Содержание
Введение.
Глава 1. Теоретические основы проблемы заинтересованности педагога ДМШ и родителей в успешной музыкальной деятельности ребенка (на примере занятий в классе баяна)
1.1. Диалогическое взаимодействие педагога ДМШ и родителей как фактор заинтересованности в успешной музыкальной деятельности ребенка.
1.2. Методы и приемы обучения в классе баяна для достижения успешной музыкальной деятельности ребенка.
1.3. Педагогические условия организации успешной музыкальной деятельности ребенка в ДМШ и в семье.
Выводы по первой главе.
Глава 2. Опытная работа по проверке эффективности педагогических условий организации успешной музыкальной деятельности ребенка на основе диалогического взаимодействия педагога ДМШ и родителей (на примере занятий в классе баяна)
2.1. Цель, задачи, диагностический аппарат исследования.
2.2. Проверка эффективности педагогических условий организации успешной музыкальной деятельности ребенка на основе диалогического взаимодействия педагога ДМШ и родителей (на примере занятий в классе баяна)
2.3. Основные результаты исследования.
Выводы по второй главе.
Заключение.
Библиографический список.
Введение
Актуальность исследования. У Б.В. Асафьева есть замечательное высказывание о том, что музыка – это «и искусство, и наука, и язык, и игра». Если мы позволим себе дополнить это выказывание, то обнаружим, что элементы музыки присутствуют во многих видах человеческой деятельности. Часто говорят о музыкальности линии художественного полотна, архитектурного сооружения и даже физической формулы. По словам известного методиста Г. Когана «физик Эйнштейн и художник Энгр хорошо играли на скрипке; первый из них утверждал, что Достоевский и музыка дали ему для его работы больше, чем все специальные труды по математике и физике, больше, чем Гаусс».
Тезис о необходимости всеобщего музыкального образования выдвинут давно, но большинство родителей недооценивают значение музыкальных занятий для развития детей. Еще с эмоциональным воспитание музыкой как-то соглашаются, но часто упускают из виду ее колоссальную роль в интеллектуальном развитии человека. Ведь даже маленькому ребенку для того, чтобы воспроизвести простую нотную запись, необходимо одновременно прочитать ритмический и звуковысотный рисунок (да еще на двух нотоносцах сразу!), следить за правильными пальцами, фразировкой и т.д.. А при игре на баяне все эти задачи во много раз усложняются из-за различий в строении клавиатур, сложности ведения меха. И о какой бы карьере для своего ребенка не мечтали родители, какую бы профессию он в будущем не избрал сам, музыкальные занятия принесут неоценимую пользу.
Главная цель музыкальной педагогики – так ввести ребенка в мир музыки, чтобы она стала частью его жизни, а не осталась лишь неприятным эпизодом его детства.
Важность проблемы приобщения детей и родителей к игре на баяне, обусловлена необходимостью осмысления игры на баяне как фактора, приобщение к которому, с одной стороны, будет содействовать раскрытию таланта и способностей ученика, повышению уровня его мотивации к занятиям музыкой, с другой стороны, обеспечит совершенствование родителей к игре на баяне, а объединение сферы интересов и досуга всей семьи будет способствовать музыкальной образованности и духовному росту ребенка. Игра на баяне напрямую взаимодействует с духовным миром субъекта, следовательно, актуальным становится использование в образовательно-воспитательных целях педагогического потенциала этого вида творческой деятельности.
Игра на баяне имеет давние традиции в истории отечественного музыкального образования. Эта форма освоения, сохранения и производства общечеловеческих художественных ценностей издавна и по сей день выполняет свою высокую миссию – способствует приобщению широких масс публики к миру музыкального искусства, к его художественно-эстетическому, личностно-развивающему, социально-коммуникативному. семейно-ценностному и образовательно-воспитательному потенциалу. Годы жизни, когда ребенок получает общее образование – это те годы, когда культурные и духовные ценности могут быть усвоены личностью как собственные и не окажутся для нее внешними и непрочными. Эта тонкая и сложная задача может быть успешно решена в союзе семьи и образовательного учреждения.
Развитие средств массовой коммуникации сделали звучание музыки легкодоступным и обыденным. Отпала необходимость умения игры на инструменте как непременное условие существования музыкального произведения и обогащения с его помощью эмоционально-чувственной атмосферы человеческой жизни. Помимо этого, музыкальное образование перестало отождествляться с элитарностью и рассматривается современной семьей как показатель общей воспитанности и как фактор социальной и личностной успешности ребенка, независимо от будущего выбора им своего профессионального пути.
В процессе изучение феномена игры на баяне нами было выявлены противоречия:
— между общественной потребностью в приобщении к ценностям музыкального искусства посредством любительского исполнительства и неразвитостью системы воспитания музыканта-любителя;
— между признанием целесообразности развития семейного музицирования на баяне, на базе учреждений дополнительного образования и недостаточной разработанностью в образовательной практике процесса этих учреждений способов организации совместной семейной деятельности в области музыкального исполнительства;
— между признанием роли совместного семейного музицирования на баяне в укреплении взаимопонимания родителей и детей по поводу ценности музыкального образования и общения с музыкальным искусством и практически полным отсутствием в бытовой практике семьи этого вида творческой деятельности.
Проблема исследования. Указанные противоречия позволили определить проблему исследования, суть которой заключается в поиске путей формирования мотивации к обучению игре на баяне у учеников в ДМШ.
Обозначенные проблемы определяют актуальность темынастоящей работы – «Проблема заинтересованности педагога ДМШ и родителей в успешности музыкальной деятельности ребенка».
Цель исследования – определить и проверить эффективность педагогических условий, направленных на заинтересованность педагога ДМШ и родителей в успешности музыкальной деятельности ребенка(на примере занятий в классе баяна).
Задачи исследования:
- Дать теоретическое обоснование проблеме взаимодействия педагогов и родителей по созданию условий для успешной музыкальной деятельности ребенка, определить основные направления работы в этом направлении;
- Определить пути активизации познавательного интереса музыкальной деятельности ребенка в классе баяна;
- Вывить и проверить эффективность педагогических условий, направленных на заинтересованность педагога ДМШ и родителей в успешности музыкальной деятельности ребенка (на примере занятий в классе баяна).
Объект исследования – музыкально-образовательный процесс в ДМШ.
Предмет исследования – педагогические условия, направленные на успешность музыкальной деятельности ребенкав классе баяна и заинтересованность в ней педагога ДМШ и родителей.
Гипотеза исследования. Возможность решения проблемы заинтересованности педагога ДМШ и родителей в успешной музыкальной деятельности ребенка в классе баяна связана с осуществлением следующих педагогических условий:
— диалогическим взаимодействием педагога ДМШ и родителей: (оказание помощи в выполнении домашнего задания, посещение концертных выступлений ребенка, открытых уроков, совместного музицирования и др.);
— развитием музыкально-познавательного интереса ребенка на основе применения стимулирующих методов, приемов эмоциональной настройки на восприятие музыки, проблемно-поисковых, ролевых и сюжетных игровых методов, выполнения творческих заданий и др.;
— активизацией мотивации к музыкальной деятельности и формированием адекватной самооценки личности ребенка на основе единой мировоззренческой позиции у педагога и родителей на музыкальное образование и воспитание.
База исследования – Ижемская ДШИ.
Структура исследования: работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Глава 1. Теоретические основы проблемы заинтересованности педагога ДМШ и родителей в успешной музыкальной деятельности ребенка (на примере занятий в классе баяна)
1.1. Диалогическое взаимодействие педагога ДМШ и родителей как фактор заинтересованности в успешной музыкальной деятельности ребенка
В настоящее время выбор учреждений в системе дополнительного образования детей чрезвычайно велик. Повсеместно появляются новые развивающие детские образовательные центры в сфере искусства, такие как танцевальные, художественные, театральные, музыкальные школы и школы искусств. Задачами таких центров являются — обогащение музыкально-культурного кругозора и начальное профессиональное ориентирования детей, воспитание навыков исполнительства, развитие творческих направлений в воспитании детей. Главным преимуществом таких центров является индивидуально-личностный подход к каждому ребенку [1].
Однако проблемы обучения в музыкальных школах и школах искусств, безусловно, возникают, и они обусловлены новыми тенденциями в жизни современного человека (среди них – обилие информации, которая приводит не только к нарушению психоэмоционального состояния общества, появлению негативных поведенческих реакций, но и к высокому уровню занятости взрослого (работа, образование, досуг), а за ним и детского населения (репетиторские занятия, физическое и эстетическое развитие и т.д.).
Одной из таких проблем является высокий процент отчисления детей из числа учащихся детской музыкальной школы. Особенно этот показатель высок на начальном этапе. Причины этого явления могут быть самыми разными: связанные с низким уровнем музыкальных задатков ребенка (когда занятия музыкой могут быть чрезвычайно сложны и трудоемки, что по силам выдержать только ребенку с развитыми волевыми качествами и при поддержке его родителей), с психологической несовместимостью учащегося и педагога (нет продуктивного «контакта» учащегося с педагогами по предметам музыкальной школы), с социальными причинами (переезд семьи, невозможность приводить маленького ребенка и т.д.), с эмоционально-интеллектуальной перегрузкой ребенка (когда музыкальная школа, наряду с множеством других развивающих и обучающих занятий становится тяжелым «бременем»), с устаревшими методиками преподавания (многие педагоги, предпочитая традиционное обучение, которое было основным и успешным в 1980-е годы, не могут перестроиться на запросы современного общества) и другие причины.
Используя накопленный опыт и теоретические знания в области музыкального образования и воспитания, предлагаем наметить пути решения вопроса в следующих направлениях:
1.Применение в процессе музыкальных занятий инновационных технологий педагогического воздействия, которые способны развивать мотивацию у детей, поддерживая интерес к данному виду занятий.
2.Взаимодействие педагога-музыканта с семьей учащегося, основанное на организации учебно-воспитательного и музыкально-образовательного процесса в детской музыкальной школе. Значимость данного аспекта сложно переоценить, поскольку социальные и культурные основы в воспитании ребенка закладывает, в первую очередь, семья. К сожалению, в настоящее время педагог может столкнуться с «непростой» семейной ситуацией ребенка, в которой происходят конфликтные, недоверчивые отношения между ребенком и его родителями. Многие подобные сложности детерминированы проблемами современного общества. Гармоничным взаимоотношениям детей и родителей мешают постоянная занятость родителей (домашними делами, работой, нежелание вникать в разнообразные проблемы детей и т.п.), кроме того, понять своих детей зачастую мешает разница в возрасте, в частности «высота взрослого» [1].
Взаимодействие — это совокупное влияние двух или более независимых переменных на взаимодействие зависимых переменных. При изучении влияния переменных на практике индивидуальный эффект каждого из них не может объяснить общее изменение. Поэтому в таких случаях рекомендуется использовать статистический тест, такой как анализ переменной композиции, для оценки эффекта взаимодействия переменных, а также фактического эффекта каждой из них.
В философии Канта взаимодействие представлено как категория отношений, которые создают единство объектов и процессов чувственного мира. В кейбализме, в философии Лейбница и Лотца взаимодействие понимается метафизически. В психологии взаимодействие — это взаимодействие души и тела, разума и тела. Согласно гипотезе «двойная причина — двойное следствие» (принадлежащей К. Штумфу и Э. Бехеру) [39, c. 7], каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную — физическую и психическую — причину и, соответственно, следствие. Эта гипотеза обладает преимуществом теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретических затруднений. Ее сторонниками являются Э. Гартман, У. Джемс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль [33, c. 8].
Взаимодействие — это взаимодействие вещей, в результате которого отражаются их «свойства» — внутренние свойства системы. В этом смысле Энгельс определил взаимодействие как основную причину всего, что существует, без чего нет других определяющих свойств. В любой целой системе взаимодействие является отражением свойств тел друг друга, в результате чего они могут изменяться.
Многие родители стараются механически внедрять и приумножать формы, методы и средства воспитания, которые преобладали и формировались в их семьях в детстве, повторяя педагогику своих родителей, без учета меняющихся условий воспитания, уровня развития современных детей.
При работе с детьми педагогу-музыканту необходимо учитывать данные сложности, возникающие в различных семьях, и опираться на слова известного отечественного педагога И.П. Подласого: «При хорошо организованной совместной деятельности школа и семья становятся действительными партнерами в воспитании детей, где каждый имеет вполне определенные задачи и выполняет свою часть работы» [50, с.41].Отношение ребенка и семьи к музыкальным занятиям, зачастую, осложнены специфическими особенностями музыкальной школы, которые заключаются в том, что обучение музыкальному искусству подразумевает регулярную выработку определенного навыка (в игре на инструменте, сольфеджио, вокале и т.д.). Этот факт приводит к возникновению проблемы систематического выполнения домашнего задания, формирующего данный навык. К сожалению, многие родители, не понимая специфику обучения музыкальному искусству, относятся к музыкальной школе поверхностно, как «к кружку» или «секции», где ребенок проводит свое свободное время, но при этом не затрачивает усилий в домашней работе.
Учитывая данные положительные аспекты, многие семьи привлекают своих детей к обучению в музыкальной школе. С точки зрения реализации музыкально-образовательной стратегии с задействованием потенциала учреждения дополнительного музыкального образования со стороны семьи предполагается адекватная диагностика задатков ребенка, способностей, возможностей, личностных особенностей, интерес к осмыслению ближайших и отдаленных перспектив получения ребенком музыкального образования, определения уровня притязаний, выбор музыкально-образовательного учреждения. Кроме того, на этапе первоначального погружения в систематические музыкальные занятия ребенку нужна помощь в установлении контакта с педагогом, в освоение нового распорядка дня, включающего в себя выполнение домашних заданий, нужна поддержка при первых успехах и неудачах, наблюдение за психологическим и физическим состоянием ребенка, предупреждений ситуаций эмоционального дискомфорта [4].
Воспитание — это одно из действий, чтобы изменить человека или группу людей. Это изменяющая опыт деятельность, направленная на изменение психологического состояния, мировоззрения и сознания, знаний и методов действия, личностной и ценностной ориентации учащихся. Образование раскрывает уникальность учителя в определении цели и места ученика. В этом случае учитель учитывает единство природных, генетических, психологических и социальных ценностей учащихся, а также их возраст и условия жизни.
Особенности методики обучения Караковский В.А. это объясняет гуманистической направленностью, направленной на формирование «разумных, добрых, вечных» общечеловеческих ценностей, которые развивались веками [стр. 35, 77]. В связи с этим школа отказалась от «фронтальных» методов обучения (воспитание, выговор, наказание, попечительство и т. д.) и дополнила школу такими методами взаимодействия, как диалог, сотрудничество, партнерство, совместное творчество, условия обучения, творческие условия, условия выбора, прогресс, условия успеха.
Главную роль в становлении личности человека, по мнению Г.К. Селевко, играют процессы саморазвития [55, c. 114].
Селевко Г.К. отмечает, что цель обучения должна быть сформулирована следующим образом: воспитать инициативного, активного, независимого гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и человека, который квалифицирован в своей профессиональной деятельности, способен постоянно улучшать свою жизнь [55, с. 114].
Основным компонентом образовательного контента являются знания и навыки, которые позволяют ребенку целенаправленно и эффективно работать над самопознанием, самоутверждением и самореализацией своей личности.
Изменения в современном социальном положении детей заставляют педагогов по-новому понимать цели образовательной деятельности, искать гармоничное, оптимальное сочетание социализации и индивидуализации детей в образовательном процессе.
Диалог сам по себе требует достаточно высокого уровня интеллектуального и эмоционального развития, но стремление к диалогу является общей естественной чертой человека. Действительно, ребёнок говорит и с неодушевленными предметами, часами беседует с плюшевым мишкой, отвечая и за него. Это философская история, как диалог с самим собой. Важно только поддерживать и развивать эту способность. В этих диалогах нет ничего правильного или неправильного — есть разные мнения, есть личное восприятие жизни. Даже если учитель и ученик, известный ученый и подросток являются участниками диалога.
Согласно М.М. Бахтину, диалог в своём универсальном философском значении может быть понят как формат познания и существования, в котором постигается человек и его бытие [15, c. 91].
Проблема изучения диалога как культурного феномена изучается в разных аспектах философами, культурологами, литературоведами, социологами, психологами, педагогами и специалистами других сфер. В историю человечества ещё с Древнего мира вошли известные диалоги Сократа и Платона, диалоги в Афинских мусических школах, беседы Конфуция с учениками и др. Смыслопорождающий диалог в философии трансформировался в такие методы воспитания и обучения, как беседы о мире и нравственности (Я. А. Коменский (ХVII в.), И.Г. Песталоцци (ХVIII в.), Л.Н. Толстой, К. Д. Ушинский (ХIX в.), А.С. Макаренко, В. А. Сухомлинский (ХX в.) и др.); в XX и XXI вв. – диалектический метод обучения, метод проблемного обучения, технологию критического мышления и другие образовательные технологии [16, 20, 22].
Диалог в науке — это форма прогрессивного и ускоренного развития познавательного процесса, при котором достижение желаемого результата в той или иной степени отличается, но через взаимодействие неконкурентных подходов. В то же время взаимодействие представляет собой отношения искателей, которые по своей природе являются переносимым товарным движением, которое гарантирует, что различные действия дают лучшие результаты или обеспечивают более важные и оперативные предпосылки для последующих таких действий.
Наиболее полное решение проблемы формирования диалогического взаимодействия в образовательном процессе, связанного с переходом на образовательную парадигму нового времени представлено в монографии Курилович М. А. [1].
Особый вклад в разработку взаимодействия как научной категориивносят исследования Коротаевой Е.В. [23, c. 93]. Автор рассматривает педагогическое взаимодействие как разностороннее явление. Результативность диалогического взаимодействия в образовательной организации зависит от целой совокупности факторов: цели и предмета высказываний, межличностных отношений субъектов взаимодействия, их компетентности в обсуждаемых вопросах, конкретной ситуации общения [35].
Таким образом, диалогическое взаимодействие — это формирование сложной интегративной системы, которая включает в себя такие компоненты, как развитие ориентированных на диалог информационных предметов; овладение ценными навыками и овладение системой позитивного отношения к диалогу, а также воспитание внутренней личностной культуры личности, которая позволяет каждому человеку совершенствоваться и совершенствоваться. Посредством диалога создается оптимальный психологический режим для полноценного и открытого общения между людьми.
Впервые о необходимости взаимодействия педагогов и родителей в конце XIX века заговорили выдающиеся отечественные педагоги: Каптерев П.Ф., Крупская Н.К., Лесгафт П.Ф., Ушинский К.Д. и др. [1; 2; 3]. Основатель оригинальной теории семейного воспитания, Лесгафт П.Ф. в своих работах обращал внимание на то, что лучшей средой для маленького ребенка является семья, существование детских садов — неизбежность и необходимость для детей, лишенных родительского попечения и заботы [2]. По мнению Лесгафта П.Ф. и родители, и педагоги должны сохранить ценнейшие качества ребенка: «впечатлительность ко всему окружающему, самодеятельность, отзывчивость, искренность, правдивость, интерес к познанию» и др. Он писал: «Все это возможно только тогда, когда при воспитании ребенка не преследуется определенная тенденция, не ломают ребенка системою, не предупреждается всякий его почин…» [2]. Автор призывал к изменению воспитательной работы в детских садах, актуально звучат его слова о «рутинных педагогических приемах».
Нельзя не согласиться с мнением Блонского П.П. о том, что родители являются первыми воспитателями своих детей, и поэтому семейное воспитание необходимо начинать с них [5]. Шацкий С.Т. писал о необходимости развития серьезной педагогической пропаганды среди населения, которая должна была способствовать оказанию помощи в деле массового воспитания детей [6, с. 122-152]. Великий русский педагог Макаренко А.С. рассматривал семью как трудовой коллектив, который будет взаимодействовать по вопросам воспитания с коллективом учителей и учащихся [7, с. 73-76].
Идеи взаимодействия семейного и общественного воспитания развивались в работах Сухомлинского В.А., в частности, он писал: «Безактивного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного обогащения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка общества, невозможна школа как важнейшее учебно-воспитательное учреждение и невозможен моральный прогресс общества» [8, с. 11-12]. Поэтому, подчеркивал он, задачи воспитания могут быть успешно решены в том случае, если школа поддерживает связь с семьей, если между воспитателями и родителями установились отношения доверия и сотрудничества. Это утверждение особенно важно для нашего исследования. Педагоги могут добиться позитивных результатов только в сотрудничестве с семьей. Путь к успеху — единство целей и задач семьи и детского сада.
По мнению педагогов-практиков: Арнаутовой Е.П., Алямовской В.Г., Бабкиной Н.Л., Глушковой Г.В., Голенковой И.В., Дубровой В.П., Данк Лан Фыонг, Дрезниной М.Г., Данилиной Т.А., Зверевой О.Л., Куревиной О.А., Огородновой О.В., Свирской Л.В. и др. наиболее распространенными причинами сложности работы с семьей являются [8]:
— низкий уровень социально-психологической культуры участников взаимодействия (родителей и опекунов);
— родители не понимают внутренний смысл образования и важность его формирования личности;
— недостаточное использование метода педагогического проектирования образовательного процесса, позволяющего объединить родителей и учителей, создать среду, побуждающую их вступать в диалог и обсуждать актуальные вопросы;
— отсутствие «педагогической рефлексии» родителей и педагогов;
— воспитатели н е понимают, чт о при опреде лении содержания, фо рм и мето дов работы ДМ Ш с сем ьей речь ид ет не о музыкальном учреж дении, а о семье, родит елях, роли социал ьного заказчика;
— недоста точная осведомленность родит елей об особен ностях жизни и работы дет ей в ДМ Ш, педагогов — о б условиях и особенностях семей ного воспитания кажд ого ребенка;
— отсут ствие у родит елей возможности познако миться с деятель ностью ребенка в ДМШ, сти лем общения педа гога с дет ьми и вовл ечь в жиз нь группы в любое удоб ное для родит елей время;
— консер ватизм родительского стат уса ученика;
— отнош ение воспитателей органи заций ДМШ к родителям н е только ка к субъект образова тельной деятельности, н о и ка к объект;
— стерео типное отношение педаг огов к необход имости предоставления родит елям научных, психо лого-педагогических зна ний о ребе нке и ег о воспитании, а не «обыде нных».
Ученые отме чают, что отчуж дение учителей и родителей связ ано с формиро ванием процесса взаимод ействия учителей и родителей.
В настоящее вре мя существуют раз ные подходы к толкованию терм ина «виды музыка льной деятельности учащ ихся на уро ках музыки» в теории и практике музыка льного образования. Ес ли говорить о традициях росси йской педагогики музыка льного образования, т о виды музыка льной деятельности учен иков включают в себя прослуш ивание музыки, пен ие в хо ре, игру н а музыкальных инстру ментах, движение к музыке, детс кую импровизацию и композиционную муз ыку (детская муз ыка). Конкретные ви ды музыкальной деятел ьности, выполняемые учени ками на уро ках музыки, в дополнение к прослушиванию муз ыки, являются ка к типами испол нения, так и композицией.
Музыка льная деятельность школь ников, в то м числе, млад ших школьников, рассматр ивалась в тру дах многих педаг огов-музыкантов –Асаф ьева Б.В., ЯворскогоБ.Л., Шац кой В.Н., АпраксинойО.А., Кабале вского Д.Б., АбдуллинаЭ.Б., Али ева Ю.Б., ДмитриевойЛ.Г., Черноив аненко Н.М., ШколярЛ.В. и других [11].
П о словам учё ных, музыкальная деятел ьность на протя жении жизни мож ет расцениваться ка к стимулирующие когнит ивные упражнения, дела ющие мозг бол ее подготовленным и приспособленным к проблемам стар ения. Поскольку обуч ение игре н а музыкальных инстру ментах требует многол етнего опыта, эт а деятельность мож ет создавать альтерн ативные связи с мозгом, кото рые могут компенс ировать ухудшение когнит ивных способностей. Н е нужно забы вать, что музыка льное образование н е только мен яет психику чело века, но так же влияет н а здоровье чело века и наиб олее ценные аспе кты человеческой жиз ни. Это нов ый звук жиз ни и иг ры на музыка льном инструменте, кото рый может ста ть важным шаг ом в здор овье ребенка.
Лей тес Н.С. отмечает, чт о, чем силь нее привлекает ребе нка какая-ниб удь деятельность, те м больше о н занимается е ю, а эт о, несомненно, способ ствует развитию у него нуж ных способностей [13]. В свою очер едь, склонность к той ил и иной деятел ьности поддерживается успешн остью ее выпол нения; большее удовлет ворение дает т а деятельность, к которой ребе нок более спос обен. Итак, способ ности обнаруживаются в процессе овлад ения деятельностью, в бездействии ж е способности утрачи ваются. Психолог Юрке вич В.С., посвятивший мно го лет раб оте с одаре нными детьми, опир аясь на собств енный опыт, испол ьзуя отечественную и зарубежную литер атуру, указывает, чт о не люб ая деятельность разви вает способности, а только т а деятельность, в процессе кото рой возникают положит ельные эмоции, кото рые вызывают собств енную познавательную потреб ность [17]. Она характер изуется выраженным чувс твом удовольствия о т работы. Ес ть радость о т работы — зада тки развиваются, не т радости — способ ностей не буд ет.
Таким обра зом, успешная музыка льная деятельность учащ ихся — это общепедаг огический успех, эт о неравнодушное отнош ение всех педаг огов, соучастие и сопричастность к о всему, чт о способствует эффекти вности учебно-воспитат ельного процесса.
Обща ясь с дет ьми на музыка льных занятиях, воспит атель и педа гог лучше узн ают каждого учен ика, скорее нахо дят к не му нужный под ход, вовремя обнару живают и да ют толчок разв итию музыкальных способ ностей.
1.2. Методы и приемы обуч ения в кла ссе баяна дл я достижения успе шной музыкальной деятел ьностиребенка
Сре ди педагогов-музык антов путь к целесообразным игро вым движениям чер ез слуховой компо нент является попул ярным. Это связ ано с ег о определяющим мес том в музыка льном творчестве, несм отря на зависи мость реализации слух овых представлений о т качества игро вых движений и эффективности управ ления ими.
Тео рия об анал изе особенностей мыслит ельной деятельности, резул ьтаты исследований в области «общ ей теории формир ования умственных дейс твий» (Гальперин П. Я. Психо логия мышления и учение о поэтапном формир овании умственных дейс твий) [20]раскрывают особен ности протекания проц есса управления игро выми действиями пр и слуховом конт роле.
Большой вкл ад в объяс нение анатомической и физиологической сто рон двигательных проце ссов внесли ря д крупнейших физ иологов: И.М. Сече нов, И.П. Павлов, Н.А. Бернш тейн, П.К. Анохин, В.Л. Зинч енко, А.В. Запорожец и др. [21].
Двигат ельная функция – осно вная функция чело века. На протя жении многих ле т ученые пыта лись определить знач ение движения и научно обосн овать двигател ьный процесс (И.М. Сече нов) [5]. И.М. Сеченов впер вые отметил ро ль мышечно-двигат ельных факторов в слуховом предста влении музыки. О н писал: «Я не в силах мысл енно пропеть се бе одними звук ами песни, а пою все гда мышцами» [5,с. 65]. В сво ем труде «Рефл ексы головного моз га» И. Сече нов обосновал рефлек торную природу произв ольных движений чело века и раск рыл роль мыше чной чувствительности в управлении движе ниями в простр анстве и в о времени, е е связь с о зрительными и слуховыми ощуще ниями. Он пола гал, что люб ой рефлекторный ак т заканчивается движе нием. Произвольные движ ения всегда име ют мотив, следова тельно, сначала появл яется мысль, а затем – движ ение.
Правильность игро вых движений провер яется звуковым резуль татом. Ученик вслуши вается в звуч ание гамм, упраж нений, этюдов, пь ес, играет осмыс ленно и вырази тельно. Опора н а слуховые предста вления воспитывает в ученике, уме ние опираться в игре н а слух, а не тол ько на зрите льную и мыше чную память. Трудн ость на дан ном этапе предст авляет и коорди нация между движе ниями рук и пальцев, а также выраб отка координации меж ду слуховой сфе рой и слож ными движениями, та к как каж дое движение вопло щает определенную музыка льную задачу. Поэт ому нельзя науч ить разнообразным двигат ельным навыкам, н е связывая и х с реал ьной музыкой. Чт о подтверждает прин цип учить муз ыке, а н е движениям.
Несм отря на т о, что музык ально-игровые движ ения не явля ются безусловными, естеств енными для аппа рата, нужно стрем иться к своб оде, гибкости, расши рять двигательные способ ности. Все зави сит от индивид уальных особенностей орган изма музыканта, взаимод ействия двигательных и психических проце ссов (музыка – сфе ра духовных дейс твий), от темпер амента, быстроты реак ции, природной координир ованности.
В отли чие от скрип ачей, вокалистов, кото рые тратят мно го лет н а постановку ру к, голосового аппа рата, баянисты заним аются постановкой оче нь мало. Н о правильная поста новка игрового аппа рата на начал ьном этапе обуч ения очень важ на, ведь о т нее зави сит возможность выра зить в испол нении художественный замы сел. Постановка баян иста состоит и з трех компон ентов: посадки, поста новки инструмента, полож ения рук.
Пр и работе на д посадкой след ует учесть и характер исполн яемого произведения, и психологические особен ности, а так же анатомо-физиолог ические данные музык анта, особенно учен ика (рост, дли на и стро ение рук, но г, корпуса).
Прави льная посадка так ова, что кор пус тела усто йчив, не стес няет движения ру к, определяет собран ность музыканта, созд ает эмоциональную настрое нность. Правильной счита ется та поса дка, которая удо бна и созд ает максимальную своб оду действий исполн ителя, устойчивость инстру мента. Конечно, рацион альная установка инстру мента еще н е все, н о баянист и инструмент дол жны быть еди ным художественным орган измом.
В исполнит ельских движениях баян иста участвует вс е тело: и дифференцированное движ ение обеих ру к, и дыха ние (во вре мя исполнения нуж но следить з а ритмичностью дыха ния, т.к. физическое напря жение неизбежно вед ет к наруш ению ритма дыха ния).
Вследствие констру ктивных особенностей дл я извлечения зву ка требуются дв а движения – нажа тие клавиши и ведение ме ха. Каждая Шко ла игры н а баяне, уче бно-методические посо бия говорят о взаимосвязи веде ния меха и звучания, ег о громкости. Н о опыт показ ывает, что у начинающих баяни стов существует оши бка, когда он и сильным нажа тием клавиши пыта ются достичь боль шего звучания бе з соответствующего веде ния меха, чт о приводит к закрепощению игро вого аппарата и сказывается н а общем психолог ическом состоянии орган изма. Для прави льной организации игро вого аппарата м ы должны име ть в ви ду эту взаимо связь. Преимущество бая на в то м, что независ имость звучания о т силы наж има клавиши экон омит силы музык анта. Большое знач ение в разв итии исполнительских навы ков имеет та к называемое «мыше чное чувство». Эт о ощущения, возник ающие при раздра жении мышц и связок, приним ающих участие в осуществлении певче ских или игро вых движений. О связи музык ально-слуховых пред ставлений с неслуховыми гово рит Б.М. Теплов, отме чая, что он и (слуховые) обязат ельно включают в себя зрите льные, двигательные моме нты и явля ются необходимыми, «ког да требуется произв ольным усилием вызв ать и удер жать музыкальное предста вление» [6, с. 255].
Физиолог ическая наука дока зала, что, основы ваясь на взаимод ействии слуховых и двигательных предста влений, каждый ви д музыкальной деятел ьности позволяет наме тить мысленную прое кцию исполнения музыка льного материала. «Чело век, умеющий пе ть, – писал Сече нов, – знает, ка к известно, напе ред, то ес ть ранее моме нта образования зву ка, как ем у поставить мыш цы, управляющие голо сом, чтобы прив ести определенный и заранее назнач енный музыкальный то н» [5; 52–53]. По дан ным психологии, у музыкантов з а возбуждением слухо вого нерва след ует ответная реак ция и голос овых связок, и пальцевых мы шц. Не случ айно Ф. Ли пс советует баяни стам (и н е только и м) чаще слуш ать певцов. Фра зы, исполненные челове ческим голосом, зву чат естественно и выразительно. Так же очень поле зно пропевать те мы музыкальных произв едений для то го, чтобы опред елить правильную, логи чную фразировку [2].
В музыкальной педаг огике методы музыка льного образования рассматр иваются как спос обы организации изуч ения содержания те мы, соответствующей цел ям и зада чам педагогического проц есса (Е.Б. Абдуллин).
Мет оды музыкального образо вания можно опред елить как сист ему взаимодействия учит еля и ребе нка, направленную н а овладение духо вно-нравственным потенц иалом музыки и достижение цел ей музыкального образо вания.
Такие мет оды в общ ей педагогике, шир око используются в музыкальном воспи тании детей, классифи цируются по дидакти ческим целям п о источникам образо вания (визуальное, уст ное и практи ческое), характеру познава тельной деятельности (объясни тельная, иллюстративная, репроду ктивная, игровая), (мет оды, способствующие закреп лению, усвоению и совершенствованию зна ний). Однако след ует отметить, чт о общие дидакти ческие методы музыка льного образования име ют свои особен ности в зависи мости от специ фики музыки. Пр и этом проц есс образно-художест венного переживания муз ыки выступает в качестве важне йшей характеристики целе вой функции общедидак тических методов, оказ ывая влияние н а конкретизацию и х формулировок: нагл ядно-слуховой, нагл ядно-зрительный, художес твенно-практический, музык ально-игровой.
Нагл ядно-слуховой мет од связан с воздействием музыка льных композиций н а эстетическое чувс тво ребенка в процессе ег о восприятия. Объе ктом демонстрации мог ут быть музыка льные произведения, выполн енные преподавателем ил и воспроизведенные с помощью музык ально-технических сред ств. Понимание харак тера развития музыка льной интонации явля ется важным усло вием реализации нагл ядно-слухового мет ода. По сво ему содержанию о н близок к «методу наблю дения за музы кой» (Б.В. Асафьев), кото рый формирует способ ность воспринимать муз ыку после сме ны интонации [32].
Нагл ядно-зрительныймет од основан н а выяснении предста влений ребенка о художественном обр азе музыкального произв едения. Визуальная четк ость (использование рису нков, картин, предм етов и т. д.) Напра вляет восприятие ребе нка в опреде ленном направлении, поэт ому его использ ование перед прослуш иванием музыкального произв едения не все гда оправдано. Использ ование этого мет ода зависит о т уровня разв ития музыкального мышл ения ребенка.
Мет од сравнениябы л обоснован выдаю щимся педагогом-музык антом дидактики Д. Кабалевским — прин цип «сходства и различия». Методоло гический принцип сход ства и разл ичия соответствует прин ципу сходства и контраста — прин ципу самоорганизации музыка льной формы. Использ ование метода сравн ения в музыка льной педагогике, дл я уточнения взгл ядов ребенка н а характер разв ития музыкального обр аза в одн ой или неско льких музыкальных композ ициях, близких ил и противоречивых п о зрительной и эмоциональной струк туре, для сравн ения разных вид ов искусства и т. д. Создание пробл емных ситуаций в процессе использ ования метода сравн ения позволяет ребе нку развить вообра жение, образное и ассоциативное мышл ение, в резул ьтате чего он о влияет н е только н а процесс формир ования музыкальной куль туры, но и на зна ния о жизне нном восприятии и его жизне нных эффектах.
Слове сный метод музыка льного образования исполь зуется не дл я распространения необхо димой информации, а для формир ования зрительно-психолог ического настроения в контексте воспр иятия или испол нения музыки [32]. Осно вные виды слове сных методов в музыкальной педаг огике служат руково дством для ребе нка в воспр иятии и испол нении музыки. К ним относ ятся: беседа, расс каз, объяснение.
Бес еда — это фор ма устной педаг огики в музыка льной педагогике, направ ленная на выявл ение эмоциональной реак ции ребенка н а прослушиваемое музыка льное произведение ил и демонстрацию ег о содержания пер ед прослушиванием музыка льного произведения. Бес еда с дет ьми обычно прово дятся в фор ме вопросов и ответов. В о время собесед ования рекомендуется придерж иваться следующей последова тельности вопросов [32]:
1) Как ие эмоции пере дает музыка? (Опис ание эмоционального и визуального содер жания музыки);
2) О чем расска зывает музыка? (Прогр амма музыкального произв едения, его графич еские моменты);
3) Ка к рассказывает муз ыка? (Анализ выразит ельных средств муз ыки и и х роли в создании музыка льного образа).
Расс каз обычно исполь зуется для раб оты с дет ьми в начал ьной и сред ней школе, пре жде чем прини мать запрограммированные музыка льные композиции и проводить разгов орные музыкальные иг ры. Такой слове сный метод актуали зирует ассоциативное и творческое мышл ение детей, разви вает их вообра жение и углуб ляет понимание музыка льного образа ребе нка.
Объяснение исполь зуется как фор ма устного мет ода в проц ессе знакомства с новым музыка льным произведением. Объяс нение должно бы ть кратким, чет ким и лакон ичным, что помо жет ребенку пон ять задачу, стоя щую перед ни м в проц ессе общения с музыкой, и качественно е е выполнить. Объяс нение может сопров ождать определенные дейс твия.
Художественно-практи ческий метод свя зан с двигате льными реакциями и активными дейст виями ребенка в процессе обще ния с музы кой (играет муз ыка и да ет опыт, кото рый создает муз ыку в разли чных формах испол нения, таких ка к вокализация, пласти ческая интонация муз ыки, ритмичные движ ения к муз ыке; применение мето дов действия и т. д.) [37].
Специфика мето дов музыкального образо вания как фор мы искусства опреде ляется спецификой муз ыки. Отстаивая диалект ический принцип предме тного метода изуч ения предмета, Л.С. Выгот ский писал: «… искус ство — это осо бый способ мышл ения, который вед ет к че му-то, чт о в коне чном итоге прив одит к науч ному знанию … н о только п о-другому. Искус ство отличается о т науки тол ько своим мето дом … » [6].
Особенность мето дик в обла сти музыкального образо вания определяется и х направленностью н а развитие и овладение духов ными ценностями музыка льной культуры в единстве дейс твий композитора-исполн ителя-слушателя.
Ана лиз современной методи ческой литературы позво ляет выявить ря д методов музыка льного образования, кото рые отражают специ фику музыки ка к вида искус ства. Давайте посмо трим на и х характеристики.
Мет од создания художест венного контекста напра влен на разв итие музыкальной куль туры ребенка пут ем «выхода» з а пределы муз ыки. В т о же вре мя различные свя зи музыки с другими форм ами искусства, жизне нными ситуациями и образами явля ются механизмом созд ания художественного конте кста. В эт ом случае музыка льная культура ребе нка является объе ктом искусства — муз ыка, живопись, поэ зия и т. д.
Мет од создания компо зиций предполагает совме щение разных фо рм взаимодействия ребе нка и муз ыки при выпол нении одной и той ж е работы. Эт от метод осно ван на синкрет ической природе искус ства, а так же всей куль туры. Следующее мож ет использоваться ка к форма обще ния между ребе нком и музы кой:
— музыкальная вокали зация;
— его появл ение на карт инке;
— изображение муз ыки в пласти ковых движениях;
— предста вление музыкального конт ента в оркест ровой импровизации и театре;
— оркестров ка музыкальной компо зиции.
Этот мет од значительно обога щает детский музыка льный и исполнит ельский опыт, вво дя элемент иг ры в проц ессе освоения музыка льного произведения [37].
Мет од размышления о музыке напра влен на формир ование у ребе нка осознанного отнош ения к муз ыке, его способ ности мыслить музык ально. Этот мет од делает актуа льным вопрос индивиду ального приобретения музыка льных ценностей ребе нка. Использование это го метода зави сит не о т приобретения гото вых знаний о музыке, напис анных в раз ных концепциях и категориях, а от собств енного музыкального и жизненного опы та ребенка, вообра жения, фантазию, инту ицию, сравнение, сопоста вление, выбор, эт о приводит к открытию нов ых истин, кото рые ранее н е были откр ыты.
Используя эт от метод, учит ель побуждает ребе нка понимать н е только муз ыку, но и его «я» и окруж ающий его ми р. В т о же вре мя стимулируются психолог ические процессы, так ие как эмпа тия, сопереживание, совме стное творчество. Целе вой функцией мет ода является н е «овладение», «консол идация», «повторение», а «выживание», «оце нка», «экспресс».
Мет од забегания впе ред и возвра щения к пройде нному (Д.Б. Кабалевский) ил и перспективно-ретроспе ктивный метод напра вляют учителя н а формирование целос тного понимания музыка льного искусства дет ей, на разв итие способности пони мать материал прош лого на нов ом уровне.
Мет од эмоциональной драмат ургииактивизирует эмоцион альный отклик ребе нка на муз ыку, позволяет учит елю учитывать особен ности создания и развития музыка льной работы пр и создании струк туры уроков муз ыки (создание эмоцион альных противоречий, опреде ление кульминации уро ка, выбор сер ии форм и типов уро ков музыки).
Мет од музыкального обобщ ения используется пр и реализации музыка льных образовательных прог рамм с темати ческой структурой. Эт от метод напра влен на обобщ ение знаний муз ыки по те ме программы.
Мет од моделирования художес твенно-творческого проц есса направлен н а активизацию актив ного развития произв едений искусства, разв итие у ребе нка способности индивид уально объяснить проц есс создания музыка льного произведения — о т появления ид еи до е е реализации. Мет од моделирования художес твенно-творческого проц есса связан с проблемным мето дом, так ка к влияет н а уровень мышл ения ребенка и качество зна ний о муз ыке.
Использование это го метода в области музыка льного образования треб ует от ребе нка самостоятельности в приобретении и овладении знан иями о музыка льном и творч еском процессе, осущест влении творческих, интуит ивных, творческих дейс твий, индивидуального прослуш ивания и интерпр етации своей муз ыки.
Технология практи ческой реализации спос оба включает следу ющую последовательность дейс твий ребенка [41].
— зна ть творческий замы сел и содер жание музыкального обр аза;
— разработка логиче ского и музыка льного образа сюж ета;
— выбор инстру ментов и мето дов для отобра жения музыкального обр аза (голосовые, пласти ческие движения, музыка льный инструмент и т. д.);
— обеспечить полн оту творческого прод укта, записать резул ьтаты творческого проц есса.
«Жизнь в образе» наклад ывает свой отпеч аток на хара ктер действий ребе нка, он сравн ивает, связывает, отби рает и нахо дит в творч еском процессе т о, что луч ше слышать и видеть конкр етное явление ил и художественный проц есс.
Метод моделир ования элементов музыка льного языка зави сит от рит ма, звукового то на, динамики, тем па, музыкальной фор мы и т. д., исполь зуемых при приме нении метода. Разли чные типы моделир ования помогают дет ям воспринимать и осознать выразит ельные музыкальные инстру менты.
Метод пластич еского интонированиянапра влен на пере дачу интонации муз ыки в пласти ческих движениях. Эффект ивным методом это го метода явля ется «свободное движ ение» в проц ессе восприятия муз ыки.
Метод активи зации творческого самовыр ажения ребенка. Эт от метод осно ван на импровиз ационной и творч еской игре, в которой сочет аются музыка, ре чь и движ ение.
Метод осозн ания личностного смы сла музыкального произв едения направлен н а проверку собств енного опыта ребе нка в конте ксте восприятия муз ыки, а собств енных переживаний ребе нка в ситу ации восприятия муз ыки. Этот мет од можно исполь зовать для раб оты с дет ьми, так ка к для ег о реализации требу ется определенный уров ень музыкального мышл ения ребенка, уме ние связать ег о с музыка льным произведением, кото рое воспринимает ег о музыкальный и психологический жизне нный опыт.
Мет од музыкального переинтон ирования направляет учит еля к ребе нку, чтобы система тически раскрывать знач ение музыки посред ством интонации в процессе е е изменения и развития, сравн ивать интонации н а одном и том ж е изображении, раз ных частях произв едения, разных сти лях и жан рах.
Эти мет оды многофункциональны п о своей прир оде и напра влены на поним ание музыки с точки зре ния искусства (испол ьзуя язык, н а котором гово рит само искус ство) [41].
Таким обра зом, выбор мето дов музыкального воспи тания детей зави сит от уме ний учителя, возр аста и личн ости детей, уро вня их музыка льного развития и жизненного психолог ического опыта.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф