Заявка на расчет
Меню Услуги

Проблемы и перспективы развития культурного туризма.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1   2   3


Содержание

 

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

1. Культурный туризм: сущность и классификация

1.1. Общее представление и классификация культурного туризма

1.2. Факторы, влияющие на культурный туризм

2. Проблемы развития культурного туризма в России

2.1. Объекты культурного наследия

2.2. Основные проблемы России культурного туризма

3. Потенциал развития культурного туризма в России

3.1. Оценка культурных комплексов

3.2. Критерии оценок объектов культурного туризма в России

3.3. Развитие культурного туризма на примере туристско-рекреационной зоне «Золотое Кольцо Москвы»

3.4. Перспективы развития культурного туризма в России

Заключение

Список литературы

 

Введение

 

Более трети века тому назад в Париже была обнародована «Международная конвенции об охране всемирного природного и культурного наследия», продиктованная опасением, если не сказать, страхом за сохранность объектов материальной культуры человеческой цивилизации.

Культура является фундаментальной основой процесс развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию. В большинстве стран мира происходит процесс демократизации культуры и туризма, которые составляют необъемлемую часть жизни общества.

Одним из главных показателей результативной работы Комитета по туризму по развитию въездного туризма является ежегодное увеличение потока иностранных туристов в Москву. По данным Пограничной службы ФСБ РФ через аэропорты Московской воздушной зоны в 2006 году столицу посетили около 3,5 миллиона зарубежных гостей, что на 19 % выше итогового показателя 2005 года (2 млн. 919 тысяч). Показатели 1-й половины 2007 года — 1 млн. 427 тысяч иностранных туристов показывают увеличение потока гостей на 7,5 % по сравнению с аналогичным периодом 2006 года (1 млн. 327 тысяч).[1]

Актуальность темы обусловлена тем, что в свете становления демократических начал России необходима интеграция в общеевропейские и мировые культурные процессы, в т.ч. процессы развития культурного туризма как одного из наиболее перспективных направлений социального и экономического сотрудничества.

Актуальность и недостаточная степень теоретической и практической разработанности проблем развития историко-культурного туризма в России и ее регионах предопределили выбор темы, цель и задачи исследования.

 

Целью дипломной работы : является рассмотрение проблемы и перспективы развития культурного туризма в России

 

В соответствии с намеченной целью определены следующие задачи:

  • сформулировать методологические основы анализа социально-экономической природы культурного туризма;
  • рассмотреть роль культурного туризма в развитии региональной экономики;
  • выявить общие мировые тенденции и перспективы развития культурного туризма;
  • оценить современное состояние культурного туризма в Российской Федерации,
  • выявить экономические и организационные особенности и возможности развития историко-культурного туризма на примере Золотого Кольца;
  • определить комплекс мер по развитию культурного туризма как одного из перспективных направлений.

 

Предметом исследования выступает культурный туризм

В качестве объекта исследования является совокупность организационных, экономических, социально-культурных и правовых отношений, возникающих в ходе становления, функционирования и развития историко-культурного туризма в России на региональном уровне.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы: анализ и синтез, аналогия, абстрагирование, индукция и дедукция, принципы единства количественного и качественного измерения, исторического и логического методов. В работе также использованы методы сравнительных оценок, прогнозирования, графического и экономико-статистического анализа, экспертных оценок.

Структурно дипломная работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность выбранной темы, сформулированы цель и задачи исследования; трех логически взаимосвязанных глав, раскрывающих обусловленные аспекты исследуемой темы; заключения, где представлены обобщающие выводы по проведенному исследованию; списка использованной литературы и приложений. Названия глав отображают их содержание.

 

 

1. Культурный туризм: сущность и классификация

 

1.1. Общее представление и классификация культурного туризма

 

Под культурным туризмом подразумевают путешествия с целью знакомства с материальными и духовными объектами культуры, участия в событиях культурной жизни. Вместе они воздействуют на духовную сферу человека, его систему ценностей, знания, влияют на общественное поведение, так или иначе, сказываются и на поведении как экономического субъекта.

Одним из наиболее привлекательных ресурсов для туризма в Российской Федерации является культурное наследие. Россия традиционно воспринимается как страна, внесшая огромный вклад в мировую культуру. Необходимо осуществлять грамотную политику в сфере наследия.

Политику в сфере наследия можно понимать как систему сложного интерактивного взаимодействия различных институций и индивидуумов: организаций глобального, национального и регионального уровней правительств, государственных организаций и организаций третьего сектора, учебных заведений, ученых и специалистов в сфере наследия, просто «потребителей наследия» (посетителей музеев, туристов и пр.), в результате которой определяется сама суть понятия наследия, а также стратегия и тактика в его отношении.[2] Менеджмент в сфере наследия, или как его часто называют, менеджмент культурных ресурсов, понятие скорее технологическое, оно также включает в себя элементы стратегии и тактики, но относится, как правило, к деятельности правительственных организаций разного уровня. Приведем несколько зарубежных определений этого понятия. Очень четко, хотя и очень узко оно сформулировано в американской методологии: это — «финансируемые государством сохранение и изучение археологических и исторических ресурсов включая археологические памятники и исторические постройки. Часто используется в более узком смысле по отношению к работам в сфере археологии и истории, которые выполняются в преддверии различных крупных проектов, финансируемых государством, таких, например, как строительство дамб или скоростных дорог». Можно привести еще одно, несколько схожее, но отличное от первого определение: Менеджмент культурных ресурсов или менеджмент археологических культурных ресурсов -это в большинстве своем финансируемые из федерального бюджета или бюджета штата археологические исследования, которые выполняются вследствие того, что определенная часть частного владения была приобретена для использования или строительства дороги, моста или с целью иных общественных работ. Например, для того чтобы начать строительство скоростной трассы между штатами с использованием федерального финансирования требуется выполнить оценки территории с точки зрения археологических ресурсов. Эта оценка, отраженная в техническом отчете схожа, а иногда является и частью выводов по оценке влияния проекта на окружающую среду. Она должна оценивать все имеющиеся культурные ресурсы, исторические и доисторические, которые могут быть затронуты проектом. Менеджмент культурных археологических ресурсов обычно разбивается на три фазы или стадии реализации: Фаза первая: выявление археологических объектов. Цель — найти и описать археологически памятники внутри данной территории. Фаза вторая: реализуется по отношению к небольшому проценту археологических объектов, когда в ходе первой фазы выясняется, что необходимо лучшее понимание объекта с целью определить механизмы —как избежать или смягчить воздействие проекта на объекты. Фаза третья: смягчение последствий и получение данных. Реализуется, когда весь памятник или его часть планируется для сноса или уничтожения и в этом случае целью является получение возможно большего количества научных данных и сведений.[3]

При этом и здесь проявляется внутренняя диалектичная сущность наследия, в которой очень хорошо проявляются единство и противоположность глобального и локального, которые во многом определяют логику современного развития. С одной стороны, безусловно, «наследие — это фактор «формирования культурной идентичности нации, её духовности и исторической памяти»[4] , с другой стороны — его использование является очень важным элементом политики глобальных структур, таких, как ЮНЕСКО, Всемирный Банк и др. Кроме этого, в процесс формирования политики в сфере наследия во все большей степени, включаются разнообразные мировые и национальные правительственные и неправительственные организации, группы людей и отдельные личности, информационные сети культурного и всемирного наследия.

В середине восьмидесятых годов прошлого века специалистами ЮНЕСКО были сформулированы основные позиции современной политики по отношению к культурному наследию, которые стали основой и для политики Всемирного Банка в этой сфере, более того, были развиты и приобрели более практический оттенок. В них содержались следующие важные посылы: прежде всего, наличие двух диалектических полюсов в отношении к наследию: не причинить вреда по отношению к наследию, что, по сути, является синонимом политики по защите и сохранению наследия «творить благо», т.е. включать наследие в процесс развития и рассматривать его как ресурс.

В последнее время очень часто специалистами банка термин «материальное культурное наследие» заменяется термином «культурные ресурсы», который также является синонимом понятий «культурное достояние», культурный потенциал», «культурная собственность» и употребляется исключительно в отношении материальных культурных ресурсов.

Специальное Руководство, разработанное специалистами Всемирного Банка так определяет основные принципы операционной политики в этом направлении: «Материальные культурные ресурсы имеют большое значение в качестве источника ценной научной и исторической информации, потенциала для экономического и социального развития и неотъемлемой части культурного своеобразия и традиций народа. Во всем мире материальные культурные ресурсы находятся под угрозой уничтожения, что отчасти связано с процессами модернизации и развития. Утрата этих ресурсов невосполнима, но, к счастью, во многих случаях ее можно избежать. Банк помогает странам предотвратить или уменьшить негативное воздействие на культурные ресурсы финансируемых им проектов развития …»[8] .

Другим важным средством для включения наследия в мировые информационные и экономические и политические потоки, а также стратегии устойчивого развития является туризм. В самое последнее время туризм рассматривается как самое эффективное средство массовой востребованности и доступности культурных ценностей.

В то же время развитие туризма является способом продвижения глобализации в сфере материального и духовного наследия. Как отмечает хорватская исследовательница Д. Елинчич, «поскольку туризм не статический феномен, а динамический процесс, он оказывает влияние на традиции (культурное наследие). В определенных местных сообществах традиция меняется вследствие туризма. Или если традиция не существует, её изобретают или создают»[9] . Аналогичная ситуация наблюдается и сфере материального наследия, когда регионы и территории, не обладающие объектами материального наследия, могут создать их, что называется, на «ровном месте», как, например, поступили в ЮАР, создав город развлечений Сан-Сити на основе бытовавших в данной местности легенд и преданий. Таким образом, если СМИ называют формулой глобализации вообще, то туризм вполне можно назвать катализатором глобализации в сфере использования наследия. В то же время, туризм, несомненно, вызывает и обратный процесс поиска национальной, региональной и иной идентичности у «хозяев», а таковая невозможна без наличия материального наследия.

Как пишет в этой связи сербская исследовательница М. Драгичевич-Шешич «культурный туризм как «путешествие в историю» особенно развит в тех странах, в которых подчеркиваются ценности культурно-исторических традиций, а также там, где уделяется большое внимание развитию национального самосознания, особенно среди малых народов, борющихся против культурной ассимиляции. В этом смысле для истории туризма очень важным было время XIX века, когда пробуждалось национальное самосознание в Европе, когда с этим связывались путешествия, экскурсии, паломничества. С другой стороны, культурный туризм использует тягу людей к знакомству с «другими» — другими обычаями и культурой, желание сравнить увиденное с положением в этой области в своей стране. Туристические агентства (особенно в некоторых странах Европы) организуют для своих клиентов специфические поездки в другие страны, делая для них из этого своеобразное культурно-историческое событие. Для любителей истории соприкосновение с местами тех или иных исторических событий, ознакомление с документами и экспонатами в музеях и т.д. действительно является большим событием»[10] .

Она же предложила следующую классификацию культурного туризма: Исторические путешествия, среди которых можно выделить:[11]

— «путешествия в историю»;

— «путешествия — реконструкции исторических событий» (Французская революция, великие сражения Наполеона и т.д.);

— изучение исторического периода (Калифорния в эпоху первопроходцев, византийская Греция и т.д.);

— религиозные путешествия (паломничества в Иерусалим, Мекку и Медину, на Хиландар и т.д.).

К другой группе она отнесла географические путешествия, целью которых является ознакомление туристов с какой-либо зарубежной страной, определенным регионом или городом. Такие путешествия могут быть комплексными (когда объектом ознакомления является какая-нибудь одна страна или ее столица, их культурно-исторические достопримечательности, современная общественно-экономическая жизнь) или же специализированными (когда туристы знакомятся только с определенными достопримечательностями, чаще всего с культурно-историческими памятниками, природой или же определенными отраслями экономики).

Путешествия третьей группы, так называемые «культурологические», связаны не с поездками в какую-либо страну или ознакомлением с какой-либо религией, а с изучением какого—либо направления в искусстве, чаще всего в изобразительном (например, «От Истрии до Равенны», «Барочная зима» — Вена, Зальцбург, Прага, Мюнхен и т.д.), или же в области музыкального или театрального искусства. Путешествия могут быть организованы и для того, чтобы отдать дань признания какому-либо художнику. В Германии в этих целях издан туристический путеводитель «Гете», а во Франции организуется масса туристических маршрутов, связанных с известными писателями: Жорж Санд, Ламартином или же с их произведениями (Париж в произведениях Бальзака или Золя).

Кроме этого, в отдельную позицию выделены специфические формы «экологического и «конгрессного» туризма[12] .

К этой достаточно полной классификации можно добавить специфические формы «ностальгического туризма», который связан с ощущением утраты определенной идентичности, связи с определенным наследием. По известным политическим и социальным причинам следует ожидать успешного развития этого вида туризма в Российской Федерации и странах бывшего СССР.

Вместе с тем имеется еще один серьезный аспект при организации туризма в сфере наследия, на который стоит обратить отдельное внимание. Он отчетливо проявляется в Европе. Как отмечает французская исследовательница К. Перье-Д’Итерен[13] , в Европе развернулась широкая деятельность по методическому и организационному обеспечению туризма в сфере наследия «Научные и учебные заведения, нередко при поддержке Европейской комиссии, разрабатывают всевозможные программы. Проводятся семинары, «круглые столы» и дискуссии, участники которых рассматривают эту тему с разных точек зрения. Заказываются специальные исследования, пересматриваются старые, вводятся в действие новые документы». Но на фоне быстро происходящих изменений остается в стороне деятельность по сохранению наследия, т.е. один из фундаментов политики по отношению к наследию, который в действительности должны выдвигаться на первый план. В настоящее время наследие рассматривается либо исключительно с гедонистской точки зрения, либо «как продукт потребления». Такая позиция создает явные и скрытые угрозы для самого существования объектов наследия. Как зафиксировано в Конвенции ЮНЕСКО об охране всемирного культурного и природного наследия, ему «все более угрожает разрушение, вызываемое не только традиционными причинами повреждений, но также и эволюцией социальной и экономической жизни, которая усугубляет их еще более вредоносными и разрушительными явлениями».

Зададимся простым вопросом: как планируется туристический маршрут? Вне зависимости от того делает эту работу тур-оператор крупнейшего агентства или просто частное лицо, решившее отправиться отдыхать на собственном автомобиле, этот человек (назовем его сценаристом маршрута) должен обладать информацией о культурном ландшафте. А как ее разыскать, если она публиковалась мало, неполно, с огромными купюрами? В настоящее время музеями и специалистами в области российской культуры накоплен достаточно большой объем сведений, которые необходимо систематизировать, опубликовать и заставить работать на конкретного человека и общество в целом.

Большой ошибкой было бы считать, что речь идет о создании очередного путеводителя (пусть в современной, электронной форме), содержащего исключительно информацию о памятниках истории и культуры. Наша цель не ограничивается удовлетворением научных и образовательных интересов любителей старины. Эта задача будет решена попутно, но не она стоит во главе угла. Речь идет о культурном туризме — одной из наиболее доходных сфер мировой экономики. Для него необходимы сведения не только об отдельных объектах, но и о культурном ландшафте в целом.

Существует распространенное заблуждение: «У нас в городе такой музей хороший, такие церкви старинные, такие места исторические… Почему же к нам туристы не едут?». Ответ прост: для туризма значимы не отдельные культурные объекты, а культурный ландшафт.

Поясним эту мысль простым примером: автомобильное шоссе — не является памятником истории и культуры, но оно — важная часть культурного ландшафта. Историк архитектуры, описывающий древний храм, не станет останавливаться на том, хороши ли к нему пути подъезда. А для организации туризма эти сведения совершенно необходимы. Особенно в России, где для туристического автобуса в плохую погоду далеко не всегда преодолимы даже дороги областного значения, не говоря уже о местных.

Так вот, для целей культурного туризма важно осознать сильные и слабые стороны, именно культурного ландшафта.

Понятно, что для точного определения параметров культурного ландшафта требуются специальные исследования, проводимые на месте. Парадокс состоит в том, что отправной точкой подобных исследований (а они не дешевы) должна стать гипотеза об их целесообразности. Другими словами, нужно заранее иметь немалый объем сведений и хотя бы ориентировочную оценку культурных ресурсов региона, чтобы позволить себе роскошь тратится на дорогостоящие разработки. Возникает замкнутый круг: нет первичной информации — нечего предложить инвестору, нет инвестиций — нет инфраструктуры туризма, нет инфраструктуры — не едут туристы, нет туристов — огромные потери в виде неполученной прибыли.

Единственный способ прорвать этот порочный круг — централизованно создать первичный каталог культурного ландшафта России и предоставить его в общее бесплатное пользование. Технологии, используемые при создании такого каталога могут быть различными. За основу, вокруг которой будет наращиваться информационное наполнение, можно принять: существующую инфраструктуру, памятники архитектуры, музеи.

При этом понятно, что как ни важна инфраструктура, для культурного туризма она является средством, а не объектом интереса. Что же касается выбора между памятниками архитектуры и музеями, то последние явно предпочтительнее вот по какой причине. В отличие от памятников архитектуры, музеи способны самостоятельно поставлять значительную часть информации и о себе, и о прилегающем культурном ландшафте. Тем самым задача существенно упрощается, сводится во многом к грамотной формулировке запроса.

Это выводит на первый план деятельность по созданию системы прочных связей между наследием и туризмом, в первую очередь с помощью реализации образовательных программ

К. Перье- Дитерен считает, что необходимы целенаправленные усилия, направленные на «достижение справедливого равновесия между потребностями туризма, законными интересами правительств, связанными с их стремлением максимально использовать объекты наследия для получения ощутимой экономической выгоды, прерогативами индустрии туризма и, наконец, задачами сохранения наследия в широком смысле этого слова -другими словами, всех физических и нематериальных объектов, содержащих в себе память прошлого. Реализация концепции устойчивого туризма — еще один модный термин — немыслима без активизации соответствующих программ по консервации объектов наследия, поскольку наследие является важным фактором регионального, социального, экономического и культурного развития любой страны»[14] .

Несколько иная, хотя и схожая во многих аспектах связей наследия и туризма концепция изложена В.А.Квартальновым. Он отмечает, что «объекты национального культурного наследия должны быть представлены разумно и творчески. Научно-технический прогресс сделал свое дело: продукция одной страны практически не отличается от аналогичной продукции другой страны. В культуре единообразие недопустимо. Регион, желающий стать популярным туристским направлением, должен обладать уникальными культурными комплексами и предлагать их на туристский рынок»[15] .

Кроме этого, указанным выше автором предложена методика оценки культурных комплексов для туристских целей, которая, с его точки зрения может проводиться двумя основными способами:

1) ранжированием культурных комплексов по их месту в мировой и отечественной культуре;

2) необходимым и достаточным временем для осмотра достопримечательностей, что позволяет сравнивать разные территории по перспективности историко-культурного потенциала для туризма.

При этом, однако, отмечается, что данные методы носят субъективный характер: культурные комплексы, интересные с профессиональной точки зрения, не всегда аттрактивны для простых туристов. Кроме этого, имеют большое значение: доступность, построение экскурсионных маршрутов, уровень образования, национальные особенности и даже мода.

Итак, в связи с возросшей потребностью людей в расширении знаний по различным направлениям, в повышении интеллектуального уровня, в современном мире ведущую роль среди основных видов туризма занимает культурный туризм, имеющий большое значение в социально-экономическом (выравнивание сезонного цикла основных производств, создание рабочих мест, равномерное распределение туристских потоков по территории, возрождение упадочных промышленных центров, формирование благоприятного имиджа регионов) и культурном развитии (сохранение историко-культурного наследия, содействие созданию и поддержка памятников старины, архитектурных ансамблей, музеев, театров и др.). По разным оценкам культурный туризм составляет от 10% до 35%, и даже 60% мирового потока туристов. [16]

В результате анализа существующих определений культурного туризма выделяется три подхода к его определению, каждый из которых, отдельно и в совокупности, представляется полезным при решении задач развития культурного туризма, как затрагивающие различные взаимодополняющие стороны организации туристской деятельности (технический, основанный на описании ресурсов историко-культурного туризма территории, привлекающих туристские потоки; концептуальный подход, в основе которого содержится описание мотивов и устремлений людей к посещению историко-культурных центров; подход, при котором главным аспектом выделяется результат, получаемый туристами, – впечатления).

Культурное достояние территорий необходимо рассматривать и как туристский ресурс, вызывающий интерес и мотивацию к путешествию, и как ресурс социально-экономического развития территорий, их экономический потенциал.

Культурный туризм, как явление широкое и разноплановое, имеет множество классификаций. Предлагаем уточнение наиболее существенных критериев – «уровень культурной составляющей», определяющий объем культурной составляющей в туристской деятельности отдельных категорий туристов и «тематика тура», основанный на характеристике турпродукта и теме предлагаемых туров, путем их объединения в рамках одной классификации.

Для классификации продуктов культурного туризма региона составим своего рода матрицу его видов и уровней. В ней выделены подвиды культурного туризма и по уровню и по тематике. Классификация представлена в виде таблицы, где в каждую ячейку внесены: определенные турпродукты; организации, имеющие возможность участия в создании определенных турпродуктов; источники финансирования и т.д. в зависимости от поставленной задачи (табл. 1.2).

Следует отметить, что данная классификация не претендует на полный охват, так как по каждому подвиду культурного туризма можно создать огромное множество различных турпродуктов. В то же время подчеркивается, что профессиональный исторический, этнографический, археологический, архитектурный, религиозный и т.д. историко-культурный туризм тесно переплетается с научным туризмом и будет иметь в основном вид научных экспедиций, конференций. Профессиональный фольклорный туризм – это участие коллективов в различного рода представлениях и фестивалях. Для специализированного культурного туризма характерны подробные тематические туры. Например, специализированный архитектурный тур подробно знакомит туриста с особенностями архитектуры региона и т.д.; этнографический тур – с особенностями культуры, традиций, быта, кухни народа или народов региона, страны.

Неспециализированный культурный туризм предполагает различные тематические экскурсии, анимационные программы, которые носят скорее ознакомительный характер, то же относится к сопутствующему туризму.

Сделан вывод, что культурный туризм является механизмом сохранения достояния страны, которое рассматривается не только как культурный, но и как экономический потенциал территорий, как невостребованный ресурс их социально-экономического развития, который очень важно использовать в полной мере. Развитие в регионах культурного туризма может рассматриваться как средство координации деятельности федеральных и территориальных органов управления и многочисленных участников процесса возрождения территорий путем привлечения средств различных инвесторов, включая субъекты хозяйственной деятельности, предпринимательские структуры, общественные организации.

 

1.2. Факторы, влияющие на культурный туризм

 

Решение одной из ключевых задач развития отечественного историко-культурного туризма требует осуществления масштабных инвестиций. Однако в этом отношении российский культурный туризм оказался в своеобразном замкнутом круге: низкий уровень производства услуг, обусловленный слабыми инвестициями в памятники истории и культуру, ведет к слабому спросу и небольшому доходу, получаемому в результате оказания этих услуг. Небольшой доход и, как следствие, небольшие денежные накопления ведут к слабым инвестициям в индустрию культурного туризма.

 

Деятельность в области культурного туризма, являющаяся интеграционной составной частью национальной экономической системы, должна планироваться, направляться и координироваться комплексно, затрагивать все аспекты его развития – правовые, экономические, организационные, социальные, историко-культурные, научно-образовательные, экологические. Отмечается, что в каждом из этих направлений должен реализовываться свой инструментарий регулирования (табл. 1.3).

 

Правовая

— регламентация норм и правил эксплуатации культурных ресурсов;

— регламентация правил деятельности предприятий туриндустрии, их прав и обязанностей в отношении объектов культурного наследия;

— регулирование правил въезда и выезда в страну для иностранных и отечественных туристов;

— установление мораториев и санкций;

— разработка и принятие концепций и программ развития культурного туризма

 

Экономическая

— формирование условий благоприятствования для частных инвестиций в культурный туризм;

— прямые государственные инвестиции в инфраструктуру культурного туризма;

— льготное кредитование;

— льготное налогообложение;

— внешнеторговые льготы;

— регулирование цен и тарифов;

— страхование

 

Организационная

— разработка и формирование системы регулирования индустрии культурного туризма на национальном и региональном уровне;

— разработка и реализация мероприятий по формированию имиджа страны и ее регионов;

— разработка и реализация консультативных и согласительных схем взаимодействия субъектов регулирования и предприятий индустрии культурного туризма, общественных туристских организаций;

— разработка и реализация мероприятий по продвижению культурного туристского продукта страны и регионов;

— установление и поддержание международных связей в сфере культурного туризма;

— разработка и формирование системы наблюдения и контроля за состоянием культурных туристских ресурсов

 

Социальная

— субсидирование создания рабочих мест;

— инвестиции в развитие человеческого потенциала;

— защита прав и интересов туристов

Область регулирования

 

Научно-образовательная

— организация и финансирование подготовки кадров в системе среднего и высшего образования;

— финансирование научных исследований в области культурного туризма;

— организация международных и внутренних стажировок

 

Культурная

— охрана и реставрация исторических памятников;

— проведение культурных фестивалей;

— привлечение и организация гастролей популярных творческих коллективов;

— проведение мероприятий по исследованию, восстановлению и развитию фольклора местного населения;

— поддержка деятельности учреждений культуры, творческих коллективов

 

Экологическая

— разработка и проведение природоохранных мероприятий;

— ликвидация ущерба и восстановление природных ресурсов;

— стимулирование внедрения природа сберегающих, без ущербных технологий производственной деятельности

Государственный, региональные и местные бюджеты, целевые внебюджетные фонды образуют финансовую базу государства, обеспечивающую выполнение органами государственной и местной власти их функций (полномочий), в том числе по регулированию экономической жизни общества. В основе использования многих из вышеперечисленных методов государственного регулирования лежат государственные финансы. Особое место занимают методы бюджетного регулирования. Например, методы прямого государственного финансирования и кредитования, направленные на удовлетворение текущих и долговременных государственных нужд (государственные закупки материальных ресурсов, государственные инвестиции). Посредством расходования средств государственного и местного бюджетов осуществляется целенаправленное воздействие на объем и структуру туристского предложения, на распределение инвестиций и капитала по отраслям и регионам.

Развитие культурных факторов внутри региона является средством расширения ресурсов для привлечения туристских потоков. Во многих странах туризм может быть включен в так называемую политику культурных отношений.

Уровень культурного развития может быть использован также для создания благоприятного имиджа конкретного региона на туристском рынке. Элементы и факторы культуры могут являться каналами распределения информации о туристских возможностях местности. Успех развития туризма зависит не только от материально-технической базы, соответствующей общепринятым стандартам и требованиям, но и от уникальности национального культурного наследия.

 

2. Проблемы развития культурного туризма в России

 

2.1. Объекты культурного наследия

 

В соответствии с нормами международного права и российским законодательством каждый объект культурного наследия (памятник истории и культуры) представляет собой уникальную ценность для всего многонационального народа РФ и является неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. Однако на сегодняшний день плачевное состояние этих объектов представляет серьезную угрозу утраты исторического и культурного наследия страны и требует принятия незамедлительных мер по их сохранению.

По данным министерства культуры РФ под охрану государства подпадают более 140 тысяч выявленных объектов культурного наследия. До настоящего времени не уточнен их по объектный состав и не проведена инвентаризация указанных объектов и их физической сохранности. В хорошем и удовлетворительном состоянии находятся соответственно 30 и 20 процентов объектов культурного наследия, остальные 50 процентов находятся в неудовлетворительном и аварийном состоянии.

В настоящее время в связи с несовершенством законодательства остановлен процесс привлечения частных инвестиций в восстановление и реконструкцию объектов культурного наследия посредством их приватизации, а также путем передачи их в аренду. Справедливости ради надо отметить, что с 1 июля 2008 года процесс будет должен быть продолжен. Отсутствие необходимых законодательных и нормативных актов отрицательно сказывается, в первую очередь на положении самих памятников истории и культуры, которые в отсутствии финансирования их содержания и реставрации находятся в большинстве своем в плачевном состоянии. По существу, неопределенность собственника каждого конкретного объекта культурного наследия, несущего бремя его содержания и ответственность за его сохранение, приведет в скором времени к утрате многих объектов, являющихся историческим и культурным достоянием народов РФ.

В частности, в качестве основных мер в сфере законодательства по решению выявленных проблем в области сохранения и использования объектов культурного наследия концепцией предусмотрена разработка проекта ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» и проекта ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества».

Разработанный Ассоциацией проект ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» устанавливает:

 

  • Виды объектов культурного наследия, которые не подлежат приватизации.
  • Понятие «паспорт объекта культурного наследия» и состав сведений, подлежащих включению в паспорт объекта, а именно: описание объекта; охранные обязательства в отношении объекта; требования по сохранению облика и интерьера объекта культурного наследия; реестры необходимых и проведенных в отношении соответствующего объекта культурного наследия восстановительных работ; мероприятий, необходимых для сохранения объекта; работ по его перемещению; сведения об оценке охранно-сервисного потенциала и результатах проведенных оценок различных типов стоимостей объекта культурного наследия; требования по обеспечению доступа к объекту культурного наследия, являющиеся требованиями по обеспечению целевого использования данного объекта.
  • Категории объектов культурного наследия по требованиям к обеспечению доступа к ним, а именно: государственные музеи и музейные фонды со специальным режимом доступа, объекты, по отношению к которым устанавливаются требования по режиму музеефикации; объекты, в отношении которых устанавливается обязательный публичный доступ; объекты, в отношении которых устанавливается ограниченный доступ; объекты, в отношении которых не устанавливаются требования по обеспечению доступа во внутренние помещения объекта.
  • Понятие «охранные обязательства» и требования к охранным обязательствам, порядок их установления, прекращения и изменения, предусмотрев полномочия органов государственной власти по установлению охранных обязательств в отношении объектов культурного наследия и контролю за их исполнением.
  • Конкретную систему санкций, применяемых в отношении собственника (пользователя), в случае, если собственник (пользователь) объекта культурного наследия не соблюдает установленных в отношении данного объекта требований по сохранению облика и интерьера объекта культурного наследия; требований к обеспечению доступа к объекту, охранные обязательства или совершает действия, угрожающие сохранности данного объекта и влекущие утрату им своего значения, вплоть до прекращения права собственности (пользования) на объект культурного наследия и безвозмездного изъятия в судебном порядке объекта культурного наследия у собственника.
  • Порядок прекращения права собственности (пользования) на объект культурного наследия, либо на земельный участок или участок водного объекта, в пределах, которых располагается объект археологического наследия;

 

Кроме того, проектом ФЗ устанавливается, что распоряжение (отчуждение или передача прав) объектом культурного наследия осуществляется при условии обременения прав на объекты культурного наследия установленными требованиями по сохранению облика и интерьера объекта культурного наследия, по обеспечению доступа к объекту культурного наследия и охранными обязательствами, обеспечивающими надлежащее сохранение, содержание и использование объектов культурного наследия.


1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф