Меню Услуги

Проблемы и перспективы повышения эффективности гос управления

Страницы:   1   2   3   4   5

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • 1 Региональная экономика как основа региональных исследований
  • 1.1 Понятие и сущность регионального исследования в современной экономике
  • 1.2 Региональная экономика как субъект и объект государственного управления
  • 1.3 Методы региональных исследований
  • 2 Государственное управление экономическим развитием в Республике Дагестан
  • 2.1 Социально-экономическая характеристика Республики Дагестан как объекта региональных исследований
  • 2.2 Необходимость и проблемы региональных исследований в Республике Дагестан
  • 2.3 Прикладное значение региональных исследований в Республике Дагестан в условиях становления и развития рыночной экономики
  • 3 Проблемы и перспективы повышения эффективности государственного управления экономическим развитием Республики Дагестан
  • 3.1 Исполнение бюджета Республики Дагестан
  • 3.2 Перспективы повышения эффективности государственного управления экономическим развитием Республики Дагестан
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования заключается в том, что регионы сегодня превратились в главных субъектов экономических и политических отношений. Очень важно в этой ситуации достичь определения специфики и приоритетов проведения региональной политики с учетом сравнительных преимуществах тех или иных регионов, особенности его исторического и культурного развития.

Региональная (социально-экономическая) политика представляет собой сферу государственной деятельности по управлению политическим, экономическим, социальным и экологическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте.

В ней находятся отражение взаимоотношения между государством и регионами, так и регионов между собой.

Цель работы – исследовать регион как субъект и объект государственного управления экономическим развитием на примере Республики Дагестан.

Предмет исследования — направления региональной экономики как направления экономической науки.

Объект исследования — социально-экономическое развитие в системе региональной политики Российской Федерации на примере Республики Дагестан.

В ходе написания данной работы были поставлены и решены следующие задачи:

  1. Охарактеризованы понятие и сущность регионального исследования в современной экономике.
  2. Рассмотрена региональная экономика как субъект и объект государственного управления.
  3. Изучены методы региональных исследований.
  4. Дана социально-экономическая характеристика Республики Дагестан как объекта региональных исследований.
  5. Изучены необходимость и проблемы региональных исследований в Республике Дагестан.
  6. Проанализировано прикладное значение региональных исследований в Республике Дагестан в условиях становления и развития рыночной экономики.
  7. Рассмотрено исполнение бюджета Республики Дагестан.
  8. Охарактеризованы перспективы повышения эффективности государственного управления экономическим развитием Республики Дагестан.

Методологическая основа исследования базируется на общенаучном диалектическом методе познания объективной действительности. В исследовании применяются диалектические и частно-научный методы: исторический, логико-юридический, сравнительно-правовой, формально-логический.

Теоретическая и методологическая база исследования сформирована на основе региональной политики и экономической интеграции, на научных трудах отечественных и зарубежных ученых, посвященных разрабатываемой проблеме.

Степень научной разработанности темы. Развитие регионов РФ является предметом внимания различных ученых советской эпохи и современности, таких как А.В. Андреев, М.Р. Ахмедова, В.В. Бочаров, В.В. Кистанов, С.Ю. Глазьев, В.П. Попков, А.Г. Шишкин и др.

Эмпирическая база исследования включает материалы статистических сборников, научных архивов, монографических обследований; научные отчеты и доклады, материалы Министерства экономического развития Республики Дагестан.

Практическое значение исследования заключается в том, что теоретические выводы и положения могут быть использованы для дальнейшего научного исследования проблем, связанных с государственным управлением экономическим развитием регионов Российской Федерации.

Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе будет рассмотрена региональная экономика как основа региональных исследований.

Во второй главе работы будет изучено государственное управление экономическим развитием в Республике Дагестан.

В третьей главе будут рассмотрены проблемы и перспективы повышения эффективности государственного управления экономическим развитием Республики Дагестан.

 

1. Региональная экономика как основа региональных исследований

1.1 Понятие и сущность регионального исследования в современной экономике

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Региональная экономика по своей структуре может быть отнесена к мезоэкономике и является особым хозяйственным образованием, основная сложность которого состоит в множественности его форм.

Экономика региона – это подраздел экономической науки, который изучает территориальную организацию производственной деятельности. Данный подраздел должен описывать экономические явления, процессы и прочие термины, связанные с развитием региональных хозяйств и их гармонизацией с единым экономическим пространством.

Региональная экономика и управление в качестве самостоятельной отрасли экономической науки сформировалась благодаря объективным потребностям хозяйствования России.

Немаловажную роль в ее становлении сыграла необходимость обеспечения экономического развития в условиях рынка как страны в целом, так и ее отдельных регионов. Данная отрасль науки в сфере экономики должна изучать не только производственные силы, но и производственные отношения в разрезе определенных территорий.

Региональная экономика и управление занимаются исследованием закономерностей размещения на конкретной территории производительных сил, их функционирования и взаимосвязи при хозяйствовании внутри территорий.

Инструментами для достижения выбранных целей при этом должны быть:

– постановка теоретических проблем развития и функционирования территориальных комплексов с хозяйственной точки зрения;

– исследование экономических процессов, которые происходят на всех уровнях государственного народно-хозяйственного комплекса и, конечно же, взаимодействия между этими уровнями;

– изучение различных факторов (экономических, социальных и политических), которые являются основополагающими при формировании и развитии производственных отношений на уровне отдельного региона;

– проведение анализа причин возникновения проблем при управлении экономическими системами на региональном уровне.

Как и любое научное понятие, региональная экономика и управление имеет свой объект, который представлен производственными комплексами регионального типа, производственными отношениями и производственными силами на региональном уровне.

Когда в стране существовала плановая экономика, в отрасли управления соответствующими процессами преобладали отраслевые аспекты.

На современном же этапе, времени развития рыночной экономики, повышается значение региональных и территориальных аспектов. Региональная экономика и управление как экономическая дисциплина достаточно тесно связана с такими экономическими науками, как:

– экономическая теория: связь прослеживается в развитии, реализации законов и принципов экономической теории в региональном аспекте;

– комплекс отраслевых экономик: региональная экономика отражает и детализирует особенности функционирования отдельных экономик на территориальном уровне;

– управление и планирование народного хозяйства: связь можно обнаружить в реализации принципов планирования и управления на примере отдельного региона.

Эффективность регионального управления неразделимо связана с улучшением жизненного уровня граждан, проживающих на этой территории. Именно поэтому экономическое развитие – это понятие, которое отвечает за прогресс и целенаправленность в изменении структуры, взаимодействие ее элементов, а также повышение качества функционирования системы производства.

Под данным термином следует понимать своевременную модернизацию производства, обновление его структуры и усовершенствование основных функций.

В любом случае все нововведения, направленные на экономическое развитие регионов, должны иметь прогрессивный характер и основным их направлением должно быть увеличение производственного потенциала региона.

Развитие любого современного общества нуждается в хорошо организованной системе менеджмента. Одной из основных составляющих этой системы является региональная политика.

Социально-экономическое положение России все еще не перешло к устойчивому развитию, когда отставание по уровню жизни уменьшилось в сравнении с западными странами, а лишь находится в стабильном кризисном состоянии. Это в том числе связано с неадекватным научным обоснованием стратегии развития, реформ, а также места в этом процессе самого государства.

Таким образом, в настоящее время Россия нуждается в модернизации своей экономики, в выработке промышленной (структурной) политики. В этих обстоятельствах все более важной становится проблема регионального развития и направлений региональной политики. Это связано, с одной стороны, с продолжающейся социальной дифференциацией и поляризацией общества, с другой — с возрастанием роли региональных факторов развития страны.

Кризис 2008-2009 годов дал понять, что без модернизации экономики России, ей уготована роль сырьевой державы, развитие которой в большей части будет зависеть от мировой конъюнктуры на рынке энергоносителей. Формирование эффективной, современной федеральной и региональной экономической политики поможет избежать такого прогноза путем ориентации экономики на развитие конкурентных преимуществ, помощи бизнеса, малого и среднего предпринимательства, привлечение инвестиций, развитие инноваций, а также на обеспеченность квалифицированными кадрами. Без совершенствования экономики России и ее регионов сложно получить позитивные изменения в экономике, так как это одно из важнейших направлений, определяющих основной вектор современного мирового развития.

В понятийно-терминологической системе региональной экономики ключевое положение сегодня занимает термин «региональная политика» или «региональная экономическая политика».

Существует много определений, но общепризнанного определения региональной политики в России до сих пор нет. Это не случайно, так как само понятие региональной политики многогранно и многовариантно, предполагает множество методологических подходов.

В настоящее время региональная политика должна активно формироваться не только органами государственной власти, но и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

На наш взгляд, региональная экономическая политика — это политика федерального центра, субъектов РФ и органов местного самоуправления, учитывающая возможности и интересы региона, создание условий для их развития, и при этом не противоречащая выделенным государственным приоритетам.

Региональная экономическая политика имеет два уровня: федеральный и субфедеральный. Но государственную региональную политику не следует смешивать с региональной политикой на местах. Региональная политика, намечаемая и проводимая самими регионами — это то, что должно делаться и делается для согласованного и взаимо — сбалансированного развития всех элементов региона и с учетом местных условий. Государственная же региональная политика призвана обеспечить дееспособность региональной политики на местах. Ее задачами являются определение общих условий их деятельности, согласование пропорций общенационального и регионального развития. Тем самым государственная региональная политика реализует интересы государства в отношении регионов и внутренние интересы самих регионов.

Для реализации социально-экономической политики региона все уровни власти используют как экономические, так и политические инструменты для оказания воздействия на субъекты федерации. К инструментам региональной социально-экономической политики можно отнести налоговую, бюджетную, социальную политики, политику занятости населения, политику стимулирования ресурсов капитала, денежно-кредитную, ценовую политики, которые помогают решить возникающие проблемы в регионах.

Политика занятости населения с помощью региональных и государственных программ стимулирует рост занятости и увеличения рабочих мест, содействует взятию на работу работников, повышает их квалификацию, переподготовку рабочей силы, выделяет пособия временным безработным. А занятость населения является условием для создания валового продукта, а также основой конкурентоспособности субъектов федерации. С помощью региональной социальной политики (развитие жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, образования, культуры, улучшения демографии, помощь нуждающимся) повышается уровень социально-экономического развития.

Политика стимулирования ресурсов капитала направлена на перемещении капитала через субсидии, налоги, а также на привлечение капитала в одни регионы и запрет, ограничение развития предприятий в других регионах. Целью денежно-кредитной политики является обеспечение развития региона кредитными и денежными ресурсами, так как без этого не получится осуществить управление в стране, регионе. На социально-экономическое развитие региона оказывает существенное влияние бюджетно-налоговая политика с помощью рационального использования бюджетных доходов, налогов, эффективного управления государственным и региональным долгом, бюджетным дефицитом для сокращения инфляции и безработицы. Ценовая политика обеспечивает единство цен во всех регионах России, регулирует цены на некоторую социально значимую продукцию, газ, коммунальные услуги, перевозки общественного транспорта, а также ставят запрет на вывоз товаров.

Таким образом, ценовая политика влияет на качество и уровень жизни, ВРП, развитие частного сектора, инвесторов, технологическое развитие. Механизмы реализации региональной социально-экономической политики — это система конкретных методов, средств воздействия на регион, реализация которых приведет в последствие к социальному и экономическому развитию региона через пространственное распределение производственных сил. К основным составляющим такого механизма относится нормативно-правовая база, прогнозирование и программирование, финансовое, бюджетное регулирование развития региона, территориальное развитие, т. е. формирование территорий приоритетного развития, сотрудничество между регионами, создание специальных экономических зон.

Методы совершенствования социально-экономической политики, а также планирование инфраструктуры, развитие территорий, охрана окружающей среды, вопросы управления собственностью, природными ресурсами должны быть отражены в краткосрочных (годовой прогноз национальной экономики), среднесрочных (целевые федеральные программы) и долгосрочных (концепция долгосрочного социально-экономического развития) программах и прогнозах в экономических соглашениях, которые будут отражать интересы отдельного региона. Представления о региональной экономической политике (РЭП) начали складываться с середины 70-х гг.

Исторически термин «размещение производительных сил» является как бы предшественником понятия «региональная политика». Длительное время, примерно до косыгинской реформы управления, основные задачи регионального развития были связаны исключительно с размещением производства. Лишь в середине 70-х гг. проблемы комплексного развития хозяйства регионов стали находить отражение в плановых документах. В 1994 году в России была создана программа развития депрессивных регионов, а чуть позже конкретный документ о помощи депрессивным районам.

Также Министерством по делам национальностей и региональной политике подготовило проекты основных положений региональной политики в Российской Федерации и основных положений федеральной программы развития депрессивных и отсталых регионов. Однако они не были реализованы, а всяческие идеи развития региональной политики Правительством России практически были отвергнуты. Лишь к началу 2000-х годов были созданы предпосылки для разработки стратегий развития субъектов Российской Федерации.

Таким образом, чтобы перейти на инновационную модель развития своей экономики нужно избавиться от сырьевой зависимости. Поэтому государственная региональная политика направлена на увеличение конкурентоспособности, на подъем инвестиционной и инновационной активности, на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на рост кадрового потенциала.

Для решения этой зависимости в регионах разрабатываются программы и комплексные планы социально-экономического развития, определяются концепции экономической политики с учетом территориальных особенностей. Это отражено в таких концепциях модернизации страны, как:

концепция долгосрочного развития Российской Федерации до 2020 года,

Стратегия опережающего развития Глазьева С.Ю., стратегия «Инновационная Россия — 2020»,

стратегия интерактивной модернизации Полтеровича В.М., стратегия сбалансирования экономии стимулирования внутреннего спроса Нигматулина Р.И.,

«Стратегия — 2020: Новая модель роста — новая социальная политика».

Также особенностью РЭП в условиях модернизации является такое управление инновационной системой, которая имела в виду особенности экономик регионов, слабую координацию в них процесса генерации инновационных идей и опыта их продвижения. Обязательным условием стратегии современного роста экономики является акцент на инновации. А переход к инновационному развитию регионов предполагает формирование новых институциональных механизмов управления в экономической политике, которая учитывала бы ресурсные возможности их экономик и инновационную эффективность. Инновационные процессы в регионе связаны с инвестиционной деятельностью и общей экономической активностью.

Следовательно, только инновации, обеспеченные инвестициями, могут являться толчком для социально-экономического развития России в целом и ее регионов. Стремительное развитие рыночных отношений, экономических процессов и мирового инновационного процесса способствовали накоплению в экономике регионов рыночных трансформаций и структурных изменений, что объективно требует пересмотра содержания региональной политики и изменения методических подходов к управлению инновационно-инвестиционным развитием регионов. Это отражается в инновационно-инвестиционной политике, под которой понимается система мер на уровне региона, включающая мобилизацию инвестиционных ресурсов и определение их наиболее эффективного использования в интересах населения региона и отдельных инвесторов.

Особенности инновационно — инвестиционной политики в каждом регионе связаны с разнообразием и сложностью географического пространства России; географическим разделением труда на основе природного, этнического и хозяйственного разнообразия, обуславливающим взаимосвязь территориальных комплексов, районов, узлов; индивидуальностью районов и отдельных местностей России, как в природном, так и в социально-экономическом отношении; неоднородностью обеспечения ресурсами и уровнем хозяйственной и социальной освоенности; пространственной иерархией социально-экономических центров, существенно влияющих на виды и масштаб природной деятельности; инерционностью и особенностями территориальной структуры хозяйства, поэтому для трансформации сельского хозяйства необходимо длительное время и крупномасштабные инвестиции; многообразными экономическими связями между регионами и центрами — вкладывая деньги в какой-либо из них, необходимо учитывать, как изменятся эти связи, и как это отразится на эффективности предпринимательства; комплексным влиянием географических, социально-экономических и других факторов на предпринимательство.

Таким образом, региональная политика опирается на развитие региональной экономики, смещение центра тяжести от общих территориальных проблем на региональный уровень с учетом рациональности развития отдельных районов, не разрушая единого экономического пространства государства в целом. Самыми естественными объектами российской региональной политики являются наиболее кризисные территории страны, и стимулирование развития экономик данных регионов сможет сократить их неравенство. А методы этого стимулирования целесообразно выделить в концепции социально-экономического развития этих регионов.

 

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

1.2 Региональная экономика как субъект и объект государственного управления

 

Современный этап экономического развития страны характеризуется быстро растущим интересом к обширному комплексу региональных проблем. Пространственный аспект различных явлений оказывается в центре внимания при региональных исследованиях. Демография, социология, статистика, экология, геология, экономика отраслей — таков далеко не полный перечень в которых пространственные связи изучаемых явлений все в большей мере влияют на изучение региональных проблем. При этом в качестве критерия для отбора исследуемых явлений принимается их влияние на жизнь и деятельность человека.

В настоящее время значение региональных вопросов резко возросло в связи с необходимостью усилить территориальный подход к регулированию народного хозяйства, управлению им в новых экономических условиях для обеспечения рациональных экономических связей между регионами, научно обоснованной хозяйственной специализации и комплексности, предотвращения автаркии в регионах.

Одним из основных и традиционных методов региональной экономики, как и экономической географии, является анализ достигнутого уровня и тенденций экономического и социального развития и размещения производительных сил конкретной территории. Анализ включает оценку природно-ресурсного, социального, экономического и научно-технического потенциалов, геополитической ситуации в территориальном разрезе, что позволяет учесть региональные особенности развития и размещения производительных сил отдельных регионов.

В программно-целевом прогнозировании временной разрез анализа охватывает ретроспективный период за 3–5 лет, предшествующие годам разработки прогноза, а также ожидаемые итоги функционирования экономики в год его разработки. На основе анализа современного уровня экономического и социального развития вскрываются особенности участия региона в территориальном разделении труда, выявляются недостатки и диспропорции в развитии и их влияние на совершенствование хозяйственного комплекса региона, оцениваются сложившиеся транспортно-экономические связи.

Результатом анализа служит формирование взаимоувязанной системы проблем, направления, решения которых должны просматриваться в специфических для каждого региона задачах развития. Оценка современного уровня развития и размещения производительных сил должна выявлять его соответствие имеющимся социальным, природным и экономическим условиям и ресурсам, сложившемуся территориальному разделению труда, уровню научно-технического прогресса и вскрывать резервы ускорения социального и экономического развития, роста эффективности производства и рационализации природопользования.

При оценке уровня социально-экономического развития регионов и их места в экономике России могут использоваться абсолютные значения и темпы роста совокупного общественного продукта, национального дохода (по сумме валовой или чистой продукции отраслей материального производства), их доля в совокупном общественном продукте или национальном доходе в расчете на душу населения (в сопоставлении со средним по РФ уровнем), стоимость основных фондов, объемы капитальных вложений и т. п. Аналогичные показатели определяются в разрезе отраслей. При этом изучается сложившаяся структура промышленности, сельского хозяйства и других отраслей (используются показатели валовой, товарной, чистой продукции, численности занятых, стоимости основных фондов), определяется ее влияние на уровень развития и показатели региональной эффективности производства. Рассматриваются структурные сдвиги, дается их оценка с точки зрения соответствия природным, трудовым, материальным ресурсам, требованиям научно-технического прогресса, социальным и экологическим условиям территории.

К основным объектам региональной политики относятся: производственные (прежде всего организации), социальные (прежде всего – человек как представитель социума, семьи, этноса), денежно-финансовые и т. д.

В качестве субъектов регионального управления выступают как определенные представители государственной и региональной власти, так и конкретные учреждения, предприятия и организации. Региональная политика находится в тесной связи с процессом регионального развития — изменением внутренней социально-экономической региональной структуры.

Пространственные различия в таких понятиях, как обеспечение ресурсами, уровень развития экономии и качество жизни населения, инфраструктурная оснащенность, экологическое состояние среды, острота национальных и социальных конфликтов, присущи практически во всех странах вне зависимости от их положения в мире.

Цели и задачи региональной политики разнообразных государств не совпадают и варьируют в различных пределах. Тем не менее, есть общие цели, которые присущи региональной политике всех стран. К ним относится:

  1. формирование и упрочнение единого экономического пространства наряду с обеспечением экономической, социальной, правовой и организационной основы государственности;
  2. процесс относительного выравнивания условий социально-экономического регионального развития;
  3. приоритетное развитие регионов, которые обладают особенно важным стратегическим значением для государства;
  4. максимальное использование природных, в том числе ресурсных потенциалов регионов;
  5. предотвращение загрязнений окружающей среды, экологизация природопользования регионов, осуществление комплексной экологической защиты регионов и др.

Другими словами, современная региональная политика делает попытку объединения интересов федерализма и регионализма.

В процессе проведения региональной политики России в первую очередь учитывается специфика регионов в общероссийской структуре, переносятся основные направления экономических реформ на региональный уровень, оказывается всяческая поддержка местному самоуправлению и предпринимательству, решаются региональные социально-экономические проблемы, рационально используются природные ресурсы.

Отраслевая структура экономики – это состав и соотношение основных видов экономической активности, которые осуществляются внутри страны. В зависимости от того, какие виды деятельности преобладают, формируется внутренний экономический уклад государства, а также его позиции на мировом рынке.

По сути, отраслевая структура экономики является основным фактором формирования общего профиля государства как участника мировой экономики. Можно вывести логическую цепочку из трех звеньев: наличие природных ресурсов – отраслевая структура – позиции на мировом рынке. Рассмотрим, как влияет экономическая структура государства на его позиции. К примеру, отраслевая структура экономики России построена таким образом, что в ней преобладает добывающая и тяжелая промышленность.

Естественно, такому положению дел способствует обильное и логистически выгодное размещение природных ресурсов – природного газа, нефти, алмазов, месторождений металлических руд и так далее. В свою очередь, структура экономики России обусловливает ее позиции на мировом рынке как экспортера нефти, газа, металлов и продукции тяжелой промышленности.

Отраслевая структура экономики классифицируется по двум системам: международной классификации отраслей экономической активности и классификации по системе национальных счетов.

Согласно отраслевой классификации, отраслевую структуру экономики составляют следующие элементы: Первичный сектор экономики – включает в себя такие сферы хоздеятельности, как добыча сырья (леса, руд, нефти и газа), а также сельское хозяйство. По сути, первичный сектор включает в себя все виды деятельности, включающие в себя непосредственное взаимодействие человека с природой, во время которого природа отдает какие-либо ресурсы.

Вторичный сектор экономики – включает в себя все предприятия, занимающиеся переработкой сырья и выпускающие готовые продукты. К вторичному сектору также относятся и производители полуфабрикатов, которые впоследствии становятся «сырьем» для производства конечного продукта. Третичный сектор экономики – представляет собой сферу услуг, или, как ее еще называют, сферу нематериального производства. Сюда включаются услуги по консультированию, страхованию, банковские услуги, операции с ценными бумагами и прочее.

Классификация по системе нацсчетов предполагает выяснение вклада в создание ВВП следующих секторов экономики: Сектор малого бизнеса. Сектор среднего и крупного бизнеса. Государственные предприятия. Согласно утверждениям ученых, показателем высокоразвитой экономики является преобладание в ее отраслевой структуре малых предприятий, работающих преимущественно в сфере услуг. Приближение к этому стандарту отраслевой структуры служит признаком верно избранного пути экономического развития государства.

Проанализировав категорию нематериальных факторов развития экономики региона, можно сформулировать основные критерии качественной оценки их использования.

Критерий наличия на всех уровнях управления налаженной системы информационных потоков.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3   4   5