1 2
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ ПЕНСИЙ ПО ИНВАЛИДНОСТИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ ПЕНСИОННОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ
2.1. Условия, определяющие право на пенсию по инвалидности и документы необходимые для оформления данного вида пенсий
Государственная пенсия по инвалидности выплачивается определенной категории лиц, правила назначения которой регулируются законами «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» №166-ФЗ и «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу…».
Пенсия по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению – это социальная выплата, выплачиваемая ежемесячно в качестве компенсации по состоянию здоровья. По сравнению с иными видами пенсии, на получение государственных выплат по инвалидности имеет право определенная категория граждан. Как правило, это лица, работающие во благо Родины и получившие инвалидность в результате ее защиты, а также государственной службы. Ее назначают:
— военнослужащим;
— приравненной к ним категории служащих правоохранительных органов;
— лицам, пострадавшим в результате техногенных катастроф;
— участникам Великой Отечественной Войны;
— лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
— космонавтам.
Однако в некоторых случаях ПФР может неправомерно отказывать в пенсии указанным гражданам.
Пример. Гражданка Б. была награждена знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Она получала государственную пенсию по инвалидности в течение 14 лет. Однако по истечению этого времени, ПФР прекратил осуществлять пенсионерке выплаты, ссылаясь на то, что почетный знак был выдан незаконно. Они аргументировали это тем, что гражданка Б. прожила в указанном месте 3 месяца 25 дней из положенных минимум четырех.
По делу № 78-КГПР13-25 суд вынес решение о незаконном прекращении выплаты пенсии, поскольку Б. получала пенсию 14 лет и нет оснований полагать, что она была награждена знаком незаконно. ПФР обязали возобновить выплаты.
Пенсию по инвалидности имеют право получать военнослужащие (солдаты, матросы, сержанты, старшины), проходившие службу в:
- вооруженных Силах РФ и СНГ;
- Федеральной пограничной службе, в ее органах и организациях;
- внутренних войсках МВД;
- железнодорожных войсках;
- Федеральных органах правительственной связи и информации;
- войсках гражданской обороны;
- органах ФСБ и пограничных войсках;
- Федеральных органах государственной охраны;
- органах внешней разведки РФ;
- иных воинских формированиях, предусмотренных законодательством РФ.
Военнослужащие и приравненные к ним категории служащих правоохранительных органов
К военнослужащим (за исключением проходивших службу по призыву солдат, матросов, сержантов и старшин) относятся:
— проходившие службу в качестве офицеров, мичманов, прапорщиков (в том числе по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин);
— лица рядового и начальственного состава;
— прокурорские работники;
— сотрудники таможенных органов РФ;
— лица из подразделения особого риска, оказывающие помощь в ликвидации аварий ядерных установок и принимавших участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия.
Лица, пострадавшие в результате техногенных катастроф
К ним относят:
— пострадавшие в результате аварии на Чернобыльской АЭС (в том числе ликвидировавшие ее последствия);
— получившие инвалидность вследствие аварии в 1957 году на объединении «Маяк» и по причине выбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
— лица категории особого риска. Это граждане, принимавшие участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, в ликвидации аварий на военных объектах и ставшие инвалидами.
Положения об указанных лицах регулируется следующими нормативно-правовыми актами:
— № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;
— Федеральный закон «О ветеранах» от 12.01.1995 № 5-ФЗ определяет перечень лиц, признанных участниками Великой Отечественной Войны. В первую очередь к этой категории относятся солдаты и иные военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях. А также:
— лица, входившие в состав армии в период войны (в том числе и уволенные в запас);
— воспитанники воинских частей и солдаты, проходившие военную службу;
— сотрудники органов внутренних дел и органов государственной безопасности;
— работники контрразведки, разведки и флота;
— партизаны;
— работники военных предприятий;
— иные лица, принимавшие участие в боевых действиях и вставшие на защиту родины.
Космонавты, к данной категории относятся:
— граждане РФ из числа кандидатов в космонавты-испытатели;
— космонавты-испытатели;
— космонавты-исследователи;
— инструкторы космонавтов-исследователей и космонавтов-испытателей.
Пенсия по инвалидности выплачивается ежемесячно. Ее размер зависит от причин и обстоятельств, вследствие которых гражданин стал инвалидом. Условия назначения государственной пенсии по инвалидности различаются в зависимости от категории граждан.
Выплаты военнослужащим (в том числе солдатам, матросам, сержантам и старшинам) назначаются, если инвалидность наступила:
— в период прохождения службы по призыву;
— не позднее 3 месяцев со дня увольнения (с военной службы);
— после 3 месяцев со дня увольнения по причине контузии, ран, увечий и иных заболеваний, приобретенных во время службы.
Лицам, пострадавшим вследствие катастроф (техногенных и радиационных), пенсия по инвалидности назначается, если гражданину была установлена группа инвалидности после проживания на территориях, где произошла катастрофа или после ее ликвидации. При этом назначение осуществляется при наличии минимум одного трудового дня у гражданина.
Лица, пострадавшие после аварии на Чернобыльской электростанции имеют право на получение пенсии по старости вместо выплат по инвалидности.
Участникам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда» выплаты назначаются в случае признания гражданина инвалидом любой их трех групп, независимо от причины инвалидности. Если увечья, повлекшие инвалидность, были получены умышленно или вследствие противоправных деяний, гражданину назначается социальная пенсия.
Гражданам из числа космонавтов выплаты по инвалидности назначаются вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, связанного с подготовкой или выполнением космического полета. Выслуга лет при назначении такой пенсии не имеет значения.
Ограничений по времени обращения в ПФР за начислением пенсии, связанной со статусом инвалида, нет. Лицо может обратиться с соответствующим заявлением тогда, когда пожелает.
Для того чтобы оформить пенсию по инвалидности нужно выполнить следующие действия:
Документально подтвердить статус инвалида, предоставив соответствующие документы. Для этого нужно пройти комиссию МСЭ.
Собрать необходимый пакет документов, который будет отличаться в зависимости от ситуации.
Заполнить соответствующее заявление.
Подать заявление и необходимый пакет документов в местное отделение пенсионного фонда.
Документы можно подать также и через МФЦ, который сейчас именуется «Мои документы».
Существует ещё один способ — подача документации в электронном виде через личный кабинет на портале государственных услуг или на сайте ПФР РФ.
Вместе с пакетом документов требуется подать соответствующее заявление о назначении пенсии по инвалидности. Образец можно найти в сети интернет, а также можно взять бланк в отделении ПФР.
На сайте ПФР можно найти как бланк данного заявления, так и информацию по его заполнению. (Таблица 1).
Таблица 1 – Инструкция заполнения бланка заявления
Необходимо указывать отделение ПФР | В которое заявление подаётся |
В первом разделе необходимо указать | Информацию о лице, в пользу которого должна быть назначена пенсия |
Второй раздел | Заполняется тогда, когда заявление подаётся через представителя |
В третий раздел нужно внести сведения о действиях | Которые нужно совершить в пользу заявителя (назначить пенсию по инвалидности) |
В четвёртом разделе | Нужно указать на сведения, о которых лицо желает заявить |
Пятый раздел | Содержит информацию, о которой должен быть предупреждён заявитель. Он ставит отметку о том, что получил соответствующую информацию и согласен с ней |
Шестой раздел | Это сведения о документах, которые являются приложением к заявлению |
В седьмом разделе | Указывается контактная информацию заявителя, в том числе адрес электронной почты (по желанию) |
Восьмой раздел | Должен содержать дату подачи заявления |
Заявление необходимо составить в соответствии с указанной информацией, в противном случае лицу может быть отказано по формальным основаниям.
К заявлению потребуется приложить паспорт гражданина РФ. Остальной перечень зависит от категории заявителя.
Так, военнослужащий должен предоставить:
Документацию, которая подтвердит факт прохождения воинской службы, сроки и причины увольнения.
Бумаги, подтверждающие степень инвалидности.
Документ, который подтвердит, что травма или заболевание были получены в период прохождения воинской службы (если такой факт имел место быть).
Бумаги о членах семьи, которые являются нетрудоспособными.
Если гражданин пострадал в результате техногенных или радиационных катастроф, то нужно будет предоставить:
Документ об инвалидности.
Документ о признании инвалидом в результате таких катастроф.
В целом, для каждой категории необходимо будет предоставить бумаги о том, что они имеют соответствующим статус (например, статус участника блокады Ленинграда), а дополнительно нужно будет доказать, что инвалидность была получена в связи с указанным событием.
Государственная пенсия по инвалидности назначается определенному кругу лиц, в который входят военные, космонавты, участники Великой Отечественной войны, граждане, пострадавшие во время радиационной (или техногенной) катастрофы и некоторые другие. Главными условия назначения таких выплат являются установление группы инвалидности и определение времени получения этой инвалидности (например, во время боевых действий).
2.2. Анализ размеров пенсий по инвалидности по государственному пенсионному обеспечению в сопоставлении с расходами на поддержание здоровья инвалидов
Величина материального довольствия, выплачиваемого государством, исчисляется по формуле:
ВП = ИПК*СБ + ФВ, где:
ВП – величина пособия, предоставляемого в связи с ограничениями по здоровью.
ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент.
СБ – величина одного условного балла, определенного законом на дату оформления.
ФВ — фиксированная выплата — базовая часть пенсии.
Величина пособия военнослужащим, за исключением рядовых и сержантского состава, выплачиваемого государством согласно установленной инвалидности, определяется согласно Закону РФ № 4468-I от 12.02.93 г. с последними изменениями 14.12.15 г. Граждане, исключенные из перечня, получают пособие в соответствии ФЗ № 166 от 15.01.01 г.
Согласно нормативам размер пенсии по инвалидности, полученной в результате травмы, для рядовых и младшего офицерского состава в 2019 году составляет (таблица 2).
Таблица 2 — Размер пенсии по инвалидности, полученной в результате травмы, для рядовых и младшего офицерского состава в 2019 году
Пособие по инвалидности, приобретенной в результате заболевания приведены в таблице 3.
Таблица 3 — Пособие по инвалидности, приобретенной в результате заболевания:
Приведенные размеры одновременно являются минимальным порогом денежного довольствия для военнослужащих, получивших инвалидность в период выполнения профессиональной деятельности.
Для иных лиц размер пособия определяется Правительством РФ и исчисляется из размера денежного довольствия или оклада этих граждан в процентном объеме, регламентированном Законом РФ № 4468-I от 12.02.93 г.
При наличии иждивенцев у такого гражданина за каждого (не более трех) доплачивается по 1 768 рублей.
Процентное соотношение должностного оклада таких военнослужащих и пенсии, приобретенной вследствие травмы (таблица 4).
Таблица 4 — Процентное соотношение должностного оклада таких военнослужащих и пенсии, приобретенной вследствие травмы
Для военнослужащих, получивших нарушение здоровья в результате болезни (таблица 5).
Таблица 5 — Для военнослужащих, получивших нарушение здоровья в результате болезни
Величина пособия лицам, получившим инвалидность при радиационном заражении или иных техногенных катастрофах (таблица 6).
Таблица 6 — Величина пособия лицам, получившим инвалидность при радиационном заражении или иных техногенных катастрофах
Величина материального довольствия по инвалидности ветеранам ВОВ и лицам, удостоенных звания «Житель блокадного Ленинграда» приведена в таблице 7.
Таблица 7 — Величина материального довольствия по инвалидности ветеранам ВОВ и лицам, удостоенных звания «Житель блокадного Ленинграда»
Величина государственного пособия космонавтам, получившим инвалидность, исчисляется согласно их денежному окладу в процентном соотношении. Это регламентировано Постановлением Совета Министров № 455 от 17.05.93 г. с последней редакцией 7.03.16. Согласно нормативу, заработная плата таким лицам составляет:
Для кандидата в космонавты – 60 900 руб.;
Космонавту – 63 800 руб.;
Инструктору-космонавту – 88 450 рублей.
Материальное довольствие по инвалидности для таких граждан устанавливается к их заработной плате в следующих процентах, которые представлены в таблице 8.
Таблица 8 — Материальное довольствие космонавтам, получившим инвалидность устанавливается к их заработной плате в процентах
Величина страхового пособия по инвалидности лицам, пребывающим в регионах Крайнего Севера и аналогичных районах, а также в местах с вредными климатическими условиями предоставляется согласно районному коэффициенту. Этот показатель различен по субъектам Федерации. Если гражданин сменит район пребывания на более благополучный, то материальное довольствие будет установлено без учета поправочного коэффициента.
Индексация пенсий по инвалидности в 2019 году
Величина и дата проведения индексации пенсии зависят от вида предоставляемого пособия и категории пенсионера:
1 января 2019 года были проиндексированы страховые пенсии по инвалидности. Процент увеличения составил 7,05%. Размер основных величин равен: ИПК — 87,24 рубля, фиксированной выплаты — 2667,09 руб., 5334,19 руб. и 10668,38 руб. при 3, 2 и 1 группе инвалидности соответственно.
Пенсии военным пенсионерам будут увеличены с 1 октября 2019 года на 6,3%. Индексация состоится за счет повышения денежного довольствия действующим военным и увеличения размер понижающего коэффициента до 73,68%. Величина прибавки у каждого пенсионера будет различной, она зависит от должности, званий, дополнительных надбавок и выслуги лет.
1 апреля состоится индексация государственных и социальных пенсий, которые будут повышены на 2,4%. Базовый показатель составит 5304,57 рубля.
Индексация производится автоматически Пенсионным Фондом или пенсионным ведомством при военной структуре, обращений пенсионера дополнительно не требуется. Повышенный размер будет начисляться прежним способом, начиная с месяца, в котором процедура состоялась.
После проведения индексации с 1 января 2019 года на 7,05% пенсионеры, у которых размер пенсии был ниже прожиточного минимума не ощутили никакой прибавки. Потому что они уже получали ее в виде доплаты до прожиточного минимума в регионе. 20 февраля 2019 года президент предложил устранить эту несправедливость и сначала поднять пенсии до уровня прожиточного минимума, а потом уже произвести индексацию на 7,05%. Перерасчет будет проведен 1 марта 2019 года.
Пример назначения государственной пенсии по инвалидности
Гражданин Петров Н.К. получал страховую пенсию с 2005 года. В 2019 году его признали инвалидом в связи с полученной травмой. Пенсионеру раздробило коленную чашечку в результате аварии на автомобиле. После освидетельствования в районной поликлинике, ему была присвоена 3 степень инвалидности.
На основании ограничений по трудоспособности пенсионер подал документы для оформления государственной пенсии по инвалидности. Ему было предоставлено пособие, которое составило 2667,09 руб. плюс величина набора социальных услуг – 1121,42 руб.
2.3. Предложения по улучшению пенсионного обеспечения по инвалидности
За последние годы в пенсионной сфере произошел настоящий прорыв, было принято большое количество законов и законодательных актов, касающихся пенсионной системы, благодаря которым стало возможным приступить к реализации пенсионной реформы в нашей стране. В ближайшее время нам предстоит раскрутить большой клубок нерешенных пенсионных проблем, для того чтобы разобраться в них и устранить. К одним из основных проблем, относится сложная демографическая ситуация, проблема увеличения базовой «социальной» пенсии до уровня прожиточного минимума, а также неразвитость добровольного (негосударственного) пенсионного страхования.
Налоговые льготы для системы добровольного пенсионного страхования – распространенная мировая практика. Различают их формы: от льгот по уплате подоходного налога и других форм обложения заработной платы с последующим налогообложением пенсионных доходов, получаемых в рамках системы добровольного страхования, до систем в которых взносы в фонды добровольного пенсионного страхования облагаются налогом, а выплаты освобождаются от подоходного налога, как и от других налогов на фонд заработной платы.
Основанием для этих решений было стремление уйти от использования схем добровольного пенсионного страхования для уклонения от налогообложения. С точки зрения повышения заинтересованности высокодоходных групп населения в формировании пенсионных накоплений, нет смысла и в сохранении количественного ограничения масштабов ежегодных пенсионных накоплений в рамках системы обязательного пенсионного страхования (17870 руб. в год). Логичным шагом в развитии пенсионной реформы, было бы освобождение от уплаты единого социального налога той же доли доходов, в случае ее перечисления на цели добровольного пенсионного страхования.
Наша пенсионная система должна строиться на принципах доверия. Это не очень непросто сделать в России, где с населением не раз несправедливо поступали: государство либо само отбирало деньги, либо контролировало ситуацию их отъема.
Доверия не будет, если законодательная и исполнительная власть часто меняет правила игры. Принципы пенсионной реформы должны быть стабильными, по крайней мере в течении жизни одного поколения. Цена ошибок при подготовке и внедрении пенсионных нововведений очень высока. Корректировка законодательства в этой сфере у нас уже на второй год после его запуска, свидетельствует о серьезных просчетах. Пенсионная система должна по возможности максимально преобразовываться в накопительную. Молодое поколение выражает готовность отказаться от модели получения пенсии от государства, и рассчитывает самостоятельно решать эту проблему, если будут созданы соответствующие условия.
В этой связи, кажутся не вполне логичными принятые меры о лишении самой активной части работающих граждан право формировать накопительную часть трудовой пенсии по установленным совсем недавно правилам. Приводимые при этом аргументы нельзя признать убедительными.
Но нет худа без добра. Скорее всего, такое решение подтолкнет этих людей к более активному участию в добровольных пенсионных системах, так как они все меньше рассчитывают на достойную пенсию в рамках обязательной системы страхования. Это очень важный вывод.
Трудно согласиться также с имеющимися предложениями о допуске страховых компаний к деятельности по обязательному пенсионному страхованию. Они не вписываются в выбранную модель пенсионной реформы. Эти организации работают на иных принципах, не обеспечивающих достаточную сохранность пенсионных накоплений. К тому же будет негативно сказываться переизбыток участников пенсионного рынка. Гражданину трудно будет сделать правильный выбор из десятков управляющих компаний, сотни негосударственных пенсионных фондов и еще нескольких сот страховых кампаний. Объем этого рынка еще не велик, а эффективность его функционирования снижается. Поэтому можно прогнозировать, что в результате конкуренции останутся достаточно крупные и надежные игроки.
Государство должно вовремя уменьшить свое присутствие и влияние в пенсионной системе. Если на одном поле будет долго работать ПФР с налоговыми льготами и негосударственные фонды с ненормальным режимом налогообложения, то исход конкурентной борьбы между ними очевиден: проигравшими, в конечном счете, окажутся пенсионеры. Сохраняется надежда на то, что Россия все же обеими ногами встанет на путь развития накопительной пенсионной системы, работодатели и работники все больше будут осознавать, что в этом их будущее, и только они сами смогут сформировать накопления для достойных пенсий.
А в сегодняшней действительности, пассивность населения является главной бедой и ключевым звеном, из-за которого все замечательные идеи пенсионной реформы повисают в воздухе, — это не только отсутствие в России привлекательных инвестиционных проектов (будут деньги — будут и проекты под них), сколько пугающая пассивность населения. А она, в свою очередь, проистекает в основном из не информированности, а не из недоверия к частному сектору. «Отсутствие достоверной информации об управляющих компаниях и НПФ» — в принципе, конечно проблема, но она даже не осознается большинством людей, поскольку они либо не подозревают, что управляющие компании и НПФ вообще существуют, либо не догадываются, что они как-то связаны с пенсионной реформой. Похоже на всю страну лишь несколько тысяч человек хорошо понимают смысл реформы и ее основные принципы. Так что, пожалуй, говорить про «подрыв доверия к пенсионной реформе» не вполне верно: подорвать его можно только у очень малой части населения, которая хоть что-то знает. Большинство же не испытывает ни доверия, ни недоверия, ни минимального интереса.
Задача бизнеса (в широком смысле этого слова) прежде всего, озаботиться просвещением населения в пенсионной сфере.
Первая и главная на сегодня задача – разъяснять народу и, прежде всего, собственным сотрудникам смысл, причины, цели и механизмы пенсионной реформы.
А вот вторая задача, гораздо более важная и гораздо менее приятная, плавно вытекает из первой: надо честно платить своим работникам «белую» зарплату и честно платить с нее единый социальный налог. Можно, конечно, сколько угодно говорить о том, что при полной уплате налогов бизнес становится неконкурентоспособен и, что противно платить налоги, если потом эти деньги разворовываются, — и в этом будут свои резоны. Но если мы говорим о финансовых задачах бизнеса в пенсионной реформе, то вариантов нет: надо платить страховые пенсионные взносы, поскольку от них, с одной стороны зависит будущая пенсия сотрудников, а с другой – это есть источник ресурсов для накопительной пенсионной системы.
Третья задача бизнеса заключается в необходимости бороться с проблемными и узкими местами реформы, путем нормальной политической деятельности, общественной критики, разработки новых законопроектов, предложения новых технологий работы ПФР и т.п.
Четвертая задача: предлагать рынку качественные инвестиционные проекты (в том числе долгосрочные), причем в таком оформлении, чтобы в них можно было вложить средства пенсионных накоплений.
Существует и пятая задача бизнеса — «социальная», которая заключается в том, что средне- и высокооплачиваемые работники должны либо дополнительно копить себе на пенсию сами, либо получать прибавку к пенсии благодаря корпоративным пенсионным программам, которые их работодатели могут осуществлять через НПФ и страховые компании. Организовать такие программы и честно их финансировать – это и есть пятая задача бизнеса.
Говоря о проблемах действующего пенсионного законодательства необходимо отметить, что власти не торопятся принять законы, необходимые для бесперебойного и эффективного функционирования пенсионной системы:
— по устранению выявившихся противоречий и нестыковок в ранее принятых пенсионных законах;
— по созданию и функционированию профессиональных пенсионных систем;
— о порядке финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии и особенностях инвестирования пенсионных накоплений, формируемых в пользу граждан пенсионного возраста;
— о статусе пенсионного фонда Российской Федерации;
— о статусе государственной управляющей компании;
— о добровольном пенсионном страховании;
— о налогообложении субъектов обязательного пенсионного страхования и добровольного пенсионного обеспечения.
Конечно, этот список можно еще продолжить, но уже и так ясно, что в пенсионной сфере предстоит сделать немало, чтобы устранить большое количество спорных вопросов и противоречий, а также ликвидировать имеющиеся правовые пробелы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, изложенный выше материал позволяет автору сделать ряд выводов относительно темы заявленного исследования. Система пенсионного обеспечения представляет собой систему, созданную и функционирующую с целью реализации права гражданина на пенсионное обеспечение. Это совокупность элементов, расположенных и взаимосвязанных между собой, функционирование которых направлено на предоставление материальных средств определенным категориям граждан.
К пенсионно-обеспечительным отношениям применимы правила регулирования административно-правовых отношений. Как вид социальных выплат пенсионное обеспечение представляет собой предусмотренную законодательством систему материального обеспечения и обслуживания граждан в старости, в случае полной или частичной утраты трудоспособности (инвалидности), в случае потери кормильца. В целом действующая система пенсионного обеспечения граждан, характеризуется следующими основными недостатками: она не выполняет своей здравоохранительной функции, не обеспечивает раннюю диагностику заболеваний; в ней отсутствуют четкие критерии оценки степени повышенного профессионального риска при предоставлении льгот и начислении пенсий, не учитывается характер и условия службы в конкретном подразделении, на конкретной должности; главный недостаток состоит в том, что существующий размер пенсии не соответствует международным стандартам
В ходе проведенного исследования были сделаны следующие выводы:
Пенсионное законодательство является одним из самых объемных по размеру и сложных для восприятия и понимания среди других вопросов, касающихся социальной сферы общественной жизни.
Законодатель достаточно подробно раскрыл понятие государственной пенсии через указание на ее целевую направленность. В содержание понятия «государственная пенсия» включены признаки, которые присущи всем видам пенсий, назначаемым гражданам в системе государственного пенсионного обеспечения. Это привело к тому, что дефиниция получилась громоздкой и достаточно общей по смысловой нагрузке. Определения отдельных видов пенсий в Законе №166-ФЗ не сформулированы, вследствие чего уяснение их признаков и сущности каждого из предусмотренных видов пенсий затруднено.
Нормативно-законодательной базой государственных пенсий выступают конституционные нормы. Конституция РФ провозглашает в качестве основы конституционного строя социальное государство. Любой человек, потерявший материальные средства для существования в следствии наступления социальных рисков, имеет право на получение материальных благ за счет целевых финансовых источников в объеме и на условиях, строго нормированных государством. Правовые основы государственных пенсий установлены на конституционном и международном уровнях. Конкретизация государственных пенсий осуществляется в рамках Закона №166-ФЗ.
Категории граждан, имеющих право на государственную пенсию, раскрываются в рамках ст. 4 Закона №166-ФЗ. К ним относятся:
1) федеральные государственные гражданские служащие;
2) военнослужащие;
3) участники ВОВ;
4) граждане, которые награждены знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
5) граждане, которые пострадали в результате радиационных или техногенных катастроф;
6) космонавты;
7) работники летно-испытательного состава;
8) нетрудоспособные граждане.
Конкретизация субъектного состава лиц, имеющих право на получение государственной пенсии, раскрывается в рамках других федеральных законов.
В соответствии с Законом №166-ФЗ в систему государственного пенсионного обеспечения входят пять пенсий:
Во-первых, пенсия за выслугу лет;
Во-вторых, пенсия по старости;
В-третьих, пенсия по инвалидности;
В-четвертых, пенсия по случаю потери кормильца;
В-пятых, социальная пенсия.
По общему правилу установление пенсии в системе государственного пенсионного обеспечения осуществляется по заявлению гражданина.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные правовые акты
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. — №163. — 2014.
- Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // Российская газета. — № 67. — 1995.
- «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.04.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — №1 (ч. 1). — Ст. 3; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — №27 (часть II). — Ст. 4281.
- «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — №1. — Ст. 16; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — №1 (часть I). — Ст. 77.
- «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — №32. — Ст. 3301; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — №27 (часть II). — Ст. 4287.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — №52 (часть I). — Ст. 7007; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — №30 (Часть I). — Ст. 4257.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 424-ФЗ (ред. от 03.10.2018) «О накопительной пенсии» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — №52 (часть I). — Ст. 6989; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — №22. — Ст. 3091.
- Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 06.03.2019) «О страховых пенсиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2013. — №52 (часть I). — Ст. 6965; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — №1 (часть I). — Ст. 5.
- Федеральный закон от 28 марта 2011 года №43-ФЗ «О внесении изменения в статью 25 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — №14. — Ст. 1806.
- Федеральный закон от 22 июля 2008 года №156-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2008. — №30 (ч. 1). — Ст. 3612.
- Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 04.06.2014, с изм. от 19.11.2015) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №52 (1 ч.). — Ст. 4920; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — №23. — Ст. 2930.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ (ред. от 11.12.2018) «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №51. — Ст. 4832; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — №52 (Часть V). — Ст. 7505.
- Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2001. — №51. — Ст. 4831; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — №52 (Часть V). — Ст. 7505.
- Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 30.04.2019) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (ред. от 3 апреля 2017 года №63-ФЗ) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. — 1993. — №9. — Ст. 328; Российская газета. — №71. — 2017.
- Постановление Правительства РФ от 17.12.2014 N 1386 (ред. от 26.04.2019) «О порядке выплаты пенсий лицам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — №52 (часть I). — Ст. 7774; Собрание законодательства Российской Федерации. — 2016. — №34. — Ст. 5250.
- Постановление Правительства РФ от 7 июля 2011 года №553 «О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2011. — №29. — Ст. 4479.
- Постановление Правительства РФ от 31 марта 2014 года №224 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2014 года социальных пенсий» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — №14. — Ст. 1948.
- Постановление Правительства РФ от 2 ноября 2009 года №883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009. — №45. — Ст. 5356.
- Постановление Минтруда РФ от 30.06.2003 N 44 (ред. от 19.02.2008, с изм. от 18.02.2016) «Об утверждении Правил обращения за пенсией за выслугу лет федеральных государственных служащих, ее назначения и выплаты» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.08.2003 N 4973)
- Антипьева Н.В. Правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу // Право в Вооруженных Силах. — 2016. — №8. – С. 50-55.
- Аристов Е.В. Социальные права человека и гражданина в Российской Федерации: конституционное исследование: Дис. … к.ю.н. – М., 2018.
- Белянинова Ю.В. Комментарий к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2018.
- Белянинова Ю.В., Долотина Р.Р., Слесарев С.А., Шашкова О.В. Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (постатейный) // СПС «КонсультантПлюс», 2018.
- Волостнова Т.И. Достойный уровень жизни как право человека // Грамота. — 2017. — №7. – С. 41-44.
- В каком порядке должен производиться перерасчет пенсии пенсионерам?// Финансы. — 2017. — №6. – С. 67-70.
- Джагарян А.А. Социальное государство начинается «снизу»: о роли местного самоуправления в решении социальных задач // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — №7. – С. 21-23.
- Ефремов А.В. О некоторых особенностях исчисления и перерасчета пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную (правоохранительную) службу // Право в Вооруженных Силах. — 2018. — №11. – С. 26-30.
- Ефремов А.В. О некоторых правовых вопросах, возникающих при переезде бывших военнослужащих, проходивших военную службу в одном государстве-участнике СНГ, на постоянное место жительства в другое государство-участник СНГ // Право в Вооруженных Силах – Военно-правовое обозрение. — 2017. — №10. – С. 91-98.
- Ефремов А.В. О новом порядке пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, выезжающих (выехавших) на постоянное жительство за пределы территории Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. — 2016. — №7-8. – С. 43-47.
- Законопроект №1069216-6. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/ (Spravka)?OpenAgent&RN=1069216-6 (дата обращения 10.04.2017).
- Иванова Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2016. – 176 c.
- Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. – М.: Норма, Инфра-М, 2017. – 1088 с.
- Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. – М.: Волтерс Клувер, 2018. – 208 с.
- Магомедов Ш.Б., Бутаев Г.Р. Теоретические основы социального государства на современном этапе // Российский юридический журнал. — 2017. — №1. – С. 7-17.
- Тарасенкова А.Н. Льготные категории граждан: социальная помощь. – М.: Библиотечка «Российской газеты», 2018. – 176 с.
- Тресков В.И. Пенсионное обеспечение граждан: основные вопросы. – М.: Редакция «Российской газеты», 2016. – 176 с.
- Чирков С.А. О факте нахождения детей на иждивении родителей при назначении пенсии по случаю потери кормильца // СПС «КонсультантПлюс», 2016.
- Чупрова Е.В. Проблемы реализации принципа государственной гарантии соблюдения прав застрахованных лиц в российском пенсионном законодательстве // Адвокат. — 2018. — №4. – С. 60-63.
- Шуйская К.Г. Пенсии по-новому: виды, некоторые аспекты назначения, страховой стаж // Делопроизводство и кадры: электрон. журн. — 2018. — №2. – С. 24-50.
- Шумило М.М. Сущность пенсионных правоотношений // Вестник Пермского университета. — 2017. — №3. – С. 204-211.
- Апелляционное определение Московского областного суда от 30 июля 2014 года по делу №33-16689/2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=SOJ;n=995103 (дата обращения 20.05.2017).
- Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 ноября 2014 года №2428-О. Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70698832/ (дата обращения 20.05.2017).
- Определение Конституционного Суда РФ от 11 мая 2006 года №187-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 2006. — №2.
- Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 25 июля 2014 года по делу №33-6917/2014. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/CGI/online.cgi?req=doc&base=SOJ&n=871364 (дата обращения 20.05.2017).
- Апелляционное определение Московского городского суда от 24 мая 2013 года по делу №11-14034. Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=SOJ&n=662107&req=doc (дата обращения 20.05.2017).
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф