Заявка на расчет
Меню Услуги

Профилактическая деятельность сестринского персонала в амбулаторно-поликлинических условиях

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1 2


Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы профилактической деятельности сестринского персонала в амбулаторно-поликлинических условиях
1.1. Заболеваемость населения, факторы риска здоровья
1.2. Здоровье и здоровый образ жизни
1.3. Понятие профилактики и ее виды
1.4. Роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий
Глава 2. Изучение особенностей профилактической деятельности сестринского персонала
2.1. Анализ заболеваемости населения в Челябинской области
2.2. Исследование факторов риска заболеваемости населения и уровня знаний о здоровом образе жизни методом анкетирования
2.3. Разработка практических рекомендаций для пациентов
Заключение
Библиографический список литературы

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Введение

Понимание важности реализации профилактического направления является традиционным для отечественных клицинистов, которые неоднократно утверждали, что легче предупредить развитие заболевания, нежели вылечить развившуюся болезнь. «Будущее принадлежит медицине предупредительной», — писал Н.И. Пирогов.

В последние десятилетия отмечается рост заболеваемости населения социально-значимыми заболеваниями, а именно артериальная гипертония, сахарный диабет, злокачественные новообразования, ВИЧ/СПИД, туберкулез, гепатит, инфекции, передаваемые половым путем, психические расстройства и расстройства поведения. Болезни данной группы имеют огромное значение для общества, представляют угрозу большому количеству человек. В связи с этим актуальными являются вопросы организации профилактики заболеваемости населения.

Формирование здорового образа жизни является важнейшей задачей государства в целом, органов и учреждений здравоохранения, образования, культуры. Здоровый образ жизни подразумевает высокую гигиеническую культуру, достаточную двигательную активность, отказ от вредных привычек, рациональное питание, оптимальный режим труда и отдыха, формирование психологической устойчивости, медицинскую активность.

Пропаганда здорового образа жизни является одной из основных задач медицинских работников в деле укрепления здоровья населения. В настоящее время в этом направлении акцент делается на понимании людьми важности ЗОЖ.

Медицинские работники должны предоставлять максимально полную информацию о различных аспектах здоровья, помогать людям в формировании ответственного и позитивного отношения к своему здоровью и здоровью общества в целом, менять не всегда здоровые привычки своих сограждан и содействовать развитию навыков ЗОЖ.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена распространенностью социально-значимых заболеваний среди населения и необходимостью пропаганды здорового образа жизни.

Цель исследования – исследовать виды и формы профилактической деятельности сестринского персонала медицинских организаций.

Задачи исследования:

  1. Представить теоретические основы профилактической деятельности сестринского персонала медицинских организаций.
  2. Исследовать заболеваемость населения по данным городской поликлиники для взрослых г. Миасс.
  3. Исследовать факторы риска заболеваемости населения и уровня знаний о здоровом образе жизни путем анкетирования.
  4. Разработать практические рекомендаций для пациентов.

Объект исследования – профилактическая деятельность сестринского персонала.

Предмет исследования – виды и формы профилактической деятельности сестринского персонала.

Методы исследования – анализ, синтез, статистические, социологические методы.

За теоретическую основу работы были взяты нормативные документы, периодические издания, монографии.

Практическая значимость работы заключается в разработке практических рекомендаций для населения по ведению здорового образа жизни.

Структура работы. Работа представлена введением, двумя главами – теоретической и практической, заключением, включая выводы и практические рекомендации, списком литературы и приложениями.

Глава 1. Теоретические основы профилактической деятельности сестринского персонала в амбулаторно-поликлинических условиях

1.1. Заболеваемость населения, факторы риска здоровья

Заболеваемость населения – это показатель, которые характеризует уровень болезни среди населения в целом. В свою очередь, заболеваемость населения является важным составляющим компонентом оценки здоровья населения.

В настоящее время со стороны Правительства РФ большое внимание уделено демографическим процессам населения РФ [4].

Российское общество глубоко озабочено демографической проблематикой, которая занимает одно из первых мест во всем мире и в каждом государстве. Негативные демографические тенденции создают реальные и потенциальные угрозы устойчивому развитию общества на современном этапе и в перспективе. Главная причина данного явления — естественная убыль населения.

Острота демографических проблем неразрывно связана с ухудшением состояния здоровья населения. Одним из важнейших факторов, влияющих на демографическую ситуацию, является здравоохранение. Главным вопросом государственной политики в России является повышение качества жизни граждан. Состояние здоровья населения – одно из важнейших условий благополучия любой нации. Включение медицинской отрасли в число главных национальных ориентиров Правительства РФ показало актуальность статистического изучения уровня заболеваемости, особенно матерей и детей.

Данные предварительного прогнозирования показывают, что первичная заболеваемость населения Российской Федерации будет иметь возрастающую тенденцию. В связи с этим, актуальной задачей является выявление и оценка факторов, влияющих на уровень заболеваемости населения РФ.

В структуре заболеваемости на первом месте стоят заболевания системы кровообращения. Показатели смертности населения представлены в приложении 1.

Заболевания сердечно-сосудистой системы (ССС), несмотря на все успехи современной медицины, остаются лидирующими в структуре заболеваемости населения всего мира и занимают первое место среди причин смертности, постоянно демонстрируют тенденцию к росту заболеваемости и летальности [31].

Высочайший процент среди трудоспособного населения инвалидизации в результате патологий ССС делает проведение исследований причин и факторов риска развития заболеваний данной группы крайне актуальными.

Здоровье населения определяет состояние общества. Негативные тенденции состояния здоровья населения, которые являются следствием резкого увеличения количества курящего населения, обострившейся проблемы алкоголизма, наркомании и токсикомании, уменьшение числа лиц, занимающихся физкультурой и спортом, нерационального питания, состояние хронического психологического стресса приводят к увеличению смертности и инвалидизации, уменьшению рождаемости и продолжительности жизни.

Все это требует целенаправленного проведения профилактических мероприятий, к важнейшим из которых относится гигиеническое обучение и воспитание с целью формирования здорового образа жизни.

Состояние здоровья в целом зависит от:

—         биологических, психологических (наследственность, конституция, тип высшей нервной деятельности и др.) свойств человека;

—         природных (климат, погода, ландшафт местности, флора, фауна и др.) воздействий;

—         состояния окружающей среды (загрязнение химическими, физическими, биологическими агентами и др.);

—         социально-экономических, политических и прочих факторов, обычно действующих через условия труда и быта;

—         состояния служб здравоохранения, кадров, уровня медицинской науки;

—         многих других воздействий окружающей человека среды, отношений между людьми и др.

По данным статистических сборников Министерства здравоохранения РФ с каждым годом увеличиваются показатели заболеваемости населения.

Здоровье и болезни опосредованы через социальные условия и социальные факторы. Конкретные условия жизни — труда, быта, питания, жилища, отдыха, образования, воспитания, культурные потребности и вообще то, что ранее в социально-гигиенических трудах называлось условиями коллективной жизни, и есть социальные условия и факторы.

При решении вопроса об обусловленности здоровья недостаточно представить и систематизировать многообразные воздействия на него, от которых оно зависит, нужно определить решающие условия и факторы, сконструировать модель обусловленности здоровья. Нужно попытаться ответить на основной вопрос медицины: от чего непосредственно зависит здоровье. Здесь приобретают первостепенное значение факторы риска здоровью.

Создано учение о факторах риска во многом вследствие развития хронической патологии, т.е. преобладания хронически протекающих, обычно неэпидемических заболеваний, конкретные причины которых неизвестны, но установлены способствующие факторы (факторы риска).

Как известно на состояние здоровья населения влияют следующие группы факторов (приложение 2).

Сейчас становится все понятнее, что болезни современного человека обусловлены прежде всего его образом жизни и повседневным поведением. В настоящее время здоровый образ жизни рассматривается как основа профилактики заболеваний.

Удельный вес вклада образа жизни в показатель смертности составляет почти 60% при отравлениях и травмах, 43% при инфекционных заболеваниях, 30 — 35% при болезнях кровообращения, дыхания, пищеварения и нервной системы.

Доля влияния на развитие заболевания такого фактора, как образ жизни, составляет более 60% при ишемической болезни сердца и сосудистых поражениях мозга, 35% при злокачественных новообразованиях.

Особенно отрицательно влияют на здоровье вредные привычки. По данным ВОЗ, от такой привычки, как курение, ежегодно в мире умирают 6,8 млн. человек.

В Российской Федерации табакокурение приводит к преждевременной гибели каждого четвёртого жителя, а курильщики со стажем живут на 20 лет меньше.

Заболеваемость раком лёгких в стране на последние 10 лет выросла на 63%, а в ряде городов превысила самые высокие показатели, когда-либо зарегистрированные в мире (среди каждых 100 больных раком лёгких более 80 оказываются злостными курильщиками). При этом пассивное курение на 34% увеличивает риск возникновения рака лёгкого и на 50% -сосудистой патологии.

Негативные тенденции последних лет в состоянии здоровья трудоспособного населения России во многом связаны с усилением алкоголизации населения, которая повышает смертность от заболеваний сердечно-сосудистой системы, печени, желудочно-кишечного тракта, бытового и производственного травматизма. Общая смертность больных алкоголизмом в 2 раза выше, чем в аналогичной по полу и возрасту популяции, а среди общего числа внезапных смертей 18% сопряжены с пьянством.

Преимущественное употребление алкоголя мужчинами вносит определённый вклад в различия между смертностью мужчин и женщин и соответственно продолжительности жизни мужской части популяции (72% злоупотребляющих алкоголем умирают в России в возрасте до 50 лет).

По данным ВОЗ, злоупотребление алкоголем является третьей причиной смертности после сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний в мире.

Особенностью современного здоровья населения является превалирование болезней с высокой активностью хронического течения патологического процесса (нервная, мочеполовая и костно-мышечная системы, органы пищеварения и кровообращения).

Многочисленные социально-гигиенические исследования показали, что негативные тенденции в состоянии здоровья в значительной мере предопределяются неудовлетворительным образом жизни: вредными привычками, психоэмоциональным стрессом, нерациональным характером питания, проведением свободного времени и отдыха, низким уровнем медицинской активности.

1.2. Здоровье и здоровый образ жизни

Вопросы здоровья и болезни издавна волновали не только медиков, но и философов. Так, основоположник медицины Гиппократ писал о том, что здоровье человека определяется образом его мыслей и поступков, а также влиянием факторов окружающей среды. Индийский врач и философ Сушрута в известной книге «Аюрведа» указывал на роль особенностей устройства быта, питания, мышления в возникновении болезней. Влияние образа и условий жизни на уровень здоровья подчеркивал также известный арабский врач и философ Авиценна [21].

Позже, в средние века, стало формироваться понимание того, что здоровье зависит не только от природных факторов и индивидуальных особенностей, но и от устройства общества, то есть от факторов социального (социально-экономического) характера. Одним из первых эту идею, которая активно развивалась в последующем, высказал французский мыслитель Ф.Бэкон.

Хотя в последующем вопросы здоровья, факторов, на него влияющих, путей сохранения и укрепления рассматривались в трудах ученых-клиницистов (Н.И. Пирогов, С.П. Боткин, М.Я. Мудров), гигиенистов (Ф.Ф. Эрисман, А.П. Доброславин, В.А. Осипов), а в последующем – социал-гигиенистов, теория здоровья и его сохранения практически не развивались. В 60-х годах прошлого века патологи С.М. Павленко и С.Ф. Олейник попытались сформулировать представление о механизмах здоровья и способах воздействия на них. Они обосновали научное направление, получившее впоследствии название «санология». Санологию можно определить как учение о механизмах противодействия организма болезни, в основе которого лежит саногенез – динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов (физиологического или патологического характера), возникающий при воздействии чрезвычайного раздражителя и развивающийся на протяжении всего болезненного процесса – от состояния предболезни до выздоровления [21].

Основоположником науки о здоровье человека в современном ее понимании считается И.И. Брехман, который в 1982 году заложил методологические основы сохранения и укрепления здоровья практически здоровых людей. Исследуя роль адаптогенов и сформировав новое научное направление – фармакосанацию («лекарства» для здоровых), он пришел к мысли о необходимости изменить всю стратегию здравоохранения. По его мнению, в основе профилактической деятельности должна лежать диагностика качества и количества здоровья индивида.

В конце XX века был сформулирован ряд положений, характеризующих представление о здоровье и его критериях. Синтезируя их, можно отметить, что в разных концепциях здоровье рассматривается с трех позиций [21]:

  • как наилучшее (оптимальное) состояние организма;
  • как антитеза патологии (то есть отсутствие болезни означает наличие здоровья);
  • как свойство, присущее в той или иной степени любому состоянию организма – от оптимального благополучия до экстремальной болезни.

Большинство определений индивидуального здоровья построено на простом перечислении признаков (критериев) здоровья, среди которых можно выделить следующие:

  • равновесие (с окружающей средой и внутри организма);
  • благополучие (как некое субъективное представление);
  • адаптируемость (к изменяющимся условиям окружающей среды);
  • вероятность (возможность, скорость) перехода между различными состояниями организма;
  • гармоничность (слаженность) функционирования всех органов и систем;
  • способность функционировать в целом.

При этом наиболее перспективными являются представления, использующие критерии вероятности переходов между различными состояниями организма.

Всемирной организацией здравоохранения было сформулировано следующее определение здоровья.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

В данном определении подчеркивается не только единство физического и психического здоровья, но и социальная сущность человека, т. е. его способность находиться в социуме и быть удовлетворенным своим местом в нем.

Американский теоретик медицины Г. Сигерист писал, что здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным физическим и умственным развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровый человек полностью реализует свои физические и умственные способности, может приспосабливаться к изменениям окружающей среды, если они не выходят за пределы нормы, и вносит свой вклад в благополучие общества, соразмерный с его способностями. Здоровье не означает просто отсутствие болезней; это нечто положительное, жизнерадостное; охотное выполнение обязанностей, которые жизнь возлагает на человека [21].

Здоровье – это целостное динамичное состояние организма, которое определяется резервами энергетического, пластического и регуляторного обеспечения функций, характеризуется устойчивостью к воздействию патогенных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, а также является основой осуществления биологических и социальных функций. В этом определении заложена системность категории здоровья как результата огромного числа процессов, протекающих в организме [19].

Системность понятия здоровья определяется и следующим. Еще древние греки выделяли низший, телесный уровень человека (греч. soma – тело), средний, психический (греч. psyche – душа) и вершину – духовный элемент (греч. nous – дух). А в настоящее время выделяют три аспекта здоровья: соматический, психический и духовный. Причем эти аспекты в организме человека можно представить в виде пирамиды. Взаимоотношения между элементами внутри пирамиды подчинены законам гармонии (правило золотого сечения). Эти особенности системы обеспечивают ее динамическую устойчивость и возможность развития.

Петровой Н.Г. показано, что уровень здоровья человека определяется функционированием его как единой целостной системы (в которой все подсистемы действуют скоординированное для достижения единой, наиболее актуальной в тот или иной период жизнедеятельности цели), организованной во времени и пространстве и находящейся в гармоничном взаимодействии (в процессе обмена информацией, энергией, веществом) с макросистемой [21].

Статистика свидетельствует, что наибольший вклад в здоровье человека вносит образ его жизни. Так, здоровье на 50% зависит от образа жизни, на 15% – от наследственности, на 25% – от состояния окружающей среды (экологии) и на 10% – от работы системы здравоохранения [15]. Из этого следует, что одним из основных направлений формирования и укрепления здоровья является здоровый образ жизни населения.

Вопросы формирования здорового образа отражены в многочисленных научных трудах по философии, педагогике, концепции охраны здоровья в системе образования и др. направлениях.

Здоровый образ жизни как научное понятие сформировался на основе категорий «здоровье», «физическое здоровье», «духовное здоровье» и т.п. Физическое здоровье рассматривается как условие, гарант, основание для создания и усовершенствования духовного, физического и психологического ресурса человечества [9].

Наиболее полно проблема формирования здорового образа жизни как фактора и составляющей человеческого здоровья рассматривается в научно-медицинских теориях. Достаточно полно эта категория отражена в работах Г. Апанасенко, В. Волкова, П. Половникова, которые рассматривают здоровье как состояние организма, которое определяет его адаптационные возможности, информационную и потребностно-мотивационную основу жизнедеятельности человека. При этом состояние здоровья выражается интегральными характеристиками влияния состояния отдельных органов и систем организма [6].

В современных научных публикациях даются следующие понятия здорового образа жизни.

Кузнецова М.В. дает следующее определение здоровому образу жизни — это способ жизнедеятельности, направленный на сохранение и улучшение здоровья людей как условия и предпосылки существования и развития других сторон жизни [15].

Васендин В.Н. с соавт.: здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности на формирование, сохранение и укрепление здоровья [7].

Также дается определение здорового образа жизни как поведение индивидуума, направленное на укрепление и сохранение здоровья, активизацию защитных сил организма, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия, устранение факторов риска [4].

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие «образ жизни» и, по данным ВОЗ, на 50–55 % влияет на состояние здоровья человека. Первостепенная роль в сохранении и формировании здоровой нации принадлежит именно здоровому образу жизни.

1.3. Понятие профилактики и ее виды

Вопросы организации медицинской профилактики регламентированы следующими основополагающими документами: Конституция РФ [1], Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [2] и Федеральный закон от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [3].

Конституция Российской Федерации, документ высшей юридической силы, устанавливает право каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Она утверждает ряд важных для профилактического направления мер: создание программ охраны и укрепления здоровья населения, развитие системы здравоохранения, поощрение деятельности по поддержанию санитарно-эпидемиологического и экологического благополучия.

В ст. 41 Конституции РФ указывается, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь [1].

Согласно Закону №323 от 21 ноября 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» охрана здоровья – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи [2].

То есть сохранение и укрепление здоровья – это задача, которую должны решать общество в целом, органы и учреждения здравоохранения, а также каждый человек.

Охрану здоровья сегодня называют приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые люди в состоянии должным образом заниматься производительно-полезным трудом [2].

Федеральный закон № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет профилактику как комплекс мероприятий, цель которых – сохранение и укрепление здоровья населения. Профилактические мероприятия могут носить различный характер: медицинский, политический, экономический, правовой, социальный, научный – и должны быть направлены на формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и раннее выявление заболеваний. Также профилактика направлена на устранение вредного воздействия факторов среды обитания человека, поддержание санитарно-эпидемиологического благополучия населения [2].

Реализация данных задач достигается проведением противоэпидемических мероприятий, разработкой санитарных правил с учетом эпидемиологической обстановки, надзором за их соблюдением, санитарной охраной территории, производственным контролем на предприятиях, своевременным информированием всех заинтересованных лиц о проводимых мероприятиях, проведением медицинских осмотров, вакцинацией, гигиеническим воспитанием, которое направлено на повышение уровня санитарной культуры граждан. Воспитание должно включать информирование о факторах риска и повышение мотивации к ведению здорового образа жизни (ЗОЖ). Необходимо осуществлять его на различных образовательных уровнях: дошкольном, школьном, в средних и высших учебных заведениях, на курсах переподготовки и повышения квалификации работников. Санитарно-просветительская работа является неотъемлемой частью первичной профилактики.

Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отмечается, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения – это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. При этом выделяются следующие факторы среды обитания – биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений. Закон предусматривает мониторинг и нормирование перечисленных факторов [3].

Профилактика – это система мер медицинского и немедицинского характера, направленная на предупреждение, снижение риска развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний, предотвращение или замедление их прогрессирования, уменьшение их неблагоприятных последствий.

Имеются разные классификации профилактики. В зависимости от того, на что она направлена, выделяют первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика предусматривает меры по предупреждению развития отклонений в состоянии здоровья и заболеваний. Целью вторичной профилактики является раннее выявление заболеваний, предупреждение развития их осложнений, обострений, рецидивов, хронизации, ограничений жизнедеятельности. Третичная профилактика – это мероприятия реабилитационного характера.

Мероприятия первичной профилактики включают [21]:

— оздоровление окружающей среды, включая контроль и улучшение качества воздуха, воды, продуктов питания, условий труда, быта, отдыха и пр.;

— санитарно-гигиеническое воспитание населения;

— специальные меры по предупреждению различных видов травматизма;

— вакцинация;

— проведение профилактических осмотров;

— создание условий для оздоровления граждан.

1.4. Роль медицинской сестры в организации профилактических мероприятий

В настоящее время в осуществлении профилактических мероприятий участвует значительное число структур. К ним относятся учреждения здравоохранения, учреждения системы Роспотребнадзора, учреждения системы ведомственного здравоохранения, социальной защиты населения и другие [17].

На уровне первичной амбулаторно-поликлинической помощи важная роль в профилактике и пропаганде здорового образа жизни отводится среднему медицинскому персоналу.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет четыре функции медицинской сестры:

– обеспечение помощи пациентам и руководство ею. Имеется в виду не только содействие, профилактика, лечение, реабилитация или поддержка отдельных лиц, но и родственников пациентов, семей и групп людей;

– обучение пациентов и персонала медико-санитарной помощи. Данный вид деятельности сестры включает обеспечение информацией для поддержания здоровья, санитарное просвещение, оценку результатов просветительных программ, оказание помощи медицинским сестрам и другому персоналу в приобретении новых знаний и умений;

– деятельность в качестве члена медицинской бригады. Сестра, работая в команде специалистов, должна уметь эффективно сотрудничать с другими людьми при планировании, организации, управлении и оценке сестринских служб как составной части общей службы здравоохранения;

– развитие практики сестринского дела через критическое мышление и научные разработки.

Профессиональная деятельность медицинской сестры многогранна, и направлена на достижение пациентом оптимального уровня жизнедеятельности. Однако в современных условиях коммерциализации медицины, возросшей стоимости медицинских услуг, снижения доходов населения очень востребована оказалась обучающая роль медицинской сестры. В частности, сестра помогает пациенту освоить элементы самоухода, обучает членов семьи осуществлять уход за пациентом вне стен стационара, проводит санитарное просвещение, способствуя профилактике заболеваний [13].

К одним из важнейших компонентов первичной профилактики относится формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровье, поддерживать оптимальное качество жизни.

Важная роль в формировании ЗОЖ принадлежит его пропаганде, цель которой – формирование гигиенического поведения населения, базирующегося на научно обоснованных санитарно-гигиенических нормативах, направленных на сохранение и укрепление здоровья, обеспечение высокого уровня трудоспособности, достижение активного долголетия [18].

Санитарно-гигиеническое воспитание населения направлено на повышение его медицинской грамотности и культуры, формирование здорового образа жизни, который способствует сохранению и укреплению здоровья. Оно включает различные формы, средства и методы (табл. 1). Основными методами являются устная, печатная, наглядная пропаганда (плакаты, макеты, кинофильмы) [21].

Таблица 1 Методы санитарно-гигиенического воспитания населения

Сочетание этих методов является наиболее эффективным. Средствами устного метода могут быть: лекция, беседа, доклад, пояснение на выставке, выступление на радио и др. Устное слово позволяет устанавливать тесный контакт со слушателями, учитывать интересы и особенности аудитории. Индивидуальная беседа врача (среднего медицинского работника) с пациентом обеспечивает правильные взаимоотношения между ними и имеет не только информационное, но и психотерапевтическое значение. Важен инструктаж при выписке из стационара. Активности восприятия и лучшему усвоению материала способствует практика проведения вечеров вопросов и ответов, групповой дискуссии и т.п. Из других средств устного метода можно упомянуть викторину – познавательную игру с элементами соревнования, содействующую расширению кругозора слушателей в области медицины, в первую очередь гигиены. Особенно уместно проведение викторин среди школьников [21].

Значительное место в гигиеническом воспитании населения и пропаганде ЗОЖ отводится средним медицинским работникам. Медицинские сестры работают под непосредственным руководством врача, являясь его помощниками, что должно обеспечивать взаимосвязь и преемственность в гигиеническом воспитании пациентов. Медицинская сестра продолжает воспитательную работу с пациентом, начатую врачом.

Тематику и объем информации для больных, уровень подготовки медицинских сестер по вопросам пропаганды ЗОЖ определяет и корректирует врач [12].

Средства наглядной пропаганды, применяемые в сани­тарно-гигиеническом воспитании населения, включают (наряду с перечисленными выше) предметы оказания первой помощи, ухода за больным, ухода за новорож­денным, демонстрацию натуральных патологоанатоми­ческих препаратов, моделей и другие. «Малые» формы наглядной пропаганды – это наклейки на спичечных коробках и конвертах, почтовые марки, публикация со­ответствующих материалов в календарях и прочие.

Материалы для санитарно-гигиенического воспитания населения (печатная пропаганда) издаются в виде книг, популярных статей в общей и медицинской прессе, стенных и многотиражных газетах, а также в виде научно-популярных брошюр и памяток. Печатные издания могут быть адресованы определенным контингентам: больным с конкретными заболеваниями, родителям и т. д. Печатный метод хорош тем, что он позволяет повторно вернуться к тому или иному источнику информации в случае необходимости, а также выпускается в значительных тиражах, которые обеспечивают широкий охват целевых потребителей информации [11].

Таким образом, нами рассмотрены были понятие здоровье и здоровый образ жизни. Показана роль медицинской сестры в пропаганде здорового образа жизни среди населения.

В целом педагогический труд медицинской сестры, в совокупности с остальными видами профессиональной деятельности медсестры, должен формировать у населения отношение к здоровью, к медицине в целом и к медицинским работникам в частности. Образовательная деятельность среднего медицинского персонала помогает не только улучшать качество жизни пациентов, обеспечивать проведение санитарно-просветительской работы, но и передавать ценную информацию по повышению профессионального мастерства своим коллегам.


1 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф