности – в образовании, культуре, на транспорте, в спорте, а также в сфере трудовой занятости инвалидов.

Изменения в духе Конвенции внесены более чем в 40 федеральных и 750 региональных законов, в 2,5 тысячи административных регламентов предоставления государственных услуг.[42]

С 2016 года начата реализация действий и в негосударственном секторе экономики.

По государственной программе «Доступная среда» при участии общественных организаций инвалидов идёт приспособление наиболее востребованных инвалидами и маломобильными группами населения объектов в сферах здравоохранения, социальной защиты, спорта и физической культуры, информации и связи, культуры, на транспорте, в образовании.

Выработан механизм создания адресно оборудованных (оснащённых) рабочих мест для инвалидов.

Ежегодно с 2013 года создаётся не менее 14,2 тысяч специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Всего за счёт федерального бюджета с 2013 по 2015 год создано 44,2 тысячи специально оборудованных рабочих мест.[43]

Создание инфраструктуры, необходимой для беспрепятственного доступа инвалидов к специальным рабочим местам, позволило увеличить количество оборудованных (оснащённых) рабочих мест, на которые трудоустроены инвалиды-колясочники, в 6,5 раза.

В 2017 году Правительством утвержден план мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-22020 годы. Основные направления плана мероприятий предусматривают совершенствование механизма контроля за трудоустройством инвалидов на квотируемые рабочие места, повышение эффективности работы органов службы занятости, создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов.

В соответствии с Планом принят Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №476-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»[44] по организации содействия занятости инвалидов.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №476-ФЗ предусматривает:

— инициативный характер деятельности органов службы занятости в отношении инвалидов при их согласии (такое согласие инвалид может дать при освидетельствовании или в личном кабинете федерального реестра инвалидов);

— услугу по организации сопровождения при содействии занятости инвалида;

— оказание индивидуальной помощи незанятому инвалиду (в том числе в формировании пути его передвижения до места работы и обратно);

— организацию взаимодействия незанятого инвалида с работодателем.

Федеральный закон от 29 декабря 2017 года №476-ФЗ предусматривает выделение при необходимости наставника инвалиду и оказание методической помощи работодателю со стороны служб занятости.

Начиная с 2017 года субъекты Федерации приступили к реализации региональных программ сопровождения инвалидов молодого возраста при трудоустройстве.

С 1 января 2017 года введена в эксплуатацию федеральная государственная информационная система – федеральный реестр инвалидов.

В Реестре каждому инвалиду предоставлен доступ к «личному кабинету», в котором отражается информация обо всех денежных выплатах и других мерах социальной поддержки инвалида, о ходе реализации его индивидуальной программы реабилитации или абилитации. Через «личный кабинет» можно получить государственные услуги в электронной форме, оставить отзыв об их качестве и при необходимости подать жалобу.

Принципиально новым направлением работы по реализации доступности услуг стало развитие с 2019 года диспетчерских пунктов связи для инвалидов по слуху. Людям оказывается активное содействие по поводу обращения к экстренным службам, регистрации заявок на прием к врачу.


2

или напишите нам прямо сейчас

Написать в WhatsApp

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту [email protected]дцо.рф