1.3. Педагогические условия организации успешной музыкальной деятельности ребенка в ДМШ и в семье
В о всем ми ре признано, чт о лучшие усло вия для разв ития и воспи тания ребенка, в том чис ле и музыка льного, создаются в семье [16].
Музыка льное воспитание и развитие ребе нка в сем ье зависит о т тех предпо сылок и усло вий, которые опреде ляются врожденными музыка льными задатками и образом жиз ни семьи, е е традициями, отнош ением к муз ыке и музыка льной деятельности, общ ей культурой.
Ка к известно, вс е семьи име ют разный уров ень музыкальной куль туры. В одн их с уваже нием относятся к народной и классической муз ыке, профессии музык анта, часто посе щают концерты, музыка льные спектакли, в доме зву чит музыка, кото рую взрослые слуш ают вместе с ребенком. Роди тели, понимая, как ую радость и духовное удовлет ворение приносит дет ям музыка, стара ются дать и м музыкальное образо вание, развить и х способности.
В некоторых сем ьях мало обеспо коены музыкальным воспит анием детей, да же с оче нь хорошими задат ками, так ка к родители н е видят в этом практи ческой пользы. К музыке у них отнош ение лишь ка к к сред ству развлечения. В таких сем ьях ребенок слы шит в осно вном современную «лег кую» музыку, пот ому что к «серьезной» муз ыке его роди тели безразличны.
Вме сте с те м в сем ье имеются вс е возможности дл я применения разли чных видов музыка льной деятельности (воспр иятие, исполнительство, творч ество, музыкально-образова тельная деятельность). В семье, серь езно занимающейся музыка льным воспитанием, ребе нок постоянно наход ится в музыка льной среде, о н с пер вых дней жиз ни получает разнооб разные и цен ные впечатления, н а основе кото рых развиваются музыка льные способности, формир уется музыкальная куль тура. Дома ребе нок может слуш ать музыку п о своему жела нию в професси ональном исполнении и качественном звуч ании (грамзапись, магнито фонная запись).
Ре же всего в семьях заним аются с дет ьми музыкальным творче ством, за исключ ением семей професси ональных музыкантов. Одн ако способные де ти могут твор ить спонтанно, «сочи нять» музыку в о время иг р — напевать ма рш, ритмично сту ча солдатиками изобр ажая, что он и маршируют; пе ть колыбельную, убаюк ивая куклу; импровиз ировать мелодии н а баяне, детс ких музыкальных инстру ментах. Музыкально – образова тельной деятельностью в семье заним аются в осно вном дети, кото рые обучаются иг ре на музыка льном инструменте. Больши нство же дошкол ьников получают музыка льные знания стих ийно, без как ой-либо сист емы [16].
Таким обра зом, в сем ье дети полу чают различное музыка льное воспитание. Ес ли ребенок посе щает детский са д, школу т о «двойное» музыка льное образование позво ляет успешнее разви вать его музыка льные способности, формир овать основы музыка льной культуры.
Ино гда родители, стре мясь, чтобы и х ребенок дос тиг непременно наивы сших результатов (напр имер, в иг ре на музыка льном инструменте), наси льно заставляют ег о подолгу заним аться, часами игр ать упражнения. Ес ли же мал ыш не справл яется с задан иями, его наказ ывают. Любой насильс твенный метод непри емлем в воспи тании, тем бол ее на заня тиях искусством.
Изве стно, что заинтер есовать детей че м-либо взро слый может тол ько когда о н увлечен са м. Если ребе нок чувствует так ое отношение взрос лого, восхищение крас отой музыки, о н постепенно то же признает музыка льные ценности. Ес ли же взро слый проявляет равно душие, оно перед ается и малы шам. Поэтому оче нь важна куль тура общения взрос лого с дет ьми.
Музыкальное разв итие ребенка в семейном кру гу лучше начи нать с дошкол ьного возраста. Подо бно речевому разв итию, с дошкол ьного возраста ребе нок будет вник ать в особен ности музыкальной грам оты, будет воспри нимать различные музыка льные направления и различать и х. Если в процессе дома шних индивидуальных заня тий музыкой роди тели отмечают, чт о малышу так ое воспитание дае тся легко, тог да ребенка сме ло можно отда вать в музыка льный кружок ил и школу.
Семе йное музыкальное воспи тание помогает:
— воспи тать в ребе нке чувства и эмоции;
— разв ить эстетический вк ус, интерес к окружающему;
— прив ить любовь к прекрасному;
— совершен ствовать мышление;
— разв ить нравственные каче ства и интеллек туальные способности;
— обога тить словарный зап ас;
— формировать отзывч ивость, милосердие, сопереж ивание и добр оту.
В дома шнем музыкальном воспи тании важно, что бы родители ограни чивали ребенка о т прослушивания компо зиций с антикул ьтурным посылом, поско льку они разру шают несовершенную детс кую психику. Класси ческие произведения, наро дные композиции и детские пес ни – вот мате риал, на кото ром должно базиро ваться музыкальное разв итие ребенка в семейном кру гу.
Чтобы доби ться положительных резуль татов в семе йном музыкальном воспи тании, нужно прило жить максимум уси лий, терпения, настойч ивости.
Даже ес ли родители н е музыканты, он и без тру да могут приви вать ребенку люб овь к муз ыке. Для это го можно исполь зовать следующие ви ды деятельности:
- Пен ие для ребе нка – отличный спо соб проявить св ои чувства и ощущения, пока зать свое настр оение. Благодаря пен ию ребенок учи тся четче разгова ривать, укрепляет св ой организм, углуб ляет дыхание, соверше нствует голосовой аппа рат. Не стыд ите малыша, ес ли он по ет песни – пой те вместе с ним ег о любимые компо зиции. Ведь це ль пения – пон ять образы и настроение музыка льных произведений, проя вить чувства в процессе естеств енного пения.
- Музык ально-ритмические движ ения помогают ребе нку развивать воле вые качества и слуховое вним ание, умение согласо вывать движения и музыку, прояв лять творческое вообра жение. А ритмич еские упражнения, тан цы и музыка льные игры максим ально этому способ ствуют.
- Слушание муз ыки в сем ье заключается в прослушивании музыка льных произведений, в привитии навы ков культуры слуш ания музыки, формир овании музыкального вку са. Культура воспр иятия музыки формир уется путем постеп енного и многокр атного прослушивания компо зиций, которые дост упны детскому воспр иятию. Так, изнач ально детям рекомен дуется прислушиваться к звукам, зат ем им предл агают дослушать компо зицию до кон ца, не отвле каясь, и уж е к школь ному возрасту ребе нок сможет акти вно слушать муз ыку, понимая е е содержание и смысл.
- Иг ра на детс ких музыкальных инстру ментах. Пожалуй, эт а часть музыка льного воспитания ребе нка в сем ье самая интер есная – дети с большим удоволь ствием берутся з а музыкальные инстру менты, пытаясь повто рить ту ил и иную мело дию. В дошко льном возрасте оче нь важно бер ечь детский сл ух: музыкальные инстру менты должны звуч ать чисто, бы ть прочными, отве чать возрасту ребе нка. Как прав ило, в млад шем возрасте дет ей знакомят с колокольчиками, погрем ушками, различными дудоч ками, бубнами. В старшем дошко льном возрасте де ти должны зна ть большинство музыка льных инструментов и характер и х звучания, прав ила хранения инстру ментов и особен ности пользования им и.
Педагоги – исследо ватели в сфе ре музыкального искус ства (Ю.Б. Алиев, Л.И. Анциф ерова, Е.П. Кабкова, М.С. Красиль никова, З.П. Морозова, Т. Э. Тютюнн икова, О. П. Радынова, А.В. Шко ляр, Э.Б. Абдуллин и др.) [42] необхо димым условием дл я развития творч еской активности, гармон изации эмоциональной сфе ры, формирования социа льных и духо вно-нравственных осн ов личности назы вают самовыражение в музыкальной деятел ьности. Академическая сист ема музыкального образо вания обеспечивает обуч ение игре н а инструментах и получение музыка льных знаний. Вопр осы мотивационного обеспе чения учебного проц есса возникают уж е на ран них этапах обуч ения, так ка к попадание в ситуацию трен ажа, многократного повто рения одинаковых элеме нтов нередко слу жит причиной сниж ения мотивации к музыкальной деятел ьности.
Мотивация учащ ихся к музыка льной деятельности в педагогической литер атуре часто связыв ается с музыка льными способностями (Д.К. Кирна рская, Е.В. Назайкинский, Б.М. Теп лов, К.В. Тарасова), с традициями музыка льного воспитания в обществе и в сем ье (Г. Вин дт, Л.М. Гольмстрем, Л.В. Матв еева, В.Я. Стоюнин, Е.Н. Федор ович) [43].
В рабо тах психологов Б. Г Анан ьева, Л.И. Божович, А.Ф. Ког ана, А.Н. Леонтьева, А.К. Марк овой, Н.А. Менчинской, С.Л. Рубинш тейна, O.K. Тихомирова, В.Д. Шадри кова, П.М. Якобсона осве щена теория стро ения и разв ития мотивационной сфе ры личности [59].
Рекоме ндации по осущест влению педагогической деятел ьности на осн ове психологических исслед ований мотивационно-целе вых процессов предст авлены в исследо ваниях В.П. Беспалько, В.Б. Бондар евской, В.К.Вилюнаса, Д.К. Гил ева, Е.С. Гобова, О.С. Гребе нюка, Е.П. Ильина, М.В. Клар ина, Н.Г. Морозовой, А.П. Сман цера, Г.И. Щукиной и др. [62].
Впер вые слово «мотив ация» употребил А. Шопенгауэр в статье «Чет ыре принципа достат очной причины» (1900-1910). Зат ем этот тер мин прочно вош ел в психолог ический обиход дл я объяснения при чин поведения чело века и живо тных.
Понятие мотив ации как сист емы внутренних детерм инант поведения чело века, определяющей ег о направленность к цели, явля ется общим дл я многих психо лого – педагогических исслед ований (В.Г. Асеев, В.К Вилю нас, А.Н. Леонтьев, А.К. Марк ова и д р.) По мне нию Л. И. Божович[6], сущно стью мотивации явля ется совокупность моти вов, которые опред еляют данную деятел ьность. С.Л. Рубинштейн по д мотивацией пони мал «иерархическую органи зацию всей сист емы побуждений» [26]. Мотив ация как динам ичная сфера, состав ленная из разнооб разных, находящихся в сложной иера рхии друг к другу, моти вов – так предст авлено это поня тие в исследо ваниях ученых. Сист ема мотивов пр и этом подв ижна и соде ржит большой потен циал, направленный н а развитие познават ельного интереса и ориентированности н а обучение музыка льной деятельности.
Мотив ация как многоур овневая система формир уется в свя зи с осознан ностью того ил и иного составл яющего её мот ива. Глубоко осозн анные мотивы – це ли — это акти вная побудительная прич ина желания ил и нежелания действ овать (согласно А.Н. Леонт ьеву, положительная ил и отрицательная мотив ация) [65]. Существуют так же неосознанные, неопред елённые мотивы – побуж дения.
Чаще все го в педагог ической литературе мотив ация к музыка льной деятельности рассматр ивается в свя зи с музыка льными способностями. «Способ ность эмоциональной отзывч ивости на муз ыку» (по Б.Н. Тепл ову) и ес ть основа музыка льных способностей, «яд ро музыкальности». Осо бая восприимчивость инди вида к звуч ащей музыке обусло влена именно эт ой способностью. Б.Н. Теп лов пишет: «у музыкального чело века музыка вызы вает поток эмоцион альных и интеллек туальных процессов, возникн овение образов и ассоциаций, актив изацию ег о творческого потен циала» [67]. Д.К. Кирнарскаяв своих исследо ваниях конкретизирует содер жание эмоциональной отзывч ивости на муз ыку через поня тие «интонационный сл ух», т.е. способность к образно-смысл овому восприятию звуч ащей музыки, поним анию смыслов е е эмоциональной выразите льности [69]. Утверждение, чт о наличие интонац ионного слуха явля ется «мотивационным компон ентом музыкального тала нта и пуск овым механизмом люб ви к муз ыке», в раб оте «Музыкальные способ ности» подтверждается боль шим количеством прим еров. При эт ом подчёркивается, ро ль интонационного слу ха как мотивир ующего фактора к систематическим заня тиям музыкой н е только дл я профессиональных, н о и начин ающих музыкантов, и для любит елей музыки: «…и те, и другие н е мыслят се бя вне муз ыки, и дл я тех и других он а никогда н е может бы ть тягостной обу зой, рутинным заня тием, и ско ль бы мно го времени е й ни посвящ алось, она нико гда не наск учит и потреб ность в обще нии с не ю не осла беет» [69].
Распространенным в музыкальной педаг огике мнением явля ется то, чт о формирование мотив ации к музыка льной деятельности у ребенка в решающей степ ени зависит о т семьи. Осо бую роль игр ает активное заня тие музыкой ке м — либо и з членов сем ьи. Отсутствие благопр иятных условий до ма, а позд нее и в школе, час то воспитывает у ребенка равно душие к муз ыке. Это подтве рждают многие исследо ватели. Так, Г. Виндтустан овил, что лю ди, проявляющие высо кий интерес к музыке, выш ли из сем ей, в кото рых хотя б ы один и з родственников заним ался музыкой [43]. А 33 % людей, равнод ушных к муз ыке, происходили и з семей, гд е царило точ но такое ж е равнодушное отнош ение к муз ыке. Подобную законом ерность подтвердил Л.М. Гольм стрем, дополнительно заме тив, что у детей и з безразличной к музыке сре ды шансы н а получение музыка льного образования несопос тавимо ниже, п о сравнению с детьми и з семей с высокой музыка льной культурой [Ци т. по: 39, с. 52 – 56]. В ста тье Д.Б. Сушенцевой приво дится большое колич ество фактов положит ельного влияния дома шних условий н а развитие музыка льных задатков у детей, выявл енных зарубежными исследов ателями этой проб лемы [29, с. 86 – 88].
Исследо ватель различных моде лей семейного воспи тания Л.В. Матвеева [21] просле живает исторически складыв авшуюся отечественную трад ицию, в кото рой музыкально-образова тельный компонент рассматр ивается родителями ка к необходимый в воспитании дет ей. Исследователь анализ ирует различные измен ения в дан ной модели семей ного воспитания и отмечает соврем енную тенденцию, гд е музыкально-образова тельное направление вно вь утверждает св ои позиции.
Поско льку в формир овании мотивационно – целе вой сферы одарё нных учащихся мне ние родителей и их оце нка музыкальной деятел ьности играют немало важную роль, предста вляется необходимым изуч ение мотивации обуч ения родителями дет ей, получающих музыка льное образование. В работе «Музыка льные способности» подтвер ждается большим количе ством примеров. Пр и этом подчёрк ивается, роль интонац ионного слуха ка к мотивирующего факт ора к системат ическим занятиям музы кой не тол ько для професси ональных, но и начинающих музык антов, и дл я любителей муз ыки: «…и т е, и дру гие не мыс лят себя вн е музыки, и для те х и дру гих она нико гда не мож ет быть тягос тной обузой, рути нным занятием, и сколь б ы много врем ени ей н и посвящалось, он а никогда н е наскучит и потребность в общении с нею н е ослабеет» [17, с. 92].
Взаимосвязь музыка льной одарённости с высоким уров нем мотивации к музыкальной деятел ьности находит св оё подтверждение в истории музыка льного искусства, в примерах и з биографий извес тных музыкантов.
Распрост раненным в музыка льной педагогике мнен ием является т о, что формир ование мотивации к музыкальной деятел ьности у ребе нка в реша ющей степени зави сит от сем ьи. Особую ро ль играет акти вное занятие музы кой кем — ли бо из чле нов семьи. Отсут ствие благоприятных усло вий дома, а позднее и в шко ле, часто воспит ывает у ребе нка равнодушие к музыке. Эт о подтверждают мно гие исследователи. Та к, Г. Вин дт установил, чт о люди, проявл яющие высокий инте рес к муз ыке, вышли и з семей, в которых хо тя бы од ин из родстве нников занимался музы кой. А 33 % люд ей, равнодушных к музыке, происх одили из сем ей, где цар ило точно так ое же равнод ушное отношение к музыке. Подо бную закономерность подтв ердил Л.М. Гольмстрем, дополни тельно заметив, чт о у дет ей из безраз личной к муз ыке среды шан сы на получ ение музыкального образо вания несопоставимо ни же, по сравн ению с дет ьми из сем ей с высо кой музыкальной культ урой [Цит. п о: 39, с. 52-56]. В статье Д.Б. Сушен цевой приводится боль шое количество фак тов положительного влия ния домашних усло вий на разв итие музыкальных зада тков у дет ей, выявленных зарубе жными исследователями эт ой проблемы [29, с. 86-88].
Следовательно, проц есс обучения музыка льному искусству необх одимо выстраивать, опир аясь на широ кий спектр моти вов музыкальной деятел ьности и учит ывая специфику мотив ации к обуч ению музыке:
— разв итие высоких уров ней познавательной потреб ности, направленность н а осознание цел ей учебной деятел ьности;
— формирование эмоцио нально положительного самоощ ущения, реализация базо вых потребностей орган изма, связанных с получением удовол ьствия от эмоцион ального, сенсорного насыщ ения, необходимых дл я гармоничного разв ития личности;
— реали зация творческой актив ности в музыка льной деятельности;
— стрем ление к обще нию со сверст никами в коллек тивных формах музыка льной деятельности;
— стрем ление подражать дру гим музыкантам;
— потреб ность в одобр ении со стор оны родителей и преподавателей з а успехи в музыкальной деятел ьности;
— стремление к самоутверждению, призн анию в гла зах взрослых и сверстников чер ез концертные выступ ления, участие в конкурсах и фестивалях разли чного уровня.
Отде льно нужно отме тить, что соврем енные родители воспри нимают музыкальное образо вание не тол ько как возмож ность профессиональной ориен тации для получ ения в буду щем профессионального образо вания в обла сти музыки, н о и ка к фактор, способс твующий социализации и х детей и развитию у них способ ностей к осво ению любой образова тельной области.
Так им образом, разв итие у дет ей устойчивой мотив ации к музыка льной деятельности предста вляется актуальной пробл емой современного художест венного образования, важ ной для поним ания и требу ющей претворения е ё в эффект ивные технологии педагог ической действительности.
Эффекти вность обучения опреде ляется следующими педагоги ческими условиями:- соотве тствие учебного матер иала и ег о изложение осно вным дидактическим принц ипам обучения;- устан овить связь меж ду изучаемыми рабо тами и явлен иями и обра зами реальности;- созд ание атмосферы комф орта, чтобы пока зать духовную своб оду человека чер ез эмоциональную откры тость учителя и детей;- професси онализм учителя, культ урные и педагог ические навыки, позит ивное отношение к воспитанию дет ей.Несомненно, учит ель музыки, кото рый является особен ностью знаний и навыков. Тол ько музыкант-учит ель открывает ребе нку удивительный ми р музыки и радость обуч ения игре н а музыкальном инстру менте. Следует отме тить, что ключ евая роль в формировании гармо нично развитой личн ости принадлежит музыка льному искусству. А уроки муз ыки благотворно вли яют на разв итие духовно-нравст венных ценностей и формирование у детей эстети ческих вкусов.В этом проц ессе учитель высту пает в каче стве прямого посре дника между учен иком и музыка льным искусством и играет ключ евую роль в развитии детс ких художественных вку сов.Одним и з важнейших вопр осов музыкального образо вания в шко ле является разв итие у учащ ихся музыкального и познавательного инте реса к уро кам музыки. Учен ики изучают муз ыку через разли чные музыкальные дейс твия, основанные н а активном проц ессе восприятия. Та к, Асафьев Б.В. рассма тривал этот проц есс как деятел ьность мышления, наблю дения, понимания муз ыки, ее тече ние, развитие проце ссов в не й. Однако нел ьзя обучать муз ыке, не проб удив познавательного инте реса к не й. Д.Б. Кабалевский счи тал интерес к музыке и увлеченность е ю обязательным усло вием того, что бы музыка мог ла выполнить св ою воспитательную и познавательную ро ль [41]. Когнитивный инте рес учащихся к музыкальному искус ству должен бы ть тесно свя зан с чувс твом удовольствия и радости чело века в раб оте и творч естве. В свя зи с эт им Юрий Али ев отмечал: «Что бы дети бы ли счастливы, и м нужен инте рес и радо сть в образо вании».Деятельность музыка льной школы напра влена на раскр ытие внутреннего творче ского потенциала кажд ого ребенка. Благо даря этому дейс твию дети бол ьше не боя тся выступать н а публике, поско льку выполняют психоло гически-корректирующий компо нент, устраняют проб лемы общения в коллективе.Поэт ому создание усло вий для самоо ценки учителя явля ется важным внеш ним педагогическим усло вием успешной реали зации самореализации учен иков.Адекватная самоо ценка как лично стное качество — эт о объективная оце нка себя и способностей, формир ование адекватных предста влений о важн ости личных дейс твий среди дру гих людей, и х личных каче ств и чув ств, достоинств и недостатков.Эт от набор педагог ических условий дл я самореализации учен иков в музыка льной деятельности н е охватывает вс е условия — н а наш взг ляд, они наиб олее эффективны.Каж дый ребенок мож ет развивать инте рес и люб овь к муз ыке, развивать музыка льные слух и голос. Эт о подтверждается жизне нным опытом и наукой. Разв итие музыкальных способ ностей каждого ребе нка способствует продви жению ярких тала нтов, развитию вс ей музыкальной куль туры.Многие роди тели постепенно осоз нают, что муз ыка учит и х детей дум ать, мыслить, расши рять свои музыка льные способности, разви вать общую куль туру, мотивировать и х на реали зацию своего творче ского потенциала. Учит ель вместе с коллегами, родит елями учеников и самими дет ьми организует учеб ную среду, кото рая стимулирует естест венные потребности дет ей в нов ом обучении, творч естве, взаимодействии с о сверстниками и учителями.
Выводы по первой главе
Так им образом, мож но сделать выв оды:
В насто ящее время выб ор дополнительного образо вания для дет ей очень вел ик. Повсеместно появл яются новые развива ющиеся детские образова тельные центры в области искус ства, например: тан цы, искусство, теа тр, музыкальные шко лы и художес твенные школы. Зада чами таких цент ров являются обога щение музыкально-культ урных горизонтов и исходной професси ональной направленности дет ей, развитие навы ков выступления, разв итие творческих направ лений в воспи тании детей.Взаимод ействие — это совок упное влияние дв ух или бол ее независимых перем енных на взаимод ействие зависимых перем енных. При изуч ении влияния перем енных на прак тике индивидуальный эфф ект каждого и з них н е может объяс нить общее измен ение.Воспитание родит елей — это од но из дейс твий, чтобы изме нить человека ил и группу люд ей. Это измен яющая опыт деятел ьность, направленная н а изменение психич еского состояния, мировоз зрения и созн ания, знаний и методов дейс твия, личностной и ценностной ориен тации учащихся.Диа лог сам п о себе треб ует достаточно высо кого уровня интеллект уального и эмоцион ального развития, н о стремление к диалогу явля ется общей естест венной чертой чело века.Философы, культу рологи, литературоведы, социо логи, психологи, педа гоги и дру гие специалисты изуч ают проблему изуч ения диалога ка к культурного фено мена в разли чных аспектах.Диалоги ческое взаимодействие — эт о формирование слож ной интегративной сист емы, которая вклю чает в се бя такие компо ненты, как разв итие ориентированных н а диалог информа ционных предметов; овлад ение ценными навы ками и системой позити вного отношения к диалогу, а также воспи тание внутренней лично стной культуры личн ости, которая позво ляет каждому чело веку совершенствоваться и совершенствоваться.Музыка льную деятельность н а протяжении вс ей жизни мож но рассматривать ка к стимулирующее когнит ивное упражнение, кото рое подготавливает мо зг и адапти руется к пробл емам старения.Успе шная музыкальная деятел ьность учащихся — эт о общее педагог ическое достижение, эт о безразличное отнош ение всех учит елей, участие и участие в о всем, чт о способствует эффекти вности образовательного проц есса.В музыка льной педагогике мет оды музыкального образо вания рассматриваются ка к способы органи зации изучения содер жания предмета, соответс твующего целям и задачам педагоги ческого процесса.Ка к и в общей педаг огике, в музыка льном образовании шир око используются мет оды, которые классифи цируются по источ никам дидактического образо вания (визуальное, уст ное и практи ческое), характеру познава тельной деятельности (объясни тельная, иллюстративная, репроду ктивная, игровая), (мет оды, способствующие закреп лению, закреплению и совершенствованию зна ний).Выбор мето дов музыкального воспи тания для дет ей зависит о т умений учит еля, возрастных и личностных особен ностей детей, уро вня их музыка льного развития и жизненного психолог ического опыта.Музыка льное воспитание и развитие ребе нка в сем ье зависит о т предварительных усло вий и обстоят ельств врожденной музыка льной склонности и образа жиз ни семьи, е е традиций, музы кой и музыка льной деятельности, общ ей культурой.Мотив ация как многоур овневая система формир уется за сч ет знания то го или ино го мотива, кото рый ее соста вляет. Глубокие сознат ельные мотивы — це ли — это акти вная движущая си ла действий ил и нежелания.Эффекти вность обучения опреде ляется следующими педагоги ческими условиями:- соотве тствие учебного матер иала и ег о изложение осно вным дидактическим принц ипам обучения;- устан овить связь меж ду изучаемыми рабо тами и явлен иями и обра зами реальности;- созд ание атмосферы комф орта, чтобы пока зать духовную своб оду человека чер ез эмоциональную откры тость учителя и детей;- Професси онализм учителя, культ урные и педагог ические навыки, позит ивное отношение к воспитанию дет ей.
Глава 2. Опытная работа п о проверке эффективности педагогических условий организации успешной музыкальной деятельности ребенка н а основе диалоги ческого взаимодействия педагога ДМШ и родителей (н а примере заня тий в классе баяна)
2.1.Цель, задачи, диагностический аппарат исследования
Для прове дения диагностического исслед ования приобщенности дет ей и и х родителей (чле нов семейного окруж ения) к музыка льному исполнительству н а баяне бы ли разработаны: анк еты для родит елей, чьи де ти посещают музыка льную школу и обучаются музыка льному искусствуиг ре на бая не по прогр аммам общеразвивающей и предпрофессиональной подго товки в обла сти инструментального и вокального исполнит ельства и анк еты для учащ ихся разных возра стных категорий. В анкете дл я родителей (прило жение 1) содержится 21 воп рос. Анкета дл я детей соде ржат 13 вопросов. С учениками млад ших классов в целях облег чения работы с анкетой и для получ ения достоверной инфор мации проводилась бес еда, основанная н а вопросах анк еты. Анкетирование родит елей проводилось в о время общешко льного родительского собр ания и родите льских собраний инструме нтальных отделений музыка льной школы. Учащ иеся опрашивались п о отдельности в свободное вре мя и н а переменах. Опро сные листы дл я старших учен иков были розд аны педагогам клас сов с прос ьбой предоставить учен икам время дл я ответов н а вопросы анк еты. При состав лении вопросов анк ет были исполь зованы материалы науч ных работ Л.В. Матве евой [39] и И.А. Хвост овой [57]. Вопросы анк ет, сформулированные авто рами для собств енных исследований, бы ли нами отоб раны и исполь зованы. Констатирующий эт ап исследования прох одил на ба зе ИжемскаяДШ И в нач але учебного 2018-2019г г. В музыка льной школе прох одят обучение 250 учен иков по дв ум основным направ лениям: вокальное и инструментальное исполнит ельство по прогр аммам предпрофессиональной и общеразвивающей музыка льной подготовки. В родительскую час ть опрашиваемых вош ли родители, чле ны семьи стар шего поколения (бабу шки, дедушки), дру гие, близкие к семье учен ика взрослые. Непрем енным условием учас тия в анкетир овании взрослых бы ло наличие тес ной и длите льной во врем ени связи опрашив аемого с сем ьей ученика и самим ребе нком, которая б ы позволила опис ать исследуемую ситу ацию, основываясь н а реально наблюд аемых фактах. Общ ее количество взро слых участников исслед ования составило 63 чело века, количество учащ ихся — 72 человека.
Ознакоми тельный блок вопр осов (№№ 1-8) был рассч итан на получ ение информации о возрастном деле нии опрашиваемых, и х месте в семейной иера рхии, выяснении степ ени их учас тия в музыка льном образовании ребе нка. Значение дл я исследования им ел факт нали чия/отсутствия у них музыка льного образования, уме ния владеть бая ном и воп рос сохранности н а момент опр оса традиции иг ре на бая не в сем ье. Анализ отве тов, полученных п о ознакомительному бло ку вопросов пока зал, что бол ьше всего музици рующих в сре де взрослых чле нов семьи – моло дые родители (д о 30 лет). И з них 65% в детстве полу чили (полностью ил и частично) музыка льное образование, 16% продо лжают активно заним аться музыкой н а любительском уро вне (участвуют в любительских исполнит ельских коллективах п о месту раб оты, или прове дения досуга). С увеличением возр аста опрашиваемых взро слых наблюдается умень шение процента родит елей, продолжающих акти вно играть н а баяне. И х музыкальную деятел ьность в осно вном можно отне сти к вокал ьным видам исполнит ельства, а е е характер назв ать несистематическим. Опраши ваемые 40 – 50 лет характер изовали свое музицир ование как эпизоди ческое, связанное с празднованием знач имых дат, выража ющемся в групп овом и соль ном пении, иг ре на гит аре и дру гих аккомпанирующих инстру ментах. Отмечено, чт о респонденты о т 60 лет и выше практи чески не музиц ируют; 94% бабушек и дедушек прини мают участие в музыкальном воспи тании детей тол ько в каче стве сопровождающих. Сре ди этой возра стной категории выс ок процент чле нов семьи, следя щими за домаш ними музыкальными занят иями ребенка. И з ответов вид но, что око ло 30% всех взро слых старшего покол ения считают эт у обязанность важ ным вкладом в семейную музык ально-образовательную трад ицию.
Результаты опр оса по ознакоми тельному блоку вопр осов позволили сдел ать вывод: дл я развития иг ры на бая нев сем ье необходимо опира ться на ресу рсы молодых родит елей. Они в большей ме ре обладают потенц иалом к иг ре на бая не, на и х энергии и поддержке педа гог-музыкант мож ет строить лин ию приобщения сем ьи и ребе нка к иг ре на бая не. Кроме то го, среди стар шего поколения сем ьи мы нахо дим желающих трат ить свое свобо дное время н а помощь педа гогу в проц ессе музыкального воспи тания ребенка: вод ить ребенка н а концерты, музыка льные спектакли, посе щать с ни м различные культ урные учреждения, посе щать концертные меропр иятия музыкальной шко лы, родительские собр ания, советоваться с педагогом п о вопросам музыка льного образования сво его маленького подопе чного.
Исходя и з понимания приоб щения к иг ре на бая не как к процессу, содерж ащему продуктивную и репродуктивную стор оны музыкальной деятел ьности (сочинение, испол нение, слушание муз ыки), в анк еты для родит елей вошел бл ок вопросов, раскры вающий эти содержа тельные особенности иг ры на бая не (вопросы №№ 9,10) Отв еты родителей и детей п о поводу оцени вания ими собств енного уровня исполнит ельских умений учитыв ались нами с целью коррект ировки характера иг ры на бая не – тяготения ег о к полю сам продуктивности – репродук тивности и с учетом фак та невозможности устано вления точной гран ицы между эти ми характеристиками. С их помо щью выяснялась степ ень творческого отнош ения субъекта к исполняемой муз ыке: наличие в опыте исполн ителя элементарных навы ков импровизации, уме ний подбора аккомпа немента, игры п о слуху, транспон ирования в дру гую тональность, созд ание собственных музыка льных композиций. Нали чие положительных отве тов по эт им пунктам свидетель ствовало о продук тивном характере проц есса приобщения к любительскому исполнит ельству. Репродуктивный хара ктер приобщения к игре н а баяне фиксир овался в предпоч тениях опрашиваемых испол нять музыку с использованием автор ской нотной зап иси, следовать замы слу композитора, заним аться на инстру менте с цел ью развития сво их исполнительских каче ств, оттачивания технич еского мастерства и т. д. Более 3/4 родит елей, умеющих игр ать на музыка льном инструменте и чья професси ональная деятельность н е связана с музыкой, пока зали, что н е разучивают до ма новых музыка льных произведений, кра йне редко заним аются на инстру менте для поддер жания технических навы ков. Среди взро слых, получивших музыка льное образование, оче нь мал проц ент тех, кт о продолжает акти вно музицировать в домашней обста новке (всего 4%). Практи чески 100 % этой час ти взрослых прини мают участие в музыкальных дома шних занятиях ребе нка и прид ают ему боль шое значение в развитии ребе нка. Весь исполнит ельский опыт музык ально образованных родит елей направлен н а подбор п о слуху аккомпа немента и понрави вшихся мелодий, разучи вание самостоятельно созда нных облегченных вер сий популярных произв едений вокального жан ра. Полученные дан ные позволяют сдел ать вывод, чт о, признавая з а музыкальным образо ванием ведущее сред ство развития личн ости своего ребе нка и необход имости для это го умения игр ать на инстру менте, подавляющее больши нство родителей н е используют образов ательно-воспитательный потен циал музыкальной деятел ьности, не культи вируют свободное музицир ование в собств енном семейном кру гу, либо испол ьзуют его кра йне редко и в непо лном объеме исполнит ельских умений. Иг ра на бая не взрослых чле нов семьи в своем больши нстве (84 % опрошенных взро слых) имеет продук тивный характер и основывается н а знаниях и умениях, получ енных в проц ессе музыкального обуч ения. Этот фа кт позволяет на м сделать выв од о возмож ностях творческого рос та семейного музыка льного исполнительства.
Информа ционный блок анк еты (№№ 11-15), раскрывающий состо яние мотивационной сфе ры семейного музыка льного любительства, сост оял из вопр осов, при пом ощи которых выясн ялись музыкальные инте ресы семьи, мот ивы, руководствуясь кото рыми родители и дети заним аются музыкальным творче ством. В анке тах для родит елей были вклю чены вопросы, посвящ енные участию родит елей в музык ально-образовательном проц ессе их дет ей. Здесь шл а речь о перспективных пла нах семьи н а профессиональное самоопре деление ребенка в сфере муз ыки, о степ ени заинтересованности родит елей в музыка льных успехах учаще гося, о возмож ности собственного (родител ьского) участия в образовательном проц ессе. Ответы опрош енных родителей показ ывают, что 3/4 взро слых считают музыка льное образование важ ным вкладом в духовное разв итие ребенка и не пресл едуют цели сдел ать музыку буду щей профессией учен ика. Около 50% родит елей, имеющих собств енный опыт музыка льного обучения, счит ают занятия музы кой отличным средс твом воспитания во ли, характера, умств енных и творч еских качеств ребе нка. Вторым в количественном отнош ении ответом выбир ался вариант, гд е музыкальные заня тия приравнивались к любым вид ам проведения дос уга «лишь б ы ребенок бы л чем-т о занят». Прим ерно 10% родительской аудит ории указали, чт о никогда н е бывали н а концертных меропр иятиях в музыка льной школе, 35% назв али причиной сво его редкого появл ения в шко ле нехватку свобо дного времени. Осно вной процент родит елей, посещающих школ ьные мероприятия,сов пал с количес твенной долей учащ ихся, ведущих акти вную концертную и конкурсную деятел ьность. Анализ получ енных данных п о мотивационному бло ку анкеты пока зал, что поч ти 80% родительской аудит ории признают важ ную роль музыка льных занятий в воспитании и развитии ребе нка, но н е стремятся повы сить долю собств енного участия в творческих школ ьных мероприятиях. Отмеч ается небольшой проц ент (13%) присутствия родит елей (членов сем ей) в кла ссе во вре мя занятий – в основном эт о родственники млад ших школьников. Сре ди дополнительных отве тов лидирует вари ант с указа нием на жела ние взрослого (в основном эт о бабушки и дедушки) держ ать под контр олем количественную и качественную стор оны домашних заня тий ученика, всяч ески содействовать успеш ному усвоению и м музыкальных навы ков и зна ний.
Вопросы следу ющего блока анк еты (№№ 16-21) были сформул ированы в соотве тствии с крите риями, определяющими хара ктер игры н а баянеи были обра щены к выявл ению особенностей музицир ования в сем ье: выявлению предпо чтений исполнять муз ыку «для се бя», для широ кого круга слуша телей, в анса мбле и сол ьно; акцентировалась це ль любительской музыка льной деятельности родит елей – для повыш ения самоуважения, дл я самореализации, релак сации, получения удовол ьствия и т.д. Отв еты родителей н а вопрос о степени интенси вности музицирования пока зали, что око ло 87% взрослых заним аются музыкой до ма очень ред ко.
Исключения соста вляют праздники в кругу сем ьи. Музыкальная деятел ьность 10% родителей осущест вляется «время о т времени» и связана с проведением семе йных и ин ых праздников, он а не сопрово ждается предварительной музыка льной подготовкой – ка к правило, исполн яются однажды выуче нные произведения, музыка льный репертуар обогащ ается очень незначи тельно. Три проц ента музицирующих «вре мя от врем ени» проводят подго товку к музыка льному сопровождению семе йных праздников: разуч ивают новые пес ни, подбирают музыка льные файлы, аккомпа немент и мело дии для личн ого исполнения. 28% сем ей, где роди тели получили музыка льное образование, орган изуют семейные анса мбли с учас тием детей, обучаю щихся музыке в учреждениях дополнит ельного образования.
Получ енные данные позво ляют сделать выв од: основной проц ент музицирующих взро слых (более 3/4) прихо дится на те х, кто испол няет музыку «дл я себя» и узкого кру га слушателей. Сре ди их чис ла велика до ля участников, имею щих (получающих) н а момент опр оса музыкальное образо вание. 20% этой катег ории опрошенных выра зили желание расши рить круг слуша телей, например, высту пить на конц ерте или пер ед другими родит елями на собр ании класса. Все го 3% из вс ех опрошенных родит елей смогли назв ать свою игру н а баяне одн им из осно вных видов запол нения свободного врем ени. Вся эт а группа родит елей имеет музыка льное образование н е ниже уро вня детской музыка льной школы (ли бо прошли шко лу самостоятельной музыка льной подготовки), стара ются посещать школ ьные концерты, внимат ельно относятся к домашним музыка льным занятиям сво их детей, совме стно музицируют с детьми в семейном кру гу, высказывают жела ние показать св ои умения в публичном выступ лении.
Таким обра зом, опрошенная родите льская аудитория учащ ихся музыкальной шко лы в 80% случ аев имеет музыка льное образование и\ или уме ют играть н а музыкальном инстру менте, признает ег о высокие развив ающие и обогащ ающие личность ребе нка возможности и в осно вном использует музыка льное любительское исполнит ельство для личн ого потребления (ли бо в узк ом кругу близ ких и дру зей), и удел яет игре н а баяненезначи тельное количество врем ени.
Эти дан ные позволяют сдел ать вывод, чт о для приоб щения к иг ре на бая неродителей и детей, учащ ихся учреждения дополнит ельного музыкального образо вания, имеются необхо димые предпосылки: сохран ность музыкальных зна ний и исполнит ельских умений родит елей, включенность дет ей в музык ально-образовательный проц есс, наличие до ма музыкального инструм ентария, прочная мотив ация родителей в избрании им и музыкально-образова тельного направления, имеющ ийся ресурс врем ени для дома шних занятий музы кой, желание разви вать семейную музыка льную любительскую деятел ьность.
Анкета дл я учащихся бы ла разработана с применением те х же крите риев, что бы ли использованы пр и составлении анк еты для родит елей (приложение 2). Вопр осы анкеты дл я учащихся сгруппи рованы в 4 информа ционных блока. Крите риями приобщенности к игре н а баянеста ли продуктивность и репродуктивность музыка льной деятельности, крите риями, выявляющими хара ктер игры н а баяне, ста ли исполнение муз ыки «для се бя», в семе йном окружении и для публ ики в ви де концертного исполнит ельства. Ответы учащ ихся на вопр осы ознакомительного бло ка анкеты (№№1-6) содер жали информацию о возрастном сост аве, годе обуч ения учащихся, нали чии в и х семье професси ональных музыкантов и взрослых с музыкальным образо ванием. Ответы млад ших школьников в 50% случаев н е дали пол ной ясности исслед уемой ситуации, чт о позволило на м сделать выв од: если роди тели ученика и умеют игр ать на музыка льном инструменте, т о они ред ко демонстрируют св ои музыкальные пристр астия и уме ния в дома шнем кругу. Бл ок вопросов анк еты, исследующий продукт ивность и репродук тивность процесса приоб щения к иг ре на бая не (№№7-10) показал, чт о практически вс е учащиеся час то музицируют до ма на бая не (этот инстр умент, или ег о электронный ана лог имеется в семьях в подавляющем колич естве случаев) и исполняют муз ыку, не связа нную с изуча емой в кла ссе по специал ьности. Более 60% учащ ихся стремятся сочи нять музыку са ми, подбирают аккомпа немент и мело дии. Исследуемую карт ину можно допол нить наблюдениями з а учащимися в классе: каж дую свободную мин уту ученики гот овы использовать дл я общения с баяном. Пр и этом он и не нужда ются в нот ных текстах, музицир ование учеников млад ших классов час то напоминает исслед ование динамических, регист ровых и ин ых возможностей инстру мента и собств енного физического аппа рата. Ответы учащ ихся старших и средних клас сов на вопр осы о репродук тивности и продукт ивности исполнительской деятел ьности показали сход ную картину: де ти часто музиц ируют на инстру менте дома, хара ктер их музицир ования может бы ть определен ка к продуктивный, т.к. учен ики не испол ьзуют нотные тек сты для подб ора любимых мело дий , часто аккомпа нируют себе и поют, поч ти все 100% и з тех, кт о проводит вре мя за дома шним музицированием, дел ают попытки сочи нять музыку и готовы продемонс трировать свои творч еские умения родит елям, друзьям, препода вателю.
Опыт наблю дения за музицир ованием учащихся в классе бая на показывает, чт о отсутствие устой чивых исполнительских навы ков не явля ется помехой дл я игры и импровизации н а инструменте (в частности, н а баяне) п о слуху и без но т. С повыш ением уровня влад ения инструментом в опыте учаще гося увеличивается до ля исполняемой муз ыки классического насл едия, владение инстру ментом открывает учен ику доступ к шедеврам миро вой музыкальной клас сики, таким обра зом, благодаря использ ованию нотных текс тов и технич ескому разучивания музыка льных партий проис ходит обогащение и расширение исполнит ельской деятельности учаще гося и смещ ение характера музицир ования в стор ону репродуктивности. Напр отив, тщательность ученич еской работы с музыкальным матер иалом можно расцен ивать как ша г в стор ону творческого вопло щения музыкального обр аза, задуманного композ итором, а, следова тельно, приближения харак тера музицирования к продуктивной стор оне этой деятел ьности.
Блок вопр осов 13-14 характеризовал любите льское музицирование п о форме ег о осуществления – публи чное исполнение муз ыки со сце ны и музицир ование «для се бя» в дома шней обстановке с целью отд ыха, релаксации и получения эстетич еского удовольствия. Зде сь же выясн ялась склонность музык антов-любителей к ансамблевому исполнит ельству и совмес тному музицирования в семейном колле ктиве. Около 50% учащ ихся выразили жела ние исполнять муз ыку в анса мбле с друг ими учениками, 10% н е проявили инте реса к ансамб левому исполнительству, музици ровать вместе с родителями хоте лось бы 30% учен иков. Примечательно, чт о учащиеся, стремя щиеся к соль ному и ансамб левому исполнительству с родителями,указ али на св ое активное учас тие в школ ьной концертной деятел ьности. Около 20% учен иков выразили св ое желание игр ать на бая не публично тол ько с подде ржкой других исполн ителей.
Констатирующее анкетир ование учащихся учреж дения дополнительного музыка льного образования позво лило нам сдел ать вывод о наличии в среде учащ ихся высокого уро вня творческого отнош ения к иг ре на бая не, о и х включенности в процесс домаш него музицирования и готовности к совместной музыка льной деятельности с родителями и другими учащи мися. Анкетирование родит елей на констат ирующем этапе пока зало в 3\4 случ аев отсутствие трад иции домашнего музицир ования при нали чии высокого образова тельного и творче ского потенциала в среде взро слых музыкантов-любит елей.
В связи с полученными резуль татами констатирующего анкетир ования для на с становится необхо димым создание мод ели процесса приоб щения к иг ре на бая не детей и их родит елей, проверка результа тивности разработанной мод ели на прак тике, проведение в соответствии с моделью ря да учебных и творческих меропр иятий, итоговое анкетир ование родителей и детей, п о результатам кото рого мы буд ем оценивать работоспо собность модели приоб щения детей и родителей к игре н а баяне и правомерность выдви нутой гипотезы исслед ования.
2.2.Проверка эффекти вности педагогических условий организации успе шной музыкальной деятел ьности ребенка н а основе диалоги ческого взаимодействия педа гога ДМШ и родителей (н а примере заня тий в классе баяна)
Эффекти вность воспитания ребе нка сильно зави сит от то го, насколько тес но взаимодействуют шко ла искусств и семья. Веду щую роль в организации сотрудн ичества детской шко лы искусств и семьи игр ают педагоги дополнит ельного образования. Име нно от и х работы зави сит то, наско лько семьи пони мают политику, прово димую школа иску сств по отнош ению к воспи танию, обучению дет ей, и участ вуют в е е реализации. Пр и этом сем ья должна рассматр иваться как глав ный заказчик и союзник в воспитании дет ей, а объеди нение усилий родит елей и педа гог создаст благопр иятные условия дл я развития ребе нка. Функции педа гога дополнительного образо вания разнообразны, раб ота с семь ями своих учен иков — важное направ ление его деятел ьности.
Важной зада чей для детс кой музыкальной шко лы и сем ьи является формир ование музыкального воспр иятия на уро ках баяна в сочетании с литературными произве дениями, живописью и театром. С этой цел ью проводятся консул ьтации для родит елей, которые знако мятся с миро вым опытом привле чения детей к приему произв едений искусства. Вме сте с дет ьми и родит елями вы мож ете принять учас тие в инсцен ировке, театральных постан овках, литературных и музыкальных композ ициях.
При обще нии с родит елями важно науч ить детей расска зывать своим дет ям о музыка льных впечатлениях, кото рые они полу чают на уро ках баяна.
Необх одимо обратить вним ание на благопр иятный для сем ьи микроклимат, незав исимо от музыка льной активности, атмос феры. Ребенок дол жен чувствовать се бя членом небол ьшой, но сплоч енной команды, гд е он поддер живает все св ои действия.
Роди тели должны пони мать основные це ли и зад ачи учителя муз ыки, который да ет музыкальное образо вание детям н а уроке бая на.
Цельювзаимод ействия с сем ьей является выявл ение особенностей органи зации взаимодействия дет ей с детс кими музыкальными школ ами и направ ления развития музыка льных способностей дет ей на уро ках баяна.
Зад ачи:
- Изучить и выявить законом ерности развития музыка льных способностей дет ей на уро ках баяна.
- Опред елить педагогические усло вия развития музыка льных способностей дет ей на уро ках баяна.
- Опред елить эффективные фор мы развития музыка льных способностей дет ей на уро ках баяна меж ду детскими музыка льными школами и семьями.
- Изуч ить особенности взаимод ействия детских музыка льных школ и семей, направ ленные на разв итие у дет ей музыкальных способ ностей.
Эффективность разв ития музыкальных способ ностей детей н а уроках бая на зависит о т организации взаимод ействия музыкальной шко лы и сем ьи с уче том следующих усло вий:
— проявление актив ности и иници ативы со стор оны родителей;
— прове дение регулярной и систематической раб оты в обла сти музыкального образо вания для родит елей на уро ках баяна.
Мож но предложить од ин из семе йных праздников, кото рый объединяет н е только дет ей, но и родителей. Эт о заставляет и х проводить св ое свободное вре мя осмысленно и быть ряд ом со сво ими детьми.
Зад ача учителя муз ыки — раскрыть родит елям важные аспе кты музыкального разв ития ребенка в разных возра стах, проявить инте рес, творческий проц есс гармоничного формир ования личности, е е духовно-эмоцион альное восприятие.
Каче ство музыкального образо вания для дет ей в детс кой музыкальной шко ле зависит о т профессионализма и музыкальной куль туры учителей, кото рые непосредственно обща ются с дет ьми во вре мя их пребы вания в музыка льной школе.
Взаимод ействие музыкальной шко лы и преподава тельского состава музыка льной школы вклю чает в се бя следующие фор мы:
— индивидуальные и групповые консул ьтации, в хо де которых теорети ческие вопросы музыка льного образования обсужд аются на уро ках баяна; при емы индивидуальной раб оты с дет ьми, музыкально-воспита тельная работа в группах бая на, вопросы органи зации музыкальной сре ды музыкальных шк ол, обсуждение сцена риев праздников и мероприятий; праздн ичные украшения, декор ации, костюмы, оформ ление интерьера детс кой музыкальной шко лы к празд нику;
— практические заня тия по бая ну, в то м числе изуч ение музыкального репер туара, используемого н а уроках, разв итие музыкальных и исполнительских навы ков учителей;
— ана лиз и обсуж дение досуговых и развлекательных вече ров с послед ующими уроками бая на с точ ки зрения взаимод ействия всего педагоги ческого состава в решении проб лем музыкального разв ития детей.
— учас тие в педагог ических советах детс ких музыкальных шк ол.
Взаимодействие с семьей осущест вляется в следу ющих формах:
- Открытые музыка льные занятия.
Цел ью является повыш ение родительской компете нтности в музыка льной областин а уроках бая на (День откр ытых дверей):
- Индивид уальных и возра стных особенностей ребё нка;
- В сфе ре музыкальной деятел ьности на уро ках баяна п о закреплению навы ков и уме ний, приобретённых в ДМШ.
- Мас тер-классы, заня тия-практикумы.
- приобр етение родителями практи ческих навыков музыка льного развития н а уроках бая на (дыхательная гимна стика, артикуляционная гимна стика, логоритмика и т.д.);
- с цел ью знакомства с музыкальным реперт уаром, обучение совмес тному музицированию с детьмин а уроках бая на, вооружение родит елей основами музыка льных знаний о музыкально м инструменте (баян) (слуш ание, изготовление, иг ра).
3.Совместные празд ники и развле чения, игры, музыка льные гостиные с элементами театрал изации.
С цел ью формирования куль туры общения с о своим ребё нком, сотрудниками ДМ Ш и друг ими детьми и взрослыми («Де нь Матери», «Де нь защитника Отече ства», «Осенние капус тники», «8 Марта»).
Роди тели – полноправные участ ники таких дей ств – от ид еи до вопло щения:
— Обмен иде ями, практическими сове тами по пов оду предстоящего празд ника;
— Разучивание сти хов, песен, тан цев, работа на д ролью, придум ывание сказок, исто рий;
— Подготовка отдел ьных номеров;
— Пош ив праздничных кост юмов, подготовка рекви зита;
— Помощь в оформлении помещ ения;
— Помощь в изготовлении сюрпр изов и пода рков.
4.Информационно — аналити ческий стенд, пропаган дирующий вопросы п о музыкально-эстетич ескому воспитанию дет ей среди родит елей.
Он соде ржит информацию, касаю щуюся:
— Работы музыка льного зала, распи сание музыкальных заня тий;
— Значимости музыка льного воспитания дет ей;
— Информация о программах музыка льного воспитания, исполь зуемых в ДМ Ш;
— Перечень рекомен дуемой литературы п о музыкальному воспи танию, а та к же музыка льные игры и упражнения, кото рые можно дел ать в дома шних условиях;
— О б особенностях эмоцион ального мира ребе нка;
— Фотографии заня тий, выступлений.
- Индивид уальные беседы с родителями.
- Консульт ирование родителей п о вопросам органи зации музыкального воспи тания детей в семье.
Прово дятся с цел ью музыкального просве щения родителей, п о темам:
— «Музыка льное воспитание в семье»,
— «Родит елям о музыка льном воспитании»,
— «Сов еты: музыкальное воспи тание»,
— «Как слуш ать музыку с ребёнком».
- Пап ки – передвижки.
Бол ее подробно знак омят родителей с системой п о музыкальному воспи танию детей, да ют информацию о том, че му можно науч ить ребёнка в определённом возр асте при системат ическом посещении «Музыка льные занятия в ДМШ»:
— «Музыка льные игры»,
— «Ва ш ребёнок люб ит петь?»,
— «Формир ование ребёнка ка к личности в процессе ознако мления с народ ными играми»,
— «10 при чин, по кото рым ребёнок дол жен заниматься музы кой!»,
— «Как в жизнь прих одит музыка…»,
— «Муз ыка и е ё влияние н а развитие дет ей» и д р.
Если прави льно и в системе выстра ивать работу п о музыкальному воспи танию с родит елями, использовать раз ные формы раб оты, то роди тели становятся участн иками музыкального образова тельного процесса с детьми и художественно – эстети ческое воспитание дет ей будет эффект ивней. Такой под ход побуждает к творческому сотрудн ичеству, устраняет отчуждё нность, вселяет уверен ность и реш ает многие проб лемы по музыка льному воспитанию.
Одн им из сам ых важных эта пов в професси ональном обучении музык анта является начал ьный период, ког да происходит пер вое знакомство учен ика с инстру ментом, закладываются базо вые слуховые и физические ощущ ения. Задача начал ьного обучения — введ ение ребёнка в мир муз ыки, её выразит ельных средств и инструментального вопло щения в досту пной и увлекат ельной для это го возраста фор ме. В раб оте с начина ющими должны бы ть задействованы музык ально-воспитательные при ёмы обучения, близ кие к воспи танию дошкольников. О т того, как им образом бы ла проведена эт а работа, зави сит многое, и недостатки в ней мог ут сказаться да же через го ды.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф