Глава 2. ТИПИЧНЫЕ ТАМОЖЕННЫЕ ПРОЦЕДУРЫ И ИХ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
2.1. ВЫПУСК ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Пунктом 1 ст. 210 ТК ТС установлено, что товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении следующих условий: уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов; соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Пункт 1 ст. 211 ТК ТС устанавливает, что обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, возникает у декларанта с момента регистрации таможенным органом таможенной декларации.
Если товары помещены под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления таможенными органами государств — членов Таможенного союза, то повторного помещения таких товаров под таможенную процедуру при их ввозе в Российскую Федерацию не требуется.
В случае ввоза в Российскую Федерацию иностранных товаров с территории государства — члена Таможенного союза, если на территории государства — члена Таможенного союза осуществлялись операции по их переработке, включая осуществление простых сборочных операций, складирование в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада, а также иные операции, прерывающие международную перевозку товаров, за исключением операций по перевалке (перегрузке товаров из одного транспортного средства на другое) и временного складирования на период помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита, такие товары подлежат декларированию получателем товаров таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации, в регионе деятельности которого находится указанный получатель, в течение пяти рабочих дней после ввоза товаров в Российскую Федерацию.
Правительство РФ вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государства — члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в следующих случаях: если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства — члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации; если на территории государства — члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин; если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
В силу п. 7 ст. 200 ТК ТС о том, что для приобретения статуса товаров Таможенного союза условно выпущенные товары не подлежат повторному помещению под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении товаров, указанных в подп. 1 п. 1 ст. 200 ТК ТС (товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами), таможенные пошлины, налоги уплачиваются в размере сумм, исчисленных в таможенной декларации, по которой производился условный выпуск товаров, и не уплаченных в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов.
В отношении товаров, указанных в подп. 3 п. 1 ст. 200 ТК ТС (товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых государством — членом Таможенного союза применяются ставки ввозных таможенных пошлин, размер которых меньше, чем размер ставок ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом), таможенные пошлины уплачиваются в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров.
Документы, в связи с отсутствием которых товары были условно выпущены на основании подп. 2 п. 1 ст. 200 ТК ТС, представляются декларантом в таможенный орган, которым был осуществлен условный выпуск товаров. В данном случае под таможенным органом понимается таможенный пост.
Таможенный орган принимает указанные документы на основании заявления декларанта, составленного в произвольной форме. Заявление декларанта с прилагаемыми к нему документами регистрируется таможенным постом в соответствии с внутренними правилами делопроизводства. В заявлении указывается номер декларации на товары, по которой таможенным органом осуществлялся условный выпуск товаров. По просьбе декларанта таможенный орган обязан выдать письменное подтверждение принятия документов.
Документы, необходимые для проведения таможенного контроля, должны храниться лицами и таможенными органами в течение пяти лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, если иной срок не установлен законодательством государств — членов Таможенного союза, а лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела, должны хранить документы, необходимые для таможенного контроля, в течение пяти лет после года, в течение которого проводились таможенные операции.
В случаях, когда таможенным органом был осуществлен условный выпуск в связи с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами, по истечении пяти лет со дня выпуска товаров указанные ограничения по пользованию и (или) распоряжению товарами прекращают свое действие. Правительство РФ вправе устанавливать более короткие или более продолжительные сроки действия указанных ограничений.
2.2. ЭКСПОРТ
Экспорт — активно используемая в международной торговле таможенная процедура. В статье рассмотрено понятие экспорта в таможенном праве, проведено разграничение между вывозом как внешнеторговой операцией, связанной с различными таможенными процедурами — временным вывозом, переработкой вне таможенной территории, реэкспортом и т.д., — и конкретной таможенной процедурой экспорта, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Под экспортом (от лат. exporto — вывожу) в широком смысле слова понимается вывоз товаров, которые уже проданы иностранному покупателю или предназначаются для продажи на иностранных рынках, для их переработки, ремонта на территории другого государства и т.д. Предметом экспорта, понимаемого таким расширительным образом, могут быть как товары, произведенные в стране, так и товары, в ней не произведенные, но ввезенные для последующей переработки, или реэкспортируемые товары (вывоз ранее ввезенных товаров, не подвергшихся в данном государстве никакой переработке). Факт экспорта товаров фиксируется в момент пересечения таможенной границы и отражается в таможенной (внешнеторговой) статистике. Экспортной операции страны-продавца (страны-экспортера) соответствует импортная операция страны-покупателя (страны-импортера).
От экспорта как вывоза товара за рубеж следует отличать экспорт, понимаемый как одна из установленных таможенных процедур. В таможенном праве ЕАЭС понятие таможенной процедуры экспорта имеет четкое законодательное закрепление (ст. 212 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТС)): таможенная процедура, при которой товары ТС вывозятся за пределы таможенной территории ТС и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.
Из приведенного легального определения таможенной процедуры экспорта следует, во-первых, что под эту таможенную процедуру могут помещаться только товары ТС (пп. 37 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС), то есть находящиеся на таможенной территории ТС товары:
1) полностью произведенные на территориях государств — членов ТС;
2) ввезенные на таможенную территорию ТС и приобретшие статус товаров ТС в соответствии с таможенным законодательством ТС;
3) изготовленные на территориях государств — членов ТС из товаров, указанных в п. (1) и (2), и (или) иностранных товаров и приобретшие статус товаров ТС в соответствии с таможенным законодательством ТС.
Во-вторых, такие товары должны быть вывезены с таможенной территории ТС. Под вывозом товаров с таможенной территории ТС понимается (пп. 4 п. 1 ст. 4 Таможенного кодекса ТС) совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории ТС любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы.
В этой связи отметим, что согласно ст. 212 Таможенного кодекса ТС допускается помещение под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам. Таким образом, товар считается вывезенным из Российской Федерации за пределы таможенной территории ТС в таможенном режиме экспорта и в том случае, если в указанную таможенную процедуру он был помещен после фактического вывоза в порядке, предусмотренном п. 2 ст. 212 Таможенного кодекса ТС.
Положение о допустимости помещения под таможенную процедуру экспорта товаров, ранее помещенных под таможенные процедуры временного вывоза или переработки вне таможенной территории, без их фактического предъявления таможенным органам включено в Таможенный кодекс ТС для усиления экономической «маневренности» участников внешнеторговой деятельности, предоставления им возможности изменения таможенного статуса товаров и смены одной заявленной таможенной процедуры на другую. В соответствии с этим положением Таможенного кодекса ТС, если декларант посчитает необходимым изменить таможенную процедуру товаров, вывезенных ранее с таможенной территории ТС, например с ранее заявленной процедуры временного вывоза (на практике такая необходимость часто возникает в связи с аварией, уничтожением транспортных средств, строительной техники и т.д.) на таможенную процедуру экспорта, освобождающую его от обязанности обратного ввоза товара на таможенную территорию ТС, он может это сделать без фактического предъявления такого товара таможенным органам государств — членов ТС.
В-третьих, товары, помещаемые под таможенную процедуру экспорта, предназначаются для постоянного нахождения за пределами таможенной территории ТС. С помощью этой характеристики удается отграничить таможенную процедуру экспорта от «смежных» таможенных процедур, связанных с вывозом товаров с таможенной территории ТС и составляющих в совокупности понятие экспорта в широком смысле. Речь идет о таких таможенных процедурах, как временный вывоз, реэкспорт, переработка товаров вне таможенной территории.
Ключевой характеристикой статуса товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, является их постоянное нахождение впоследствии за пределами таможенной территории ТС.
Характеристика товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, как товаров ТС, вывозимых за пределы таможенной территории ТС, не является определяющей, поскольку ей отвечают также товары, помещаемые и под другие таможенные процедуры — временного вывоза, реэкспорта, переработки товаров вне таможенной территории и др. Однако последние товары вывозятся с единой таможенной территории ТС с обязательным условием их обратного возвращения.
Определение таможенной процедуры экспорта, содержащееся в Таможенном кодексе ТС (ст. 212), соответствует дефиниции «полный экспорт» (определение E1./F1.) в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотской конвенции): «Полный экспорт означает таможенную процедуру, применимую к товарам, которые, находясь в свободном обращении, убывают с таможенной территории и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами». В этом случае использование определения «полный» усиливает противопоставление товаров, вывозимых с таможенной территории под таможенной процедурой экспорта, и товаров, вывозимых с таможенной территории под иными таможенными процедурами (временный вывоз, реэкспорт, переработка вне таможенной территории).
Помещение товаров под таможенную процедуру экспорта и фактический вывоз таких товаров с таможенной территории ТС приводят к изменению статуса таких товаров — они утрачивают статус товаров ТС и становятся иностранными товарами (ст. 213 Таможенного кодекса ТС).
Нормативно-правовое регулирование. Будучи одной из основных «классических» таможенных процедур, процедура экспорта не могла быть лишена внимания на международно-правовом уровне. В Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года (в редакции 1999 года) (Киотской конвенции) экспорту посвящено специальное приложение C, в котором сформулированы стандарты и рекомендации, касающиеся области применения таможенной процедуры экспорта (например: стандарт, в соответствии с которым таможенная служба по общему правилу не требует подтверждения прибытия товаров за границу; рекомендация по документации, в соответствии с которой в национальном законодательстве должно предусматриваться, что товары могут декларироваться способом, альтернативным стандартной декларации на товары, при условии, что такой способ обеспечивает предоставление необходимых сведений, относящихся к товарам, подлежащим очистке с целью полного экспорта).
В таможенном законодательстве ТС нормативно-правовые основы таможенной процедуры экспорта заложены в главе 31 Таможенного кодекса ТС, в которой определены содержание данной таможенной процедуры, условия помещения товаров под эту таможенную процедуру экспорта, а также возникновение и прекращение обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин и сроки их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта.
Нормотворческими полномочиями по урегулированию различных аспектов таможенной процедуры экспорта наделена также Евразийская экономическая комиссия.
Так, например, в решении Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30 «О мерах нетарифного регулирования» определены конкретные условия помещения под таможенную процедуру экспорта отдельных категорий товаров (наличие лицензий, сертификатов и т.п.).
Вопросы, не урегулированные таможенным законодательством ЕАЭС, могут передаваться на уровень национального законодательства государств — членов ЕАЭС. Так, Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» определен порядок представления сертификата о происхождении товара при экспорте отдельных категорий товаров (ст. 231), а также особенности экспорта товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами.
В развитие положений, содержащихся в актах законодательства о таможенном деле, принимаются подзаконные нормативные правовые акты, которыми регулируются отдельные аспекты таможенной процедуры экспорта.
Например: Указ Президента РФ от 20 сентября 2010 года N 1137 «Об утверждении Положения о ввозе в Российскую Федерацию из стран, не входящих в Таможенный союз в рамках ЕврАзЭС, и вывозе из Российской Федерации в эти страны драгоценных металлов, драгоценных камней и сырьевых товаров, содержащих драгоценные металлы», Постановление Правительства РФ от 30 августа 2013 года N 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», Приказ ФТС России от 28 октября 2014 года N 2092 «О сокращении перечня документов, представляемых при таможенном декларировании товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта и не облагаемых вывозными таможенными пошлинами» и т.д.
Правовые нормы, регулирующие таможенную процедуру экспорта, разъясняются в письмах ФТС России, которые сами, не являясь нормативными правовыми актами, содержат толкование и комментарии подлежащих применению норм таможенного законодательства (например, письмо ФТС России от 19 июня 2012 года N 01-11/30546 «О сроках предоставления информации о дате фактического вывоза товаров», письмо ФТС России от 10 марта 2010 года N 05-18/10832 «О начислении вывозных пошлин».
Условия помещения под таможенную процедуру экспорта. Основными условиями помещения товаров под таможенную процедуру экспорта являются (ст. 213 Таможенного кодекса ТС): во-первых, уплата вывозных таможенных пошлин; во-вторых, соблюдение установленных запретов и ограничений; в-третьих, представление сертификата о происхождении товара при экспорте отдельных категорий товаров.
Итак, первым обязательным условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является уплата вывозных таможенных пошлин. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона РФ от 21 мая 1993 года N 5003-1 «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливаются Правительством РФ.
Соответствующие полномочия Правительство РФ реализовало, издав Постановление от 30 августа 2013 года N 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств — участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Порядок исчисления и уплаты вывозных таможенных пошлин, а также определения таможенной стоимости при использовании адвалорных и комбинированных ставок определен Таможенным кодексом ТС, иными актами таможенного законодательства ТС, а также актами законодательства Российской Федерации о таможенном деле.
В отношении вывозных таможенных пошлин могут быть установлены тарифные льготы. Под тарифной льготой в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины (ст. 34 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
Тарифные льготы в отношении товаров, вывозимых из Российской Федерации, устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и не могут носить индивидуальный характер. Порядок предоставления установленных законом тарифных льгот определяется Правительством РФ.
Так, от таможенной пошлины освобождаются в соответствии со ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе»: предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, вывозимое из Российской Федерации для обеспечения деятельности российских и арендованных российскими лицами судов, осуществляющих рыболовство; товары, вывозимые из Российской Федерации по решению Правительства РФ в страны, не являющиеся государствами — членами ТС, в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, в благотворительных целях, в том числе в целях оказания технической помощи; товары, за исключением подакцизных, по перечню, утверждаемому Правительством РФ, вывозимые из Российской Федерации в рамках международного сотрудничества Российской Федерации в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов; товары, вывозимые из Российской Федерации, произведенные при реализации соглашения о разделе продукции и принадлежащие сторонам соглашения о разделе продукции; следующие товары, вывозимые из Российской Федерации и полученные при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья: нефть сырая, газовый конденсат природный, газ природный сжиженный и в газообразном состоянии, широкая фракция легких углеводородов и т.д.
Законодатель там же (ст. 35 Закона РФ «О таможенном тарифе») установил, что по решению Правительства РФ могут предоставляться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении: вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации; вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (речь идет о Федеральном законе от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).
Вторым условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является соблюдение всех установленных запретов и ограничений — комплекса мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающих: меры нетарифного регулирования; меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов; особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами; меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения; меры технического регулирования; санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования.
Такие запреты и ограничения могут быть установлены международными договорами государств — членов ТС, решениями Евразийской экономической комиссии, а также нормативными правовыми актами государств — членов ТС, изданными в соответствии с международными договорами государств — членов ТС.
В Договоре о Евразийском экономическом союзе определены единые меры нетарифного регулирования, которые могут применяться ЕАЭС в торговле с третьими странами: запрет ввоза и (или) вывоза товаров; количественные ограничения ввоза и (или) вывоза товаров; исключительное право на экспорт и (или) импорт товаров; автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или) импорта товаров; разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров.
Меры нетарифного регулирования вводятся и применяются на основе принципов гласности и недискриминации в порядке, согласно приложению N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе (Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран).
Ярким примером установления запретов и ограничений решениями Евразийской экономической комиссии является решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30 «О мерах нетарифного регулирования». Этим нормативным правовым актом на таможенной территории ЕАЭС введены единые меры нетарифного регулирования: запрет ввоза и вывоза товаров по установленному перечню; разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров по установленному перечню
Товары, в отношении которых введены единые меры нетарифного регулирования, включаются в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, публикуемый на неофициальном сайте Евразийского экономического союза в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Разрешительный порядок ввоза и вывоза товаров реализуется посредством лицензирования, а также применения иных административных мер регулирования внешнеторговой деятельности, установленных в соответствии с рядом положений, являющихся приложениями к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 года N 30 «О мерах нетарифного регулирования». Например, в соответствии с Положением о вывозе с таможенной территории ЕАЭС минерального сырья.
Запреты и ограничения на вывоз товаров могут также устанавливаться национальным законодательством государств — членов ЕАЭС (например, Законом РФ от 15 апреля 1993 года N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Федеральным законом от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ «Об оружии» и т.д.).
Особое место в механизме нетарифного регулирования экспорта занимают меры экспортного контроля за перемещением через таможенную границу товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (сырье, материалы, оборудование и т.д., которые в силу своих особенностей и свойств могут быть использованы в целях создания оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружений и военной техники, а также продукции, являющейся наиболее опасной в случае ее использования при подготовке и совершении террористических актов). Соглашение по экспортному контролю в рамках ЕАЭС пока еще не принято, и в настоящее время в торговой практике применяется национальное законодательство. В Российской Федерации это Федеральный закон от 18 июля 1999 года N 183-ФЗ «Об экспортном контроле» и принятые в соответствии с ним подзаконные нормативные правовые акты.
Третьим условием помещения товаров под таможенную процедуру экспорта является представление сертификата о происхождении товара в отношении товаров, включенных в сводный перечень товаров, формируемый Евразийской экономической комиссией в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, регулирующими вопросы применения вывозных таможенных пошлин в отношении третьих стран.
Порядок формирования такого сводного перечня предусмотрен, в частности, в ст. 1 Соглашения о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года. В соответствии с этой нормой каждое государство — участник Соглашения формирует перечень товаров, поставляемых в третьи страны (то есть государства, не являющиеся участниками данного Соглашения), в отношении которых предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин с указанием ставок этих пошлин, и направляет его в наднациональный регулирующий орган — Евразийскую экономическую комиссию. В свою очередь, Комиссия формирует сводный перечень товаров, поставляемых в третьи страны, в отношении которых законодательством государств — участников Соглашения предусмотрено применение вывозных таможенных пошлин с указанием ставок этих пошлин. Подготовленный таким образом сводный перечень товаров Комиссия направляет государствам — участникам Соглашения.
Порядок выдачи сертификата о происхождении товара установлен как Таможенным кодексом (ст. 61, ст. 62), так и национальным законодательством о таможенном деле (ст. 109, ст. 231 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).
Порядок представления таможенным органам государств — членов ТС сертификата о происхождении товара при экспорте отдельных категорий товаров установлен в ст. 231 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Сертификат о происхождении товаров, помещаемых под таможенную процедуру экспорта, выдается в случае, если при экспорте за пределы таможенной территории ТС товаров, происходящих из Российской Федерации, уплачиваются вывозные таможенные пошлины. В этом случае таможенным органам представляется сертификат о происхождении товаров, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ (ТПП России). Соответствующие полномочия ТПП России закреплены в ее Уставе (п. 18 ст. 12): «ТПП России <…> удостоверяет в соответствии с международной практикой сертификаты происхождения товаров, определяет порядок удостоверения торгово-промышленными палатами сертификатов происхождения товаров, оформляет документы, связанные с экспортом и импортом товаров и услуг, а также другие документы, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности».
Сертификат происхождения товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта, ТПП России выдает в соответствии с правилами определения страны происхождения товаров, применяемых при предоставлении торгового режима свободной торговли Содружества Независимых Государств (Соглашение Правительств государств — участников стран СНГ от 20 ноября 2009 года «О правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств».
2.3. ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ
Таможенный транзит — таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся под таможенным контролем по таможенной территории таможенного союза, в том числе через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза, от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов с применением запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного и технического регулирования.
Таможенный транзит применяется при перевозке: иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа; иностранных товаров, а также товаров таможенного союза, если это предусмотрено в соответствии с пунктом 5) настоящей статьи, от внутреннего таможенного органа до таможенного органа в месте убытия; иностранных товаров от одного внутреннего таможенного органа до другого внутреннего таможенного органа; товаров таможенного союза от таможенного органа места убытия до таможенного органа места прибытия через территорию государства, не являющегося членом таможенного союза.
При этом Таможенный транзит не применяется в отношении товаров, перевозимых воздушным транспортом, если воздушное судно во время совершения международного рейса в месте прибытия совершает промежуточную или вынужденную (техническую) посадку без частичной разгрузки (выгрузки) товаров.
Таможенный транзит в отношении товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях, трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи, применяется с учетом особенностей, установленных настоящим Кодексом.
Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории таможенного союза, определяются международным договором государств — членов таможенного союза.
Особенности таможенного транзита в отношении товаров, перемещаемых морским транспортом, а также при перевозке товаров в соответствии с подпунктами 2 и 4 пункта 2 настоящей статьи, перемещаемых по территории только одного государства — члена таможенного союза, могут быть установлены законодательством такого государства — члена таможенного союза.
Товары, помещенные под таможенную процедуру экспорта, перевозятся по таможенной территории таможенного союза без помещения под таможенную процедуру таможенного транзита, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) решением Комиссии таможенного союза.
Помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита допускается при соблюдении следующих условий: товары не запрещены к ввозу на таможенную территорию таможенного союза или вывозу с такой территории; в отношении товаров представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу, если такое перемещение допускается при наличии этих документов; в отношении ввозимых товаров осуществлены пограничный контроль и иные виды государственного контроля, если товары подлежат такому контролю в месте прибытия; представлена транзитная декларация; в отношении товаров приняты меры обеспечения соблюдения таможенного транзита в соответствии со статьей 217 ТК ТС; обеспечена идентификация товаров в соответствии со статьей 109 ТК ТС; транспортное средство международной перевозки оборудовано надлежащим образом в случае, если товары перевозятся под таможенными пломбами и печатями.
К мерам обеспечения соблюдения таможенного транзита относятся: обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров в соответствии с главой 12 ТК ТС; таможенное сопровождение; установление маршрута перевозки товаров.
При таможенном транзите таможенные органы не требуют предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, если: в качестве декларанта выступают таможенный перевозчик или уполномоченный экономический оператор; товары перемещаются железнодорожным и трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи; это установлено международными договорами; товары перевозятся под таможенным сопровождением; в иных случаях, установленных ТК ТС и (или) международными договорами государств — членов таможенного союза.
Маршруты определяются таможенным органом отправления на основании сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах. Изменение маршрута допускается с письменного разрешения таможенного органа отправления либо любого таможенного органа, находящегося по пути его следования.
Таможенное сопровождение — сопровождение транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое осуществляется должностными лицами таможенных органов либо иными организациями в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза в целях обеспечения соблюдения таможенного транзита.
Однако оно возможно не всегда. Таможенный орган вправе принять решение о таможенном сопровождении в случаях: определяемых на основе системы управления рисками; непредставления либо недостаточности обеспечения уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии с главой 12 ТК ТС; неоднократного невыполнения перевозчиком обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, которое было установлено вступившими в законную силу постановлениями о привлечении к административной ответственности, если хотя бы одно из указанных постановлений не исполнено; неисполнения перевозчиком обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 227 ТК ТС.
Срок таможенного транзита от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения устанавливается таможенным органом отправления в соответствии с обычным сроком перевозки товаров, исходя из вида транспорта и возможностей транспортного средства, установленного маршрута, других условий перевозки и (или) заявления декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, а также с учетом требований режима труда и отдыха водителя в соответствии с международными договорами, но не более предельного срока таможенного транзита.
Предельный срок таможенного транзита не может превышать срок, определяемый из расчета двух тысяч километров за 1 (один) месяц. Установленный таможенным органом срок таможенного транзита по мотивированному обращению декларанта или перевозчика, если перевозчик не выступал декларантом таможенной процедуры таможенного транзита, может быть продлен в пределах срока, указанного выше.
Место доставки товаров при таможенном транзите определяется таможенным органом отправления на основании сведений о пункте назначения, указанном в транспортных (перевозочных) документах.
В случаях, установленных законодательством государств — членов таможенного союза, таможенный орган отправления вправе устанавливать места доставки независимо от сведений, указанных в транспортных (перевозочных) документах.
Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено ТК ТС.
Местом доставки товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом, является зона таможенного контроля на станции назначения (подъездных путях).
В случае если при таможенном транзите пункт назначения изменяется в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза в области транспорта, перевозчик вправе обратиться в таможенный орган с просьбой об изменении места доставки товаров. При этом перевозчик представляет в любой таможенный орган, находящийся по пути его следования, заявление об изменении пункта назначения, составленное в произвольной форме, документы, подтверждающие изменение пункта назначения, а также транзитную декларацию и иные документы на товары.
Решение об изменении места доставки товаров принимается таможенным органом не позднее дня, следующего за днем получения заявления и документов, которые указаны в части первой настоящего пункта. Указанное решение оформляется путем завершения таможенной процедуры таможенного транзита в отношении товаров, место доставки которых изменено, и оформления новой транзитной декларации. Товары помещаются под таможенную процедуру таможенного транзита в день принятия таможенным органом решения об изменении места доставки товаров.
Для перевозки товаров под таможенными пломбами и печатями транспортные средства международной перевозки должны быть сконструированы и оборудованы с соблюдением требований,указанныхв ТК ТС.
Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями может быть выдано: в индивидуальном порядке; по типу конструкции (сериям) транспортных средств.
Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями выдается таможенным органом по заявлению заинтересованного лица не позднее трех рабочих дней со дня получения указанного заявления. Указанное свидетельство остается действительным до тех пор, пока не произошли изменения конструкции транспортного средства международной перевозки, но не более двух лет.
Свидетельство о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями при переходе к другому лицу права владения транспортным средством остается действительным.
Форма свидетельства о допущении транспортного средства международной перевозки к перевозке товаров под таможенными пломбами и печатями и порядок его выдачи и использования устанавливаются решением Комиссии таможенного союза.
Таможенная процедура таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки, установленное таможенным органом отправления. В месте доставки товаров до завершения таможенной процедуры таможенного транзита товары размещаются в зоне таможенного контроля. Размещение товаров в зоне таможенного контроля допускается в любое время суток.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик обязан представить таможенному органу назначения транзитную декларацию, а также имеющиеся у него другие документы: отношении товаров, перевозимых автомобильным транспортом, — в течение 1 (одного) часа с момента их прибытия в место доставки товаров, а в случае прибытия товаров вне установленного времени работы таможенного органа — в течение 2 (двух) часов с момента наступления времени начала работы этого таможенного органа; отношении товаров, перевозимых с использованием водных, воздушных судов и железнодорожного транспорта, — в течение времени, установленного технологическим процессом порта, аэропорта или железнодорожной станции при осуществлении международной перевозки, если иной срок не установлен законодательством государств — членов таможенного союза. По требованию таможенного органа перевозчик обязан предъявить товары.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф