Заявка на расчет
Меню Услуги

Профессионально-ценностные ориентации современной журналистики

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Введение

Актуальность исследования. Советского и современного журналиста разделяет череда качественных исторических перемен, связанных с переходом к рыночной модели экономики, трансформацией политической системы, технологической революцией, возникновением и распространением сети Интернет, и вызванные этим процессы медиаконвергенции[1].

В современном обществе назрела объективная необходимость защититься от недоб­росовестной журналистики путем установления неких морально-этических правил, придерживаться которых сотрудники средств массовой информации (далее – СМИ) должны в силу самой своей профессии. Одновременно шло движение и со стороны самого профес­сионального сообщества: в условиях идеологического вакуума и разрушения системы прежних ценностей необходимо было выработать новые нравствен­ные ориентиры в профессии журналиста. Все эти изменения способствовали серьезным изменениям в понимании фундаментальных и этических основ самой журналистики.

Изменения ценностей социальной среды СМИ, связанные с переходом к рыночной экономике, трансформацией политической системы, технологической революцией, распространением Интернета, и вызванные этим процессы конвергенции СМИ, преобразования медиасистем и бизнеса СМИ, протекающие на фоне все более глубокого взаимопроникновения бизнеса и политики, приводят к серьезным подвижкам в понимании фундаментальных и этических основ самой журналистики. Таким образом, важность исследования профессиональных ценностей журналистов разных поколений заключается в том, что с их помощью можно отследить характер текущих изменений и спрогнозировать будущие перемены.

В последние десятилетия внимание ученых самых разных профилей современной науки привлекают этические проблемы, возникающие в социуме в связи с использованием цифровых и компьютерных технологий,. Внимания и изучения заслуживает не просто функционирование в новых медиа «универсальных», внесетевых принципов журналистской этики (достоверность сообщаемой информации, ее объективность, проблемы плагиата и др.), но и возникновение новых, дополнительных этических постулатов, связанных с трансформацией ценностных представлений социума, с новой этикой сетевого сообщества.

Также представляется актуальным изучение не только тех ценностей, этических норм и правил, которыми руководствуются современные журналисты, но и тех ценностей, которые СМИ транслируют своей аудитории. Журналисты часто конструируют медиареальность, что актуализирует проблему объективности отражения реальности, которая презентуется СМИ.

Кроме того, за последние несколько лет выросло количество обращений в Общественную коллегию по жалобам на прессу, являющуюся на сегодняшний день фактически единственным действующим органом медийного саморегулирования в России. Многие жалобы касаются несоблюдения журналистами этических норм и предписаний.

Объект исследования – профессиональные ценности журналистики.

Предмет исследования – профессиональные ценности советской и современной журналистики.

Цель исследования – изучить, как трансформировались профессиональные ценности журналистики с советских времен и до сегодняшнего дня.

Данная цель предполагает решение следующих задач:

  1. Изучить содержание понятия «профессиональные ценности» в журналистике.
  2. Рассмотреть СМИ как транслятора истинных и мнимых ценностей.
  3. Выделить факторы, влияющие на трансформацию профессиональных ценностей журналистики.
  4. Провести сравнительный анализ профессиональных ценностей советских и современных журналистов.
  5. Классифицировать способы манипуляции общественным сознанием в современных СМИ.

Материалом для исследования послужили выпуски журнала «Работница», «Cosmopolitan», «Glamour», «Vogue», «Самая», информационные и аналитические программы радио «Эхо Москвы» («Новости», «Особое мнение», «Человек из телевизора», «В круге света», «Будем наблюдать» и др.).

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Теоретические основы изучения трансформации профессиональных ценностей журналистики

1.1 Содержание понятия «профессиональные ценности» в журналистике

В жизни отдельного человека и общества в целом ценности играют огромную роль. Благодаря ценностям, в процессе коммуникации отбирается информация, формируются социальные отношения, чувства и эмоции, приобретается опыт взаимодействия и др. Для любой культуры важны ценности, так как они определяют отношения человека и общества, природы, ближайшего окружения.

Ценностно-смысловые ориентации – это важный компонент структуры личности, так как они аккумулируют весь жизненный опыт, который личность накапливает в процессе своего развития. Ценностно-смысловые ориентации, во-первых, способствуют целостности личности, поскольку они соединяют мотивационную и когнитивную сферы, а во-вторых, они регулируют социальную деятельность и поведение личности в социуме.

Анализ социальной, психологической и педагогической литературы показал, что термины «ценности» и «ценностно-смысловые ориентации» используются как синонимичные. Термин «ценности», как правило, используется для характеристики общества, отдельных социальных групп и культуры. Для характеристики отдельных личностей используются оба понятия. Мы полагаем, что ценностные ориентации – более широкое понятие, чем ценность, так как ценностные ориентации являются отражением ценностей в сознании человека. Такие ценности признаются человеком стратегическими целями в жизни и общими мировоззренческими ориентирами.

Само понятие «ценность» трактуется современными исследователями неоднозначно. Все направления изучения данного понятия условно можно разделить на три группы:

— объективно-идеалистическое направление (ценность рассматривается как существующая надындивидуальная реальность);

— субъективно-идеалистическое направление (ценность – это субъективное отношение человека к оцениваемым объектам);

— натуралистическое направление (ценность рассматривается как выражение естественных потребностей и интересов человека).

Ценностные ориентации – это, с одной стороны, моральные, идеологические, эстетические, политические и иные основания оценок личностью окружающего мира и ориентации в нем, а с другой – способ различения объектов личностью по степени их важности для нее.

Таким образом, ценностные ориентации – это важнейший компонент направленности личности, служащий опорной установкой для регуляции поведения и принятия решений. Ценностно-смысловые ориентации представляют собой своеобразную воспитательную систему, благодаря которой происходит формирование жизненных ценностей.

Главным «производителем» ценностно-смысловых ориентаций является общество, способное оказывать как положительное, так и отрицательное влияние. Нужное направление выбирает сам человек, благодаря воспитанию в семье и внешней среде. В своем развитии личность проходит несколько этапов, каждый из которых имеет социальные ценности и смыслы; если же данные этапы ничем не наполнены, то ценности и смыслы девальвируются.

Благодаря ценностям и смыслам личность стремится найти ответы на вопросы «ради чего?», «зачем?» ему следует стремиться, когда она выбирает для себя определенный вид деятельности, может ли она себя в чем-то ущемить, чем-либо поступиться, пойти на компромисс. Для личности ценностно-смысловые ориентации – это индивидуальный выбор. Но общество вольно или невольно участвует в процессе выбора личностью своего пути. При этом важно, чтобы оно занимало по отношению к личности позиции помощника и консультанта, особенно когда речь идет о подростках, которые только начинают развиваться, формироваться и самоопределяться.

Система ценностей СМИ складывается из входящих в нее, тесно связанных между собой компонентов, определенным образом воздействующих на СМИ. По мнению И.В. Филатовой, в число этих компонентов входят:

— ценности, определяемые развитием технологий, то есть ценности информационного общества;

— ценности политики;

— ценности рыночной экономики;

— ценности культуры;

— ценности рекламы и PR;

— ценности гражданского общества, в том числе индивидуальные ценностные ориентации российских граждан.

Профессионально-этические ценности журналистского сообщества являются основанием профессиональной морали, функция которой – «обеспечить такое поведение членов профессиональной группы, при котором данная деятельность дает наилучшие результаты, оправдывая свое общественное предназначение».

Эти ценности нашли свое отражение в профессионально-этических кодексах, которые возникли в результате процесса рефлексии сознания профессиональной группы. По мнению С.К. Шайхитдиновой, это своего рода «…синкрезис элементарных норм (привычек, обычаев, нравов) как «здравого смысла» культуры и ценностей, функция которых в оптимизации, повышении эффективности деятельности».

Под профессиональной этикой журналиста понимаются юридически не зафиксированные, но общепринятые в журналистской среде и одобряемые общественным мнением, профессионально-творческими организациями моральные предписания – нормы, принципы и правила нравственного поведения журналистов. В основе этических норм современной журналистики лежит представление о наиболее приемлемом с точки зрения этики выполнении профессионального долга в соответствии с представлениями о добре и зле применительно к деятельности журналиста.

В мировом масштабе становление журналистики как массовой профес­сии началось в конце XIX – начале XX века; этот период характеризуется первыми попытками кодификации стихийно складывающихся представлений о границах допустимого в профессии, о долге и ответственности журналиста в демократическом обществе. К первым сводам этических норм журналисти­ки можно отнести, например, правила работы с письмами читателей, разра­ботанные в 1840 году редактором газеты «New York Tribune», или 24 правила поведения журналиста издания «Philadelphia Public Ledger» (1864 г.), а также «Каноны журнализма», созданные в 1923 году Американским обществом ре­дакторов газет.

Разработка подобных кодексов, по оценке Г.В. Лазутиной, «была не чем иным, как попыткой мирового журналистского сообщества создать механиз­мы самоуправления, которые позволили бы оптимизировать взаимодействие с обществом».

В России процесс формирования этических правил и норм, свойствен­ных демократической прессе, в силу исторических и идеологических причин начался позже, чем на Западе. На протяжении более 70 лет довлеющей мора­лью в СССР была марксистско-ленинская идеология, которая вырабатывалась Коммунистической партией и следование которой было обязательным во всех сферах деятельности общества и, особенно, в сфере массовой ин­формации.

Между профессиональной журналистской моралью и партийной моралью можно было смело ставить знак равенства. Появилось даже устой­чивое определение прессы как «трибуны партии», в то время как в США, на­пример, столь же устойчивым было представление о СМИ как о «сторожевых псах власти», которые ревностно следят за всеми действиями правительства. И хотя впоследствии эта идея была оспорена рядом исследователей, со­вершенно очевидно, что развитие профессиональной морали журналиста в России в советский период шло по совершенно иной парадигме, чем на Запа­де.

Этическая культура «старых медиа», по мнению С. Шомовой, может быть сведена к следующим базовым принципам:

  • актуальность и оперативность предоставляемых сведений;
  • достоверность и точность информации;
  • отделение фактов от мнений и комментариев;
  • уважение авторских прав и отсутствие плагиата;
  • полнота и информативность предложенного материала;
  • сбалансированность, непредвзятость и беспристрастность журналистской позиции;
  • ответственность (служение общественному интересу).

Осмысление этических принципов журналистики в контексте демокра­тического развития общества в нашей стране началось примерно в конце 1980-х годов, когда в СССР были объявлены гласность и плюрализм мнений. Свобода слова получила законодательное закрепление в Законе СССР от 12 июня 1990 г. «О печати и других средствах массовой информа­ции», предшественнике ныне действующего российского Закона о СМИ.

Однако многие российские СМИ той поры свободу слова и гласность поняли как вседозволенность. «Свобода творчества все чаще стала оборачи­ваться журналистским произволом – такой формой профессионального пове­дения в тексте или непосредственном общении, при которой оно не согласу­ется ни с нормами морали, ни с интересами общества, ни с чем, кроме лично­го «хочу».

В связи с переходом журналистики в киберпространство профессиональные ценности советской журналистики претерпевают качественные изменения. Как справедливо замечает исследователь медиапространства В. Гатов, ценность достоверности информации и профессиональной ответственности журналиста отходят на второй план, когда речь заходит о поисках эксклюзивной информации и оперативности. Ценность личного свидетельства подменяется ценностью «сиюминутности» информации.

В Кодексе российского журналиста уже не упоминаются ни морально-нравственные ориентиры, ни такие этические принципы, как социальная ответственность журналиста, добросовестность, честность и уважение к общечеловеческим ценностям. «Правдивость и объективность» трансформируются в «достоверность». Зато появляются новые: признание юрисдикции исключительно своих коллег (при соблюдении законов), сохранение конфеденциальности источника, противодействие экстремизму, недопустимость злоупотребления скрытой рекламой, невозможность совмещать статус журналиста с государственными должностями, право на отказ от выполнения задания и право на защиту.

Форум под названием «Пять этических стандартов онлайн-журналистики» (Five online standards and ethics pointers for journalists) выработал следующие ключевые пункты, которых следует придерживаться мультимедийному журналисту:

  • Точность и аккуратность важнее скорости.
  • Прозрачность.
  • Добавленная «ценность».
  • Исправления.
  • Работа с «троллями».

О. Хоменок утверждает, что носителями этических принципов в новых медиа сегодня являются не только профессиональные журналисты онлайн-СМИ, но и представители гражданской журналистики, блогеры, твиттеры, активисты социальных медиа. Возможно, для каждой из этих категорий должны быть выработаны свои собственные этические правила работы с информацией.

Так, неоднозначное отношение сформировалось у общества и государственных деятелей к работе сайта WikiLeaks, на котором публикуется секретная информация, взятая из анонимных источников или при утечке данной информации. 23 октября 2010 г. сайт WikiLeaks опубликовал так называемое «Иракское досье» – около 400 тысяч засекреченных документов, которые касаются военной кампании США в Ираке. В данных документах содержатся множественные донесения американских офицеров, которые рассказывали о системе издевательств и пыток, которая установилась в тюрьмах Ирака. Например, американские солдаты жестоко избивали, насиловали подозреваемых, отрубали им пальцы, пытали электрошоком и сверлили дрелью.

После публикации на сайте WikiLeaks эти материалы появились на сайтах ведущих мировых СМИ (например, на сайте газеты «The Guardian»), которые получили секретные документы заранее. Документы фиксировали гибель около 110 тысяч человек, из которых около 70 тысяч были мирными жителями, около 24 тысяч имели гриф «противник», более 15 тысяч – иракские военные и официальные лица, а около 4 тысяч являлись жертвами коалиционных войск. По данным «The Guardian», речь идет о, как минимум, 15 тысячах неучтенных ранее смертей. Некоторые документы свидетельствуют об убийствах мирных граждан по подозрению в агрессивных намерениях и боевиков, которые выражали готовность сдаться.

Публикацию подобных материалов в какой-то степени можно расценивать как нарушение десятого международного принципа профессиональной этики в журналистике – развитие нового мирового информационного и коммуникационного порядка. Согласно данному принципу, журналист должен способствовать демократизации международных отношений в области информации, развивать и защищать дружеские и мирные отношения между народами и странами.

Таким образом, в журналистской среде формируются ценности, нормы, принципы и правила этической ответственности. Суть журналистской этики заключается в научном обеспечении морально безупречного выполнения журналистами своей роли в соответствии с этическими принципами, принятыми в профессиональном обществе. И в советское время, и сейчас в своей работе журналисты должны руководствоваться этическими нормами, закрепленными законодательно, однако на практике оказывается, что профессиональные ценности советской журналистики претерпевают качественные изменения.

1.2 СМИ как транслятор истинных и мнимых ценностей

В современной журналистике до настоящего времени не существует однозначного ответа на вопрос о том, каким образом в журналистском тексте отражается то или иное событие: создается ли оно автором текста под влиянием разных факторов или же событие тождественно тому, что имеет место в социальной реальности. Исследователи массмедиа используют два основных термина в поисках ответа на эти вопросы: «репрезентация» и «конструирование». Соответственно, становится понятным, какие ценности – истинные или мнимые, – транслируют СМИ.

Медийный продукт, который потребляет общество, помогает ему лучше ориентироваться в современном мире и событиях, которые в нем происходят; приносит удовольствие и удовлетворение таких психологических потребностей, как репрезентация интересов группы и чувство принадлежности к группе. На основе информированного выбора люди могут принимать участие в управлении обществом. Человек хочет быть информирован, чтобы отслеживать негативные изменения в окружающем его мире, именно поэтому в новостях часто преобладают сообщения, несущие угрозу безопасности и комфортности существования.

Несмотря на то, что право общества на получение объективной информации является в журналистике приоритетным, часто журналисты дают фактам и событиям собственную оценку, подвергая их всестороннему анализу. В средствах массовой информации оценочное и интеллектуализованное начала чаще всего переплетаются друг с другом, то есть информация подается с той или иной степенью присутствия авторской позиции, как это имеет место в репортаже, комментарии. Подобное чередование элементов экспрессивного и стандартизированного планов призвано привлечь, поддержать интерес читателя.

Журналисты часто руководствуются такими принципами отбора материала, которые препятствуют созданию объективной картины мира. Например, в большинстве материалов СМИ содержится информация о террористических актах, войнах, жестоких преступлениях, то есть об экстремальных событиях. Такая негативная информация преобладает над повседневными, будничными новостями.

Под видом сообщения новости часто предлагается определенная точка зрения. Так, еще до того, как произошло какое-либо событие или принято решение по определенному вопросу, журналисты выясняют точку зрения известных людей относительно событий, которые произойдут. Событие вновь комментируется после того, как оно уже произошло. Одни известные личности комментируют слова других, а их комментарии также кем-то обсуждаются. Такое многократное выражение мнений придает весомость данным событиям. Даже незначительное происшествие с помощью СМИ превращается в грандиозное только лишь с помощью многократного обсуждения. Значение того или иного события определяет не его реальные последствия, а мнения о нем, которые господствуют в медиа-пространстве. Для освещения СМИ выбирают, прежде всего, нечто удивительное, невероятное, новое, способное вызвать интерес аудитории. Таким образом, СМИ искусственно конструируют реальность, но она воспринимается обществом как подлинная.

Репрезентация реальности – это передача событий в средствах массовой информации таким, каким оно является в действительности. Таким образом, СМИ отражают то, что происходит в мире, а журналисты считают достоверность и объективность главными принципами своей профессии.

Понятие «конструирование реальности» является более распространенным в современной науке. Под конструированием реальности понимается создание событий в текстах средств массовой информации, определяющееся внутренними (визуальными, нарративными, языковыми) и внешними (экстралингвистическими) механизмами. Конструирование реальности не означает сокрытие фактов или их искажение, это не вымысел или домысел. Это некая интерпретация происходящего, которая зависит от многих факторов: индивидуальные особенности автора текста (психологические, культурные, социальные), обстоятельства, которые задаются концепцией или политикой конкретного СМИ.

Конструирование событий в СМИ – это не «материальное производство» фактов объективной реальности, попытки манипулирования или откровенная ложь; это особое представление реальности средствами массовой информации своей аудитории. Это определенный ракурс интерпретации происходящего. События, о которых сообщают медиа, представляют собой конструкты, то есть идеальные объекты, которые производятся в СМИ и репрезентируют разрозненные факты, имеющие отношение к некоторой категории (спортивное событие, политическое событие и т.д.).

Реальность, изображаемая средствами массовой информации, всегда является «медиареальностью», так как в силу своей специфики СМИ не могут абсолютно точно и полно воспроизводить существующую действительность. Но часто отличия от эмпирической реальности создаются в СМИ преднамеренно, результатом чего становится манипуляция сознанием аудитории.

Когда журналист готовит публикацию, посвященную какому-либо событию или описывающую какую-то ситуацию, он использует устойчивый конструкт, то есть вполне определенную схему. Как правило, конструирование событий в СМИ используется тогда, когда происходит чрезвычайное событие или складывается сложная, неоднозначная ситуация, требующая аналитического осмысления. В этом случае журналист, желая склонить аудиторию к какой-то одной точке зрения, стремится представить события или ситуацию так, как это выгодно конкретным лицам, стоящим за изданием, или в целом правительству страны. В случае с чрезвычайными ситуациями (теракты, наводнения, пожары и т.п.) аудитория будет воспринимать их так, как они «подаются» в СМИ: как нечто сенсационное или же привычное, обыденное.

Например, конструирование чрезвычайных событий в СМИ осуществляется с помощью таких техник описания, как: указание на предысторию и последствия события; выявление причинно-следственных связей с другими событиями (в том числе выдвижение версий), использование лексики с подчернуто социально-оценочным значением, использование социальных типажей и др.

М. Маккобс и Д. Шоу сформулировали тезис о «функции масс-медиа по установлению повестки дня». Согласно данному тезису, основное воздействие масс-медиа на аудиторию носит конструирующий характер и заключается в «строительстве повестки дня». Когда СМИ освещают те или иные ситуации и события, то освещаемые проблемы воспринимаются обществом как наиболее важные и значимые. У аудитории формируется соответствующая повестка дня, особая медиа-реальность, картина мира, которая «профильтрована» через СМИ. Наиболее успешно средства массовой информации формируют повестку дня, когда сообщают о мире, для нас недоступном, поэтому этот процесс можно именовать «актом веры в суждения СМИ».

Этот эффект возможен не столько благодаря тому, что аудитория сознательно анализирует все богатство данных, предоставляемых СМИ, сколько благодаря тому, что человек механически запоминает темы, наиболее часто фигурирующие в их сообщениях. Знание о тех или иных ситуациях или событиях является, таким образом, «узнаванием»: сталкиваясь с проблемой, человек воспринимает ее как знакомую, хотя и не может вспомнить, в чем именно проблема заключается.

Существует зависимость между уровнем образования, социально-экономическим статусом человека и степенью влияния СМИ на человека. Чем выше уровень образования и социально-экономический статус человека, тем меньше он подвержен эффекту установления повестки дня. Такие люди опираются на различные источники информации, в том числе и на закрытые.

Социальная коммуникация способна определять и формировать представления, установки и, следовательно, поведение людей. Фабрикация сообщений, искажение реальной социальной действительности приводят к манипулированию сознанием общества.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков общающиеся могут влиять друг на друга. Это влияние становится возможным лишь тогда, когда коммуникатор (человек, направляющий информацию) и реципиент (человек, принимающий информацию) обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации.

Знаковость коммуникации позволяет построить «символическое» поведение, которое непосредственно связано с построением новых миров, в которых символическое замещает реальное. Это символическое поведение как бы адаптирует мир в соответствии с желаниями человека.

Таким образом, в текстах современных СМИ соединяются оценочное и объективное начала, в разной степени присутствует авторская позиция, что часто мешает созданию объективной картины мира. СМИ негативно влияют на сознание аудитории, препятствуя адекватному восприятию информации; они не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие события, но и интерпретируют их в свете той или иной идеологии.

1.3 Факторы, влияющие на трансформацию профессиональных ценностей журналистики

На трансформацию профессиональных ценностей журналистики повлиял целый ряд факторов.

О. Хоменок предлагает следующий список основных динамических изменений, кардинальным образом трансформирующих сферу массовой коммуникации с появлением новых медиа:

  • мгновенность и глобальность распространения информации;
  • утрата со стороны медиа контроля над инструментами распространения и обработки информации;
  • участие всех в создании и распространении информации (пользовательский контент, гражданская журналистика, социальные медиа);
  • миниатюризация носителей, оцифровывание и рост объемов массивов общедоступных данных (простота утечки);
  • утрата приватности в Сети, сокращение границ частной жизни;
  • совершенствование технологий манипулирования новостями за счет доступности технологических инструментов;
  • визуальное становится доминирующим, и средства манипулирования картинкой все более совершенными;
  • появление возможности сохранения анонимности авторства в Интернете, иллюзия безнаказанности.

Все они в той или иной степени способны повлиять на этические стандарты журналистского труда.

Одним и тем же событиям разные авторы могут придавать разный смысл и трактовать их в зависимости от собственных представлений о реальности. Это выражается в том, что в СМИ представлены разные наименования одного и того же события, разные причины и предыстории события, различные интерпретации поведения героев публикаций.

Специфика сообщения определяется:

  • намерениями актора;
  • избирательностью его восприятия;
  • пристрастным отбором актора;
  • предвзятым ранжированием;
  • категоризацией;
  • оценкой события и его компонентов;
  • коммуникативными навыками актора.

Но еще большее значение имеет выбор актором гуманитарной или манипулятивной установки по отношению к адресату.

Если актор имеет гуманитарную установку по отношению к адресату, то он рассматривает его как личность, ведет с ним открытый диалог, не скрывает от него своих намерений. Актор стремится к взаимопониманию с адресатом, чтобы достичь общих выгод. Целью такой коммуникации является сотрудничество и взаимопонимание.

Если же актор имеет манипулятивную установку, то взаимопонимание и сам адресат представляют для него только инструменты для достижения личных целей. Актор может игнорировать адресата или самостоятельно решать, чтó именно ему нужно. Под диалогом может скрываться агрессивность по отношению к адресату. Такие императивные технологии воздействия на аудиторию, как правило, используются, если актор не располагает временем, его аудитория достаточно велика, и его не интересуют отдаленные последствия воздействия (конъюнктурность и масштабность коммуникации). При наличии манипулятивной установки имитируется сотрудничество актора и адресата. С другой стороны, навязанные силой мнения и ценности рано или поздно распознаются адресатом и впоследствии вытесняются другими коммуникативными интервенциями.

Например, оценивая события гражданских войн, которые в последние несколько лет вспыхивали на Юго-Востоке Украины, аудитория не всегда может самостоятельно решить, кто именно в сложившейся ситуации является жертвой или инициатором конфликта, «врагом» или «другом». В таких случаях журналисты могут намеренно планировать и конструировать, например, образ «жертвы», что является одним из способов управления конфликтной ситуации, направленным на защиту одной из сторон конфликта.

У. Липпман использует термин «псевдоокружающая среда» для пояснения идеи о конструировании реальности. Данный термин означает, что человек не может проверить факты, которые ему преподносят средства массовой информации, и поэтому СМИ не ограничены в своих возможностях по конструированию в сознании людей определенной картины мира. СМИ используют стереотипы и выбирают определенные стандарты, которые близки аудитории, работая при этом с огромным информационным потоком. Поэтому конструирование реальности является процессом, обусловленным особенностями профессиональной техники и социальными причинами.

По мнению Н. Лумана, реальность создается, прежде всего, за счет отбора информации, основными факторами которого являются: конфликтность события, локальность события, нарушенная норма с моральной оценкой, требование актуальности и рекурсивности, категории времени и пространства, степень новизны фактов, наличие количественных данных, наличие правонарушений и нарушений моральных норм, а также мнения, которые должны относиться к интересному предмету и происходить от авторитетного источника и пространства.

На объективность освещения тем или иных тем в СМИ существенное влияние могут оказывать его собственники и учредители, так как именно они определяют цели издания. Ими могут выступать различные государственные и коммерческие организации и частные лица. Собственники и учредители могут иметь личные интересы, которые не всегда согласуются с общественными целями. Главные редакторы и журналисты, не являясь собственниками и учредителями издания, не могут позволить себе полную свободу действий, о которой они договорились с собственником и учредителем и которую зафиксировали в учредительном договоре редакции и в Уставе.

Учредитель и главный редактор издания могут вести информационную политику в трех вариантах:

— «жесткий» вариант (стремление к полному единству в проведении линии издания каждым сотрудником и ограничением в проявлении «вольностей» – проявления креативного подхода в проведении строго определенной информационной политики);

— второй вариант (для издания характерно «разномыслие», то есть главный редактор и учредитель останавливаются на плюралистическом ведении проблемно-тематических линий);

— третий вариант – оптимальный для демократического общества (журналисты могут более или менее свободно выявлять свою позицию, которая не всегда может совпадать с принятым направлением, демонстрировать различные оттенки мнений).

Степень объективности в журналистике зависит также от жанра публикации. Например, наибольшую свободу творчества для журналиста предоставляют аналитические жанры и репортаж. С другой стороны, на журналиста ложится и бóльшая ответственность за выбор элементов, на основе которых читатели будут реконструировать реальность, описываемую журналистом. Это особенно важно для таких тем, работая с которыми журналист стремится выявить социальный смысл явления или события и вызвать у аудитории реакцию поддержки добра или неприятия зла.

В этом случае объективность является комплексом методов, применяемых журналистами для того, что в своем материале отразить сущность явления или события. В этом заключается отличие журналистики от связей с общественностью: журналистика стремится объективно отражать и анализировать социальные проблемы с целью их разрешения.

Работа в интернет-пространстве до сих пор вызывает множество проблем и вопросов, имеющих прямое отношение к профессиональной этике журналиста. «Специфика Интернета не позволяет полностью перенести в виртуальное пространство нормы привычных кодексов этики с тем, чтобы они обеспечивали полноценное саморегулирование деятельности журналиста в Интернете».

Неслучайно зарубежные эксперты уже давно используют такое понятие, как «цифровая медиаэтика» (Digital media ethics), или «журналистская онлайн-этика» (Online Journalism Ethics). Она связана с вопросами плагиата и нарушением авторских прав; проблемами, возникающими при публикации непроверенной информации; этическими нормами поведения журналистов в блогах и социальных сетях; вопросами при работе с пользовательским контентом (UGC); а также с глобальной проблемой, вызванной все большим превращением журналистского контента в товар, который необходимо продать любым способом, часто в ущерб этике, с новыми принципами, с которыми сталкиваются журналисты при выборе и отработке темы.

Журналист сегодня часто думает не о том, отвечает ли его материал этическим нормам, а о том, сколько комментариев и «лайков» он соберет и захочется ли читателю его «перепостить». Все эти вопросы возникли с развитием процесса медиаконвергенции.

Таким образом, на трансформацию профессиональных ценностей журналистики влияют следующие основные факторы: глобальное распространение информации, совершенствование манипулятивных тактик, выбор установки автора по отношению к адресату, позиция собственника или учредителя издания и др.

Выводы по главе 1:

В журналистской среде формируются ценности, нормы, принципы и правила этической ответственности. Суть журналистской этики заключается в научном обеспечении морально безупречного выполнения журналистами своей роли в соответствии с этическими принципами, принятыми в профессиональном обществе. И в советское время, и сейчас в своей работе журналисты должны руководствоваться этическими нормами, закрепленными законодательно, однако на практике оказывается, что профессиональные ценности советской журналистики претерпевают качественные изменения.

В текстах современных СМИ соединяются оценочное и объективное начала, в разной степени присутствует авторская позиция, что часто мешает созданию объективной картины мира. СМИ негативно влияют на сознание аудитории, препятствуя адекватному восприятию информации; они не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие события, но и интерпретируют их в свете той или иной идеологии.

На трансформацию профессиональных ценностей журналистики влияют следующие основные факторы: глобальное распространение информации, совершенствование манипулятивных тактик, выбор установки автора по отношению к адресату, позиция собственника или учредителя издания и др.

Глава 2. Профессионально-ценностные ориентации современной журналистики

2.1 Сравнительный анализ профессиональных ценностей советских и современных журналистов

Сравнительный анализ профессиональных ценностей советских и современных журналистов был проведен на материале журнала «Работница» (советская эпоха) и современных глянцевых женских журналов – «Glamour», «Cosmopolitan», «Vogue» и др.

Журнал «Работница» был учрежден по инициативе В.И. Ленина для «защиты интересов женского рабочего движения» и пропаганды взглядов рабочего движения. Первый номер вышел в 1914 г., тираж составил 12 тысяч экземпляров. Начиная с 1950-х гг., тираж «Работницы» постоянно рос до 1990 г., но за 1991 г. он сократился почти в два раза.

На сегодняшний день интернет-издание «Работницы» существует в сокращенном варианте и располагается по адресам: www.rabotnitsa.su и www.rabotnitsa-magazine.ru. Через сайт журнала возможна подписка на бумажную и электронную версии, а также приобретение старых номеров.

Рассмотрим содержание основных рубрик журнала «Работница».

Рубрика «Мамины уроки»

Данная рубрика не являлась постоянной в журнале. В ней в форме обращения матери к дочерям или сыновьям формулировались базовые правила, как готовить, убирать за собой комнату, ухаживать за своей внешностью и т.п. Приведем пример:

«Осенние пальто и вещи, которые висят на общей вешалке, на зиму надо убрать, чтобы не пылились и не мешали. Повесь их в полиэтиленовый или бумажный мешок и, если живешь в общежитии, сдай в камеру хранения. А для шарфов, шапочек и перчаток выдели постоянное место. Видимо, тут же, под вешалкой, ты держишь и свою обувь. А в каком она состоянии? Если грязная – вымой, почисти кремом. Нуждается в ремонте – отнеси в мастерскую. Выходные туфли храни бережно, чтобы они подольше имели свежий вид. Их можно завернуть в старые капроновые чулки или мягкую бумагу, положить в коробку. Летнюю обувь ты, наверное, сама уже догадалась убрать?»[36]

Рубрика «Юридическая консультация»

Данная рубрика была посвящена консультированию семей и других категорий населения, однако часто в «Работнице» юрист давал квалифицированные ответы на запросы читателей, например:

«В интересах многодетных семей» (1976, №1, с. 32)

«Усыновители и усыновленные» (1976, №7, с. 28)

Рассказы и стихи для детей

В этой рубрике публиковались коротенькие стихи и рассказы для детей дошкольного возраста, например:

Рассказ «Мост для лягушки» (1976, №2, с. 21-22)

Достаточно часто публиковались стихи, предназначенные как детям, так и взрослым. Такие стихи косвенно прославляли дружную и крепкую семью.

Рубрика «Дела домашние»

В данной рубрике, открытой в 1976 г., «знающие люди-кулинары и архитекторы, экономисты и медики, умудренные опытом хозяйки» рассказывали, как рационально вести домашнее хозяйство, отвечали на вопросы читателей. Редакция журнала призывала читателей принять участие в этом разговоре.

Рубрика «Справочное бюро Василисы Премудрой»

В данной рубрике в доступной форме давались ответы на наиболее часто задаваемые детьми вопросы, такие как:

Кто придумал скворечник?

Далеко ли летают бабочки?

«Целуются» ли птицы?

Какое дерево зацветает первым?

Рубрика «Город и дети»

Эта рубрика также не была постоянной в журнале. В ней освещались, в основном, вопросы строительства детских садов, яслей, облагораживания городов в интересах детей и т.п. Как правило, «Работница» рапортовала о положительных изменениях в этих направлениях, часто отмечалась роль партии. Приведем пример публикации:

«В уютном зале Калужского горкома партии собрались на совет люди, так или иначе причастные к делу воспитания школьников. Здесь были директора школ, руководители кружков и воспитатели из комнат пионера и школьника при домoyпpaвлeниях, представители заводских комитетов профсоюза, работники детских комнат милиции, руководители партийных, советских учреждений, комсомольские работники.

В планировании социальной жизни города все, что связано с воспитанием детей, стоит на первом месте. И новая пятилетка в этом отношении позволит шагнуть вперед. Город откроет еще один дом пионеров, расширит старый; примут ребят филиалы этих домов в отдаленных от центра микрорайонах. Десять спортивных городков с беговыми дорожками, футбольными, волейбольными, баскетбольными полями, с разнообразным оборудованием подарит Калуга школьникам, будет создана новая база (оранжерея, зеленые классы) для юннатов; спортивная школа специально для фехтования; Дом творчества юных – целый комплекс с полями и бассейнами для испытания летающих, бегающих, плавающих моделей»[37].

Рубрика «Спрашивали – отвечаем»

Данная рубрика была посвящена самым разным вопросам и проблемам. Семейная проблематика в ней также прослеживается:

«Муж говорит, я плохая хозяйка: не умею дотягивать до зарплаты. А чтобы купить что-то серьезное – пальто, сапоги, приходится брать в долг. А у других вроде и зарплата та же, и покупают не меньше, и на все хватает. Может быть, я действительно не умею вести хозяйство?»

По мнению редакции «Работницы», ответом на этот вопрос могло послужить другое письмо из редакционной почты:

«Все финансовые вопросы мы решаем сообща. Вот как, например, мы планируем свой годовой бюджет. В начале года мы собираемся на семейный совет и составляем план крупных покупок на год. Каждый из нас перечисляет все то, что ему нужно приобрести из одежды, обуви, белья, и сообща решаем, что покупать, а что можно и отложить до следующего года».

Приведем еще один пример:

«Мы с подругой возвращались из кино, на встречу шел знакомый. Я, конечно, с ним поздоровалась. Подружка мне сказала, что девушке неприлично первой здороваться с парнем… он о6язан сделать это сам».

Ответ редакции:

«Должен, обязан… – не слишком ли вы требовательны к юношам? Вежливость не обязанность, а душевная потребность, форма добрых отношений между людьми. Она лишь тогда хороша, когда естественна, доброжелательна, когда руководит ею не рассудок (как лучше?), а сердце (только так). Так исстари принято, что старшие и более слабые (а женщин считают слабым полом) заслуживают особо бережного отношения. Поэтому окружающие заботятся прежде о них, а уж потом о себе»[38].

Рубрика «Хочу посоветовать»

В данной рубрике читатели журнала делились своими находками в самых разных сферах деятельности. Но тема семьи могла удачно и незаметно вводиться даже в кулинарные рецепты:

«В нашей семье, кроме меня, мамы и папы, еще два брата. Когда мама бывает в командировке, мы хорошо справляемся со всеми делами. А еще я пеку свой пирог, маме он нравится. Если хотите, попробуйте…» (Работница, 1976, №5, с. 29).

Рубрика «Советы врача»:

Советы врача были предназначены, главным образом, родителям:

«Не верьте, если говорят: перед родами все полнеют, потом сбросишь. Набрать легко. А вот сбросить лишний вес удается далеко не всем. За время беременности вес может увеличиться на 8-9 кг, но не больше, все остальное – лишняя, опасная и для матери, и для ребенка обуза».

Рубрика «Почта Работницы»:


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф