Меню Услуги

Проблемы обязательного социального страхования в РФ

Вид работы:
Тема:

Вид работы: Проект

Тема: Проблемы обязательного социального страхования в РФ

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена значимостью обязательного пенсионного страхования по нескольким основаниям. Во-первых, его значением как ключевого элемента системы социальной защиты населения. Во-вторых, тем, что финансовые средства обязательного пенсионного страхования выступают потенциальным ресурсом инвестиций и являются одним из источников формирования «длинных» денег в экономике. В-третьих, сфера обязательного пенсионного страхования включается в государственную финансовую систему, результативность которой определяет эффективность социально-экономической политики страны. Поэтому теоретические исследования обязательного пенсионного страхования, его возможных моделей, концептуальных основ, финансовых структурных элементов, обоснований и уточнений, применяющихся в нем методик для вычисления основополагающих показателей и критериев прямо сказываются на развитии теории и практики социального страхования.

В настоящее время в обязательном пенсионном страховании существует множество проблем, источником которых является недостаточная научная проработанность таких аспектов, как финансовая устойчивость и независимость Пенсионного фонда от бюджетных ресурсов, структурообразующая модель пенсионного обеспечения в стране, способы оценки ее финансовой и социальной результативности. Низкий уровень трудовых пенсий по старости, постоянно снижающееся отношение средней пенсии к средней заработной плате, ограниченность ресурсов для финансирования социальных гарантий пенсионного характера требуют дополнительных научных исследований.

Цель работы: раскрыть тему проблемы обязательного социального страхования и найти пути решения проблем на примере Управления пенсионного фонда РФ № 40 по г. Москве и Московской области.

Задачи исследования:

-раскрыть понятие обязательного пенсионного страхования;

— выявить субъекты обязательного  пенсионного страхования;

-раскрыть проблемы в развитии обязательного страхования в РФ;

-определить характеристику пенсионного фонда;

-проанализировать систему обязательного социального страхования пенсионного фонда;

-выявить проблемы в осуществлении обязательного пенсионного страхования;

-определить совершенствование системы обязательного пенсионного страхования;

-выявить эффективность мероприятий по совершенствованию обязательного пенсионного страхования.

Объект  исследования:  система обязательного социального страхования в современной российской экономике.

Предмет исследования: выступают тенденции  обязательного социального страхования в системе управления пенсионного фонда РФ № 40 по г. Москве и Московской области.

Методологическую основу работы составляет диалектический метод исследования теоретических аспектов темы, системный подход ко всем изучаемым процессам.

Структура работы определена актуальностью рассматриваемой проблемы,  целью и логикой исследования.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.

Теоретические основы обязательного пенсионного страхования

Функционирование современных общественных отношений предполагает наличие отдельных слоев населения, испытывающих потребность во временной или постоянной материальной поддержке, реализуемой через мероприятия социального страхования населения страны.

Социальное страхование – это совокупность особых замкнутых финансовых перераспределительных отношений между всеми гражданами страны по поводу формирования за счет денежных взносов целевых страховых социальных фондов, предназначенных для финансирования мероприятий социальной защиты населения.

Социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан, вследствие признания их трудового увечья, профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством Российской Федерации социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию[2].

Ведущая роль в российской системе социального страхования принадлежит Пенсионному фонду Российской Федерации, управляющему финансами государственного пенсионного страхования и обеспечения в стране. Пенсионное страхование, являясь подсистемой социального страхования, обладает рядом специфических особенностей экономической категории страхования.

Пенсионное страхование – система экономических отношений, направленных на компенсацию гражданам дохода, утраченного в результате наступления страхового случая (достижение возраста, потеря кормильца, наступление инвалидности), за счет выплат в виде государственных и негосударственных пенсий.

Объектом пенсионного страхования является страховой социальный риск, которым признается утрата застрахованным лицом дохода в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному пенсионному страхованию являются:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!




-достижение пенсионного возраста;

-наступление инвалидности;

-потеря кормильца.

Несмотря на наличие трех социальных рисков, страхуемых в системе обязательного пенсионного страхования, по всем данным видам социальных рисков предоставляется один вид социального обеспечения – пенсия, от которого и получил название данный вид социального страхования.

Пенсия (от лат. Pension – платеж) – регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из социального внебюджетного фонда и других источников, предназначенных для этих целей (страховые компании, негосударственные пенсионные фонды).

Задачи пенсионного страхования[3]:

-материальное обеспечение проживания и защита от бедности при наступлении старости, и в других, установленных законодательством и пенсионными договорами случаях;

-предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности, размер которого обычно составляет определенную сумму, пропорционально сумме заработка, выплачиваемого непосредственно перед выходом на пенсию или за все время трудовой деятельности;

-защита дохода, получаемого в виде пенсии, от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции.

Функции пенсионного страхования:

-фискальная, которая состоит в аккумулировании финансовых средств для выплаты пенсий;

-перераспределительная, состоит в материальном обеспечении проживания и защите от бедности при наступлении старости, и в других, установленных законодательством случаях;

-социальная, направленная на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому гражданину;

-политическая функция призвана стабилизировать общую политическую обстановку в стране, не допуская рост антагонистических настроений в обществе[4].

В современной России можно выделить два основных вида пенсионного страхования:

-обязательное пенсионное страхование – включает трудовую пенсию по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца;

-добровольное пенсионное обеспечение – включает пенсии, которые выплачиваются за счет взносов работодателей и самостоятельных пенсионных накоплений граждан.

Обязательное пенсионное страхование – это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения. Его субъектами являются федеральные органы государственной власти, страхователи, страховщик и застрахованные лица.

C принятием Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ с изм. и доп. «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации[5]» в 2002 году в России началась пенсионная реформа. В соответствии с этим Законом все граждане Российской Федерации становятся застрахованными лицами. Пенсионный фонд РФ открывает каждому гражданину индивидуальный лицевой счёт, на который ежемесячно зачисляются страховые взносы, которые за работника перечисляет работодатель при начислении ему заработной платы. Эти взносы и формируют будущую трудовую пенсию. Накапливаемые на лицевом счёте страховые взносы инвестируются на финансовом рынке, формируя дополнительно накопительную часть.[6]

Управление накопительной частью пенсии осуществляет Государственная управляющая компания (ГУК «Внешэкономбанк»). Средства туда перечисляются непосредственно из ПФР по умолчанию, то есть, в случае, если гражданин не определил иной вариант инвестирования. Граждане, не давшие указаний Пенсионному Фонду об ином способе инвестирования их накопительной части пенсии, получили условное название «молчуны». Граждане имеют право по-иному распорядиться своей накопительной частью пенсии, передав право на управление накопленными средствами негосударственной управляющей компании или негосударственному пенсионному фонду. По достижении пенсионного возраста накопленные взносы с учётом инвестиционного дохода являются источником, из которого будут выплачиваться пожизненная пенсия.

С учетом экономической и демографической ситуации с 2002 года в Российской Федерации осуществлен переход к распределительно-накопительной системе пенсионного обеспечения. В основу новой пенсионной системы положен принцип обязательного пенсионного страхования. Все граждане, принятые на работу, становятся застрахованными лицами. На финансирование пенсионных страховых взносов работодатель обязан уплачивать до 22% от фонда заработной платы предприятия. Эти взносы распределяются между двумя составляющими трудовой пенсии – страховой и накопительной.

Страховая часть пенсии непосредственно зависит от размера заработной платы застрахованного лица, т.е. чем выше заработная плата, тем выше страховые платежи, следовательно, выше размер будущей пенсии. Взносы на ее финансирование поступают и суммируются на индивидуальных лицевых счетах застрахованных граждан и представляют собой пенсионные обязательства государства перед застрахованными лицами, при этом поступившие средства идут на выплату пенсий нынешним пенсионерам[7].

Таким образом, на личных страховых счетах происходит накопление не самих средств, а обязательств государства перед гражданином. Накопленный объем полученных прав регулярно индексируется. Информация о размере страховой части индивидуального лицевого счета доводится до сведения застрахованных граждан ежегодно. Страховая часть на сегодняшний день 16%. Эти средства тоже выплачиваются сегодняшним пенсионерам. Но для каждого из работающих сейчас заведен свой лицевой пенсионный счет. Он содержит информацию о нашей трудовой деятельности и отчисляемых страховых взносах, т.е. эти средства фактически записаны за каждым из работающих. Получается, что каждый работающий накапливает на своем лицевом пенсионном счете долговые обязательства государства. Когда работник выйдет на пенсию, государство будет выплачивать ему определенную сумму, размер которой зависит от заработной платы работника. Официальное название этих обязательств – «пенсионный капитал». Он ежегодно индексируется Правительством РФ.

Размер страховой части трудовой пенсии рассчитать очень просто: достаточно пенсионный капитал, сформированный на день назначения пенсии, разделить на количество месяцев ожидаемого периода выплат пенсии – 228 (на основании данных Госкомстата для расчета трудовых пенсий был узаконен период в 19 лет, то есть 228 месяцев).

Накопительная часть выделяется только для граждан, родившихся в 1967 году и позже. Взносы на финансирование данной части трудовой пенсии не расходуются на выплату текущих пенсий, а предназначены для инвестирования и получения дополнительного дохода в пользу будущего пенсионера. Средства, поступающие от работодателя, и доход, полученный от их инвестирования, учитываются Пенсионным фондом в специальной части индивидуального лицевого счета отдельно от пенсионных взносов, перечисленных на страховую часть трудовой пенсии. Начиная с 2003 года граждане, имеющие в составе лицевого пенсионного счета специальную накопительную часть, ежегодно информируются Пенсионным фондом о размере пенсионных накоплений и могут выбирать кому доверить управление своими пенсионными накоплениями.

Прикрепленные файлы:

_obrabotan

_obrabotan_20170602_091952

Прикрепленные файлы:

Администрация сайта не рекомендует использовать бесплатные работы для сдачи преподавателю. Эти работы могут не пройти проверку на уникальность. Узнайте стоимость уникальной работы, заполните форму ниже: Узнать стоимость