2.3. Коррекционно-развивающая программа формирования здоровья и личностного развития работников медицинского центра
Для решения проблемы формирования здоровья и личностного развития работников медицинского центра была разработана коррекционно-развивающая программа (таблица 3).
Цель программы: формирование у работников медицинского центра компетентностей и способностей, необходимых для эффективного решения жизненных задач, реализации имеющихся возможностей, саморазвития и самосовершенствования без потери здоровья, а также способности человека переносить стрессы без негативных последствий для своей психики.
Задачи:
- Повышение познавательной компетентности медицинских работников, т.е. осознание своей системы ценностей, личностных и психофизиологических особенностей.
- Осознание симптомов, характеристик и картины стрессового состояния; осознание его последствий.
- Расширение опыта анализа и преодоления стрессовых ситуаций, неконструктивных стереотипов поведения, деятельности, общения.
- Овладение социально и личностно приемлемыми нормами реагирования при столкновении с жизненными трудностями, развитие ситуативной адекватности.
- Развитие навыков конструктивного взаимодействия с окружающими людьми на основе самовосприятия, самораскрытия и принятия других.
- Развитие личностных механизмов стрессоустойчивости: мотивационной сферы, рефлексивных способностей, адекватной самооценки, коммуникативной компетентности, саморегуляции эмоциональных состояний и самоконтроля.
Программа состоит из 16 занятий, продолжительностью 1,5 часа.
Используемые методические приемы: групповые дискуссии, ролевые игры, работа в парах, игры, упражнения.
Каждое занятие имеет следующую структуру:
- Разминка. Включает в себя набор упражнений, способствующих активации участников группы, создает благоприятную атмосферу, повышает сплоченность.
- Основной этап занятия. Эта часть включает в себя дискуссии, упражнения, игры, направленные снятие состояния тревожности и формирование стрессоустойчивости.
- Рефлексия занятия. В конце каждого занятия участники обмениваются своими впечатлениями.
Таблица 3 Тематический план программ коррекции
№ п/п | Название занятия | Цели занятия | Содержание занятия |
1 | Знакомство | З͏н͏а͏к͏о͏м͏с͏т͏в͏о͏ у͏ч͏а͏с͏т͏н͏и͏к͏о͏в͏ д͏р͏у͏г͏ с͏ д͏р͏у͏г͏о͏м͏ | 1.У͏п͏р͏а͏ж͏н͏е͏н͏и͏е ͏«У͏ш͏и͏ — м͏о͏и͏ л͏о͏к͏а͏т͏о͏р͏ы͏» 2.Игра «Ассоциации» 3.Упражнение «Четыре угла – четыре выбора» 4.Упражнение «Комплексные упражнения» 5.Подведение итогов дня 6.Упражнение «Подарки» |
2 | Вводное занятие | Продолжение знакомства и включение участников в тренинговую работу. Знакомство со способами саморегуляции | 1.Вступление 2.Упражнение «Меня зовут…» 3.Игра «Приветствие» 4.Ситуация «Вспомни что-нибудь неприятное» 5.Упражнение «Вспомни неприятную ситуацию и расслабься» 6.Упражнение «Погода» 7.Игра «Снежки» 8.Рефлексия 9.Ритуал прощания |
3 | Управление дыханием | Освоение способов саморегуляции через управление дыханием и тонусом мышц | 1.Игра «Приветствие» 2.Обсуждение домашнего задания 3.Упражнение «Веревка» 4.Обучение способам управления дыханием 5.Управление тонусом мышц, движения 6.Рефлексия 7.Ритуал прощания |
4 | Самораскры-тие | Проявить свою индивидуальность и научиться ценить индивидуальность других | 1.Ритуал приветствия 2.И͏г͏р͏а͏«М͏о͏л͏е͏к͏у͏л͏ы͏» 3.Игра-фантазия «Магия нашего имени» 4.Упражнение «Автопортрет» 5.Упражнение «Учимся ценить индивидуальность» 6.Упражнение «Лови кастрюлю» 7.Подведение итогов дня 8.Упражнение «Спасибо…» |
5 | Закрепление и дальнейшее самораскрытие | Закрепление игрового стиля общения, дальнейшее самораскрытие, открытие в себе сильных сторон. Изучение возможностей использования своих сильных сторон во взаимоотношениях с другими людьми | 1.Игра «Приветствие» 2.Обсуждение домашнего задания 3.Упражнение «Девиз» 4.Упражнение «Мои желания» 5.Рефлексия 6.Ритуал прощания |
6 | Развитие межличностных отношений | Развитие доверия и чуткости | 1.Ритуал приветствия 2.Игра «Пересаживание по признакам» 3.Упражнение «Скала» 4.Упражнение «Доверительное падение» 5.Упражнение «Слепой и поводырь» 6. Упражнение «Правда или ложь» 7.Подведение итогов дня 8. Упражнение «Вертушка» |
7 | Повышение взаимной чувствительности
| Создание атмосферы сотрудничества | 1.Ритуал приветствия 2.Игра: «Коллективный счет» 3. Упражнение «Строим мост» 4.Игра «Машина с характером» 5.Подведение итогов дня 6.Упражнение «Любое число» |
8 | Умение общаться | Научиться определять эмоции другого человека и контролировать свои | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Спутанные цепочки» 3.Игра «Эмоции» 4.Обсуждение занятия 5. Упражнение «Прощание» |
9 | Познание эмоций | Познание и передача эмоций | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Мое настроение сегодня» 3.Небольшая лекция 4.Игра «Испорченный телефон» 5.Подведение итогов дня 6.Упражнение «Мое настроение сегодня» |
10 | Освоение диалогового общения | Освоение невербальных средств общения, разрушение шаблонов повседневного общения, активное самораскрытие, преодоление психологических барьеров, дальнейшее освоение диалогового общения | 1.Игра «Приветствие» 2.Упражнение «Подарок» 3.Упражнение «Без маски» 4.Упражнение «Путаница» 5.Рефлексия 6.Ритуал прощания |
11 | Мотивация к успеху | Выработка установки на самопознание и саморазвитие; развитие мотивации к успеху, умения находить актуальные для себя цели | 1. Упражнение «Пожелание» 2. Упражнение «Анализ жизни» 3. Упражнение «Автопилот» 4. Упражнение «Сила моих желаний» 5. Рефлексия занятия 6. Ритуал прощания |
12 | Групповое взаимодейс-твие | Сплочение группы | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Ливень» 3.Упражнение «Доброе животное» 4.Упражнение «Расскажу о своем хозяине» 5.Упражнение «Категории» 6.Подведение итогов дня 7. Упражнение «Паутина» |
13 | Сплочение команды | Преодоление скованности и напряженности участников группы. Сплочение | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение «Надувная кукла» 3.Упражнение «Подъемный кран» 4.Игра «Киллер» 5.Упражнение «Давайте поздороваемся» 6.Подведение итогов дня 7. Упражнение «Мое настроение» |
14 | Развитие чувства сплоченности | Сплочение коллектива, раскрепощение эмоций, развитие воображения | 1.Ритуал приветствия 2.Упражнение-игра «Тик-так» 3.Упражнение «Смешной рисунок» 4.Упражнение «Вавилонская башня» 5.Упражнение «Неожиданные картинки» 6.Упражнение «Солнце светит для тех, кто…» 7.Подведение итогов, обсуждение занятия |
15 | Формирование единства | Формирование единства в поведенческой сфере: развитие навыков и умений взаимодействия, сотрудничества, согласованности действий в решении групповых проблем | 1.Ритуал приветствия 2.Деловая игра «Потерянный город» 3.Упражнение «Окажи внимание другому» 4.Упражнение «Растопи круг» 5.Упражнение «Наша группа – это…» 6.Упражнение «Чемодан» 7.Подведение итогов, обсуждение занятия 8.Упражнение «Мои впечатления» |
16 | Вперед к успеху! | Повышение самооценки и уверенности в своих возможностях, обучение приемам самовнушения. Подведение итогов работы группы | 1.Игра «Приветствие» 2. «Моя самооценка» 3.Упражнения «Похвалилки» 4.Упражнение «Лучик» 5.Упражнение «Передача энергии» 6.Рефлексия 7.Упражнение «Подсолнух» |
Программа для медицинских работников была разработана на основе работ следующих авторов: Р. А. Абдурахманова, А. Я. Анцупова, В. Д. Бицоева, A. B. Булгакова, М. И. Дьяченко, С. В. Захарика, В. Л. Марищука, A. A. Камышанова, Л. А. Кандыбович, А. Г. Караяни, В. П. Каширина.
Диагностика подверженности испытуемых к эмоциональному выгоранию по В.В.Бойко показала, что оно наиболее развито в группе испытуемых со стажем работы менее 10 лет, что указывает на отрицательную корреляцию профессионального стажа и эмоционального выгорания медработников в целом. В группе испытуемых со стажем работы менее 10 лет в фазе напряжения доминируют симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств и тревога с депрессией. Во второй группе испытуемых все три фазы эмоционального выгорания у большинства опрошенных не сформированы.
Результаты исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова показали, что в группе медработников, чей стаж превышает 10 лет, преобладает сангвинистический и флегматический тип темперамента.
В группе медработников со стажем работы менее 10 лет обнаружена отрицательная связь между выраженностью эмоционального выгорания и меланхолическим типом темперамента, и две положительные связи – с холерическим типом темперамента и сангвинистическим (на уровне тенденции).
В группе медработников со стажем работы более 10 лет обнаружены отрицательные связи между низким уровнем эмоционального выгорания и меланхолическим и флегматическим типом темперамента, и две положительные — между низким уровнем эмоционального выгорания и холерическим и сангвинистическим типом темперамента.
Заключение
Современные исследования в области психологии труда направлены на изучение психических характерных аспектов различных разновидностей трудовой деятельности в их зависимости от социально-исторических и определенных производственных обстоятельств, от средств труда, способов обучения труду и от эмоциональных качеств личности трудящегося.
Особого внимания требует изучение проблем, сопряженных с рабочими кадрами, критериями работы и оснащением; с анализом таких проблем и задач как: выбор и размещение сотрудников, их подготовка, отношения в процессе труда, увеличение работоспособности, безопасность труда, совершенствование и планирование новой техники и новой трудовой работы.
Современные руководители заметили характерную особенность, которая заключается в том, что благополучность деятельности учреждений находится в зависимости от людей, которые на нем работают. Это повергло к тому, что услуги по работе с персоналом организации (подготовка путем выполнения тренингов, мероприятия на сплочение, подбор и выбор персонала и т.д.) считаются важными. Анализирую медицинскую сферу, в чью зону ответственности вступает деятельность с людьми, мы пришли к выводу о том, что работа специалиста по психологии в данной сфере необходима и важна для правильного подбора профессиональных кадров и дальнейшей психологической работы с ними.
Проблема, чем же психолог на самом деле должен заниматься, в учреждениях нередко не понятна как для самих специалистов по психологии, так и для их работодателей. И так мы выяснили наиболее характерные разновидности работ, к которым привлекается специалист по психологии:
— Исследование профессиональных характеристик;
— Тестирование,
— Опрос,
— Наблюдение,
— Социологический опрос,
— Анкетирование,
— Критический инцидент.
Психолог в учреждении должен осуществлять главные функции:
- Подбор и выбор сотрудников на вакантные места (либо при ротации сотрудников) с учетом их психологической годности к осуществлению предполагаемой деятельность.
- Развитие коллектива: выбор сотрудников, которые психологически предельно подходят друг к другу и в то же время отвечают проблеме, решаемой подразделением.
- Помощь сотрудникам (в том числе и руководителям) в создании безупречно важных для них качеств.
- Поддержание общего психологического климата в организации.
Во второй главе выпускной квалификационной работы нами был проведен анализ взаимосвязи темперамента и стратегий поведения с эмоциональным выгоранием работников медицинского Центра. В результате эмпирического исследования нами получены следующие результаты:
Диагностика подверженности испытуемых к эмоциональному выгоранию по В.В.Бойко показала, что оно наиболее развито в группе испытуемых со стажем работы менее 10 лет, что указывает на отрицательную корреляцию профессионального стажа и эмоционального выгорания медработников в целом. В группе испытуемых со стажем работы менее 10 лет в фазе напряжения доминируют симптомы: переживание психотравмирующих обстоятельств и тревога с депрессией; в фазе резистенции преобладает фактор расширения сферы экономии эмоций; в фазе истощения доминирует личностная отстраненность испытуемых. Во второй группе испытуемых все три фазы эмоционального выгорания у большинства опрошенных не сформированы, но все же стоит отметить ,что доминирующим симптомом в фазе напряжения является переживание психотравмирующих обстоятельств; в фазе резистенции преобладающими являются неадекватное эмоциональное избирательное реагирование, расширение сферы экономии эмоций и редукция профессиональных обязанностей; в фазе истощения, так же как и впервой группе опрошенных, доминирует личностная отстраненность опрошенных.
Результаты исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова показали, что в группе медработников, чей стаж превышает 10 лет, преобладает сангвинистический и флегматический тип темперамента.
В группе медработников, чей стаж менее 10 лет, выявлены немного иные преобладающие типы темперамента .50% испытуемых из выборки обладают холерическим темпераментом, причем установлено, что существуют статистически достоверные различия в проявлении холерического типа темперамента у медработников со стажем работы менее 10 лет и у медработников, проработавших более 10 лет: по результатам статистических расчетов с применением U-критерия Манна-Уитни выявлено, что UЭмп = 134,5, при этом UКр p≤0.01 – 114 p≤0.05 – 138. Полученное эмпирическое значение Uэмп находится в зоне неопределенности.
Результаты исследования по методике исследования базисных копинг-стратегий — «Индикатор стратегий преодоления стресса» Д. Амирхана показали, что в группе работников медицинского центра со стажем работы менее 10 лет преобладает низкий уровень стратегии разрешения проблемы (выявлен у 70% опрошенных), средний уровень поиска социальной поддержки (выявлен у 75% опрошенных), стратегия избегания проблемы показала преобладание как высокий ( у 30% опрошенных), так и низких показателей (низкий уровень у 35% опрошенных медработников). В группе медработников со стажем работы более 10 лет преобладает низкий уровень стратегии разрешения проблемы (выявлен у 45% опрошенных), поиска социальной поддержки (выявлен у 55% опрошенных), стратегии избегания проблемы у 45% опрошенных). Установлено, что существуют статистически достоверные различия в проявлении стратегии разрешения проблемы у медработников со стажем работы менее 10 лет и у медработников, проработавших более 10 лет: (UЭмп = 93,5) ; в проявлении стратегии поиска социальной поддержки у медработников со стажем работы менее 10 лет и у медработников, проработавших более 10 лет (UЭмп = 58), в проявлении стратегии избегания у медработников со стажем работы менее 10 лет и у медработников, проработавших более 10 лет (UЭмп = 66).
В группе медработников со стажем работы менее 10 лет обнаружена отрицательная связь между выраженностью эмоционального выгорания и меланхолическим типом темперамента, и две положительные связи –с холерическим типом темперамента и сангвинистическим (на уровне тенденции).
В группе медработников со стажем работы более 10 лет обнаружены отрицательные связи между низким уровнем эмоционального выгорания и меланхолическим и флегматическим типом темперамента, и две положительные — между низким уровнем эмоционального выгорания и холерическим и сангвинистическим типом темперамента.
Результаты исследования взаимосвязи уровня СЭВ с копинг-стратегиями показали, что в группе медработников со стажем работы менее 10 лет обнаружена отрицательная связь между выраженностью эмоционального выгорания и стратегией разрешения проблемы, и две положительные связи – со стратегией избегания и поиска социальной поддержки. В группе медработников со стажем работы более 10 лет обнаружена отрицательная связь между низким уровнем эмоционального выгорания и стратегией разрешения проблемы, и две положительные связи – со стратегией избегания и поиска социальной поддержки.
ГОЛОССАРИЙ
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | Труд | Процедура осознанной подходящей деятельности людей по преображению и адаптации объектов природы для удовлетворения собственных нужд и заинтересованностей. |
2 | Деятельность | Средство самовыражения и самоутверждения личности, инструментом осуществления её навыка, умственного и креативного потенциала, нравственного совершенства. |
3 | Креативность | Умение формировать общественно важные новые формы. |
4 | Предмет труда | — человек как отдельная личность, действующая с предметом и средствами труда — психическая суть трудовой деятельности, характерные черты личности работающего (профессиональные возможности) и его связь с производственной сферой — это субъект труда, т.е. работник, способный к инстинктивности и рефлексии в обстоятельствах производственной деятельности. |
5 | Гуманизация работы | Предотвращение переутомления, профессиональных заболеваний, предупреждение производственного травматизма и профессиональной деформации личности, увеличение содержательности труда, формирование обстоятельств для многостороннего развития трудящегося, расцвета его возможностей |
6 | Психология труда | область науки психологии и взаимодействует с другими тенденциями концепции психологических знаний. |
7 | Главные психические свойствами труда | Осознанное предвосхищение общественно значимого результата; понимание обязательности достижения общественно зафиксированной цели; осмысленный выбор, использование, усовершенствование либо формирование средств деятельности; понимание межличностных производственных связей, взаимоотношений.
|
8 | Методы психологии труда | — это комплекс методов и способов исследования разных нюансов трудовой деятельности.
|
9 | психическое понимание | — это понимание как бы исчезнувшее в продукте, либо средствах, либо обстоятельствах труда, формах его организации, то появляются специализированные задачи по его перестройки |
10 | Наблюдение | — это способ эмоционального изучения, складывающийся в намеренном, регулярном и направленном восприятии явлений с целью исследования их специфичных изменений в конкретных обстоятельствах. |
11 | Систематичность | подразумевает работу без беспорядочных и отрывочных исследований, которые могут изменить понимание о предмете, повысить роль неважных условий и преуменьшить значимые характеристики. |
12 | Эксперимент | представляет собой исследование явление в намеренно сформированных либо простых, естественных обстоятельствах. |
13 | База эксперимента | — это план, который способен в существенной степени оказать влияние на качество результатов |
14 | Опрос | Получение от опрашиваемых ответов на предложенный опросник (анкету) в письменной форме. |
15 | Психолог | это специалист, который занимается изучение проявлений, форм организации психологический явлений личности в различных областях человеческой деятельности. |
16 | Составление психологической программы | – результат кропотливого исследования профессии с различных сторон. |
17 | Критический инцидент | Формирование критической ситуации и действия лица в ходе её разрешения (разногласие, утверждение сложного решения, поведение в беде, отношение к спиртному, женщинам и т.д.) |
18 | Экспертная оценка | Установление совокупности и приобретение экспертных оценок идеального и реального сотрудника |
19 | Тестирование | Установление профессиональных знаний и умений, возможностей, тем, психологии личности с помощью специализированных исследований с дальнейшей их расшифровкой с помощью «ключей» |
20 | Наблюдение | Наблюдение за оцениваемым сотрудником в неофициальной (на отдыхе, в быту) и в рабочей ситуациях способами мгновенных исследований и фотографий рабочего дня |
21 | Социологический опрос | Анкетный опрос сотрудников различных категорий, хорошо понимающих оцениваемого лица (руководители, коллеги, подчиненные |
22 | Анкетирование | Опрос лица с помощью особой анкеты для самооценки свойств личности и их дальнейшего анализа |
23 | Собеседование | Беседа с сотрудником в режиме «вопрос — ответ» по предварительно составленной либо свободной схеме для извлечения дополнительных сведений о работнике |
24 | Историковедческий (биографический) метод | Исследование профессиональных данных, листок по учету сотрудников, индивидуальные заявления, автобиография, документы о образовании, характеристика |
Список используемых источников
- Беляева, В. В. Рекомендации для медицинских сестер по повышению приверженности пациентов антиретровирусной терапии [Текст] / В. В. Беляева. — М., 2008. — 60 с. — Библиогр.: с. 52-53.
- Гуревич, П.С. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров [Текст] / П.С. Гуревич. — М.: Юрайт, 2013. — 479 c.
- Демин, А.Н. Справочник по психологии труда и психологии занятости [Текст] / А.Н.Демин. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2010. — 130 с.
- Душков, Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности [Текст] / Б.А.Душков, Б.А.Смирнов, А.В.Королев – М.: Академический проект, 2005. – 494 с.
- Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник [Текст] / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. — М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА — М, 2013. — 448 c.
- Запруднов, А. М. Общий уход за детьми [Текст]: учеб. пособие / А. М. Запруднов, К. И. Григорьев. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012. — 416 с.
- Иванова, Е.М. Основы психологического изучения профессиональной деятельности [Текст] – М.: Издательство МГУ, 1987. – 334 с.
- Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения [Текст] / Е.А. Климов. – М.: Академия, 2011. – 304 с.
- Климов, К.Г. Рынок труда и занятости населения [Текст] / К.Г.Климов — М.:Перспектива, 2013. – 113 с.
- Кудрявая, Н.В. Педагогика в медицине: Учебное пособие для студентов учреждений высш. проф. образования [Текст] / Н.В. Кудрявая, Е.М. Уколова, Н.Б. Смирнова, Е.А. Волошина. — М.: ИЦ Академия, 2012. — 320 c.
- Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст]: монография/А.Н. Леонтьев. — М.: Просвещение, 1975. – 343 с.
- Мухина, С. А. Теоретические основы сестринского дела [Текст]: учеб. / С. А. Мухина, И. И. Тарновская. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. — 368 с.
- Ожегов, С.И. Толковый словарь [Текст] ― М.: Мир и Образование, Оникс, 2011. — 736 с.
- Михль, В. Педагогика переживания [Текст] / В. Михль. — М.: УРСС, 2014. — 200 c.
- Рабочая книга социолога / под ред. Г. В. Осипова, М. Н. Руткевича, В. Г. Андреенкова и др. ― М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. — 306 с.
- Руденко, А.М. Основы психологи и педагогики: общие вопросы [Текст] / А.М. Руденко. – Ростов н/Д.: Феникс, 2015. – 125 с.
- Соколова,Н.В. Психологическое изучение профессиональной деятельности в России: Автореф. дисс. канд. мед. наук. — Иркутск 2012. ― 40 с.
- Сопина, З. Е. Управление качеством сестринской помощи [Текст] : учеб. пособие / З. Е. Сопина, И. А. Фомушкина. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 176 с.
- Теория и практика сестринского дела [Текст]: учеб. пособие: в 2 т. Т. 1. / П. Бейер [и др.] ; под ред. С. В. Лапика, В. А. Ступина, В. А. Саркисовой ; пер. с англ. — М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. — 800 с.
- Теория и практика сестринского дела [Текст] : учеб. пособие : в 2 т. Т. 2. / П. Бейер [и др.] ; под ред. С. В. Лапика, В. А. Ступина, В. А. Саркисовой ; пер. с англ. — М.: ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2008. — 889 с.
Материалы периодической печати
- Арзуманова, Л. В. Особенности сестринского ухода за пациентами после операции коронарного шунтирования и протезирования клапанов сердца [Текст] / Л. В. Арзуманова, Н. А. Екимова, С. В. Соловьева // Сестринское дело. — 2014. — № 1. — С. 21- 22.
- Бершадская, М. Б. Типичные ошибки в работе медицинской сестры [Текст] / М. Б. Бершадская // В помощь практикующей медицинской сестре. — 2013. — № 3. — С. 3-79.
- Бирюкова, Е. Г. Сестринское дело в педиатрии: новые вызовы (итоги работы III Форума детских межицинских сестер России) [Текст] / Е. Г. Бирюкова // Педиатрическая фармакология. — 2013. — № 2. — С. 160-161.
- Бирюкова, Е. Г. Образовательные инновации в работе сестринского персонала [Текст] / Е. Г. Бирюкова // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. — 2012. — № 7. — С. 75-79.
- Богданова, Т. Е. Сестринская деятельность при психомоторном возбуждении [Текст] / Т. Е. Богданова // Медсестра. — 2011. — № 11. — С. 37-38.
- Брылева, О. А. Роль медсестры кардиологического отделения стационара в профилактике и лечении сердечно-сосудистых заболеваний [Текст] / О. А. Брылева // Медицинская сестра. — 2013. — № 3. — С. 17-20.
- Волков, С. Р. Оценка деятельности среднего медицинского персонала, участвующего в реализации мероприятий по повышению доступности амбулаторной помощи [Текст] / С. Р. Волков // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. — 2012. — № 1. — С. 51-60.
- Воропаева, Л. А. Опыт сестринской деятельности в отделении сестринского ухода многопрофильной больницы [Текст] / Л. А. Воропаева, А. В. Аверин, В. В. Дубов // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. — 2013. — № 5. — С. 21-34.
- Вурманчеева, Ю. В. Организация работы отделения сестринского ухода в психиатрическом стационаре [Текст] / Ю. В. Вурманчеева, Э. Х. Халиуллина, Т. В. Петрова // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. — 2012. — № 2. — С. 20-33.
- Голенков, А. В. Особенности реабилитации психически больных пожилого и старческого возраста в отделении сестринского ухода [Текст] / А. В. Голенков, О. Г. Рындина, М. А. Синдячкина // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. — 2012. — № 4. — С. 125-131.
- Горчакова, Л. Н. Понятие «Карьера» в научно-практической литературе [Текст] / Л.Н.Горчакова // Молодой ученый. — 2010. — №1-2. Т. 2. — С. 263-266.
- Гусева, Л. В. Экстренная профилактика столбняка в профессиональной деятельности медицинской сестры [Текст] / Л. В. Гусева, И. В. Трипак // Сестринское дело. — 2013. — № 1. — С. 31-33. — Библиогр.: с. 33 (3 назв.). — Научный выпуск.
- Далецкая, Г. В. Скрытое течение хронического гастрита, жалобы больных и помощь медицинской сестры [Текст] / Г. В. Далецкая // Медсестра. — 2014. — № 1. — С. 44-48.
- Данилова, И. А. Особенности сестринского ухода за пациентами с травмами бедренной кости [Текст] / И. А. Данилова // Медицинская сестра. — 2014. — № 1. — С. 28- 30.
- Егорова, А. Практика медсестры в США [Текст] / А. Егорова // Медицинская сестра. — 2012. — № 3. — С. 36-39.
- Злобина, Г. М. Применение специалистами сестринского дела современных технологий управления при обучении пациентов [Текст] / Г. М. Злобина, Т. А. Пайбактова // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. — 2012. — № 1. — С. 32-46.
- Иваненко, П. И. Основные направления совершенствования сестринского дела в системе федерального медико-биологического агентства [Текст] / П. И. Иваненко // Главный врач. — 2012. — № 4. — С. 49-53.
- Как организация сестринской службы влияет на качество медицинской помощи [Текст] // Вопросы экспертизы и качества медицинской помощи. — 2013. — № 4. — С. 18- 20.
- Канина, И. Р. Организация планирования-значимая функция старшей медицинской сестры [Текст] / И. Р. Канина // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. — 2012. — № 2. — С. 40-59.
- Контроль и оценка качества сестринской помощи в кардиохирургическом отделении [Текст] / К. А. Страхов [и др.] // Медицинская сестра. — 2012. — № 2. — С. 16-19. — Библиогр.: с. 19 (7 назв.).
- Коровкина, И. В. Деятельность сектора по контролю за работой процедурных кабинетов совета медицинских сестер [Текст] / И. В. Коровкина // Старшая медицинская сестра. — 2012. — № 5. — С. 13-19.
- Королева И.П. и др. Профессия – медицинская сестра // Медицинская сестра. 2013. №3. С. 14
- Короткова, Ю. Г. Роль медсестры в проведении профилактических мероприятий при бронхиальной астме [Текст] / Ю. Г. Короткова // Медсестра. — 2012. — № 5. — С. 25-27. — Библиогр.: с. 27 (5 назв.).
- Косарев, В. В. Роль медсестры в профилактике респираторных вирусных инфекций [Текст] / В. В. Косарев, С. А. Бабанов // Медсестра. — 2012. — № 3. — С. 36-43. — Библиогр.: с. 43 (17 назв.).
- Кудрина, Е. А. Организация работы операционных медицинских сестер операционного блока [Текст] / Е. А. Кудрина // Главная медицинская сестра: журнал для руководителя среднего медперсонала. — 2012. — № 2. — С. 34-39.
- Курченкова, Н. В. Меры повышения качества профессиональной деятельности медсестер отделения челюстно-лицевой хирургии [Текст] / Н. В. Курченкова, И. В. Островская // Медицинская сестра. — 2014. — № 1. — С. 22-25
- Макарикова, Т. И. Безопасность медицинских работников и профессиональный риск контакта с кровью [Текст] / Т. И. Макарикова // Старшая медицинская сестра. — 2013. — № 6. — С. 10-15.
- Малова, С. П. Алгоритм действий медсестры при измерении внутрибрюшного давления [Текст] / С. П. Малова, Н. А. Новикова // Медицинская сестра. — 2012. — № 2. — С. 53-54. — Библиогр.: с. 54 (54 назв.).
- Методика проведения внутренних инъекций [Текст] :Ч. 1 // Медицинская сестра. — 2013. — № 3. — С. 26-27.
- Плотникова, И.Е. Эмпатия как индикатор сформированности прагматической клмпетентности будущего медицинского работника [Текст] / И.Е.Плотникова, Ю.Н.Юргелас, И.В.Юргелас, Р.Н.Фролов // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 1 – С. 168-176.
- Поддубная, Т.В. Проблематика эмпатии в исследованиях психологических аспектов профессиональной медицинской деятельности (обзор) [Текст] / Т.В.Поддубная // Консультативная психология и психотерапия — 2015.- Том. 23. — № 2 – С.9-32.
- Поваренков, Ю.П. Периодизация профессионального становления личности: анализ отечественных и зарубежных подходов // Ярославский педагогический вестник – 2014. – № 3.
- Учайкина, О. Н. Совершенствование работы сестринского персонала в частной медицинской организации [Текст] / О. Н. Учайкина // Медицинская сестра. — 2013. — № 3. — С. 48-54.
- Хетагурова, А. К. Профессиональное развитие как важнейшая функция управления персоналом в медицинских учреждениях [Текст] / А. К. Хетагурова, Н. А. Соловьева, О. П. Халуева // Сестринское дело. — 2013. — № 1. — С. 3-5. — Библиогр.: с. 5 (3 назв.). — Научный выпуск.
- Шамрай, Е. А. Анализ системы управления сестринским персоналом в учреждении здравоохранения [Текст] / Е. А. Шамрай // Медицинская сестра. — 2014. — № 3. — С. 16-19.
- Югова, М.С. Исследование нервно-психической устойчивости и эмпатии у медицинских работников [Текст] / М.С.Югова, О.А.Макарова // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 5-2.
Интернет-источники
- Маркс К. Капитал. Т. 1. С. 51 [Электронный ресурс]. URL: http: esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapitall/ (дата обращения: 07.02.2019).
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф