1 2
Введение
Наиболее трудоемким участком бухгалтерии принято считать учет оплаты труда и иных выплат сотрудникам, поскольку именно применяемые механизмы оплаты труда являются мотивацией сотрудников к повышению производительности труда.
Заработная плата сотрудника является установленным поощрением за труд, величина которой зависит от уровня квалификации сотрудника, а также условий и качества его труда. Кроме того, в расчете заработной платы многие современные предприятия используют различные схемы стимулирующих и компенсационных выплат.
Оплата труда осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами действующего законодательства, а также внутренними локальными актами экономического субъекта.
Актуальность темы исследования. Проблема организации системы учета заработной платы на сегодняшний день является актуальной проблемой в экономической деятельности любой организации.
Любой экономический субъект в современных экономически реалиях стремится к наиболее оптимальному управлению ресурсами, которые находятся в его распоряжении. С каждым годом все больше исследователей утверждают, что наиболее ценным ресурсом экономического субъекта является его персонал, следовательно, эффективное управление трудовыми ресурсами является первостепенной задачей каждого предприятия. Мотивация к трудовой деятельностью является наиболее эффективным инструментом в управлении трудовыми ресурсами в рамках новых экономических реалий. Рациональная система оплаты труда в организации с учетом специфики ее деятельности значительно повышает уровень материальной заинтересованности сотрудников, тем самым значительно повышая уровень производительности их труда и качества выполненных работ.
Следовательно, учет расчетов по заработной плате и иным выплатам являются очень важным участком бухгалтерии, а также деятельности всего экономического субъекта в целом. Задачи контроля расчетов по оплате труда и иных выплат сотрудникам заключаются в формировании обоснованной, прозрачной и достоверной информации по всем выплатам, которые должны производиться своевременно, с учетом норм действующего законодательства.
Цель написания выпускной квалификационной работы является исследование порядка бухгалтерского учета и анализа по оплате труда на примере ЧОУ ДО «Академия Технолаб», а так же разработке по результатам исследования направлений совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— изучить понятие и сущность оплаты труда как экономической категории, формы оплаты труда;
— рассмотреть синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда;
— выделить принципы и особенности внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда;
— определить методологические основы анализа расчетов с персоналом по оплате труда;
— исследовать систему бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда ЧОУ ДО «Академия Технолаб»;
— проанализировать расчеты с персоналом по оплате труда в ЧОУ ДО «Академия Технолаб»;
— разработать мероприятия оптимизации учета расчетов с персоналом по оплате труда ЧОУ ДО «Академия Технолаб» и их экономическая эффективность.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является ЧОУ ДО «Академия Технолаб».
Предметом исследования выступает порядок бухгалтерского учета и анализа по оплате труда и взносам.
Источниками написания выпускной квалификационной работы являются информация первичных и сводных учетных документов, регистров синтетического и аналитического учета, данные учетной политики предприятия, учебно-методическая литература, монографические и периодические издания, официальные и нормативные материалы, ресурсы Интернета и электронных библиотек.
Методы исследования монографический, сравнительный анализ, аналитический, метод обобщения материала, балансовый, абстрактно-логический, анализ, синтез.
Практическая значимость исследования состоит в разработке мероприятий по совершенствованию системы учета и анализа расчетов по оплате труда и взносам во внебюджетные фонды в ЧОУ ДО «Академия Технолаб».
Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением и списком использованной литературы.
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, АНАЛИЗА И ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА
1.1 Понятие и сущность оплаты труда как экономической категории, формы оплаты труда
Современные условия функционирования субъектов хозяйственной деятельности различных отраслей анодного хозяйства для ведения деятельности используют различного вида ресурсы. Одним из важнейших ресурсов любого коммерческого предприятия являются трудовые ресурсы, от качества и количества которых во многом зависит результативность предприятия в целом. Стоимость трудовых ресурсов определяется заработной платой – ставками и тарифами, размерами поощрительных выплат, системой материального стимулирования.
Заработная плата представляет собой жизненно важную составляющую доходов населения, так как именно заработная плата является основным источником дохода у большинства людей и, соответственно, от ее размера зависит уровень жизни, возможности. Кроме того, заработная плата представляет собой важную категорию и с точки зрения работодателя, так как расходы на оплату труда — чаще всего это самая большая статья затрат, составляющая себестоимость производимой продукции или оказываемых услуг.
Исходя из важности данной категории, вытекает интерес к пониманию этого термина.
Достоверное понимание сущности оплаты труда как экономической категории позволяет повысить уровень рациональности управления расходами на оплату труда, обеспечить максимальный экономический эффект предприятию от использования трудовых ресурсов и увеличить имидж предприятия как социально-ориентированной организации. Проблемам формирования форм и систем оплаты труда, разработке систем мотивации персонала посвящены труды многих отечественных авторов. Рассмотрим их подходы к определению понятия заработной платы.
По мнению Абдукаримов И.Т., «заработная плата представляет собой форму собственных денежных средств доходов сотрудников, получаемых взамен на использование трудовых усилий в качественном и количественном измерении».
Генкин Б.М. трактует заработную плату как «выплаты, которые оговорены условиями трудового договора, внутренними соглашениями и локальными актами, а также нормами действующего трудового законодательства».
Одегов Ю.Г. трактует заработную плату как «систему отношений, которые обеспечивают выплаты работодателем сотрудникам за их труд в соответствии с действующим законодательством, внутренними локальными нормативными актами, соглашениями и трудовым договором».
Согласно ст. 129 Трудового кодекса РФ, «оплата труда является вознаграждением за труд исходя из квалификации сотрудника, количества, сложности, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты. То есть, оплата труда каждого сотрудника максимальным размером не ограничивается, при этом зависит от его качества труда и личного трудового вклада».
Исходя из мнения рассмотренных авторов, можно трактовать заработную плату как вознаграждение работнику за затраченные трудовые усилия в размере, установленном условиями трудового договора. С одной стороны – оплата труда гарантирует работнику доход для обеспечения достойного уровня жизни, с другой – является частью расходов предприятия на оплату ресурсов работника – его умственных, физических и деловых способностей.
Рассмотрим основные функции оплаты труда (см. рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 — Функции оплаты труда
Систему форм оплаты труда представим в виде схемы (см. рисунок 1.2).
Рисунок 1.2 — Система форм оплаты труда в Российской Федерации
В систему правил начисления основной заработной платы включаются доплаты и надбавки. Такие выплаты предусмотрены для учета отступлений от нормальных условий работы, которые требуют определенных дополнительных затрат труда и оплачиваются свыше к установленным расценкам на сдельную работу.
Кроме того, возможно применение разновидностей этих форм: простая повременная, повременно премиальная, прямая сдельная, сдельно-премиальная и т.д. Проанализируем основные характеристики систем оплаты труда работников (см. рисунок 1.3).
Временная и повременно-премиальная системы оплаты отличаются простотой расчета, для определения размера оплаты труда в данном случае необходимо только знание минимальной информации о применяемых тарифных ставках.
При сдельной оплате труда размер начисленной заработной платы напрямую зависит от величины – результата труда в натуральном выражении, например, это может быть объем производства.
Сдельно-премиальная система предусматривает помимо оплаты труда и начисление премии за качество произведенной продукции.
Бестарифная система предполагает отсутствие каких-либо индивидуальных тарифных ставок, что побуждает весь коллектив выполнить данное задание и получить оплату.
Система с групповым премированием подразумевает работу в группах, отдельных коллективах. Часто эта система применяется при выполнении проектов.
Таким образом, оплата труда представляет собой определенную значимую систему отношений, которые напрямую связаны с обеспечением установления и осуществления работодателем установленных коллективным и трудовым договорами денежных выплат работникам за труд и выполнение конкретных трудовых функций.
Рисунок 1.3 — Сравнительный анализ систем оплаты труда
Несмотря на то, что изменения действуют уже более трех месяцев, до сих пор для работников есть некоторая неясность в работе бухгалтерской службы, имеются вопросы со стороны сотрудников.
Не все работники связали произошедшие изменения с налогообложением, большинство предположило, о возможном изменении или нарушении трудового законодательства.
Во-первых, еще в декабре 2022 года рекомендовалось организациям провести разъяснительную беседу с работниками об изменениях в главу 23 НК РФ, в том числе о том, что с заработной платы за первую половину месяца (далее – аванс) будет удержан налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), так как теперь дата получения дохода в виде заработной платы – это дата ее выплаты, а не начисления, как было ранее. Кроме того, следовало предупредить всех сотрудников, что с 1 января авансы будут рассчитываться исходя из фактически отработанного времени.
Наиболее частые вопросы: «почему так мало я получил?», «когда дадут остальное?» и т. д. Наиболее конфликтные грозятся подать в суд.
В Трудовой кодекс действительно не вносились изменения, из-за которых нужно было бы срочно менять порядок расчетов с сотрудниками. Но сейчас в большинстве учетных программ нет возможности начислять оплату труда за первую половину месяца (аванса) в фиксированном размере или в процентах от оклада. Это связано с новыми правилами по НДФЛ.
Теперь зарплата признается доходом не в последний день месяца, а в день ее выплаты. Поэтому налог нужно удерживать как минимум дважды – при выплате аванса и при окончательном расчете за месяц.
Соответственно, суммы к выплате изменились бы в любом случае. Необходимо было донести до работников, что в итоге за месяц они получат ровно столько же, как и раньше. Единственное отличие – суммы в аванс и зарплату будут меняться. Объявление об изменениях можно было разместить на корпоративном портале или разослать работникам по электронной почте.
Не следует переживать, что кто-либо из сотрудников обратится в суд или трудинспекцию. Роструд считает расчетный способ оптимальным. Если исчислять аванс в процентах, есть риск завысить или занизить его. Когда платиться сотруднику аванс в размере меньше чем за фактически отработанное время, это дискриминация и нарушение его трудовых прав. А если больше, это может повлечь неправомерный расчет выплаты за вторую половину месяца. Авторы обращают внимание, что ответ на данный вопрос от 10.01.2023 года размещен на сайте Роструда онлайнинспекция.рф за номером 174138.
Организация-работодатель может оставить фиксированные авансы при малочисленном штате. При этом следует учесть, что 40% от оклада – это мало. Ведь после удержания НДФЛ сотрудник получит «на руки» примерно треть зарплаты (34,8% оклада = 40% × 0,87). В этом случае претензии будут не только от работника, но и от трудовых инспекторов. Поэтому без- опаснее увеличить аванс до 46-47%.
Следующий вопрос в настоящее время возникает у работников при получении ими справки о доходах, которая может быть представлена в соцслужбы, другие организации. Имеют место ситуации, когда справка, выданная работодателем, не принималась по причине неотражения всей заработной платы, которую получает работник в одном месяце, как было ранее.
Ведь аванс за январь попадает в доход января, а вторая часть январской зарплаты – в доход февраля.
В данном случае необходимо порекомендовать работнику взять образец справки по месту требования. В большинстве таких организаций есть либо шаблоны, либо требования к таким документам. До сих пор чиновникам подходила справка о доходах из приложения к 6-НДФЛ. Сейчас, возможно, она их не устроит из-за нового порядка уплаты НДФЛ.
Так как с 1 января 2023 года изменились сроки уплаты НДФЛ, правило о том, что доход в виде зарплаты считается полученным на последний день месяца, за который ее начислили, больше не работает.
Зарплата относится исключительно к месяцу, в котором ее выдали работнику. Поэтому и выходит, что зарплата за один месяц будет доходом разных периодов.
Справка о доходах сотрудника – это налоговая отчетность. В соцзащиту могут быть предоставлены сведения в любой форме. Унифицированного бланка нет. Если соцзащита рекомендует представить сведения на определенном бланке, есть смысл это сделать.
Следующий вопрос-претензия от работников – это изменения порядка выдачи расчетного листка работнику у тех работодателей, которые отправляли их по электронной почте сотрудникам, и перестали это делать по не ясным причинам.
Обращаем внимание, что действительно, Минтруд фактически объявил электронные расчетные листки вне закона, о чем уведомил всех в Письме от 20.01.2023 № 14-6/ООГ-296. Чиновники оставили право делать рассылки по e-mail только компаниям, которые полностью перешли на электронный кадровый документооборот. Раньше таких оговорок не было, достаточно было прописать условие о направлении расчетных листков по электронке в трудовом или коллективном договоре, что озвучено было в письме Мин- труда от 21.02.2017 № 14-1/ООГ-1560.
Не запрещалось передавать «расчетку» также и посредством мессенджеров, например, письмо ГИТ в г. Москве от 17.09.2021 № ТЗ/4683/10-33121-ОБ/18-1297. Теперь так делать рискованно. Трудовые инспекции в регионах уже начали придерживаться нового подхода.
Необходимо, как и ранее утвердить форму расчетного листка, если организация решила вернуться к бумажному варианту, с учетом мнения представительного органа работников (ч. 2 ст. 136 ТК). Знакомить с формой листка всех сотрудников не нужно.
Если организация решит не менять сложившуюся в компании практику, то ей следует быть готовой к претензиям со стороны трудинспекторов. Работодатель обязан письменно информировать сотрудника о составных частях заработной платы, удержаниях и иных суммах (ч. 1 ст. 136 ТК). При этом в кодексе ничего не говорится о способах. К тому же и в Роструде считают, что новые разъяснения Минтруда ничего не меняют. Поэтому работодатели, как и прежде, могут извещать сотрудников о зарплате в электронном виде, о чем говорится в ответе на вопрос от 25.01.2023 № 175002 на онлайнинспекция.рф.
На основании вышеизложенного, авторы рекомендуют учитывать работодателям, бухгалтерам сложившуюся ситуацию, связанную с изменениями в налогообложении, в целях урегулировании трудовых взаимоотношений с сотрудниками организаций, а также возникновения претензий контролирующих трудовое и налоговое законодательство органов.
1.2 Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда
Синтетический и аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда, как и самих работников, фонда оплаты осуществляется бухгалтерией с предоставлением информации отделом кадров. Именно отдел кадров несет ответственность за своевременное оформление приема сотрудников, их выбытия, различных перемещений между структурными подразделениями.
Исходя из изменения численности или структуры персонала, изменяется и объем начисляемой заработной платы.
Для точного и своевременного учета сотрудников на каждого работника заводится личное дело, его карточка учета, содержащая основные сведения об образовании и предыдущем опыте. Так же важность для учета расчетов с персоналом по оплате труда составляют данные о составе семь работника и его правовом и социальном статусе. От количества детей зависит объем налоговых вычетов. Так может иметь место наличие исполнительного судопроизводства по выплате алиментов, что так же оказывает влияние на размер заработной платы.
При приеме на работу нового сотрудника бухгалтерия предприятия открывает лицевой счет, которые применяется для начислений заработной платы, премий, выплат стимулирующего характера, а так же ведения учета среднего размера заработка.
В ходе определения численности сотрудников учитывается такая категория, как временно неработающие. Сюда можно отнести женщин, которые находятся в очередных отпусках, отпусках по уходу за ребенком, отпусках для сдачи сессии в образовательных учреждениях.
Для учета рабочего времени фактических работников применяется табель учета рабочего времени. Для его заполнения информация предоставляется руководителями отделов и служб в разрезе сотрудников, входящих в данное структурное подразделение. Руководитель отмечается явку и неявку, а так же ее причину и основание (подтверждение, если причина уважительная).
По итогам рабочего месяца табель закрывается путем определения числа неявок. Это число сообщается сотрудниками отдела кадров в бухгалтерию, которая, исходя из количества отработанных дней, делает расчет заработной платы.
Кроме заработной платы сотрудники имеют право на различные выплаты в виде премий и доплат стимулирующего характера. Периодичность и виды таких выплат устанавливаются внутренними документами организации, а именно Положениями, где подробно описываются условия и порядок получения дополнительных выплат.
Причинами дополнительных выплат могут быть надбавки за выслугу лет (большой стаж работы в организации), замещение других должностей, увеличение объема выполняемой работы, увеличение трудоемкости рабочих процессов, усложнение условий выполнения работы (ночное время, вредные условия труда). Так же решения о премировании сотрудников могут приниматься в связи с праздничными датами в виде поздравления сотрудников, их стимулирования.
На основании Трудового кодекса РФ работники имеют право на трудовые и социальные отпуска. Трудовые отпуска предоставляются не ранее чем через полгода после начала работы на предприятии. При уходе работника в отпуск до момента истечения 1 года со дня его принятия на работу, его средний заработок рассчитывается на основании заработной платы за полные месяцы, отработанные до ухода в отпуск.
Специфическим видом оплаты выступает пособие по временной нетрудоспособности. Выплата осуществляется частично за счет Фонда социального страхования. В 2021 году в порядок оплаты листов по временной нетрудоспособности был оптимизирован следующим образом: первые 3 дня оплачиваются работодателем из средств предприятия, остаток периода нетрудоспособности оплачивается Фондом социального страхования. Объем пособия определяется так же исходя из табеля учета рабочего времени, куда заносятся данные с листа временной нетрудоспособности. Обязательным условием является предоставление листа временной нетрудоспособности медицинским учреждением.
Одним из видов выплат является выходное пособие, которое выплачивается сотруднику при его увольнении из штата, либо при условии ликвидации организации. Величина выходного пособия определяется условия трудового договора, величины среднего размера заработной платы и норм действующего законодательства11.
Обязательными удержаниями является налог на доходы физических лиц и удержания по исполнительным листам. Индивидуальными являются погашение задолженности по выданным раннее авансам, возврат сумм, выплаченных излишне в результате неправильных расчетов, возмещение материального ущерба, удержания за брак, взыскание штрафов и тому подобное12.
Под начислением заработной платы понимается запись на счетах бухгалтерского учета задолженности предприятия по оплате труда перед сотрудником за определенный период времени – за месяц. В организациях синтетический учет расчетов с персоналом по оплате труда ведется на активно-пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Начисленная заработная плата выступает одним из элементов затрат на производство. Одновременно с начислением задолженности работникам по оплате труда, сумма начисленной заработной платы записывается по дебету счетов Дебет 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства», 44 «Расходы на продажу», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 99 «Прибыли и убытки»13.
В таблице 1.1 представлены бухгалтерские проводки по отчислению страховых взносов во внебюджетные государственные фонды.
Таблица 1.1
Бухгалтерские проводки по отчислению страховых взносов во внебюджетные государственные фонды
Фонд | Размер отчислений в фонды, % | Дебет | Кредит |
ФСС РФ | 2,9 | 20, 23, 26 | 69/1 |
ПФР РФ | 22,0 | 20,23,26 | 69/2 |
ФФОМС РФ | 5,1 | 20,23,26 | 69/3 |
Начисление сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также других выплат производится за счет средств органов социального страхования и отражается проводкой:
Дебет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» Кредит 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Удержания из начисленной заработной платы списываются с кредита соответствующих счетов в дебет счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда».
Выдача сумм заработной платы перечислением на банковскую карту работника оформляется следующей проводкой:
Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 51 «Расчетный счет».
Неполученная в срок заработная плата оформляется следующей проводкой: Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 76/4 «Расчеты по депонированным суммам».
Таблица 1.2
Бухгалтерские проводки по начислению заработной платы
Дебет | Кредит | Начисления |
20, 23 | 70 | Начислена заработная плата рабочим основного производства и вспомогательного производства |
26 | 70 | Начислена заработная плата административному персоналу, специалистам |
20,23,26 | 70 | Начислены выплаты – премий, материальной помощи и т.п., доплаты за вредные условия труда, районный коэффициент |
20,23,26 | 70 | Начисленные отпускные |
69 | 70 | Начислено пособие по временной нетрудоспособности |
25, 29, 08, 44, 91, 99 | 70 | Начислена заработная плата на общепроизводственные расходы, работникам обслуживающих производств, работникам, занятым в капитальном строительстве, занятых в реализации товаров и пр. |
Суммы удержанного НДФЛ отражаются по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», а отчисления в ПФР отражаются по дебету тех же счетов бухгалтерского учета, на которых отражается начисление заработной платы работникам организации и по кредиту счета 69/2 «Расчеты по пенсионному обеспечению»14.
Таким образом, аналитический учет носит персональный характер и организуется в разрезе каждого работника, а синтетический учет фиксирует все начисления и удержания, объединяя их на счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Данный счет является основным по отношению к балансу, поскольку его сальдо на конец месяца отражает невыполненные организацией обязательства перед работниками или задолженность работников перед организацией.
1.3 Принципы и особенности внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда
Главной частью системы управления сотрудниками является обеспечение их безопасности. Детальная разработка всех категорий данной системы позволяет эффективно мобилизовать трудовые ресурсы, привлекать работников и формировать их заинтересованность, мотивировать их на результат, повышать уровень компетенций.
Организация общественного контроля способствует защите прав и интересов сотрудников различных предприятий в сфере трудовых отношений, предоставляют им практическую помощь по интересующим вопросам. Основными из данных организаций являются профсоюзы. Профсоюзное движение на сегодняшний день проходит сложный путь поиска места в системе социально-экономических отношений.
Данный тип организаций также призван обеспечивать контроль над принципами социальной политики организаций и обеспечивать взаимосвязь с руководством. Данные принципы заключаются в:
— в положении об оплате труда персонала;
— в положении о премировании персонала;
— в положении о корпоративной культуре организации;
— в правилах трудового распорядка;
— в правилах обеспечения безопасности на производстве;
— в положении о командировках;
— в регламенте адаптации персонала;
— в регламенте подбора персонала;
— в положении об обучении и развитии персонала.
Эффективность работы профсоюзных организаций в области охраны труда имеет прямую зависимость от усердности и результативности работы уполномоченных в данном деле лиц. Их главной задачей является осуществление контроля за безопасным производством, взаимосвязь с технической инспекцией и государственными органами в данной области15.
Существует специальная методика оценки условий работы трудящихся, которая соответствует нормативно-правовой документации. Каждый работодатель вправе устанавливать срок оценивания, в зависимости от изменения условий и особенностей безопасности труда.
Общественные организации ответственны за проведение регулярного производственного контроля и наблюдения за основными нарушениями техник безопасности на различных предприятиях.
Для улучшения работы по безопасности труда и совершенствования методик работы профсоюзов выгодным является проведение смотр-конкурсов. Они проводятся каждый год, и каждая организация может в них принять участие. И это не зависит от особенностей производства и характеристик работы профсоюзов. Выделим определенные условия для участия в данных конкурсах:
— созданная и функционирующая служба обеспечения безопасности трудящихся;
— наличие общественных объединений и профсоюзных организаций, занимающихся непосредственно охраной труда;
— подписание коллективного договора;
— наличие решения работодателя и профсоюзного органа об участии в областном смотре-конкурсе.
Методика проведения конкурсов позволяет привлекать профсоюзные организации к общественному контролю. Он позволяет создавать необходимые для труда и отдыха условия. Также она способствует активизации и улучшению роли профсоюзов в обеспечении охраны труда в организациях и улучшении связи между руководством и сотрудниками. Обобщая вышесказанное, был сделан вывод о том, что обеспечение безопасности трудовой деятельности на производстве производится слиянием сил работодателей, работников и профсоюзных объединений. Только общими усилиями можно добиться безопасных условий труда. При организации данного процесса необходимо учитывать тот факт, что успешное выполнение всех задач имеет взаимосвязь с поддержкой со стороны различных органов государственного и межведомственного контроля. Уполномоченные органы имеют обязательства в мониторинге соблюдения законных прав и интересов сотрудников любой организации. В особенности это касается предприятий повышенного риска, которым являются рассмотренные как пример горнорудные предприятия16.
1.4 Методологические основы анализа расчетов с персоналом по оплате труда
Экономическая эффективность использования труда будет зависеть от правильного и эффективного использования человеческих ресурсов.
Целью анализа трудовых показателей является определение основных направлений экономической работы по выявлению резервов экономии труда, заработной платы и возможностей дополнительного выпуска продукции, нового ассортимента изделий за счет роста производительности труда.
Основными задачами анализа являются:
– характеристика рабочей силы и анализ динамики показателей движения персонала;
– анализ соотношения темпов роста производительности труда и средней заработной платы; изучение эффективности использования фонда оплаты труда;
– выявления резервов сокращения потребности в трудовых ресурсах;
– полнота использования персонала, а также степень использования фонда рабочего времени.
На сегодняшний день единой методики анализа использования трудовых ресурсов и оплаты труда не существует. Как правило, предлагается использование ряда показателей, которые в динамике позволяют сделать вывод о повышении или снижении эффективности использования трудовых ресурсов и оплаты труда.
Существует множество подходов к оценке эффективности анализа эффективности использования трудовых ресурсов и оплаты труда. Основные из них приведены в таблице 1.3.
Таблица 1.3
Подходы к оценке эффективности использования трудовых ресурсов и оплаты труда
Как представляется автору настоящей работы, наиболее полно оценить эффективность использования трудовых ресурсов и оплаты труда целесообразно совокупностью показателей, представленных на рисунке 1.4.
Так, рентабельность представляет собой наилучший результат, который сотрудники достигают под воздействием тех мотивационных факторов, которые руководство организации применяет к ним17. Показатели рентабельности и методика их расчёта приведены в таблице 1.4.
Движение персонала характеризуется изменением списочной численности персонала в связи с приёмом на работу и увольнением. Нехватка рабочей силы будет определять снижение производительности труда либо повышение интенсивности действующих сотрудников для того, чтобы выйти на определенный объём выполняемых работ. Показатели движения персонала и методика их расчёта приведены в таблице 1.5.
Рисунок 1.4 – Система показателей оценки эффективности использования трудовых ресурсов и оплаты труда18
Таблица 1.4
Показатели рентабельности и методика их расчёта
Таблица 1.5
Показатели движения персонала и методика их расчёта19
Производительность труда определяется тем количеством изделий, которое выпускается за единицу времени. Чем больше выпускается единиц продукции за единицу времени, тем выше производительность труда. Показатели производительности труда и методика их расчёта приведены в таблице 1.6.
Таблица 1.6
Показатели производительности труда и методика их расчёта
Кроме того, необходимо поддерживать определенную норму поведения в организации и придерживаться той дисциплины и тех правил, которые данная организация определяет для своих сотрудников. Снижение уровня дисциплинированности и исполнительности персонала приводит к потере рабочего времени, в результате чего снижается производительность труда или объём выпускаемой продукции. Исходя из этого, любые нарушения, которые влекут за собой такое снижение уровня дисциплинированности и исполнительности персонала, будут отражаться на эффективности деятельности организации.
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ С ПЕРСОНАЛОМ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА В ЧОУ ДО «АКАДЕМИЯ ТЕХНОЛАБ» И РАЗРАБОТКА ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1. Организационно-экономическая характеристика ЧОУ ДО «Академия Технолаб»
Объект исследования — ЧОУ ДО «Академия Технолаб».
Юридический адрес Общества: 249039, Калужская область, город Обнинск, улица Калужская, дом 5 .
Основными видами деятельности являются:
1. Образование дополнительное детей и взрослых.
2. Научные исследования и разработки в области естественных и технических наук прочие.
3. Обучение профессиональное.
Ниже представлена динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ЧОУ ДО «Академия Технолаб» ЧОУ ДО «Академия Технолаб» за 2020-2022 гг. (см. таблицу 2.1).
Таблица 2.1
Динамика основных показателей финансово-хозяйственной деятельности ЧОУ ДО «Академия Технолаб»
№ п/п | Показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год | Отклонение | |
абс. знач. | % | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Выручка | 473610 | 531246 | 478652 | 5042 | 101,06 |
2. | Себестоимость продаж | 470460 | 527036 | 474481 | 4021 | 100,85 |
3. | Валовая прибыль (убыток) | 3150 | 4210 | 4171 | 1021 | 132,41 |
4. | Прибыль (убыток) от продаж | 3150 | 4210 | 4171 | 1021 | 132,41 |
5. | Налог на прибыль | 630 | 842 | 834 | 204 | 132,38 |
6. | Прочее | -681 | -834 | -460 | 221 | 67,55 |
7. | Чистая прибыль | 1839 | 2534 | 2877 | 1038 | 156,44 |
На рисунке 2.1 представим динамику выручки ЧОУ ДО «Академия Технолаб».
Рисунок 2.1 – Динамика выручки от реализации ЧОУ ДО «Академия Технолаб», тыс. руб
Исходя из представленных данных, показатели финансово-хозяйственной деятельности ЧОУ ДО «Академия Технолаб» имеют отрицательную динамику. По результатам 2022 года выручка снизилась на 10% по сравнению с 2021 годом.
Далее представим динамику чистой прибыли ЧОУ ДО «Академия Технолаб» (см. рисунок 2.2.).
Рисунок 2.2 — Динамика чистой прибыли ЧОУ ДО «Академия Технолаб», тыс. руб
Показатель рентабельности от основной деятельности увеличился с 39% до 60%. Также наблюдается отрицательная динамика чистой прибыли, которая в 2022 г. Выросла более чем на 56% по сравнению с предыдущим годом (см. рисунок 2.3).
Рисунок 2.3 — Рентабельность основной деятельности ЧОУ ДО «Академия Технолаб», %
Одной из причин снижения данных показателей финансово-хозяйственной деятельности организации является недостаточно высокая эффективность управленческих
Бухгалтерский учет деятельности ЧОУ ДО «Академия Технолаб» осуществляется в соответствии с учетной политикой предприятия. Для целей управления информация финансового учета группируется в специальных регистрах, которые могут дополняться расчетными и другими данными, то есть управленческий и финансовый учеты ведутся совместно.
2.2. Система бухгалтерского учета и внутреннего контроля расчетов с персоналом по оплате труда ЧОУ ДО «Академия Технолаб»
Организацию бухгалтерского учета труда и его оплаты, а так же контроль над правильностью его ведения в ЧОУ ДО «Академия Технолаб» осуществляет главный бухгалтер.
Главный бухгалтер ЧОУ ДО «Академия Технолаб» действует на основании следующих нормативно-правовых актов:
— Федерального закона «О бухгалтерском учете»;
— ПБУ (ФСБУ) 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;
— Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации.
Осуществление учета осуществляется сотрудниками бухгалтерии, подконтрольной главному бухгалтеру и непосредственно руководителем ЧОУ ДО «Академия Технолаб».
В качестве рабочего плана счетов бухгалтерского учета используется типовой План счетов, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, с добавлением дополнительных субсчетов.
Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в организации ведется в рублях и копейках. Хозяйственные операции оформляются первичными документами, составленными в момент совершения операций по форме с указанием обязательных реквизитов согласно ст. 9 п. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете».
Бухгалтерский учет на предприятии не автоматизирован. Применяются компьютеры для разработки и печати бланков учетной документации, при этом программа бухгалтерского учета не используется, все регистры ведутся вручную посредством бухгалтерских записей.
Бухгалтерская отчетность состоит из таких форм, как:
— бухгалтерский баланс;
— отчет о финансовых результатах;
— отчет об изменениях капитала;
— отчет о движении денежных средств;
— пояснения.
Бухгалтерия является самостоятельным структурным подразделением предприятия и подчиняется главному бухгалтеру ЧОУ ДО «Академия Технолаб». Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от должности приказом руководителя ЧОУ ДО «Академия Технолаб». Бухгалтерия в своей деятельности строго руководствуется Федеральным законом «О бухгалтерском учете», «Положением о ведении бухгалтерского учета и отчетности в РФ» и иными действующими нормативно-правовыми актами.
Структура бухгалтерии ЧОУ ДО «АКАДЕМИЯ ТЕХНОЛАБ» представлена на рисунке 2.4.
Рисунок 2.4 – Структура бухгалтерии ЧОУ ДО «Академия Технолаб»
Бухгалтерия ЧОУ ДО «Академия Технолаб» представлена четырьмя специалистами: главным бухгалтером и двумя бухгалтерами по заработной плате, а также одним кассиром. В качестве средств автоматизации и связи в бухгалтерии организации имеется один ноутбук, принтер и телефон.
В ЧОУ ДО «Академия Технолаб» разработана и утверждена приказом руководителя учетная политика предприятия.
В учетной политике предприятия утверждены:
— Рабочий план счетов бухгалтерского учета;
— Формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций;
— План и порядок проведения инвентаризации;
— Правила и график документооборота;
— Порядок контроля за хозяйственными операциями.
Согласно учетной политике на предприятии применяется журнально-ордерная форма ведения бухгалтерского учета.
Все совершенные на предприятии хозяйственные операции оформляются первичными документами, на основании которых, составляются сводные и накопительные документы. Затем данные заносятся в соответствующие журналы-ордера и ведомости в ним, далее заполняется главная книга.
Главный бухгалтер составляет и предоставляет в налоговые органы квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность.
Все сотрудники бухгалтерии готовят справки по результатам анализа в письменной форме, сдают главному бухгалтеру в виде отчетности по каждому участку.
Главный бухгалтер обобщает собранные сведения и готовит сводную справку как форму промежуточной отчетности перед руководством ЧОУ ДО «Академия Технолаб». Результаты проведенного анализа деятельности подлежат оформлению в виде приказа, который содержит констатирующую и постановляющую части. В констатирующей части отражаются выводы по результатам анализа. Постановляющая часть содержит перечень мероприятий и рекомендаций по ликвидации выявленных недостатков в деятельности организации, а так же использованию имеющихся резервов.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 12 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 7 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дней назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дней назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дней назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дней назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф