Заявка на расчет
Меню Услуги

Социальная работа c подростками по профилактике игровой зависимости в образовательных учреждениях. Часть 2.

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2   3


Досуг ребенка предполагает собой свободное от учебной деятельности время и может выполнять ряд важных функций [15, с. 297]:

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

— восстановление физических и духовных сил подростка;

— развитие способностей и интересов подростков;

— общение со значимыми и важными людьми.

Так, большое значение в организации досуга подростков играют учреждения дополнительного образования, которые объединяют детей в различные объединения и группы по интересам.

Профилактика игровой зависимости в таких учреждениях заключается в создание для подростка ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения в различных направлениях [13, с. 74].

Например, в учреждениях дополнительного образования подростков может посещать спортивные секции, курсы актерского мастерства, различные творческие мастерские и впоследствии участвовать в различных конкурсах, соревнованиях и постановках.

Учреждения дополнительного образования сочетают в себе организацию досуга детей и различные формы образовательной деятельности [11, с. 54].

Кроме того, учреждения дополнительного образования активно взаимодействуют с другими учреждениями, например, учреждениями культуры, среднего профессионального образования, научными учреждениями и другими.

Такая взаимосвязь в дальнейшем помогает в реализации творческих и профессиональных успехов подростков, получении профессионального и начального профессионального образования, а также создании у каждого подростка собственных представлений о самом себе и окружающем мире [16, с. 145].

В настоящее время постоянно создаются новые методы, формы и методики социально-педагогической работы с подростками с игровой зависимостью.

Классификация данных методов, форм и методик позволяет выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое, а также помогает более целесообразно и эффективно их использовать, понять назначение и характерные признаки отдельных методов.

Среди общих педагогических методов выделяют следующие методы.

  • Методы контроля, самоконтроля и самооценки.

Среди таких методов выделяют наблюдение, беседы, опросы и создание ситуаций для изучения поведения подростков за компьютером.

Наблюдение за поведением и состоянием подростка для оценки личности в целом и динамики ее изменения.

Наблюдение может быть непосредственным и опосредованным, открытым и скрытым, непрерывным и выборочным и так далее [11, с. 55].

Главной особенностью наблюдения является то, что оно должно быть систематическим, чтобы вовремя оценивать все неблагоприятные факторы поведения подростка для выявления признаков игровой зависимости.

Наблюдение позволяет оценивать поведение подростка со сверстниками, а также его поведение и взаимоотношения в школьном коллективе и в семье.

Наблюдение позволяет выявить у подростка склонность к зависимому поведению, наличие опасных симптомов.

Так, в процессе наблюдения за подростком можно выявить такие признаки, как сухость и краснота глаз, снижение зрения, головные боли по типу мигрени, боли в спине, а также расстройство сна. При более активном развитии игровой зависимости у ребенка может наблюдаться снижение веса, уменьшения внимания, рассеянность и прочие признаки [32].

Также можно выделить метод беседы, в котором социальный педагог может изучить степень информированности подростка в области игровой зависимости, определить причины отклонений, в случае их выявления в процессе наблюдения [35].

Важным методом является метод тестирования, который является достаточно продуктивным, поскольку позволяет определить предрасположенность подростка к игровой зависимости, степень скрытого стресса и вовремя определить необходимость обращения за помощью к профессионалу [49].

Еще одним методом является опрос, который позволяет определить степень изменения подростка.

  • Методы формирования сознания.

Здесь выделяются беседы, лекции, диспуты и метод примера.

Лекции представляют собой соответствующе организованное систематическое изложение сущности той или иной проблемы, существующей в политической, социальной, нравственной и иной среде.

В ходе лекций приводятся различные довода и аргументы о вреде игровой зависимости, обоснованность таких выводов и практические примеры. Однако судя по исследованиям педагогов и психологов, данный метод является наименее эффективным в профилактике игровой зависимости [16, с. 45].

Данный метод должен применяться только для старших подростков, которые могут воспринимать большое количество информации на слух. С младшими же школьниками такой метод принесет лишь минимальные результаты.

Здесь также выделяют метод беседы, который строится на принципе «вопрос-ответ» и позволяет педагогу активно взаимодействовать с подростком [17, с. 134]. Такая беседа должна начинаться с обоснования ее темы в целях подготовки подростков к дальнейшему обсуждению проблемы игровой зависимости и понимания важности темы в современных условиях.

Первоначально социальный педагог должен определить подросткам соответствующую тему и дать начало обсуждению, чтобы в дальнейшем подростки свободно высказывали свои мнения, суждения и приходили к самостоятельным выводам.

Результатом беседы должно стать подведение ее итогов, формулирование наиболее рационального решения обсуждаемой проблемы, а также определение конкретных направлений деятельности для закрепления принятой нормы в поведении подростков.

Еще одним методом профилактики является диспут, который способствует формированию суждений.

В ходе диспута должна быть умело создана ситуация спора между подростками с разными точками зрения на проблему игровой зависимости, должен побуждаться интерес к осмыслению различных подходов в аргументации той или иной позиции [16, с. 149].

Обязательно при проведении диспута или дискуссии наличие не менее двух противоположных мнений среди подростков по обсуждаемой среди них проблеме.

Положительный результат диспута целиком и полностью зависит от подготовки к нему социального педагога и правильности его построения.

Диспут является достаточно эффективным методом профилактики игровой зависимости среди подростков, поскольку подростковые особенности личности ребенка характеризуются страстным поиском смысла жизни, выяснения причин тех или иных ситуаций, желанием доказать свою правоту или уяснить истину [16, с. 150].

Диспут помогает проанализировать доводы каждой из сторон, защитить свои взгляды на проблему и убедить в своей правоте других участников диспута.

Причем важным здесь является то, что при проведении диспута мало высказать только свою точку зрения, необходимо также обсудить сильные и слабые стороны другого мнения, подобрать доказательства своего мнения и опровергнуть, таким образом, противоположные доводы [28, с. 790].

Диспут также помогает сформировать у подростков способность достойно отказываться от ложного мнения во имя истины. Это является достаточно важным при профилактике игровой зависимости, поскольку позволяет в процессе диспута выявить причины появления такой зависимости, а также убедить подростков в необходимости выбора другой формы организации досуга, более полезной, необходимой и интересной.

Еще одним методом профилактики игровой зависимости является метод ролевых игр, который может использоваться при освоении и обработке позитивных навыков у подростков, таких как, конструктивное общение, выбор и принятие решения [19, с. 86].

В процессе осуществления данного метода подростками проигрываются различные варианты поведения, которые способствуют формированию у подростков поведенческих стереотипов, позволяющих выполнить функцию внутреннего барьера.

Кроме того, в профилактике игровой зависимости среди подростков применяется такой метод как метод примера.

Сознание подростка постоянно находится в состоянии формирования и ищет опору в реальных и действующих образцах [22, с. 56].

Для подростков характерно явление подражания, которое служит психологической основой примера как метода психологического влияния на подростков.

Подражание позволяет формировать у детей действия нового типа, которые совпадают с действиями идеала либо сходны с ними. Через подражание у подростка формируются социально-нравственные цели поведения, а также общественно сложившиеся способы деятельности [10, с. 167].

  • Методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения.

Среди данных методов выделяются метод создания воспитывающих ситуаций, инструктаж, демонстрации и прочие.

Убеждение представляет собой разъяснение и доказательство правильности или необходимости определенного поведения. При применении данного метода социальный педагог оказывает воздействие на сознание, чувство и волю подростка.

Для результативности метода убеждения необходимо учитывать психологические особенности подростков, их уровень воспитания, интересы и личный опыт.

Метод упражнения применяется для формирования у подростков нравственного поведения и положительных привычек. Для воспитания привычек необходимо многократное повторение определенных действий.

Метод создания воспитывающих ситуаций в процессе профилактики игровой зависимости представляет собой упражнения в условиях ситуации свободного выбора [6, с. 50].

В процессе применения данного метода подросток ставится перед выбором соответствующего решения в условиях сложившейся ситуации. Так, подросток может выбрать уход от реальности либо все же попытаться преодолеть свои социальные страхи и адаптироваться к окружающей действительности.

  • Методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения.

Среди данных методов выделяется метод коррекции («кнута и пряника»), который является наиболее сложным способом воздействия на личность ребенка.

Поощрение и наказание преследуют одну цель – сформировать у подростка определенные нравственные качества поведения и характера.

Поощрение подкрепляет положительные действия и поступки подростка, а наказание, в свою очередь, оказывает сдерживающее воздействие на негативное поведение подростка [9, с. 67].

Вся социально-педагогическая деятельность по профилактике игровой зависимости среди подростков должна осуществляться на принципе дополнительности, который был сформулирован В. А. Семеновым и А. В. Мудриком [57, с. 98].

Согласно данному принципу в работе социального педагога должна сочетаться индивидуально-психологическая помощь и организация особого социально-педагогического взаимодействия в школе.

Конкретными формами профилактической работы с подростками, склонными к игровой зависимости являются следующие [10, с. 205]:

— индивидуальная беседа с учениками, которые проводятся по заказу классного руководителя или психолога образовательного учреждения среди необщительных, закрытых подростков. Как правило, такие подростки имеют проблемы с учебой и общением в классе.

— обсуждение внешкольной жизни в маленьких группах из 4 или 5 человек, имеющих сходные проблемы. Как правило, это подростки из одного класса, которые хорошо друг друга знают и поэтому могут себя достаточно свободно чувствовать и высказывать свое мнение по проблеме игровой зависимости.

— проведение тематических классных часов по вопросам игровой зависимости среди несовершеннолетних.

— организация обсуждений в виде «круглых столов». При такой форме работы можно собрать подростков разных возрастов и осуществить, таким образом, межвозрастное общение. Общей темой для подростков должна стать игровая зависимость, а более старшие ребята при помощи психолога и педагога могут заранее подготовиться к проведению данного мероприятия.

— особая профилактическая работа с родителями.

Вообще школьное образование обладает профессиональными и организационными ресурсами, которые могут обеспечить комплексной, системное воздействие на детей и подростков посредством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни [27, с. 23].

Для сохранения и укрепления здоровья школьников необходимо создание и внедрение во всех образовательных учреждениях профилактических программ, в том числе по профилактике игровой зависимости.

Так, в сфере основ безопасности жизнедеятельности достижение предметных результатов обучения должно обеспечить [27, с. 24]:

— формирование убеждения о необходимости безопасного и здорового образа жизни;

— формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий угрозу всех форм зависимого поведения и нанесения иного вреда здоровью.

Соответственно профилактика формирования и развития игровой зависимости среди подростков является обучение по курсу «Основ безопасности жизнедеятельности».

Школьный курс ОБЖ имеет свои определенные особенности, которые наилучшим образом способствуют успешному проведению профилактики игровой зависимости школьников [27, с. 25]:

— воспитывает «личность безопасного типа»;

— включает в себя профилактику вредных привычек и зависимостей;

— изучает темы, содержание которых соотносится с содержанием педагогической профилактики игровой зависимости подростков, то есть привитие здорового образа жизни, правил безопасной работы за компьютером и прочие;

— формирует качества, необходимые для противостояния агрессивным факторам окружающей среды, в том числе компьютерной.

То есть профилактика игровой зависимости в образовательном учреждении может положительно осуществляться через преподавание курса «Основ безопасности жизнедеятельности».

Однако, несмотря на высокую роль профилактической деятельности игровой зависимости среди подростков в образовательном учреждении, данная работа будет малоэффективной без участия родителей подростка [23, с. 289].

Поскольку только взаимодействие подросток, педагогов и родителей может принести ожидаемые результаты, а именно развить конструктивные формы поведения, то есть стрессоустойчивость, навыки решения проблем, самопомощь и прочие, которые будут направлены на формирование здорового образа жизни [33, с. 38].

Для того чтобы родители должным образом осуществляли профилактику игровой зависимости в семье, они должны быть соответствующим образом информированы и подготовлены. А в этом им может помочь опять-таки социальный педагог и психолог образовательного учреждения.

Особая профилактическая работа с родителями должна строиться по принципу семинара-тренинга.

В процессе таких семинаров-тренингов уделяется минимальное внимание информированию об игровой зависимости, а максимальное внимание концентрируется на трех направлениях [42, с. 547]:

— проблематизация представлений родителей об их понимании ребенка;

— выработка отношений сотрудничества;

— расширение возможностей понимания своего ребенка.

Социально-педагогическая деятельность с родителями и семьей также включает в себя диагностику и при наличии необходимости, коррекцию ситуации в семье, формирование правильной позиции родителей по отношению к ребенку [23, с. 290].

Поскольку главной причиной неправильного воспитания является различная дисгармония структуры семьи и ее внутренних взаимоотношений, то для решения данной проблемы необходимо установить, насколько семья гармонична, не усиливаются ли в процессе воспитания акцентированные черты характера подростка и не провоцируется ли игровая зависимость.

Для оптимизации внутрисемейных отношений социальный педагог может использовать техники семейного консультирования и семейной психотерапии [43, с. 973].

Семейная психотерапия в профилактике игровой зависимости среди подростков особенно эффективна в том случае, если ее истоки лежат в семейных отношениях.

При этом важным условием является добровольное желание каждого члена семьи, что, конечно, является достаточно проблематичным.

Семейная психокоррекционная помощь необходима в случаях нарушения внутрисемейных отношений, например, диктатура, чрезмерная опека или тактика невмешательства, попустительство в воспитании.

В семье в процессе работы должна формироваться такая система, которая базируется на нравственных ценностях, сотрудничестве, любви и взаимоуважении всех членов семьи.

Для ребенка с рождения семья является центром Вселенной, и если он погружается в компьютерные игры, проводит там дни и ночи, то это не повод для введения паролей и установки защит или кардинального избавления от компьютера, поскольку в таком случае подросток найдет другие способы ухода от реальности, например, алкоголь, наркотики или другое [41].

Такое поведение является сигналом для того, что нужно что-то менять в семье и семейном воспитании.

Проблема компьютерной игровой зависимости – это проблема семьи, поэтому ребенок должен наблюдаться и лечиться вместе с родителями.

Должна проводиться соответствующие школы для родителей, в процессе которых необходимо выделять родителей, которые сами делают своих детей зависимыми от компьютерных игр [40, с. 788].

Такие родители должны сами понять проблему, встретиться со специалистами, научиться взаимодействовать со своим ребенком.

Также в целях коррекции искаженных детско-родительских отношений формируются родительские группы, которые практикуют различные методы психологической коррекции и психологического просвещения [44, с. 23].

Вместе с тем родителям подростка не обязательно использовать сложные психодиагностические методики для выявления у своего ребенка игровой зависимости.

Для этого необходимо просто присмотреться к изменению поведения подростка, его психическому и физическому состоянию.

При избыточном нахождении за компьютером и увлечении компьютерными играми у подростка проявляется соответствующая симптоматика, например, туннельное поражение нервных стволов руки, связанное с длительным перенапряжением мышц, сухость в глазах и снижение зрения, головные боли по типу мигрени, боли в спине и расстройство сна [41].

Также у подростка может поменяться питание, стать более нерегулярным, появиться пренебрежение личной гигиеной. Для подростка с игровой зависимостью характерна потеря чувства времени, и он не может завершить игру и выключить компьютер.

Все это очень важно наблюдать родителям подростка, поскольку если ранее подросток отличался совестливостью, честностью и исполнительностью, был прилежен в учебе, то изменения будут особенно заметны.

Несмотря на то, что большинство подростков играю на компьютере дома, надзор за игровой деятельностью подростков со стороны родителей сводится в основном к упрекам и скандалам по этому поводу.

В то время как критика воспринимается ребенком, как отказ родителей понять его интересы и поэтому вызывает замкнутость, а в некоторых случаях и агрессию [47, с. 60].

Поэтому эффективными и необходимыми методами воздействия на ситуацию со стороны родителей должны быть [49]:

— разумный контроль и внимание к работе подростка за компьютером;

— полноценное общение с подростком;

— внимательность к его интересам, нуждам и желаниям в данной сфере.

Для профилактики игровой зависимости у подростка в семье родители должны научиться:

— позитивно, но критически обсуждать с ребенком содержание компьютерных игр;

— направлять ребенка к выбору полезных и обучающих игр;

— установить для него ежедневное расписание нахождения за компьютером;

— выработать режим использования компьютера для всех членов семьи и неукоснительно его соблюдать.

При профилактике игровой зависимости среди подростков в семье следуют обратить внимание на то, что воспитание ребенка должно сводиться по большей части к тому, что компьютер является лишь частью жизни, а не ее центром.

Родители должны рассказывать подростку о различиях между игрой и реальным миром, обеспечивать ему более привлекательные варианты проведения совместного досуга, переключать внимание ребенка на другие не менее захватывающие виды деятельности [10, с. 245].

Например, эффективны в плане профилактики игровой зависимости в семье будут совместные регулярные физические нагрузки, поездки на природу, походы, занятия любыми привлекательными для ребенка видами спорта и поощрения его творческих начинаний.

Данные мероприятия дают стойкий эффект возвращения чрезмерного увлечения игровой компьютерной деятельностью в границы нормы, чтобы такое увлечение будет занимать небольшое место в ряду с другими видами деятельности: учебной, физической и социально-активной.

Родители должны проявлять внимание к новым появляющимся интересам у подростка, поддерживать его в новых начинаниях, развивать способности и таланты, прислушиваться к его желаниям.

Родителям целесообразно обсуждать с подростком его игровые предпочтения, интересоваться тем, какие действия совершаются в игре, затрагивать в процессе обсуждения моральные и нравственные аспекты этих действий, те жизненные ценности и ориентиры, которые присутствуют в игре [49].

Такое поведение не только сблизит подростка с родителями, но и увеличит его доверие к ним, а значит, ребенок с большей уверенностью будет следовать их советам и с большим доверием делиться с ними своими проблемами.

Необходимо ограничивать доступ подростков к играм, основанным на насилии. Если же ребенок все же встретился с такой игрой, то необходимо в доступной форме объяснить ему, почему такая игра для него опасна и почему он не должен в нее играть.

Категорический запрет без объяснения причин только подогреет у подростка интерес к игре, а существование запрета сделает невозможным обсуждение проблемы между родителями и подростком [52, с. 25].

Родители также могут воспользоваться позитивными возможностями компьютера, а именно использовать его для развития у ребенка навыков программирования, веб-дизайна, заниматься компьютерной графикой, анимацией и прочим.

Часто причиной возникновения игровой зависимости у подростка является неуверенность в себе и отсутствие возможности самовыражения. В таких случаях родители должны поддержать ребенка и помочь ему разобраться в возникших проблемах.

Проблема компьютерной зависимости в настоящее время только изучается и не получает широкой огласки, а родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером до тех пор, пока в его поведении не появляются резко негативные проявления, например такие, как воровство, прогулы школы, бродяжничество [54].

В случае если родители не могут самостоятельно справиться с проблемой игровой зависимости подростка, то они должны обратиться к профессионалам, чтобы вовремя помочь своему ребенку.

Так, в российских медицинских учреждениях уже около 10 лет лечат от игровой зависимости.

Однако официального диагноза «игровая компьютерная зависимость» в настоящее время не существует ни в России, ни в международной практике, поэтому лечение от такой зависимости строится по принципу лечения проявлений привязанности, то есть различных психических расстройств [56, с. 105].

В настоящее время выделяются два метода лечения от игровой зависимости – это психофармакотерапия и психотерапия.

Второй тип лечения осуществляется без лекарств, а вот первый уже с приемом психотропных препаратов.

Как известно, такие препараты оказывают сильное влияние на психику человека, а если психика такого человека еще и неустойчива в силу его несовершеннолетнего возраста, то такое лечение может нанести непоправимый вред подростку на всю жизнь [49].

Поэтому необходимо оценивать высокую опасность игровой компьютерной зависимости для психики и здоровья подростка и не допускать ее стойкого формирования [58, с. 26].

Таким образом, профилактика игровой зависимости среди подростков в образовательном учреждении включает в себя индивидуальные и групповые формы социально-педагогической работы, такие как, лекции, беседы, диспуты, метод создания воспитывающих ситуаций, убеждения, упражнения, поощрение и наказание и прочие. Для того чтобы родители должным образом осуществляли профилактику игровой зависимости в семье, они должны быть соответствующим образом информированы и подготовлены. Особая профилактическая работа с родителями должна строиться по принципу семинара-тренинга.

Современные исследователи выделяют разнообразные причины формирования игровой зависимости у подростка. Основными являются следующие: отсутствие или недостаток общения и теплых эмоций от родителей и иных членов семьи; отсутствие у подростка серьезных увлечений, интересов и хобби, которые никак не связаны с компьютером и компьютерными играми; неумение ребенка налаживать контакты с окружающими и отсутствие друзей; общая неудачливость ребенка; наличие у подростка инвалидности или серьезного заболевания.

Своевременный учет выделенных причин в процессе профилактической работы в образовательном учреждении позволит эффективно формировать защитные механизмы противостояния данной зависимости у подростков.

Игровая зависимость может появиться у каждого подростка, но вероятность появления такой зависимости снижается в тех случаях, когда в семье подростка присутствует дружеская и любящая атмосфера, ребенок разносторонне развивается и имеет увлечения, умеет налаживать контакт со своим окружением и, наконец, умеет ставить перед собой цели и добиваться их.

Поведение подростка с игровой зависимостью начинает отличаться неадекватностью поступков и реакции на различные жизненные ситуации. Например, появляется раздражительность, агрессивность, быстрая утомляемость, чувство мнимого превосходства над сверстниками, нарушение сна и аппетита вплоть до замедления общего развития ребенка. Ребенок с игровой зависимостью ограничивает свой круг общения только общением с компьютером.

Профилактика игровой зависимости среди подростков в образовательном учреждении включает в себя индивидуальные и групповые формы социально-педагогической работы, такие как, лекции, беседы, диспуты, метод создания воспитывающих ситуаций, убеждения, упражнения, поощрение и наказание и прочие. Особая профилактическая работа с родителями должна строиться по принципу семинара-тренинга.

 

Глава 2. Опыт социальной работы с подростками по профилактике игровой зависимости в образовательном учреждении

2.1. Особенности формирования игровой зависимости подростков

Игровая зависимость не включена в официальную классификацию заболеваний, однако Всемирная организация здравоохранения включает игровую зависимость в группу патологических пристрастий [39].

По мнению исследователей, если не осуществлять профилактику и предупреждение игровой зависимости, то она может привести к разрушению личности, особенно детей в подростковом возрасте.

Выше уже были рассмотрены признаки и симптомы игровой зависимости, и выглядят они совсем не радужно.

Поскольку главной жизненной средой подростков является школа и семья, то и работа в направлении решения проблемы игровой зависимости должна проводиться именно в образовательном учреждении и домашней среде [40, с. 788].

На сегодняшний день любой педагог должен обладать навыками определения у подростка признаков какого-либо пагубного пристрастия, в том числе игровой зависимости, чтобы вовремя предупредить ее развитие и предложить способы по ее устранению.

Диагностика определения степени увлеченности компьютерными играми представляет собой важную задачу психодиагностической работы с подростком [30, с. 49]. В случае выявления высокого показателя увлеченности компьютерными играми необходимо осуществление соответствующей профилактической работы.

В настоящее время в компьютерные игры вовлечено огромное количество населения России, при этом заинтересованность компьютерными играми начинается уже с 2-летнего возраста.

Современные компьютерные технологии, с одной стороны, являются мощным средством интеллектуального развития ребенка, а с другой – средством мощного разрушения личности человека, в том числе подростка.

Высокая реалистичность современных компьютерных игр, возможность играть с разными людьми, из разных стран, великолепная графика и звуковое сопровождение полностью погружаю подростка в суть игры, давая ему иллюзию реального мира внутри компьютерной игры.

Явление компьютерной зависимости начало изучаться в зарубежной психологии уже в конце 1980 года, а само понятие компьютерной зависимости появилось в 1990 году [30, с. 49].

Исследованием компьютерной зависимости занимались различные зарубежные психологи, в том числе М. Шоттон, К. Янг, Т. Больбот и другие.

По их мнению, компьютерная зависимость возникает не только из-за делания человека уйти из реальности, но и вследствие индивидуальных особенностей человека.

В настоящее время выделяют пять типов компьютерной зависимости [41]:

— навязчивый серфинг, то есть путешествие по сети, поиск информации;

— страсть к онлайновым биржевым торгам и азартным играм;

— виртуальные знакомства;

— киберсекс (увлечение порносайтами);

— компьютерные игры.

Причем компьютерные игры занимают первое место по типам компьютерной зависимости.

Родоначальниками психологического изучения феномена зависимости от Интернета являются клинический психолог К. Янг и психиатр А. Гольдберг.

Так первой разработан «Тест Кимберли Янг», который протестирован профессором Питсбургского университета, Кимберли Янг еще в 1994 году [39].

Данный тест помогает выявить степень патологического пристрастия к интернету для того, чтобы в дальнейшем предпринять какие-либо действия или наоборот убедиться в отсутствии у человека интернет-зависимости.

Конечно, данный тест не может служить основанием для постановки диагноза, но он все же позволяет упростить работу специалиста и решить вопрос о необходимости лечения [39].

Впервые зависимость от компьютерных игр была описана в 1995 году доктором А. Голдбергом, а в 1997-1998 годах по проблеме игровой компьютерной зависимости были созданы исследовательские и консультативно-диагностические службы и опубликованы первые монографии данных ученых.

Основными последствиями игровой компьютерной зависимости, как считает А. Голдберг, можно считать болезненное негативное стрессовое состояние или дистресс, а также причинение ущерба физическому, психологическому, межличностному или иному статусу [30, с. 49].

Вообще в среде ученых выделились два различных подхода к решению вопроса о влиянии компьютерных игр на развитие личности ребенка.

Так, сторонники первого подхода, такие как С. Бодкер, Н. А. Садовская, С. А. Шапкин и другие, считают, что компьютерные игры оказывают положительное влияние на развитие ребенка, поскольку такой ребенок способен быстро определять стратегию поведения или самообучения, а также обладает алгоритмическим стилем мышления.

Сторонники второго подхода, такие как К. Янг, О. В. Доронина, А. О. Прохоров, Л. П. Гурьева и другие, наоборот считают, что компьютерные игры способствуют развитию у ребенка привычки к виртуальному миру, бездумным развлечениям и легкости в достижении цели, что ведет к неадекватному восприятию ребенком реального мира [8, с. 34].

При изучении наличия или отсутствия игровой зависимости подростков 7-х классов ГБОУ школы № 202 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, помимо «Теста Кимберли Янг» были использованы и иные методики.

Так, для тестирования использовался тест на детскую интернет-зависимость С. А. Кулакова.

Как правило, данный тест применяется у взрослых людей, однако возможно его применение и среди подростков.

Тест был составлен С. А. Кулаковым в 2004 году и его применение позволяет определить наличие интернет-зависимости у подростка и выявить причины ее появления [60, с. 786].

Тест С. А. Кулакова, как и тест К. Янг, состоит из 20 вопросов и предлагает 5 вариантов ответа на каждый вопрос.

Данная методика является наиболее современной, с новой редакцией вопросов, для более легкого их понимания подростками.

Кроме того, при исследовании применялись материалы из опросника «Поведение в Интернете», разработанного А. Е. Жичкиной, тест «Поработил ли Вас компьютер?», адаптированный вариант методики «Интернет-аддикция» американского психолога К. Янг, методика «8 вопросов, 3 варианта» на выявление игровой зависимости, методика «17 вопросов: да/нет» на выявление игровой аддикции.

Кроме того, существуют и другие методики, которые направлены конкретно на выявление игровой зависимости.

Противодействие личности ребенка игровой компьютерной зависимости определяется формирование ее социальной компетентности как особого компонента личностного потенциала, позволяющего активно и конструктивно вести себя в любой жизненной ситуации [30, с. 50].

Исследованием компьютерной зависимости занимались различные зарубежные психологи, в том числе М. Шоттон, К. Янг, Т. Больбот и другие.

По их мнению, компьютерная зависимость возникает не только из-за делания человека уйти из реальности, но и вследствие индивидуальных особенностей человека.

Родоначальниками психологического изучения феномена зависимости от Интернета являются клинический психолог К. Янг и психиатр А. Гольдберг.

Так первой разработан «Тест Кимберли Янг», который протестирован профессором Питсбургского университета, Кимберли Янг еще в 1994 году [39].

Для тестирования использовался тест на детскую интернет-зависимость С. А. Кулакова. Кроме того, при исследовании применялись материалы из опросника «Поведение в Интернете», разработанного А. Е. Жичкиной, тест «Поработил ли Вас компьютер?», адаптированный вариант методики «Интернет-аддикция» американского психолога К. Янг, методика «8 вопросов, 3 варианта» на выявление игровой зависимости, методика «17 вопросов: да/нет» на выявление игровой аддикции.

Таким образом, по мнению исследователей, если не осуществлять профилактику и предупреждение игровой зависимости, то она может привести к разрушению личности, особенно детей в подростковом возрасте.

Динамика развития игровой компьютерной зависимости прослеживается в следующем. В начале увлечения происходит соответствующий период адаптации, когда человек «входит во вкус», затем происходит период резкого роста и быстрого формирования игровой зависимости [14, с. 78].


Страницы:   1   2   3

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф