Заявка на расчет
Меню Услуги

Психологические корреляты готовности к возрастным изменения у людей пожилого возраста

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Страницы:   1   2


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Готовность к возрастным изменениям и факторы, её определяющие

1.1. Психологическая характеристика старости

1.2. Готовность к возрастным изменениям у людей пожилого возраста

1.3. Толерантное отношение к старости у людей с различными индивидуально-психологическими особенностями

1.4. Постановка проблемы исследования

ГЛАВА 2. Организация, методы и результаты исследования

2.1. Организация исследования

2.2. Методы исследования

2.3. Результаты исследования готовности к возрастным изменениям у женщин и мужчин пожилого возраста

2.4. Результаты анализа взаимосвязей между компонентами готовности к возрастным изменениям и индивидуально-психологическими характеристиками у женщин и мужчин пожилого возраста

ВЫВОДЫ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

РЕКОМЕНДАЦИИ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования. Феномен старости всегда привлекал к себе внимание психологов, педагогов, социологов, философов и представителей других гуманитарных дисциплин. Различные представления о процессах старения и старости существуют с древнейших времён.

Ценность изучения личности пожилого человека состоит в том, что без знания закономерностей её социального развития невозможно понять роль и место в социальной жизни огромной группы граждан, а также определить их социальные роли в семье и обществе. Большой интерес и актуальность представляет понимание динамики профессиональной, социальной и групповой идентичности пожилого человека, которая оказывает существенное влияние на его активность и жизненную позицию в обществе. Кроме того, не имея представлений о закономерностях социального развития личности пожилых людей, невозможно определить содержание процесса социализации в этом возрасте. Необходимо знать, какие качества личности способствуют успешной адаптации к новым социальным условиям и увеличению продолжительности активной жизни, а какие этому препятствуют.

Среди широкого круга проблем геронтологии, одной из наиболее острых остается проблема готовности к возрастным изменениям. Признание возрастных изменений, по мнению ряда авторов, является сильнейшим психологическим фактором старения. Вместе с тем, изучение особенностей отношения к возрастным изменениям и факторов, оказывающих на них влияние, является недостаточно разработанными в современной науке, что определило актуальность нашего исследования.

Объект исследования: женщины и мужчины, относящиеся к «периоду зрелого угасания» в возрасте от сорока до шестидесяти лет.

Предмет исследования: взаимосвязи между индивидуально-психологическими характеристиками личности и готовностью к возрастным изменениям.

Гипотеза исследования: при проведении исследования предполагалось, что:

1) мужчины демонстрируют большую толерантность к возрастным изменениям по сравнению с женщинами;

2) адекватное восприятие возрастных изменений связано с эмоциональной устойчивостью личности.

Цель исследования: выявления взаимосвязи между индивидуально-психологическими характеристиками личности и готовностью к возрастным изменениям в возрасте 40-60 лет.

Задачи исследования:

  1. Определить индивидуально-психологические особенности мужчин и женщин, относящихся к периоду «зрелого угасания».
  2. Установить выраженность готовности к возрастным изменениям у мужчин и женщин.
  3. Установить взаимосвязи между готовностью к возрастным изменениям и индивидуально-психологическими характеристиками мужчин и женщин периода «зрелого угасания».

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов.

В качестве методов исследования использовались:

– анализ научной литературы по проблеме;

– совокупность психологических методов и методик, направленных на выявление значимых, с точки зрения цели и задач данной работы, характеристик человека; количественный анализ результатов с применением методов математической статистики для обработки эмпирических данных.

Для решения поставленных в работе задач и проверки гипотезы был сформирован методический комплекс, включающий две методики:

  1. Методика диагностики готовности к возрастным изменениям (Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович);
  2. Методика «Большая пятерка».

Теоретическую основу исследования составили работы посвященные проблеме изучения особенностей развития лиц пожилого возраста И.В. Афанасенко, Л.Б. Духновской, М.В. Ермолаевой, О.В. Красновой, И.Н. Кона, И.Г. Малкиной-Пых, Е.Е. Сапоговой, Т.В. Скляровой, Е.Л. Солдатовой и др., а именно отдельные положения теории адаптации; теории социальных изменений и представлений; психологии половых различий.

Практическая значимость исследования. Полученные данные о взаимосвязи между личностными особенностями и особенностями отношения к старости могут выступить основой для создания и внедрения в практику целевых программ психологического сопровождения личности, плохо адаптирующейся к возрастным изменениям. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для реализации их в жизни, а так же найти применение в практике индивидуального личного консультирования.

База исследования: жители г. Краснодара.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. Объём работы составил 53 страницы, включая приложения. В работе содержится 3 таблицы и 8 рисунков.

 

ГЛАВА 1. Готовность к возрастным изменениям и факторы ее определяющие

1.1. Психологическая характеристика старости

 

Периодом поздней взрослости принято считать отрезок жизненного пути человека, начиная с 60 лет. Согласно А. Реану, период поздней взрослости можно разделить на 3 этапа: пожилой возраст, старческий возраст и позднестарческий возраст (долгожительство) [28].

И. Бернсайт предложил разделить этот жизненный этап на 4 периода: предстарческий (60-60 лет), старческий (70-79 лет), позднестарческий (80-89 лет), период дряхлости (90 лет и старше) [24].

Главная особенность периода поздней взрослости – старение, представляющее собой генетически запрограммированный процесс, который сопровождается определёнными психологическими и физиологическими изменениями [28].

В этот период ухудшается большинство сенсорных функций, вследствие чего наблюдаются значительные изменения в развитии когнитивной системы. Наиболее сильную дегенерация переживают интеллектуальные функции. Процесс этих изменений индивидуален и зависит от ряда факторов (индивидуально-личностных особенностей, области профессиональной деятельности и т.п.).

Значительные изменения происходят в эмоциональной сфере пожилых людей. Нередко у них может отмечаться неконтролируемое усиление аффективных реакций, пожилые люди становятся более чувствительными, интровертированными, склонными к беспричинной грусти. В период поздней взрослости человек, как правило, становится более эгоцентричным, снижается его способность справляться с трудными жизненными ситуациями. Происходящие в эмоциональной сфере изменения по наблюдениям некоторых авторов (И.Ю. Завьялова, Е.Л. Солдатова, О.В. Хухлаева и др.) имеют выраженные половые различия: женщины становятся более практичными, агрессивными, властными, мужчины, напротив, становятся более пассивными.

Ослабление эмоциональной сферы приводит к тому, что у пожилых людей новые впечатления лишаются тех ярких красок, которые были в юности и в период ранней и средней взрослости, что приводит к привязанности человека к прошлому. Зачастую власть воспоминаний настолько сильна, что эмоционально человек живёт в прошлом.

В период поздней взрослости обостряется страх смерти, актуализируются размышления о ней, при этом психологи отмечают уменьшение тревоги по поводу конечности жизни. Пожилые люди часто думают о смерти, но без страха, присущего более ранним периодам взрослости [36].

Распространённым переживанием периода поздней взрослости является старческая озабоченность. Предполагается, что хроническая озабоченность служит своеобразной психологической защитой от фрустрации. Благодаря этому, человеку удаётся избежать в критических ситуациях сильных эмоциональных всплесков[14].

Некоторые исследователи (И.Ю. Завьялова, Е.Л. Солдатова и др.) полагают, что переживание озабоченности помогает пожилому человеку избежать скуки, придаёт остроту субъективной картины настоящего и помогает структурировать время [14].

У лиц, находящихся в периоде поздней взрослости, нередко наблюдаются неадекватные эмоциональные состояния: острые эмоциональные реакции у них способны вызвать достаточно слабые раздражители. Предполагается, что это также служит защитным механизмом психики, способствуя преодолению эмоционального или социального голода в ситуации сенсорной изоляции [21].

Ещё одним защитным механизмом, часто используемым лицами пожилого возраста, является эмоциональное отстранение, которое внешне проявляется как безразличие. Нередко близкие пожилого человека жалуются на то, что он видит и слышит только то, что хочет. Эмоциональное отстранение помогает человеку избежать глубоких страданий, которыми неизбежно наполнена жизнь людей в периоде поздней взрослости (ухудшение здоровья, ограничение социальной активности, смерть друзей и т.п.).

Для периода поздней взрослости характерно возникновение возрастно-ситуационной депрессии – равномерного и стойкого понижения настроение. Она выражается в переживаниях своей ненужности, возникновении чувства пустоты, потери интереса к окружающим, негативного восприятия своего будущего, подавленном настроении без объективных на то причин. Эмоциональные реакции на какие-либо драматические события становятся довольно затяжными, возрастают обидчивость и тревожная мнительность[36].

Нередким спутником периода поздней взрослости становится чувство ненужности, которое способствует как психологическому, так и биологическому увяданию. Также часто у пожилых людей возникает чувство незащищённости, что обусловлено сразу несколькими факторами[36].

Старость называют возрастом потерь. Пожилым людям чаще, чем молодым, приходится переживать утраты, становится меньше друзей, многие из друзей умирают. К сожалению, с возрастом становится меньше возможностей компенсировать эти потери. Людям в период поздней взрослости приходиться смириться с тем, что они всё чаще будут сталкиваться со смертью близких для них людей. Однако, согласно утверждению Скляровой Т.В., пожилые люди не так тяжело переживают горе, как люди молодого или среднего возраста[30].

В связи с этим у некоторых исследователей (М.В. Ермолаева и др.) возникает вопрос, в полной ли мере у пожилых людей осуществляется очищающая «работа горя» [12] . Согласно модели Кюблер Росс, переживание смерти близкого человека проходит несколько стадий: отрицания, озлобленности, компромисса, депрессии, адаптации. В норме период скорби продолжается до года. Типичным проявлением скорби является тоска по умершему[23].

Согласно наблюдениям М.В. Ермолаевой, переживание скорби напрямую связано с личностными особенностями пожилого человека, его возрастом, полом, а также с культурными традициями и характером отношений с покойным. Согласно М.В. Ермолаевой, переживание пожилым человеком утраты супруга не всегда проявляется во внешней острой реакции, перемещаясь на более глубокие слои души [12].

Зачастую пожилой возраст отягощается соматической и, нередко, психической патологией, что затрудняет взаимодействие человека с социумом. Эта отягощённость выражается в совокупности неблагоприятных соматических сдвигов. В психике пожилых людей отражаются практически все его физические недуги.

Возрастные изменения личности выражаются, с одной стороны, в усилении и заострении прежних свойств личности или же в появлении латентных до этого возраста форм конституционального реагирования (например, депрессивного или ипохондрического) [20]. С другой стороны, они выражаются в развитии общих, собственно возрастных, индивидуальных и нивелирующих черт. К ним относятся нетерпимость и консерватизм в отношении всего нового при одновременной переоценке прошлого, преобладание неприязненного, недовольного и брюзжащего отношения к окружающим, обидчивость, эмоциональное притупление, подозрительность и скупость, черствость при общей ипохондричности и т.д. В эмоциональной сфере может происходить нарастание затяжных негативных эмоциональных реакций, ухудшается способность к саморегуляции, снижается уровень когнитивного функционирования, в связи с чем, часто в худшую сторону изменяются отношения в семье, увеличивается число конфликтов при межличностном взаимодействии [11].

В позднем возрасте часто возникают невротические реакции. Они связаны с изменением привычной социальной среды, с изменением образа жизни, уменьшением социальных контактов [8].

Пожилой человек становится все более зависим от членов семьи, развивает пассивность, человек изолируется от общества, происходит сужение социального круга общения [1]. Данные изменения способствуют большему выражению интровертивных реакций над экстравертивными, что отражается на развитие и течение неврозов позднего возраста. В основном пожилому возрасту свойственен внутриличностный конфликт по невростеническому типу («должен, но не могу»)[18].

В пожилом возрасте возникает множество причин для переживания чувства одиночества. Проводимые исследования одиноко живущих пожилых и старых людей, требующих стационарной медико-социальной помощи, выявили, что чувство одиночества часто испытывают более трети респондентов, причем с возрастом доля таких людей растет [9].

В пожилом возрасте изменяется структура самосознания. Нередко у человека возникают нарушения идентификации со своим именем через замену его на «дедушку» или «бабушку». Таким образом, через социальную роль человек принимает статус пожилого в его стереотипном выражении. Это влечёт за собой два негативных явления: во-первых, в глазах пожилого человека снижается его социальный статус, во-вторых, – эти обращения постоянно указывают на возраст, что нередко становится причиной психологического дискомфорта [6].

Проблема типологии психологических изменений в поздней взрослости является чрезвычайно актуальной для изучения, т.к. помогает найти пути решения негативных состояний, через которые проходит пожилой человек.

 

1.2. Готовность к возрастным изменениям у людей пожилого возраста

 

В общественном сознании существует значительное количество как позитивных, так и негативных стереотипов, связанных со старением, которые не всегда имеют под собой реальную основу [19]. Стереотипы, связанные со старением, обусловлены незнанием многообразия стратегий адаптации в возрасте поздней зрелости. Неправильное понимание механизмов и стратегий адаптации мешают человеку воспринимать пожилых людей дифференцированно и нередко приводят к негативным последствиям, как у пожилых людей, так и представителей более молодых возрастных этапов.

Стереотипы отношения к старости определяют выбор стратегий адаптации к возрастным изменениям и обусловлены многими факторами, в том числе культурно-историческими особенностями развития общества. В значительной степени выбор стратегии адаптации к старости определяется национальной традицией отношения к ней [14].

В современном мире, к сожалению, наблюдается чрезвычайно распространённый культ молодости. Как в России, так и за рубежом, наблюдаются разнообразные проявления интолерантного отношения к старости и старению. Выделяют три наиболее значимые группы интолерантного отношения к старости.

  1. Нетерпимость к лицам, находящимся в периоде поздней взрослости и старости со стороны молодого поколения или общества в целом. Такое отношение проявляется в различных формах. Зарубежные авторы для обозначения этого феномена используют термин «эйджизм», под которым понимают социальную установку, заключающуюся в неоправданно высокой оценке молодости в сочетании с дискриминаций лиц пожилого и старческого возраста.
  2. Неприятие факта собственного старения человеком, связанное с выключением из активной социальной жизни, ухудшением состояния здоровья, низкой адаптации к поздним периодам жизни.
  3. Неприятие факта своего старения лицами молодого и среднего возраста. К сожалению, очень распространено явление неприятия лицами молодого возраста перспективы старения, которую они считают настолько мрачной, что предпочитают вытеснять её из своего сознания. Неприятие старения обусловлено страхом потери независимости, сексуальности, активности и т.д. [4].

На выбор стратегии адаптации к возрастным изменениям большое влияние оказывает социальный стереотип старости (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев) [31]. Авторы указывают, что в современном обществе распространён образ старых людей как бесполезных и обременяющих общество. Подобные стереотипы оказывают отрицательное влияние на самочувствие пожилых людей.

Ощущение своей ненужности, восприятие себя как обузы для своих детей и окружающих – психологическая основа профессиональной и общественной пассивности лиц пожилого возраста. Нередко после выхода на пенсию у человека можно наблюдать быстрые инволюционные процессы, которые исследователи связывают с неспособностью личности противостоять мощному влиянию социальных стереотипов. Негативные стереотипы приводят к негативным изменениям в психологическом и физическом статусе ещё совсем недавно активных и здоровых людей, вышедших на пенсию.

Вместе с тем, негативные стереотипы, связанные со старостью противоречат объективному медицинскому и психологическому статусу пожилых людей. Многочисленные исследования показывают, что значительное количество людей в возрасте поздней взрослости сохраняют работоспособность и интеллектуальный потенциал. В силу этого, необходимо отстаивать права пенсионеров на активную жизнь в обществе [31].

Л.И. Анцыферова также рассматривала влияние социальных стереотипов старости на выбор стратегии старения. Ею выделено два личностных типа старости, которые отличаются друг от друга отношением к миру и себе, стратегиями совладания с трудностями, уровнем активности, удовлетворённости жизнью. Представители первого типа отношения к старению переживают возрастные изменения без особых эмоциональных нарушений. Как правило, они готовятся к этому событию заранее, планируют, чем занять освободившееся в связи с выходом на пенсию время, ищут новые пути включения в общественную жизнь. Люди, которые занимались планированием своей жизни на пенсии, зачастую воспринимают прекращение трудовой деятельности как освобождение от социальных ограничений, развивают свои личностные качества, реализуются в хобби [3].

Представители второго типа демонстрируют противоположные настроения в восприятии возрастных изменений. Выход на пенсию у них сопровождается пассивным отношением к жизни, отчуждением от окружения, сужением круга интересов и, как следствие, снижением интеллекта. Выход на пенсию оказывает негативное влияние на их самооценку, ведёт к потере уважения к себе, инициирует переживание тягостного чувства ненужности. Потеря работы для людей второго типа становится причиной потери личностной идентификации[3].

М.В. Ермолаева предлагает типологию стратегий адаптации к старению, построенную на основе исследований Г.С. Абрамовой, Р.М. Грановской, Н.Ф. Шахматова, Э.Эриксона и результатов собственных исследований. М.В. Ермолаева выдвигает предположение, что в старости ведущей деятельностью можно определить направленность либо на личностный рост человека, сохранение своей личности, поддержание и развитие социальных связей, либо на индивидуализацию, обособление и направленность на «выживание» на фоне постепенного угасания физических, физиологически и психофизиологических функций [12].

В литературе, посвящённой проблеме адаптации к старости, более распространено описание второй стратегии старения, которая приводит к превращению «открытой» системы индивида в «замкнутую» систему.

Замкнутость в психологическом плане проявляется в эгоцентризме, «заострении» некоторых черт характера, снижении интересов и привязанностей к окружающему миру, нивелировании индивидуальных качеств личности. В значительной степени эти личностные изменения определяются замкнутостью интересов индивида на себе. Многие авторы (Т.С. Абрамова, Р.М. Грановская и др.) отмечают, что снижение социальной активности и перспектив пожилого человека делать что-то для других способствует возникновению у него чувства неполноценности, желания спрятаться, неосознанному чувства зависти и вины[15].

И.С. Кон выделяет четыре социально-психологических типа старости.

Первый тип старости получил название активной творческой старости, когда человек, выйдя на пенсию, продолжает участвовать в общественной жизни, живёт полноценной жизнью, не испытывает какой-либо ущербности.

Второй тип старости характеризуется личностным развитием индивида: выйдя на пенсию, человек начинает заниматься делами, на которые раньше у него не хватало времени: путешествовать, отдыхать, овладевает новыми навыками, приобретает новое хобби. Для второго типа старения также характерна хорошая адаптация, но в этом случае энергия человека, в отличие от первого типа, направлена на себя, а не на окружающих.

Третий тип старости, в основном, характерный для женщин, заключается в приложении своих сил в семье. Человек продолжает ощущать себя нужным и востребованным, однако, качество жизни и удовлетворённость её у группы людей, выбравших третий тип старения, ниже, чем у первых двух типов.

Четвёртый тип старости связан с возведением в культ заботы о своём здоровье. Вокруг здоровья крутятся все формы активности индивида и его моральное удовлетворение. Нередко обнаруживается склонность к преувеличению негативных возрастных изменений в сфере здоровья и повышенная тревожность [15].

Вместе с благополучными типами старения И.С. Кон описал и отрицательные типы, выбрав которые человек постепенно деградирует, становясь ворчливым, недовольным состоянием окружающего мира, агрессивным, склонным к критике всего и вся, поучающим и терроризирующим окружающих, либо грустным неудачником, постоянно обвиняющим себя за действительные или мнимые упущенные возможности [15].

Согласно мнению отечественных геронтологов (И.Г. Беленькая, Я.Ф. Шахматов, Р.С. Яцемирская и др.), ни хорошее здоровье, ни дружная семья, ни высокий социальный статус, ни сохранение деятельного образа жизни не являются залогом и гарантией восприятия периода поздней взрослости как благоприятного периода жизни. При наличии всех этих признаков человек может считать себя ненужным, неполноценным и глубоко несчастным человеком, абсолютно не принимая своё старение. И наоборот, даже при отсутствии перечисленных условий, пожилой человек может находиться в гармонии собой и окружающими, а главное – в согласии со своим возрастом, оценивая положительные стороны своего положения и испытывая удовлетворение от жизни[35, 38].

Н.Ф. Шахматов отмечает, что отношение к собственному старению является активным элементом психической жизни [38].

Итак, подводя итог анализу литературы по проблеме отношения к возрастным изменениям, отметим, что принятие собственной старости является результатом активной творческой работы по переосмыслению жизненных ценностей, позиций и установок. При благоприятном исходе человек имеет полное согласие с собой и своим возрастом, внешним миром и неминуемостью завершения своей жизни.

 

1.3. Толерантное отношение к старости у людей с различными индивидуально-психологическими особенностями

 

Геронтологическая психология занимается как изучением негативных возрастных изменений, так и поиском психологических характеристик, способствующих адекватной адаптации человека к старости, наполнению его жизни позитивным содержанием.

Развитие человеческой культуры показывает, что терпимость постоянно сохраняет свою значимость.

Определение толерантных отношений основано на понимании толерантности как характеристики, включенной в ценностно-смысловую сферу личности, в рамках которой человек рассматривается как самоценность [1].

Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для разработки педагогических методик по воспитанию толерантности студентов, поэтому было целесообразно определить соответствующие компоненты, критерии и показатели, которые позволяют более четко фиксировать, анализировать и оценивать результаты процесса воспитания толерантности студентов.

Большинство исследователей выделяют три составляющих толерантности: когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты.

Когнитивный компонент толерантности подразумевает наличие таких понятий, как: принятие и понимание богатого многообразия культур мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности; признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей; признание многомерности и самобытности любой культуры, норм, верований.

Эмоциональный компонент выражается в гармонии в многообразии; активном, уважительном, нестереотипном и неравнодушном отношении к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам, поведению других людей; сопереживании; понимании и принятии другого во всей вариативности его проявлений; взаимопонимании, умении видеть другого «изнутри».

Поведенческому компоненту толерантности соответствуют такие понятия, как позитивное взаимодействие; способность видеть в другом именно другого; готовность к диалогу, взаимопониманию и уважению, ведение культурного диалога и избежание межкультурных конфликтов; отказ от преобладания какой-то одной точки зрения и позиции; компромисс, сотрудничество; стремление достичь взаимопонимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления; взгляды одного человека не могут быть навязаны другим [7].

Некоторые учёные, в том числе Н.А. Асташова считает, что толерантность является психосоциальной характеристикой личности и определяется как «уважительное отношение к чужому мнению, лояльность в оценке поступков и поведении других людей, готовность к пониманию и сотрудничеству в решении вопросов межличностного, группового и межнационального взаимодействия» [5].

По мнению Н.А. Асташовой, толерантная личность обладает рядом характеристик:

– гуманностью, проявляющейся во внимании к внутреннему миру человека, отказу от методов принуждения;

– рефлексивностью, предполагающей знание личностных особенностей, достоинств и недостатков, свободу, не приемлющую насильственных запретов;

– ответственностью, характеризующейся проявлением внутренней силы при принятии решения;

– защищенностью, означающей гарантию понимания и поддержки;

– гибкостью, включающей умение принимать решения в зависимости от обстоятельств и состава участников событий;

– уверенностью в себе, определяющей адекватную оценку своих способностей преодолевать препятствия;

– самообладанием, выражающимся в управлении эмоциями и поступками;

– вариативностью, предполагающей умение подойти к оценке окружающей жизни с различных позиций;

– перцепцией, характеризующейся умением проникать во внутренний мир людей;

– эмпатией, означающей сопереживание проблемам других людей;

– чувством юмора, выражающимся в умении иронически относиться к непродуманным действиям, к самому себе [5].

Многие авторы, в частности, М.В. Ермолаева, отмечают стереотипное восприятие старости в современном обществе. С одной стороны, старость рассматривается как период отдыха (уход на заслуженный отдых), с другой стороны, — как период угасания [12].

Н.С. Пряжников, рассматривая проблему социальной ситуации развития в поздней взрослости, делает акцент на социально-психологической специфика каждого периода [27].

Конец средней взрослости, предпенсионный возраст рассматривается им, в первую очередь, как ожидание или подготовка к пенсии.

Кто-то воспринимает пенсионный отпуск как возможность начать больше времени уделять любимому хобби, начать отдыхать, для других людей выход на пенсию – прекращение активной трудовой жизни и потеря направления, в какую сторону двигаться, что делать с накопленным профессиональным опытом и энергией[27].

Период выхода на пенсию, по мнению Н.С. Пряжникова, является периодом адаптации к новой социальной роли.

По мнению А.Э. Россета, выход на пенсию «вместо того чтобы принести пользу, нередко приводит к упадку сил и невзгодам» [27]. По этой причине многие исследователи представляют выход на пенсию специфическим видом социализации, значимость которой в старости не меньше, чем в детстве и юности.

В зарубежной геронтопсихологии в последние годы набирает популярность концепция «успешного старения» (или «счастливого старения», Р. Хэвайюрс), которая определяет, какие факторы влияют на процессы старения, и как должна протекать старость человека. Используя современные достижения медицины и исследования геронтологов, были обозначены те сферы жизнедеятельности человека, воздействуя на которые можно отодвинуть и даже приостановить процессы старения.

«Успешность» старения при этом понимается как достижение гармонии между внешним окружением и внутренним миром пожилого человека. Это то состояние, когда поставленные цели осознаются как достигнутые, когда присутствует чувство собственной значимости и самоуважения, когда критический взгляд на самого себя сочетается с радостью жизни, оптимизмом, а физическое и психическое состояние не внушают опасений. Продолжая и развивая теорию, ученые пришли к тому, что позитивному настрою в старости способствуют открытость новым идеям, толерантность по отношению к представителям других поколений [17].

Таким образом, «Успешное старение» определяется как комбинация следующих факторов:

1) Низкая вероятность болезней;

2) Высокие возможности к обучению и физической деятельности;

3) Активное участие в жизни общества.

Эти цели могут быть достигнуты как с помощью усилий общества, так и благодаря известным усилиям пожилых людей по изучению и поддержке социальных связей, особенно с людьми младшего возраста, а также постоянной включенности в процесс как неформального, так и информального образования. Эта концепция развернута в практическую сферу деятельности, обращена к самим пожилым, в определенном смысле она стала лозунгом для тех людей, которые не хотят преждевременного наступления старости и немощи. Фактически она выражается в ряде призывов (советов) пожилым людям о:

– о необходимости оставаться в хорошей физической форме, для этого следует регулярно заниматься физическими упражнениями и спортом;

– о необходимости сохранять активную социальную жизнь, поддерживать контакты с друзьями и с сообществом;

– нужно следить, чтобы питание было правильным и сбалансированным;

– не пренебрегать собой, регулярно посещать доктора; внимательно следовать его советам и назначениям;

– о необходимости спать столько, сколько просит организм[39].

Образование в пожилом возрасте способно выполнить работу по структурированию свободного времени пожилых людей, обеспечить возможность самореализации пожилого человека. Обновление знаний в пожилом возрасте изменяет образ жизни и отношение к возрастным заболеваниям [35].

Развитие программ образования пожилых людей способствует их вовлечению в образовательное пространство, повышению их уровня адаптации и интеграции в социальную жизнь.

 

1.4. Выводы по первой главе и постановка проблемы исследования

 

По результатам предпринятого анализа психолого-педагогической литературы были выделены научные проблемы, которые легли в основу программы данного эмпирического исследования. Кратко их обозначение:

– как показывает теоретический анализ литературы по проблеме исследования, в настоящее время в нашей стране и западных странах наблюдается негативное отношение к процессам возрастных изменений, что обуславливает необходимость изучения психологических особенностей, способствующих адекватному принятию возрастных изменений;

– в условиях существующей в современной культуре направленности на молодость, существует определённый страх перед старением, поэтому поиск ресурсов к успешной адаптации в пожилом возрасте является необходимым и актуальным.

Таким образом, отсутствие комплексных исследований, касающихся особенностей взаимосвязи отношения к возрастным изменениям и личностно-психологическими особенностями человека определили актуальность нашего исследования.

С учетом выше сказанного целью данного исследования является выявление взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик личности и готовностью к возрастным изменениям в возрасте 40-60 лет.

Объектом данного исследования выступили женщины и мужчины, относящиеся к «периоду зрелого угасания» в возрасте от сорока до шестидесяти лет.

Предметом данного исследования стали взаимосвязи между индивидуально-психологическими характеристиками личности и готовностью к возрастным изменениям.

С опорой на имеющиеся в современной научной литературе данные были сформулированы следующие гипотезы:

1) мужчины демонстрируют большую толерантность к возрастным изменениям по сравнению с женщинами;

2) адекватное восприятие возрастных изменений связано с эмоциональной устойчивостью личности.

Реализация поставленной цели и проверка выше обозначенных гипотез предполагали решение ряда задач, а именно:

  1. На основе анализа представленных в научной литературе данных раскрыть теоретические основы проблемы исследования, определить подходы к ее изучению и разработать ее научный аппарат.
  2. Подобрать необходимый психодиагностический инструментарий для проверки сформулированных гипотез.
  3. Изучить различия отношения к возрастным изменениям между мужчинами и женщинами.
  4. Определить взаимосвязи между индивидуально-психологическими характеристиками личности и готовностью к возрастным изменениям.

Теоретико-методологические основы данного исследования составили работы И.В. Афанасенко, Л.Б. Духновской, М.В. Ермолаевой, О.В. Красновой, И.Н. Кона, И.Г. Малкиной-Пых, Е.Е. Сапоговой, Т.В. Скляровой, Е.Л. Солдатовой и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняющих методов исследования:

– теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;

– диагностический комплекс, включающий:

  1. Методика диагностики готовности к возрастным изменениям (Н.С. Глуханюк, Т.Б. Гершкович).
  2. Методика «Большая пятерка»;

– качественный и количественный анализ полученных данных, в частности, результаты исследования подвергались обработке с использованием методов математической статистики:

– расчет средних значений;

– U-критерий Манна-Уитни и коэффициент корреляции Спирмена.

Характеристика выборки испытуемых. В исследовании принимали участие 30 мужчин и 30 женщин, относящиеся к «периоду зрелого угасания» в возрасте от сорока до шестидесяти лет.

Исследование проходило в два этапа:

На первом этапе были изучены особенности отношения к возрастным изменениям мужчин и женщин.

Второй этап исследования заключался в изучении взаимосвязи индивидуально-психологических характеристик личности и готовностью к возрастным изменениям в возрасте 40-60 лет.

Теоретическая значимость исследования: в работе рассмотрены и систематизированы основные подходы к пониманию и изучению особенностей отношения к возрастным изменениям.

Практическая значимость выполненного исследования заключается в том, что полученные данные о взаимосвязи между личностными особенностями и особенностями отношения к старости могут выступить основой для создания и внедрения в практику целевых программ психологического сопровождения личности, плохо адаптирующейся к возрастным изменениям. Полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы для реализации их в жизни, а так же найти применение в практике индивидуального личного консультирования.


Страницы:   1   2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф