1.2. Особенности развития профессиональной предрасположенности студентов-психологов на разных этапах профессионализации
Сегодня многочисленные исследования, проведенные Г.С. Абрамовым, И.В. Вачковым, И.Б. Гриншпуном, Н.И. Гуткиной, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, В.В. Зацепиным, А.М. Прихожаном, Н.С. Пряжниковым, Н.Н. Толстых и другими, доказывают, что в рамках психологии требования к личности профессионала являются особенно высокими, а роль личностных качеств психолога в успешной деятельности намного выше, чем предъявляется в других профессиях класса «человек-человек». Для психолога собственная личность является важным инструментом и в исследовательской, и практической работе. «Идет ли речь о психотерапии гуманистического толка или экспериментальном изучении мотивации социального поведения, личностными характеристиками психолога обязательно будет оказана влияние на результаты и сам способ деятельности» [2]. Не случайно анализ личности и личностных качеств психолога является важнейшим направлением профессиографического изучения психологии. Особую роль в этих исследованиях отводят мотивационно-эмоциональным образованиям личности психолога.
Современными исследованиями, проведенными Т.И. Артемовой, Л.Я. Гозманом, И.Б. Котовой, Е.Б. Лисовской, B.C. Мерлином, Е.Н. Шияновым и другими, доказано, что на сегодняшний день профессиональная деятельность практического психолога является наиболее эффективной, если ее осуществляют, основываясь на гуманистической парадигме или личностно-ориентированном подходе, то есть основа деятельности психолога составляется морально-нравственными принципами, ориентацией к высшим общечеловеческим ценностям.
Зачастую молодыми людьми, при выборе профессии психолога, движут прагматичные установки, характеризующие то, что, получив профессиональные психологические знания, умения и навыки, они смогут осуществлять успешную манипуляцию людьми, делая их зависимыми от сформировавшихся потребностей в получении психологической помощи, зарабатывая, так, деньги на «чужих проблемах» [6].
Так, А.А. Бодалев пишет: «…профессия психолога предполагает, что овладевший ею человек на познавательном уровне проявит способность капитально ориентироваться в общем, особенно в единичном, характеризующем психику людей, и хорошо знать причины, которые обусловливают тот или иной тип её развития или появления в ней конкретных изменений.
На уровне поведенческо-инструментальном он сумеет с позиции своей профессии найти и осуществить способы успешного решения любой из проблем, характер которых входит в компетенцию психолога. Естественно, что вероятность достижения именно такого результата после обучения молодых людей на психологических факультетах страны будет выше, если овладевший ею человек на уровне мотивационно-эмоциональном будет относиться к другому человеку как высшей ценности» [3].
Профессионально важные качества в профессии психолога являются наиболее актуальными, учитывая, что инструментом в деятельности является он сам, что подтверждает А. Абрамова [1], Ю. Жуков [3], Дж. Бюдженталь, Л. Браммер, А. Комбс. Анализ литературы показал, что основными качествами являются эмпатия, аутентичность, креативность, интуиция, стремление к самопониманию и самопознанию.
Под профессионально важными качествами (ПВК) будем понимать индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК относятся и способности говорит Шадриков, но они не исчерпывают всего объема ПВК [29, с.57].
На стадии профессиональной подготовки формируются профессионально важные качества, необходимые для будущей трудовой деятельности, происходит развитие личности средствами профессионального обучения. В связи с этим, возникает необходимость анализа и устранения тех рисков, которые способны затормозить процесс эффективного обучения и профессионального становления будущих психологов, поскольку к их личности и деятельности сегодня предъявляются достаточно высокие социальные и профессиональные требования.
Годы учёбы в вузе – это важный этап становления личности специалиста, когда происходит «консолидация психических сил человека». У студентов будущих психологов формируется готовность к развитию культуры восприятия другого человека как объекта профессиональной деятельности и культуры самовосприятия и самовыражения как субъекта в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Веру в свои профессиональные возможности студент обретает постепенно, шаг за шагом, проходя через периоды серьёзных сомнений и тревог. Кроме того, сама психологическая ситуация представляет собой серьёзный вызов не только профессиональным, но и личным качествам будущего специалиста.
Н.С. Пряжников выделяет нежелательные личностные качества для студентов- психологов: лень, безынициативность, а также установка на то, что преподаватели «должны» развлекать студента на своих занятиях [10].
Студент обладает большими интеллектуальными ресурсами, не востребованными часто в ходе обучения. В связи с этим обучение, построенное по любому типу и на любой ступени образовательной системы, «не может не учитывать особенности развития, если оно хочет быть управляемым и добиваться основной цели – развития личности обучающегося, его психического развития» (И.А. Зимняя) [6, с.102].
Педагогический процесс вуза – основа общего и профессионального развития будущих специалистов. Главная линия его развития – повышение самостоятельности студентов и постепенное их превращение из объекта педагогических воздействий в активный субъект научно-познавательной и практически-производственной деятельности.
Этот процесс требует определённой активности самого обучающегося. И так же, как в процессе развития личности, индивидуальный путь профессионального развития осуществляется как многократный переход от одной стадии её развития к другой.
На наш взгляд, необходимо разработать программу психологического сопровождения процесса профессионального развития студентов на этапе обучения в ВУЗе. Идея создания «системы психологического сопровождения, поддержки становления психолога-профессионала в вузе» была заявлена ещё Е.А. Климовым и В.Я. Романовым, как «главная перспективная цель лаборатории психологии профессий и конфликта факультета психологии МГУ» [8, с. 33].
М.Е. Литвак утверждает, что в вуз приходят юноши и девушки, которые не умеют учиться для себя. Они обычно учатся, чтобы сдать экзамены [10, с.226].
Студенты первого курса:
а) выбирая профессию психолога, ориентируются на решение своих личностных проблем, познание самого себя, самосовершенствование; на получение определенных знаний и умений, способствующих становлению конкурентоспособного специалиста в данной сфере. Успешность обучения связана со степенью осознания норм и правил поведения, ответственности за свои дела и за взаимоотношения с другими людьми.
Их обобщенный психологический портрет: наличие средне-слабого типа нервной системы, развитое воображение и хорошая концентрация внимания, конкретность и некоторая ригидность мышления, эмоциональные зрелость и устойчивость, эмпатичность, ориентация на соблюдение общественных правил поведения и моральных норм.
Стержнем и показателем нравственной воспитанности человека является его отношения к людям, к природе, к самому себе. С точки зрения гуманизма это отношение выражается в сочувствии, сопереживании, отзывчивости, доброте, одним словом – в эмпатии.
Эмпатия (от греч. cmpathtia – сопереживание) – постижение эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека.[3, с.32]
Преподаватели, воспитатели и психологи, социальные, работающие в сфере «человек-человек» непосредственно связанны с общением, при этом общение происходит с совершенно разными личностями. Через психолога за годы его работы проходят множество людей, все они индивидуальны, и к ним нужен особый подход, поэтому очень важно, чтобы за годы работы психолог не утратил способность понимать людей и чувствовать их эмоциональный настрой, а это, главным образом, связанно с эмпатической способностью его как профессионала.
Ответственность, эмпатия и толерантность являются стержневыми качествами личности, так как благодаря этим качествам, принимается и реализуется то или иное профессиональное решение, специалист осознает значимость своего поведения.
Эмпатия как качество личности профессионала характеризуется его ценностным отношением к окружающим, предполагает ориентацию на определенный тип отношений, который проявляется и в профессиональных действиях.
Таким образом, на наш взгляд, эмпатия – это одно из важных профессионально значимых личностных качеств психолога, которое обеспечивается процессом внутренней настроенности психолога на позицию партнёра по общению. Источником эмпатии является двойное противоречие в эмоциональном мире человека между собственными переживаниями и воспринятыми переживаниями другого лица. [3, с.32]
Толерантность как необходимое личностное качество психолога также основывается на понимающем сопереживании, которое ведёт к уяснению целей взаимодействия противоположной стороны, мотивации точек зрения.
Несогласие с рассуждениями, взглядами, образом поведения партнёра не приводит к конфликту. Его мнение принимается как данность, объективно существующая реальность. Толерантность не предусматривает снисхождение, потворство, уступку, не предполагает отказ от критики, а проявляется в активном поиске точек соприкосновения и возможности выбора. Для психолога толерантность выступает регулятором его профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Эмпатия осуществляется посредством не единичного, а нескольких механизмов, из которых отчетливо выделяются идентификация и децентрация. Феномен входит структурной составляющей в такие сложные явления, как альтруизм и любовь. Различные сочетания параметров эмпатии, степень доминирования каждого из них, характеризуют качественное своеобразие эмпатии в зависимости от специфики деятельности и условий протекания эмпатического взаимодействия.
Студент-будущий психолог настойчив в достижении цели, активен в повышении своего статуса, ориентирован на успех, несколько прямолинеен в поведении и скептичен в оценках, склонен к инновациям в жизни и соперничеству во взаимодействии, имеет высокий уровень общей интернальности при низком уровне субъективного контроля в области семейных отношений, склонен к самоутверждению и независимости.
б) студенты имеют представления о работе психолога-практика, отождествляя его профессионально-важные качества (далее ПВК) с ПВК деятельности психолога вообще.
Преувеличивается уровень значимости профессиональных качеств: важными считается большинство предъявленных качеств и имеют слабое представление о ПВК психолога в исследовательской сфере. Практически все качества признаются одинаково необходимыми.
На втором курсе:
а) происходит сопоставление ПВК с представлениями о себе, с ощущениями ценности собственной личности, своего «Я» для других. Наблюдается тенденция большей устойчивости к традиционным трудностям и эмоциональной устойчивости. Происходит его внутренняя работа над собой как личностью: наблюдается внутренняя конфликтность представлений о себе. Повышается ответственность за собственные жизненные достижения.
б) вырабатывается психологическая устойчивость к трудностям студенческой жизни, более чётко осознаются морально-нравственные установки, происходит кристаллизация доминирующих стереотипов, которые активно защищаются от изменений. Наблюдается тенденция к переносу ответственности в межличностных отношениях на других людей.
Успешность обучения связана с устойчивостью студента к традиционным трудностям и с его эмоциональной устойчивостью.
В представлениях студентов первых курсов основными трудностями, являются: недостаточный уровень профессиональной подготовки, некомпетентность, неумение понять человека и его проблему (внутренние трудности); низкий уровень психологических знаний клиентов, непонимание ими задач работы психолога, недоверие к специалисту-психологу (внешние трудности). Студенты делают больший акцент внешние сложности, снимая с себя ответственность за возможные неудачи в своей профессиональной деятельности. Эта тенденция усиливается ко второму и третьему курсу
На третьем курсе:
а) появляется предрасположенность и повышается интерес к изучению тех или иных дисциплин, к сотрудничеству с теми или иными преподавателями. Проявляются большая устойчивость к традиционным трудностям обучения в вузе, укрепляются жизненные идеалы, происходит большая концентрация на себе, на внутреннем мире.
Необходимо еще до обучения в вузе на основе индивидуального тестирования выявить личностную направленность студентов и определить те профессиональные функции, при реализациях которых они смогли бы быть наиболее эффективны.
Итак, в течение первых трех лет обучения на факультете психологии студенты становятся более консервативными, менее эмоционально устойчивыми; усиливается их склонность к раздражительности и утомляемости; снижается самоконтроль.
Вместе с тем, роль самооценки повышается: придается большое значение таким качествам, как самоценность, самопринятие, то есть у студентов появляется уважение к себе, к своему внутреннему миру, снижается желание изменить себя в соответствии с идеальными представлениями. Все это способствует большей открытости и развитию коммуникативных способностей. Снижается уровень эмпатии и интернальности. Получает реализацию существенный для многих студентов мотив поступления на факультет психологии – стремление к самопознанию.
С 3 курса обычно начинается специализация. На 4-5 курсах уточняются представления о ПВК практического психолога, происходит знакомство с исследовательской деятельностью в области психологической науки при помощи курсовых и дипломных работ. Значимое увеличение показателей самоактуализации происходит с приобретением опыта практической деятельности. У студентов магистратуры отмечается некоторый спад в уровне показателей самоактуализации по сравнению со студентами младших курсов. Это, видимо, связано с большей критичностью старшекурсников, более точным пониманием самой сути оцениваемых качеств, лучшей способности к восприятию их проявлений и самооценке.
Основная специализация начинается после окончания вуза. Основная карьера психолога осуществляется не в плане продвижения по служебной лестнице, а в плане квалификационного роста.
Проходя через все эти этапы, студент постепенно становится специалистом.
Т.В. Кудрявцев считает, что профессиональное становление не кратковременный акт, охватывающий лишь период обучения в стенах одного из типов профессиональных учебных заведений, а длительный динамичный процесс. Переход к каждому этапу закладывается в ходе предыдущего и сопровождается возникновением у субъекта ряда противоречий и кризисных ситуаций [8].
В рамках профессиографического подхода Е.С. Романова разработаны требования к личности и деятельности психолога, на формирование и развитие которых должен быть ориентирован образовательный процесс вуза.
Речь идет о высоком уровне развития концентрации и устойчивости внимания (способности длительное время сосредотачиваться на одном предмете, не отвлекаясь на другие объекты и не ослабляя внимания); о высоком уровне развития переключения и распределения внимания (способности быстро переводить внимание с одного предмета на другой, а также удерживать в центре внимания одновременно несколько предметов или совершать одновременно несколько действий); о хорошем развитии образной и словесно-логической памяти; о высоком уровне развития образного мышления; о развитии логического мышления; о хорошем развитии мнемических способностей; о коммуникативных способностях; об умении слушать; о вербальных способностях; о способности к самоконтролю [2].
Мы считаем, что наряду с такими профессионально важными качествами, как ответственность, этичность, коммуникабельность, креативность, толерантность психологу необходимо быть эмоционально гибким, т. е. готовым к изменению программы действий в соответствии с ситуационными требованиями; демонстрировать способность адаптироваться к неожиданным изменениям; проявлять вариабельность, многосторонность.
С началом профессиональной деятельности развиваются такие ПВК психологов, как аутентичность, креативность, стремление к самопониманию и самопознанию. Стремление к самопониманию и самопознанию отраженно в значимом увеличении понимания природы человека как позитивной, без ложных дихотомий, от студентов к практикам, и от молодых специалистов к опытным. Эта внутренняя обоснованность жизни, ведущая к самодостаточности бытия, отчасти объясняется изначальной радостью от самого процесса познания и развития, а отчасти — от достижения результатов.
Самоактуализирующиеся люди не борются (что мы и наблюдаем в значимом увеличении принятия агрессии у опытных специалистов по сравнению с молодыми, хотя первоначально этот показатель значимо снижался от студентов магистратуры к молодым специалистам, еще не готовым ко всепринятию), а развиваются, стремясь достичь совершенства, более полно реализовать себя, что подтверждается увеличением самоактуализации у опытных психологов по сравнению со студентами магистратуры. Полная самоактуализация подразумевает реализацию творческих способностей (и мы видим значимое увеличение креативности от студентов магистратуры к практикам, и, в частности, к опытным специалистам), автономию, социальную реализацию и способность сосредоточиться на решении проблем, что осуществляется при помощи целостного видения своей жизни, формирующегося с началом профессиональной деятельности. Молодые специалисты и в целом опытные психологи по-новому, полноценно воспринимают свою жизнь по сравнению со студентами магистратуры, уходит дискретное восприятие жизненного пути. Это же подтверждает развитие аутентичности от студентов к практическим психологам, выраженное и в значимом увеличении самоуважения и самопринятия.
Позже других аспектов самоактуализации развиваются самопринятие и позитивное представление о природе человека. Принятие агрессии даже у опытных психологов не достигает того уровня, на котором оно было у первокурсников. Возможно, для развития этого аспекта недостаточно простого включения в профессиональную психологическую деятельность, а требуется более глубокая и длительная внутренняя работа, которую проделывают даже не все опытные практические психологи.
Увеличение социальной желательности «Я» и саморуководства показывает возрастание самоуважения, особенно в процессе профессиональной деятельности от молодых специалистов к опытным. Рост самоценности и самопринятия — значимое увеличение аутосимпатии психологов от студентов магистратуры к молодым специалистам и практикам в целом.
Автор подчёркивает, что аутентичность, выраженная как аутосимпатия, возрастает от студентов магистратуры к молодым специалистам, а далее — к опытным профессионалам она возрастает как самоуважение. Когда человек подходит к своей целостности, то сначала он полностью принимает и ценит себя как личность, а затем из глубины своей целостной личности — аутентичности — начинает и руководить своим творением. Растет закрытость и внутренняя нечестность, проявляется социальная значимость Я.
Появляется возможность противостоять внутренним конфликтам, что мы и наблюдаем в снижении их от студентов магистратуры к молодым специалистам, а также блока самоуничижения (включающего и самообвинения) — от студентов к практикам.
Общая картина общительности показывает, что за время обучения на факультете психологии у студентов постепенно возрастает стеничность, экстернальность, социоцентричность и результативность в общении.
Целенаправленная общительность больше выражена у студентов магистратуры, личностно-значимые цели остаются актуальными и у психологов-практиков. Эргичность, интернальность и осмысленность выше у студентов магистратуры и у опытных психологов; аэргичность, астеничность, осведомленность — у практиков. Уровень трудностей выше у начинающих как учебную, так и практическую деятельность психологов.
Такие показатели общительности, как доминирование личностно-значимых целей, интернальной регуляции, осмысленности, эгоцентрической мотивации и результативности (как предметной, так и субъектной) статистически значимо выше у студентов магистратуры, чем у студентов младших курсов. Возможно, студенты магистратуры больше внимания уделяют становлению своей личности в процессе общения. У них преобладает интернальный локус контроля, они приписывают себе, своим способностям и своему поведению ответственность за то, как складывается их общение, что говорит о возросшей личностной зрелости.
На дальнейших этапах профессионализации отмечается существенное изменение только двух показателей: рост осведомленности с началом профессиональной деятельности и постепенное снижение эгоцентрической мотивации (у магистров эти показатели значительно выше, чем у группы практикующих психологов в целом). Рост осведомлённости может быть связан с началом наработки практического опыта с использованием общительности, с активным получением информации в процессе общения. Плавное снижение эгоцентричности говорит о том, что психологи-практики готовы помогать другим и становятся более душевными, альтруистичными, эмпатичными.
Общительность развивается раньше других ПВК практических психологов.
За время обучения в вузе это свойство становится более гармоничным. С началом профессиональной деятельности большинство показателей общительности снижается, и с приобретением профессионального опыта либо достигает прежнего уровня, либо незначительно его превосходит.
По большинству показателей коммуникативной социальной компетентности в период профессионального становления психологов значимых изменений не происходит. По данным КСК, мы наблюдаем формирование ПВК аутентичности в период перехода от студентов магистратуры к молодым специалистам, что выражается в значимом возрастании самоконтроля с началом профессиональной деятельности, молчаливости и серьезности.
На протяжении всего курса обучения по мнению автора также меняется структура направленности: значимо растет гностическая (у студентов и профессионалов) и практическая (у профессионалов), постепенно снижаются глористическая и гедонистическая направленности; пугностическая и романтическая первоначально снижаются, а затем значимо возрастают у опытных психологов.
Возрастание самопонимания и самопознания в эмоциональном плане от студентов младших курсов к старшим реализуется благодаря эмоциональной осведомлённости и продолжает возрастать от студентов к практикам, от студентов магистратуры к опытным психологам — в умении распознавать эмоции других людей и умении управлять своими эмоциями, в повышении общего эмоционального интеллекта. Эмпатия возрастает от студентов к практикам и от студентов магистратуры к опытным психологам, как ПВК, обеспечивающее вчувствование во внутренний мир клиента в процессе успешной профессиональной деятельности.
Интересно, на наш взгляд, исследование Дмитриевой Л.А., по мнению которой в результате анализа различий уровня развития профессионально важных качеств психологов, находящихся на разных этапах профессионализации, можно отметить, что:
— у студентов магистратуры меняется уровень развития общительности: возрастает степень выраженности личностно-значимых целей, интернальности, эгоцентричности, осмысленности, предметности и субъектности; а также гностической эмоциональной направленности, эмоциональной осведомленности, социальной креативности. Начинают формироваться такие ПВК, как аутентичность, стремление к самопониманию и самопознанию, креативность;
— у молодых специалистов возрастают показатели ориентации во времени, самоценности, самопринятия, осведомленности, серьезности, самоконтроля, снижаются степень принятия агрессии, показатели внутренней конфликтности, пугностической и гедонистической эмоциональной направленности. Основной акцент — на формирование ПВК аутентичности;
— у опытных психологов возрастает уровень позитивного представления о природе человека, степень принятия агрессии, социальной значимости Я, саморуководства, выраженность практической, гностической и романтической эмоциональной направленности, социальной креативности. Формируются такие ПВК, как аутентичность, стремление к самопониманию, самопознанию, креативность;
— эмпатия формируется плавно от студентов младших курсов к профессионалам, в то время как уровень социальной эмпатии самый высокий у студентов магистратуры.
По результатам исследования Пименовой Е.В. будущие психологи старших курсов, осознавая для себя личностную потребность в удовлетворении именно данной системы ценностей, при ранжировании указывают не столько иерархию личностных ценностей вообще, сколько применительно к своим актуальным потребностям. [12, с.300]
Анализ результатов ранжирования инструментальных ценностей среди студентов-психологов показал, что за период профессионального обучения переосмысливаются и инструментальные ценности, изменяется их иерархия.
Постепенно к старшим курсам приоритетными становятся ценности, связанные с культурой, образованием и нравственностью (воспитанность, образованность, широта взглядов, честность), а также с интересами других людей (чуткость, терпимость, ответственность), а потребительские ценности (высокие запросы, независимость и др.), преобладающие на младших курсах, становятся наименее значимыми.
Групповая иерархия ценностей будущих психологов на начальном этапе обучения отражает несформированность позитивной шкалы ценностей, в которой преобладают индивидуалистические тенденции в ущерб общенравственным и общечеловеческим ценностям. К концу обучения складывается согласованная, по нашему мнению, система ценностей, соответствующая иерархии уровней ценностно- смысловой сферы высокоразвитой, гармоничной личности психолога, нацеленной на благо других, самоактуализацию и саморазвитие.
Выводы.
Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что в процессе профессионального обучения у студентов-психологов наблюдается положительная динамика ценностных ориентаций личности студента, заключающаяся в их постепенном согласовании с профессиональной системой ценностей психолога.
Также заслуживает внимание мнение автора Чеботаревой Е.Ю., которая делает следующие выводы:профессиональная подготовка студентов в современном вузе не способствует автоматически адаптации студентов к профессии, развитию у них основных профессионально важных качеств. Для этого нужна специально организованная целенаправленная работа. [20, с.31]
Основными профессионально важными качествами практических психологов являются: эмпатия, искренность (аутентичность), креативность, интуиция, стремление к самопознанию, самопониманию.
Из ПВК психологов активнее всего за время обучения в вузе, по мнению автора развивается именно аутентичность. Общительность студентов магистратуры, по сравнению со студентами младших курсов, становится более целенаправленной, мотивированной, осмысленной, интернальной и результативной. Усиливается гностическая направленность, увеличивается самоуверенность и социальная креативность.
Становление ПВК студентов происходит не только за счет изменения уровней выраженности свойств, но и за счет изменения их связей между качествами.
К старшим курсам у студентов психологов увеличивается число связей самоактуализации с коммуникативной социальной компетентностью и личной креативностью.
При этом снижается число связей самоотношения с эмоциональным интеллектом, самоакутуализацией, эмоциональной направленностью.
Происходит переструктурирование связей между рядом ПВК. В частности, на младших курсах связи общительности с самоактуализацией и самоотношением более однозначны, а в магистратуре — более сложны и противоречивы. Студенты младших курсов проявляют свою общительность спонтанно, а для старшекурсников это целенаправленный и произвольно регулируемый процесс самореализации.
Самоактуализация студентов магистратуры носит более интровертированный характер. Самоотношение на младших курсах больше связано с отношением с другими людьми, а на старших — с уровнем личностной зрелости.
Самоконтроль на младших курсах призван сдерживать проявления индивидуальности, а на старших наличие развитого самоконтроля, скорее, служит поводом для более открытого проявления себя.
На основании теоретических исследований проблемы становления профессиональной компетентности студентов психологического факультета, можно сделать вывод, что необходимо развитие у них таких личностных характеристик, которые помогли бы им адаптироваться к условиям конкретной профессиональной среды и стимулировали их профессиональное развитие и готовность к выполнению различных видов деятельности психолога, преодолевать социально-психологические и профессиональные риски.
Глава 2. Исследование профессиональной предрасположенности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность
2.1 Методы и организация исследования
База исследования
В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии разных курсов 1 и 5.
Мы посчитали целесообразным, основываясь на теоретические положения нашей работы, провести исследование профессиональной предрасположенности студентов-психологов в зависимости от курса обучения
Гипотеза исследования- профессиональная предрасположенность студентов-психологов формируется и совершенствуется под воздействием определенных условий, направленных на становление личностных качеств, свойственных психологам, основанной на комплексном подходе и совершенствуется к старшему курсу обучения.
Исходя из теоретических положений о том, что в понятие и структуру профессиональной предрасположенности входит большое количество как профессионально-важных, так и личностных качеств, мы пришли к выводу, что к сожалению, регламент нашего исследования не позволяет изучить все ПВК студентов-психологов, поэтому мы остановились на основных с нашей точки зрения: коммуникативных и организаторских склонностях, уровне эмпатии и мотивах к выбору данного факультета.
При проведении исследования нами были использованы следующие методики:
Методика №1. КОС-2 (Приложение 1). Данная методика предназначена для выявления коммуникативных и организаторских склонностей личности (умение чётко и быстро устанавливать деловые и товарищеские контакты с людьми, стремление расширять контакты, участие в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, стремление проявлять инициативу и т. д.).
Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых обследуемый должен дать ответ «да» или «нет». Время выполнения методики 10-15 мин (вопросы к методике также представлены в приложении № 1).
Обработка результатов осуществляется согласно следующему ключу:
Коммуникативные склонности
(+) Да: 1. 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37
(–) Нет: 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39
Организаторские склонности
(+) Да: 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38
(–) Нет: 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40
Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу методики, затем вычисляется оценочный коэффициент по формуле:
К = 0,05•С, где
К — величина оценочного коэффициента;
С — количество совпадающих с ключом ответов.
Оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых умений.
Методика №2. – Методика диагностики социальной эмпатии И.М. Юсупова. [3, с.39]
Суть метода заключается в субъективной оценке нескольких утверждений. На первый взгляд, они кажутся далекими от темы сопереживания и эмоциональной включённости в проблемы других, однако, учёный создавал тест таким с целью минимизировать количество социально ожидаемых ответов. Они не могут быть хорошими или плохими – самое главное, отвечать честно и первое, что приходит в голову. Результаты оформляются в таблице, где каждому варианту ответа присваивается свой балл.
Обработка результатов теста склонности к эмпатии заключалась в получении индекса эмпатийности (или эмпатических тенденций) испытуемого. [3, с.39]
Для того, чтобы получить индекс эмпатийности, нам необходимо было подсчитать количество ответов, совпадающих со следующим «ключом»:
Да 1, 5, 7, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 18, 19, 25, 26, 27, 29, 31
Нет 2, 3, 4, 6, 11, 13, 15, 20, 21, 22, 23, 24, 28, 30, 32, 33
Таким образом, индекс эмпатийности (Иэ) – сумма совпадений ответов по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «Да», и по вопросам-утверждениям, предполагающим ответ «нет» (тест представлен нами в приложении №2).
Для определения уровня эмпатических тенденций к тесту прилагается таблица интерпретации индекса Иэ.
Таблица 3 — Уровни эмпатических тенденций
Высокий | Средний | Низкий
|
33-29 | 28-22 | 21-12
|
2.2 Результаты исследования профессиональной предрасположенности студентов-психологов
После проведения тестирования, считаем целесообразным представить результаты по обеим группам испытуемых: студентов 1 и 5 курсов.
Интерпретация результатов по методике КОС-2 осуществлялась нами исходя из следующих критериев.
Таблица 4 — Интерпретация результатов по методике КОС-2
Уровни склонностей | Оценочный коэффициент | ||
Коммуникативные склонности: | Организаторские склонности | ||
I | низкий | 0,10-0,45 | 0,20-0,55 |
II | ниже среднего | 0,46-0,55 | 0,56-0,65 |
III | средний | 0,56-0,65 | 0,66-0,70 |
IV | высокий | 0,66-0,75 | 0,71-0,80 |
V | очень высокий | 0,76-1,00 | 0,81-1,00 |
После того, как мы ознакомились с особенностями проведения методики КОС-2 и провели её на первокурсниках и старшекурсниках, представим полученные результаты в виде таблиц по каждой группе и по каждому фактору в отдельности.
Таблица 5- Результаты теста: КОС -2 (группа старшекурсников психологического факультета) – коммуникативные склонности
№ испытуемого | баллы | уровень |
1. | 0.35 | 1 низкий |
2. | 0.95 | 5 очень высокий |
3. | 0.55 | 2 ниже среднего |
4. | 0.85 | 5 очень высокий |
5. | 0.7 | 4 высокий |
6. | 0.5 | 2 ниже среднего |
7. | 0.75 | 4 высокий |
8. | 0.6 | 3 средний |
9. | 0.75 | 4 высокий |
10. | 0.45 | 1 низкий |
11. | 0.62 | 3 (средний) |
12. | 0.65 | 3 (средний) |
13. | 0.56 | 3 (средний) |
14. | 0.76 | 5 (очень высокий) |
15. | 0.77 | 5 (очень высокий) |
16. | 0.57 | 3 (средний) |
17. | 0.67 | 4 (высокий) |
18. | 0.57 | 3 (средний) |
19. | 0.56 | 3 (средний) |
20. | 0.57 | 3 (средний) |
Низкий — 2 (10%) человека, ниже среднего — 2 (10%) человека, средний — 8 (40%) человек, высокий – 3 человека (15%); очень высокий – 4 человека (25%)
Представим полученные данные в виде рисунка 1.
В таблице представим результаты теста: КОС -2 (организаторские склонности первокурсников психологического факультета)
Таблица 6- Результаты теста: КОС -2 (организаторские склонности старшекурсников психологического факультета)
№ испытуемого | баллы | уровень |
1. | 0.55 | 1 (низкий) |
2. | 0.65 | 2 (ниже среднего) |
3. | 0.45 | 1(низкий) |
4. | 0.7 | 3(средний) |
5. | 0.75 | 4 (высокий) |
6. | 0.65 | 2(ниже среднего) |
7. | 0.7 | 3(средний) |
8. | 0.75 | 4 (высокий) |
9. | 0.7 | 3(средний) |
10. | 0.8 | 4 (высокий) |
11. | 0.71 | 4 (высокий) |
12. | 0.7 | 4 (высокий) |
13. | 0.67 | 3 (средний) |
14. | 0.69 | 3 (средний) |
15. | 0.78 | 4 (высокий) |
16. | 0.69 | 3 (средний) |
17. | 0.77 | 4 (высокий) |
18. | 0.67 | 3 (средний) |
19. | 0.68 | 3 (средний) |
20. | 0.75 | 4 (высокий) |
Представим полученные результаты в виде рисунка 2.
Таким образом, низкий результат организаторских склонностей по методике КОС-2 в группе студентов-старшекурсников факультета психологии продемонстрировали – 2 студентов (10%), ниже среднего – двое студентов (10%), средний уровень организаторских склонностей оказался свойственен – 8 студентам (40%), высокий уровень продемонстрировали – также 8 студентов (40%), очень высокий уровень не продемонстрировал никто (0%).
На следующем этапе представим результаты по группе первокурсников.
Таблица 7 -Результаты теста: КОС- 2 (группа студентов первого курса) Коммуникативные склонности
№ испытуемого | баллы | уровень |
1. | 0.35 | 1 (низкий) |
2. | 0.45 | 1(низкий) |
3. | 0.5 | 2(ниже среднего) |
4. | 0.65 | 3(средний) |
5. | 0.7 | 4(высокий) |
6. | 0.5 | 2(ниже среднего) |
7. | 0.6 | 3(средний) |
8. | 0.45 | 1(низкий) |
9. | 0.35 | 1(низкий) |
10. | 0.35 | 1(низкий) |
11. | 0.5 | 2(ниже среднего) |
12. | 0.65 | 3(средний) |
13. | 0.7 | 4(высокий) |
14. | 0.5 | 2(ниже среднего) |
15. | 0.6 | 3(средний) |
16. | 0.45 | 1(низкий) |
17. | 0.35 | 1(низкий) |
18. | 0.35 | 1(низкий) |
19. | 0.45 | 1(низкий) |
20. | 0.35 | 1(низкий) |
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф