2. Правовое регулирование деятельности полиции в РФ
2.1. Правовые основы деятельности полиции РФ
Правовую основу деятельности полиции составляет совокупность нормативных правовых актов, изданных уполномоченными на то органами в пределах их компетенции и регулирующих различные аспекты организации и деятельности полиции. Отличительной чертой правового регулирования деятельности полиции служит множественность его субъектов и источников, обусловленная множественностью и разнообразием решаемых полицией задач.
Ядро правовой основы деятельности полиции составляет Конституция Российской Федерации, в соответствии с которой непосредственная деятельность полиции и регулирующее эту деятельность законодательство должны исходить из того, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2); все органы государственной власти, должностные лица и граждане обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ч. 2 ст. 15); любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15); все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19); каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 1 ст. 22) и т. д.
Основополагающее значение для деятельности полиции имеют положения Конституции Российской Федерации, устанавливающие основания ограничения прав и свобод, а также запреты на осуществление определённых действий, предопределяя принципы, закреплённые в гл. 2 Закона о полиции.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В числе наиболее важных с точки зрения правового регулирования деятельности полиции международных договоров Российской Федерации следует назвать Международный пакт о гражданских и политических правах, принятый Резолюцией 2200А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г., Конвенцию о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Европейскую конвенцию о выдаче от 13 декабря 1957 г., Европейскую конвенцию о взаимной правовой помощи по уголовным делам от 20 апреля 1959 г., Европейскую конвенцию о пресечении терроризма от 27 января 1977 г., Конвенцию об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности от 8 ноября 1990 г., Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания от 26 ноября 1987 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г., Конвенцию Содружества Независимых Государств о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и др.
Наряду с международными договорами Российской Федерации Конституция Российской Федерации (ч. 4 ст. 15) называет составной частью правовой системы общепризнанные принципы и нормы международного права, не устанавливая, правда, в отличие от международных договоров России их приоритета по отношению к внутреннему законодательству.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» констатируется, что1:
а) под общепризнанными принципами международного права следует понимать основополагающие императивные нормы международного права, принимаемые и признаваемые международным сообществом государств в целом, отклонение от которых недопустимо;
б) к общепризнанным принципам международного права, в частности, относятся принцип всеобщего уважения прав человека и принцип добросовестного выполнения международных обязательств;
в) под общепризнанной нормой международного права следует понимать правило поведения, принимаемое и признаваемое международным сообществом государств в целом в качестве юридически обязательного.
Содержание указанных принципов и норм международного права может раскрываться, в частности, в документах Организации Объединённых Наций и её специализированных учреждений1.
В ряду наиболее значимых международно-правовых принципов и норм как элементов правовой основы деятельности российской полиции следует выделить Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка, принятый Резолюцией 34/169 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г., Основные принципы применения силы и огнестрельного оружия должностными лицами по поддержанию правопорядка, принятые Резолюцией VIII Конгресса ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями (27 августа — 7 сентября 1990 г.), Декларацию о полиции, утвержденную Резолюцией 690 Парламентской Ассамблеи Совета Европы от 8 мая 1979 г., и др.
Федеральные конституционные законы — разновидность федеральных законодательных актов, принимаемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ. Для обеспечения надлежащей деятельности полиции важное значение имеют федеральные конституционные законы, устанавливающие полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов. например, Федеральный закон «О полиции», другие — косвенно, определяя рамки такой деятельности.
Сотрудники полиции в своей деятельности руководствуются: УК РФ; УПК РФ; КоАП РФ; Федеральными законами: от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»1; от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно розыскной деятельности»2; от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»3; от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»4 и др.
Нормотворческие полномочия Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области внутренних дел многообразны и вытекают из их полномочий в сфере государственного управления. Так, руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент Российской Федерации5. В связи с этим указами Президента Российской Федерации урегулирован большой круг вопросов организации и деятельности системы МВД России в целом и полиции в частности. В числе таких актов в первую очередь назовём Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 250 «Вопросы организации полиции»6, которым установлен состав полиции, т. е. входящие в нее подразделения, организации и службы. Указом Президента Российской Федерации утвержден Перечень должностей высшего начальствующего состава органов внутренних дел, которому присваиваются специальные звания полиции7.
К числу президентских актов, регулирующих непосредственно организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территориях государств- участников Содружества Независимых Государств и соответствующих этим должностям специальных званий»: Указ Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. № 253 (в ред. от 13 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 2011.
организацию и деятельность полиции, относятся, например, Указы Президента Российской Федерации от 30 июля 1996 г. № 1113 «Об участии Российской Федерации в деятельности международной организации уголовной полиции — Интерпола», от 15 февраля 2006 г. № 116 «О мерах по противодействию терроризму» и др.
Целесообразно выделить ряд указов Президента Российской Федерации, непосредственно ориентированных на обеспечение правопорядка, защиту прав и свобод человека и гражданина, противодействие коррупции. Это, в частности, Указы Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», от 11 апреля 2014 г. № 266 «О Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»1 и др.
Широкими полномочиями в сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью наделено Правительство Российской Федерации, которое участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально- технической базы правоохранительных органов2. Соответственно постановления Правительства Российской Федерации регулируют различные вопросы, касающиеся деятельности полиции.
Нормативные правовые акты МВД России издаются в виде приказов, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов1.
Приказ издаётся по наиболее важным вопросам функционирования органов внутренних дел Российской Федерации, включая определение их задач и функций, правовое регулирование различных направлений оперативно- служебной и служебно-боевой деятельности, прохождения службы в органах внутренних дел2.
Статусные документы органов внутренних дел, их структурных подразделений, предприятий, учреждений и организаций издаются в виде положений и уставов.
Положение устанавливает статус, определяет задачи и функции, права, порядок деятельности органа внутренних дел или его структурного подразделения3. Положение издаётся также в целях нормативного регулирования конкретных видов деятельности, осуществляемых органами внутренних дел.
Устав определяет статус, цели, порядок и характер деятельности предприятия, учреждения и организации4.
Инструкции и правила регулируют основные виды (формы) оперативно- служебной деятельности и порядок её осуществления конкретными категориями сотрудников.
Инструкция содержит нормы, устанавливающие, кем, в каком порядке, какими способами и методами должен осуществляться тот или иной вид деятельности. Правила устанавливают порядок осуществления отдельного вида деятельности. В наставлении излагаются нормы о порядке действия конкретных подсистем (органов) в той или иной ситуации, а также определяется порядок реализации и исполнения соответствующих прав и обязанностей.
Исходя из особенностей целей и предмета правового регулирования в МВД России могут издаваться и иные виды нормативных правовых актов.
В системе МВД России запрещается издание актов управления, содержащих правовые нормы, в виде распоряжений, писем, телеграмм, телефонограмм, указаний, протоколов, актов, заключений, планов и других служебных документов.
В своей деятельности полиция руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности1.
Принципиально новыми являются положения ч. 3 ст. 3 Закона о полиции, которые наделяют МВД России правом разрабатывать и представлять Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также предложения по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к деятельности полиции. Указанная норма предполагает инициативную деятельность МВД России, его структурных подразделений и отдельных сотрудников по совершенствованию нормативной правовой базы. Это особенно важно, так как сотрудники полиции профессионально представляют те отношения, участниками которых они выступают, видят пробелы и другие дефекты правового регулирования и в наибольшей степени заинтересованы в их преодолении.
Важен вопрос правового регулирования деятельности полиции в условиях чрезвычайного или военного положения. Рассматривая проблемные и долго нерешаемые вопросы, непосредственно влияющие не только на эффективность, но и на степень законности действий субъектов обеспечения особого правового режима чрезвычайного положения, важная роль среди которых принадлежит и органам внутренних дел (полиции), необходимо отметить следующее обстоятельство. Само по себе чрезвычайное законодательство в предупреждении чрезвычайных ситуаций различного вида играет весьма заметную, но не решающую роль: посредством нормативных правовых актов общество информируется о действиях государства только в пределах, обозначенных в ряде федеральных законов, что делает возможным заранее определить будущие действия государства ограничительного характера по отношению к населению и институтам гражданского общества.
В Федеральном законе «О полиции» в п. 29 ст. 12 предусмотрена ставшая традиционной обязанность полиции по участию в «обеспечении режима военного положения и режима чрезвычайного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях».
Многие исследователи отмечают, что в вышеуказанном законе необходимо законодательно усилить роль полиции в противодействии терроризму, так как среди приблизительно 300 факторов, определяющих причины преступности, национальные правоохранительные системы могут влиять примерно только на 50—60 факторов. Все остальные причины преступности, включая и терроризм, кроются в проблемах личности, общества и государства в лице его институтов власти (в частности, социального характера).
Слово «участвовать» означает «принимать участие в чем-либо», слово «участие» означает «деятельность по совместному выполнению чего-нибудь, сотрудничество в чем-нибудь»1.
Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидации их последствий Конституция Российской Федерации входит в предметы совместного ведения РФ и ее субъектов. Содержанию данного предмета ведения в этой сфере, характеру разграничения полномочий РФ и ее субъектов посвящен Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»2, в положениях которого закрепляются общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и устанавливаются соответствующие полномочия субъектов Российской Федерации и организационные формы их реализации. В частности, согласно ст. 11 названного федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации создают при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, их взаимодействие с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации предполагают выполнение стоящих перед указанными органами государственной власти задач в конституционных пределах их полномочий.
Законодательство Российской Федерации предусматривает особые правовые режимы двух видов.
- Военное положение — это «особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии»1.
- Чрезвычайное положение рассматривается как разновидность особых правовых режимов, определяемая в соответствии с Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»2. Это понятие законодатель сформулировал следующим образом; чрезвычайное положение — это «особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей».
личности и общества. Содержанием правового режима чрезвычайного положения предусматриваются изменения правового статуса субъектов, системы органов управленческого воздействия, определяются меры, используемые для урегулирования ситуаций.
В статье 4 Международного пакта о гражданских и политических правах (1966 г.) в качестве главного обстоятельства, положенного в основу введения чрезвычайного положения любым государством, определяется возникнувшая ситуация, угрожающая жизни нации1. Таковыми обстоятельствами для введения в действие режима чрезвычайного положения можно рассматривать, во-первых, попытки насильственного изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся применением насилия, межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, несущая угрозу жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; во-вторых, стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения, и требующие проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Первая группа оснований для введения чрезвычайного положения ведет за собой усиление мер в наведении общественного порядка, применение более строгих санкций в отношении правонарушителей, ограничение прав и свобод граждан. Российским государством принимаются меры по отслеживанию складывающейся социальной обстановки в регионах с целью своевременного предотвращения протестных выступлений населения. В соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» Правительство РФ утвердило Правила отнесения территорий к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда2. К ним относятся субъекты РФ, у которых общий на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН)// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 12, 1994. показатель, характеризующий уровень напряженности на рынке труда1, более чем в 1,5 раза превышает аналогичный показатель в целом по Российской Федерации.
Приказом Минздравсоцразвития РФ к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда в 2010 г. был отнесен ряд регионов России: 10 республик (Алтай, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Тува, Чечня) и 2 края (Алтайский, Забайкальский), а также Курганская область2. В большинстве из них сложилась критическая, по сравнению с другими регионами, социально- экономическая обстановка.
Вторая группа оснований введения режима чрезвычайного положения диктуется необходимостью оказания государством пострадавшим гражданам быстрой и эффективной помощи, проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ, обеспечением порядка и дисциплины, прибегая с этой целью к определенным ограничениям и санкциям.
Основным методом регулирования общественных отношений в этот период становится публично-правовой. Преимущество отдается использованию государством административных правоотношений, носящих властно- вертикальный характер. Фактически в зоне действия режима чрезвычайного положения в качестве вынужденной временной меры, оформленной на основании закона, вводится в той или иной степени прямое президентское правление.
Введение чрезвычайного положения, вызванного социально- политическими причинами, может потребовать введения дополнительно следующих мер (ограничений): комендантский час; ограничение свободы печати и выступлений в СМИ посредством осуществления цензуры; временный запрет печатной продукции; приостановление (после предупреждения) деятельности политических партий, общественных объединений, противодействующих нормализации обстановки; ограничение или запрет продажи оружия, ядовитых веществ, алкогольных напитков и др.
Возможность ограничения деятельности общественных объединений, действующих в форме политических партий, отражена не только в законодательстве России и в нормах международного права, но допускается практикой деятельности Европейского суда по правам человека Совета Европы. В соответствии с руководящими принципами запрета и роспуска политических партий устанавливаются общие подходы для государств—членов Совета Европы и других стран, присоединившихся к Конвенции о защите прав человека и основных свобод1.
Ограничение прав возможно только при наличии предусмотренных законом обстоятельств «в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия в целях предотвращения беспорядков и преступности, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц». Если причиной введения чрезвычайного положения является возникновение стихийных бедствий, аварий и катастроф, то возможно применение и иных мер (например, введение карантина, а также особого порядка в распределении продовольствия и др.).
Приведем ряд, предусмотренных в законодательстве, ограничений прав и свобод человека, не позволяющие в полном объеме выполнять принцип законности, хотя бы потому, что соответствующие федеральные законы и подзаконные нормативные акты отсутствуют. Например, определение
«цензура» нормативно не определено в законодательной базе России. Имеются только его варианты, представленные в словарях2. Хотя федеральными конституционными законами «О чрезвычайном положении» и «О военном положении» предусматривается возможность введения цензуры, а Законом РФ
«О средствах массовой информации»1 установлен запрет на осуществление цензуры в отношении средств массовой информации. Для исправления сложившегося положения необходима разработка проекта Федерального закона
«О цензуре в Российской Федерации» или отдельных положений о цензуре, раскрыв ее сущность, с введением соответствующих разделов в чрезвычайное законодательство.
Отметим, что в российском законодательстве предусматривается возможность привлечения к административной ответственности только тех лиц, которые нарушили требования режима чрезвычайного, а о военном положении ничего не говорится2.
Отсутствующая нормативная база, посредством которой реализуется правовой режим военного положения и, в частности, применение ограничительных мер в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, является препятствием для планирования специальных мероприятий и их выполнения в условиях режима военного положения.
Для эффективного обеспечения режима чрезвычайного положения необходимо разработать программу подготовки и обучения руководителей органов внутренних дел, на которых могут быть возложены задачи по выполнению обязанностей комендантов, обеспечивающих режим чрезвычайного положения.
Представляется, что необходимо разработать образцы нормативных правовых актов и решений комендантов территорий, законодательно определив механизм, способствующий реализации ограничений, субъектами, обеспечивающими режимы чрезвычайного и военного положений, которые они установили на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров и финансовых средств, а также оказание услуг; запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования и иных массовых мероприятий; приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, химически и биологически опасные вещества; ограничение свободы печати и других средств массовой информации; приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений.
Заметим, не конкретизированная процедура изъятия хранящихся на законных основаниях у граждан оружия, боеприпасов и ядовитых веществ в период действия правового режима чрезвычайного положения, также требует нормативного разрешения. На сегодня действует нормативный акт только в отношении добровольно сданных вышеуказанных предметов, и автоматически переносимый на иные обстоятельства1.
Также не определен процессуально-правовой механизм, согласно которому суд осуществляет продление сроков содержания под стражей лиц, подозреваемых в совершении теракта и других особо тяжких преступлений, в период действия чрезвычайного положения, так как ни в нормах уголовнопроцессуального кодекса, ни в иных нормативных актах такое не предусматривается; не указано конкретное место их содержания (ИВС или СИЗО).
Решение рассмотренных вопросов позволит, не только повысить эффективность действий полиции в указанных условиях, но и значительно улучшить правовое регулирование деятельности других органов власти и управление гражданским населением при возникновении такой обстановки. стандартам, принятым в наиболее развитых государствах мирового сообщества. В то же время в целях совершенствования правовых основ деятельности полиции в Российской Федерации необходимо закрепить понятие «полиция» в действующем законодательстве.
2.2. Права и обязанности как элемент правового статуса сотрудника полиции Российской Федерации
Принятие Федерального закона «О полиции» потребовало совершенствования существовавших нормативных правовых актов МВД России. Вместе с тем, в научной литературе и законодательно не определено понятие правового статуса сотрудника полиции.
Рассмотрение вопросов, связанных с правовым статусом сотрудника полиции, является одним из важнейших направлений совершенствования правоохранительной системы государства. Сотрудники полиции, являясь государственными служащими, обладают правом применения мер государственного принуждения в отношении граждан, нарушивших установленные в государстве правовые нормы. В соответствии с этим, несомненно, можно утверждать, что исследование правового статуса сотрудника полиции имеет важнейшее значение в аспекте дальнейшего построения правового государства в Российской Федерации.
С точки зрения узкого подхода правовой статус личности – это права и свободы, которыми обладает человек – субъект права. Система государственной службы Российской Федерации включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу и государственную службу иных видов. Сотрудники полиции проходят государственную службу иных видов. Государственная служба в полиции устанавливается федеральными законами и является федеральной государственной службой. Для правильного уяснения действия норм федерального законодательства, регулирующего условия прохождения службы в органах внутренних дел, необходимо определиться с соотношением понятий «сотрудник органов внутренних дел» и «сотрудник полиции».
В органах внутренних дел предусмотрено наличие трех видов специальных званий: специальное звание полиции, специальное звание внутренней службы и специальное звание юстиции. Таким образом, следует заключить, что понятия «сотрудник органов внутренних дел» и «сотрудник полиции» с точки зрения формальной логики соотносятся как общее и частное, то есть нормативные правовые акты, предусмотренные для сотрудников органов внутренних дел, соответственно, распространяются и на сотрудников полиции. Основные права и обязанности сотрудников полиции, а также предусмотренные для них запреты и ограничения, установлены нормами федерального законодательства.
Элемент, образующий в сочетании с обязанностями полиции ядро правового статуса данного органа — это права полиции. Права сотрудников полиции можно рассматривать в двух различных аспектах. В первом имеются ввиду права, которыми он наделяется для реализации целей, поставленных перед полицией, т.е. выполнения возложенных на них обязанностей, которые можно назвать права-полномочия. Во втором же случае подразумеваются права, не отражающие сущностное содержание деятельности полиции как органа государственной власти, но дающие возможность удовлетворения личных интересов сотрудника (право на достойную оплату труда, право на отдых, право на удовлетворение жилищных потребностей и т.д.), именуемые нами как права-привилегии. Понятно, что права и первой и второй группы появляются у лица только в связи с его поступлением на службу в полицию, однако именно права первой группы определяют ее место в ряду всех иных органов государственной власти и в обществе в целом, другими словами, образуют ядро ее правового статуса. И именно их имеют ввиду при употреблении словосочетания «права полиции».
Права первой группы (права-полномочия) сотрудников полиции вторичны, производны от их основных обязанностей. Это подтверждает и законодатель, формулируя ч. 1. ст. 13 Закона «О полиции» следующим образом: «Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права…»1.
В свою очередь права-полномочия сотрудников полиции можно классифицировать следующим образом:
- Общие права — это права сотрудника полиции как государственного служащего.
- Специальные права — права, которые сотрудник полиции выполняет по должности. Они производны от общих прав полиции и являются формой их реализации. Их набор зависит от вида полицейского подразделения (оперативный сотрудник, патрульный, инспектор дорожно-патрульной службы и т.д.) и уровня занимаемой должности (министерство, территориальный орган). Перечень специальных прав содержится в должностном регламенте (должностных инструкциях) сотрудника полиции, утверждаемом соответствующими руководителями.
Общие права сотрудника полиции как государственного служащего, представляющие наибольший интерес для нашего исследования, определены в ч. 1 ст. 13 Закона «О полиции». Их реализация образует повседневную деятельность полиции как правоохранительного органа. К ним относятся такие наиболее часто используемые права, как:
- проверять документы, удостоверяющие личность граждан;
- проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций документы, подтверждающие разрешение совершения тех или иных действий или на осуществление конкретного рода деятельности;
- вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях;
- получать доступ к необходимым документам в государственных и муниципальных органах, общественных объединениях и организациях;
- патрулировать населенные пункты и общественные места;
- осуществлять принудительное препровождение граждан в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции;
- осуществлять личный досмотр граждан и др.
Все названные и иные, перечисленные в Законе «О полиции», права могут быть реализованы только при соблюдении ряда условий, установленных законом (как правило, в той же норме, что и сами права). Например, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, сотрудник полиции может, только если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (п. 2. ч. 1. ст. 13 Закона «О полиции»). Наиболее спорным правам-полномочиям сотрудников полиции законодатель посвятил две отдельные главы нового Закона «О полиции», а именно главу 4 «Применение полицией отдельных мер государственного принуждения» и главу 5 «Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия». Это вполне оправдано, ибо данная группа прав может существенно ограничить, а в некоторых случаях — нарушить права и свободы граждан, в связи с чем необходима максимально жесткая регламентация их использования.
Так, в Законе «О полиции» четко регламентируется порядок и условия задержания граждан, обязанности работника полиции и права задержанного (ст. 14). В каждом случае задержания гражданина, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причины и основания задержания, его право на юридическую помощь, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения. Полиция, защищая право каждого на неприкосновенность жилища, обладает правом вхождения (проникновения) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. В ст. 15 Закона «О полиции» предусмотрены основания для таких действий: спасение жизни граждан и их имущества, обеспечение безопасности граждан или общественной безопасности при массовых беспорядках и чрезвычайных ситуациях; задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления; пресечение преступления; установление обстоятельств несчастного случая1.
Более того, в случаях пресечения преступления, сотрудник полиции вправе при необходимости произвести взлом (разрушение) запирающих устройств, элементов и конструкции, препятствующих проникновению в помещение. При этом сотрудник полиции обязан в течение 24 часов письменно сообщить о вхождении (проникновении) своему начальнику, проинформировать собственника помещения, а также письменно уведомить прокурора.
Новым Законом несколько расширены случаи применения сотрудниками полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. В настоящее время применение физической силы допускается для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения (п. 2 ч. 1 ст.
20 Закона). Применение специальных средств (электрошоковых устройств, водометов, бронемашин и т.п.) может иметь место для защиты охраняемых объектов, блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия (п. 11 ч. 1 ст. 21 Закона). Сотрудник полиции также вправе применить огнестрельное оружие для разрушения запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих проникновению в жилые и иные помещения (п. 3 ч. 3 ст. 23 Закона)1.
Новым Законом ужесточен контроль за случаями применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Сотрудник полиции обязан уведомить о случаях применения не только огнестрельного оружия, но и физической силы, а также специальных средств. В случае причинения гражданину телесных повреждений в результате применения физической силы или специальных средств должны уведомляться его близкие родственники или близкие лица. В случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия в течение 24 часов уведомляется прокурор. Более того, о каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью или материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств и огнестрельного оружия, сотрудник полиции обязан в течение 24 часов предоставить рапорт непосредственному начальнику либо руководителю близлежащего территориального органа полиции.
Также необходимо отметить, что как федеральный государственный служащий сотрудник полиции несет права и обязанности, установленные ч. 1 ст. 28 и ч. 1 ст. 27ФЗ «О полиции», которыми предусмотрено право:
- на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
- на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в полиции;
- на отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков;
- на оплату труда и другие выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации и контрактом о прохождении службы в полиции;
- на получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для выполнения служебных обязанностей, а также на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции;
- на доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности связано с использованием таких сведений;
- на доступ в установленном порядке в государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации в связи с выполнением служебных обязанностей;
- на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов;
- на защиту своих персональных данных;
- на продвижение по службе в полиции;
- на профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку в установленном порядке;
- на рассмотрение служебного спора в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- на проведение по его заявлению служебной проверки;
- на защиту своих прав и законных интересов, включая обжалование в суд их нарушения;
- на обязательное государственное страхование жизни и здоровья в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- на государственную защиту жизни и здоровья, жизни и здоровья членов его семьи, а также принадлежащего ему и членам его семьи имущества;
- на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Сотрудник полиции, независимо от замещаемой должности, места нахождения и времени суток обязан:
- оказать пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также тем, кто находится в беспомощном либо опасном жизни и здоровья состоянии, первую помощь;
- в случае обращения гражданина с заявление о преступлении, административном правонарушении, происшествии либо в случае выявления таковых принять меры по спасению гражданина, превенции и (или) пресечению противоправного деяния, задержанию лиц, подозреваемых в его совершении, по охране места противозаконного действия и сообщить об этом в подразделение полиции.
Основной объем обязанностей полиции составляют обязанности, которые так и следует называть — основные, или сущностные. К ним относятся такие обязанности, целью которых является решение задач, поставленных перед полицией, т.е. выполнение ее социального предназначения. Обязанностям посвящена отдельная статья Закона «О полиции», а именно статья 12, где дается их подробный перечень.
Закон «О полиции» устанавливает, что перечень ее обязанностей является исчерпывающим. Он может быть дополнен только путем внесения соответствующих изменений в указанный нормативный правовой акт (ч. 2 ст. 12). Тем самым ограничивается субъективизм исполнительной власти в использовании полиции не по назначению. Ст. 27 Закона «О полиции» и представляет собой обязанности сотрудников полиции знать и соблюдать Конституцию РФ, законы и иные нормативные правовые акты, выполнять приказы и распоряжения руководителей, соблюдать внутренний распорядок и т.п.
В ходе реформы МВД изменения произошли не только в основных (сущностных) обязанностях полиции, но и во вспомогательных. Так, одним из нововведений в перечне обязанностей данного вида является то, что полицейские теперь должны объяснять происхождение своего имущества. Согласно п. 10 ч. 1 ст. 27 Закона «О полиции», сотрудники обязаны представлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Данная система декларирования уже функционирует, эмпирический опыт ее практической реализации получен в ходе внеочередной аттестации. При этом возникли сложности объективного характера, в частности, в аспекте проверки сведений о принадлежащих сотрудникам полиции и членам их семей на правах собственности недвижимости за рубежом. Решающую роль в создании объективной картины положения вещей сыграло международное полицейское сотрудничество, результатом чего стало добровольное увольнение ряда сотрудников.
Для повышения эффективности практической реализации системы декларирования важно пошаговое регламентирование совместных действий службы собственной безопасности и подразделений по борьбе с экономической преступностью и коррупцией. Между различными структурами происходит обмен информацией не только непосредственно о преступлениях и иных правонарушениях но и о случаях «внешнего проявления коррупции» (о дорогих покупках, которые не может покрыть зарплата сотрудника полиции). Корректировка правового статуса сотрудника правоохранительного органа, в частности путем появления новой обязанности, объективно отражает изменения, происходящие в российской политико-правовой действительности.
Рассмотрим подробнее некоторые права и обязанности.
- Право на ознакомление с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности, с критериями оценки эффективности выполнения служебных обязанностей, показателями результативности служебной деятельности и условиями продвижения по службе в органах внутренних дел (п. 2 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесений изменений в отдельные акты Российской Федерации» — далее Закон о службе). Время на ознакомление сотрудника с должностным регламентом (должностной инструкцией) и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещающей должности, нормативно ничем не ограничено. Отсутствие в должностном регламенте (должностной инструкции) критериев эффективности (критериев качества) исполнения служебных обязанностей лишает представителя нанимателя возможности в будущем предъявлять к сотруднику органов внутренних дел претензии по поводу ненадлежащего исполнения им служебных обязанностей. В данной ситуации суд всегда будет на стороне сотрудника. Отсутствие в должностном регламенте (должностной инструкции) показателей результативности (количественных критериев) лишает представителя нанимателя возможности предъявлять к сотруднику претензии по поводу недостаточности результатов его служебной деятельности.
- Регламентируя право на отдых сотрудника (п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона о службе), законодатель не урегулировал такой момент, обязан ли сотрудник при обычном режиме службы, в свободное от службы время находиться в режиме постоянной связи.
- Реализуя право на ознакомление с материалами своего личного дела (п. 8 ч. 1 ст. 11 Закона о службе) сотрудник органов внутренних дел должен учесть, что оно предоставлено только сотрудникам полиции в отличии от. сотрудников юстиции и внутренней.
- Говоря об обязанностях, в первую очередь, речь пойдет об обязанности знать и соблюдать нормативные правовые акты (п. 1 ч. 1 ст. 12 Закона о службе). Соблюдению и исполнению подлежат только те нормативные правовые акты, которые обладают юридической, т.е. обязательной силой. Указанной силой они будут обладать лишь тогда, когда соблюдаются все официальные требования к подготовке, содержанию, форме, согласованию, принятию, государственной регистрации, официальному опубликованию и вступлению в законную силу.
- Обязывая сотрудника сообщать непосредственному руководителю (начальнику) о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов при исполнении служебных обязанностей (п. 13 ч. 1 ст. 12 Закона о службе), законодатель не предусмотрел формы, а главное
- срока такого сообщения, что значительно затрудняет привлечение сотрудника к юридической ответственности.
- В дополнение к изложенному следует отметить, что законодатель обязывает, в частности, сотрудника полиции, оказывать первую помощь гражданам, пострадавшим от преступлений или административных правонарушений (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции).
- Кроме того, законодатель предусматривает требования к служебному поведению сотрудника ОВД, а также ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции. Требуя от сотрудника ОВД не допускать публичные высказывания и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов (п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе), законодатель в то же время не запрещает допускать высказывание в отношении государственных органов, находясь с кем-то один на один без ограничения количества подобных ситуаций.
Необходимо также отметить, что Федеральный закон о полиции не предусматривает временных ограничений, когда сотрудник полиции обязан исполнять свои обязанности или использовать свои права. Поэтому по смыслу законодательства о полиции сотрудник полиции обязан предпринять все законные меры для предупреждения и пресечения преступлений и административных правонарушений.
Таким образом, в данном параграфе рассмотрен вопрос правового регулирования деятельности сотрудника полиции, так как именно сотрудники полиции, являясь государственными служащими, обладают правом применения мер государственного принуждения в отношении граждан, нарушивших установленные в государстве правовые нормы. В соответствии с этим, несомненно, можно утверждать, что исследование правового статуса сотрудника полиции имеет важнейшее значение в аспекте дальнейшего построения правового государства в Российской Федерации. Проведенный анализ правового регулирования деятельности сотрудника полиции позволяет сформулировать следующие выводы:
- вопросы, касающиеся исследования правового статуса сотрудника полиции, имеют первостепенное значение с позиции реализации органами внутренних дел своих функций;
- подходить к определению понятия правовой статус личности следует, несомненно, с точки зрения широкого подхода, поскольку, таким образом, мы сможем учесть такой важнейший элемент структуры правового статуса личности как ее обязанности;
- понятия «сотрудник органов внутренних дел» и «сотрудник полиции» соотносятся как общее и часть;
- на современном этапе реформирования системы государственной службы Российской Федерации одним из ключевых элементов правового статуса полицейского, на который следует обратить особое внимание в рамках повышения эффективности функционирования системы МВД России, являются установленные законодательством запреты и ограничения для сотрудников полиции.
Права и обязанности сотрудников полиции являются также элементом их правового статуса. Основные права и обязанности сотрудников полиции, а также предусмотренные для них запреты и ограничения, установлены нормами федерального законодательства.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф