Таким образом, если мы проанализируем коммуникативные склонности студентов-психологов, обучающихся на 1 курсе, то обнаружим следующие результаты: низкий уровень продемонстрировали 10 студентов (50%), ниже среднего продемонстрировали четверо студентов, что составило (20% от выборки), четверым студентам (20%) оказался свойственен средний уровень, высокий уровень оказался свойственен –2 студентам -психологам, обучающихся на 1 курсе (10%) – причём, оба они являются лидерами волонтёрского движения. Представим полученные данные в виде рисунка 3.
Таблица 8- Результаты теста: КОС- 2 (организаторские склонности первокурсников)
№ испытуемого | баллы | уровень |
1. | 0.65 | 2(ниже среднего) |
2. | 0.7 | 3(средний) |
3. | 0.55 | 1(низкий) |
4. | 0.4 | 1(низкий) |
5. | 0.75 | 4(высокий) |
6. | 0.65 | 2(ниже среднего) |
7. | 0.7 | 3(средний) |
8. | 0.45 | 1(низкий) |
9. | 0.45 | 1(низкий) |
10. | 0.6 | 2(ниже среднего) |
11. | 0.75 | 4 (высокий) |
12. | 0.7 | 3(средний) |
13. | 0.8 | 4 (высокий) |
14. | 0.71 | 4 (высокий) |
15. | 0.7 | 4 (высокий) |
16. | 0.67 | 3 (средний) |
17. | 0.69 | 3 (средний) |
18. | 0.78 | 4 (высокий) |
19. | 0.69 | 3 (средний) |
20. | 0.77 | 4 (высокий) |
Таким образом, организаторские склонности в группе студентов- первокурсников факультета психологии следующие: 4 студентов – низкий уровень (20%), трое – ниже среднего (15%), средний уровень – 7 студентов (35%), высокий – 7 человек (35%)
Следует обратить внимание на тот фактор, что оценочный коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком уровне, близкие к 0 — о низком уровне. Первичные показатели могут быть переведены в баллы, свидетельствующие о разных уровнях изучаемых умений.
Таким образом, если мы проанализируем результаты, представленные в таблицах, можно прийти к выводу, что у студентов-первокурсников достаточно невысокие уровни коммуникативных и организаторских склонностей студентов, несмотря на активное участие в разнообразных сферах жизнедеятельности вуза, причём, результаты студентов, обучающихся на 5 курсе психологического факультета существенным образом отличаются от результатов студентов того же факультета, но первого курса
С целью количественной, качественной и статистической обработки полученных результатов, мы применили статистический критерий U-критерий Манна-Уитни.
Данный статистический метод был предложен Фрэнком Вилкоксоном (см. фото) в 1945 году. Однако в 1947 году метод был улучшен и расширен Х. Б. Манном и Д. Р. Уитни, посему U-критерий чаще называют их именами.
Критерий предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1, n2≥3 или n1=2, n2≥5, и является более мощным, чем критерий Розенбаума.
Метод U-критерия Манна-Уитни определяет, достаточно ли мала зона перекрещивающихся значений между двумя рядами. Мы помним, что 1-ым рядом (выборкой, группой) мы называем тот ряд значений, в котором значения, по предварительной оценке, выше, а 2-ым рядом — тот, где они предположительно ниже.
Чем меньше область перекрещивающихся значений, тем более вероятно, что различия достоверны. Иногда эти различия называют различиями в расположении двух выборок.
Эмпирическое значение критерия U отражает то, насколько велика зона совпадения между рядами. Поэтому чем меньше Uэмп, тем более вероятно, что различия достоверны.
Представим результаты статистической обработки по обеим выборкам в таблице 9.
Таблица 9 — Результаты статистической обработки по обеим выборкам
№ | Выборка 1 | Ранг 1 | Выборка 2 | Ранг 2 |
1 | 0.35 | 4 | 0.35 | 4 |
2 | 0.95 | 40 | 0.45 | 10 |
3 | 0.55 | 18 | 0.5 | 15 |
4 | 0.85 | 39 | 0.65 | 29 |
5 | 0.7 | 33 | 0.7 | 33 |
6 | 0.5 | 15 | 0.5 | 15 |
7 | 0.75 | 35.5 | 0.6 | 25 |
8 | 0.6 | 25 | 0.45 | 10 |
9 | 0.75 | 35.5 | 0.35 | 4 |
10 | 0.45 | 10 | 0.35 | 4 |
11 | 0.62 | 27 | 0.5 | 15 |
12 | 0.65 | 29 | 0.65 | 29 |
13 | 0.56 | 19.5 | 0.7 | 33 |
14 | 0.76 | 37 | 0.5 | 15 |
15 | 0.77 | 38 | 0.6 | 25 |
16 | 0.57 | 22 | 0.45 | 10 |
17 | 0.67 | 31 | 0.35 | 4 |
18 | 0.57 | 22 | 0.35 | 4 |
19 | 0.56 | 19.5 | 0.45 | 10 |
20 | 0.57 | 22 | 0.35 | 4 |
Суммы: | 522 | 298 |
Результат: UЭмп = 88
Критические значения
UКр | |
p≤0.01 | p≤0.05 |
114 | 138 |
Полученное эмпирическое значение Uэмп(88) оказалось в зоне значимости, следовательно, между студентами первого и старшего курсов обнаруживаются существенные различия по коммуникативным и организаторским склонностям- качествам важным для будущих психологов.
На следующем этапе нашего исследования нами осуществлялась диагностика социальной эмпатии, которая проводилась нами с помощью методики И.М. Юсупова — наиболее распространённая методика определения эмпатии.
В таблице 10 представим склонность к эмпатии среди студентов-психологов 5 курса и в таблице 11 — среди студентов-психологов 1 курса.
Таблица 10- Склонность к эмпатии среди студентов 1 курса факультета психологии (в баллах)
1. | 22 |
2. | 23 |
3. | 24 |
4. | 28 |
5. | 21 |
6. | 12 |
7. | 12 |
8. | 12 |
9. | 23 |
10. | 24 |
11. | 28 |
12. | 14 |
13. | 16 |
14. | 18 |
15. | 20 |
16. | 27 |
17. | 22 |
18. | 23 |
19. | 24 |
20. | 28 |
Высокий уровень эмпатии не продемонстрировал ни один студент-психолог первого курса, средний уровень эмпатии оказался свойственен 11 студентам- первокурсникам, что составляет 55 % от всей выборки, низкий уровень эмпатии оказался свойственен 9 студентам первокурсникам, что составило 45% от всей выборки.
Представим полученные данные в виде диаграммы.
В таблице 11 представим склонность к эмпатии среди студентов-психологов, обучающихся на 5 курсе.
Таблица 11 — Склонность к эмпатии среди студентов-психологов, обучающихся на 5 курсе
1. | 24 |
2. | 26 |
3. | 28 |
4. | 30 |
5. | 30 |
6. | 32 |
7. | 28 |
8. | 28 |
9. | 30 |
10. | 28 |
11. | 26 |
12. | 24 |
13. | 22 |
14. | 20 |
15. | 24 |
16. | 30 |
17. | 30 |
18. | 30 |
19. | 32 |
20. | 28 |
Данные, представленные в таблицах, позволяют сделать вывод о том, что среди студентов -пятикурсников нет ни одного, кто показал бы низкий результат эмпатии.
Средний уровень эмпатии оказался свойственен 1 пятикурснику, что составляет 5% от всей выборки, высокий уровень эмпатии продемонстрировали 19 старшекурсников, что составляет 95% от всей выборки.
Результаты диагностики уровня эмпатических способностей студентов-пятикурсников в процентном соотношении представлены на рисунке 6.
На следующем этапе для выявления мотивов выбора профессии студенты отвечали на вопросы в виде эссе.
Для выявления разных аспектов представлений о будущей профессии, использовались три последующие пункта эссе, в которых необходимо было описать: цели обучения данной профессии, достоинства и недостатки выбранной профессии, ПВК психолога.
Для выявления мотивов выбора профессии и представлений о будущей профессиональной деятельности использовались следующие методы: письменный опрос (эссе) и обработка текстов контент-анализом.
Учебным группам давалось задание в рамках дисциплины «Введение в профессию»: «Запишите задание, которое необходимо будет выполнить вне учебное время. Внимательно выслушайте комментарии к нему, возникающие вопросы запоминайте и затем их зададите. Необходимо будет написать эссе на тему: «Мои представления об идеальном психологе».
Студентам был представлен следующий план эссе:
- Почему, по каким причинам я выбрал профессию психолога (Вы, отвечая на вопрос «почему?», описываете мотив выбора профессии, что побудило вас к такому выбору, что привело вас в психологию: книга, человек, случай)?
- Зачем я хочу стать психологом (Зачем? То есть цель вашего обучения здесь)?
- Достоинства и недостатки профессии (то, что вы пока еще не являетесь специалистами в области психологии, не означает, что вы не можете представить проблемы, трудности, с которыми, возможно, придется столкнуться специалисту данной области, а также перечислить достоинства).
- Какими качествами необходимо обладать, чтобы стать профессиональным психологом (здесь вы составите психограмму – документ, содержащий список профессионально важных качеств.
Опишите психологический портрет «успешного психолога»)?
Пояснения к заданию
- Обязательно раскрыть все 4 пункта (отсутствие какого-либо из пунктов – причина, по которой может быть снижена оценка).
- Можно менять последовательность пунктов.
Можно добавлять свои пункты, какие считаете нужными, тогда их необходимо будет дописать в план эссе.
- Можно пользоваться литературой, тогда ее необходимо будет указать в конце эссе, в списке литературы. Желательно ограничиться своим мнением, своими представлениями по каждому из вопросов.
- Объем текста – не абзац и не 25 страниц. Важно одно – все 4 пункта должны быть раскрыты. Это один из содержательных критериев оценивания вашей работы.
В общей сложности первокурсники упомянули 215 мотивировок, которые в результате контентанализа были условно разделены на 5 категорий (типов): 1) профессиональные, 2) «меркантильные», 3) социальные, 4) инфантильные, 5) случайные (реально действующие, но не связанные со сферой будущей профессиональной деятельности). Пять категорий (типов) мотивов послужили основанием для распределения и объединения отдельных высказываний респондентов, с целью выявления доминирующего типа мотива в группе студентов второго высшего образования.
Типы изучаемых мотивов:
- Профессиональные
- Ценность профессионального мастерства.
- Владение такими навыками, как диагностика, анализ и коррекция психол. проблем.
- Индивидуальный подход к работе.
- Высокий интерес в рабочих результатах, моральное удовлетворение от ее выполнения. Удовлетворенность от осознания пользы своей работы.
- Желание связи своего жизненного пути с этой сферой деятельности.
- Профессионально важные качества, по мнению других людей.
- Детская способность (талант рассказчика, создания особой атмосферы и др.)
- Интерес.
- Желание видения и понимания причинно-следственных связей явлений.
- Профессиональный рост.
- Недостаточные знания, их поверхностность и обобщенность.
- Желание стать высококлассным специалистом, «держать марку».
- Психология является неотъемлемой часть жизни, предназначением, стилем, образом жизни.
- Готовность, потребность, «зрелость» для психологического образования.
- Призвание, судьба.
- Психологические ЗУН.
- Внесение своего вклада в науку.
- Стать специалистом в области практической психологии, желание быть психологом в организации/предприятии.
- Социальные (альтруистические).
- Помощь в решении проблем, которые с миром переживаний человека.
- Готовность испытывать любые трудности в профессии.
- Помощь людям.
- Интерес к людям. Любовь к общению. Общение с людьми – 6 чел.
- Понимание людей.
- Случайные.
- «Не лежит душа» к первой профессии.
- Переживание депрессии, горя, ситуации.
- Изученные книги по психологии.
- Школьный спецкурс «Психология».
- Лекции по психологии в ВУЗе.
- Психолог неординарный, имеющий способность заинтересовать.
- «Меркантильные»
- Психология помогает в ориентации в мире разных людей.
- Психологические знания необходимы в житейских ситуациях.
- Возможность приобретения навыков в самоанализе, рефлексии собственных действий.
- Перспектива получить экономическую и социальную выгоду.
- Получение благ при оказании услуг.
- Высокий заработок (гонорары).
- Карьерный рост (практикующий психолог бизнес-тренер, PR-специалист).
- Масса вариантов трудоустройства (связанных с бизнесом и сферой услуг).
- Стремление самосовершенствоваться, самораскрываться, самореализовываться.
- Популярная, востребованная профессия, престижная, модная профессия.
- Помощь себе.
- Повезло – профессия совпала с хобби.
- Познание себя и др.
- Возможность личностного роста.
- Поиск ответов на свои вопросы.
- Управление своей жизнью.
- Психология в качестве фундамента в любой др. профессии, юриспруденция и психология занимаются взаимодополнением и обогащением друг друга; психология как значительный плюс к профессии.
- Обретение душевного комфортного состояния и равновесия; жизнь в гармонии с окружающим миром.
- Разбираться в людях, ситуациях.
- Компенсирование того, что не удалось получить в детстве (страхи, обиды, несбывшиеся надежды, мечтания).
- Получение диплома.
- Понимание себя.
- Поиск себя, обреттение себя, «найти себя в этой жизни».
- Инфантильные
- Профессияю окружает ореол загадочности, причастность к таинству человеческого бытия.
- Детская мечта.
- Мой мечтательный характер, ранимый, впечатлительный.
- «Насквозь видеть человека».
- «Выбор по велению сердца».
- Психология как волшебная палочка.
- Обретение душевного покоя, ощущение состояния полноценного счастья для себя самого.
- Сделать счастливыми и жизнерадостными людей.
Таким образом, по преобладающим мотивам, описанным студениами в импровизированном эссе у студентов –психологов старшекурсников мотивация выбора профессии характеризуется ярко выраженным интересом к науке психологии и к профессии психолога.
Превалируют меркантильные (42 %), профессиональные (28 %) и социальные (14 %) мотивы.
Среди «меркантильных» мотивов наиболее сильно выражены категории «разобраться в себе», «помочь себе», «возможность личностного роста», а также выражены «престиж», «карьера», «деньги».
Сравнительно невысока доля случайных (9 %) и инфантильных (7 %) мотивов.
Общий анализ материалов (эссе) показал, что старшекурсники по сравнению с первокурсниками психологического факультета имеют гораздо более адекватные представления о своей будущей профессиональной работе.
Им известны сферы возможной деятельности, потребности рынка труда, условия оплаты, типичные трудности.
Представления студентов старших курсов о своей профессии более приближены к профессиональным реалиям, что проявляется в малом проценте инфантильных и нереалистичных «домыслов» о специфике работы.
В то время как у студентов 1-го курса дневного обучения нами обнаружен искаженный образ деятельности психолога-профессионала.
Нереалистичность их представлений проявляется в незнании конкретных сфер профессионально-психологической деятельности, а также в идеализации профессии.
Таким образом, основным фактором успешной динамики профессионализации является принятие действительности – готовность к профессиональной самореализации в имеющихся жизненных условиях.
Мотивация является ядром личности, стержневым определяющим компонентом, внутренней движущей силой деятельности. Мотивация выбора профессии определяет дальнейшую учебную активность студентов, их настойчивость и усердие в овладении учебным материалом. Поэтому отсутствие целенаправленного развития и формирования мотивации студентов может привести к издержкам в учебной работе, к отсутствию интереса к будущей профессиональной деятельности.
Таким образом, возникает необходимость специального изучения вопросов выбора абитуриентами профессии «психолог». При одной и той же цели – поступление в вуз, мотивы ее достижения могут быть разными, например: ради престижа, чтобы не расстроить родителей и продолжить семейную традицию, чтобы не пойти в армию и прочее.
Мотивы для дальнейшего профессионального развития также будут различны: для одних студентов учеба будет ступенькой к овладению новыми знания- ми по привлекательной специальности, для других – промелькнут, не оставив ощутимого следа, так как их мотивы были чисто внешними, приходящими.
Именно исходя из полученных результатов мы пришли к выводу о необходимости разработки программы, включающей психологические условия развития профессиональной предрасположенности студентов –психологов к будущей профессии, которая будет представлена нами на следующем этапе нашего исследования.
2.3 Разработка программы, включающей психологические условия развития профессиональной предрасположенности студентов –психологов к будущей профессии
На наш взгляд, система психологического сопровождения, поддержки становления психолога-профессионала в вузе должна быть наполнена следующими компонентами:
— многоплановыми исследованиями, анализом и обобщением основных психологических проблем обучения и профессионализации студентов на факультете;
— психодиагностикой по профессионально важным личностным качествам студентов и аспирантов факультета;
— профориентирующими семинарами, групповыми информационно- дискуcсиоными занятиями и теоретическими тренингами, направленными на процесс формирования навыков;
— обучением и самообразованием, а также развитием соответствующих познавательных способностей и навыков общения студентов в студенческих группах и с преподавателями;
— индивидуальным психологическим консультированием;
— психологическим мониторингом дальнейшего профессионального развития выпускников факультета;
— контактами и взаимодействием со слушателями, которые получают на факультете психологии второе образование.
Технология для разных этапов обучения в вузе должна различаться: адаптация (первый курс), где задача психологической службы — оказать помощь в адаптации к новым условиям жизнедеятельности; интенсификация (второй, третий курс) и идентификация (четвертый, пятый курс).
Технологическая программа этой работы должна:
— диагностировать готовность осуществлять учебно-позанавательную деятельность, мотивы учения, ценностные ориентации, социально-психологические установки;
— помогать развивать учебные умения и регуляцию своей жизнедеятельности; психологически поддерживать и консультировать первокурсников в преодолении трудностей самостоятельной жизни и выстраиванию комфортных взаимоотношений с однокурсниками и педагогами;
— корректировать профессиональное самоопределение при компромиссном выборе профессии.
На завершающем этапе – идентификации – психологическое сопровождение должна проводиться повторная диагностика профессиональных способностей, помощи в нахождении профессионального поля реализации себя, поддержки в нахождении смысла будущей жизнедеятельности.
Главная цель данной программы сопровождения – помочь выпускникам профессионально самоопределиться и найти место работы».
Необходимо ещё до обучения в вузе на основе индивидуального тестирования выявить личностную направленность студентов и определить те профессиональные функции, при реализациях которых они смогли бы быть наиболее эффективны.
Предлагаем модель требований для осуществления психологического обеспечения образовательного процесса в ВУЗе:
- Определить предрасположенность студента к изучению специальности, свести к минимуму ошибки.
- Выбрать вид профессиональной деятельности. Для правильного выбора компетенции необходимы объективные сведения о склонностях студента.
- Определить интеллектуальный потенциал личности при достижении уровня квалификации, наметить продолжение обучения, самостоятельный профессиональный рост.
- Создавать психологический комфорт для студента.
- Организовать работу, чтобы она была органичной, живой частью бытия, ориентация не на поток, а на готовность к сотворчеству с людьми, способность учиться у них, а не только учить.
Формирование профессионально значимых качеств личности будущего специалиста представляет особую проблему, решение которой требует специального внимания со стороны преподавателей образовательных учреждений, особенно владеющих реальными представлениями о содержании осваиваемой студентами деятельности. Немаловажная роль в данной работе принадлежит дисциплинам психологического цикла, в ходе овладения которых студенты могут не только проверить уровень сформированности своих профессионально значимых качеств, но и получить рекомендации по их развитию, а также целенаправленно развить их в ходе специально разработанных спецкурсов, тренингов и т. п.
В то же время особую категорию профессионалов представляют сами психологи. Их профессиональная практическая деятельность носит, как правило, помогающий характер. Инструментом психологической помощи другим людям является, наряду со специальными процедурами и техниками, сама личность психолога. Особенно ярко это проявляется в процессе консультативной, психокоррекционной и психоразвивающей работы, требующей от психолога проявления таких качеств личности, как эмпатия, открытость собственным чувствам, способность к позитивному принятию клиента и его проблемы, в то же время, как отмечают Т.Д. Дубовицкая, Р.Р.Газизова [1], при сохранении границы общения с клиентом. Проявление названных качеств не может носить искусственный характер, выступать в виде «игры» с клиентом, который легко почувствует «неискренность» в поведении психолога. Клиенту важно чувствовать истинный внутренний интерес психолога к его личности и его проблеме. Только в этом случае психолог сможет понять в полной мере проблему клиента и начать решать её как свою собственную, а клиент получит удовлетворение от проведенной с ним работы.
В этой связи в формировании профессиональной предрасположенности личности будущего психолога к профессии особое место, на наш взгляд, занимает формирование такого качества, которое А. Адлер называл «социальный интерес», выступающий как способность человека «видеть глазами другого, слышать ушами другого, чувствовать сердцем другого» [2, с. 268].
Именно искренний интерес психолога к клиенту и его проблеме обеспечивает комфортную психологическую атмосферу в ситуации оказания помощи, помогает создать отношения сотрудничества и взаимопомощи, удовлетворяет потребность клиента в эмоциональном отклике и поддержке. Более того, Адлер считал, что решение психологических проблем людей в социальной динамике связано с опытом переживания ими социального интереса. Он, в частности, писал: «Задача врача или терапевта на самом деле состоит в том, чтобы способствовать получению пациентом опыта контакта с другим человеком и дать ему, таким образом, возможность перенести пробужденное чувство общности на других» [3]. То есть работа психолога – это работа по передаче опыта проявления социального интереса психолога к клиенту. Однако Адлер не дает конкретных рекомендаций по формированию данного качества у психологов.
В последние десятилетия проблема социального интереса находит все большее отражение и в работах отечественных психологов. Так, в психологической энциклопедии отмечается, что социальный интерес «относится к врожденной потенциальной способности человека идентифицироваться с другими людьми и разделять их чувства. Это понятие охватывает не только чувства человека по отношению к его ближайшему окружению любимых и друзей, но также к человечеству в целом, как настоящему, так и будущему» [4].
Интерес к другому человеку Р. Кочунас рассматривает в качестве характеристики, обеспечивающей успешность профессиональной деятельности психолога [5].
И.А.Шмелева указывает на значимость формирования интереса к другому в процессе профессиональной подготовки студентов-психологов [6]. Важность интереса к другому человеку в работе психолога подчеркивается М.Б. Молокановым [7].
Данная категория рассматривается им как базисный фактор для оценки эффективности общения психолога и его профессиональной успешности. При высоком уровне социального интереса общение психолога с клиентом строится на основе внутреннего состояния клиента, его субъективного восприятия себя и своего состояния. При невыраженном интересе общение основывается на внешней картине состояния, без учета переживаний клиента.
А.С. Кривцова [8] среди профессионально важных качеств психолога наряду с эмпатией, стремлением к саморазвитию, коммуникабельностью, креативностью выделяет социальный интерес. Т.Д. Дубовицкая, Р.Р. Газизова рассматривают социальный интерес как одну из составляющих эмоционально-регулятивного компонента культуры отношения к клиенту у студентов-психологов [1].
Как видим, многими исследователями признается значимость социального интереса в работе практического психолога, в то же время неоднозначно определяется понятие социального интереса и не разработаны программы формирования социального интереса у психологов.
В нашей работе под социальным интересом психолога понимается интегративное качество личности психолога, выражающееся в направленности внимания на потребности и чувства клиента и создании условий для его развития и самореализации [9]. Как интегративное качество социальный интерес включает следующие компоненты и их содержание:
1) когнитивный компонент – включает понимание и осознание значимости социального интереса в профессиональной деятельности психолога, позитивную социально-перцептивную установку по отношению к другим людям, способность к рефлексии;
2) эмоционально-регулятивный компонент включает способность к эмпатическому пониманию личности клиента, сопереживанию, а также саморегуляции своего эмоционального состояния;
3) коммуникативно-поведенческий компонент включает коммуникативную компетентность, направленность психолога на развитие личности клиента;
4) мотивационно-ценностный компонент включает осознание просоциальной мотивации, альтруизм и отношение к другим людям как к ценности.
Формирование социального интереса у студентов – будущих психологов явилось целью проведенного нами экспериментального исследования.
В этой связи предлагаем следующую модель формирования социального интереса у студентов-психологов, представляющую собой, на наш взгляд, совокупность трех взаимодополняющих блоков.
Целевой блок включает в себя цели, задачи и принципы организации модели.
Соответственно, целью разработанной модели является формирование социального интереса у студентов-психологов. Задачами модели являются формирование когнитивного, эмоционально-регулятивного, коммуникативно-поведенческого и мотивационно-ценностного компонентов социального интереса.
В качестве методологических принципов построения модели выступили следующие:
– принцип активности – предполагает, что личность является активным субъектом преобразования мира и самого себя;
– принцип развития, согласно которому изменения в психике и поведении человека происходят также в процессе специально организованного обучения и воспитания;
– принцип единства сознания и деятельности, свидетельствующий об изменениях в психики и протекании психических явлений в ходе специально организованной деятельности;
– принцип личностного подхода, учета групповых, общественных интересов, ценностей, предполагающий учет в обучении потребностей, интересов, жизненного и профессионального опыта, способностей и других индивидуально-психологических особенностей обучающихся;
– принцип профессиональной направленности, предполагающий ориентированность используемых методов и форм обучения на будущую профессию.
В качестве психологических механизмов формирования социального интереса должны выступать: осознание ценности социального интереса, как для общества, так и для личности, рефлексия, целеполагание, интериоризация-экстериоризация, идентификация, подражание, аттракция.
Содержательно-деятельностный блок должен включать в себя научно-методическое обеспечение процесса формирования социального интереса, в которое должна входить программа спецкурса «Психология социального интереса» и дополнительное индивидуальное и групповое консультирование студентов – будущих психологов в рамках психологической службы вуза.
Программа курса «Психология социального интереса» может состоять из диагностического, теоретического и практического модулей.
Диагностический модуль курса должен обязательно включать индивидуальную и групповую диагностику сформированности социального интереса и его компонентов.
Теоретический модуль должен быть направлен на формирование у студентов знаний и представлений о социальном интересе, его компонентах, критериях, роли в жизни и профессиональной деятельности психолога, а также ценностного отношения к другим людям, условиях саморегуляции своего поведения и деятельности во взаимоотношениях с другими людьми.
Данный структурный компонент может реализоваться в ходе освоения студентами теоретического материала, представленного на лекциях и в ходе самостоятельного изучения психолого-педагогической литературы.
Практический блок предполагает включение студентов в активные и интерактивные формы взаимодействия, направленные на формирование качеств и свойств личности, соответствующих заявленным компонентам социального интереса. Для этого используются тренинговые упражнения с деловыми и ролевыми играми, дискуссиями, анализом и проигрыванием проблемных ситуаций, отработка техник эмпатийного слушания и др.
Самостоятельная работа должна включать в себя выполнение домашних заданий с письменным отчетом.
С этой целью в дальнейшем должна быть разработана программа и содержание дисциплины «Психология социального интереса», которая рассчитана на 72 часа, из них 42 часа аудиторных занятий и 30 часов самостоятельной работы. Каждое занятие должно быть рассчитано на 2 академических часа. Оптимальная частота встречи 1–2 раза в неделю.
Студенты-психологи станут более позитивно относиться к другим, ценить других; будут готовы эмоционально поддерживать людей, стремиться искать индивидуальный подход к окружающим.
Для них станет характерными отзывчивость, сопереживание другому человеку, способность создавать атмосферу открытости, доверительности в отношениях.
На наш взгляд, предложенная нами модель формирования социального интереса у студентов-психологов, включающая психологические условия профессиональной предрасположенности личности и ее содержательное и практическое воплощение в ходе специально организованной работы со студентами могут быть эффективны и должны применяться в профессиональной подготовке будущих психологов.
Выводы.
Таким образом, нам удалось разработать программу, включающую в себя психологические условия, направленные на становление и развитие профессиональной предрасположенности студентов-психологов.
В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии разных курсов 1-го и 5-го. Мы посчитали целесообразным, основываясь на теоретические положения нашей работы, провести исследование профессиональной предрасположенности студентов-психологов в зависимости от курса обучения
Гипотеза исследования — профессиональная предрасположенность студентов-психологов формируется и совершенствуется под воздействием определенных условий, направленных на становление личностных качеств, свойственных психологам, основанной на комплексном подходе и совершенствуется к старшему курсу обучения -подтвердилась
Данное исследование может и должно быть продолжено в будущем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в результате написания работы нам удалось решение следующих задач: проанализировать психологические механизмы формирования и особенности формирования профессиональной предрасположенности; изучить особенности развития профессиональной предрасположенности студентов-психологов на разных этапах профессионализации; провести исследование профессиональной предрасположенности личности студентов психологического факультета на выбранную специальность; разработать программу, включающую психологические условия развития профессиональной предрасположенности студентов –психологов к будущей профессии.
В эмпирической части комплексно использовался комплекс методов психологической диагностики, а также метод статистической обработки полученных данных по критерию Манна Уитни.
Методиками диагностики выступили: метод эссе, методика КОС-2, методика диагностики социальной эмпатии И.М. Юсупова.
Нам удалось разработать программу, включающую в себя психологические условия, направленные на становление и развитие профессиональной предрасположенности студентов-психологов.
В исследовании приняли участие студенты, обучающиеся на факультете психологии разных курсов 1-го и 5-го. Мы посчитали целесообразным, основываясь на теоретические положения нашей работы, провести исследование профессиональной предрасположенности студентов-психологов в зависимости от курса обучения
Гипотеза исследования — профессиональная предрасположенность студентов-психологов формируется и совершенствуется под воздействием определенных условий, направленных на становление личностных качеств, свойственных психологам, основанной на комплексном подходе и совершенствуется к старшему курсу обучения -подтвердилась
Библиографический список
- Алишев Н.В., Широков В.Д. Общие основы построения исследования /Профориентация и профотбор молодежи на рабочие профессии/ Под ред. Н.В. Алишева. М., 2017.- 167 с.
- Быкова Е.А. Социально-психологические факторы риска в процессе профессиональной подготовки студентов психологического факультета// В сборнике: Риски в изменяющейся социальной реальности: проблема прогнозирования и управления Материалы международной научно-практической конференции. Ответственный редактор Ю.А. Зубок. 2015. С. 316-321.
- Диагностика социальной эмпатии / Фетискин Н.П., В Козлов.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2012. -230 с.
- Дмитриева Л.А. Профессионально важные качества психологов на разных этапах профессионализации// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Вопросы образования: языки и специальность. 2013. № 2. С. 49-55.
- Зеер Э.Ф. Профессионально-образовательное пространство личности / Э.Ф. Зеер; Рос. гос. проф. пед. ун-т. Нижнетагил. гос. проф. колледж им. Н.А. Демидова. – Екатеринбург, 2012. – 126 с.
- Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. – 2013. – №5. – С. 23-45.
- Ищенко Д.В. Аспекты социокультурных рисков адаптации в условиях социализации специалиста социальной сферы / Д.В. Ищенко // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). – М.: Буки-Веди, 2012. – С. 48-50.
- Климов Е.А. На дальних подступах к профессии психолога / Е.А. Климов, В.Я. Романов // Мир психологии. – 2015. – №3(12). – С. 33-40
- Кулагин Б.В. Основы профессиональной психодиагностики. — М.: Инфра-М, 2014. — 215 с.
- Литвак М.Е. Профессия – психолог / М.Е. Литвак. – Ростов-на-Дону, 2012. – С. 226-229.
- Миронова Т.Б. Актуальные проблемы профессионального самоопределения студентов-психологов // Психология в вузе. – 2015. – № 3, С. 31–42.
- Пименова Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов-психологов в процессе профессионального обучения// Вестник Университета (Государственный университет управления). 2012. № 13-1. С. 300-303.
- Помогающие профессии: научное обоснование и инновационные технологии / Под общей редакцией проф. З.Х. Саралиевой – Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2016. – 865 c.
- Пряжников, Н.С. Психология труда и человеческого достоинства: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Н.С. Пряжников, Е.Ю. Пряжникова. – М.: Издат. Центр «Академия», 2011. – 408 с
- Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. — М.: ВЛАДОС, 2016. -320 с.
- Романова Е.С. 99 популярных профессий: психологический анализ и профессиограммы. СПб.: Питер, 2013. – 329 с.
- Серый А.В. Ценностные ориентации личности в структуре профессионально значимых качеств практических психологов: Автореф. Дис. Канд. Псих. Наук. -Иркутск, 2016. — 25 с.
- Фокин В.А. Об особенностях профессионализации студентов-психологов // Вестник МГУ. – 2015. – Серия 14. – № 2. – С. 33–44
- Чеботарева Е.Ю., Дмитриева Л.А. Развитие профессионально важных качеств в аспекте адаптации студентов к профессии// Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2015. № 1. С. 31-36.
- Хоффман, X. Целительная виртуальная реальность / X. Хоффман // В мире науки, — 2014. №11. — С. 36-43.
- Хьелл, Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер Пресс, — 2017. — 608 с.
- Шакирова, И. Исследование мотивационной, эмоционально-волевой сферы и психофизиологических особенностей студентов: дисс. на соиск. ученой степ. канд. псих, наук / Л. И. Шакирова. — Казань, — 2016.
- Шапкин, С.А. «Взаимодействие человека с компьютером». [Электронная версия] / С.А. Шапкин // Психологический журнал, — 2015, том 20, №1, — с. 86-102. — Ресурс доступа: http://psy-games.narod.ru/
- Шихирев, П. Н. Современная социальная психология. / П. Н. Шихирев. — М.: ИП РАН; КСП+; Екатеринбург: Деловая книга, — 2012. — 448 с.
- Шкуратова, И.П. Стилевой подход к исследованию личности: проблемы и перспективы / И.П. Шкуратова // Индивидуальные и стилевые особенности личности. — Р. н/Д.: ЮРГИ, — 2012, — С. 29-45.
- Шмелев, А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодагностические возможности. / А. Г. Шмелев — М.: Изд-во Моск. ун-та, — 2013. — 158 с.
- Шмелев, А.Г. Многослойность субъективной семантики и трудности её «расслоения» / А.Г. Шмелев // Психология субъективной семантики в фундаментальных и прикладных исследованиях: Материалы науч. конференции, посвященной 60-летию со дня рождения Е.Ю. Артемьевой. — М.: Смысл, — 2014. — С. 35-39.
- Шпрангер, Э. Основные идеальные типы индивидуальности / Э. Шпрангер // Психология личности. Тексты. — М., — 2012. — С. 55-59.
- Шютц, А. Равенство и смысловая структура социального мира / А. Шютц // Социологический журнал. — 2012. № 4. — С. 5-45.
- Юнг, К.Г. Психологические типы. / К.Г. Юнг — СПб.: Ювента, — 2015. — 717с.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф