Глава 3. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОТДЕЛЬНЫХ ТАМОЖЕННЫХ ПРОЦЕДУР
3.1. ПРОБЛЕМЫ ВЫПУСКА ДЛЯ ВНУТРЕННЕГО ПОТРЕБЛЕНИЯ
Как мы установили выше, основной характеристикой таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления является возможность пользоваться и (или) распоряжаться товарами после их выпуска без каких-либо ограничений, в том числе временного характера, т.е. товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории ТС.
Согласно ст. 210 ТК ТС, условиями помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления являются: уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов, если не установлены тарифные преференции, льготы по уплате таможенных пошлин, налогов;
-соблюдения запретов и ограничений; представления документов, подтверждающих соблюдение ограничений в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер.
Следует учитывать, что несоблюдение таких мер влечет условный выпуск товаров, что, в свою очередь, предопределяет статус таких товаров как иностранных и налагает ряд ограничений, связанных с пользованием и (или) распоряжением указанными товарами (запрет на передачу товаров третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом). Например, в случаях, если ограничения на ввоз указанных товаров установлены в связи с проверкой качества и безопасности этих товаров, на использование (эксплуатацию, потребление) таких товаров налагается запрет. Также будут считаться условно выпущенными товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, если предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных пошлин, налогов либо если на счета таможенных органов не поступили суммы подлежащих уплате таможенных платежей.
Одной из особенностей таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления является совпадение моментов помещения товаров под таможенную процедуру (момент начала действия таможенной процедуры) и окончания действия таможенной процедуры. Таким моментом является выпуск товаров.
Момент окончания действия рассматриваемой таможенной процедуры сопряжен с изменением статуса товаров как находящихся под таможенным контролем иностранных товаров на товары, находящиеся в свободном обращении на таможенной территории ТС.
Статья 211 ТК ТС регламентирует вопросы прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот, которые сопряжены с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами (такая обязанность прекращается по истечении пяти лет со дня выпуска товаров или иного установленного срока действия ограничений при условии, что в этот период лицо не отказалось от использования таких льгот и им не нарушены ограничения по пользованию и распоряжению товарами). Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении указанных товаров прекратится также в случаях помещения товаров в течение пятилетнего или иного установленного срока действия ограничений под таможенные процедуры уничтожения (гл. 42 Кодекса) или отказа в пользу государства (гл. 43 Кодекса), а также при помещении товаров под таможенную процедуру реэкспорта (гл. 40 Кодекса). Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекратится и в общих случаях, установленных ст.80 Кодекса, наступивших в течение пятилетнего или иного установленного срока действия ограничений.
При совершении действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов, который определен как первый день совершения указанных действий, а если этот день не установлен — день регистрации таможенным органом таможенной декларации для помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
Срок уплаты таможенных пошлин, налогов установлен и для случая отказа от использования таких льгот: до внесения изменений в таможенную декларацию в части отказа от использования льгот. Возможность внесения таких изменений предусмотрена ст. 191 Кодекса.
Положения по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные в соответствии со ст. 211 , не были регламентированы в ТК РФ, — это новелла Кодекса.
3.2. ЭКСПОРТ: УПРОЩЕННЫЙ ПОРЯДОК ДЕКЛАРИРОВАНИЯ И ВЫПУСКА ТОВАРОВ
Применительно к экспорту товаров, в отношении которых не предусмотрена уплата вывозных таможенных пошлин, может быть применен особый, упрощенный порядок декларирования и выпуска товаров, предусмотренный Федеральным законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ст. 232).
Упрощение процедуры декларирования происходит, среди прочего, за счет того, что в отношении таких товаров таможенная стоимость не определяется, не заявляется и не подтверждается. В этом случае требования таможенных органов при таможенном декларировании ограничиваются только теми, которые необходимы: во-первых, для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории ТС в счет исполнения конкретной внешнеэкономической сделки; во-вторых, для обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
По общему правилу вывозные таможенные пошлины подлежат уплате до выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. В отдельных случаях в Таможенном кодексе ТС в порядке исключения могут быть установлены иные сроки. Так, например, в соответствии со ст. 336 Таможенного кодекса ТС вывоз с таможенной территории ТС товаров, перемещаемых по линиям электропередач (электрической энергии), допускается до подачи таможенной декларации таможенному органу. Декларирование осуществляется с последующей подачей таможенной декларации на помещение электрической энергии под таможенную процедуру экспорта соответственно не позднее двадцатого числа месяца, следующего за каждым календарным месяцем фактической ее поставки.
Нормативная база таможенной процедуры экспорта в рамках ЕАЭС отличается сочетанием общепризнанных международно-правовых регуляторов (Киотской конвенции и др.), таможенного законодательства ЕАЭС (Таможенного кодекса ТС, актов наднационального регулятора и др.), а также национального законодательства государств — членов ЕАЭС. При этом уровень наднационального регулирования включает как акты законодательства государств — членов ЕАЭС о таможенном деле, так и акты налогового законодательства, регулирующие отдельные особенности обложения экспортных поставок НДС и акцизами. Если модель нормативного регулирования таможенных отношений, связанных с помещением вывозимых товаров под таможенную процедуру экспорта, можно считать в основном завершенной, то нормативное регулирование фискальных отношений — по уплате вывозных таможенных пошлин, НДС и акцизов — в настоящее время продолжает активно формироваться.
3.3. ТАМОЖЕННЫЙ ТРАНЗИТ: ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОГООФОРМЛЕНИЯ
В настоящее время активно вводится технология электронного оформления таможенного тарифа, в связи с чем на первое место выходит проблематика эффективности и надежности информационных систем, применяемых для данных целей.
Порядок использования информационных систем в таможенном деле устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза (см. гл. 4 ТК ТС) и законодательством Российской Федерации. Здесь необходимо отметить следующие акты.
1) Приказ Федеральной таможенной службы от 5 августа 2015 г. N 1572 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств и перемещаемых ими товаров в международном грузовом сообщении при представлении документов и сведений в электронном виде». Указанный Порядок разработан в соответствии с гл. 23 и 24 ТК ТС, ч. 3 комментируемой статьи, решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 17 сентября 2013 г. N 196 «О введении обязательного предварительного информирования о товарах, ввозимых на единую таможенную территорию Таможенного союза железнодорожным транспортом», Соглашением о представлении и об обмене предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), Соглашением об особенностях таможенного транзита товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом по таможенной территории Таможенного союза (Санкт-Петербург, 21 мая 2010 г.), решением Комиссии Таможенного союза от 17 августа 2010 г. N 438 «О порядке совершения таможенными органами таможенных операций, связанных с подачей, регистрацией транзитной декларации и завершением таможенной процедуры таможенного транзита», ФЗ «Об электронной подписи», Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей Интернет». Обозначенный Порядок определяет последовательность действий по использованию ЕАИС таможенных органов при совершении таможенных операций в отношении железнодорожных транспортных средств и товаров, перемещаемых через таможенную Границу Таможенного союза в железнодорожных пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, при представлении перевозчиком либо уполномоченными им лицами документов и сведений в электронном виде в соответствии со спецификацией интерфейса взаимодействия между информационными системами таможенных органов и информационными системами, предназначенными для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме, разработанной в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом ФТС России от 24 января 2008 г. N 52 с использованием усиленных квалифицированных электронных подписей в порядке, определенном ФЗ «Об электронной подписи». Порядок применяется в случае представления перевозчиком документов и сведений в электронном виде в ЕАИС таможенных органов. Порядок не применяется в отношении товаров: перемещаемых в адрес грузополучателей либо от грузоотправителей, находящихся в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Республике Армения; перемещаемых в багажных вагонах, и товаров, перемещаемых в адрес физических лиц.
2) Приказ Федеральной таможенной службы от 17 сентября 2013 г. N 1761 «Об утверждении Порядка использования Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов при таможенном декларировании и выпуске (отказе в выпуске) товаров в электронной форме, после выпуска таких товаров, а также при осуществлении в отношении их таможенного контроля». Указанный Порядок определяет последовательность действий по использованию ЕАИС таможенных органов при представлении таможенным органам, правомочным регистрировать декларации на товары, документов и сведений в электронном виде при декларировании товаров, в том числе при принятии, регистрации (отказе в регистрации) декларации на товары, поданной в виде электронного документа (далее — ЭДТ), при принятии решения о выпуске (отказе в выпуске) товаров, декларируемых в электронной форме, при выпуске товаров до подачи ЭДТ, при декларировании товаров с использованием предварительной ЭДТ, при декларировании товаров с использованием временной ЭДТ, а также при взаимодействии между таможенными органами и декларантами после выпуска товаров и при осуществлении таможенного контроля товаров, декларируемых в электронной форме.
3) Приказ Федеральной таможенной службы от 25 октября 2011 г. N 2187 «Об утверждении Положения об использовании участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, средств электронной подписи при реализации информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации». Указанное Положение определяет условия и единый порядок использования средств электронной подписи участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела, при осуществлении информационного взаимодействия с таможенными органами Российской Федерации.
4) Приказ Федеральной таможенной службы от 24 января 2008 г. N 52 «О внедрении информационной технологии представления таможенным органам сведений в электронной форме для целей таможенного оформления товаров, в том числе с использованием международной ассоциации сетей «Интернет». Данным Приказом утверждены: Порядок предоставления технической документации, регламентирующей взаимодействие информационных систем таможенных органов и информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме; Порядок проведения испытаний программного обеспечения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме; Порядок подключения информационных систем, предназначенных для представления участниками внешнеэкономической деятельности сведений таможенным органам в электронной форме с использованием информационно-вычислительных сетей общего пользования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Примененные в тесной связи между собой общие и частнонаучные методы и приемы позволили прийти к следующим основным выводам и положениям:
- В соответствии со ст. 4 ТК ТС таможенная процедура — совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории или за ее пределами. В данном нормативном определении суть таможенной процедуры выражается посредством совокупности норм, правил поведения, что отличается от традиционных взглядов на процедуру как на систему последовательно сменяющих друг друга актов поведения, направленных на достижение некоторого социального результата.
В работе рассмотрен генезис понятия «таможенный режим» в категорию «таможенная процедура» в отечественном законодательстве и связь данного вопроса с международной и зарубежной практикой. Одновременно установлены причины такого перехода и его возможные последствия в рамках правового регулирования.
Соглашаясь с необходимостью разделения аспектов понимания таможенных процедур, все же следует отметить разнородность процедур как элементов таможенного процесса, выступающих в качестве разновидностей юридических процедур, и собственно таможенных процедур как инструментов нормативного регулирования, понимая под ними совокупность правовых норм, определяющих условия вовлечения товаров во внутренний или внешний оборот. Рассмотрение таможенной процедуры при таком понимании невозможно без определения ее места среди элементов механизма правового регулирования.
Таможенная процедура, при ее понимании как инструмента правового регулирования, очевидно, относится к числу правовых норм, посредством реализации которых возникает правоотношение между таможенным органом и лицом, управомоченным совершать юридически значимые действия при перемещении товара через таможенную границу.
Применительно к помещению товаров под таможенную процедуру следует различать: а) завершение процесса помещения товаров под таможенную процедуру и б) завершение действия самой таможенной процедуры, представляющие собой разнопорядковые явления. Они входят в число элементов систем разного уровня — механизма правового регулирования в первом случае и собственно таможенной процедуры как элемента этого механизма — во втором.
- Процедуры таможенного процесса, как разновидности юридических процедур, преследуют общие с ними цели. Целью процедур таможенного процесса можно назвать формирование гарантий соблюдения прав и законных интересов граждан и организаций во взаимоотношениях с таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу.
Основная цель таможенных процедур — сформулировать правовые условия, при соблюдении которых товары, перемещенные или перемещаемые через таможенную границу, в большей или меньшей степени могут быть вовлечены во внутренний или внешний оборот. Таможенная процедура в данном случае определяет условия наступления результата перемещения товаров через таможенную границу. Можно сказать, что таможенная процедура — не результат, а инструмент правового регулирования.
Сама по себе таможенная процедура, как и большинство явлений в таможенном праве, носит вспомогательный, служебный характер по отношению к реализации основных отношений, связанных с использованием перемещенных через таможенную границу товаров во внутреннем или внешнем обороте. В этом смысле цель таможенной процедуры — формулирование таких условий вовлечения товаров, перемещенных через таможенную границу, в экономический и культурный оборот, которые бы обеспечивали необходимый баланс публичных и частных интересов.
- Выбор таможенной процедуры предусмотрен для того, чтобы лицо, перемещающее товар через таможенную границу, могло самостоятельно избрать наиболее оптимальный способ исполнения своих обязанностей, связанных с уплатой таможенных платежей, соблюдением запретов и ограничений в сфере внешней торговли, документальным сопровождением и пр. В то же время следует учитывать, что норма, закрепляющая право декларанта на выбор таможенной процедуры, хоть и выступает проявлением диспозитивности, по своему характеру диспозитивной не является, так как декларант в заданных законодателем условиях не может избрать какой-либо иной вариант поведения, кроме как применять таможенную процедуру или не применять ее вовсе.
- К числу условий, образующих элементный состав таможенной процедуры, можно отнести: определение категории товаров, к которым она может или не может применяться; требования к состоянию товара в период применения таможенной процедуры; определение направления движения товара; регламентацию применения или неприменения запретов и ограничений; необходимость уплаты таможенных платежей или возможность освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов; установление срока действия таможенной процедуры; иные условия помещения товаров под таможенную процедуру (предоставление документов, совершение необходимых действий, направленных на обеспечение соблюдения таможенного законодательства, и т.п.); особенности завершения действия таможенной процедуры; особенности возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и определения срока их уплаты в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру.
- Все элементы таможенной процедуры, т.е. отдельные условия включения товаров в экономический или культурный оборот, в конечном счете формируют способность таможенной процедуры воздействовать на процессы перемещения товаров через таможенную границу, в том числе в связи с осуществлением внешнеторговой деятельности.
Данное свойство таможенной процедуры выражается в возможности обеспечения соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу и взимания таможенных платежей. При этом таможенную процедуру можно рассматривать также как часть юридического инструментария в механизме правового регулирования общественных отношений, связанных с взиманием таможенных платежей. Посредством описания условий уплаты таможенных платежей для отдельных таможенных процедур формируется приводной механизм аккумуляции финансовых ресурсов применительно к конкретным правоотношениям, возникающим по поводу перемещения товаров через таможенную границу.
- Таможенные процедуры — это необходимые составные элементы таможенного процесса. В работе рассмотрены виды таможенных процедур по нескольким классификациям, осуществляемым по различным критериям деления.
Всего в Таможенном кодексе ТС установлено 17 видов таможенных процедур. Ограниченные объемом настоящей работы мы рассмотрели некоторые типичные таможенные процедуры, а также те таможенные процедуры, применение которых сегодня является в той или иной степени проблемным с точки зрения практики.
- Беспошлинная торговля означает буквально совершение внешнеторговых операций, необлагаемых таможенными пошлинами. В этом смысле беспошлинная торговля представляет собой одну из разновидностей торгово-политического режима, который устанавливается многосторонними или двусторонними международными соглашениями и предусматривает осуществление внешнеторговых операций без обложения таможенными пошлинами. Во внешнеторговой политике беспошлинный режим торговли может распространяться как на весь товарный спектр внешнеторговых отношений, так и на какие-то отдельные товары или группы товаров.
От беспошлинной торговли как института международного экономического права, разновидности торгово-политического режима международной торговли, следует отличать беспошлинную торговлю — институт таможенного права, одну из предусмотренных законодательством таможенных процедур.
Таможенная процедура беспошлинной торговли предполагает локализованное осуществление внешнеторговых операций без уплаты таможенных пошлин и налогов, а также без применения мер нетарифного регулирования.
Локализация беспошлинной торговли как таможенной процедуры проявляется в том, что такая торговля, как правило, территориально ограничена (локализована) и распространяется на ограниченные (установленные законом) группы лиц.
Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин и налогов возникает в связи с помещением под таможенный режим беспошлинной торговли иностранных товаров возникает у декларанта (в этом качестве, как уже отмечалось, может выступать только владелец магазина беспошлинной торговли) с момента регистрации таможенной декларации. Прекращается обязанность декларанта по уплате налогов и сборов в отношении иностранных товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, несколькими способами, специфика которых исследована в работе.
Дальнейшее развитие правового регулирования таможенной процедуры напрямую связано с созданием нормативной базы, которая устанавливала бы порядок применения таможенной процедуры беспошлинной торговли в отношении иностранных дипломатических представительств, консульских учреждений, дипломатических агентов, консульских должностных лиц и членов их семей, которые проживают вместе с ними.
Российский законодатель наделяет Правительство РФ правом устанавливать порядок организации беспошлинной торговли для таких категорий лиц. Однако до сих пор соответствующее постановление Правительства РФ не принято, а, следовательно, данная таможенная процедура не может быть применена к иностранным дипломатическим представительствам и консульским учреждениям, работающим в них должностным лицам и проживающим вместе с ними членами их семей.
Национальные и наднациональные аспекты вопроса применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны и таможенного контроля рассмотрена на примере территории свободного порта Владивосток.
Одновременно анализ нормативных актов зарубежных стран, например, США, показал нам, что законодатель достаточно подробно регулирует порядок оборудования территорий ВТЗ, на которых используется таможенная процедура СТЗ и осуществляется таможенный контроль. Следовательно, ужесточение требований к подобным территориям является обоснованной и необходимой мерой, применяемой в тех государствах, которые осознанно подходят к применению мер государственной поддержки в особых экономических зонах, привлекая инвесторов и в то же время осуществляя контроль, необходимый для выполнения фискальных функций. Именно отсутствие действенного государственного контроля в XIX — XX вв. стало одной из причин неудовлетворительного экономического эффекта от режима порто-франко на Дальнем Востоке. По нашему мнению, в настоящей ситуации ученым и практикам необходимо приложить усилия в отношении обеспечения прозрачности таможенных процедур. Совершенствование применения таможенной процедуры СТЗ на территории свободного порта Владивосток должно осуществляться с учетом опыта уже давно функционирующих особых экономических зон.
- В таможенном праве Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС) под реимпортом понимается такая таможенная процедура, при которой товары, ранее вывезенные с таможенной территории Таможенного союза (далее — ТС), ввозятся обратно на таможенную территорию ТС в установленные сроки без уплаты ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер нетарифного регулирования.
Международное таможенное право одним из признаков таможенной процедуры реимпорта признает обратный ввоз товара в неизменном состоянии.
Однако, по нашему мнению, эта характеристика таможенной процедуры реимпорта требует дополнительных комментариев в законе в случае помещения под нее товаров, ранее находившихся под процедурой переработки вне таможенной территории. Мы полагаем, что в законодательстве должно быть прямо указано, что такие товары могут обратно ввозиться на таможенную территорию ТС под процедурой реимпорта при условии, что они не подвергались операциям по переработке либо подвергались переработке исключительно в рамках безвозмездного (гарантийного) ремонта.
- В работе подробно рассмотрены проблемы завершения действия таможенной процедуры переработки на таможенной территории.
По результатам рассмотрения обращаем внимание на то обстоятельство, что завершение действия переработки может касаться как продуктов переработки, так и иностранных товаров, не подвергшихся операциям по переработке, остатков и отходов, образовавшихся в результате переработки, т.е. каждая из четырех перечисленных позиций может быть заявлена к завершению процедуры.
На практике возникает вопрос, к какой позиции следует отнести вывозимый неработоспособный товар. К продукту переработки вывозимый неработоспособный товар отнести нельзя, но каким оставшимся трем позициям такой товар отвечает?
В работе предложен алгоритм решения такого рода вопросов через обращение к общим положениям о переработке.
- Следует отметить, что возврат иностранных товаров, как уже указывалось, возможен далеко до истечения срока переработки, когда входной контроль непосредственно после ввоза иностранных товаров выявляет брак, но до совершения операций по переработке, перечень которых содержится в ст. 241 ТК союза, в данном случае изготовление товара. Отнесение предполагаемых к ввозу иностранных товаров, планируемых к использованию в качестве подмены, как остатков на момент оформления разрешения на переработку представляется преждевременным, поскольку такие товары могут не ввозиться, так как возможно использование товаров Таможенного союза, но в то же время они найдут свое отражение в таблице остатков в разрешении на переработку. Каким образом в этом случае будет сводиться баланс соответствия количества нормам выхода?
Приведенная позиция таможенного органа не является однозначной, существует и иная точка зрения, которая сводится к тому, что вывозимые иностранные товары отражаются в п. 16 (Особые отметки таможни) разрешения на переработку с указанием процедуры завершения переработки. Иностранные товары, не подвергшиеся переработке, вывезенные в процедуре реэкспорта или помещенные под процедуру выпуска для внутреннего потребления, указываются декларантом в отчетности об окончательной выверке количества продуктов переработки, отходов и остатков. Представляется, что такая позиция таможенного органа более отвечает нормам ТК союза о завершении процедуры переработки и ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» о предоставлении отчетности.
- Утверждение таможенного органа в части того, что работоспособность ввезенного агрегата выявлена на одном из этапов ремонта, не является бесспорным.
Производственный процесс ремонта предполагает ряд видов деятельности, осуществляемых на предприятии: управление производством, финансовая деятельность, обеспечение энергетикой, снабжение, а также технологический процесс ремонта, к которому относится часть производственного процесса, содержащая действия по определению технического состояния изделия, изготовлению новых деталей, устранению обнаруженных неисправностей. Технологический процесс ремонта состоит из нескольких крупных этапов.
Ввезенный для ремонта агрегат, ошибочно отнесенный к неработоспособному, к этапу собственно ремонта, то есть совокупности действий по устранению обнаруженных неисправностей и дефектов, не подошел, поэтому говорить о состоявшейся переработке оснований не имеется. Особенно наглядно это будет проявляться при расчетах за выполненные работы, когда заказчик потребует подтверждения проведения ремонтных операций.
С другой стороны, любой ремонт предполагает восстановление первоначальных свойств, в рассматриваемом случае восстановления не происходит, так как агрегат является работоспособным, что выявлено при определении его технического состояния.
Таким образом, отнести такой агрегат к продукту переработки вряд ли возможно.
Отметим, что статья 185 Таможенного кодекса РФ в редакции 2003 г. не содержала такого понятия товара, как «иностранный товар, не подвергавшийся переработке», соответственно товар не находил своего отражения в формуляре выверки. Статья 249 ТК союза указанное понятие содержит, но в отчетности иностранный товар, не подвергавшийся переработке, своего места не нашел, что на практике вызывает противоречия и неоднозначный подход к составлению отчетности, непредставление которой, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой наступление ответственности.
- Отказ в пользу государства в гражданском праве предстает как действие, которым участник внешнеторговой деятельности реализует свои полномочия собственника товара, передавая его в собственность государству. В таможенном же праве под отказом в пользу государства понимается таможенная процедура, при которой иностранные товары безвозмездно передаются в собственность государства, на таможенной территории которого происходит помещение товара под таможенную процедуру, при этом передача товара в собственность государства не сопровождается уплатой таможенных платежей и применением мер нетарифного регулирования.
Полагаем, что нужно четко различать указанные подходы.
Используя таможенную процедуру отказа в пользу государства, декларант, с одной стороны, выводит товар из-под действия таможенного контроля, «натурализует» его, а с другой стороны, получает налоговое освобождение применительно к ввезенному товару и иммунитет от применения к такому товару мер нетарифного регулирования (квотирования, лицензирования и т.д.).
Применение в практике международной торговли таможенной процедуры отказа в пользу государства свидетельствует о том, что причиной принятия такого решения, как правило, является осознание дальнейшей неэффективности внешнеторговой поставки в изменившихся условиях. Что касается таможенной процедуры уничтожения, то ее использование сигнализирует о том, что ввезенный товар утратил свой товарный вид, испортился, оказался некондиционным и т.п. Причиной помещения ввезенных товаров под таможенную процедуру уничтожения могут стать существенные изменения экономической конъюнктуры, резкие колебания валютных курсов и т.д., приводящие к дальнейшей неэффективности внешнеторговой сделки, но в этом случае товар, не утративший своих свойств, по каким-то причинам не представляет интерес для государства, и значит, он не передается в собственность государства, а уничтожается.
Таким образом, использование таможенной процедуры отказа от товара в пользу государства, так же как и таможенной процедуры уничтожения товаров, напрямую связано с невозможностью или неэффективностью реализации иностранного товара на внутреннем рынке государства-импортера. Внешнеторговая практика чаще всего сталкивается со случаями отказа от товара в пользу государства в связи со значительным повышением ставок таможенных платежей. Резкое увеличение размера таможенных платежей может сделать иностранный товар неконкурентоспособным по сравнению с аналогичной продукцией отечественного производства. К такому же результату могут привести, например, непредвиденные длительные транспортные простои при морских и железнодорожных перевозках. Штрафы, уплачиваемые железной дороге, портовой администрации, ведут к значительному удорожанию товара. Определив рентабельность внешнеторговой сделки в изменившихся условиях (с учетом возросших ставок таможенных тарифов, внушительных сумм штрафов транспортным организациям и т.д.), импортер может посчитать реализацию товара на внутреннем рынке государства-импортера нецелесообразной.
Не урегулированные таможенным законодательством вопросы применения таможенной процедуры отказа в пользу государства передаются на уровень национального законодательства для их последующей регламентации в законодательстве о таможенном деле государств — членов ЕАЭС.
Применительно к таможенной процедуре отказа в пользу государства такими вопросами являются порядок помещения товаров под данную таможенную процедуру, распоряжение товарами, помещенными под таможенную процедуру, а также ответственность за применение таможенной процедуры отказа в пользу государства. В Законе о таможенном регулировании эти проблемы регулируются нормами ст.ст. 300, 301 и 302 соответственно.
В развитие положений Закона о таможенном регулировании принимаются подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отдельные аспекты таможенной процедуры отказа в пользу государства
Международно-правовые стандарты в отношении таможенной процедуры отказа в пользу государства содержатся в Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция).
Нельзя не обратить внимание на противоречие, существующее между нормами, содержащимися в актах таможенного законодательства ЕАЭС (ст. 311 Таможенного кодекса ТС, решении Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010 г. N 375 «О некоторых вопросах применения таможенных процедур»), и положениями Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Если нормами таможенного законодательства предусмотрено предоставление таможенному органу документов, подтверждающих соответствие товаров государственным стандартам, техническим регламентам государств — членов ТС, то в ст.29 Федерального закона «О техническом регулировании», в которой определены условия ввоза в Российскую Федерацию продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, установлено прямо противоположное: «Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства». Отметим, что нами процитирован фрагмент статьи Федерального закона «О техническом регулировании» в редакции, действующей с 9 декабря 2015 г.
Очевидно, что при регулировании таможенных отношений по получению разрешения на помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства из двух норм должна применяться норма таможенного законодательства как норма, имеющая юридическую силу (норма международного договора Российской Федерации). В этом случае норма Федерального закона не может быть применена.
Надеемся, что законодатель обратит внимание на образовавшуюся юридическую коллизию и оперативно устранит ее путем внесения изменений в ст.29 Федерального закона «О техническом регулировании» в части ее приведения в соответствие с нормами международного права.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Международные нормативные акты
1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СЗ РФ. 2011. N 32. Ст. 4810.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза. Официальный сайт Комиссии Таможенного союза. URL: http://www.eurasiancommission.org/
Нормативные акты Российской Федерации
3. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральными законами о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ, N 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. N 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. N 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.
4. Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. N 48. Ст. 6252.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // http://pravo.gov.ru/.
6. Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (ред. от 13.07.2015, с изм. от 27.10.2015) // СЗ РФ. 2011. N 19. Ст. 2716.
7. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 г. N 5221-1 // Рос. газета. 1993. 21 июля.
8. Таможенный кодекс РФ от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ // СЗ РФ. 2003. N 22. Ст. 2066.
9. Федеральный закон от 2 июня 2010 г. N 113-ФЗ «О ратификации Протокола о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27 ноября 2009 года» // СЗ РФ. 2010. N 23. Ст. 2795.
Судебная практика
10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1862-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества «Ксеньевский Прииск» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 20, 21 Закона Российской Федерации «О недрах», статей 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» // http://pravo.gov.ru/
11. Постановление Пленума ВС РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.
12. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 ноября 2012 г. N 9662/12 // http://pravo.gov.ru/
13. Постановление ВАС РФ от 18 сентября 2007 г. по делу N 5600/07 // http://pravo.gov.ru/
Специальная литература
14. Бакаева О.Ю. Частные и публичные интересы и их отражение в принципах таможенного права // Законы России: опыт, анализ, практика. 2009. N 8. С. 84 — 85.
15. Грец М.Г. Таможенный режим на особых территориях государств — членов Таможенного союза ЕврАзЭС // Журнал правовых и экономических исследований. 2011. N 3. С. 33 — 35.
16. Кожанков А.Ю. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур — международный стандарт таможенного регулирования. Принципы и содержание // Международное публичное и частное право. 2010. N 6. С.53.
17. Козырин А.Н. Таможенные режимы. М.: Статут, 2000.
18. Концептуально-правовой анализ государственно-правовых явлений современного общества / Под ред. И.Г. Напалковой. Ростов н/Д, 2008. С. 6 — 7.
19. Ларионов С.А. Таможенная процедура свободной таможенной зоны: от Таможенного союза к Всемирной торговой организации // Научные труды SWorld. 2012. Т. 18. N 1. С. 62 — 64.
20. Малиновская В.М. Таможенные режимы: проблемы классификации // Таможенное дело. 2016. N 3. С.39.
21. Матвиенко Г.В. Взаимодействие и классификация таможенных процедур // Правовая политика РФ в условиях современного социально-экономического развития: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Ростов н/Д, 2007.
22. Назаренко Н.А., Савченко М.С. О понятии и содержании таможенной процедуры // Ленинградский юридический журнал. 2015. N 3. С. 227 — 237.
23. Никольская А.А. Административные процедуры в системе публичного управления (проблемы административно-правового регулирования): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Воронеж, 2007. С. 9
24. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Рус. яз., 1989.
25. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Рос. акад. наук; Ин-т рус. яз. им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. М.: Азбуковник, 1998.
26. Орлов К.Я., Пархимович В.А. Ремонт самолетов и вертолетов. М.: Транспорт, 1986.
27. Павлов П.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание // Административное и муниципальное право. 2014. N 6. С. 520 — 532.
28. Протасов В.Н. Основы общеправовой процессуальной теории. М.: Юрид. лит., 1991. С. 31 — 32.
29. Руднева З.С. Проблемы применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны на площадках территорий опережающего социально-экономического развития // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2016. N 1 — 2. С. 153 — 159.
30. Суркичин Г.Ф. Теоретические аспекты таможенных процедур в РФ // Право. 2011. N 3. С. 78.
31. Таможенный кодекс Таможенного союза: научно-практический комментарий / под ред. А.Н. Козырина. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2011.
32. Тихомиров Ю.А. Административные процедуры и право // Журнал российского права. 2002. N 4.
33. Тугушев А.К. Особенности правового регулирования таможенной процедуры свободной таможенной зоны в ЕАЭС // Актуальные проблемы таможенного дела и евразийской интеграции. 2016. С. 181 — 188.
34. Хазанов С.Д. Административные процедуры: определение и систематизация // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С. 59.
35. Яковенко О.В. Правовая процедура: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 1999. С. 8.
Электронные ресурсы
36. http://www.eurasiancommission.org/
37. http://regulation.gov.ru.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф