1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
1 Правовое регулирование организации системы социального обслуживания населения в муниципальных образованиях Российской Федерации 7
1.1 Местное самоуправление как институт социальной политики: правовой аспект 7
1.2 Федеральные основы организации деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения 24
1.3 Региональное регулирование деятельности органов местного самоуправления в области социального обслуживания населения 38
2 Организационно-правовые вопросы осуществления и развития системы социального обслуживания в муниципальных образованиях Российской Федерации 42
2.1 Социально-правовые проблемы укрепления и развития системы социального обслуживания населения в муниципальных образованиях Российской Федерации 42
2.2 Особенности организации социального обслуживания населения в муниципальных образованиях 61
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 72
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы выпускной квалификационной работы. Социальное обслуживание населения является гарантией социальной уверенности, достойного развития каждого гражданина и помощи незащищенным слоям населения при возникновении социальных проблем. Таким образом, выбранная тема обладает высокой степенью актуальности в современных условиях развития российского общества.
В любом цивилизованном государстве социальная политика является незаменимой и достаточно весомой частью государственного управления на всех уровнях власти. Основным механизмом, посредством которого реализуется социальная политика в нашем государстве является организация социальной защиты граждан (населения). Социальная защита включает в себя целый спектр направлений, одним из которых является социальное обслуживание и обеспечение.
Происходящие политические и экономические потрясения непосредственным образом приводят к необходимости достаточно полного включения в процесс реализации социальной защиты в субъектах страны, в частности в органах местного самоуправления (далее: МСУ).
Безусловно, организация социального обслуживания на местах основывается на федеральном и региональном законодательстве. При этом можно отметить, что в настоящий период времени как в правовой практике, так и в научной литературе достаточно мало актуализированы и проработаны многие нюансы в области социального обслуживания на уровне муниципалитетов. Отмечается и недостаточно полное обоснование субъективных и объективных моментов развития системы социального обслуживания в муниципальных образованиях. Также следует упомянуть и о наличии некоторых методических неточностей в аспекте «социальная защита – обслуживание-услуга».
Говоря о социальном обслуживании как об одном из социальных институтов имеется в виду полноценное и всеобъемное удовлетворение потребностей гражданина в вопросах социальной защиты, при этом реалии современного мира приводят к тому, что происходит увеличение спроса на социальные услуги и именно на уровне муниципалитета решение конкретных проблем и социальных выплат можно реализовать в более короткие сроки и максимально эффективно.
Степень научной разработанности темы выпускной квалификационной работы. Социальное обслуживание населения является гарантией социальной уверенности, достойного развития каждого гражданина и помощи незащищенным слоям населения при возникновении социальных проблем.
Тема социальной защиты и социального обслуживания населения отечественными авторами разработана довольно хорошо. Среди исследователей, изучавших данный вопрос, можно отметить: А.Н. Аверина, Р.Р. Бигеева, Н.А. Бондаренко, И.О. Демьянову и др. При этом хотелось бы отметить, что вопросы, касающиеся социального обслуживания населения на уровне муниципальных образований разработаны недостаточно хорошо, что побуждает исследователя заниматься данной темой.
Объект исследования выпускной квалификационной работы: правовое регулирование организации системы социального обслуживания населения в муниципальных образованиях Российской Федерации.
Предмет исследования выпускной квалификационной работы: социальное обслуживание в Российской Федерации и его отражение в основных нормативно-правовых актах, таких как:
Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» ;
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ;
Федеральный закон от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» .
Целью выпускной квалификационной работы анализ особенности правового регулирования организации системы социального обслуживания населения в муниципальных образованиях Российской Федерации.
Задачи исследования выпускной квалификационной работы:
Изучить сущность понятие местного самоуправления.
Изучить особенности федеральных основ организации деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения.
Изучить особенности регионального регулирования деятельности органов местного самоуправления в области социального обслуживания населения.
Выявить социально-правовые проблемы укрепления и развития системы социального обслуживания населения в муниципальных образованиях Российской Федерации
Проанализировать особенности организации социального обслуживания населения в муниципальных образованиях. (оформить через тире с каждой строчки:
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют следующие методы:
— метод системного анализа (раскрытие целостности объекта исследования и выявление различных типов связей в изучаемом объекте);
— функциональный метод (объяснение функций государственных органов субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в их взаимодействии);
— сравнительный метод (сравнительно-правовой анализ федерального законодательства, законодательства субъектов Федерации и нормативных правовых актов органов местного самоуправления).
Теоретическая значи мость выпускной квалификационной работы опреде ляется комплексным подх одом к анал изу взаимодействия.
Практи ческая значимость выпускной квалификационной работы сост оит в возмож ности использования опы та, изученного в работе, в изучении специфики современного взаимодействия уровней власти в России.
Структура выпускной квалификационной работы определена целью и задачами. Работа состоит из введения, двух глав, и пяти параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы.
1 Правовое регулирование организации системы социального обслуживания населения в муниципальных образованиях Российской Федерации
1.1. Местное самоуправление как институт социальной политики: правовой аспект
Власть в Российской Федерации имеет четкую и определенную структуру. Одним из основных элементов в данной структуре является местное самоуправление. Отметим, что в нормативно правовых актах и специализированной литературе понятие «местное самоуправление» употребляется, как и понятие «муниципальное самоуправление». Именно данный элемент власти обеспечивает демократическую основу системы государственного управления.
Под территориальной основой МСУ стоит понимать современное административно-территориальное деление субъектов РФ на административно-территориальные единицы для упорядоченного осуществления функций МСУ в интересах граждан всей Российской Федерации, жителей данного субъекта, его отдельных территориальных единиц и населенных пунктов .
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что местное самоуправление основывается на главном законе страны – Конституции РФ, основных нормативно правовых актах субъектов РФ, а также на основе положений местных представительских органов.
В ст. 12 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление». Технико-юридическое расположение данной нормы в гл. 1 свидетельствует о том, что местное самоуправление (далее: МСУ) определяется в качестве одной из основ конституционного строя. В этой статье также подчеркивается, что МСУ в пределах своих полномочий самостоятельно .
Само понятие «местное самоуправление» достаточно является сложным и многоплановым. В научной и учебной литературе оно рассматривается в следующих значениях:
1. Одна из основ конституционного строя РФ;
2. Право граждан РФ;
3. Деятельность населения по решению вопросов местного значения;
4. Одна из форм народовластия, через которую воплощается, выражается воля населения;
5. Децентрализованная форма управления, предполагающая известную самостоятельность, автономность местных органов власти. МСУ упоминается также еще в ряде статей Конституции РФ (в частности, в ст. 8, 15, 18, 24, 32, 33, 40, 41, 43, 46, 68 и др.).
Так, например, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ «признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности». При этом организации МСУ посвящена глава 8 (ст. 130–133) «Местное самоуправление».
Законодательное определение МСУ содержится в ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»: «форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, – законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций».
Глава 2 указанного Федерального закона определяет, что МСУ осуществляется на всей территории Российской Федерации, при этом наделение территории статусом определенного муниципального образования осуществляется законами субъектов РФ. Федеральное законодательство предусматривает общие правила формирования границ территорий муниципальных образований, а в отдельных случаях, когда те или иные территории обладают существенной спецификой, которая может повлиять на эффективность МСУ и обеспечение социальных прав проживающего на данных территориях населения, формирование муниципальных территорий может осуществляться в соответствии с законами субъектов Федерации .
К органам местного самоуправления относятся ряд структур, представленных на рисунке 1.
Рисунок 1 – Структура органов местного самоуправления
Под функциями МСУ понимают основные направления муниципальной деятельности. Функции МСУ обусловлены его природой, местом в системе народовластия, теми целями и задачами, на решение которых направлена муниципальная деятельность .
Основные функции МСУ:
1. обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения;
2. МСУ в силу своих полномочий способно осуществлять управление собственностью, принадлежащей тому или иному муниципалитету, а также управлять принадлежащими им финансовыми средствами;
3. Обеспечивает комплексное развитие территории собственного муниципального образования;
4. Удовлетворение основных потребностей и нужд граждан в социальной, образовательной, медицинской, культурной, коммунально-бытовой и других жизненно важных сферах;
5. Охрана общественного порядка на территории муниципального образования;
6. Обеспечение комплексных мер, направленных на сохранение богатства и своеобразия и окружающей среды;
7. Защита интересов и прав МСУ .
Выделим основные принципы МСУ (рис. 2).
Рисунок 2 – Принципы местного самоуправления
20 января 2020 года Президент в соответствии с пунктом «г» статьи 84 Конституции Российской Федерации внес в Государственную Думу написанный рабочей группой за 5 дней проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».
Отметим, что в соответствии с принятыми поправками в Конституцию РФ (июнь 2020 г.) органы местного самоуправления вместе с органами государственной власти входят в единую систему публичной власти. Тем самым теряют независимость от системы государственной власти и в первую очередь – от губернаторов субъектов Федерации.
В 2019 году появилась возможность создания муниципального округа — нового вида муниципального образования. Согласно изменениям федерального закона №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления», муниципальный округ может быть создан путем объединения поселений, входящих в состав муниципального района. Муниципальные округа уже созданы в Курганской области, Пермском и Камчатском крае, а также в Ставрополье.
Таким образом, исходя из вышесказанного можно утверждать, что понятие местного самоуправления закреплено на законодательном уровне. Сущность данной дефиниции заключается в том, что МСУ признается как форма реализации народной власти вопросов местного значения. В то же время органы местного самоуправления могут оказывать государственные услуги в рамках переданных им государственных полномочий. Количество государственных и муниципальных услуг на территории разных муниципальных образований может отличаться – это определяется как региональной, так и собственно муниципальной спецификой.
Прежде чем рассматривать сущность и основные направления социальной защиты населения в России, необходимо выяснить, что же такое «социальная защита населения».
Социальная защита населения – это система отношений между социальными группами и государством по поводу сохранения власти путем достижения определенных целей в различных областях общественной жизни, одной из которых является социальная сфера .
Согласно 7 статьи Конституции Российской Федерации, Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В социальном государстве социальная защита населения призвана обеспечить создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, а значит быть одной из самых важных сфер развития общества в целом.
Социальная защита населения – это комплекс мер, предпринимаемых государством, который направлен на достижение социальных целей, связанных с улучшением качества жизни народа, повышением общественного благосостояния и обеспечением социально-политической стабильности .
Социальная защита населения основана на системе принципов:
гуманизм;
социальная справедливость;
системность;
открытость;
демократизм.
Объект социальной защиты населения – это то, на что она направлена. Ученые и исследователи называют объектом социальной защиты непосредственно социальную сферу и выделяют следующие аспекты :
социальные отношения;
общество;
граждане;
условия жизни;
деятельность людей и т.д.
Исходя из выше сказанного, объектом социальной защиты является население страны.
Также объектом социальной защиты могут выступать отдельные граждане страны и их группы, которые объединены какими-либо связями или отношениями.
Субъектами социальной защиты являются :
органы государственного управления (законодательной и исполнительной власти);
работодатели;
профсоюзные и другие общественно — политические структуры;
учреждения, участвующие непосредственно в процессе социальной защиты населения.
Центральное место среди субъектов социальной защиты занимает государство в лице его представительных, исполнительных и судебных органов на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Наиболее ярко выраженной целью социальной защиты можно считать обеспечение необходимых темпов экономического роста.
Современная социальная политика почти всегда направлена на поддержание экономической стабильности, но её конечной целью все равно является удовлетворение потребностей народа.
Задачей социальной защиты выступают определенные условия для рационального обеспечения этих потребностей за счет благ, которые были созданы обществом в данный момент .
Дело в том, что общество состоит не только из работающих людей, есть и те, которые либо еще не работают (дети, школьники, студенты), либо те, которые не работают (пенсионеры и инвалиды). Такие категории граждан нуждаются в защите, заботе и поддержке как со стороны семьи, так и со стороны государства.
Чаще всего государство проводит социальную политику через региональные и местные уровни власти.
Средства на проведение социальной защиты выделяются из средств государственного бюджета. Также социальную защиту населения можно считать составной частью общей стратегии государства, которая направлена непосредственно на принятие решений, касающихся человека, его положения в обществе .
Основной формой проведения социальной защиты является оказание социальных услуг.
Если говорить о стратегии социальной защиты, то это решение тех социальных проблем, которые важны на конкретном историческом этапе развития.
Необходимо отметить, что социальная защита населения – это одна из составляющих социальной государственной политики в целом.
Другими словами, государственная социальная политика – это основа социальной защиты населения в стране.
Для реализации своих функций социальной защиты населения государство опирается на такие рычаги воздействия как :
законодательство страны;
национальный бюджет;
система налогов и пошлин.
Социальная защита населения обладает самостоятельностью, она способна, используя свои средства, содействовать повышению уровня благосостояния населения страны.
Также социальная защита населения оказывает непосредственное влияние на стремление граждан к социальному прогрессу.
Можно выделить такие типы социальной защиты как:
индивидуалистическая;
популистская;
коллективистская.
При индивидуалистическом типе социальной защиты приоритет отдается таким ценностям как: свобода, право выбора. При таком типе социальная политика направлена на самодостаточность индивида, его активность, инициативность, мастерство, профессионализм .
В отличие от индивидуалистического типа популистский тип социальной защиты направлен на ценности, потребности толпы. В основе такого типа лежат обещания правящей элиты повысить благосостояние народа, улучшить условия труда и жизнедеятельности.
Социальная защита коллективистского типа ориентирована на
справедливость, равенство, приоритет государства в ранжировании социальных благ. При таком типе государство диктует населению способы удовлетворения социальных нужд .
По временному критерию социальная защита населения в социальной политике государства может быть долговременной, текущей и ситуативной.
Долговременная социальная политика направлена на определение фундаментальных целей, основных методов их достижения, первоочередных направлений развития социальной сферы со стороны государства и его органов.
Текущая социальная политика выражается в конкретных социальных мероприятиях для всего населения в целом или определенных социальных слоев, таких как: своевременная и полная заработная плата, пособия, пенсии, выплаты, защита денежных сбережений и т.д.
Ситуативная социальная политика действует при экстремальных условиях (стихийные бедствия, войны), и предполагает единовременные социальные выплаты, акции .
Если говорить о масштабности социальной защиты населения в социальной политике государства, то здесь социальная политика может быть федеральной, региональной и местной.
Различают следующие виды социальной защиты :
либеральный вариант – акцентирует внимание на «экономическом человеке», т.е. обеспечивается достойно оплачиваемый труд, личные сбережения и вложения в человеческий, физический и иной капитал;
социально – демократический вариант, при котором вся ответственность за стабильность возлагается на государство, которое обязано обеспечить социальный минимум уровня жизни населения, особое внимание уделяется достижению социальной устойчивости экономического развития, где социальная устойчивость – это возможность общества сохранить свое стабильное социальное положение.
Основными условиями, которые обеспечивают социальное равновесие между различными слоями общества, являются следующие :
природно-климатические условия;
государственное устройство;
степень развития внутреннего рынка;
степень межрегиональных экономических связей;
наличие самостоятельной региональной социальной защиты.
Социальная политика является одним из самых важных инструментов внутренней защиты государства, которая основывается на производительной способности, умении и навыке человека, т.е. на человеческом капитале, а также на оказании социальных услуг и развитии социальной инфраструктуры на различных уровнях власти .
В качестве функций могут выступать такие составляющие социальной защиты как:
Обеспечение социальной устойчивости и социальной безопасности граждан различных категорий населения;
обеспечение политической устойчивости власти;
обеспечение распределения экономических ресурсов таким образом, чтобы оно устраивало подавляющее число граждан;
обеспечение достаточного уровня экологической безопасности;
обеспечение достаточного уровня социальной защищённости, и это должно касаться не только всего населения в целом, но и каждой группы, его составляющей .
Сущность проведения социальной защиты раскрывается через ряд определенных принципов, из которых наиболее важными являются :
социальная справедливость – основывается на представлении о том, каким должен быть мир и общество, чтобы обеспечить свободу, равенство, братство, соблюдение прав всех людей в обществе или в целом на Земле, также социальная справедливость обозначает народовластие, равенство всех людей перед законом, равноправие наций, уважение личности;
социальные гарантии – этот принцип также очень важен для проведения социальной защиты, поскольку у каждого человека и гражданина есть право на обеспеченность работой, доступность образования и культуры, на медицинское обслуживание, жилье, на заботу о престарелых людях;
повышение материального уровня жизни, охрана окружающей среды;
восстановление нарушенной социальной справедливости.
Социальная справедливость – это материальное благополучие каждого члена общества, гарантии на определенный минимум средств существования каждому члену общества, возможность для каждого человека изменить свой социальный статус .
Сочетание потребления материальных благ с духовной жизнью человека – это развитие социальной активности с помощью рационального использования духовного потенциала человека, поскольку наука, новая технология, экономический рост невозможны без воздействия духовности человека.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека и ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах – стратегической целью социального государства является гарантирование права человека на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и членов его семьи .
Таким образом, социальная защита населения направлена на улучшение благосостояния людей, их безопасности, жизнедеятельности, а также социально-экономической стабильности государства.
Принципы, функции, объект и субъект социальной защиты населения определяют сущность социальной защиты и способы ее реализации.
Важнейшей составляющей государства является власть, которая обеспечивает возможность оказывать влияние на жизнедеятельность людей, их поведение в обществе.
В соответствии с принципом разграничения полномочий в системе управления в сфере социальной работы выделяются государственное и негосударственное управление.
К сфере государственного управления относится управление социальной работой, деятельностью системы социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях .
Реализация тех направлений социальной политики нашей страны, которые взаимосвязаны с такими структурными элементами социальной защиты населения, как социальная поддержка и социальное обслуживание, опирается на правовые положения международных законодательных актов, к которым присоединилась Российская Федерация .
Исходя из административно-территориального устройства РФ, управление системой социальной защиты населения осуществляется на трех уровнях: федеральном уровне, уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования, города федерального подчинения, уровне района, города. Эти три уровня осуществляют государственную политику в области социальной защиты населения скоординировано на основе принципа разграничения полномочий (табл. 1).
Таблица 1 – Схема разграничений полномочий между государственными органами социальной защиты населения и органами местного самоуправления
Рассматривая уровни управления в сфере социальной работы, можно констатировать, что на федеральном уровне формируются основные принципы политики социальной защиты населения, основы ее законодательной базы, методические нормативы.
Органы местного самоуправления могут принимать решения об адресной социальной поддержке отдельных категорий населения, проживающего на территории муниципального образования (например, поддержка многодетных семей, бесплатное школьное питание) при наличии средств в бюджете муниципального образования. Как правило, такое решение принимается сроком на один год или на краткосрочный период одновременно с утверждением бюджета муниципального образования. Субвенции из региона на реализацию таких решений городской округ или район не получает .
К каким бы выводам не приходили управленческие органы по вопросам оценки результативности работы государственных и муниципальных учреждений, становится ясно, что сегодня кардинально возрастает роль таких наук, как социология, психология, экономика в сфере подобной оценки работы учреждений.
Применительно к выявлению мнений и суждений потребителей о качестве предоставляемых услуг наибольшим аналитическим потенциалом обладает социология, поскольку имеет выверенный набор исследовательских методик и ориентирована на поиск общих тенденций в развитии социально- экономического поведения и сознания населения .
Высокопроизводительный труд – высокие доходы – достойная пенсия – вот что должно стать основой социальной защищенности граждан. В этом случае объектом непосредственной государственной защиты становятся так называемые «слабые социальные группы», т.е. те, которые в силу объективных причин не могут защитить себя сами: дети, лишенные попечение родителей, инвалиды (прежде всего, нетрудоспособные), одинокие малообеспеченные и тяжелобольные старики. Вмешательство государства минимизируется, оптимизируется и становится по-настоящему адресным .
Кроме социально-политических теорий и подходов, теоретико- методологические основы управленческой деятельности в социальной работе могут предопределяться более частными теориями и концепциями.
Цели управления в социальной работе делятся на стратегические (на дальнюю перспективу) и тактические (ближняя перспектива от 1 года до 3 лет).
Цели социальной работы в целом и управления, в частности, определяются общественным запросом и нуждаемостью населения. При этом под «нуждаемостью населения» понимаются конкретные социальные проблемы, с которыми сталкиваются люди, как в трудной жизненной ситуации, так и в повседневной жизни.
Под общественным запросом понимаются стратегические цели общества, направленные на его преобразование, достижение социального согласия и условий благополучного развития личности.
Специфика в постановке целей в управлении современной социальной работой в том, что они могут совмещаться, разделяясь на уровни управления. Федеральному и региональному уровню в большей степени соответствуют социально-политические, социально-экономические, а также и социокультурные подходы, и концепции; на уровне же индивидуальном более эффективны концепции активизации жизненных сил личности и ее самореализации.
Таким образом, социальное обслуживание населения является одним из ключевых компонентов социальной сферы, своеобразным «ядром» социальной защиты населения и выполняет стратегическую функцию снижения социальной напряжённости в обществе.
Данная система состоит из множества учреждений разного уровня, чья деятельность направлена на оказание поддержки и помощи наиболее уязвимым категориям населения. При этом нельзя полагать, что социальное обслуживание заключается просто в предоставлении бытовых, психологических, медицинских и иных услуг.
Главная идея социального обслуживания заключается в предоставлении каждому клиенту возможностей личностного развития, создании условий для выхода из трудной жизненной ситуации, возможной смене ценностей и жизненных ориентиров.
Разделение всех российских учреждений на государственные, бюджетные и автономные разных уровней было призвано открыть в организациях их потенциал саморазвития, а, следовательно, повысить интенсивность и эффективность предоставления услуг населению не только в соответствии с государственным заданием, но и, исходя из возможности оказывать услуги, не входящие в установленные государством перечни.
Всё это закономерным образом приводит к мысли о том, что рано или поздно все учреждения должны быть подвергнуты жёсткой оценке в плане эффективности и качества собственной деятельности.
Именно эта оценка будет логическим завершением процесса реформирования государственных учреждений, поскольку станет ясно, насколько востребованы услуги данного учреждения, не зря ли оно поглощает бюджетные средства, способно ли оно к поддержанию себя на плаву в условиях развития рынка социальных услуг и т. п.
Споры о необходимости этой реформы не утихают до сих пор, однако самые первые и сложные этапы оптимизации и реорганизации госучреждений в целом уже пройдены.
Важно отметить, что все они направлены, в первую очередь, на удовлетворение потребностей всех категорий граждан, на повышение безопасности населения страны.
Приоритетные задачи, которые ставит перед собой Правительство Российской Федерации, направлены на преобразования в социальной сфере, а именно:
доступность и качество медицинского обслуживания;
доступность общего и профессионального образования;
повышение защиты уязвимых категорий населения, которые не в состоянии самостоятельно решить свои социальные проблемы;
создание для трудоспособного населения таких экономических условий, которые позволят им за счет собственных средств улучшить свое благосостояние и уровень жизни.
Для реализации такой модели социальной политики, реализуются определенные государственные программы, такие как: «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Доступная среда» и другие.
Таким образом, радикальное политическое преобразование общественного строя в настоящее время сопровождается глубоким социально-экономическим кризисом. В этих условиях главная задача любого государства – защитить самое ценное свое достояние – человека, поэтому возникает острая необходимость в развитии системы социальной защиты населения.
Россия, являясь, социальным государством, должно проводить развернутую социальную политику, социальное обслуживание населения является одним из ключевых компонентов социальной сферы, своеобразным
«ядром» социальной защиты населения и выполняет стратегическую функцию снижения социальной напряжённости в обществе.
Все органы государственной власти обязаны соблюдать основные социальные права человека, такие как: материнство, детство, право на отдых, продолжительность рабочего дня, защита от безработицы и другие.
К государственной защите также относятся пенсии, пособия для отдельных категорий граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, приемлемое качество образования и здравоохранения.
На сегодняшний день наша страна еще большее значение придает реализации социальной политики, которая основывается на деятельности конкретных региональных учреждений социальной защиты.
1.2. Федеральные основы организации деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения
Продуктивная и эффективная разработка какой-либо темы невозможна без анализа и понимания ее понятийного аппарата. Первым и одним из основополагающих этапов в нашем исследовании является качественное рассмотрение терминологии, используемой в контексте исследуемой тематики.
Вся социальная деятельность какого-либо государства направлена на создание комфортных условий для жизни и развития, а также поддержания и преумножения благополучия каждого гражданина этого государства. Иными словами, социальная деятельность государства всегда направлена на общество, оно априори является ее главным объектом.
Социальное обеспечение граждан является непросто одним из аспектов развития общества, но регулируется в соответствии с законодательными актами, и не только на уровне государства, но и на уровне международных конвенций и нормативно-правовых актов.
Права и свободы человека служат критерием оценки уровня демократичности государства и развития общечеловеческих ценностей.
Основной построения социального обслуживания населения органами местного самоуправления служит принцип обеспечения равных возможностей в ходе реализации гражданских, политических и экономических прав и свобод.
Правовое регулирование прав населения на социальное обслуживание отличается сложной совокупностью источников. В предмет социального обеспечения населения органами местного самоуправления входят общественные отношения как процессуального, так и материального характера, отношения по социальным выплатам, имеющим денежную форму, отношения по предоставлению нуждающимся гражданам социальных услуг.
В связи с большим количеством источников правового регулирования социального обслуживания населения органами местного самоуправления, следует остановиться на наиболее важных из них.
Конституция Российской Федерации закрепляет целую совокупность социальных прав и свобод граждан, которые образуют единую систему в общем комплексе конституционных прав и свобод человека. Развитие социальных прав и свобод граждан происходит параллельно с развитием общества и государства.
Социальные права граждан получили свое окончательное формирование несколько позже политических прав, что объяснимо активным скачком роста борьбы населения за обеспечение достойных условий для существования. Социальные права граждан имеют четкую общегражданскую направленность и являются выражением гуманизма и отражением социальной справедливости в обществе.
Отличительная особенность социальных прав связана с тем, что они выступают в виде гарантий жизни и деятельности населения, тем самым обеспечивают полноценное развитие личности.
Основными гарантиями прав населения в Российской Федерации, вместе с общими базовыми правами (право на жизнь, на воспитание семейном окружении и т.д.) являются специальные гарантии: право на получение бесплатной медицинской помощи, право на реабилитацию, право на получение санаторно-курортного лечения, право на обеспечение специальными средствами передвижения.
В ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры являются составной частью правовой системы нашего государства.
Если международный договор Российской Федерации устанавливает иные правила и положения, нежели действующий закон Российской Федерации, в данном случае, будут применяться положения международного договора.
Отсюда следует, что положения и нормы международных договоров обладают наивысшей юридической силой в отношении нормативно-правовых актов Российской Федерации. К числу международных договоров, осуществляющих правовое регулирование социального обслуживания необходимо отнести:
— Всеобщую декларацию прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948);
— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина от 1966 года.
Немаловажный вклад в развитии социального обслуживания населения как на государственном, так и на местном уровне прав играют источники международно-правового характера. Речь идет о Конвенциях и декларациях.
— Устав (Конституция) Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) (принят в г. Нью-Йорке 22.07.1946);
— Конвенция № 118 «О равноправии в социальном обеспечении» (1962 г.) и другие.
В данных конвенциях регламентированы наиболее важные положения, касающиеся повышение жизненного уровня нуждающихся граждан как основной цели при планировании экономического развития государства и другие.
В данном случае можно говорить о Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают, Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения»; Конвенции 1962 г. № 117-41 Об основных целях и нормах социальной политики»; Конвенции 1975 г. № 143 «пресечении насилия в отношении женщин и насилия в семье» и др.
В 1985 г. Декларация ООН о правах человека провозгласила права и свободы иностранных граждан, которые проживают на территории какого-либо государства, их равенство с гражданами страны в трудовой деятельности и сохранения здоровья, а также и в области социального обеспечения и защиты в том числе.
В 2007 г. межгосударственный совет ЕврАзЭС сформировал концепцию согласованной социальной политики, в рамках которой были сформированы аспекты по решению проблемных вопросов социальной экономической отрасли жизни общества.
Конвенция МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» было подписана представителями более чем 40 стран. В этой конвенции прописываются положения относительно минимальных стандартов по социальному обеспечению. Но стоит отметить, что в данной конвенции не разработано научного термина социального обеспечения.
В нормативно-правовых актах Российской Федерации также нет закрепленного определения, но, тем не менее, многие структуры обширно используют данный термин в рамках своих компетенций.
Что касается законодательной базы о социальной защите в России, то здесь нет детально проработанной системы, которая вбирала бы в себя все законы и нормативы. Существует большое количество разных нормативов и законов, которые касаются каких-либо аспектов социальной защиты. По этой причине возникают спорные моменты и проблемные вопросы в применении данных законодательных актов в практической деятельности государства .
Необходимо формирование системного подхода к созданию единой юридической базы относительно социального обеспечения и защиты граждан в рамках социального кодекса Российской Федерации. Такие кодексы уже разработаны в некоторых европейских странах.
Как правило, в Российской Федерации социальное обеспечение предоставляется, как обеспечение с материальной точки зрения. То есть, при реализации социального обеспечения, государство оказывает финансовую поддержку в виде льгот, дотаций, которые выдаются особым категориям населения. Денежные средства выделяются либо за счет системы обязательного социального страхования, либо пенсионного страхования. Как правило, большинство социальных программ реализуется на уровне системы федеральных бюджетов. Эксперты говорят о том, что можно выделить несколько организационно-правовых видов социального обеспечения. Одна из форм социального обеспечения работает с гражданами из числа служащих. Вторая форма социального обеспечения направлена на помощь гражданам, которые составляют занятое население, также с теми, кто не ведет трудовую деятельность. В данном случае человеку оказывается помощь не как работнику, а как человеку, у которого есть право в соответствии с Конституцией Российской Федерации .
В Российской Федерации законодательной базой для проведения социальной политики является ст. 7 Конституции Российской Федерации. В данной статье Российская Федерация признается социальным государством, а значит государство должно по защите прав и свобод каждого человека.
Рассматриваемая ст. 7 Конституции Российской Федерации прописывает все законодательные гарантии, которые предоставляются людям в сфере социального обеспечения. Ст. 39 Конституции Российской Федерации прописывает, в свою очередь, виды реализации этих прав. Человек может нуждаться либо в социальном обеспечении, либо в социальном страховании. Но положения Конституции Российской Федерации всегда находятся в тесной взаимосвязи друг с другом, а поэтому данные виды реализации права можно сформировать в единую систему права человека на социальную защиту.
Правом на социальную защиту наделен каждый гражданин Российской Федерации. По данному праву человек имеет возможность на обеспечение себя материальными благами со стороны государства, чтобы у него была удовлетворять свои жизненно необходимые базовые потребности. В первую очередь, государство оказывает помощь таким слоям населения, как дети, иждивенцы, пенсионеры. Кроме того, государство поддерживает безработных людей, которые при этом имеют физическое и ментальное здоровье для того чтобы осуществлять свою трудовую деятельность. Для помощи безработным есть специальные фонды службы, которые помогают людям с финансовой точки зрения, а также помогают им найти место работы.
Реализация права человека на социальную поддержку признается одним из важнейших прав человека в принципе. Такую защиту человеку должны предоставлять государственные структуры, которые в рамках своих полномочий и компетенций должны реализовывать необходимые социальные программы по поддержке населения. Кроме того, эти структуры должны заботиться о минимизации любых рисков со стороны воздействия негативных факторов на права и свободы человека .
В комментарии к ФЗ от 17 июля 1999 года № 178 – ФЗ о «Государственной социальной помощи» сказано: «Российская Федерация как социальное государство гарантирует достойную жизнь своим гражданам, в т.ч. и социально незащищенным слоям населения в трудной жизненной ситуации по независящим от них причинам .
То есть, в целом можно сказать о том, что в Российской Федерации Конституция прописывает право человека на социальную защиту, которая реализуется в нескольких направлениях деятельности государства. Здесь речь идет о социальном обеспечении, страховании и помощи людям.
Под социальным обеспечением понимается финансовая помощь людям со стороны государства, у которых есть на то права. Для реализации социального обеспечения граждан используется бюджеты разных уровней, которые регулируются непосредственно государственными структурами. В Конституции Российской Федерации прописаны два основополагающих метода финансовой помощи, то есть выплата государственных пенсий и социальных пособий .
На федеральном уровне регулирование социальной работы осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ. Министерство определяет основные направления социальной политики и обеспечивает нормативно-правовому базу в сфере социального обслуживания, демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты населения. Также оно утверждает примерный перечень социальных услуг, занимается ведением единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания, производит контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, утверждает порядок предоставления социальных услуг .
Как еще одну форму осуществления прав граждан на социальную защиту, предусмотренного в Основном законе, выступает процедура социального страхования. Этот термин следует понимать, как совместное приватно-общественное обязательство по возмещению затрат, подчиненное нормативно-правовым актам по типу контракта или закона, которые предписывают лицу, заключившему договор страхования, вносить суммы по страховым выплатам, а с наступлением прописанной в страховом договоре ситуации, получает право на финансовую помощь из фондов страхового общества, пропорциональное внесенным взносам, а компания-страховщик может контролировать и принуждать к оплате взносов на страхование и должна выдать сумму страховых выплат. Лицо страхуется по указаниям закона, то такие виды страхования следует рассматривать как обязательные.
Если страховые отношения возникают по статьям подписанного контракта, то такие типы страхования можно назвать вспомогательными, дополняющими государственные виды социальных страховых договоров. В правовом поле России превалирует форма страхования по указанию норм закона, а за рубежом принято ориентироваться преимущественно на страхование по доброй воле граждан, которое и обеспечивает основной объем страховых выплат.
Как на третий тип осуществления права граждан получать мероприятия по реализации социальной защищенности, как прописано в нормах Основного Закона, выступают вариативные виды социальной помощи. Такие мероприятия охватывают всевозможные виды содействия державы конкретным слоям народонаселения в формате финансовых перечислений, оказания работ или услуг в виде проживания в приюте для несовершеннолетних, обучение в интернатах или лечение в санаториях.
Руководство системой социального страхования реализуется при помощи специализированных Фондов: Пенсионного, Фонда Социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования .
Определение понятия «социальное обслуживание граждан» дается в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . Согласно данному нормативному акту, социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам . При этом социальная услуга подразумевает под собой действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности .
Анализируя данный закон отметим, что он регламентирует:
1. Основы социального обслуживания (правовые, организационные, экономические);
2. Полномочия органов государственной власти (федеральных, региональных);
3. Права и обязанности (получателей и поставщиков социальных услуг).
Социальное обслуживание является составной частью такого явления как социальная защита. Основная цель социального обслуживания населения органами местного самоуправления заключается в том, что обеспечить данным категориям граждан достойный уровень существования, воспитания и защиты, что в свою очередь создаст условия для максимального развития и формирования личности.
Социальное обслуживание населения Российской Федерации органами местного самоуправления начинается с фиксации данного статуса. Очевидно, что социальные службы находятся в тесной взаимосвязи и взаимодействии с медицинскими и иными учреждениями. Данные лица имеют право на получение не только социальной помощи, но и психологической поддержки.
Социальное обслуживание населения органами местного самоуправления включает себя комплекс социальных услуг, которые предоставляются нуждающимся лицам, как в учреждениях социальной защиты населения, так и на дому. К примеру, в социальное обслуживание инвалидов входят следующие услуги:
— социально-психологическая помощь;
— помощь в трудоустройстве;
— содействие по оказанию ритуальных услуг;
— содействие в оказание медицинской помощи и т.д.
Социальное обслуживание населения органами местного самоуправления имеет ряд особенностей. Для социального обслуживания лиц необходимо принятия соответствующего решения местными органами социальной защиты населения.
Также, следует учитывать, что социальное обслуживание населения органами местного самоуправления производится по средствам добровольного согласия на получение данных социальных услуг. При этом социальное обслуживание может иметь как постоянную, так и временную основу.
Так, индивид может отказаться от социального обслуживания. В данном случае, органы местные социальной защиты населения разъясняют им последствия подобного отказа. Отказ от социального обеспечения должен быть письменно оформлен.
Социальное обслуживание населения органами местного самоуправления имеет несколько форм:
1.Социальное обслуживание, оказываемое на дому, в том числе и социально-медицинское обслуживание;
2. Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного и ночного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
3. Стационарное социальное обслуживание (дома и другие социальные учреждения);
4. Социально-консультативная помощь;
5. Срочное социальное обслуживание.
Существуют жилые дома социального обслуживания, в которых может быть предоставлено помещение лицам, нуждающимся в социальной помощи.
Социальное обслуживание населения на дому является одной из форм социального обслуживания, которое нацелено на организацию пребывания лица, с ограниченными возможностями в привычной для него среде.
На дому, лицам могут быть предоставлены следующие социальные услуги:
— оказание содействия в организации питания;
— оказание содействия в приобретении необходимых медикаментов, продуктов питания и иных средствах первой необходимости;
— оказание содействия в получении медицинской помощи;
— оказание социально-психологической помощи;
В социальных услугах, предоставляемых на дому, лицу может быть отказано, в случае, если он страдает хронической формой алкоголизма, инфекционными и карантинными заболеваниями, активными формами туберкулеза, поскольку его состояние требует стационарного лечения.
На законодательном уровне закреплен перечень социальных услуг, на получение которых имеют право, нуждающиеся лица:
— право на получение пенсии, при условии, что их родственники по ряду объективным причин не могут обеспечить им необходимый уход и помощь. Размер данной пенсии должен быть не ниже прожиточного минимума, установленного для области или региона проживания;
— право на получение пенсии, если они проживают в семье, где средний доход, ниже прожиточного минимума, установленного для области или региона проживания.
— другие социальные услуги.
Ряд особенностей имеет срочное социальное обслуживание населения органами местного самоуправления.
Основная цель срочного социального обслуживания сводится к предоставлению неотложной помощи данным лицам разового характера. В рамках срочного социального обслуживания, лицам могут быть оказаны следующие социальные услуги:
— единовременное обеспечение нуждающихся в питании и продуктах питания;
— единовременное обеспечение лиц одежной и продуктами первой необходимости;
— разовое оказание медицинской помощи. Даная помощь может носить экстренный характер;
— единовременное оказание социально-психологической помощи инвалидам;
— другие социальные услуги.
Реализацию срочного социального обслуживания населения осуществляют муниципальные центры социального обслуживания, которые созданы на основе органов социальной защиты населения.
Органы социальной защиты населения ведут учет всех граждан, которые имеют статус нуждающихся в получении социальных услуг, в рамках социальной помощи. Предоставление социальной помощи, по средствам социальных услуг производится каждый календарный год. Если же лицо, получило право на социальные услуги в течение календарного года, то данный период исчисляется с момента приобретения права на получение социальных услуг и оканчивается 31 декабря данного года. Компенсация социальных услуг осуществляется посредствам ежемесячной денежной выплаты нуждающимся гражданам.
Таким образом, социальное обслуживание имеет свои цели и задачи. Основной его целью является повышение самостоятельности человека, то есть формирование у него таких навыков и умений, с помощью которых он сам построит свою жизнь и решит возникающие проблемы .
Представим структуру социального обслуживания (рис. 4).
Рисунок 4 – Структура социального обслуживания в Российской Федерации
Таким образом, можно утверждать, что структура социального обслуживания включает в себя полномочия органов власти (рис. 5).
Федеральным законодательством и законодательством автономного округа предусмотрено, что поставщиками социальных услуг могут являться юридические лица, независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание, то есть законодательством предусмотрено участие в рынке социального обслуживания населения всех групп субъектов предпринимательской деятельности .
Рисунок 5 – Основные полномочия органов власти в сфере социального обслуживания населения
Межведомственное взаимодействие при организации социального обслуживания в субъекте Российской Федерации осуществляется на основе регламента, который определяет:
1. Перечень органов государственной власти субъекта РФ;
2. Порядок, формы, виды деятельности, оценки результатов и осуществление контроля межведомственного взаимодействия;
3. Требования к содержанию, формам и условиям обмена информацией;
4. Механизм реализации мероприятий по социальному сопровождению .
Таким образом, в соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
На федеральном уровне социальное обслуживание регулируется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, а также федеральными законами, такими, как:
– Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24 ноября 1995133 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ (ред. от 02 декабря 2019 г.) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и т.д.
В частности, данные законодательные акты регламентируют работу на местах.
1.3. Региональное регулирование деятельности органов местного самоуправления в области социального обслуживания населения
В настоящее время, вопрос правового регулирования деятельности органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания населения Российской Федерации, по-прежнему, остается актуальным.
Система социального обслуживания населения, существующая в Российской Федерации, является относительно новым явлением. В 90-е годы данного феномена еще не существовало. В этот период времени имелось лишь социальное обеспечение населения, которое включало в себя ряд социальных вопросов, по большей части, которые касались пенсионных правоотношений.
Законы, Постановления и программы регионального уровня базируются на федеральном законодательстве.
Согласно пункту «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации .
Надо отметить, что заметно меньшим объемом полномочий по оказанию услуг в сфере социальной защиты обладают органы местного самоуправления согласно вопросам местного значения, предусмотренным федеральным законом № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в РФ» .
В соответствии с данным законом определим основные полномочия органов государственной власти субъектов РФ (рис.6).
Рисунок 6 – Основные полномочия органов государственной власти субъектов РФ
Интересно упомянуть и о Федеральном законе от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В рамках данного ФЗ значительно облегчается сбор необходимых документов с целью оформления услуг по социальному обслуживанию гражданина. В частности, при предоставлении социальной услуги муниципального характера не в праве требовать личного предоставления документы и информацию, за исключением документов, которые относятся к документам «личного хранения». Исчерпывающий перечень документов «личного хранения» закреплен в ч. 6 ст.7 вышеназванного Закона.
Органы местного самоуправления могут оказывать государственные услуги в рамках переданных им государственных полномочий. Количество государственных и муниципальных услуг на территории разных муниципальных образований может отличаться — это определяется как региональной, так и собственно муниципальной спецификой .
От особенностей муниципального образования здесь зависит и количество поставщиков услуг. Естественно, такое разнообразие социальных услуг создает определенные трудности для потребителей данных услуг.
Органы местного самоуправления могут принимать решения об адресной социальной поддержке отдельных категорий населения, проживающего на территории муниципального образования при наличии средств в бюджете муниципального образования. Как правило, такое решение принимается сроком на один год или на краткосрочный период одновременно с утверждением бюджета муниципального образования. Субвенции из региона на реализацию таких решений городской округ или район не получает .
Развитие информационных технологий заставило государство расширить функции предоставления услуг через специализированные пункты, которые расположены практически во всех городах и районах России. Основой для создания многофункциональных центров стало введение в 2010 году ФЗ-210 «Об организации на местах схем предоставления государственных и муниципальных услуг».
В 2010 г. был принят Федеральный закон № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», который послужил основой для разработки целевой программы «Концепция снижения административных барьеров и повышения доступности государственных и муниципальных услуг на 2011-2013 годы», утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 г. №1021-р .
Одной из основных проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, строго регламентирующей предоставление социальных услуг.
Это связано с тем, что действующая в настоящее время законодательная база создана еще в таких социально-экономических условиях, которые значительно отличаются от ныне действующих социальных реалий, а быстро изменяющееся в силу своего развития общество уходит далеко вперед от определенных регламентов предоставления муниципальных услуг.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф