1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1 Теоретические основы преодоления интернет-зависимости и компьютерной зависимости среди обучающихся начальной школы
1.1 Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников, увлеченных компьютером
1.2 Интернет-зависимость и компьютерная зависимость у младших школьников, как педагогическая проблема
1.3 Содержание деятельности педагога по работе с родителями в рамках профилактики интернет-зависимостей у младших школьников
Глава 2 Организация деятельности учителя начальных классов по профилактике интернет-зависимости и компьютерной зависимости младших школьников
2.1 Изучение интернет-зависимости и компьютерной зависимости у младших школьников в МБОУ «Средняя школа № 35» ПКГО
2.2 Разработка и апробация программы работы учителя начальных классов с родителями четвероклассников по профилактике интернет-зависимых детей с компьютерной зависимостью
2.3 Рекомендации учителям начальных классов по профилактике интернет-зависимости и компьютерной зависимости у младших школьников
Заключение
Библиографический список
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования определяется тем, что в век бурного развития компьютерных технологий, исследование проблем компьютерной зависимости детей приобретает особую значимость. Компьютерные игры, программы, Интернет-сайты оказывают огромное влияние на воспитание и развитие детей. Тем не менее, компьютер является неотъемлемой частью жизни человека.
Развитие современного мира характеризуется появлением всевозможных компьютерных технологий, которые призваны помогать человеку в его профессиональной, учебной деятельности, при организации досуга. Все это приводит к тому, что человек все больше времени проводит за компьютером, что в свою очередь ведет к компьютерной аддикции.
Многие исследователи, педагоги, да и просто обыватели считают, что основной группой риска в развитии компьютерной зависимости являются подростки. Однако, последние исследования, проведенные рядом зарубежных и отечественных ученых, говорят о том, что данное явление «молодеет». И вот уже компьютерной зависимости подвержены дети младшего школьного возраста. Причиной данного явления являются особенности существования семьи, которая характеризуется особым ритмом жизнедеятельности, недостаточным вниманием по отношению к своим детям, да и просто недостаточной осведомленностью о причинах и признаках формирующейся зависимости.
Таким образом, профилактика компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте является достаточно актуальным вопросом. Кроме того, данная профилактика включает в себя работу не только с детьми, но и с их родителями и может представлять собой различные формы и методы работы. Таким образом, тема исследования «Работа учителя начальных классов с родителями детей с интернет-зависимостью и компьютерной зависимостью».
Объект исследования ˗ работа учителя начальных классов с родителями младших школьников.
Предмет исследования ˗ работа учителя начальных классов с родителями детей с интернет-зависимостью и компьютерной зависимостью.
Цель исследования ˗ разработать программу просвещения родителей по профилактике интернет-зависимости и компьютерной зависимости у младших школьников.
Задачи исследования:
- Выявить сущность понятий «интернет-зависимость» и «компьютерная зависимость» младших школьников.
- Определить содержание деятельности учителя начальных классов с родителями по профилактике интернет-зависимости младших школьников.
- Разработать программу по профилактике работы с родителями младших школьников с интернет-зависимостью и компьютерной зависимостью.
- Разработать рекомендации учителю начальных классов по работе с родителями младших школьников с интернет-зависимостью и компьютерной зависимостью.
Вопросы компьютерной зависимости рассматривают многие современные ученые и педагоги:
М. Коул, С. Пейперт составили концептуальные идеи о профилактике компьютерной зависимости.
Т.И. Петракова, Л.И. Божович изучают психолого-педагогические положения о закономерностях развития человека.
В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская рассматривают аксиологический подход к проблемам образования и воспитания.
Теоретические методы исследования ˗ анализ, синтез и обобщение литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования ˗ наблюдение, опрос, тестирование, эксперимент.
Практическая значимость работы заключается в возможности использования предложенного материала исследования в воспитательной работе младших школьников, а также в процессе организации работы с родителями младших школьников.
Экспериментальная база исследования МБОУ «Средняя школа №35» ПКГО, 4 класс.
Структура исследования ˗ работа включает в себя введение, основную часть, включающую в себя два раздела, заключение, библиографический список, приложения.
1 Теоретические основы преодоления интернет-зависимости и компьютерной зависимости среди обучающихся начальной школы
1.1 Возрастные и психолого-педагогические особенности младших школьников, увлеченных компьютером
В современном мире происходят постоянные изменения, которые не могут не повлиять на систему образования. Авторитарный стиль педагогической коммуникации заменяется гуманистической педагогикой, которая ставит ученика в центр внимания. Учителя должны сосредоточиться на развитии внутреннего мира ребенка, обучении конструктивному межличностному общению, содействии личностному росту и формированию собственных мнений и мировоззрения школьников.
На разных этапах онтогенетического развития субъекта на основе активности и возрастных факторов формируется индивидуальная картина психических состояний, которая сопровождает субъекта в определенные возрастные периоды и связана с ведущей деятельностью субъекта.
По мнению Л. С. Выготского, ведущим типом деятельности младшего школьника является тип обучения. А. Н. Леонтьев писал, что «Ведущую мы называем такой деятельностью, в связи с развитием которой происходят самые важные изменения в психике ребенка и внутри которых развиваются ментальные процессы, которые готовят переход ребенка к новой, более высокой стадии его развитие». Развитие современной школы по идеям гуманизации и демократизации делает проблему личности и индивидуальности ребенка неотложной. Индивидуальность может развиваться только в деятельности с непосредственной деятельностью самого ученика.
Дети отличаются не только фактическим развитием, но и в значительной степени в зоне проксимального развития (Л. С. Выготский). Необходима целенаправленная помощь учителя в реализации личности ученика.
При формировании личности младшего школьника большое значение имеет связанный с деятельностью тип отношений, который развивается у ребенка с учителем, самым референтным человеком для него. Учитель должен знать не только законы о психическом развитии ребенка, а также основные законы образования и воспитания, но также иметь возможность применять их при работе с детьми, то есть правильно применять индивидуальный подход. Это были С. Л. Рубинштейн и Б. Г. Ананьев, которые писали о подходе к индивидуальной деятельности в оценке, где личность ученика рассматривается как субъект деятельности, который сам, будучи сформированным в образовательной деятельности и коммуникации, определяет характер этой деятельности [5, 13].
В младшем школьном возрасте практический подход к процессам образования, к проблеме формирования субъекта познания является актуальной практической задачей. Образовательная деятельность способствует разработке стратегии формирования субъективного, личного принципа, обеспечивающего формирование автономии, творческих сил и способностей. Образовательная деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, в ней формируются основные психологические новообразования этого периода: во-первых, случайность психических процессов, во-вторых, внутренний план действий, в-третьих, отражение собственных действий, по-своему поведение.
Важно дать ребенку не только знание, но и способ его приобретения. Необходимо выдвинуть важное требование, сделать это, проверить его, уметь анализировать свой собственный образ работы и знать, как отражать вашу собственную деятельность. Если ребенок приобрел отражение, то ему потребуется немного времени, чтобы выучить урок. По мнению Л.С. Выготского «Образование в школе ставит мышление в центр сознательной деятельности ребенка. Став доминирующей функцией, мышление начинает определять работу всех других функций сознания» [7, 517].
Содержание обучения развивает познавательную деятельность. Восприятие становится произвольным, образуется наблюдение. Но некоторые ученики часто делают ошибки, пропускают и переупорядочивают буквы или цифры. Это происходит не только от невнимания, здесь главное ˗ неразделенная природа восприятия ребенка. Школьник читает слово в первых буквах, записывает его и не проверяет. То же самое может произойти с записью чисел. Он на мгновение взглянет на него и запишет только цифры, которые он видит, не проверяя. При чтении условий проблемы некоторые младшие школьники не умеют анализировать. Чтобы избежать всего вышеизложенного, необходимо научить ученика изучать, анализировать на основе рисунков, а также анализировать на основе жизненного опыта, например, в уроках естественных наук, наблюдать за животными и т. д. Необходимо перейти от простого признания к содержательному глубокому пониманию того, что воспринимается, включая мышление в процессе сенсорного познания.
Младший школьный возрастной период быстрого развития внимания. Повышенная эмоциональность, чувствительность оставляют след внимания. Это лучше развитое непроизвольное внимание, чему способствуют наглядные пособия, эмоциональное представление материала. Необходимо развивать добровольное, волевое внимание.
Уход зависит от темпов работы учителя с классом. Интенсивное внимание преобладает со средним темпом работы, и быстрыми темпами дети быстрее утомляются и теряют фокус. Чем моложе учащиеся, тем медленнее темп. Некоторые ребята, особенно первоклассники, не знают, как разделить внимание между разными объектами. Вы должны одновременно сидеть и слушать. Ребенок иногда фокусируется только на объяснении, может разваливаться или вставать. Иногда учитель приходит к выводу, что этот ребенок склонен нарушать дисциплину. Частые строгие напоминания учителя о том, что вам нужно сидеть прямо и положить руки на стол, не позволяют учащемуся сосредоточиться на содержании материала. Для развития устойчивого добровольного внимания в младший школьный возраст необходимо специально организовать работу, направленную на формирование контрольных действий.
Как мы уже отмечали, в образовательной деятельности формируется основное психологическое новообразование этого периода, произвол психических процессов. Школьники учатся выполнять задачу без отвлечения, даже в условиях посторонних стимулов, чтобы иметь возможность сосредоточиться, осуществлять самоконтроль в процессе деятельности.
Саморегулирование основано на произволе поведения. Чтобы сформировать произвольное запоминание, мы должны дифференцировать задачи запоминания. Стихотворение нужно выучить наизусть, и задача задачи запоминается только тогда, когда эта проблема решается. Необходимо использовать методы запоминания: воспроизведение в процессе запоминания, распределение запоминания во времени, составление текстового плана, понимание запомненного материала, повторение его, его точность, запоминание и т. д. Контроль во время запоминания. Во-первых, учитель ставит перед собой задачи, а затем они сами.
Что касается формирования приемов для значимого запоминания и самоконтроля, произвольная память у младших школьников во многих случаях более продуктивна, чем непроизвольная память. Качественные изменения происходят в обоих типах памяти, благодаря чему устанавливаются их тесная взаимосвязь и взаимные переходы. Систематическая образовательная деятельность помогает развить воображение у детей.
Воображение, которое чрезвычайно важно для осуществления и организации деятельности, само по себе формируется в различных видах деятельности. Реконструированное воображение имеет большое значение для освоения учебных материалов. Читая историю, басню, воссоздайте описанные факты, персонажи, ситуации. Чтобы создать преднамеренное воображение, задача создания образа и силы воли при выполнении этой задачи. Индивидуальные различия выражаются в яркости изображений, в терминах степени корреляции с реальностью, в области деятельности музыки, изобразительного искусства, литературного чтения и т. д. Воображение — это условие для развития личностных качеств, которые выражают отношение к себе и других людей [16, 128˗133].
Появление индивидуальных психологических условий определяется деятельностью и возрастными факторами, и развитием личности. Индивидуально-типичная картина состояний в младшем школьном возрасте:
а) мотивационные интересы, проценты;
б) интеллектуальная потребность в новых впечатлениях, желание учиться, волевая деятельность, стремление довести дело до конца;
в) эмоциональное веселье, веселье, психические состояния [19, 66].
Выявлено, что мотив выступает в качестве стимула к действию при условии, что содержание деятельности является понятным и значимым для младшего школьника, интерес к мероприятиям увеличивает активность, улучшает функциональное состояние тела школьников, яркий эмоциональный опыт приводит к ново видению ситуации, они носят новую оценку и способствуют осознанию того же личного значения, которое раскрывается учащемуся в содержании этой деятельности.
Важной задачей младшего школьного возраста является формирование нравственных качеств личности. Большое значение имеет производительность младших школьников различных заданий. При выполнении социальных заданий дети ведут себя активно: они задают вопросы, которые позволяют им уточнить содержание задания, сроки его реализации, чтобы узнать последовательность того, что и когда они должны делать. При предоставлении инструкций следует указать, что дети, получив задание, сразу же повторили его, а затем предложили планировать свою работу, наметить точный срок, распределить работу по дням, запланировать работу.
Эти методы способствуют созданию намерения выполнить задачу, даже у тех детей, которые изначально не имели ее. Качества человека являются результатом усвоения ребенком норм поведения, существующих в данном обществе. Формирование качеств происходит в процессе осуществления ребенка в соответствующих формах поведения, выполняемых с определенной мотивацией. Что касается мотивации, возникает стабильность качества личности, во-первых, когда ребенок чувствует потребность в поведении, лежащем в основе этого качества, а во-вторых, когда это поведение для него является примером, как идеальный к которому он стремится.
Следует всегда помнить, что образование обязательно включает в себя обучение определенным формам поведения. Младший школьник осознает себя как социальное существо, стремится достичь качественного результата и пытается сознательно контролировать свое поведение, демонстрируя самообладание. Из-за самоконтроля некоторые учащиеся осуществляют саморегулирование и основываются на оценке их реальных возможностей сравнить их с фактическими условиями деятельности. Формируются способности анализировать результаты своей деятельности с точки зрения качества выполняемой работы. Во-первых, формируется способность осуществлять свою деятельность по плану учителя, а затем самостоятельно [13, 35].
Педагог направляет активность учащихся в формы, позволяющие ему освоить способы взаимодействия с окружающем его миром. В ведущих видах деятельности проявляются главные потребности и интересы младших школьников. В этих видах деятельности происходит формирование наиболее важных аспектов для каждого ученика, психических качеств и свойств личности. Усвоение новых действий повышает возможности учащегося и служит предпосылкой для появления новых видов ведущей деятельности. Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием индивидуально-психологических особенностей. Индивидуальность проявляется в качествах познавательных процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, в чертах темперамента, характера, в способностях. Личность человека неповторима в своей индивидуальности, нет двух одинаковых людей с одинаковым сочетанием психологических особенностей.
Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организована когнитивная деятельность, формируются социальные отношения между учениками. Когда и где есть небольшие деньги и соответствующая точка зрения на воспитание, некоторые школы вводят позиции освобожденных руководителей классов или классных учителей. Важно, чтобы каждый классный учитель или лидер был носителем, инициатором, организатором и специалистом в любой из культурно значимых областей для школьников [4, 45]. В процессе формирования школьников как личностей учитель играет важную роль, поскольку он достаточно хорошо информирован о поведении, об обучении, об основных достижениях своего класса, он часто общается с ними, воспитывает их, руководит ими и, следовательно, роль воспитателя класса в воспитании растет у детей и школьный психолог, который обладает необходимыми знаниями и инструментами для качественной диагностики, интерпретации и коррекции в развитии школьников.
Школьная жизнь ребенка протекает в сложной, разнообразной по форме и ориентированной среде. По своей природе эта среда является социальной, поскольку она представляет собой систему различных детских отношений со сверстниками и школьниками другого возраста, учителями, родителями (их собственными и одноклассниками), другими взрослыми, участвующими в школьном процессе. Вступая в школьный мир, ребенок сталкивается с множеством различных вариантов, касающихся всех аспектов жизни в нем: как учиться и как строить свои отношения с учителями, как общаться со сверстниками, как выполнять те или иные требования и нормы и многое другое. Роль учителя в самой общей форме сводится к четкой и последовательной ориентации ученика на определенные пути развития, прежде всего ˗ интеллектуальную и этическую («каждый человек должен знать это и то, иметь возможность вести себя в такой и такой путь»). Именно учитель устанавливает большинство параметров и свойств школьной среды, создавая и применяя (часто бессознательно) концепции обучения и воспитания, нормы для оценки поведения и успеваемости, стиль общения и многое другое [18, 55].
Родитель выполняет в этой системе роль носителя и переводчика определенных микро культурных ценностей ˗ религиозных, этических и т. д., но в то же время его эффект скорее не формирующий, а не нормативный. То есть, по нашему мнению, родитель менее вовлечен в выбор ребенком конкретных целей и задач школьной жизни, но стремится отрезать, закрыть те пути развития, движение которых нежелательно, вредно и даже опасно для ребенка, как с физической, так и с юридической точки зрения, и с точки зрения семейных, культурных, религиозных, национальных традиций. Метод и идеология работы учителя и школьного психолога ˗ это аккомпанемент. И это означает для нас следующее. Во-первых, следуя естественному развитию ребенка в данном возрасте и социально-культурной стадии онтогенеза. Сопровождение ребенка основано на личных достижениях, которые есть у ребенка. Он находится в логике своего развития и не искусственно ставит перед собой цели и задачи извне. Во-вторых, создание условий для самостоятельного творческого развития детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для того, чтобы сделать каждый лично жизненный выбор. Внутренний мир ребенка является автономным и независимым. В-третьих, в идее эскорта принцип вторичной природы его форм и содержания последовательно реализуется в отношении социальной и образовательной среды жизнедеятельности ребенка [3, 26].
Непрерывность работы психолога и учителя заключается в том, что классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического состава и, прежде всего, с теми учителями, которые работают со школьниками этого класса. Взаимодействие с учителями-предметниками, классный преподаватель и психолог выступают в качестве организатора и координатора педагогической работы со школьниками и командой.
1.2 Интернет-зависимость и компьютерная зависимость у младших школьников, как педагогическая проблема
Интернет ˗ это чума XXI века. Почти невозможно представить современную жизнь без Интернета, которая обеспечивает связь, информацию, развлечения и многие другие функции. С развитием технического прогресса и доступности Интернета количество людей, которые большую часть своей жизни в виртуальном пространстве тратятся с каждым годом. Всемирная паутина привлекает молодое поколение к своим сетям, и они не понимают, как они становятся зависимыми.
Детская интернет-зависимость приводит к отсутствию жизненного опыта, развитию инфантилизма в решении жизненно важных вопросов, появлению трудностей в социальной адаптации, раздражительности, агрессивности. Вопросы интернет-зависимости среди школьников, проблемы подготовки будущих учителей информатики к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди школьников рассмотрены в работах Е.В. Черновой [20, 24], Г.Н. Чусавитиной [8, 17, 21, 23], М.О. Чусавитина [21, 23], В.Н. Макашовой [11, 24], Н.Н. Зеркиной [24, 25], И.М. Кузнецова [24], И.Г. Овчинниковой [22]. Использование информационных технологий в профилактике киберэкстремизма среди школьников описано в работах И.Д. Белоусовой [2, 3, 4, 5], И.Н. Мовчан [12, 13, 14, 15], И.Ю. Ефимовой [6, 7].
Все виды деятельности, осуществляемые посредством Интернет, такие как общение, познание или игра, обладают свойством захватывать человека целиком, они не оставляют ему времени и сил на реальную жизнь. В связи с этим сегодня специалисты интенсивно обсуждают появление нового заболевания ˗ «интернет-зависимость» или «интернет-аддикация» (Internet Addiction Disorder).
В последнее время одним из основных видов активного отдыха детей стало времяпрепровождение в социальных сетях. В наше время есть социальные сети: «Вконтакте», «Одноклассники», «Twitter», «Facebook» и многие другие. На самом деле 96% детей общаются в социальных сетях. И, как результат, они становятся зависимыми. По данным российских ученых, интернет-зависимость составляла всего 26% несколько лет назад. Но этот показатель увеличился в 4 раза с появлением онлайновых социальных сетей [1, 14].
Использование социальных сетей имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. С одной стороны, ребенок расширяет круг общения, и это помогает ему развивать коммуникативные навыки. Однако его ждут больше опасностей. Во-первых, ребенок рискует стать жертвой мошенничества или психически больных людей. Во-вторых, это может попасть под влияние опасных тенденций, так называемых «групп смерти». Возьмем, к примеру, игру «Голубой кит», которая подразумевает соответствие ребенка определенному куратору, давая задания, в основном связанные с вредом для себя. Последняя задача все-таки ˗ самоубийство. В ноябре 2016 года администратору закрытой группы «Вконтакте» Филиппу Будыкину было предъявлено обвинение в подстрекательстве к самоубийству. Расследование выявило 15 жертв ˗ подростков, которые были вовлечены в «группы смерти» и покончили с собой.
В-третьих, подростки фактически теряют человеческое лицо, стремясь получить так называемые «симпатии». Но когда они столкнулись с обычными повседневными вещами, они не знают, как реагировать. Очень часто их действия (а иногда и бездействия) приводят к гибели другого человека. Так, например, в Татарстане, где группа подростков, смеясь, снимала женщину, падающую с балкона по телефону. Только когда она ударила по земле, они поняли серьезность ситуации, однако первая реакция была: «Ты это понял ?!» Психолог Рамиль Гарифуллин прокомментировал: «Если бы молодые люди сделали выбор в пользу того, как люди убиты, это извращенный продукт эпохи, когда значение возмутительно, желание работать в обращении и приобретать большое количество подобных» [3, 26]. Люди погружаются в виртуальные миры весь день, как азартный наркоман проводит в разных виртуальных пространствах, нажимая на кнопки. Они превращаются в «монстров», которые принимают все эти страшные игры на самом деле. Эти молодые люди больны, они не понимают разницы между реальностью и виртуальной жизнью. Неспособность почувствовать боль другого человека, слепоту, эмоциональную глупость и жестокость я называю социальной шизофренией» [3, 27].
К сожалению, это всего лишь несколько случаев. Сегодняшняя молодежь готова пойти на многое, чтобы получить «популярность» в сети [5, 64]. Несмотря на то, что интернет-зависимость не является психическим расстройством в соответствии с медицинскими критериями, к ней следует относиться серьезно, иногда даже обращаясь к помощи врачей. Как избавиться от интернет-зависимости? Конкретного лечения интернет-зависимости еще не существует. Интернет-зависимость развивается на психологическом уровне, и необходимо устранить причины ее развития. Терапевты (психологическая коррекция) и психиатры (медикаменты) участвуют в лечении интернет-зависимости. Сначала вам нужно сломать «порочный круг» существующей зависимости. Мирная атмосфера в семье, поддержка членов являются неотъемлемой частью успеха. Если у пациента есть сопутствующие заболевания (например, депрессия), психиатры занимались их лечением.
Интернет-зависимость ˗ это комплекс психологических проблем. К сожалению, эти проблемы очень актуальны, и с ними трудно справиться. Главная задача лежит на плечах родителей, потому что они определяют будущее своих детей. Чтобы избежать подобных случаев в семье, взрослые должны быть более внимательны к своему ребенку, уделять достаточное внимание и стараться принимать активное участие в его жизни. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности, защищаться и любить, чтобы устранить малейшее желание «поиграть со смертью». Родители должны показать и объяснить, что означает человечество и взаимное сострадание. Потому что они несут ответственность за поведение и воспитание своего ребенка.
1.3 Содержание деятельности педагога по работе с родителями в рамках профилактики интернет-зависимостей у младших школьников
Нерегулируемая обществом «компьютеромания» служит питательной средой развития компьютерной преступности, особенно в молодежной среде [17, 320]. Поэтому профилактика компьютерной (Интернет) зависимости, а также других видов поведенческих зависимостей детей: «телемания» (постоянный просмотр телепрограмм), игромания (увлечение играми на компьютере, мобильном телефоне, телеприставке), исключительное внимание к собственной внешности (следование диетам, изнурение себя физическими упражнениями), беспрестанные разговоры и переписка посредством SMS по мобильному телефону, формирующаяся в более раннем возрасте аддикция к азартным играм (гемблинг), должна занимать одно из приоритетных мест в воспитательной работе классного руководителя.
Проблема компьютерной зависимости новая и пока мало изученная. Родители обычно не обращают внимания на поглощенность ребенка компьютером, если в его поведении не возникают других ярко выраженных отклонений, таких как воровство денег, прогулы школы, бродяжничество. Но нельзя недооценивать даже потенциальную опасность!
Из всего сказанного следует вывод о том, сложный и длительный процесс профилактики компьютерной зависимости основывается на сочетание различных методов и средствах воспитания. Процесс заключает в себя поэтапность работы учителя, родителей с детьми. Для того, чтобы правильно организовать деятельность школьника за компьютером необходимо свою работу строить поэтапно, и продумать какой конечный результат своей работы вы хотели бы достичь. В организации профилактики компьютерной зависимости необходимо сочетать различные формы и методы воспитательных мероприятий. Вся организация компьютерной зависимости требует тщательный отбор материала.
Методические рекомендации необходимо учитывать при профилактике компьютерной зависимости, для того чтобы не только правильно организовать процесс воспитание, но и чтобы оно было эффективно направлено детей и способствовало формированию личности.
Для профилактики компьютерной зависимости родителям необходимо:
- Регламентировать время, проводимое ребенком за компьютером.
- Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И если отец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.
- Постараться воспользоваться позитивными возможностями компьютера ˗ может быть, ребенок начнет овладевать программированием, займется компьютерной графикой, анимацией — будет делать мультики. Но для этого желательна помощь заинтересованного взрослого, не просто критикующего и запрещающего, а помогающего.
- Ограничить время работы с компьютером, объяснив, что компьютер не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя. Если ребенок склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три — в выходной. Обязательно с перерывами.
- Предложить другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.).
- Обращать внимание на игры, в которые играют дети, так как некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.
- Обсуждать игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм. Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.
В случаях, если вы самостоятельно не можете справиться с проблемой, обращайтесь к психологам, в специализированные центры.
Часто бывает так, что за кажущейся компьютерной зависимостью могут скрываться совсем другие проблемы. Это неуспешность ребенка в реальной жизни, неумение общаться, так называемая социальная неадаптированность. Такой ребенок комфортно чувствует себя именно в виртуальной реальности. И тогда в первую очередь нужно обращать внимание именно на психологические проблемы ребенка.
В качестве возможных форм воспитательной работы с детьми можно предложить следующие мероприятия:
1) проведение совместно с психологами школы и приглашенными специалистами социологических исследований, индивидуальных консультаций;
2) проведение совместно с классным руководителем классных часов, бесед с родителями, индивидуальных консультаций;
3) организация совместно с администрацией школы на уровне общешкольных мероприятий лекций и семинаров для родителей, в рамках естественнонаучных и предметных недель.
2 Организация деятельности учителя начальных классов по профилактике интернет-зависимости и компьютерной зависимости младших школьников
2.1 Изучение интернет-зависимости и компьютерной зависимости у младших школьников в МБОУ «Средняя школа № 35» ПКГО
Для раскрытия мотивов пользования Интернетом, срока и времени пребывания в Интернете на базе МБОУ «Средняя школа № 35» ПКГО среди учащихся 4 классов и их родителей было проведено анкетирование. В нем принимало участие 24 мальчика и 25 девочек. Средний возраст обучающихся 9 — 10 лет. В результате было выявлено, что доступ к интернету имеют 100% обучающихся. При этом варьируется частота пользования Сетью. Чаще и дольше им пользуются мальчики (1:2). По результатам анкетирования видно, что часть младших школьников осознает, что в Интернете можно встретиться и с вредоносной, агрессивной, негативной информацией. Столкновение с данными материалами производит на младших школьников довольно сильное впечатление. Например, 71% обучающихя считают, что Интернет опасен: 52% из них заявляют об этом в категоричной форме, 23% из опрошенных согласились с формулировкой «иногда опасен». У каждого десятого учащегося младшего школьного возраста Интернет вызывает гнев (13%), разочарование (12%), и почти 19% обучающихся, то есть пятая часть учащихся младшего школьного возраста указали, что довольно часто сталкиваются в Сети с информацией, раздражающей и вызывающей у них неприятные эмоции.
Есть определенная взаимная связь между поведением обучающихся в Сети и уровнем родительского контроля. Обучающиеся из неблагополучных семей больше предоставлены сами себе, и посещение Сети происходит бесконтрольно. В благополучных семьях 80% обучающихся под контролем, в неблагополучных ˗ 25% младших школьников контролируются в сети родителями. Чаще всего обучающиеся в благополучных семьях играют онлайн и занимаются поиском информации (65%), реже общаются в социальных сетях (5%). В неблагополучных семьях дети не используют Сеть для поиска информации (0%). В рамках анкетирования нами были сформулированы опасные последствия употребления младшими школьниками пользования Сети. Участникам анкетирования предлагалось проранжировать несколько всевозможных последствий употребления обучающимися пользования Интернетом: снижение тонуса при отсутствии компьютера, раздражительность, излишнее возбуждение, эмоциональность при виде компьютера, снижение успеваемости в школе, конфликты с родителями, в том числе в ответ на запрет компьютеров, ухудшение самочувствия, употребление с раннего возраста кофе с энергетиками, как следствие проведения ночей за компьютерами, потеря интереса к иным видам досуга, «живому» общению с одноклассниками, нарушение сна, проблемы, которые можно связать с приемом пищи (еда за компьютерами, забывание о еде), игнорирование личной гигиены, невыполнение домашних обязанностей. В результате анкетирования оказалось, что мнения о последствиях употребления младшими школьниками пользования Сетью в целом аналогичны и у родителей, и у самих младших школьников.
Таким образом, родителей больше всего пугает потеря интереса младших школьников к иным видам досуга, «живому» общению с одноклассниками. Родители считают менее опасным последствием употребления младшими школьниками пользования Сетью несоблюдение личной гигиены, а вот младшие школьники видят самую большую опасность в возникновении конфликтов с родителями, в том числе в ответ на запрет компьютеров. Так считают и мальчики, и девочки. Меньше всего беспокоит младших школьников несоблюдение личной гигиены и употребление с раннего возраста кофе с энергетиками, как следствие проведения ночей за компьютерами. По результатам анкетирования 50-60% детей не зарегистрированы в социальных сетях. Среди зарегистрированных большой популярностью пользуется сайт ВКонтакте. Значительная часть зарегистрированных младших школьников проводит там до 30 минут (приблизительно 60 — 70%). Остальные ˗ 1 час и более.
О вреде социальных сетей не осведомлены около 40%. В результате анкетирования дети и их родители назвали следующие интернет-опасности: интернет-зависимость, оказывает негативное влияние на здоровье, компьютерные вирусы и «слежка». 40-50% обучающихся уже в столь раннем возрасте не могут обойтись без интернета. Этот показатель у школьников с педагогической запущенностью достигает 95%. С правилами сетевого этикета знакомы 30% опрошенных. Активно пользующиеся Интернетом только на 50% чувствуют в нем безопасность. Около 55% активных пользователей подвергались угрозам, мошенничеству, рискам в глобальной сети. В этих случаях 30% опрошенных обращались за помощью к членам своей семьи. Остальные ни к кому не обращались. С терминами «кибербуллинг», «троллинг», «опасный или негативный контент» знакомы 20% опрошенных. Около 50% опрошенных знают, как защитить себя в Интернете. В анкетировании родителей принимало участие 52 человека. Среднее образование получило ˗ 55% опрошенных. Высшее образование ˗ 45%. 90,3% заявили, что они вместе с детьми являются активными пользователями Интернета. Среди всех направлений в Интернете самой большой популярностью пользуются информационные услуги, социальные сети. Реже библиотеки, видеофильмы, спорт. Многие родители (порядка 60%) проводят в сутки в Сети от 1часа до 3 часов. Дети, по мнению своих родителей, тоже проводят время в этих пределах. Здесь нами отмечено несоответствие между ответами учеников и родителей. На вопрос «Ограничиваете ли Вы время пребывания ребёнка в Сети?» родители переоценили свой уровень контроля нахождения ребенка в Интернете, тогда как обучающиеся ответили, что 80% контролируются (в благополучных семьях), а в неблагополучных ˗ 25%. И в немалой степени применяется лишь визуальный контроль и контроль времени. Какими сайтами и порталами пользуется их ребенок, знают 84% родителей. На вопрос о мерах безопасности детей в Интернете 46% родителей вообще воздержались от ответа. Вполне возможно, что родительский контроль отсутствует либо родители не осведомлены. Среди остальных перечислены: сетевые фильтры, беседы с ребенком, контроль истории просмотров, «не разрешают» и 16% «никаких мер не принимают».
С правилами сетевого этикета, по мнению родителей, знакомы 61% детей. А дети ответили, что 30% знакомы с правилами поведения, общения в Сети, с традициями и культурой интернет-сообщества. Больше половины родителей ответили, что за безопасность детей в Интернете должны отвечать родители. Среди названных угроз были деморализация, зомбирование, секты, нежелательные знакомства, мошенничество, интернет-зависимость, негативная информация, оскорбления, нежелание учиться. 80,5% родителей считают, что их ребенок не подвергался оскорблениям и мошенничеству в Сети. А обучающиеся говорят, что 55% подвергались. 60% родителей на вопрос «Знаете ли Вы, как защитить себя и ребенка в Сети?» ответили отрицательно.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф