1 2
2 Организационно-правовые вопросы осуществления и развития системы социального обслуживания в муниципальных образованиях Российской Федерации
2.1. Социально-правовые проблемы укрепления и развития системы социального обслуживания населения в муниципальных образованиях Российской Федерации
Продуктивная и эффективная разработка какой-либо темы невозможна без анализа и понимания ее понятийного аппарата. Первым и одним из основополагающих этапов в нашем исследовании является качественное рассмотрение терминологии, используемой в контексте исследуемой тематики.
Вся социальная деятельность какого-либо государства направлена на создание комфортных условий для жизни и развития, а также поддержания и преумножения благополучия каждого гражданина этого государства. Иными словами, социальная деятельность государства всегда направлена на общество, оно априори является ее главным объектом.
Определение понятия «социальное обслуживание граждан» дается в Федеральном законе от 28.12.2013 N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» . Согласно данному нормативному акту, социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам . При этом социальная услуга подразумевает под собой действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности .
Социальное обслуживание имеет свои цели и задачи. Основной его целью является повышение самостоятельности человека, то есть формирование у него таких навыков и умений, с помощью которых он сам построит свою жизнь и решит возникающие проблемы .
В комментарии к ФЗ от 17 июля 1999 года № 178 – ФЗ о «Государственной социальной помощи» сказано: «Российская федерация как социальное государство гарантирует достойную жизнь своим гражданам, в т.ч. и социально незащищенным слоям населения, к таким слоям относятся:
– инвалиды;
– ветераны;
– люди пожилого возраста;
– малоимущие граждане;
– другие категории лиц, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации по независящим от них причинам .
Для каждой категории есть собственные, данные именно для этой группы людей, направления социального обслуживания, но всё же можно определить схожие черты этих направлений. Выделим их :
– консультирование различного рода: социально-бытовое, медицинское, психолого-педагогическое, правовое. Клиент получает информацию о своих правах и обязанностях, о наличии льгот и способах их получения, также узнает о различных учреждениях, которые могут оказать помощь и содействие;
– экстренная психологическая помощь по телефону;
– материальная помощь, различные выплаты;
– помощь со стороны государства на всех трех уровнях управления, которая заключается в создании различных законов, защищающих права человека, помощь в создании центров социальной поддержки, то есть центры социального обслуживания, дома милосердия и т.д.;
– существует срочная социальная помощь разового характера, представляющая такие виды услуг, как снабжение обувью и одеждой, предметами первой необходимости; обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктами питания и т.д.;
– организация занятости граждан, отдыха и оздоровления, подготовка трудоустройства.
Для организации социального обслуживания и свободного доступа получателей социальных услуг построена система из государственных органов и организаций социального обслуживания:
– уполномоченные органы исполнительной власти, регулирующие эту сферу деятельности;
– уполномоченные организации, признающие нуждающимися в социальных услугах и составляющие индивидуальную программу реабилитации;
– поставщики социальных услуг, воплощающие индивидуальную программу реабилитации:
а) государственные;
б) негосударственные — коммерческие и некоммерческие.
Поставщики оказывают социальные услуги:
– бесплатно;
– с частичной оплатой;
– платно, согласно тарифов поставщика услуг.
Формы предоставления социальных услуг (формы социального обслуживания) бывают следующие:
– стационар. В организациях, предоставляющих социальные услуги стационарно, люди находятся круглосуточно. К стационарам относят:
а) дома-интернаты (пансионаты), в том числе специальные или психоневрологические;
б) социально-оздоровительные центры;
в) геронтологические или геронтопсихиатрические центры.
– полустационар. Если нет нужды получать социальные услуги круглосуточно, человек может получать услуги по своей индивидуальной программе в указанное время на территории поставщика социальных услуг. Если услуги срочные, индивидуальная программа не нужна.
– на дому. Основную часть пакета социальных услуг предоставляют социальные работники. Именно они приходят в дом и помогают нуждающимся. Согласно индивидуальной программе реабилитации социальные работники предоставляют услуги и несут ответственность за их качество.
Что касается модели социальной политики, функционирующей в Российской Федерации, она характеризуется множеством особенностей, сложившихся в советский период развития государства. Среди этих характерный черт: сравнительно высокая доля участия государства в процессах регулирования и процессах финансирования системы социальной защиты; сравнительно низкий уровень поступления финансовых средств от частных благотворителей в систему социальной защиты; низкая доля публичности в определении концепций, целей, задач и методов их реализации в социальной политике и некоторые другие .
Для предоставления и осуществления социальных гарантий государство является наиболее важным актором социальной политики. Однако это не делает его единственным субъектом социальных гарантий. Второй важный фактор процесса функционирования системы социальной защиты – социальная активность бизнеса. Социальные проблемы напрямую подвержены эффекту от деятельности бизнеса, поскольку прямые налоги и социальные взносы основываются на прибыли предприятий. К тому же занятость населения, уровень заработной платы и уровень социального обеспечения работников находятся в прямой зависимости от политики предприятия .
Помимо широкого круга функций, система социального обслуживания населения также характеризуется сложной структурой. Выделение этих элементов необходимо для полного понимания механизма функционирования системы социального обслуживания, а также контроля полной и правильной реализации каждого из этих элементов, что обеспечит контроль реализации собственно социальной политики. Можем выделить в ее структуре пять основных составляющих :
– политика обеспечения занятости;
– политика регулирования доходов населения;
– политика социальных гарантий;
– политика социальной защиты;
– политика защиты здоровья и экологической безопасности населения.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что социальное обслуживание населения является важнейшей функцией социально ориентированного государства в современных условиях.
На сегодняшний день в мире существует две основные модели социального обслуживания — скандинавская и американская.
Скандинавская модель системы социальной защиты базируется на теории государства всеобщего благосостояния. Приоритетной задачей является формирование развитой системы социальной помощи всем гражданам, доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других услуг.
Американская модель системы социальной защиты предполагает минимальное участие государства в социальном обеспечении граждан. Государственная поддержка оказывается только беднейшим слоям населения. Дополнительно в каждом штате свои социальные программы, работает система частного социального страхования и добровольные организации .
Рассмотрим подробнее каждую из моделей.
Скандинавскую модель системы социального обслуживания населения рассмотрим на примере Швеции.
Согласно законодательству, в оказании услуг участвуют социальные службы, муниципальные и губернские органы власти, а также семьи и отдельные граждане.
Социальным обслуживанием населения занимаются муниципальные и окружные комитеты социального благосостояния.
Отдел заботы о детях отвечает за оказание помощи здоровым детям, обслуживание детских садов и подготовительных групп для школы. В Швеции нет детских домов, так как детей-сирот сразу забирают в семьи.
Отдел социального благосостояния работает по направлениям: социальное обеспечение — денежные выплаты, индивидуальное и семейное лечение, содержание домов для алкоголиков и центров для молодежи.
Отдел помощи пожилым работает по направлениям: оказание домашней социальной помощи; содержание центров дневного пребывания для пенсионеров и лиц с ограниченными возможностями; обслуживание пенсионеров с полным питанием; содержание домов по уходу за престарелыми; содержание центров с полным питанием для пенсионеров, страдающих старческим слабоумием .
В каждом округе есть дома сестринского ухода для престарелых — Хосписы. Также работают специально оборудованные дома — квартиры, где живут пенсионеры на государственном обеспечении, которые сдали жилье государству.
В округах также есть учреждения социального обслуживания:
1. Кризисные центры для мужчин. Мужчины обращаются в центры для разрешения конфликтов в семье, если не могут найти общий язык с родными, коллегами, соседями. При разборе семейных проблем обязательно ведется работа не только с мужем, но и с женой.
2. Женские кризисные центры помогают женщинам справляться с проблемами в отношениях с мужем, родными и близкими. Центры находятся в уединенных местах и практически засекречены. Сделано это с целью спрятать женщину от обидчика. При необходимости женщина с детьми может четыре месяца жить в центре и получать помощь психологов и социальных работников.
3. Мо¬лодежные центры преодоления кризиса в которые попадают по направлению суда граждане в возрасте от 16 до 21 года. Они живут и работают в центре, но при этом могут посещать родных и близких. Задача сотрудников центра помочь воспитанникам измениться в лучшую сторону и найти свое место в жизни.
4. Приюты для подростков созданы для детей, которые ушли из семьи. Подростков не ставят на учет в полицию и не спешат возвращать родным. Сначала пытаются разобраться в причинах ухода из семьи и помогают преодолеть кризис.
В системе социального обслуживания Швеции не выделяют отдельные категории граждан для оказания помощи. Поддержку может получить любой человек. В Швеции распространены различные государственные кризисные центры для граждан, куда обращаются за помощью психологов и социальных работников .
В США есть три типа организаций социальных услуг: государственные, частные некоммерческие, частные коммерческие.
Государственные финансируются напрямую за счет федерального правительства, штата, округа.
В частных некоммерческих финансирование идет за счет федеральных грантов, грантов штата и местных грантов. Они получают дотации, предназначенные для государственных программ.
Коммерческие финансируются деньгами клиентов. Их цель — получение прибыли.
Рассмотрим, как эти службы помогают детям и семьям, взрослым и детям-инвалидам, пожилым и престарелым.
Работу по направлениям дети и семья ведет Государственная Служба по Защите Ребенка. Она есть в каждом штате в виде отделения и далее представлена организациями в округах. Работа государственной службы заключается в расследовании случаев плохого обращения с детьми. На основании расследования могут забрать детей из семьи, оказать помощь или закрыть дело.
В Америке существует система фостер — когда любая семья может взять проблемного ребенка на воспитание и получать за это денежную помощь .
Частные службы для детей и семьи представлены организациями, предоставляющими платно психологическую, медицинскую, юридическую помощь.
Службы для взрослых и детей — инвалидов работают за счет бюджетов штатов и федеральных средств. В округах функционируют службы по трудоустройству, медицинское наблюдение, транспортирование, услуги, связанные с лечением, и дневной уход .
Службы для престарелых также работают за счет бюджетов штата и округов. Помощь оказывается людям, которые находятся в тяжелом состоянии — дневной уход, медицинское обследование, поддержка в домашних условиях, забота об умирающем, транспортировка.
Существуют государственные дома престарелых. Они финансируются федеральной программой медицинской помощи престарелым. Есть частные организации, в которых очень хорошие условия для содержания пожилых и престарелых. Они оплачиваются теми, кто в них находится и их родственниками.
Государственные и коммерческие психиатрические службы работают в каждом округе. Государственные — предназначены для особ с серьезными и хроническими умственными расстройствами или для тех, кто находится в состоянии кризиса. Они дают временное жилье, поддержку в трудоустройстве, лечении, уход на дому круглосуточно, оказывают экстренную помощь 24 часа в сутки.
Психиатрические службы финансируются штатом, покрываются страховкой или оплачиваются чеками, которые инвалиды получают от федерального правительства. Если это частное учреждение, то все услуги платные.
В США много частных социальных организаций. Эти организации различаются характером деятельности, спецификой предоставляемых услуг и масштабом работы.
В системе социального обслуживания США есть государственные и частные службы. Материальную поддержку от государства получают только самые бедные слои населения. Широко распространены различные неприбыльные частные службы, которые оказывают помощь за счет благотворительных средств .
Российская модель социального обслуживания в основном похожа на скандинавскую модель. В России также централизованно на государственном уровне регулируется социальная помощь. При этом в отечественной системе присутствуют черты американской модели — существуют коммерческие и некоммерческие организации социального обслуживания .
На наш взгляд, в России актуальным было бы создание центров помощи по типу шведских, куда обращаются в кризисных ситуациях обычные люди. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности — от производственно-трудовой активности до интимных отношений, а также все этапы жизни — от младенчества до старости.
Из американского опыта можно было бы заимствовать практику развития некоммерческих социальных организаций, которые открываются на добровольные пожертвования общественности. Это организации с высокими бюджетами и большим количеством добровольцев и волонтеров.
Государственное регулирование социального обслуживания населения осуществляется на трех уровнях управления: федеральном, региональном и местном .
На федеральном уровне регулирование социальной работы осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ. Министерство определяет основные направления социальной политики и обеспечивает нормативно правововую базу в сфере социального обслуживания, демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социальной защиты населения. Также оно утверждает примерный перечень социальных услуг, занимается ведением единой федеральной системы статистического учета и отчетности в сфере социального обслуживания, производит контроль (надзор) в сфере социального обслуживания, утверждает порядок предоставления социальных услуг .
Руководство системой социального страхования реализуется при помощи специализированных фондов: Пенсионного, Фонда социального страхования и Фонда обязательного медицинского страхования .
На федеральном уровне социальное обслуживание регулируется Конституцией РФ , Трудовым Кодексом РФ , Жилищным Кодексом РФ , Семейным Кодексом РФ , а также федеральными законами, такими, как:
– Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»;
– Федеральный закон от 24 ноября 1995133 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» ;
– Федеральный закон от 19 мая 1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и т.д.
На региональном уровне регулирование социальной работы осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
На местном уровне деятельность, связанная с социальным обслуживанием населения, осуществляется при районной администрации. В муниципальных образованиях социальной работой с населением занимаются такие организации как: Управление социальной защиты населения, Комплексный центр социального обслуживания населения .
Таким образом, между этими тремя уровнями, а также между различными учреждениями социальной инфраструктуры установлены устойчивые связи, необходимые для улучшения качества жизни населения страны.
Если приводить в качестве примера ЯНАО, то здесь сформирована значительная законодательная база, направленная на поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, а также отдельных категорий граждан, и в 2020 году продолжено ее совершенствование.
Рассматривая особенности организации социального обеспечения в ЯНАО можно утверждать, что основным органом исполнения власти (федеральных, региональных и муниципальных НПА) является Департамент социальной защиты ЯНАО. Функционал данного департамента достаточно широк, но в целом можно сказать, что он осуществляет всестороннюю координацию деятельности многочисленных социальных учреждений в автономном округе, а также контролирует выполнение государственных программ в рамках социального обслуживания.
В частности, Департамент осуществляет на территории автономного округа полномочия по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержке ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан (далее — полномочия в сфере социальной поддержки и социального обслуживания граждан).
Во исполнение пункта 24.1 статьи 8 Федерального закона № 442-ФЗ, а также в целях мониторинга удовлетворенности получателей социальных услуг качеством предоставляемых социальных услуг департаментом социальной защиты населения автономного округа осуществляется проведение независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, в том числе:
— создан Общественный совет при департаменте социальной защиты населения автономного округа;
— организовано создание общественных советов при органах социальной защиты населения в муниципальных образованиях автономного округа;
— утверждены Методические рекомендации по организации проведения независимой оценки качества работы учреждений социального обслуживания населения;
— организовано проведение в соответствии с вышеуказанными Методическими рекомендациями независимой оценки деятельности государственных и муниципальных учреждений социального обслуживания и составление планов выполнения рекомендаций, данных в ходе независимой оценки;
— по результатам независимой оценки сформированы рейтинги организаций социального обслуживания .
Порядок и условия предоставления социальных услуг по видам социальных услуг и формам социального обслуживания в ЯНАО осуществляется в соответствии с:
— постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2014 года № 1087-П «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг»;
— постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 06 августа 2015 года № 747-П «О внесении изменений в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе»;
— постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 июля 2016 года № 648-П «О внесении изменений в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе»;
— постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 28 сентября 2016 года № 910-П «О внесении изменений в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе»;
— постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2017 года № 963-П «О внесении изменений в Порядок предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг в Ямало-Ненецком автономном округе» .
Порядок и условия предоставления социальных услуг за плату по видам социальных услуг и формам социального обслуживания осуществляется на основании Приказа Департамента социальной защиты населения Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 января 2019 года № 12-ОД «Об утверждении тарифов на социальные услуги на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, предоставляемые организациями социального обслуживания в Ямало-Ненецком автономном округе».
Данные нормативные правовые акты устанавливают порядок предоставления социальных услуг по формам социального обслуживания, видам социальных услуг, устанавливают стандарты социальных услуг, правила предоставления социальной услуги бесплатно либо за плату или частичную плату, требования к деятельности поставщика социальной услуги в сфере социального обслуживания, перечень документов, необходимых для предоставления социальной услуги.
В 2018 году с целью совершенствования правовых норм и приведения в соответствие с федеральным законодательством неоднократно вносились изменения в законы автономного округа от 27.10.2006 № 55-ЗАО «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе» и от 03.11.2006 № 62-ЗАО «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе».
В целях приведения в соответствие с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» внесены изменения в часть 1.1 статьи 13.1 Закона автономного округа «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе», уточняющие порядок определения размера региональной социальной доплаты к пенсии путем исключения слов «но не ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной по состоянию на 31 декабря предыдущего года в автономном округе». До внесения изменений предусматривались положения, что региональная социальная доплата к пенсии не могла быть ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленной по состоянию на 31 декабря предыдущего года.
В законах автономного округа «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» и «О социальных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Ямало-Ненецком автономном округе» уточнены нормы, касающиеся индексации мер социальной поддержки, в частности, предусмотрено, что индексация осуществляется в соответствии с порядком планирования бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период и (или) постановлением Правительства автономного округа.
В Законе автономного округа «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по социальной поддержке населения и прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ямало-Ненецкого автономного округа по социальному обслуживанию населения» приводятся понятия в соответствие с законодательством автономного округа, а также исключается оказание материальной помощи из переданного государственного полномочия, так как она осуществляется Государственным казенным учреждением автономного округа «Центр социальных технологий Ямало-Ненецкого автономного округа».
В соответствии с Закон автономного округа от 02.10.2018 № 61-ЗАО «О внесении изменений в некоторые законы Ямало-Ненецкого автономного округа в части сохранения мер социальной поддержки и налоговых льгот отдельным категориям граждан». Законом сохранены с 01 января 2019 года неработающим гражданам (женщинам, достигшим возраста 50 лет и старше, мужчинам, достигшим возраста 55 лет и старше) следующие меры социальной поддержки: по оплате жилищно-коммунальных услуг и предоставлению ежемесячной денежной выплаты в размере, предоставляемые ветеранам автономного округа; ежемесячное пособие при наличии стажа работы на территории автономного округа 15 и более лет; ежемесячное дополнительное материальное обеспечение за особые заслуги перед автономным округом в размере 2000 рублей; льготная зубопротезная помощь.
Кроме того, сохранено единовременное пособие, которое предоставляется в настоящее время работникам бюджетных организаций при назначении страховой пенсии по старости, в отношении лиц, достигших возраста 50 лет для женщин и 55 лет для мужчин, при наличии стажа работы на территории автономного округа 15 календарных лет.
Также сохранена налоговая льгота по освобождению от уплаты транспортного налога в отношении граждан, соответствующих условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года, — владельцев автомобилей грузовых с мощностью двигателя до 150 л.с. (110,33 кВт) включительно.
В целях реализации положений Федерального закона от 29.07.2018 № 226-ФЗ «О внесении изменения в статью 169 Жилищного кодекса Российской Федерации» принят Закон автономного округа от 01.11.2018 № 84-ЗАО «О внесении изменений в статью 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе», которым установлена компенсация расходов по оплате взноса на капитальный ремонт собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти либо восьмидесяти лет и проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста 62 (женщин, достигших возраста 50 лет и старше, мужчин, достигших возраста 55 лет и старше) и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп.
Законом автономного округа от 24.12.2018 № 1Ю-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ямало-Ненецком автономном округе» в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 18.04.2016 № Пр-688 установлена единовременная денежная выплата на проведение ремонта жилых помещений, предоставляемая один раз в пять лет в размере 100 000 рублей, инвалидам Великой Отечественной войны, участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, лицам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда». Одновременно введена дополнительная категория получателей данной меры социальной поддержки из числа ветеранов Великой Отечественной войны — лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированные в начале Великой Отечественной войны в портах других государств. В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации с 01 января 2019 года возникает обязанность оплаты коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В связи с этим положения закона, предусматривающие предоставление компенсации расходов по оплате за коммунальные услуги, дополнены компенсацией расходов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Установлено ежемесячное пособие на ребенка-инвалида в размере 2000 рублей, которое до 01 января 2019 года предоставляется в виде пособия на ребенка-инвалида в соответствии с Законом автономного округа «О пособии на ребенка», а также предусмотрена индексация ежемесячной компенсационной выплаты одному из неработающих трудоспособных родителей (усыновителей, опекунов, попечителей), осуществляющих уход за ребенком-инвалидом, которая с 01 января 2018 года выплачивается в размере 17 500 рублей. Кроме того, в понятиях «многодетная семья», «семья, имеющая ребенка-инвалида» уточнена категория детей, которые включаются в состав семьи для предоставления мер социальной поддержки. Закон вступил в силу с 01 января 2019 года.
Законом автономного округа от 24.12.2018 № 111-ЗАО «О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа «О государственной социальной помощи в Ямало-Ненецком автономном округе» в соответствии с федеральным законодательством уточнены понятия «малоимущая семья» и «многодетная семья» и положения о продлении срока предоставления государственной социальной помощи на основании социального контракта.
Дважды вносились изменения в Закон автономного округа от 01.12.2014 № Ю9-ЗАО «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Ямало-Ненецком автономном округе». В целях реализации положений Федерального закона от 14.11.2017 № 324-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», вступившего в силу с 13 февраля 2018 года, принят Закон автономного округа от 20.02.2018 № 14-ЗАО «О внесении изменений в статью 2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Ямало-Ненецком автономном округе».
До вступления в силу федерального закона признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы осуществлял уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в сфере социального обслуживания. В автономном округе таким уполномоченным органом являлся Департамент социальной защиты населения автономного округа, которым только в 2019 году было принято более 8 тысяч решений о признании граждан нуждающимися в социальном обслуживании. Федеральный закон включил в систему социального обслуживания организации, которые находятся в ведении уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, и предоставил полномочия на признание граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составление индивидуальной программы.
В автономном округе в ведении регионального уполномоченного органа в сфере социального обслуживания находятся 20 организаций и их 4 филиала, расположенные во всех муниципальных образованиях в автономном округе, которые в связи с принятием закона будут признавать граждан нуждающимися в социальном обслуживании и составлять индивидуальную программу предоставления социальных услуг.
Принятыми изменениями оптимизирована деятельность исполнительного органа государственной власти автономного округа в сфере социального обслуживания и сокращены сроки признания граждан нуждающимися в социальном обслуживании. С целью приведения в соответствие с Федеральным законом от 05.02.2018 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам добровольчества (волонтерства)», вступившим в силу 01 мая 2018 года, принят Закон автономного округа от 02.10.2018 № 69-ЗАО «О внесении изменения в статью 2 Закона ЯмалоНенецкого автономного округа «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Ямало-Ненецком автономном округе», которым уточнены полномочия Правительства автономного округа в сфере социального обслуживания в части организации поддержки волонтеров, осуществляющих деятельность в сфере социального обслуживания в автономном округе. При рассмотрении вопросов оказания необходимой социальной поддержки малоимущим гражданам применяется прожиточный минимум.
Состав и объем продуктов питания, включаемых в потребительскую корзину для основных социальнодемографических групп населения в автономном округе, установлен Законом автономного округа от 27.06.2013 № 51-ЗАО «О потребительской корзине в Ямало-Ненецком автономном округе». Статьей 6 Федерального закона от 28.12.2017 №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» продлено действие Федерального закона от 03.12.2012 № 227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» до 31 декабря 2020 года. В связи с этим принят Закон автономного округа от 30.03.2018 № 17-ЗАО «О внесении изменения в статью 4 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О потребительской корзине в Ямало-Ненецком автономном округе», которым действие закона продлено до 31 декабря 2020 года. Закон вступил в силу с 01 апреля 2018 года, так как с этой даты истекает пятилетний срок действия потребительской корзины в автономном округе .
Таким образом, в соответствии с основными нормативно-правовыми документами федерального и регионального уровня в ЯНАО формируется нормативно-правовая база по организации социального обеспечения на уровне муниципалитетов.
2.2. Особенности организации социального обслуживания населения в муниципальных образованиях
Социальная защита является , во-первых, основным механизмом реализации социальной политики РФ, которая включает в себя социальное обслуживание и социальное обеспечение, которое в свою очередь состоит из социальной помощи и социального страхования.
Необходимо отметить, что реализацией социальной защиты граждан занимается широкий круг субъектов, в том числе органы местного самоуправления. Так же существенно изменились технологии деятельности субъектов социальной защиты .
В настоящее время социальная защита населения, как составляющая социальной политики РФ, перешла стадию модернизации – осуществила переход к электронному правительству. Система предоставления услуг в сфере социальной защиты на территории муниципального образования включает муниципальные и социальные услуги, которые представлены следующими субъектами: федеральными и региональными органами государственной власти, внебюджетными фонами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями, а также коммерческими и некоммерческими организациями.
Основным видом услуг в сфере социальной защиты выступают такие услуги, субъектом оказания которых являются федеральные и региональные органы государственной власти, т.к. именно РФ и субъектам РФ принадлежит большинство полномочий в данной сфере.
Надо отметить, что заметно меньшим объемом полномочий по оказанию услуг в сфере социальной защиты обладают органы местного самоуправления согласно вопросам местного значения, предусмотренным федеральным законом № 131-ФЗ «Об организации местного самоуправления в РФ» .
В то же время органы местного самоуправления могут оказывать государственные услуги в рамках переданных им государственных полномочий. Количество государственных и муниципальных услуг на территории разных муниципальных образований может отличаться — это определяется как региональной, так и собственно муниципальной спецификой .
От особенностей муниципального образования здесь зависит и количество поставщиков услуг. Естественно, такое разнообразие социальных услуг создает определенные трудности для потребителей данных услуг.
Однако большинство усилий по обеспечению доступности социальных услуг сосредоточено на услугах, предоставляемых органами власти и местного самоуправления, а также внебюджетными фондами. Это касается, прежде всего, возможность получения услуг в электронной форме и через многофункциональные центры (далее — МФЦ), представленные по принципу «одного окна».
Еще одной мерой по упрощению для граждан возможности получения социальных услуг по оптимизации и регламентации комплексных сервисов «по определенным жизненным ситуациям» .
Однако в связи с тем, что муниципальные образования самостоятельно определили перечни жизненных ситуаций и набор услуг, которые в них входят, единства в этом вопросе не смогли достичь.
Мало доступна для граждан информация о муниципальных услугах подведомственных учреждений, а также социальных услугах. Официальный сайт для размещения и информации о муниципальных учреждениях, несмотря на то, что и содержит перечень данных учреждений, размещенные сведения о них, в том числе об услугах, носят минимальный, чаще всего неактуальный характер.
Мониторинг эффективности, проводимый органами местного самоуправления РФ по вопросу предоставления социальных услуг показывает, что несмотря на динамично развивающуюся систему, в данный момент необходимо реформирование. Это в первую очередь касается механизмов предоставления муниципальных услуг через МФЦ, через Портал государственных и муниципальных услуг, а также электронного взаимодействия различных исполнительных органов государственной власти.
Одной из основных проблем является несовершенство нормативно-правовой базы, строго регламентирующей предоставление социальных услуг.
Это связано с тем, что действующая в настоящее время законодательная база создана еще в таких социально-экономических условиях, которые значительно отличаются от ныне действующих социальных реалий, а быстро изменяющееся в силу своего развития общество уходит далеко вперед от определенных регламентов предоставления муниципальных услуг.
К примеру, для законодательства следует внести различия между подачей документов через МФЦ и через Портал государственных услуг. Для каждой социальной услуги, например, для назначения единовременной компенсационной выплаты при рождении ребенка, независимо от способа подачи документов, существует лишь один регламент предоставления услуги. Это не отражает объективной реальности и дискредитирует работу Портала государственных услуг, так как существует множество справок, которые принимаются только в оригинале и на бумажном носителе.
Таким образом, законодательная база в сфере социального обслуживания населения в РФ требует определенной модернизации, т.е. современных подходов к развитию и принципа оптимальности предоставления различных социальных услуг .
Подводя итоги, отметим сложность сложившейся системы предоставления услуг в сфере социальной защиты населения, проживающих на территории муниципальных образований, что находит свое проявление в значительном разнообразии самих услуг, так и их поставщиков. В то же время это снижает доступность получения социальных услуг для их получателей, что требует совершенствования технологий их оказания.
Социальная деятельность любого цивилизованного государства направлена на создание комфортных условий для жизни и развития, а также поддержания и преумножения благополучия каждого гражданина этого государства. Иными словами, социальная деятельность государства направлена на социум, так как оно априори является ее главным объектом.
Анализируя мировую практику, на сегодняшний день в мире существует две основные модели социального обслуживания ‒ скандинавская и американская.
Скандинавская модель системы социальной защиты базируется на теории государства всеобщего благосостояния. Приоритетной задачей является формирование развитой системы социальной помощи всем гражданам, доступность медицинских, образовательных, психологических, юридических и других услуг.
Американская модель системы социальной защиты предполагает минимальное участие государства в социальном обеспечении граждан. Государственная поддержка оказывается только беднейшим слоям населения. Дополнительно в каждом штате свои социальные программы, работает система частного социального страхования и добровольные организации.
На наш взгляд, в Российской Федерации актуальным было бы создание центров помощи по типу шведских, куда обращаются в кризисных ситуациях обычные люди. При этом охватываются все сферы жизнедеятельности – от производственно-трудовой активности до интимных отношений, а также все этапы жизни – от младенчества до старости.
Из американского опыта можно было бы заимствовать практику развития некоммерческих социальных организаций, которые открываются на добровольные пожертвования общественности. Это организации с высокими бюджетами и большим количеством добровольцев и волонтеров.
Определение понятия «социальное обслуживание граждан» дается в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно данному нормативному акту, социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. При этом социальная услуга подразумевает под собой действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности .
Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район» (далее: ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район») ‒ это учреждение, которое осуществляет социальное обслуживание на дому, в полустационарной форме, оказывает срочные социальные услуги гражданам, признанным нуждающимися.
В 2019 году количество получателей социальных услуг составило 495 человек, из них: количество получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания – 93 чел., количество получателей срочных социальных услуг – 261 чел., количество получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому – 218 чел.
Количество получателей социальных услуг, учтенных единожды, составило – 482 граждан. Количество получателей социальных услуг в полустационарной форме социального обслуживания составило – 94 чел., количество получателей срочных социальных услуг – 242 чел., количество получателей социальных услуг в форме социального обслуживания на дому – 224 чел.
Общая сумма объема платных услуг в 2019 году составила 430219,31 руб., что на 62% больше, чем в 2018 году, в котором платных услуг было предоставлено на общую сумму 265949,46 руб.
Средняя оценка выполнения показателей государственного задания – 134,85% .
По итогам 2019 года, наблюдается незначительное снижение показателя количества получателей срочных социальных услуг, что обусловлено снижением количества обращений граждан за получением данного вида социальных услуг, а также выездом граждан пожилого возраста, являвшихся постоянными получателями срочных социальных услуг, на постоянное место жительства за пределы автономного округа.
В целом можно отметить следующие проблемы исследуемого учреждения:
1. Основополагающей проблемой, из которой вытекают все последующие, является недостаток финансирования ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район».
2. Неудовлетворительное материально–техническое обеспечение.
3. Следующей немаловажной проблемой является низкая заработная плата сотрудников ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район».
На базе ГБУ ЯНАО «ЦСОН в МО Ямальский район» предлагается организовать деятельность, направленную на повышение правовой культуры пожилых людей и инвалидов, в рамках программы «Клуб правовой грамотности», предполагаемые результаты которой являются:
– увеличение количества граждан пожилого возраста и инвалидов, заинтересованных в получении правовых знаний и посещении данного клуба;
– создание уверенности у граждан пожилого возраста и инвалидов, что они находятся под защитой государства в любых случаях противоправного к ним отношения, и, исходя из этого, должны иметь решимость в отстаивании своих прав и интересов;
– расширение правовых и культурных связей граждан пожилого возраста и инвалидов во взаимоотношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, правоохранительными органами и судебными.
В перспективе уже заложен путь дальнейшего развитие программы «Клуб правовой грамотности», планирование новых мероприятий, новых практических занятий, создание новых, интересных и креативных методов и способов реализации будущих программ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нормативно-правовая база, касаемо социального обеспечения в России является сложным конгломератом разрозненных законодательных актов, вследствие чего правоприменительная практика в данной сфере общественной жизни достаточно противоречив
В конституционном законодательстве определено основные права и свободы человека и гражданина, принципы их реализации и защиты. К таким можно отнести конституционные права социальной защиты и социального обеспечения.
Определение понятия «социальное обслуживание граждан» дается в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442–ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Согласно данному нормативному акту, социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. При этом социальная услуга подразумевает под собой действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
На федеральном уровне регулирование социальной работы осуществляется Министерством труда и социальной защиты РФ и регулируется регулируется Конституцией РФ, Трудовым кодексом РФ, Жилищным кодексом РФ, Семейным кодексом РФ и федеральными законами.
Конституция РФ включает большое количество правовых норм, которые содержат словосочетания «социальная защита» и «социальное обеспечение». Тем не менее, однозначное понимание содержания этих правовых терминов отсутствует. Конституционные нормы, затрагивающие социальную защиту и социальное обеспечение, разбросано по нескольким статьям 1 и 2 главы Конституции РФ, их не выстроено в систему, не представлено их соотношение и взаимодействие, и, в конце концов, все же неясно правовое содержание данных категорий.
На региональном уровне регулирование социальной работы осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ.
На местном уровне деятельность, связанная с социальным обслуживанием населения, осуществляется при районной администрации. В муниципальных образованиях социальной работой с населением занимаются такие организации как: Управление социальной защиты населения, Комплексный центр социального обслуживания населения.
В настоящее время все больше значения в области регулирования социальной дифференциации принадлежит региональному и местному уровням государственной власти, которые находятся значительно ближе к нуждам и требованиям общества. В то же время стоит задача сформировать экономически активный тип гражданина, который рассчитывает на свои собственные силы, для которого государство – это защитник экономических и социальных прав
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
I. Нормативные правовые акты и иные официальные документы РФ
1. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ с внесенными поправками от 14.03.2020 опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29.12.1995 № 223-ФЗ (изм. и доп. от 02.12.2019 № 10-ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // «Российская газета», № 17, 27.01.1996.
3. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ ( изм. и доп. от 16.12.2019 № 362-ФЗ)// «Российская газета»,№ 256, 31.12.2001,
4. «Жилищный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 № 188-ФЗ (изм. и доп. от 27.12.2019 № 351- ФЗ) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2020) // «Российская газета», № 1, 12.01.2005,
5. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 09.11.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 09.11.2020 № 370-ФЗ)//Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, № 40, ст. 3822.
6. Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (с изм. и доп., вступ. от 08.06.2020 № 166-ФЗ) //«Российская газета», № 99, 24.05.1995.
7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 23.11.2020) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.11.2020 № 381-ФЗ) //«Российская газета», N 234, 02.12.1995.
8. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О государственной социальной помощи» (изм и доп.от 24.04.2020 № 147-ФЗ)//«Собрание законодательства РФ», 19.07.1999, № 29, ст. 3699,
9. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (изм. и доп.от 13.07.2020 № 190-ФЗ) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
10. Постановление Правительства ЯНАО от 29.12.2014 г No 1137-П О создании государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа «Центр социального обслуживания населения в муниципальном образовании Ямальский район» // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
11. Закон Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 декабря 2014 года N 109-ЗАО «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Ямало-Ненецком автономном округе». // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
12. Постановлением Правительства Ямало–Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2015 года № 1087-П «О порядке предоставления социальных услуг поставщиками социальных услуг» // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
13. Постановление Правительства Ямало–Ненецкого автономного округа от 14.09.2015 г. № 863-П Об организации работы службы проката технических средств реабилитации. // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
14. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 11 сентября 2018 года N 963-П О внесении изменений в постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2014 года n 1087-п // Официальный сайт Правительства Ямало-Ненецкого округа. — Режим доступа: https://www.yanao.ru/
15. «ГОСТ Р 52495-2005. Национальный стандарт Российской Федерации. Социальное обслуживание населения. Термины и определения» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2005 N 532-ст) (ред. от 17.10.2013). // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru
II. Специальная литература
1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2019. 359с.
2. Белянинова Ю.В., Гурина О.А., Захарова Н.А. и др. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 28 декабря 2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» / Под ред. Э.Р. Курманова, 2019. – 25с.
3. Бигеев Р.Р. Возможности использования опыта зарубежных стран для развития системы социальной защиты России // Научно-технический прогресс и современное общество. – 2017. – №1. – 77 с.
4. Бондаренко Н. А. , Демьянова И. О. Социальная защита населения и ее нормативно-правовое регулирование в РФ. // Ученые заметки ТОГУ. – 2017. — Том 8. — № 1. – 450 с.
5. Владимиров И.А., Шлемова Е.С. Основные проблемы организации стандартизации социального обслуживания населения на муниципальном уровне. // Новаинфо. – 2018. — №42-1. – 235 с.
6. Деятельность органов прокуратуры по защите прав социально незащищенных категорий граждан: сб. материалов круглого стола (г. Москва, 22 апреля 2016 г.) / под общ. ред. А.Ю. Винокурова. – М., 2016. – 168 с.
7. Евдокимова Т.В. Роль социальной работы в России и статус специалиста по социальной работе в обществе. // Информационно-образовательный журнал для работников социальной сферы. – 2018. — №5. – 56 с.
8. Замараева З.П. Нормативно-правовые основы современной системы социальной защиты населения в России // Научный журнал Вестник. – 2019. -№ 12 (30). 45 с.
9. Зуева Н. Л. Современное состояние социального обслуживания населения в условиях модернизации государственного управления. // Вестник ВГУ. Серия: Право. – 2018. — №7. – 38 с.
10. Казибекова Н.А. Субъекты, объекты и механизмы социальной защиты в современной России – М.: ИКЦ «Март», 2019. – 236 с.
11. Молоткова Т.Л. Проблемы организации социальной защиты населения в субъекте РФ // Вестник Челябинского государственного университета. — 2019.- № 24 (353).-55 с.
12. Мясищева Ю. Н. Современная система социального обслуживания населения // Молодой ученый. — 2018. — №38. 236 с.
13. Сафаров Н. У. Мировой опыт социальной защиты и борьбы с бедностью // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 5. –67с.
14. Слиткова А.Н. Социальное обслуживание в России: законодательные новации. // Труды Института государства и права Российской академии наук. – 2018. — №9.- 65 с.
15. Сынах Е. Социальная защита населения: современная система государственного и муниципального управления. // Сборник материалов IХ Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Россия молодая». – М., 2017. – 342с.
16. Холостова Е. И. Система социального обслуживания населения: исторический экскурс и современный взгляд: Монография. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2016. — 368 с.
17. Холостова, Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник для бакалавров. — М.: Юрайт, 2017. — 905 с.
18. Шаяхметова А. И. Система социальной защиты населения как объект государственной политики: зарубежный опыт. // Молодой ученый. – 2017. – №34. – 98 с.
19. Эфрикян Р.А. Полномочия органов местного самоуправления в сфере социального обслуживания / Р.Я. Эфрикян // Власть. – № 3. – 2017. 104 с.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф