Заявка на расчет
Меню Услуги

Профессионально-ценностные ориентации современной журналистики. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


  1. Рубрика «Почта Работницы»:

По нашему мнению, редакция «Работницы» публиковала, по большей части, те письма читателей, которые соответствовали идейной линии журнала, например:

«Как хотите, а меня лично не смущают трудности. Тем более со временем они отступают. Присоединяю свой отцовский голос к тем, кто ратует за многодетные семьи. Не с чужих слов знаю, какая это великая радость – дети. И еще мне хотелось сказать, что родители не одни нынче растят детей. Во многом помогает государство: пособия выплачиваются матерям, ясли и сады для ребятишек, а потом лагеря летом, много различных льгот получают матери».

  1. Рубрика «Творчество наших читателей»

В данной рубрике публиковались эссе, рассказы, размышления и другие жанровые формы творчества читателей по самым разным темам, в том числе и по проблемам воспитания детей:

«Он не умел обращаться с детьми, особенно с маленькими. Когда у него родился сын, он сказал мне: – Ты представляешь меня отцом, да еще мальчика? … Я не очень представляла, по характеру он не был семьянином. Помогал жене он не очень ловко, хотя и старался. Однажды жена не успела поесть, а настала пора кормить малыша, и тот надрывался в крике. Отец подошел к кроватке, он не агукал, не говорил ласковых слов, он просто очень серьезно сказал: – Потеpпи, Левушка, не будь эгоистом, мама тоже должна покушать. Потерпи, ведь ты мужчина. И самое удивительное, что крохотный малыш словно понял отца, прислушался к его веским доводам и затих. Отец был отцом».

  1. Рубрика «Поговорим о наших детях»

В данной рубрике публиковались размышления журналистов на тему воспитания детей, формирования у них нравственных, моральных и физических качеств, например:

«Трудовое усилие делается нравственным, когда его вдохновляет желание сотворить добро для другого. Ребенок вначале не думает об этом – он просто тянется к делу. Но когда видит, что сделанная им вещь или услуга оказываются полезными и вызывают благодарный отклик окружающих, его охватывает гордая радость. Гордость своей творящей силой, слитая с радостью добра».

Таким образом, семейная и педагогическая проблематика затрагивалась в следующих рубриках журнала «Работница»: «Мамины уроки», «Юридическая консультация», «Дела домашние», «Спрашивали – отвечаем», «Город и дети», «Хочу посоветовать», «Советы врача», «Почта «Работницы», «Творчество наших читателей», «Поговорим о наших детях» и др.

Достаточно часто обсуждение проблем семьи и воспитания детей в журнале инициировали как сами читатели, так и редакция. Например:

«Мы уже писали, какую бурю читательских откликов вызвала одна только маленькая реплика «Кому варить обед?», опубликованная в «Семейных страницах» («Работница», №4, 1975). Помощь в доме мужчины – мужа, отца, сына, общественный интерес к этой проблеме велик. Мы судим об этом и по нашей почте, и по выступлениям других журналов и газет.

Письма, выдержки из статей, присланных нашими читателями, которые мы сегодня публикуем, как бы очерчивают грани проблемы: откуда берутся папы, не умеющие работать по дому? В то же время здесь и попытки найти пути для воспитания настоящих мужчин, заботливых отцов, мужей, крупицы ценного опыта воспитания детей в труде. Итак, слово участникам нашего заочного круглого стола».

На страницах журнала читатели делятся своими методами воспитания детей:

«Папа, принимай работу, – сказал мне сын в другой раз, едва я зашел на кухню. Я посмотрел вокруг: кухня сияла чистотой … Накануне вечером мы поздно легли спать, а в шесть часов утра я уехал, не прибрав кухню. В мое отсутствие сын перемыл гору посуды, вымыл пол и газовую плиту и даже полотенце посудное постирал. Меня радовало, что все это он сделал без моего задания, по собственной инициативе. Конечно, такие случаи происходят далеко не каждый день, но они приносят родителям большую радость. А со старшего сына берет пример и младший».

В конце дискуссии редакция журнала делает «правильный» вывод: «А делать нужно все, чтобы изжить устаревшие традиции всюду: в семьях, в дошкольных учреждениях, в школе, на всех ступенях нашей общественной жизни. И тем самым помочь дружескому единению мужчин и женщин на нелегком фронте домашних дел».

О строительстве детских садов и яслей журнал отчитывался активно и только с положительной точки зрения:

«На Ижевском радиозаводе очереди в детский сад нет. И не мудрено: молодое предприятие строит много, по темпам может сравниться с машзаводом. В плане сщиального развития предприятия записано два детских комбината в год, но вот ясли … И сейчас решили один комбинат на 280 мест полностью отдать самым маленьким. Решение влечет за собой существенные изменения в проекте, а значит, и дополнительные расходы, но … – У нас ведь 600 свадеб в год, – говорит директор завода Алексей Иванович Урбан. – А, чтобы иметь право поздравить молодоженов, мы должны заранее подумать об их недалеком будущем».

Однако в журнале отмечались и существующие проблемы, связанные с семьей, например, нехватка продуктов питания для детей. Такие публикации преследовали цель обратить внимание общества и партии на ту или иную проблему:

«Министерство здравоохранения РСФСР обеспокоено тем, то продуктов детского питания не хватает. Министерство торговли РСФСР хотело бы передать продажу детских смесей аптекам … Министерство мясной и молочной промышленности СССР имеет резервы увеличения производства «Малыша» и «Малютки», но решительных мер для их использования не принимает. А Министерство пищевой промышленности СССР намеревается даже сократить выпуск питательных детских смесей. Не пришло ли время всем этим солидным организациям за одним общим столом обсудить возникшие проблемы и прийти к определенному решению: что делать, когда и кому? Время не ждет: у грудного ребенка в меню одноединственное блюдо: молоко на первое, на второе, на третье».

Поздравления женщин с 8 марта, как правило, увязывались с политикой партии:

«Последовательна и неуклонна политика мира Центрального комитета нашей Коммунистической партии и Советского правительства, она близка и понятна всем честным людям планеты. А особенно дорога матерям».

Особое место в журнале занимали письма к матери, прославляющие ее роль в жизни страны и семьи:

«Есть ли на земле что-либо более святое и дорогое для каждого из нас, чем Мать? Впервые мы открываем глаза в ласковых материнских объятиях. Впервые отвечаем улыбкой на материнскую улыбку. Первое слово, которое срывается с наших губ, слово «Мама». И в последующей нашей жизни каждому нашему шагу, каждой радости, каждому вздоху сопутствует удар чуткого материнского сердца».

Журнал направлял мысли читателей в нужном направлении, формулируя и комментируя очевидные истины. В конце статьи обязательно делается «правильный» вывод:

«Для товарищества в семье, для нормальных человеческих отношений мало, наверно, одного только влечения сердец, равенства чувств, близости взглядов, интересов. Тут не обойтись, пожалуй, без равенства дел, деления пополам домашних забот и тягот».

Приведем еще пример размышления о послушании:

«…Никто не станет спорить, что самостоятельно мыслящий человек – это замечательно. Никто не скажет, что хорошо жить по принципу «чего изволите-с?» … Мы любим Тома у Марка Твена, но у себя дома все же предпочитаем иметь Сида… Странно, не правда ли?»

Редакция журнала старалась реагировать на наиболее актуальные и распространенные проблемы в семье:

«Что думают о нас наши дети? Если бы была такая возможность – выслушать дочек и сыновей в откровенную минуту, понять их самые искренние и тайные мысли, узнали бы мы себя в их зеркале? В редакционной почте нередки письма от матерей, которые оказались бессильны разобраться без посторонней помощи в размолвках с детьми. Это не удивительно. Кому, как не матери, тревожиться об исходе конфликта?»

В заключении публикации обязательно дается совет-указание.

Приведем еще один пример:

«Поток редакционной почты принес письмо: «Прошу вас вмешаться. Комитет комсомола назначил меня в подшефную школу отрядной вожатой. Во-первых, нельзя на сильно давать человеку поручение, а во-вторых, я притворяться не умею, не смогу играть с детишками в два притопа, три прихлопа и делать вид, что ничего интереснее на свете нет. Не смогу опуститься до их возраста. Зачем же мне быть вожатой? Ответьте через журнал».

Редакция публикует в качестве ответа письмо другой читательницы: «Недавно стала коммунистом, говорит Валентина Венская, старшая вожатая 21-й школы из Братска и глубже взглянула на свою работу. Самым главным для себя считаю идейно-политическое воспитание ребят. Убеждения, взгляды должны строиться на глубоких, разносторонних знаниях. И нам нести эти знания ребятам».

В юмористической форме подавались советы о счастливой и долгой семейной жизни, например:

— Когда между супругами пробегает черная кошка, надо попытаться отмыть ее.

— Если в семейном очаге тлеет костер ревности, то не следует подкладывать в него новые поленья.

— Чем пышнее свадебный пир, тем горше похмелье (№ 12, с. 28).

В случае спорных вопросов в отношении воспитания детей редакция формулирует и транслирует единственно возможный, категоричный вариант:

«Мы категорически против детской косметики, косметики-украшения для девочек школьного возраста. Можно еще спорить о том, красиво ли это, хотя, по нашему профессиональному мнению, некрасиво: грубит, придает оттенок вульгарности. Бесспорно другое – краситься девочкам вредно» (мнение главного врача Московской врачебно-косметической лечебницы И.И. Кольгуненко).

Начиная фотоконкурс «Семейных страниц», редакция обратилась к читателям-фотомастерам с призывом присылать фотографии «о советской семье, о счастье взаимопонимания и чуткости супругов друг к другу, о воспитании детей – наследников всех наших дел и наших идей». Редакция просила: «Расскажите о богатстве духовного мира нашего современника, о наполненности всей его жизни».

В журнале затрагивались и проблемы внешнего вида женщины, а решить их предлагалось, в том числе, благодаря детям:

«Вы еще молоды, а фигура расплылась, талии нет. После родов прошло 4-5 лет, а вы никак не можете похудеть. Новость плохая: ох как нужна вам гимнастика! Но все некогда – работа, хозяйство, скажете вы. А тут еще ребенок просит с ним поиграть. А что, если соединить эти две заботы – играть с ребенком и одновременно заниматься гимнастикой для себя?

Мы предлагаем упражнения, которые можно выполнять вместе с ребенком-дошкольником. Из них следует выбирать те, которые подходят физическому развитию вашего ребенка, условиям квартиры, и постепенно видоизменяйте комплекс упражнений, исключая одни и добавляя другие элементы».

Таким образом, на страницах «Работницы» затрагивались следующие семейные и педагогические проблемы: помощь мужчин в домашнем хозяйстве, строительство яслей и детских садов, роль матери в жизни общества и семьи, нехватка детских продуктов питания, составляющие семейного счастья, взаимоотношения детей и родителей и др.

Далее перейдем к анализу современных глянцевых женских журналов и рассмотрим, как ценности они транслируют.

Глянцевые журналы – это журналы, предназначенные конкретной читательской аудитории, главная цель которых – развлечение аудитории, погружение ее в мир красивой жизни и иллюзий, формирование стандартов поведения, внешности и др. Он задает определенный стиль жизни читателям, помогает им достигать успеха, показывая разные сферы городской жизни, делая акцент на красоте и межполовых коммуникациях.

Основная установка «глянца» заключается в принципиальном отсутствии проблем. Главным является оптимистичный и технологичный подход к жизни, целеустремленность. Глянец уделяет внимание не внутренним изменениям, происходящим в человеке, а сторонним обстоятельства внешней среды, которые и определяют появление и применение внутренних установок. Поэтому во всех историях глянца одинаковый финал – норма и стабильность восстанавливаются.

Тематико-ценностная направленность женских журналов разнообразна и пестра: светские сплетни, воспитание детей, семья и секс, досуг и хобби, реклама, дом и дизайн, спорт, культура и мн. др. Такие журналы призваны иллюстрировать наиболее праздничные и красочные моменты жизни женщин, стимулировать их к приближению к определенному, «красивому» образу жизни. Кроме того, на страницах журналов женщины находят новые толкования идей женской и мужской идентичности, ценности жизни, личного достоинства, новое понимание пола и тела, свободы и ответственности.

Глянцевые журналы словно противопоставлены гигантскому потоку отрицательной информации. Современный человек ежедневно испытывает на себе прессинг негативной информации. Поэтому глянцевые журналы и СМИ, показывающие пороки современного социума, – это два полюса массовой культуры.

Среди исследователей не существует единства в отношении структурно-типологических характеристик современных женских журналов.

Тематика женских журналов сильно зависит от того, на кого конкретно они ориентированы и как они себя позиционируют. Поэтому условно женские журналы можно разделить на две группы. Журналы, относящиеся к первой группе, воспроизводят актуальный имидж, стиль (это проявляется даже в стиле верстки, текстов и фотографий). Читатели таких изданий ценят статусность той или иной вещи. Журналы, относящиеся ко второй группе, больше внимания уделяют практической стороне жизни, стремятся быть полезными, а их материалы написаны в основном в виде рекомендаций и советов.

Таким образом, одни журналы акцентируют свое внимание на стиле («style»), другие – на жизни («life»). Когда читательница изучает журналы «life style», она получает более или менее полное представление о стиле жизни той социальной группы, к которой она относится или же стремится принадлежать, то есть узнает: какую одежду для этого нужно носить; какую косметику и какой парфюм использовать; какую музыку слушать, какие книги читать, какие балеты и фильмы смотреть; как выстраивать отношения с мужем, любимым, мамой, коллегами по работе, начальником и т.д.

Более «имиджевый» характер имеют такие издания, у которых более платежеспособная аудитория, и наоборот. В «полезных» журналах присутствует больше материала, текста, чем «картинок» («Cosmopolitan»), а в «имиджевых» изданиях («Harper’s Bazaar», «L’Officiel», «Vogue»), напротив, меньше текста и больше иллюстраций.

В основном в журналах для женщин присутствуют одни и те же темы: отношения с мужчинами, мода, различные истории на тему любви, ненависти, дружбы, измены и других проблем, волнующих женщин, мода.

В женских журналах часто печатаются рекомендации и советы врачей и психологов, известные люди рассказывают о своих жизненных ситуациях. В некоторых женских журналах есть кулинарные рецепты, а также статьи про различные страны и города, которые следует посетить.

Глянцевые женские журналы, несомненно, имеют свою специфику верстки и дизайна. Г. Гнидович считает, что дизайн журнала должен привлечь аудиторию, направить ее внимание в нужное русло, усилить идеи и акцентировать внимание на содержании материалов журнала, обеспечить особенную связь с аудиторией.

Каждый журнал должен быть узнаваемым. Это становится возможным за счет того, что во всех номерах используются определенные типографические и оформительские решения, чтобы читатели могли без труда ориентироваться в журнале и «передвигаться» по нужным ему рубрикам. С другой стороны, глянцевый журнал должен быть в некоторой степени «неожиданным», чтобы не стать скучным для читателя в своих иллюстративных и графических решениях.

Как уже отмечалось ранее, тематика женских журналов во многом зависит от того, для кого конкретно они предназначены и как они себя представляют. В соответствии с этим и формируется их структура, верстка и дизайн. В глянцевых женских журналах визуальная информация определенно превосходит текстовую, причем иллюстративный материал часто бывают очень нестандартными и авангардными.

Дж. Маккей отмечает, что текст в женском журнале является составной частью визуального оформления практически каждой страницы. Постоянное экспериментирование с дизайном и версткой делают некоторые журнальные номера настоящими произведениями искусства, хотя иногда и осложняют восприятие информации, чтение текста. Эпоха глянцевой fashion-журналистики потребовала особого, символического языка, которым выступила яркая иллюстрация.

В глянцевом женском журнале иллюстрация выполняет особую функцию: это своеобразный визуальный код, задающий систему символических социальных, эстетических, моральных и иных ценностей в плане модной одежды. Глянцевые журналы естественно, органично, чисто визуально направляет, подсказывает, что от женщины ждут окружающие в типичных ситуациях, как она должна действовать. Хотя следует отметить, что даже в таких изданиях иллюстрации практически всегда нуждаются в текстовой поддержке, так как текст усиливает семантическую наполненность иллюстраций.

При этом создается ощущение, что издатели отдельных глянцевых журналов боятся переутомить читателей избыточной информацией, поэтому материалы одной рубрики размещаются на разных страницах журнала. Например, в журнале «Караван историй» материалы нескольких рубрик размещены в начале, середине и в конце (рубрики «Love Story», «Звездный след», «Факт», «Искусство жить», «Штрих»).

Особое внимание следует уделить рекламе в современных женских журналах. В последнее время именно образ товара, а не сам товар становится объектом потребления. Связь между рекламируемым объектом и его «отпечатком» в сознании и подсознании реципиента опосредуется рекламным имиджем.

Рекламные тексты в глянцевых журналах имеют целью формирование эстетического, красивого, молодого образа женщины, под которым понимается некоторая знаковая структура, заранее проектируемое идеализированное представление об эстетической стороне рекламируемых товаров. Они ориентированы на эстетический мотив потребителя и отвечают естественному стремлению к красоте человека как биосоциального существа, которое обусловлено психологией личности.

Красота представляет для человека особую ценность, даже там, где красота не входит в перечень нужд, она присутствует косвенно, так как способна оказать помощь при реализации, в общем случае, социальных потребностей, в частном случае, таких нужд, как самовыражение, общение и др.

Процесс, приводящий к состоянию социальной идентичности (отождествления) и включающий в себя весь комплекс социальных и психологических механизмов, называется идентификацией. Декодируя эксплицитную и имплицитную информацию, передаваемую вербальными средствами, реципиент усваивает также определенные лингвистические компетенции, свойственные, по его мнению, группе или идеальному образу, с которым она себя ассоциирует или стремится соответствовать. Создаваемые в рекламе при помощи вербальных и невербальных средств образы представляют собой идеальные представления о женщине, ее стиле жизни, ценностях, предпочтениях и пр. Эмоциональный настрой рекламы передается читательнице, оказывая влияние на желание соответствовать приглянувшемуся образу (приобретение товара для воплощения идеального образа), например:

Для тех, кто выбирает совершенство. Драгоценный эликсир для волос. Этот деликатный эликсир превращает волосы в роскошное драгоценное полотно. С натуральными маслами Арганы, Жожоба и Миндаля. Эксклюзивно у Вашего стилиста System Professional (эликсир для волос Luxe oil)

В дальнейшем за внешними изменениями могут последовать и внутренние: смена ценностных ориентиров, мировоззрения, неразрывно связанных и с внешним проявлением индивидуальной трансформации, заключающейся в изменении стереотипов поведения, в том числе и языкового, гендерных и социальных ролей женщины.

Идеальный образ – это образ-представление, который создают целенаправленно и сознательно путем навязывания эмоциональных и ассоциативных связей. Такой образ включает в себя не только естественные качества личности, но и специально созданные и связанные как с внешним обликом, так и с внутренним содержанием, психологическим типом, черты которого отвечают требованиям и запросам времени.

Рекламный образ можно представить в качестве средства идеальной эстетической коммуникации, однозначно интерпретируемой целевым потребителем и обеспечивающей бессознательное включение его в подготовленную рекламой деятельность.

Образ – это способ ухода от реальности, идеал, к которому стремятся люди. В рекламе образы наделяются персонализированными характеристиками, так как данные рекламные сообщения создаются не для всей массы потребителей, а для определенной аудитории – для девушек и женщин. С социологической точки зрения, в рекламе используется такой основной гендерный типаж, как незамужние и замужние девушки и женщины среднего возраста.

Рекламный образ – это своеобразная основа рекламного текста, новая, приукрашенная реальность для представления товара. Для более мощного воздействия на аудиторию рекламный образ наделяется определенными свойствами, среди которых основными являются следующие: запоминаемость, оригинальность, привлекательность, стиль, узнаваемость.

Рекламные образы являются не столько запоминающимися и узнаваемыми, сколько стильными и художественными, что обусловлено тем, что, в первую очередь, рекламируемый товар предназначен для девушек и женщин, которые стремятся быть стильными и модными.

Основными инструментами для конструирования образов в рекламе фэшн-журналов являются фольклоризация и стереотипизация.

При использовании приема фольклоризации рекламируемые товары наделяются дополнительными «магическими» свойствами. Реклама аппелирует к несуществующим, сильно приукрашенным фактам, формам, мечтам. Фольклорные элементы переживаются через призму преувеличения, осознания ирреальности. Формирование стереотипов может происходить в отношении рекламируемого товара и в отношении потребителя, например:

Paspaley. Самый красивый в мире жемчуг (ювелирные украшения Paspaley).

Здоровье – это красиво. Для устранения несовершенств. Рождение новой кожи (крем Vichy).

Неотъемлемым компонентом женского глянцевого журнала является реклама, так как именно глянцевые журналы становятся эффективными рекламоносителями по нескольким причинам. Во-первых, они удобны, их можно носить с собой. Во-вторых, их можно долго хранить и читать не одному человеку. В-третьих, у каждого журнала есть своя целевая аудитория.

У глянцевых женских журналов реклама является основным доходом. Большинство визуальных материалов в них в той или иной степени – это рекламный материал. Следовательно, весь журнал становится своего рода рекламным проспектом, в который вкраплены нерекламные материалы. Журналы рекламируют потребительские товары в соответствии со своим уровнем и направленностью.

Специалисты по маркетингу отмечают, что женщины являются самыми активными потребителями. При этом они могут не просто приобретать нечто реально нужное им, но и интересоваться привлекательными предложениями, которые в разной форме предлагает реклама. Следовательно, логично, что именно в женских журналах рекламы особенно много. Современные женские журналы в полной мере используют разрешенные 40% от общего количества страниц, при этом, как отмечает редактор одного из глянцевых журналов, чем больше предоставляется журналу рекламных полос, тем больше в нем появляется рекламы. За счет рекламы номера журналов часто бывают достаточно объемными, но при этом от рекламы журнал не отказывается.

Современные женские издания ориентированы на личностные интересы женской аудитории, на удовлетворение такой информационной потребности, как формирование личного стиля, приближение к идеальному образу, что связано с двумя тематическими сферами: современная женщина стремится к поиску «идеального» спутника жизни, она прилагает максимум усилий для того, чтобы показать себя «в более выгодном свете», вследствие чего женские журналы публикуют материалы о моде и красоте.

Так, практически в каждом женском глянцевом журнале есть рубрика «Красота», посвященная советам и рекомендациям по уходу за собой (за кожей, волосами, ногтями и т.д.), представляющая новинки косметических брендов, рассказывающая о продуктах и напитках, позволяющих сохранить молодость и т.п. Например, в рубрике «Красота» журнала «Самая» представлена информация по уходу за кожей, волосами и ногтями после зимы, так как именно весной они становятся более безжизненными (Самая, март 2014, с. 20-22). Советы читательницам дает и врач-косметолог одного из медицинских центров.

В рубрике «Мода», как правило, представлены новинки в области моды и косметики, актуальные тренды сезона, советы по поиску собственного стиля в одежде и прическе и т.п. Советы обычно дают ведущие стилисты страны и косметических брендов. Например, в журнале «Самая» своими рекомендациями по созданию причесок делится А. Варивода, ведущий стилист Londa Professional Russia, по макияжу – К. Рахман, международный визажист Loreal Paris, по маникюру – Г. Минтич, старший преподаватель учебного центра «ОлеХаус» (Самая, март 2014, с. 28-32) и др. Таким образом, у читательниц возникает доверие к рекламируемым ими брендам и тем советам по уходу за собой, которые они дают.

Множество статей в женских журналах посвящено вопросам психологии («Пределы откровенности» (необходимо ли абсолютно все рассказывать мужчине) (Самая, март 2014, с. 55-56). Такие материалы, как правило, готовят врачи-психологи, кандидаты медицинских наук, специалисты в своей отрасли. Поэтому и советы, которые формулируются в конце подобных статей, вызывают большее доверие, нежели советы внештатных корреспондентов журнала.

Таким образом, глянцевые журналы – это журналы, предназначенные конкретной читательской аудитории, главная цель которых – развлечение аудитории, погружение ее в мир красивой жизни и иллюзий, формирование стандартов поведения, внешности и др. Он задает определенный стиль жизни читателям, помогает им достигать успеха, показывая разные сферы городской жизни, делая акцент на красоте и межполовых коммуникациях. Среди исследователей не существует единства в отношении структурно-типологических характеристик современных женских журналов.

Глянцевые женские журналы, несомненно, имеют свою специфику верстки и дизайна. Тематика женских журналов во многом зависит от того, для кого конкретно они предназначены и как они себя представляют. В соответствии с этим и формируется их структура, верстка и дизайн. В глянцевых женских журналах визуальная информация определенно превосходит текстовую, причем иллюстративный материал часто бывают очень нестандартными и авангардными. Неотъемлемым компонентом женского глянцевого журнала является реклама, так как именно глянцевые журналы становятся эффективными рекламоносителями.

2.2 Способы манипуляции общественным сознанием в современных СМИ

 

В данном параграфе мы рассмотрим, какие манипулятивные приемы для воздействия на общественное сознание используются на радио «Эхо Москвы». «Эхо Москвы» является информационно-разговорной радиостанцией, ориентированной на новостное вещание. Радио имеет широкую еженедельную аудиторию в Москве и российских регионах. «Эхо Москвы» имеет юридическую форму ЗАО, большинство акций принадлежит «Газпром-Медиа Холдинг», но при этом редакционную политику радиостанции определяет главный редактор.

Для анализа были выбраны информационные и аналитические программы радио «Эхо Москвы» («Новости», «Особое мнение», «Человек из телевизора», «В круге света», «Будем наблюдать» и др.). Была рассмотрена специфика подачи информационного повода и особенности репрезентации социальных акторов при конструировании ситуаций и событий на радио «Эхо Москвы».

Манипулятивные приемы будут проанализированы по следующим предложенным нами критериям и параметрам:

  1. Препятствуют ли «Эхо Москвы» появлению информации о каких-либо темах, явлениях и программах? Создают ли информационную «заслонку»?
  2. Подается ли информация об определенных событиях только в негативной или позитивной интерпретации?
  3. Создает ли «Эхо Москвы» избыточную информацию?
  4. Воздействуют ли «Эхо Москвы» на эмоциональный подсознательный уровень аудитории?
  5. Обращается ли «Эхо Москвы» к лидерам мнений и данным социологических исследований?

Выделим конкретные манипулятивные приемы, которые используются на радио «Эхо Москвы» для влияния на общественное мнение.

  1. Повторы:

«Это легитимизация абсолютной власти. Это легитимизация личной абсолютной власти. Речь идет о том, что это правильно. Правильно. Вот и все».

Сила внушения в таких случаях увеличивается, во-первых, за счет повторения воздействия внушаемой мысли. Во-вторых, изменение способа воздействия внушаемой идеи гарантирует отсутствие пассивного и скрытого противодействия слушателей. Повторение не дает эффекта при отсутствии интереса у аудитории к информации. Оно также безрезультатно, если сообщение слишком легко усваивается или вызывает резкое сопротивление. Повторение не должно быть механическим: стереотипное воспроизведение информации оказывается малополезным для суггестивного воздействия.

«Это ритуальное, абсолютно бессмысленное мероприятие, бессмысленная встреча. Ну, ритуальная, почетная… Большим господам как Путин, Макрон, а теперь уже Зеленский, им же тоже что-то делать надо, они не могут просто совсем ничего не делать. Вот они ритуально друг с другом встречаются. Это понт. Это то, что называется высокая международная политика: понт, пиар и прочие развлечения больших господ. Никакого другого смысла в деятельности этих больших господ давным-давно нет».

Повторяющиеся слова используются в соседних предложениях, они как будто помогают гостю программы подхватывать свою же мысль и утверждать ее в сознании слушателей.

«Да, разумно. Только причем тут вообще государство. Любить родину – нормально. Человек любит родное. Родной язык, родные пейзажи. Ему уютно среди родных обычаев. Это нормально. Это называется любовь к родине. Это не идеология. Это чувства. Чувства. А идеология, может быть, например, идеология тоталитаризма».

В данном случае повтор помогает говорящему убедить слушателей в том, чем же на самом деле является родина и любовь к ней: что это чувство, а не идеология.

  1. Полуправда:

Еще одним манипулятивным приемом, используемым радио «Эхо Москвы», является полуправда – подробное освещение конкретных, но малозначительных деталей и одновременное умышленное опущение гораздо более важных фактов. Ярким примером использования полуправды может послужить следующий отрывок из программы «Особое мнение»:

«Не понимаю, как можно сравнивать Путина и Явлинского. Как раз Григорий Алексеевич – это такое чистоплюйство: «я все понимаю, но хочу ходить весь в белом». А вот Путин – это вообще абсолютно другой типаж политика, совсем другой типаж. Но думаю, что сейчас у нас нет времени о том, чтобы поговорить про личность Путина».

Герой программы, сравнивая двух политических деятелей, достаточно конкретно характеризует Явлинского, но при этом не дает оценку личности Путина. Таким образом, важную, но неудобную для говорящего информацию он заменяет на псевдозначимую или же искусственно принижает ее значимость.

  1. Констатация фактов:

Достаточно распространенным методом манипулирования политическим сознанием аудитории на радиостанции «Эхо Москвы» является метод констатации фактов, используемый как для определения собственной позиции журналиста или радиостанции, так и для определения места оппонентов, например:

«Это же не Украина вам. Они к нам плохо относятся, поэтому мы тоже их не любим. А они вообще не умеют ни внешней, ни внутренней политикой заниматься».

Использование данных социологических опросов:

Достаточно распространенным манипулятивным приемом на «Эхе Москвы» является апелляция к данным социологических опросов:

«Ну, что думают? – пусть Белоруссия свободной и независимой остается – 89% наших слушателей так считают. 11% за супер-интеграцию, объединение России и Белоруссии в одном флаконе».

«76% слушателей считают, что Навальный должен сотрудничать с парламентской оппозицией, 24% так не считают».

В обоих приведенных примерах представлены результаты опросов аудитории «Эха Москвы», причем обе темы являются дискуссионными и неоднозначными. Те слушатели, которые еще не сформировали собственное мнение по данным вопросам, вероятнее всего, будут более склонны придерживаться мнения большинства. Особую роль в этом процессе играет тот факт, что опрашивали не абстрактных людей на улице, а слушателей «Эха Москвы», то есть это люди, близкие друг другу по каким-либо параметрам.

Речевая агрессия:

Для радиостанции «Эхо Москвы» характерно широкое использование различных средств речевой агрессии, вульгаризмов, оскорблений и прямых обвинений. Е.И. Шейгал называет журналистов «ретрансляторами, рассказчиками, конферансье, интервьюерами, псевдокомментаторами». Исследователь подчеркивает, что «благодаря СМИ граждане получают наиболее полную информацию; но в роли свидетелей, наблюдателей политических событий… они подвержены такому аналитическому прессингу, что интерпретация событий нередко приобретает большую значимость, чем само событие».

Приведем примеры использования средств речевой агрессии на радиостанции «Эхо Москвы»:

«Чистки в вузах – что мы наблюдаем в Москве, увольнение преподавателей, закрытие студенческих журналов, и так далее. Думаю, что это все звенья одной гребаной цепи и не видеть этого невозможно».

В качестве средства речевой агрессии журналисты «Эха Москвы» иногда сознательно прибегают даже к оскорбительным вульгаризмам:

«Шапка у того же РБК: «У трех банков отняли лицензию», или: «Пожали ли Зеленский и Путин лапку друг другу?», или: «Что будет с WADA» – вот это, действительно, важные новости, на фоне которых эта ерундистика с какими-то там наводнениями и засухой и, вообще, с гибелью человечества – это полная херня, о которой и говорить нечего».

Речевая агрессия на радиостанции «Эхо Москвы» является, прежде всего, средством достижения агитационных и пропагандистских целей. Причем объектом агрессии является обычно политик или общественный деятель, а адресатом слушатель. Используя агрессию против одного общего врага, автор объединяется со слушателем, стремясь мобилизовать его к борьбе:

«Есть Путин, который из всех из них вроде бы самый свободный человек. Уж у нас-то точно 150 миллионов терпил, сплошной «глубинный народ», до его глубин не достучишься, чего не сделаешь, за все спасибо. Казалось бы, что уж у Путина руки развязаны: что хочу, то и ворочу. Хочу – объявляю ликвидацию ДНР, хочу – включаю ДНР в состав России, хочу то, хочу се – народ все сожрет, проблем нет».

«Нет, и у Путина есть проблемы. Проблемы Путина заключаются в амбициях. Путин не может отказаться от своего образа великого и ужасного, от своих амбиций, от своего мочизма в сортире и мачизма не в сортире».

  1. Эффект совместного рассуждения:

Имитация совместного речемыслительного процесса на радио «Эхо Москвы» осуществляется с помощью определенных ходов. Диалогичность (эффект совместного размышления) может возникать за счет введения вопросно-ответных форм – автор как бы задает слушателям вопросы, но сам же на них и отвечает – навязывает адре­сату собственные выводы. Слушателю легко проследить развитие мысли гостя программы или ведущего: речь четко структурирована, в основном, используются простые синтак­сические конструкции:

«И думают про разное. Есть, например, государственники в «Единой России», которые бы сегодня взяли и съели Путина, сделав из него какую-нибудь котлету. Почему? Потому что они в этой партии, они там хорошо устроились».

Конечно, использование вопросно-ответных конструкций в речи гостей программы или ведущего на радио закономерно: они позволяют структурировать речь, делать ее более логичной. Но, с другой стороны, такие конструкции, содержащие ответ на задаваемый вопрос, предлагают готовые решения аудитории по той или иной проблеме или ситуации:

«А что можно в этой ситуации? В этой ситуации можно ровно то, что имеет место быть, а именно замороженный конфликт, такое же, как в Абхазии, Приднестровье, в Южной Осетии и так далее. Чем отличается замороженный конфликт в Донбассе от замороженного конфликта в Приднестровье, Абхазии и так далее? Он отличается уровнем вранья».

К этой же группе манипулятивных приемов можно отнести и использование риторических вопросов, ответы на которые не требуются:

«Спрашивается: при таком балансе сил, при таком раскладе, что эти большие господа хоть бы они сидели 2 часа, хоть бы они седели 22 часа, что кроме пустейших бумажек они могут из себя произвести?» 

«Второе, о чем постоянно говорят что ДНР-ЛНР это террористы, террористические организации. Это неправда. Они не проводят терактов соответственно, какие же они террористы? И никто в мире их террористами не называет».

«А во-вторых, кто-то верит, что после 2024 года Путин решится потерять власть? Со всеми вытекающими последствиями?»

  1. Разоблачение:

Тактика разоблачения. Данная тактика направлена на разоблачение, показа «истинного лица» разоблачаемого. Журналист открывает глаза читателю на те факты, о которых он может и не знать до настоящего момента.

Схема разоблачения, как пра­вило, одна и та же: говорящий в выводе указывает на причину и перечисляет си­туации-следствия. Причем композиционно это может строиться двумя спо­собами: сначала – вывод, а потом – следствие: перечисление фактов несправедливости, или – сначала перечисле­ние фактов несправедливости, а потом вывод, который указывает на причину этих фактов:

«Нет, мы уже знаем, в том числе, благодаря нашим собственным активным изысканиям и активностью Валентина Борисовича Юмашева, зятя и бывшего руководителя администрации Бориса Николаевича Ельцина, что семья президента Ельцина привела к власти Владимира Владимировича. И он не подвел семью. Он полностью гарантировал ее жизненно важные интересы». 

  1. Использование метафор:

Эмоционально-экспрессивную яркость высказыва­нию придает использование метафоры. Стоит отметить, что в стратегии дис­кредитации метафора играет далеко не последнюю роль, поскольку через пе­ренос наименования с одного объекта (предмета, лица) на другой, сходный с первым в каком-либо отношении, позволяет характеризовать последний, вы­разить к нему отношение.

На радио «Эхо Москвы» часто используется прием метафоризации. Приведем примеры использования метафоры на радио «Эхо Москвы»:

«Но, на мой взгляд, если смотреть на ситуацию последних года-двух, на мой взгляд, произошло полное окукливание. То есть, этот синдром глухоты в последние три года стал абсолютно тотальным».

Политолог А. Кынев в программе «Особое мнение» окукливанием и синдромом глухоты называет нереагирование российской власти на претензии общества, причем ни одно из этих понятий не используется им в прямом значении. Можно предположить, что под окукливанием он имеет в виду то, что власть прячется от общества в кокон и не слышит его.

«Потому что на самом деле та популистская волна, которая идет по всему миру – это как раз во многом усталость людей от традиционных элит, коррупции, от бюрократии, от застывших социальных лифтов, которые не работают».

Социальным лифтом традиционно называют способ перемещения человека в обществе из одной социальной группы в другую или же в пределах одной группы выше или ниже.

  1. Высказывание предположений:

Данный манипулятивный прием обычно используется в противоречивых ситуациях, не ясных для аудитории, когда она еще не понимает, что произошло и как на это реагировать. Приведем пример:

«Я бы сюда приложил бы еще историю с перекрытием центра Москвы на все праздники, в этот раз – с 28 декабря по 6 января. Я посмотрел прошлые годы, не поленился, полез в объявления мэрии Москвы за прошлый год. Разумеется, ничего такого не было. Обычно перекрывали только 31-го и 1-го. Последний год вроде, начиная с 30-го, по-моему, по 2-е. Но такого, чтобы полную неделю это все было закрыто… А центр Москвы был обставлен, как нам сообщают, нас предупреждают, металлоискателями и в любой момент любой прохожий может быть через этот металлоискатель пропущен и, соответственно, сумки его досмотрены и так далее. Это, кстати, к вопросу о том, как вносить оружие в центр Москвы. Тут что-то не так. По всей видимости, происходят какие-то большие события».

Гость программы вносит смуту в сознание аудитории («Тут что-то не так»), приводя, тем не менее, аргументы в пользу своих слов. Кроме того, своими предположениями он может посеять панику среди слушателей радио.

«В этой ситуации, на мой взгляд, логика такая – мы можем гадать, кто на самом верхнем уровне блокирует фамилию Навального – это может быть Вайно, Кириенко, сам Путин».

  1. Сравнения и ассоциации:

Нагнетающие сравнения и ассоциации на радио «Эхо Москвы» обычно используются для создания и закрепления в сознании аудитории дискредитирующего образа (портрета-обличения) российского президента и других политических деятелей:

«Владимир Путин везде, его активность и участие поражают, как будто человеку не 67, а только 40-45 лет, и он снова собирается на очередной президентский срок. Даже Медведев и министры на его фоне кажутся старыми и очень медленными улитками».

В следующем примере речь идет о последней пресс-конференции российского президента. Прямое сравнение здесь отсутствует, но понятно, что происходящее сравнивается с цирковым действом:

«А на стадионе – в центре поля, там, где судья свистит начало игры – Он. Сам. Главный. С микрофоном у рта и свободными руками. Говорит, говорит, говорит. А вокруг работают фокусники, жонглеры, акробаты, глотатели шпаг, факиры, выдувающие огонь. В клетках сидят тигры с Запашным на страже. Там же и женщина-змея на возвышении. Клоуны веселят».

Далее рассмотрим коммуникативные стратегии и тактики, которые позволяют журналистам «Эхо Москвы» использовать свои лексические, грамматические или социолингвистические знания при интерпретации сообщений в определенном контексте.

Стратегия создания психологического напряжения на радио «Эхо Москвы» реализуется с помощью определенных тактик.

Тактика наклеивания ярлыков. На лексико-семантическом уровне можно выделить прием активного использование инвективной (оценочной) лек­сики. Как известно, именно «оценки нередко заменяют в тексте логическую аргументацию, будучи рассчитанными на эмоциональное вос­приятие читателем, сами приобретают характер аргументов (или псевдоаргу­ментов)». По мнению О.С. Иссерс, «ярлык не объясняет объективных свойств личности, микросоциума, а обозначает их по принципу «чуждого», идеологически инородного». Приведем пример:

«По сути дела, никаких других демократически партий на сегодня нет. Потому что считать «Правое дело» карикатурное, которого не найдешь со свечой, – называть ее демократической партией смешно. «Гражданская платформа» после ухода Михаила Прохорова – это партия скорее национал-патриотическая, которая борется с «пятой колонной», поддерживает анти-Майдан, – какие же, к черту, они либералы? А кто остается? Партия «Зеленых» карикатурная, которая такая полуфейк-полуспойлер, – это альтернатива? По сути, никого нет».

Прием метафоризации:

«Я думаю, что правящая партия в первую очередь после того, что произошло, скорее всего, она, может быть, образно говоря, выстрелила себе в ногу, потеряла своих сторонников». 

Тактика надевания маски. Маска соз­дается при помощи следующих текстовых категорий: модальность, эмотивность, экспрессивность.

Модальность – это понятийная категория, которая характеризует отношение говорящего к содержанию высказывания или соотнесенность высказывания с действительностью.

Эмотивность – это, прежде всего, лингвистическая характеристика текста как совокупность языковых средств, способных произвести эмоциональный эффект, то есть вызвать у реципиента соответствующие эмоции.

Экспрессивность – это эмоциональное восприятие действительности и стремление передать его реципиенту.

Наиболее востребованной является маска сочувст­вующего комментатора (по замечанию Е.С. Поповой, «позиция комментатора предполагает наличие дополнительных сведений и личных оценок о сущест­вующем и всем известном товаре или фирме. Информация в данном случае эмоционально окрашена, что приводит к изменениям в системе оценок адре­сата).

Способы реализации этой тактики достаточно разно­образные: введение в текст модальных слов, авторских олицетворений, ги­пербол и т.п.:

«Началось позавчера, я бы сказала, когда как раз поставили палатки, начались баррикады, потому что Бидзина Иванишвили, серый кардинал грузинской политики… Мне, самом деле, смешно от этой формулировки, к которой все грузины привыкли. Согласитесь, Юра».

Стратегия создания позитивного имиджа на радио «Эхо Москвы» реализуется с помощью определенных тактик.

Тактика опоры на «лидеров мнений». Коммуникативная цель введения в новостной сюжет авторской оценки заключается в том, чтобы донести до аудитории модель одобрения политического деятеля и его деятельности из уст так называемых «лидеров мнений»: представителей федеральной власти, местных политиков, известных деятелей науки, культуры, искусства, спорта и т.д.

«Известный социолог Ольга Крыштановская выдвинула концепцию милитократии, согласно которой 23 ответственных должностей в государственном аппарате Российской Федерации занимают выходцы из силовых структур. Об этом была даже написана в соавторстве с одним американским исследователем большая книга «Militocracy», вышедшая в Америке. Что может быть круче для аналитического труда, чем выйти в Америке, независимо от качества этого труда?»

По замечанию Г.Г. Почепцова, массовое сознание нуждается в определенных подсказках, в определенных опорных точках, которые помогают ему вырабатывать свое мнение. Создать прогнозируемую реакцию на сообщение можно только путем создания этой самой реакции с помощью    введения готовых моделей восприятия. Именно на эксплуатации этой   особенности массового восприятия строится, например, опора на лидеров мнения.

«К вопросу о пафосе. Когда-то Солженицын сказал: «Лжи нечем прикрыться, кроме насилия». Это тоже ложь. Лжи нечем прикрыться, кроме священного пафоса. Вот это – главное прикрытие для лжи, идет ли речь об Украине, о власти Путина, о противниках Путина и так далее».

Тактика обвинения. Это прямая тактика, которую можно охарактери­зовать следующим образом: открытое и недвусмысленное выявление под­линного лица обвиняемого. «Обвинение» определяется О.С. Иссерс как «за­явление о виновности кого-либо в чем-либо»:

«Хорошо, но если ты посмотришь массив новостей, то выходит, что твари в Минздраве уволили трансплантолога, и именно по этой причине умерла девочка. Хотя у нее пневмония».

«Государство должно сделать абсолютно все, перестать на пять минут воровать и дать деньги на то, чтобы лекарств было завались – все, разговор окончен. О чем мы говорим? «Мы смешиваем» или не «смешиваем»? Да в гробу я их всех видал. Только я их не вижу в гробу, потому что знаю, где они лечатся. Идем дальше».

Тактика оскорбления. Как уже отмечалось выше, в качестве средства речевой агрессии журналисты сознательно прибегают к оскорбительным вульгаризмам.

«Это даже не «удар в спину» со стороны Китая. Это прямо, чисто конкретно, как в любимом путинском микс-файте, «в торец» или в другое место спереди, но больно, вынос с ринга нокаутом. И здесь – наглядное свидетельство, куда привела Россию правящая тупая корпорация коммерческих чекистов, что на самом деле происходит с влиянием России в мире. Ну, давайте теперь, кремлевские клоуны, великие государственные деятели из гэбухи, надуйтесь на Китай в программах у брилевых и соловьевых, побухтите возмущенно, что «партнеры так не поступают». Как вы с Украиной, так и Китай с вами – вставил вам реал-политик. И это еще не конец».

Тактика «передачи слова» анонимному информатору. Журналист предоставляет слово человеку, который не желает называть свое имя по причине опасения за свою жизнь, так как информация, которую он разглашает, является секретной. Однако в большинстве случаев анонимного информатора может и не существовать. Журналист вкладывает в уста вымышленного информатора свои мысли и, таким образом, снимает с себя ответственность за сказанное и формирует у читателей нужную установку:

«Я слышал, что посол Белоруссии в России говорил как раз о создании общего парламента в рамках этой дальнейшей интеграции. А про то, что Лукашенко что-то должен сказать, ничего не знаю».

Тактика совместного рассуждения. Корреспондент ведет свое рассуждение, привлекая к нему читателей, задавая ему вопросы, предлагая готовые ответы, используя разговорные конструкции и обращаясь лично к читателю. Таким образом, рушится барьер, отделяющий корреспондента от читателя, и последний уверяется в искренности слов автора. Следовательно, корреспондент может донести до сознания читателя свои умозаключения, которые читатель примет за свои:

«Неважно, мы будем об этом говорить. Но у Солженицына есть знаменитая фраза, что главной идеей существования государства должно быть сбережение народа. Кто сберегает этот народ? Никто. Поэтому никакого уважения к Путина, никакого уважения к г-же Скворцовой, которая встретилась и восстановила на работе, что это поменяло в жизни России? – как подыхали, так и подыхают».

Тактика создания образа слабого лидера. Данная тактика направлена на дискредитацию политического лидера с помощью указания на слабые стороны его характера и способов управления страной, на то, чтобы подорвать его авторитет, доверие граждан, вызвать сомнение в его положительных качествах:

«Но тут что касается российского влияния, то я бы, на самом деле, сказала, что оно усилилось в последние годы. Сказать, что совсем не существует – это неправильно. Вот в первое время при Мише Саакашвили это была такая история очень принципиальная для него. И он весь свой политический (особенно внешнеполитический) пиар выстроил на противостоянии с Россией».

О том, что Саакашвили представляется слабым лидером, мы можем судить по использованию гостем программы его неполного имени.

Стратегия антидискредитации реализуется с помощью нескольких тактик: тактика передачи «защитного слова» авторитетному лицу, тактика замалчивания (искажения информации). Тактика замалчивания применяется журналистами для того, чтобы навязать аудитории свою интерпретацию событий, умалчивая ненужные ему факты или явления. Это ведет к одностороннему освещению событий и помогает сформировать отношение аудитории, отвечающее интересам журналиста.

Кроме того, в рамках данной стратегии используются и тактики дискредитации, которая, как правило, направлена на противников политического лидера или страны. В основе публикаций, направленных на антидискредитацию имиджа политика, лежит логическая аргументация, а возродить доверие к стране, как правило, помогают эмоциональные доводы.

Таким образом, журналисты и гости программ радио «Эхо Москвы» используют целый комплекс манипулятивных приемов с целью формирования общественного мнения и влияния на сознание радиоаудитории. К самым распространенным манипулятивным приемам относятся: повторы, полуправда, констатация фактов, социологические опросы, речевая агрессия, диалогичность, риторические вопросы, разоблачение, метафоры, предположения, сравнения и ассоциации. Для манипуляции сознанием аудитории используются также коммуникативные стратегии, реализуемые с помощью определенных тактик.

 

Выводы по главе 2:

 

Сравнительный анализ профессиональных ценностей советских и современных журналистов был проведен на материале журнала «Работница» (советская эпоха) и современных глянцевых женских журналов – «Glamour», «Cosmopolitan», «Vogue» и др.

На страницах «Работницы» затрагивались следующие семейные и педагогические проблемы: помощь мужчин в домашнем хозяйстве, строительство яслей и детских садов, роль матери в жизни общества и семьи, нехватка детских продуктов питания, составляющие семейного счастья, взаимоотношения детей и родителей и др.

Глянцевые женские журналы, несомненно, имеют свою специфику верстки и дизайна. Тематика женских журналов во многом зависит от того, для кого конкретно они предназначены и как они себя представляют. В соответствии с этим и формируется их структура, верстка и дизайн. В глянцевых женских журналах визуальная информация определенно превосходит текстовую, причем иллюстративный материал часто бывают очень нестандартными и авангардными. Неотъемлемым компонентом женского глянцевого журнала является реклама, так как именно глянцевые журналы становятся эффективными рекламоносителями.

Журналисты и гости программ радио «Эхо Москвы» используют целый комплекс манипулятивных приемов с целью формирования общественного мнения и влияния на сознание радиоаудитории. К самым распространенным манипулятивным приемам относятся: повторы, полуправда, констатация фактов, социологические опросы, речевая агрессия, диалогичность, риторические вопросы, разоблачение, метафоры, предположения, сравнения и ассоциации. Для манипуляции сознанием аудитории используются также коммуникативные стратегии, реализуемые с помощью определенных тактик.

Заключение

Анализ теоретической литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы.

В журналистской среде формируются ценности, нормы, принципы и правила этической ответственности. Суть журналистской этики заключается в научном обеспечении морально безупречного выполнения журналистами своей роли в соответствии с этическими принципами, принятыми в профессиональном обществе. И в советское время, и сейчас в своей работе журналисты должны руководствоваться этическими нормами, закрепленными законодательно, однако на практике оказывается, что профессиональные ценности советской журналистики претерпевают качественные изменения.

В текстах современных СМИ соединяются оценочное и объективное начала, в разной степени присутствует авторская позиция, что часто мешает созданию объективной картины мира. СМИ негативно влияют на сознание аудитории, препятствуя адекватному восприятию информации; они не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие события, но и интерпретируют их в свете той или иной идеологии.

На трансформацию профессиональных ценностей журналистики влияют следующие основные факторы: глобальное распространение информации, совершенствование манипулятивных тактик, выбор установки автора по отношению к адресату, позиция собственника или учредителя издания и др.

Сравнительный анализ профессиональных ценностей советских и современных журналистов был проведен на материале журнала «Работница» (советская эпоха) и современных глянцевых женских журналов – «Glamour», «Cosmopolitan», «Vogue» и др.

На страницах «Работницы» затрагивались следующие семейные и педагогические проблемы: помощь мужчин в домашнем хозяйстве, строительство яслей и детских садов, роль матери в жизни общества и семьи, нехватка детских продуктов питания, составляющие семейного счастья, взаимоотношения детей и родителей и др.

Глянцевые женские журналы, несомненно, имеют свою специфику верстки и дизайна. Тематика женских журналов во многом зависит от того, для кого конкретно они предназначены и как они себя представляют. В соответствии с этим и формируется их структура, верстка и дизайн. В глянцевых женских журналах визуальная информация определенно превосходит текстовую, причем иллюстративный материал часто бывают очень нестандартными и авангардными. Неотъемлемым компонентом женского глянцевого журнала является реклама, так как именно глянцевые журналы становятся эффективными рекламоносителями.

Журналисты и гости программ радио «Эхо Москвы» используют целый комплекс манипулятивных приемов с целью формирования общественного мнения и влияния на сознание радиоаудитории. К самым распространенным манипулятивным приемам относятся: повторы, полуправда, констатация фактов, социологические опросы, речевая агрессия, диалогичность, риторические вопросы, разоблачение, метафоры, предположения, сравнения и ассоциации. Для манипуляции сознанием аудитории используются также коммуникативные стратегии, реализуемые с помощью определенных тактик.

Таким образом, подводя итоги исследования, мы можем сделать следующие принципиальные выводы:

  1. И для советской, и для современной журналистики характерно манипулирование общественным сознанием.
  2. Советская печать продвигала общечеловеческие, «вечные» ценности: семья, дети, уважение друг другу, помощь, доброта, аккуратность в доме и др.
  3. Современные глянцевые женские журналы ориентированы на визуальное восприятие информации и транслируют ценности иного порядка: внешняя красота, следование моде, поиск спутника жизни и т.п.

Список использованной литературы

  1. Александрова Т. Зачем мне быть вожатым? // Работница. – 1976. — №9. – С. 18-20.
  2. Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012- 2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. – 304 с.
  3. Аникина М.Е. Трансформирующиеся журналистские культуры в России: исследовательский подход // Вестник Московского университета. Серия №10. Журналистика. 2012. – №4. – С. 7-21.
  4. Антонова Ю.А. Коммуникативные стратегии и тактики в современном газетном дискурсе: отклики на террористический акт: Дис. … канд. филол. наук. – Екатеринбург, 2007.
  5. Балли Ш. Французская стилистика. – М., 1991.
  6. Баранова Е. Трансформация этических принципов в журналистике в условиях медиаконвергенции // МедиаАльманах, 2016. – №6. – С. 33-39.
  7. Бондарко А.В. Теория функциональной грамматики. Темпоральность. Модальность. – Л., 1990.
  8. Вараксин В.Н. Ценностно-смысловые ориентации современной молодежи // Концепт. – 2013. – Спецвыпуск № 07.
  9. Васильева Е. Письмо редактора // Cosmopolitan. – М., 2006. – №12. – С. 21.
  10. Вырастет из сына… // Работница. – 1976. — №1. – С. 24-25.
  11. Вьюкова Н., Поликарпова Т. Нужен единый центр… // Работница. – 1976. — №5. – С. 22.
  12. Галимон Н. Работница. – 1976. — №11. – С. 13.
  13. Гатов В. Будущее журналистики // Амзин А. и др. Как новые медиа изменили журналистику. 2012-2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М. Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О. Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. – Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. – 304 с.
  14. Гнидович Г., Бридинг Г. Дизайн журнала. – М.: Институт подготовки специалистов журнально-издательского дела, 2001.
  15. Дзантиев А. Письма к матери // Работница. – 1976. — №3. – С. 9.
  16. Дзялошинская М.И. Десять «смертных грехов» журналистики глазами будущих журналистов / М.И. Дзялошинская, И.М. Дзялошинский // Медиаскоп. – 2011. – №4.
  17. Дзялошинский И.М. Герои и антигерои российской журналистики // Журналист. Социальные коммуникации. 2011. – №4. – С. 84-92.
  18. Дзялошинский И.М. Профессиональная этика журналиста: учебник и практикум для академического бакалавриата / И.М. Дзялошинский. – М.: Издательство Юрайт, 2017. – 412 с.
  19. Дзялошинский И.М. Ценности и качества российских журналистов: теоретические модели и результаты эмпирического исследования // Меди@льманах. 2013. – №6. – С. 8-18.
  20. Дьякова Е.Г., Трахтенберг А.Д. Проблема конструирования реальности в процессах массовой коммуникации: гипотеза “agenda-setting” URL: www.ifp.uran.ru (дата обращения: 05.04.2020).
  21. Егорова А.Ю. Профессиональная идентичность журналиста в условиях инновационного общества // Известия Саратовского государственного технического университета им. Ю.А. Гагарина. – 2015. – №4 (32). – С. 80-86.
  22. Если взяться сообща… // Работница. – 1976. — №2. – С. 23.
  23. Закревская О.В. Особенности развития ценностно-смысловой сферы старших подростков // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – №3. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-tsennostno-smyslovoy-sfery-starshih-podrostkov (дата обращения: 09.04.2020).
  24. Идлис Ю. О грязи, глянце и гламуре. URL: https://polit.ru/article/2006/03/01/glamuridlis/ (дата обращения: 02.05.2020).
  25. Ильин В.В. Аксиология. – М.: Изд-во МГУ, 2005. – 216 с.
  26. Ильин В.И. Поведение потребителей. Учебное пособие. – Сыктывкар, 1998.
  27. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. – 3-е изд., стереотип. – М.: УРСС, 2003.
  28. Кодекс профессиональной этики российского журналиста. URL: http://www.dzyalosh.ru/01-comm/books/shesh-small/pril-kodex.html (дата обращения: 12.04.2020).
  29. Королькова Е. Степочка и Митя. Размышления о послушании // Работница. – 1977. — №3. – С. 26-27.
  30. Красикова Т. Конструирование социально значимых событий в журналистских текстах // Научные ведомости. Серия: Гуманитарные науки. – 2013. – №27 (10). – Вып. 20.
  31. Кумылганова И.А. Механизмы саморегулирования журналистики в США // Вестник Московского университета. Серия 10. – 2004. – № 1.
  32. Кучер Е.Д. Статус журналиста в Интернете: правовой и этический аспекты: Дис. … канд. филол. наук. – М., 2011.
  33. Лазутина Г.В. Журналистика и качество массовых информационных потоков: этический аспект // Вестник Московского университета. Серия 10. – 2004. – № 1.
  34. Лазутина Г.В. Представители аудитории о функциях и реальной роли СМИ в обществе / Г.В. Лазутина, Т.Ю. Порецкая, Т.Е. Узунова, Ю.С. Узунова // Вестник Московского университета. Сер 10. Журналистика. 2017. – №4. – С. 34-57.
  35. Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. – М., 2006.
  36. Ламбет Э.Б. Приверженность журналистскому долгу. Об этическом подходе в журналистской профессии. – М., 1998.
  37. Левшин А. Так зреет трудолюбие // Работница. – 1976. — №11. – С. 23.
  38. Лозовский Б.Н. Профессиональная культура журналиста: в поисках места этике / Б.Н. Лозовский // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1. Проблемы образования, науки и культуры. – 2015. – №2 (138). – С. 7-13.
  39. Лысак И.В. СМИ как средство конструирования социальной реальности в современном мире // Альманах современной науки и образования. – 2009. – №7 (26): в 2-х ч. – Ч. 1.
  40. Маккей Дж. Все о журналах. – М.: Издательский дом «Университетская книга», 2008.
  41. МакКуэйл Д. Журналистика и общество. Учебник для журналистов. Пер. с англ. – М.: МедиаМир; Факультет журналистики имени М.В. Ломоносова, 2013. – 368 с.
  42. Максименко А.А. Социологическая интерпретация понятия «ценность» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. – 2011. – №2. – С. 284-291.
  43. Маслова В.А. Параметры экспрессивного текста // Человеческий фактор в языке: Механизмы языковой экспрессивности. – М., 1991.
  44. Международные принципы профессиональной этики в журналистике. URL: http://www.mediasprut.ru/info/pravo/moral.shtml (дата обращения: 09.04.2020).
  45. Михайлова Д.Р. К вопросу возможности выражения авторской позиции журналиста как слагаемого профессиональной журналистской культуры в условиях становления системы новых медиа // Журналистский ежегодник. – 2014. – № 3.

1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф