1 2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ 7
1.1 Явление профессиональной самореализации в отечественных и зарубежных исследованиях 7
1.2 Психологические критерии успешности личности в профессиональной деятельности 14
1.3 Технологии и методы формирования успешности профессиональной самореализации 20
Выводы по главе 1 27
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ 29
2.1 Описание объекта и методик исследования 29
2.2 Результаты исследования психологических факторов успешности профессиональной самореализации 37
Выводы по главе 2 53
ГЛАВА 3 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ СТРАТЕГИИ ЛИЧНОСТНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 59
3.1 Рекомендации по формированию профессиональной рефлексии специалистов 59
3.2 Рекомендации по повышению профессиональной саморегуляции и самоуправления 66
Выводы по главе 3 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ 85
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Сегодня особенная актуальность проблемы профессиональной самореализации индивида обусловлена осознанием того, что личностная самореализация является специфическим определяющим критерием в формировании личности. Обычно выделяют две наиболее значимые сферы самореализации: профессиональную деятельность и реализацию в домашней жизни. Для нынешнего общества вопрос реализации в профессиональной сфере становится ключевым. Требования современности к прогрессивной и преуспевающей личности достаточно высоки. Высокая конкурентность на рынке труда, тяжелые социально-экономические условия жизни требуют от личности эффективного саморазвития и самореализации. А становление человека как профессионала и его самореализация требуют формирования и развития у него таких психологических качеств как целеустремленность, уверенность, настойчивость и организованность, предусмотрительность и гибкость, конкурентоспособность и оптимизм. Эти качества связаны, в первую очередь, с мотивационной и эмоционально-волевой сферой личности и составляют ядро успешности в выполнении какой-либо деятельности, в том числе и профессиональной. Поэтому в современных условиях проблема успешности профессиональной самореализации стала едва ли не важнейшей ценностью современной личности.
Поэтому проблема подготовки будущих специалистов с высоким уровнем духовной культуры и готовности к профессиональной самореализации достаточно актуальна в наше время. Следует необходимость специально организованной учебно-воспитательной системы высшего учебного заведения на основах личностного, ценностно-ориентационного развития с направлением на достижение высоких результатов в профессиональной деятельности и реализации в ней.
Исследованию профессиональной самореализации личности на ее жизненном пути посвящено немало научных трудов. В частности, свой вклад в разработку указанной проблемы сделали М.А. Бендюков, Т.М. Буякас, Б.С. Волков, А.В. Ворожейкина, И.В. Гавриленкова, Е.А. Климов, У.В. Переплётчикова, И.Л. Соломин и многие другие.
Психологические критерии успешности личности в профессиональной деятельности изучались в трудах О.Д. Волкогоновой, А.Т. Зуб, А.В. Карпова, Л.А. Коростылевой, В. Мольт, А.А. Обознова, Н.С. Пряжникова, Л. Розенштиль, В.А. Толочек и других.
Технологии и методы формирования успешности профессиональной самореализации личности рассматривали в своих работах такие ученые как В.В. Афанасьев, Е.В. Жулина, Н.В. Костюк, В.А. Кудрявцев, Т.С. Панина, Е.И. Рогов, В.В. Спасенников, В.Г. Степанов, О.В. Трошин и многие другие.
Тем не менее, проведение анализа научных трудов по проблеме исследования позволяет говорить о не достаточном отражении психологических факторов успешности профессиональной самореализации личности. Поэтому данная тема является актуальной и требует дальнейшего рассмотрения.
Объект исследования: профессиональная самореализация личности.
Предмет исследования: психологические факторы успешности профессиональной самореализации.
Цель исследования: определить психологические факторы успешности профессиональной самореализации, а также разработать рекомендации по построению стратегии личностной самореализации в профессиональной деятельности.
Цель, объект и предмет исследования позволили сформулировать гипотезу исследования: предполагаем, что на уровень успешности профессиональной самореализации личности зависит от таких психологических факторов, как психологическая профессиональная направленность личности, профессиональная подготовленность, стеничность эмоций, эмоциональная устойчивость, внимательность, продуктивность памяти, критичность мышления, сообразительность, воля и дисциплинированность, интернальность, а, именно, чем более выражены данные психологические факторы, тем выше уровень успешности профессиональной самореализации.
Для реализации цели и подтверждения гипотезы исследования необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования проблемы психологических факторов успешности профессиональной самореализации.
2. Провести эмпирическое исследование психологических факторов успешности профессиональной самореализации.
3. Разработать рекомендации по построению стратегии личностной самореализации в профессиональной деятельности.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические – анализ психолого-педагогической и специальной литературы по изучаемой проблеме, сравнение, систематизация и обобщение передового опыта; эмпирические – психодиагностические методики, анализ и обработка результатов, методы математической статистики.
Эмпирическая база исследования. Исследование осуществлялось на базе ООО «…» города … В эмпирическом исследовании принимали участие 30 человек, менеджеры по продажам, мужчины и женщины, возраст которых составил 28-49 лет.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в уточнении психологических факторов успешности профессиональной самореализации, а также разработке рекомендаций по построению стратегии личностной самореализации в профессиональной деятельности.
Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, включающих параграфы, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе работы рассмотрены теоретические аспекты исследования проблемы психологических факторов успешности профессиональной самореализации, а именно, явление профессиональной самореализации в отечественных и зарубежных исследованиях, психологические критерии успешности личности в профессиональной деятельности, а также технологии и методы формирования успешности профессиональной самореализации.
Во второй главе работы проведено эмпирическое исследование психологических факторов успешности профессиональной самореализации.
В третьей главе работы разработаны рекомендации по построению стратегии личностной самореализации в профессиональной деятельности.
В заключении излагаются основные выводы и рекомендации.
Список использованной литературы включает в себя 32 наименования.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ УСПЕШНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ
1.1 Явление профессиональной самореализации в отечественных и зарубежных исследованиях
Понятие «самореализация» определяется как реализация человеком активности в значимых для него сферах жизнедеятельности и взаимоотношений – общении, обучении, творчестве, профессии, семье, воспитании детей, дружбе, любви, общественной жизни, политической карьере и т.д.
Профессиональная самореализация является сложным организованным и многоэтапным процессом постепенного преобразования профессионального потенциального в реальное, что происходит на протяжении всей жизни личности. Профессиональная самореализация личности на ее жизненном пути предполагает следующие этапы, представленные: профессиональным самоопределением, которое выражается в выборе вида трудовой деятельности; первоначальным становлением в выбранной сфере; профессиональным ростом и развитием профессиональной компетентности .
Для исследования самореализации личности стоит обратиться ко взглядам Л.И. Анциферовой, согласно которым личность, заставляя окружение двигаться и действовать, сама действует целенаправленно в соответствии со своими замыслами. Человек переоценивает свои ценности, ценности людей, упорядочивает собственный внутренний мир не только соответственно логике социальной ситуации, но и логике своего индивидуального развития, что очень хорошо согласовывается с внутренней устойчивостью личности .
А.В. Карпов указывает, что человек в процессе самореализации осознает то, чем он владеет и чего он хотел бы достичь, а также делает выбор практических действий для воплощения своего опыта в реальную действительность .
Я.С. Немова считает, что самореализация как личностное образование является центральной характеристикой человека, более высоким уровнем его развития, по которому практически осуществляется его «Я» (система ценностей). Самореализация – это не совокупность определенных способов деятельности или поведения, а целостная деятельность и поведение личности. Эта функция самореализации заставляет учитывать ее структуру и уровни осуществления, поскольку самореализация свойственна детям дошкольного возраста, не говоря уже о подростковом или юношеском возрасте, когда происходит ее интенсивное развертывание, когда личность становится субъектом собственного развития, способной к проектированию собственной жизни .
Самореализация личности может рассматриваться на отдельных этапах жизнедеятельности человека. Мы считаем целесообразным обратить внимание именно на юношеский возраст, этап обучения в вузе, профессиональную самореализацию. Поскольку одним из проявлений самореализации является профессиональная деятельность как специфическая форма активности личности. Профессиональная самореализация – социокультурный феномен, который тесно связан с конкретной социальной ситуацией определенного времени и пространства. Мотивирующую функцию в этом процессе выполняет представление личности о себе .
По мнению А.В. Ворожейкиной профессиональная самореализация – это социализированный путь гармоничного развития личности, соединенный с получением профессионально-практического и духовного опыта в период обучения в высшей школе и совершенствование профессионального роста в процессе выполнения профессиональных ролей и обязанностей, являющихся неотделимым атрибутом раскрытия и воплощения личного профессионального потенциала .
Профессиональная самореализация личности детерминирована ценностными, интеллектуальными и мотивационными особенностями личности. Моделирование опыта профессиональной самореализации является опорой личности на саморазвитие интеллектуально-волевых действий. Данный процесс наиболее продуктивный в юношеском возрасте – в момент завершения развития готовности к выбору определенной профессии, определения себя в возможной профессиональной роли. Основным моментом изучаемого процесса является поиск профессионального образа «себя» .
Понятие «профессиональная самореализация» Т.М. Буякас понимает, как социализированный путь гармоничного развития личности, соединенный с получением профессионально-практического и духовного опыта в процессе получения квалификации специалиста в период первичного профессионального становления (обучение в высшей школе) и совершенствование профессионального роста в процессе выполнения профессиональных ролей и обязанностей, являясь неотъемлемым атрибутом раскрытия и осуществления личностного профессионального потенциала .
Профессиональную самореализацию личности В.Г. Степанов рассматривает как двухуровневую интегральную характеристику субъекта деятельности и личности, которая в модели профессионального развития составляет важную завершающую стадию наряду со стадиями самоопределения и самовыражения. Для нее характерны формирование жизненной философии, осмысление себя как профессионала, осмысление смысла жизни. Таким способом достигается не только профессиональное мастерство, но и гармонично происходит развитие личности. В то же время профессиональное развитие, которое происходит в течение жизни, определяется противоречиями между Я-действующим, Я-зеркальным и Я-творческим каждого профессионала. Вектором профессиональной самореализации становится Я-творческое .
По мнению Е.А. Климова профессиональная самореализация как процесс имеет два уровня: репродуктивный и творческий. На репродуктивном уровне субъект пытается игнорировать те ценности, мотивы и потребности, которые сориентировали бы его на профессиональную перспективу в аспекте новых знаний, умений, навыков и помогли бы решать новые профессиональные задания. На творческом уровне происходит реализация субъектом накопленного интеллектуального опыта в пределах профессионального потенциала и дальнейшее формирование профессионального мастерства и компетентности .
J.A. Krems, D.T. Kenrick, R. Neel исследуя восприятие самореализации непрофессионалами, определили, какие функциональные результаты (получение статуса, заведение друзей, забота о родственниках) они воспринимают как центральные для индивидуальной самореализации. Результаты показали, что участники исследования чаще всего связывают самореализацию с поиском статуса. Кроме самореализации, участники не рассматривают другие типы благополучия – эвдемонические, гедонистические, субъективные – как способствующие функциональным результатам, связанным со статусом .
В исследовании P. Miquelon и R.J. Vallerand изучалась интегративная модель, в рамках которой феномены счастья и самореализации выступают в качестве психологических ресурсов, опосредованных мотивами, целью, психологическим благополучием и физическим здоровьем. Результаты исследования показали, что люди, преследующие свои цели из-за сильного интереса или личного выбора (т.е. автономные цели), имеют более высокое чувство счастья и самореализации. В свою очередь, самореализация негативно связана со стрессом, поскольку позволяет использовать более адаптивные формы совладания .
Основными составными частями профессиональной самореализации личности считаются следующие (рис.1) .
Рисунок 1. Основные составные части профессиональной самореализации личности
Ключевые элементы формирования профессиональной самореализации следующие (рис. 2).
Рисунок 2. Ключевые элементы формирования профессиональной самореализации личности
Мы придерживаемся такой точки зрения, что профессиональная самореализация определяется взаимным влиянием индивидуальных особенностей человека и социальной среды в процессе осуществления трудовой деятельности. Это усвоение человеком профессиональных ценностей, приобретение профессионального опыта, профессиональных и социальных связей, реализация своих способностей, интересов и потребностей в процессе осуществления профессиональной деятельности. Специфика профессиональной самореализации личности состоит в том, что каждая профессия имеет свои особенности, требования, предъявляемые к человеку и их сочетанием с индивидуальными особенностями специалиста. Поэтому профессиональная самореализация различных специалистов имеет свои особенности.
Следовательно, успешная профессиональная самореализация основывается на неслучайном выборе места обучения и будущего места работы, постоянном профессиональном росте и развитии в профессиональной деятельности, а также удовлетворении тем, как складываются профессиональная жизнь и карьера.
Н.С. Пряжников определяет поэтапную структуру профессиональной самореализации личности:
1 этап. Профессиональное самоопределение – осознанный выбор профессии с учетом собственных возможностей и способностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий. Профессиональное самоопределение осуществляется на протяжении всей профессиональной деятельности, очерчиваясь разными событиями (окончание школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, получением другой должности и т.п.). Выбор профессии делает жизнь определенной. Студент стремится сделать правильный жизненный выбор, влиять на процессы жизнедеятельности общества и ощущать влияние общества на себе.
2 этап. Профессиональное развитие – профессиональная адаптация, профессиональное развитие, связанное с развитием личности вообще, с усвоением нового опыта, знаний, умений; применение этих знаний в практической деятельности; развитие личности в профессиональной роли; профессиональное самосовершенствование. Этот этап профессиональной самореализации влияет на превращение личностью своего внутреннего мира, в творческую самореализацию в профессии.
3 этап. Профессиональное становление – повышение уровня профессионализма; приобретение профессионального авторитета; достижение активности, самостоятельности, творческого подхода в профессиональной деятельности .
По мнению В.В. Афанасьева условиями профессиональной самореализации могут выступать:
— объективные условия: общественный статус специалиста, адекватная социальная политика, материальное положение, стимулирование труда и бытовые условия;
— субъективные условия: отношение специалиста к профессии на основе понимания ее ценности, представление о себя как о профессионале, потребность в профессиональном совершенствовании и творческом подходе к профессиональной деятельности, психологическое самочувствие и комфортность в работе .
Достижение профессиональной самореализации по мнению Б.С. Волкова, обеспечивается движением в системе координат: профессиональное самоопределение – профессиональное становление в выбранной деятельности – самопроектирование – самосовершенствование. На каждый из этих этапов влияют как субъективные, так и объективные условия профессиональной самореализации (преодоление определенных трудностей, внутренних противоречий между реальным и желанным уровням профессионализма и так далее) .
Таким образом, профессиональную самореализацию личности разные авторы трактуют как характеристику всего ее жизненного пути в контексте профессиональной сферы от этапа начального профессионального становления до ухода на пенсию. По нашему мнению, профессиональная самореализация – это совокупность проявления индивидуальных профессионально-личностных качеств и свойств специалиста, через которые он воспроизводит свою сущность в многомерной практической и профессиональной деятельности.
1.2 Психологические критерии успешности личности в профессиональной деятельности
Профессиональная деятельность – система взаимосвязанных действий работников, выполняя которые, они получают общественно необходимые результаты труда и «вызывают непроизвольное развитие непреднамеренных для человека и общества социально-экономических последствий. Мерой такой умышленной системы действий является уровень их согласованности в составе трудового коллектива и общественном производстве в целом. Следовательно, понимание сущности профессиональной деятельности базируется на принципе того, что работник одновременно является и результатом, и условием развития общественного производства, общества и человечества в целом .
По нашему мнению, возникновение профессиональной деятельности как социального явления является следствием не только общественного разделения труда, но и результатом социального развития личности, формирования у нее личного творческого подхода к удовлетворению общественных потребностей.
Следовательно, любая профессиональная деятельность носит, с одной стороны, общественный характер, проявляющийся в формировании общественного разделения труда и необходимости переложения отдельных видов деятельности на профессионалов, а с другой – социально-индивидуальный – путем воплощения в результаты деятельности личностных, в том числе интеллектуальных, качеств субъекта данной деятельности.
Индикатором профессиональной деятельности принято считать профессионализм индивидов, по которым она реализуется. Соглашаемся с мнением А.В. Карпова, что профессионализм «сложное, многоаспектное явление, предполагающее усиление социальной активности личности и увеличение степени ее ответственности как за свою судьбу, так и за повышение эффективности социально-экономических и политических процессов в обществе в целом сегодня становится одной из важнейших движущих сил общества .
Можно утверждать, что в основе профессиональной деятельности лежит профессиональное самоопределение, которое является частью личного, и неразрывно связано с личностью и они взаимодействуют друг с другом. Сначала личность определяет ценности, мотивы и потребности, ориентирующие ее на выбор профессии. Такие личностные психологические критерии, как умение организовывать свою деятельность, добиваться успеха во взаимодействии с людьми, гибкость поведения и недовольство собой стимулируют развитие потребности в профессиональном росте личности. Человек усваивает знание, умения и навыки, необходимые для решения профессиональных задач. А уже потом начинает реализовывать накопленный интеллектуальный опыт в пределах профессионального потенциала, формирует профессиональное мастерство и компетентность.
Е.А. Климов выделяет пять необходимых критериев для достижения успешности профессиональной деятельности личности (рис. 3) .
Рисунок 3. Критерии для достижения успешности профессиональной деятельности личности
А.А. Обознов отмечает то, что во время оценки собственной профессиональной успешности человек часто опирается на внешние объективные показатели – материальное благополучие, социальный статус, которые с психологической точки зрения часто бывают недостаточными для признания человека успешным или неуспешным. В частности, самооценка успеваемости, осуществляемая на основе внутренних критериев, может не совпадать с объективными показателями. В качестве основных субъективных критериев успешности рассматривают ответственность, удовлетворенность, самореализацию и самоэффективность .
В.А. Толочек также отличает внешние и внутренние критерии успешности профессиональной деятельности. Внешние связаны с нормами и правилами оценки успешности, особенностями культуры и существующими ценностями в конкретном обществе. Внутренние критерии успешности, в свою очередь, зависят от субъективной картины жизни, являющейся отражением образа жизни в сознании определенного лица. Она включает представление о наиболее значимых событиях прошлого, настоящего и возможного будущего, а также о причинно-следственных и инструментально-целевых связях этих событий. Также автор отмечает то, что любая успешность специализирована. Да, успешность в установлении межличностной гармонии достигается одним профилем (одними чертами) личности, профессиональная успешность – другим .
Следовательно, успешность профессиональной деятельности как понятие также имеет объективный и субъективный аспекты. В отличие от успеха, профессиональная успешность – это неоднократно верифицированный опыт. Субъективный компонент успешности определяется эмоционально окрашенным состоянием переживания лицом собственной удачи. Объективный компонент связан с оценкой человека и результатов его профессиональной деятельности как успешной на основе представлений об успешности, свойственных конкретной социально-культурной среде.
Наиболее значимыми личностными критериями, которые влияют на успешность профессиональной деятельности личности, являются следующие (рис. 4) .
Рисунок 4. Значимые личностные критерии, влияющие на успешность профессиональной деятельности личности
Критерием успешности профессиональной деятельности личности является также карьерный рост, включающий высокий уровень компетентности в избранной профессии, желание продвигаться профессиональным путем и выполнять более сложную и ответственную работу в результате развития и совершенствования профессионализма, а также повышение профессионального мастерства.
Важнейшими факторами успешности профессиональной деятельности личности по мнению У.В. Переплётчиковой являются объективные и субъективные условия жизни и профессиональной деятельности специалиста, влияющие на смену параметров (характеристик) профессиональной самореализации. В структуре объективных условий выделяются социально-педагогический (общественный статус специалиста и адекватная социальная политика, материальное положение и стимулирование труда, бытовые условия) и практический (количественный и качественный состав коллектива, уровень организации труда) компоненты. К субъективным условиям относятся: отношение специалиста к профессии на основе понимания ее самоценности, представления о себе как о профессионале, потребность в профессиональном совершенствовании и творческом подходе к профессиональной деятельности, психологическое самочувствие и комфортность на работе .
По мнению В.В. Спасенникова психологические критерии успешности профессиональной деятельности личности представлены: жизнестойкостью личности; психологическим благополучием личности; адаптивностью; устойчивостью личности к профессиональному выгоранию; оптимизмом; экстраверсией; доминантностью личности; самодостаточностью .
Е.И. Рогов считает, что один из важных критериев успешности профессиональной деятельности личности представлен наличием либо отсутствием деловой активности .
А.В. Карпов считает, что профессиональную успешность личности необходимо рассматривать как особую направленность личности с характерными для нее психологическими характеристиками (рис. 5) .
Рисунок 5. Психологические характеристики профессионально успешной личности
Таким образом, профессиональная деятельность – система взаимосвязанных действий работников, выполняя которые, они получают общественно необходимые результаты труда и «вызывают непроизвольное развитие непреднамеренных для человека и общества социально-экономических последствий. Мерой такой умышленной системы действий является уровень их согласованности в составе трудового коллектива и общественном производстве в целом. Следовательно, понимание сущности профессиональной деятельности базируется на принципе того, что работник одновременно является и результатом, и условием развития общественного производства, общества и человечества в целом. Основные психологические критерии профессиональной успешности представлены: жизнестойкостью, психологическим благополучием, адаптивностью, устойчивостью к профессиональному выгоранию, оптимизмом, экстраверсией, доминантностью, самодостаточностью, целеустремленностью и уверенностью в себе и т.д.
1.3 Технологии и методы формирования успешности профессиональной самореализации
В процессе формирования успешности профессиональной самореализации личности используются различные методы. Выделяют следующие основные методы формирования успешности профессиональной самореализации личности, представленные:
— информационно-справочными методами формирования успешности профессиональной самореализации;
— диагностическими методами;
— активизирующими методами.
Основные информационно-справочные методы формирования успешности профессиональной самореализации личности представим на рисунке 6 .
Рисунок 6. Основные информационно-справочные методы формирования успешности профессиональной самореализации
Основные диагностические методы представим на рисунке 7 .
Рисунок 7. Основные диагностические методы формирования успешности профессиональной самореализации
Основные активизирующие методы формирования успешности профессиональной самореализации представлены на рисунке 8 .
Рисунок 8. Основные активизирующие методы формирования успешности профессиональной самореализации личности
Под технологией формирования профессиональной самореализации специалистов понимается поэтапное восхождение личности за уровнями усвоения от познания, воспроизведения, применения к творчеству.
Цель технологии предполагает формирование профессиональной самореализации специалистов в процессе деятельности.
Для достижения цели определены задачи формирования профессиональной самореализации (рис. 9) .
Рисунок 9. Задачи формирования профессиональной самореализации личности
Технология строится на принципах, нормировавших процесс профессиональной подготовки специалистов, а именно:
— принцип прогностичности;
— принцип поэтапности;
— принцип нормирования;
— принцип обратной связи;
— принцип производительности;
— принцип культурной аналогии;
— принцип саморазвития .
Основываясь на гуманистической парадигме и учитывая достижения современной теории и методики профессионального образования, определены концептуальные подходы к технологии формирования профессиональной самореализации специалистов, обеспечивающих оптимизацию данного процесса, а именно: системный, деятельностный, компетентностный, аксиологический, культурологический, акмеологический и праксеологический.
Данная технология предполагает следующие этапы: мотивационный, процессуальный, рефлексивный и творческий.
Мотивационный этап технологии формирования успешности профессиональной самореализации предполагает подготовку специалиста к профессиональной деятельности и исполнению профессиональных функций и должностных обязанностей. Реализация цели требует:
— постановки и решения задач обеспечения осознания личностью ценностей профессиональной деятельности и образа «Я-специалист»;
— стимулирование интереса к профессиональной деятельности;
— формирование у творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности;
— формирование профессиональных мотивов и профессиональной направленности;
— обеспечение ценностного отношения к формированию профессиональной самореализации.
Мотивационная сфера личности является движущей силой любой деятельности, в том числе профессиональной. Характерная особенность профессиональной мотивации заключается в ее динамичности, которая обуславливается динамикой потребностей, составляющих основу интереса и находящейся в постоянном развитии, ценностями, которыми руководствуется специалист в профессиональной деятельности, связанной с его мировоззренческой позицией, с его личностными приоритетами.
В процессе ознакомления с разными видами профессиональной работы личность привыкает к ритму профессионального процесса, к взаимодействию с коллегами, начинает ориентироваться в системе профессиональных связей и отношений. Специалист начинает реально представлять себе все радости и трудности профессиональной деятельности, приучается мыслить и действовать как профессионал, обеспечивает раскрытие ценностных субъект-объектных отношений личности с миром, признание овладения профессиональной самореализацией как ценности, жизненной необходимости, принятие образов лучших специалистов как ориентиров в жизни и профессии .
Целью процессуального этапа является обеспечение усвоения научно-теоретических и оперативных знаний, овладение профессиональными умениями в условиях деятельности. Основной задачей этапа является обеспечение взаимообратной связи теории с практикой: от знаний к усвоению профессиональных умений, и от практики – к познанию теории и закономерностей профессиональной деятельности.
Главной целью рефлексивного этапа является переход от внешнего контроля и оценки профессиональных действий специалиста во внутренний – самоконтроль и самооценку. Реализация цели рефлексивного этапа технологии требует решение таких задач как овладение умениями профессиональной рефлексии; создание условий для самооценки, самоконтроля.
Рефлексия как анализ профессиональной деятельности помогает будущему специалисту посмотреть на свой труд с позиции другого человека, развить соответствующее отношение к нему. Успешность профессионального становления личности требует формирования правильной (адекватной) самооценки. Специалист с адекватной самооценкой способен сохранять равновесие в трудных и конфликтных ситуациях, являющихся стимулом личностного роста – для повышения чувства ответственности, осознания своей значимости, развития саморегуляции (управление своими эмоциями, реакциями, поведением). Постоянное культивирование в себе такой внутренней стойкости дает новые импульсы для самовоспитания и саморазвития .
Выделение в технологии формирования профессиональной самореализации специалиста творческого этапа обосновывается тем, что очень важным аспектом профессиональной деятельности является постоянный анализ, осмысление, экспертиза собственных действий и состояний из-за сформированности на определенном уровне способности к профессиональному творчеству и интуиции. Творческий этап технологии предполагает создание условий для основательного, глубокого и осознанного овладения профессией за счет сформированности на определенном уровне всех компонентов профессиональной самореализации в процессе практики. На этом этапе решаются следующие задачи: обеспечение теоретического осмысления своей профессиональной деятельности (ее целей, задач, содержания, методов, технологий), уровней сформированности профессиональных умений и профессиональной направленности специалистов, их социальной активности (интерес к профессии, активность, творческое отношение к работе); обеспечение индивидуального профессионального творчества на интуитивном уровне.
В процессе творческой деятельности происходит самопознание и формирование эмоционального отношения личности к себе; новый уровень самопознания выступает побуждением к осуществлению профессиональной деятельности на уровне личностно-содержательной активности, сущность которой заключается в стремлении проверить себя, реализовать свои профессиональные способности .
Таким образом, в процессе формирования успешности профессиональной самореализации личности используются различные методы. Выделяют следующие основные методы формирования успешности профессиональной самореализации личности, представленные: информационно-справочными методами; диагностическими методами; активизирующими методами. Под технологией формирования профессиональной самореализации специалистов понимается поэтапное восхождение личности за уровнями усвоения от познания, воспроизведения, применения к творчеству. Цель технологии предполагает формирование профессиональной самореализации специалистов в процессе профессиональной деятельности. Данная технология предполагает следующие этапы: мотивационный, процессуальный, рефлексивный и творческий этапы.
Выводы по главе 1
1. Профессиональную самореализацию личности разные авторы трактуют как характеристику всего ее жизненного пути в контексте профессиональной сферы от этапа начального профессионального становления до ухода на пенсию. По нашему мнению, профессиональная самореализация – это совокупность проявления индивидуальных профессионально-личностных качеств и свойств специалиста, через которые он воспроизводит свою сущность в многомерной практической и профессиональной деятельности.
2. Профессиональная деятельность – система взаимосвязанных действий работников, выполняя которые, они получают общественно необходимые результаты труда и «вызывают непроизвольное развитие непреднамеренных для человека и общества социально-экономических последствий. Мерой такой умышленной системы действий является уровень их согласованности в составе трудового коллектива и общественном производстве в целом. Следовательно, понимание сущности профессиональной деятельности базируется на принципе того, что работник одновременно является и результатом, и условием развития общественного производства, общества и человечества в целом. Основные психологические критерии успешности личности в профессиональной деятельности представлены: жизнестойкостью личности, психологическим благополучием личности, адаптивностью, устойчивостью личности к профессиональному выгоранию, оптимизмом, экстраверсией, доминантностью, самодостаточностью, целеустремленностью и уверенностью в себе и т.д.
3. В процессе формирования успешности профессиональной самореализации личности используются различные методы. Выделяют следующие основные методы формирования успешности профессиональной самореализации личности, представленные: информационно-справочными методами; диагностическими методами; активизирующими методами. Под технологией формирования профессиональной самореализации специалистов понимается поэтапное восхождение личности за уровнями усвоения от познания, воспроизведения, применения к творчеству. Цель технологии предполагает формирование профессиональной самореализации специалистов в процессе профессиональной деятельности. Данная технология предполагает следующие этапы: мотивационный, процессуальный, рефлексивный и творческий этапы.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф