Меню Услуги

Психологические особенности работы УУП с лицами пожилого возраста. Часть 2.


Страницы:   1   2   3


Глава 2. Психологические особенности работы УУП с лицами пожилого возраста.

2.1. Психологические особенности пожилого возраста

 Для определения наиболее приемлемых способов организации работы с пожилыми людьми необходимо проанализировать психологические особенности пожилого возраста.

В настоящее время общепризнанно, что  старость — это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации. (С.Г.Максимова, И.Кемпер, Ю.Б.Тарнавский, О.В.Краснова и др.) Ученые-геронтологи выделяют несколько видов старости: хронологическую, физиологическую, психологическую и социальную. Доминирующим фактором в определении хронологической старости является количество прожитых лет; физиологической — состояние здоровья, совокупность соматических отклонений организма; психологической — самоощущением человека своего места в возрастной структуре; социальная старость определяется уровнем старения населения в целом (то есть, чем выше уровень старения населения, тем дальше отодвигается индивидуальная граница старости). Выделенные виды старости могут не совпадать между собой. Во многих странах мира, и у нас тоже, пожилой возраст – это время выхода на пенсию, то есть предпенсионное состояние человека, сборы на «заслуженный отдых».

Людей, мужчин и женщин, приближающийся к пожилому возрасту, по демографическому признаку, можно разделить на следующие группы :

1). Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.

2). Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег.

3). Третью группу можно назвать равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.

В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания унылого и бесцветного увядания, которое относится к людям третьей группы. Эгоистическая стагнация в пожилом возрасте поражает тех людей – мужчин и женщин, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины своего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого. Эгоистическая стагнация это прерванная связь с настоящим временем, это отождествление собственных фантомов с любыми возможными проявлениями жизни. Это Я, которое реагирует только на изменения самого себя, где главным проявлением жизни становится собственная физическая боль, на которую Я реагирует проявлением букета разнообразных заболеваний, от которых уже невозможно избавиться, так как без них теряется драгоценная часть Я. Эгоистическая стагнация обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека – его любви к людям и жизни или отсутствия таковой. Осторожность и осмотрительность становятся недоверчивостью и мнительностью.

Два поколения наиболее остро чувствуют на себе последствия социально-экономических преобразований: это люди зрелого и пожилого возраста. Экономические неурядицы выступают для них в очень конкретном облике царя голода. Чтобы жить, а не выживать, особенно людям пожилого возраста, нужны знания и навыки для налаживания социальных коммуникаций для того, чтобы реализовать те силы жизни, которые они в себе чувствуют. Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью «Я могу» его психической реальности. Напряженность этих переживаний связана с тем, что в диалоге со своим настоящим, прошлым и будущим человеку пожилого возраста трудно найти точку опоры, систему координат для адекватной самооценки. Для его сознания старость всегда связана со с смертью, и в ней нет никакого, даже минимального, очарования как в периоде жизни. Внутренний диалог пожилого человека неизмеримо осложняется, для разрешения возникающих противоречий нужны силы. Что может быть их источником? Ответ на этот вопрос формулируется как содержание психологической задачи личностного развития, которую можно сформулировать как задачу установления связей вне семьи, говоря иначе, изменение жизненного контекста. Установление связей вне семьи переживается пожилыми людьми как потенциально существующая готовность быть полезными своими знаниями и опытом другим людям. Они готовы учить, но не всегда умеют это делать. Навыки учительства и умение дать дельный жизненный совет являются естественным следствием развития Я – концепции. Именно они создают благоприятные условия для осуществления возможного перехода от одной педагогической позиции к другой, более обобщенной и осмысленной. За этим стоит и качественно новое перераспределение ответственности с близкими и чужими людьми за осуществление разных проявлений жизни.

Социальный интерес и его появление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением.

Исследователи социального интереса отмечают, что с ним связаны такие чувства:

чувство принадлежности к группе или группам;

чувство, что «ты здесь дома» – личность и комфорт во взаимодействии с людьми;

чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них;

вера в других – чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее;

мужество быть несовершенным – это ощущение того, что ошибки делать естественно, что и не надо быть всегда «первым», «правым», «лучшим» во всех своих начинаниях;

ощущение себя человеком – чувство, что ты часть человечества;

оптимизм – чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Социальный интерес для самого пожилого человека и общественное внимание к нему, обеспечивающее достойное существование, достойную жизнь, позволило бы жить в ладу с собой и миром, а не ставить на себе крест при первых признаках старения. Создание личного отношения к бренности существования – это одна из задач личностного развития человека в этом возрасте. Личное отношение к бренности своего существование может принимать разные конкретные формы: от обострения философско-религиозных исканий до приобретения экзотических увлечений (хобби). При решении этой сложнейшей личной задачи пожилой человек сталкивается с необходимостью опираться на свои умственные способности, как бы заново их в себе рефлектируя.

Старость, как и все в жизни, явление далеко не однозначное. Приходится говорить по отношению к старикам и об очень сложной проблеме – проблеме границ психической реальности. Для этого возраста она может стать болезненно напряженной из-за увеличивающейся зависимости от других людей. Увеличение зависимости от других людей – психологическая задача, требующая решения. Такого решения, которое не толкало бы стареющего человека в бездну отчаяния, а поддерживало в нем чувство собственной значимости. Доля людей пожилого и старческого возраста в общей численности населения России за последние годы значительно выросла и сегодня составляет примерно 23%. Ученые, занимающиеся проблемами народонаселения, утверждают, что этот процесс в нашей стране будет продолжаться еще не одно десятилетие.

Многочисленные экспериментально–психологические исследования согласуются с бытовыми наблюдениями в том, что лица пожилого возраста хуже усваивают новую информацию по сравнению с молодыми людьми. Связанные с возрастом трудности в мнестической сфере возникают обычно при оперировании большими объемами информации или при одновременной работе с несколькими источниками информации. Это может несколько затруднять обучение пожилых лиц новым навыкам, требует более строгой внешней организации профессиональной деятельности (например, использование записных книжек, расписаний и т. д.). В то же время физиологическая забывчивость никогда не распространяется на текущие или отдаленные события жизни, а также общие знания, полученные в молодом или среднем возрасте. Наличие амнезии на текущие события, частичная утрата профессиональной или бытовой компетентности – всегда патологический признак, означающий начало заболевания головного мозга. Снижение памяти в пожилом возрасте сочетается с рядом других изменений со стороны когнитивных функций. Последние касаются, прежде всего, времени реакции, которое с возрастом имеет тенденцию к увеличению. В результате пожилым лицам требуется больше времени для выполнения аналогичного объема умственной работы, чем лицам молодого возраста. Утомляемость при умственных упражнениях в пожилом возрасте также развивается несколько быстрее, чем у молодых. Физиологические возрастные изменения когнитивных функций, по данным нейропсихологических методов исследования, происходят в возрасте от 40 до 65 лет. Предполагается, что в основе физиологических изменений со стороны высших мозговых функций лежат изменения церебральных метаболических процессов, связанные с гормональной перестройкой. Чаще всего прогрессирующее снижение памяти в пожилом возрасте является проявлением болезни Альцгеймера (БА). Риск возникновения БА обусловлен прежде всего генетической отягощенностью. Патогенетическими факторами считаются также наличие сосудистой мозговой недостаточности и черепно–мозговая травма в анамнезе. В типичных случаях первые симптомы заболевания появляются в возрасте около 70 лет и затрагивают мнестическую сферу.

Возрастные изменения психической сферы характеризуются ухудшением образного мышления, снижением силы, уравновешенности, концентрации и подвижности основных нервных процессов, изменением темпа психомоторных реакций. Общепринятым является мнение об испорченности характера, консерватизме пожилых, их немотивированной обидчивости, эгоцентризме, ипохондричности, лишающих их новизны впечатлений и составляющих основной механизм нарушений психологической адаптации.

Для тревожного синдрома свойственны: субъективные переживания, обусловленные непосредственно тревожной симптоматикой, т. е. симптом тревоги в его прямом смысле; поведение избегания, т. е. фобический компонент и вегетативные дисфункции. Ранжирование психотравмирующих жизненных событий показало, что в группе пожилых пациентов первое место по степени значимости занимает смерть или болезнь близких родственников, второе — острое начало или ухудшение соматического заболевания самих пациентов, третье — интерперсональные отношения в семье с ощущением социального отторжения, чувством одиночества среди близких. Одними из основных стрессоров людей пожилого и старческого возраста также можно считать отсутствие четкого жизненного ритма; сужение сферы общения; уход от активной трудовой деятельности; синдром «опустошения гнезда»; уход человека в себя; ощущение дискомфорта от замкнутого пространства и многие другие жизненные события и ситуации.

Один из самых мощных стрессовых факторов – смерть близкого человека. К нему нельзя подготовиться заранее, пережить его многим людям помогает только вера в жизнь после жизни. Как и всякое чувство, она дается в полной мере не каждому человеку.

Наиболее важными психологическими задачами развития в пожилом возрасте становятся:

а) сохранение согласованности с собственной идентичностью, которая требует опоры на прошлое и в тоже время своевременной перестройки;

б) нахождение смысла жизни, которая напрямую связана с оценкой собственного прошлого.

Старость только начинает осмысливаться человечеством как возраст, таящий в себе большие резервы и возможности. Жизнь в старости наверняка нелегка, но она должна отходить от стереотипного взгляда на этот период жизни человека как на время пассивного отдыха. Это — стиль жизни, побуждающий к постоянной активности, к чувству ответственности за собственную личность и своё психическое развитие, о котором не следует забывать. Возможности находить радости и ценности в жизни не исчерпываются в определённый её момент, необходимо всегда видеть в себе и в своём окружении новые ценности и качества.

Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. У пожилых есть одно качество, которого нет у молодого поколения: это — мудрость жизни, знаний, ценностей. Именно мудрость, свойственная пожившему достаточно долго на этой земле человеку, может явиться мощнейшим стимулом и фактором развития общества. Наука пытается анализировать жизнь людей, организуя непосредственный живой интерес людей друг к другу с помощью теорий, категорий, понятий и других средств и способов мышления, которыми обладают люди и науки. Люди в пожилом возрасте нуждаются в социальной поддержке, она позволяет им ощущать себя компетентными людьми, при этом необходимо признавать потребность пожилых в “контроле самоопределения” и найти альтернативные способы обеспечить улучшение условий их жизни.

Социально-психологические задачи включают становление самосознания личности, ее самоопределение в  актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение. Психологические задачи пожилого возраста, по теории Э. Эриксона, в основном сконцентрированы на  формировании эго-идентичности. Под идентичностью понимается набор своеобразно объединенных  и приемлемо согласующихся между собой представлений человека о своих физических, психологических и социальных качествах, целостность личности. Развитие эго-идентичности происходит в течение всей жизни человека. Последняя психосоциальная стадия (от 65 лет до смерти) завершает жизнь человека. Теперь он черпает подтверждения неизменности своей идентичности в прошедших событиях; в том, чем и кем он был для себя и окружающих раньше. Например, если он был примерным родителем, или выдающимся специалистом, то при определении себя в старости он будет указывать именно на эти факты.

Подводя итог выше сказанному, можно составить психологический портрет пожилого человека. Что можно сказать об изменениях в личности старого человека? Что можно отнести к типичным проявлениям? Чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет» старого человека. Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому — отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе — эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне — все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, педантичными, консервативными, малоинициативными и т.п.

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Активное участие и содействие в помощи таким центрам оказывают и участковые уполномоченные полиции. Их совместная работа основывается на взаимопомощи пожилым людям, одиноким пенсионерам. Вместе они пытаются привлечь как можно больше пожилых людей к общественно-полезным делам, помогают почувствовать себя пожилым людям нужными. Так же создаются специальные клубы и кружки интересов для пожилых людей, в которых они могут принимать активное участие в поддержании своих умственных способностей, физической силы и здоровья  и социально-психологического статуса в обществе.

Выводы по параграфу 2.1

  1. В настоящее время общепризнанно, что старость — это длительный период, полноценный этап развития, такой же, как молодость или зрелость, имеющий свои возрастные задачи и возможности самоактуализации.
  2. В психологии пожилого возраста давно используется понятие эгоистической стагнации для описания унылого и бесцветного увядания, которое относится к людям третьей группы.
  3. Предпенсионный возраст и выход на пенсию бесконечно обостряют переживания человека, связанные с модальностью
  4. Социальный интерес и его появление у пожилого человека позволяет переживать противоречия своего возраста через создание живительных связей с окружением.
  5. Старость, как и все в жизни, явление далеко не однозначное.
  6. Возрастные изменения психической сферы характеризуются ухудшением образного мышления, снижением силы, уравновешенности, концентрации и подвижности основных нервных процессов, изменением темпа психомоторных реакций. Общепринятым является мнение об
  7. Старость не должна быть процессом упадка, мастерство преклонного возраста состоит в том, чтобы из каждой минуты жизни извлекать новые ценности. У пожилых есть одно качество, которого нет у молодого
  8. Социально-психологические задачи включают становление самосознания личности, ее самоопределение в актуальной жизни и на перспективу, самореализацию и самоутверждение. Психологические задачи пожилого возраста,

2.2. Психологические особенности общения (психотехника) УУП с лицами пожилого возраста

Особое внимание стоит уделить такой речевой особенности как психотехника.

Психотехника — отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором. Отрасль психологии, изучающая роль «психологического фактора» в различных областях человеческой деятельности с целью ее рационализации.

С помощью приемов психотехники, уполномоченные участковые полиции проводят беседу с пожилым человеком, уже с учетом его возрастных особенностей. Овладение приемами психотехники является очень важным аспектом речевого общения в целом.

Участковым уполномоченным полиции в ходе передачи информации пожилым людям целесообразно избегать непонятных выражений, т.е. тех, которые неприемлемы по уровню сложности, с одной стороны, или из — за плохой формулировки — с другой. В соответствии с наблюдениями психологов превышение некоторого определенного коэффициента сложности материала приводит к тому, что он престает быть интересным даже тому слушателю, который был в высшей степени заинтересован в нем. Степень сложности должна быть регулируема сотрудником. Эффективность коммуникации в данном случае будет состоять в том, чтобы сотрудник осознавал взаимосвязь категорий, задействованных в объяснении, простоту и скорость процесса приобщения партнера к трудной для понимания информации, а также стремился помочь собеседнику расположить новую информации в составе его тезауруса. Информация, переданная сотрудником, должна быть полезно избыточна. Чрезмерная краткость, так же как и многословие в своем крайнем проявлении, способны разрушить контакт. Как сам коммуникативный акт, так и информация, передаваемая в его ходе, должны быть организованы определенным образом. Любой коммуникативный акт может быть представлен в виде некоторой последовательности этапов, на каждом из которых предмет общения представлен в разном объеме. Учет сотрудниками органов внутренних дел вышеприведенных правил использования речевой коммуникации позволяет эффективно управлять ходом профессиональных ситуаций и достигать выгодного профессионального результата при работе с пожилыми людьми. Другими словами, с целью придания коммуникации воздействующего характера процесс построения и передачи речевого сообщения должен быть определенным образом алгоритмизирован в соответствии с вышеприведенными правилами.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Участковых уполномоченных сотрудников полиции обучают приемам и правилам установления и поддержания психологического контакта, психотехнике бесконфликтного взаимодействия, правилам общения. Старшие участковые уполномоченные полиции получают рекомендации по организации работы с сотрудниками, включенными в группу углубленного психолого-педагогического внимания; их знакомят с методами работы по формированию благоприятного климата в коллективе.

Психологические аспекты деятельности участкового уполномоченного рассматриваются главным образом в контексте профессионального отбора, профессиональной подготовки, профессиональной аттестации и оценки работы. Специальные исследования психологических особенностей взаимодействия УУП с представителями различных социальных групп населения практически отсутствуют, данная проблема находит только косвенное отражение в некоторых периодических изданиях.  В современном социуме во взаимоотношениях УУП с гражданами выделяются три основных аспекта: «…общение, контакты и конфликты», причем «общение лежит в основе всей работы участкового инспектора».

Профессиональное общение выступает как психологический фактор и средство выполнения служебных задач. В таком общении «…происходит обмен информацией, взаимовлияние и взаимопонимание людей, осуществляется их неизбежное воздействие друг на друга, передача опыта». В данном случае имеется в виду социальный опыт личности как представителя определенной социальной группы. В профессиональном общении можно выделить в качестве основных функций интеллектуально-оценочную, информационную и воздействия. Первая связана с взаимным восприятием, пониманием, оценкой психических состояний, индивидуальных проявлений друг друга. Информационная функция включает в себя передачу различных сведений, обмен мыслями и чувствами в процессе общения. Функция воздействия предполагает определенную коррекцию отклоняющегося поведения.

Среди умений УУП, необходимых в процессе профессиональной деятельности, внимание акцентируется на умении «…вести доверительные беседы с гражданами пожилого возраста, устанавливать с ними психологический контакт», а также «организовывать взаимодействие с общественными и неформальными организациями по месту жительства».  Выделяется также важность для УУП владения психолого-педагогическими знаниями для успешной работы с лицами пожилого возраста, пенсионерами и одинокими людьми.

Для установления психологического контакта, в основе которого лежат доверительные отношения и взаимопонимание собеседников, надо обладать коммуникативными умениями, проявлять доброжелательность к людям. Ведь именно к участковому уполномоченному часто обращаются жители с заявлениями и жалобами, ему сообщают о подозрительных лицах, фактах преступлений и т. д. Чаще всего обращаются пожилые люди, которые в силу своих возрастных особенностей более всех нуждаются в помощи и защите.

Социальная деятельность УУП состоит в профилактической, разъяснительной, пропагандистской работе на своем участке и предполагает широкое использование профессионального психологического общения в качестве важнейшего средства деятельности.

Коммуникативная деятельность предполагает интенсивное общение для установления контактов с людьми. Конструктивная деятельность заключается в помощи людям, попавшим в трудные обстоятельства, и, естественно, просто невозможна без адекватных форм общения.   Организационная деятельность представляет собой в основном взаимодействие и общение с группами людей, которых необходимо организовать для решения тех или иных профессиональных задач.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что беседа в различных ее формах с использованием профессионального общения является одним из важных видов деятельности УУП в процессе работы на своем участке. В этой работе важнейшее место занимает профилактическая, воспитательная, разъяснительная работа, что в определенной мере сближает деятельность УУП с профессией педагога, и в частности социального педагога.

Особая роль психологии и педагогики в деятельности участкового уполномоченного обусловлена тем, что норма права не является единственным регулятором общественной жизни. Вступая в различные общественные отношения, на которые не распространяется действие установленных правовыми актами прав поведения, люди руководствуются иными социальными нормами: политическими, моральными, культурными, социально-психологическими (общественное мнение, традиции, обычаи, слухи, мода, пережитки, суеверия, межличностные и межгрупповые отношения).

Кроме того, на поведение людей оказывают влияние педагогические и психологические факторы как отражение уровня их воспитания, способность и готовность вести себя в соответствии с социальными и групповыми нормами.

Подводя итоги рассмотрению профессиональных функций и средств деятельности УУП, можно отметить следующее:

Для поиска оптимальных способов развития профессиональных знаний и умений УУП необходимо брать за основу психологическую структуру его деятельности как одной из разновидностей современных коммуникативных профессий, предполагающих наличие развитых умений в области всех компонентов профессионального общения.  Профессиональное общение УУП с целью выявления наиболее типичных проблем и поиска путей их разрешения через специальную подготовку субъекта профессии к взаимодействию с представителями различных социальных групп и слоев является малоизученным в специальных психологических исследованиях. УУП должен обладать достаточным количеством знаний в области психологии для общения с пожилыми людьми, знать подход и методы воздействия на пожилого человека в силу его физиологического и психического состояния.

Каждый день участковый инспектор принимает на себя огромный поток информации, который носит, как правило, негативный характер. Многочисленные жалобы, нелицеприятные картины бытового пьянства, брошенные на произвол судьбы дети неблагополучных родителей, семейные скандалы — все это накладывает определенный отпечаток и на личность самого участкового, основной целью которого является помощь гражданам.

При этом сотрудникам приходится общаться с разнообразным контингентом граждан, и они должны иметь терпение, уметь выслушать каждого обратившегося, установить тонкий межличностный контакт.  Участковым уполномоченным полиции может быть только сотрудник, обладающий высоким уровнем психического здоровья, мотивированным на помощь людям и, значит, на бескорыстное служение гражданам.

Психологические аспекты речевого воздействия в профессиональном общении сотрудника полиции на примере участкового уполномоченного, наиболее отражают специфику деятельности органов внутренних дел в целом. Неоднократные результаты психологического исследования, показывают необходимость использования сотрудником органов внутренних дел ряда психолингвистических норм и правил в целях успешной реализации своих функций. В последние годы, особенно в связи с происходящими преобразованиями в различных сферах жизнедеятельности нашего общества, повышается внимание к психологическим аспектам деятельности сотрудников органов внутренних дел. Это связано с тем, что психологическое знание становится все более необходимым средством достижения профессиональной цели специалиста, работающего в сфере «человек-человек», к которой относятся профессии правоохранительной деятельности. Повышенный интерес к проблеме особенностей и возможностей коммуникации в профессиональной деятельности сотрудника правоохранительных органов связан со стремлением овладеть механизмами и средствами общения, способствующими эффективному решению профессиональных задач.
Эффективность выполнения функциональных обязанностей сотрудником полиции, достигаемая посредством психологически грамотно организованного коммуникативного процесса, является не просто популярным, модным веянием современности, а целью концептуально нового подхода к организации правоприменительной деятельности полиции. В соответствии с этим подходом наблюдается смещение акцента в деятельности сотрудников от преимущественной реализации административно-карательной функции в сторону профилактики преступлений и социального обслуживания населения.

В процессе своей работы участковый уполномоченный полиции чаще всего сталкивается не только с письменными обращениями граждан и трудной молодежью, но и с непосредственным контактом и обращением пожилых людей. Пожилые люди нередко обращаются с различными бытовыми проблемами – обвесили в магазине, потеряли телефон, поругались с соседями, причины могут быть разными. Поэтому участковый уполномоченный полиции должен знать, как общаться с такой категорией групп граждан. На протяжении всего обучения, сотрудников учат тонкостям общения с представителями разных возрастных групп.

Пожилые люди относятся к особой группе граждан, которые больше чем кто либо другой нуждаются в защите, понимании и помощи уполномоченных сотрудников. Поэтому от того насколько правильно поймет уполномоченный сотрудник полиции обращение к нему пожилого человека зависит их дальнейший контакт и взаимодействие. Уполномоченных участковых полиции обучают психологическим тонкостям и приемам общения с пожилыми людьми. Ввиду того что в силу своего уже пожилого возраста, люди не всегда могут правильно понять и оценить сложившуюся ситуацию, это связано с тем, что в их организме происходят необратимые процессы старения. У них ухудшается память, ухудшается восприятие происходящего вокруг, они не всегда могут правильно и трезво оценить ситуацию. Уполномоченные участковые полиции  должны знать и учитывать такие психологические особенности пожилого человека как его эмоциональное состояние, состояние психофизиологическое, и другие моменты. Должны владеть определенными психологическими навыками и приемами общения с такими людьми, уметь их выслушать, поддержать, не нахамить им, они должны быть эмоционально и стрессоустойчивыми к различным ситуациям. От их неправильной реакции может зависеть даже состояние здоровья пожилого человека.

Большинство пенсионеров взаимодействуют с участковыми на своих участках, и сотрудники УУП стараются к ним  прислушиваться. Ведь пожилые люди, всегда готовы помочь — идите, стучитесь к нам. Они готовы общаться и помогать. Участковым часто бывают нужны их налаженные связи со старшими по домам, что позволяет держать под контролем как неблагополучные семьи так и другие социальные объекты, которые требуют особого внимания со стороны УУП.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

По статистике, степень доверия граждан к полиции была выражена в следующих цифрах: 54 % в случае совершения противоправных действий обратятся скорее в полицию (это люди старшего возраста), в прокуратуру пойдут рабочие и люди 1950‑1980 г. р. Молодые люди скорее пойдут к друзьям и знакомым, чем обратятся к полицейским.

Научный интерес вызывает специфика коммуникативных ситуаций, в которых вынужден оказываться сотрудник полиции, реализующий свои профессиональные функции. При этом объектом исследования могут выступить типичные профессиональные коммуникативные ситуации участковых уполномоченных полиции, функции которых наиболее полно отражают деятельность практически всех служб органов внутренних дел. В ходе изучения данных ситуаций (опросы участковых, их руководства, граждан) исследовалась степень значимости речевых контактов в процессе достижения профессиональной цели участковым.

Включенное наблюдение за деятельностью участковых подтвердило как социально-психологическую, так и психолингвистическую специфику профессиональных коммуникативных ситуаций, отражающихся на особенностях использования сотрудником коммуникативных средств — вербальных (речевых) и невербальных.

Из числа опрошенных участковых 63% придают большое значение информационному качеству речевых контактов с представителями различных категорий граждан, тем более в ходе оказания на них профилактического воздействия. Для большинства участковых уполномоченных полиции (86%) речевое взаимодействие является одним из главных способов достижения доверительных отношений с гражданами, которые позволяют получить профессионально значимую информацию. А в ситуации профилактического воздействия на правосознание и поведение гражданина, сотрудниками отмечается важность передачи необходимой информации через речевой канал.  Анализ речевого взаимодействия участковых с различными категориями граждан показывает, что ряд речеязыковых (лингвистических) факторов может эффективно воздействовать на ход достижения профессионального результата, на процесс осуществления профилактических мероприятий, лишь при соблюдении следующих условий:

Во-первых, это полнота речевой информации по ее количественному объему.

Опросы граждан, представителей руководства службы, преподавателей, осуществляющих профессиональную подготовку участковых уполномоченных, показали, что:

— не все сотрудники оценивают важность умения оперировать объемом передаваемой собеседнику информации в целях воздействия на него и управления его состоянием, мыслями, переживаниями, установками и т.д.;
— большинство сотрудников, передавая информацию, интуитивно дозирует ее в соответствии с ситуацией, и таким образом предстают в глазах большинства граждан, проживающих на обслуживаемой территории, «немногословными», «говорящими сразу по существу дела»;
— участковый уполномоченный в большинстве ситуаций профессионального общения никогда не вступает в разговор «с пустыми руками». В его распоряжении всегда есть минимально необходимые сведения, достаточные для быстрого выбора эффективной коммуникативной стратегии.

Лимит времени, с одной стороны, и разнообразие возможных источников информации — с другой, обуславливают выполнение универсального для деятельности участкового уполномоченного требования: все высказывания, которые формулируются участковым, должны содержать оптимальное количество информации для достижения коммуникативной цели. В них должно быть не меньше и не больше информации, чем требуется для гражданина в определенной ситуации.

Во-вторых, необходимым условием, способствующим эффективному коммуникативному воздействию, является качество информации.

76% участковых признают смысловое качество информации оптимальным средством достижения психологического контакта с собеседником. По их мнению, информация должна быть правдива и искренне произнесена. 63% сотрудников признают возможность оперировать для достижения профессиональной цели информацией, которая не всегда соответствует истине, оправдывая себя тем, что об этом никто не знает. 78% опрошенных граждан доступно распознание неискренности, фактов фальсификации информации (в большинстве своем на интуитивном уровне) со стороны участкового уполномоченного. 58% воспринимают такие ситуации общения как стрессовые (чреватые негативными для них последствиями), считают их фактором, напрягающими собственную психику, способствующим конфронтации.

В профессиональных ситуациях участкового уполномоченного существует необходимость выбора оптимального по смыслу высказывания, обращенного к собеседнику. Высказывание оптимально по своему смыслу тогда, когда оно: а) искренно («не говори того, в чем ты не уверен»; «не говори того, что ты считаешь ложным»); б) обоснованно (не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований).

В-третьих, в ходе выбора элементов воздейственности в речевой коммуникации участковые особое внимание уделяют факторам, которые названы термином «релевантные».

56% участковых признает в своем профессиональном общении, в конкретных коммуникативных актах наличие элементов спонтанности, выраженных в: а) выходах за пределы темы, обсуждаемой в данный момент; б) помехи извне, переключающие внимание собеседников на что-либо другое; в) частые переходы от одной темы к другой; г) «пробалтывание» общеизвестных аспектов темы и др. Сотрудники считают вышеперечисленные моменты в коммуникативном акте закономерными, но, в большинстве случаев, отвлекающими на себя много служебного времени, не всегда способствующими сохранению контакта. Таким образом, высказывание в аспекте релевантности оценивается по результату, а не в процессе произнесения.

В-четвертых, анализ речевой практики показал, что высокая эффективность речевой коммуникации участкового достигается качеством ее передачи, т.е. тем, как говорится.

Сотрудники (84%) признают обусловленность трудностей коммуникативного воздействия неясностью информации, произнесенной ими, а также их собеседниками. Информация может оказаться неясной собеседнику ввиду того, что: 1) информация не принимается из-за ее сложности; 2) информация плохо сформулирована; 3) в процессе передачи информации нарушен баланс между «известным» и « неизвестным» собеседнику; 4) неопределенность информации, способствующая ее двоякому истолкованию (когда это не является коммуникативной целью).

Выводы по параграфу 2.2

  1. Психотехника — отрасль психологии, получившая широкое распространение в 1910—1930-х гг. и изучавшая приложение психологии к решению практических вопросов, в основном связанных с психологией труда, профориентацией и профотбором.
  2. С помощью приемов психотехники, уполномоченные участковые полиции проводят беседу с пожилым человеком, уже с учетом его возрастных особенностей. Овладение приемами психотехники является
  3. Участковым уполномоченным полиции в ходе передачи информации пожилым людям целесообразно избегать непонятных выражений, т.е. тех, которые неприемлемы по уровню сложности, с одной стороны, или из — за плохой формулировки — с другой.
  4. Участковых уполномоченных сотрудников полиции обучают приемам и правилам установления и поддержания психологического контакта, психотехнике бесконфликтного взаимодействия, правилам общения.
  5. Психологические аспекты деятельности участкового уполномоченного рассматриваются главным образом в контексте профессионального отбора
  6. Коммуникативная деятельность предполагает интенсивное общение для установления контактов с людьми. Конструктивная деятельность
  7. Пожилые люди относятся к особой группе граждан, которые больше чем кто либо другой нуждаются в защите, понимании и помощи уполномоченных сотрудников.
  8. По статистике, степень доверия граждан к полиции была выражена в следующих цифрах: 54 % в случае совершения противоправных действий обратятся скорее в полицию (это люди старшего возраста), в прокуратуру пойдут рабочие и люди 1950 1980 г. р. Молодые люди скорее пойдут к друзьям и знакомым, чем обратятся к полицейским.

Сотрудники (84%) признают обусловленность трудностей коммуникативного воздействия неясностью информации, произнесенной ими, а также их собеседниками.


Страницы:   1   2   3


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!