Страницы: 1 2
ОГЛАВЛЕНИЕ
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
- 1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в работах отечественных и зарубежных исследователей
- 1.2. Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания
- 1.3 Профессиональная деятельность врачей как источник формирования синдрома эмоционального выгорания
- ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
- ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ
- 2.1. Организация и методики исследования
- 2.2. Анализ результатов исследования
- 2.3. Организация психологической работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания
- ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема эмоционального выгорания на сегодняшний день достаточно актуальна, она с давних пор привлекала внимание психологов, т.к. жертвой синдрома эмоционального выгорания может стать любой человек. Особенно подвержены ему люди, работающие в сфере социальных и коммуникативных профессий, а в большей мере врачи. Человек начинает испытывать чувство внутренней опустошённости, в связи с необходимостью постоянных контактов с другими людьми, испытывающими негативные эмоциональные состояния.
Можно отметить, что феномен эмоционального выгорания представляет собой процесс постепенной утраты физической, эмоциональной и когнитивной энергии, проявляющейся в симптомах физического утомления, эмоционального, умственного истощения, личной отстраненности и снижения удовлетворения от работы. Эмоциональное выгорание довольно заразно и может быстро распространиться среди сотрудников. Они становятся пессимистичными, распространяется цинизм, негативизм.
Термин «синдром выгорания» был впервые определен в 1974 году Г.Фреденбергом, американским психиатром. Это определение он отнес к эмоциональному истощению людей, приводящее к изменениям в социальной жизни и сферы общения.
Синдром выгорания схож с хронической усталостью, а по существу синдром является её продолжением. От данного состояния не застрахован никто. Представители любой профессии, даже домохозяйки, подвержены влиянию негативного отношения к собственной работе. Особенно явно это проявляется у людей с глубоким чувством ответственности, склонных принимать всё близко к сердцу, проявлять активность и творчество.
Суть этого синдрома проявляется в том, что работа, которая долгое время была желанной и любимой, перестала радовать, и, напротив, стала вызывать раздражение. У человека появляется острое нежелание идти на работу, он чувствует внутреннее напряжение. Кроме психологической реакции появляются вегетативные проявления: головная боль, проблемы сердечно-сосудистой деятельности, обострение хронических заболеваний.
Психологическое состояние выгорания Психологическое состояние выгорания может пагубно влиять на здоровье человека, семейные отношения, служебное взаимодействие.
Врачи стоят на первом месте в списке среди профессий подверженных синдрому выгорания. Распространенность синдрома оценивается в среднем от 25-80% по разным данным и профессиональным группам. Синдром выгорания обнаруживается у 80% психиатров, 61 % стоматологов, 47% онкологов. Среди терапевтов 26% имеют повышенный уровень тревоги, а 37% субклиническую депрессию. В среднем 20% от всех врачей в течение 15 лет полностью выгорают независимо от изначальных установок. 1/3 врачей используют медикаменты для коррекции своего состояния для удаления симптомов синдрома выгорания (ноотропы, малые транквилизаторы и антидепрессанты).
Цель работы — изучение эмоционального выгорания и разработка программы профилактики эмоционального выгорания врачей.
Объект – синдром эмоционального выгорания в профессиональной деятельности врачей.
Предмет – программа профилактики синдрома эмоционального выгорания у врачей.
Задачи исследования:
— изучить проблему эмоционального выгорания в теоретических источниках;
— определить наличие синдрома эмоционального выгорания у врачей.
Гипотеза исследования: при систематическом проведении занятий по профилактике эмоционального выгорания показатели эмоционального выгорания снижаются.
Для достижения указанной цели нами были поставлены следующие исследовательские задачи:
- Провести анализ теоретических исследований по проблеме деформации личности и эмоционального выгорания.
- Выявить внешние и внутренние факторы, определяющие предрасположенность врачей к эмоциональному выгоранию, а также особенности его развития и протекания.
- Определить профилактические меры и основные направления оказания психологической помощи врачам, у которых выражен синдром эмоционального выгорания.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, психодиагностические методики, методы математико-статистической обработки данных.
Базой нашего исследования являлся медицинский центр МКМЦ «Медицинский город» г.Тюмень. В исследовании приняло участие 40 человек (врачи в возрасте от 28-65 лет). Выборку составили: мужчины – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщины — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет. Данная группа испытуемых разделена на две подгруппы экспериментальную и контрольную. Контрольная группа – 20 врачей, с которыми не проводилась представленная выше программа. Экспериментальная группа — 20 врачей, с которыми была проведена программа тренинга.
Исследование проводилось нами в 2 этапа. Первый этап заключался в определении склонности врачей к эмоциональному выгоранию. Для этого была использована методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Второй этап заключается в организации психологической работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания, разработана программа, в ходе которой предназначена для оказания психологической помощи каждому участнику группы в более глубоком понимании себя как индивидуальности, принятии себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами и создании (или восстановлении) положительной «Я- концепции».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней представлены основные подходы к определению сущности феномена эмоционального выгорания, систематический анализ и обобщение материалов по этой проблеме в профессиональной деятельности врачей. Рассмотрены основные механизмы и последствия эмоционального выгорания и факторы его формирования; динамика развития и психологическая симптоматика синдрома, профессиональная деформация, как следствие эмоционального выгорания.
Практическая ценность работы заключается в том, что в работе рассмотрены способы оказания психологической помощи тем врачам, у которых выражен синдром эмоционального выгорания. Данные способы могут быть рекомендованы как психологам, работающим с коллективом медицинских работников, так и самим профессионалам для психологической самопомощи.
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА
1.1. Понятие синдрома эмоционального выгорания в работах отечественных и зарубежных исследователей
Синдромом эмоционального выгорания (СЭВ) давно интересуются ученые различных стран. Интерес к его изучению зародила зарубежная психология в 1970-ых годах XX века. Термин «burnout» («эмоциональное выгорание»), «синдром сгорания сотрудников» ввел американский психиатр Х. Дж. Фрейденбергер в 1974 году для того, чтобы охарактеризовать психологическое состояние здоровых людей, которые находятся в эмоционально насыщенной атмосфере общения с клиентами и пациентами в ходе выполнения профессионального долга. «Выгорание» он описал как истощение, происходившее в связи с резко завышенными требованиями к собственным ресурсам и силам [12], а также как ухудшение психического и физического самочувствия по причины истощения энергии в процессе перегрузки проблемами других людей.
К 1982 году англоязычная литература опубликовала множество статей относительно проблемы эмоционального выгорания. Американскими психологами Кристиной Маслач и Сьюзан Джексон, проводившими изучение данного процесса, оно характеризовалось в качестве эмоционального опустошения [18]. К. Маслач, будучи ведущим исследователем эмоционального выгорания, писала, что деятельность специалистов, относящихся к системе «человек-человек» является различной, но общим между ними является то, что все они близко контактируют с людьми, которых очень трудно поддерживать в течение продолжительного времени [13]. Она определила «выгорание» в качестве потери интереса и осторожности в работе [14].
В 1984 году К. Маслач и С.Джексон к этим симптомам была добавлена эмоциональная истощенность, деперсонализация и сниженная общая работоспособность [15]. В 1986г. К.Маслач вместе с коллегами бцла разработана тестовая методика Maslach Burnout Inventory (MBI). Шкала измерений данной тестовой методики — популярный инструмент измерения степени выгорания в эмпирических исследованиях. Процесс характеризуют три понятия: эмоциональное истощение, деперсонализация и сниженная профессиональная эффективность (редукция профессиональных качеств). Шкала предназначается для проведения измерений степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Опросник составляют 22 утверждения, имеется № шкалы «эмоциональное истощение (9 утверждений), «деперсонализация» (5 утверждений) и «редукция личных достижений» (8 утверждений). Чем больше сумма баллов по первой и второй шкале в отдельности, тем больше у обследуемого имеется выражения различных сторон «выгорания». Чем меньше сумма баллов по третьей шкале, тем меньше «профессиональное выгорание» [19].
На данный момент в Америке, Европе были проведены различные исследования, изданы публикации по изучению феномена профессионального выгорания у таких категорий, как педагоги, медсестры, врачи, менеджеры, спортсмены, руководители крупных компаний, а также специалисты творческих профессий или профессий, которые имеют непосредственную связь с обслуживанием клиентов.
Отечественная психология занимается активным изучением синдрома эмоционального выгорания как психологического феномена в последнее десятилетие (В.В. Бойко, О.С. Лаврова, Г.А. Макарова, Т.Н. Мартынова, В.Е. Орел, Т.И Ронгинская и др.). Однако многие вещи остались недостаточно изученными и не получили однозначного понимания.
Отсутствует единая точка зрения на сущность эмоционального выгорания: некоторыми авторами рассматривается оно в качестве разновидности стресса, другими – результата влияния стрессогенных факторов, так как действительно затяжным стрессом может быть оказано влияние на развитие эмоционального выгорания.
Бойко Виктор Васильевич является доктором психологических наук, профессором, зав. кафедрой психологии и медицинской деонтологии СПб Института стоматологии [19], он один из первых в России занялся исследованием проблемы «выгорания». С его точки зрения, эмоциональное выгорание является приобретенным функциональным стереотипом эмоционального поведения, позволяющим человеку осуществлять дозирование и экономное расходование энергетических ресурсы [10]. В.В. Бойко в 1996 году была разработана методика «Диагностики уровня эмоционального выгорания», представляющая собой опросник, предназначенный для того, чтобы диагностировать синдром профессионального выгорания и ведущие симптомы «эмоционального выгорания». В.В. Бойко предлагает классификацию синдрома эмоционального выгорания по стадиям; каждая стадия характеризуется теми или иными симптомами (это отличает опросник Бойко, к примеру, от опросника Маслач) [20], что позволяет определить, к какой фазе развития стресса они имеют отношение: «напряжение», «резистенция», «истощение». Для каждой из указанных фаз определяется ряд ведущих симптомов «выгорания», разработана методика количественного определения степени их выраженности. Приводятся выявляемые симптомы на разных стадиях развития «эмоционального выгорания».
«Напряжение» — Наличие переживаний психотравмирующих обстоятельств; чувства неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.
«Резистенция» — Наличие неадекватного эмоционального избирательного реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
«Истощение» — наличие эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, личностной отстраненности (деперсонализации), психосоматических и психовегетативных нарушений.
Основываясь на смысловом содержании и количественных показателях, которые подсчитаны для разных фаз формирования синдрома «выгорания», может быть дана достаточно объемная характеристика личности, оценено адекватное эмоциональное реагирование в конфликтной ситуации, намечен план индивидуальных мер [19].
Процесс «выгорания» часто рассматривают как «болезнь общения». К примеру, Л.А. Китаев — Смык считает, что причиной «выгорания» становится душевное переутомление. Он описывает проявление «выгорания» в качестве приглушения эмоций, исчезновения остроты чувств и переживаний, возникновения конфликтов с партнерами по общению в результате переноса раздражения на окружающих, потери человеком представлений о ценности жизни, безразличие [11]. Процесс выгорания может возникнуть в рамках отдельных этапов профессионального развития. Исчезает энергия, желание и «огонек» в отношении к делам, которыми раньше вызывался интерес и энтузиазм. То есть дело еще делается, но уже отсутствует душа. Раньше человек «горел» делом, а теперь занимается только исполнение. Это состояние схоже с перетренированностью, но если перетренироваться (и отдохнуть) можно за несколько дней, то эмоциональным выгоранием описываются более длительные процессы. Надоедание какого-то дела может произойти за 15 минут, выгорание происходит через месяцы и годы работы.
Эмоциональное выгорание наступает не тогда. Когда происходят перегрузки, когда перегрузками приобретается форма хронического стресса, когда становится ярким проявление разрыва между рабочими требованиями на или в семье и собственными ресурсами человека. Или же в ситуации хронического конфликта, которым истощаются человеческие ресурсы [22]. Основная причина эмоционального выгорания — наличие физической и душевной усталости, которая копится на протяжение длительного времени [21].
Даже с учетом многочисленных отечественных и зарубежных исследований, до сих пор отсутствует четкое определение данному феномену. Сегодня есть множество определений синдрома эмоционального выгорания. Первоначально этим термином определялось изнеможение, истощение. Некоторыми авторами [2] и сейчас выделяется только один его структурный компонент – эмоциональное истощение.
В.В. Бойко определяет эмоциональное выгорание в качестве выработанного личностью механизма психологической защиты, форма которого заключается в полном или частичном исключении эмоций, в ответ на психотравмирующие действия [17]. К.Маслач полагает, что СЭВ является синдромом эмоционального истощения, которым вызывается деформация самооценки, оказывается отрицательное влияние на отношении к работе, снижается понимание и сочувствие к клиентам. М. Захарова, под феноменом «психологического выгорания», рассматривает период острого кризисного состояния, обусловленного внешними (эргономическими, социально-психологическими) и внутренними (личностными, профессиональными стереотипами, установками, конфликтами) факторами, и сопровождающимися специфическими изменениями в эмоциональной (усталостью), мотивационной (падение интереса к работе) и других сферах личности, в связи с которыми невозможно продолжать выполнять профессиональную деятельность [4].
Внимание ученых привлекается симптоматикой СЭВ. Они предлагают различные классификации симптомов выгорания. Оно считается относительно устойчивым состоянием, основные симптомы которого — снижается мотивация к работе, отсутствует интерес, повышается конфликтность, возрастает недовольство от выполняемой работы, скука, наличие постоянной усталости, эмоционального истощения, раздражительности и нервозности, отчаяния, чувства беспомощности, избегаются рабочие темы, постоянно ведутся разговоры о бессмысленной жизни, разочаровании. Появляется никотиновая, алкогольная, кофеиновая зависимость; человек испытывает хроническую усталость, боли в позвоночнике, повышенное давление, головную боль, тахикардию, отрицательная жизненная установка, сексуальные расстройства, бессонницу, избегаются неформальные контакты, отсутствует способность к релаксации, снижается иммунитет, происходит отказ от хобби, безразличие или зависть, конфликты с коллегами, ригидное мышление, агрессия, отсутствует воображение, собственная инициатива и т.д. Симптомы синдрома выгорания являются строго индивидуальными и не могут проявляться все в один момент. На развитие синдрома оказывают влияние профессиональные, организационные и личностные факторы стресса. Важная отличительная черта людей, который имеют устойчивость к профессиональному выгоранию, это их способность к формированию и поддерживанию в себе позитивных, оптимистичных установок и ценностей, как по отношению к самому себе, так и к другим людям, и жизни в целом [20].
К. Маслач описывает такие условные группы симптомов СЭВ, которые являются физическими, поведенческими и психологическими.
На физические симптомы указывает наличие:
— усталости; чувства истощения; восприимчивости к изменениям показателей внешней среды; астенизации; частых головных болей, расстройства желудочно-кишечного тракта; избытка или недостатка веса; одышки; бессонницы [34].
На поведенческие и психологические симптомы указывает наличие:
— работа становится все более тяжелой, а способность к ее выполнению все меньше; профессионал рано приходит на работу и остается на долгое время; позднее появление на работе и ранний уход; берет работу на дом; чувство беспокойства; чувство скуки; сниженный уровень энтузиазма; обида; разочарование; неуверенность; чувство вины; чувство невостребованности; легко возникает чувство гнева; раздражительность; человек акцентирует внимание на деталях; подозрительность; чувство всемогущества (власть над судьбой пациента); ригидность; неспособность к принятию решений; дистанционирование от пациентов и стремление дистанционировать от коллег; повышенное чувство ответственности за пациентов; растущее избегание; общая негативная установка на жизненные перспективы; злоупотребление алкоголем и (или) наркотиками.
В.В. Бойко выделил такие симптомы, как наличие эмоционального дефицита, деперсонализации или личностной отстраненности, психосоматических и психовегетативных нарушений [1].
О.С. Лаврова считает, что возможно выделить следующие группы симптомов СЭВ: эмоциональные, психосоматические, нарушение познавательных процессов деятельности, неприятие профессиональной деятельности, нарушение социальных связей [3].
Г.А. Макарова, будучи кандидатом психологических наук, директором Института консультирования ППЛ (Профессиональная Психотерапевтическая Лига), выделил некоторые ключевые группы симптомов, характерные синдрому выгорания:
- Физические симптомы: наличие усталости, физического утомления, истощения; уменьшенного или увеличенного веса; недостаточного количества сна, бессонницы; плохого общего состояния здоровья (в том числе по ощущениям); затрудненного дыхания, одышки; тошноты, головокружения, чрезмерной потливости, дрожания; гипертензии (повышенного давления); язвы, нарывов; сердечных болезней.
- Эмоциональные симптомы: наличие недостатка эмоций, безэмоциональности; пессимизма, цинизма и черствости в работе и личной жизни; безразличия и усталости; ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежности; раздражительности, агрессивности; тревоги, усиления иррационального беспокойства, неспособности сосредоточиться; депрессии, чувства вины; нервных рыданий; истерик; душевных страданий; потери идеалов или надежд, профессиональных перспектив; увеличения деперсонализации (люди становятся безликими, как манекены); преобладания чувства одиночества.
- Поведенческие симптомы: наличие трудоголизма; появления во время рабочего дня усталости и желания прерваться, отдохнуть; безразличия к еде; скудного стола, без изысков; малой физической нагрузки; оправданий употреблению табака, алкоголя, лекарств; несчастных случаев (к примеру, травм, падений, аварий и т.д.); импульсивного эмоционального поведения.
- Интеллектуальное состояние: наличие уменьшенного интереса к новым теориям и идеям в работе; уменьшенного интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе); увеличения скуки, тоски, апатии или недостатка куража, вкуса и интереса к жизни; увеличения предпочтений стандартных шаблонов, рутины, нежели творческому подходу; цинизма или безразличия к новшествам, нововведениям; малого участия или отказа от участия в развивающих экспериментах (тренинги, образование); формального выполнения работы.
- Социальные симптомы — отсутствует временя или энергия для социальной активности; уменьшается активность и интерес к досугу, хобби; работа ограничивает социальные контакты; взаимоотношения с другими являются скудными, как дома, так и на работе; ощущается изоляция, непонимание других и другими; ощущается недостаток поддержки со стороны семьи, друзей, коллег [41].
С изучением выделенных симптомов «выгорания» было выявлено, что их можно наблюдать в каждой сфере развития личности с оказанием на нее разрушительного воздействия.
Формирование СЭВ является динамическим, развивающимся во времени, процессом. Как считает Т.И. Ронгинская, «развитие синдрома обладает стадиальным характером» [6]. М. Буриш выделяет некоторые основные фазы в рамках развития синдрома эмоционального выгорания, также с описанием и симптомами «выгорания», соответствующим каждой фазе:
- Предупреждающая фаза: проявление чрезмерной активности, чрезмерного участия, отказа от всех потребностей, которые не имею отношение к работе и следствием чего являются истощение, усталость, бессонница и т.д.
- Снижение уровня собственного участия: теряется положительное восприятие коллег, осуществляется переход от помощи к надзору и контролю. Приписывается вина за собственные промахи другим людям. По отношению к профессиональной деятельности фиксируются искусственные продления перерывов в работе, опоздания, уход с работы раньше времени и т.д.
- Эмоциональные реакции: проявляются в депрессии, постоянном чувстве вины, снижении самооценки, агрессии, защитных установках, обвинении других в собственных неудачах, отсутствии толерантности и способности идти на компромисс, подозрительности, конфликтности и т.д.
- Фазы деструктивного поведения – в сфере интеллекта снижается концентрация внимания, способность выполнять сложные задания, происходит ригидность мышления. В мотивационной сфере отсутствует собственная инициатива, снижается эффективность деятельности. В эмоционально личностной сфере проявляется безразличие, избегаются неформальные контакты, избегается участие в жизни других людей.
- Психосоматические реакции: проявляются в снижении иммунитета, неспособности релаксировать в свободное время, бессоннице, сексуальных расстройствах, повышенном давлении, головных болях, расстройстве пищеварения и т.д.
- Разочарование: наличие отрицательной жизненной установки, чувства беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциального отчаяния [19].
Т.И. Ронгинская подчеркивает, что генезис СЭВ обладает индивидуальным характером, который определяют различия в эмоционально-мотивационной сфере и разные условия, направленные на реализацию профессиональной деятельности. [6].
1.2. Факторы, оказывающие влияние на возникновение синдрома эмоционального выгорания
Как зарубежными, так и отечественными психологами ведется работа, направленная на выявление факторов, которыми вызывается синдром эмоционального выгорания. Традиционно выделяют две большие группы факторов, которые вызывают СЭВ. Первая — это индивидуальные характеристики самих профессионалов — «индивидуальные (субъективные) факторы»; а вторая — особенности профессиональной деятельности — «организационные (объективные) факторы» [17].
Индивидуальные факторы состоят из двух подгрупп:
1) социально-демографических;
2) личностных особенностей.
К социально-демографическим обычно относят возрастные, половые характеристики, стаж работы, семейное положение, уровень образования. К личностным особенностям относят личностную выносливость, индивидуальные стратегии сопротивления, стрессовую предрасположенность, самооценку, невротизм.
К группе организационных факторов относятся три составляющие: условия работы, содержание труда, социально-психологические факторы.
Под социально-психологическими факторами подразумевают поддержку от администрации, вознаграждения, ролевой конфликт, отсутствие значимой информации.
Несколько иную классификацию факторов СЭВ предложил В.В. Бойко. Им были выделены некоторые внешние и внутренние факторы.
На внешние факторы указывает наличие хронической напряженной психоэмоциональной деятельности; дестабилизирующей организации деятельности; повышенной ответственности за исполнением функции и операции; неблагополучной психологической атмосферы профессиональной деятельности; психологически трудного контингента, с которым работает профессионал [4].
- Хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность подвержена влиянию интенсивного общения, точнее, целенаправленного восприятия партнеров и воздействием на них. Профессионал, работающий с людьми, постоянно подкрепляет эмоциями разные аспекты общения путем активной постановки и решения проблем, внимательного восприятия, усиленного запоминания и быстрого интерпретирования визуальной, звуковой и письменной информации, быстрого взвешивания альтернативы и принятия решений.
- Повышенная ответственность за исполняемые функции и операции — представителями массовых профессий обычно выполняется в рамках внешнего и внутреннего контроля (медиками, педагогами, воспитателями и т.д.). Их деятельность заключается в постоянной необходимости вхождения и пребывания в состоянии субъекта, с которым он осуществляет совместную деятельность. Все, кто работает с людьми и честно исполняет свои обязанности, несут нравственную и юридическую ответственность за вверенных им деловых партнеров (пациенты, учащиеся, клиенты и т.д). Следствие этого — развитие нервного перенапряжения.
- Неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности — таковую определяют два основных обстоятельства: конфликтностью по вертикали (в рамках системы «руководитель – подчиненный») и по горизонтали (в рамках системы «коллега–коллега»). Нервозной обстановкой побуждаются одни к растрате эмоций, а другие – к поиску способов сэкономить психические ресурсы. Рано или поздно человека будет склонять тактика эмоционального выгорания – бережное отношение к нервам, отстранение от всего и всех подальше. В процессе профессиональной деятельности часто попадаются клиенты или пациенты, «портящие нервы» или «доводящие до белого каления». Специалисты начинают упреждение подобных случаев и применение экономии эмоциональных ресурсов, в качестве психологической защиты используют эмоциональную отстраненность, что, в итоге, негативно влияет на его профессиональные обязанности [4].
Внутренние факторы, обуславливающие эмоциональное выгорание: эмоциональная ригидность; близкое восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности; наличие слабой мотивации эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности и нравственных дефектов с дезорганизацией личности [4].
Склонность к эмоциональной ригидности:
— эмоциональное выгорание в качестве средства психологической защиты, быстрее вырабатывают те, кто менее восприимчивы и более эмоционально сдержаны. К примеру, симптомы «выгорания» формируются более медленно у людей импульсивных, у которых подвижные нервные процессы. Повышенной впечатлительностью и чувствительностью могут быть полностью блокированы рассматриваемые механизмы психологической защиты. Зачастую происходит так, что, человек, после контактной работы в течение длительного времени, тем не менее, способен к сохранению отзывчивости, эмоциональной вовлеченности, способности соучаствовать и сопереживать [34].
Интенсивная интериоризация — (восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности):
— данным психологическим явлением страдают люди, которых характеризует повышенная ответственность за порученные дела, исполняемые роли. Специалистами, работающими с людьми, воспринимается все крайне эмоционально. Каждым стрессовым случаем из практики оставлен глубокий след в его душе. Судьбой, здоровьем, благополучием субъекта деятельности вызывается интенсивное соучастие, которые приводит к сопереживанию, мучительным раздумьям и бессоннице. Профессор Т.В. Решетова объясняет это безграмотное сочувствие как полное растворение в другом, слабом границами «Я». Постепенно происходит истощение эмоционально-энергетических ресурсов истощаются и возникновение необходимости их восстановления или сбережения, применяя те или иные приемы психологической защиты. Так, некоторыми специалистами через какое-то время меняется профиль работы и даже профессия. Некоторые молодые специалисты уходят из профессии в течение первых 5 лет трудового стажа. Но типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Зачастую случается, что в работе профессионала происходит чередование периодов интенсивной интериоризации и психологической защиты. Временами неблагоприятные стороны деятельности воспринимаются особенно остро, и тогда человеком крайне тяжело переживаются стрессовые ситуации, конфликты, допущенные ошибки. Эмоциональным выгоранием, в данной ситуации, вызывается безразличие и апатия.
Слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности обладает двумя аспектами:
— во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимостью или ну него отсутствует заинтересованность в проявлении соучастия и сопереживания субъекту своей деятельности. Соответствующим умонастроением стимулируется не только эмоциональное выгорание, но и его крайняя форма, которая характеризуется наличием безразличия, равнодушия, душевной черствости;
— во-вторых, у человека отсутствует привычка, умение поощрять себя за сопереживание и соучастие, которые он проявляет по отношению к субъекту профессиональной деятельности. Система самооценки им поддерживается иначе – используя материальные или позиционные достижения.
Нравственные дефекты и дезориентация личности:
— возможно, профессионал обладал нравственными изъянами еще до работы с людьми, или приобрел их в ходе деятельности. Нравственный дефект обуславливает неспособность к включению во взаимодействие с деловыми партнерами таких моральных категорий, как совести, добродетели, добропорядочности, честности, уважения прав и достоинств другой личности. Нравственную дезориентацию вызывает неумение к отличию доброго от плохого, блага от вреда, который наносит другая личность. Однако, как в случае нравственного дефекта, так и в случае с нравственной дезориентацией, эмоциональное выгорание облегчается. Происходит увеличение вероятности безразличного отношения к субъекту деятельности и апатии к своим обязанностям. К этому перечню могут быть добавлены факторы, которые выделила Т.В. Решетова — неэмоциональность или неумение общаться;
- Алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказывания словами своих ощущений) всегда подвержена влиянию тревоги – трудоголизма (камуфлируется какая-либо проблема работой);
- Люди без ресурсов — (социальных связей, родственных связей, любви, профессиональной состоятельности, экономической стабильности, целей, здоровья и т.д.) [4].
Итак, можно сказать, что зачастую «синдром сгорания» представляется в качестве негативных изменений в личности профессионала — тех, что наносят вред человеку и его работе.
Проведенными исследованиями пока не даны ответы на вопросы о том, чем же в большей мере провоцируется возникновение факторов выгорания: индивидуальными характеристиками профессионала или особенностями профессиональной деятельности.
1.3 Профессиональная деятельность врачей как источник формирования синдрома эмоционального выгорания
Проблему «эмоционального выгорания» можно проследить в каждой области, где объект профессиональной деятельности человека — другой человек, и на взаимодействие в системе «человек-человек» влияют качества того и другого. Именно в работе с людьми, по причине предъявляемых ею таких факторов как, высокие требования, особая ответственность и эмоциональные нагрузки, потенциально содержатся в себе тяжелые переживания.
Самой профессиональной деятельностью врачей предполагается эмоциональная насыщенность и высокий процент факторов, которые вызывают стресс. От профессиональной деятельности медицинских сестер требуются особые знания, умения и навыки, а также личностные качества, без которых невозможно ее осуществит. Среди значимых качеств возможно выделение таких, как гуманистической направленности личности, личной и социальной ответственности, обостренного чувства добра и справедливости, чувства собственного достоинства и уважения достоинства другого человека, терпимости, вежливости, эмпатичности, порядочности, готовности понять других и оказать им помощь, эмоциональной устойчивости и других качеств [37].
На деятельность врачей оказывает влияние интенсивное напряженное межличностное общение, которое сопровождают разнообразные эмоциональные состояния: положительные, отрицательные или нейтральные. Эта профессиональная деятельность, вне зависимости от того, какую разновидность исполняемой работы она имеет, имеет отношение к группе профессий с повышенной моральной ответственностью за здоровье и жизнь людей. В связи с огромной ответственностью за свою деятельность — жизнь пациента — перенапрягаются отдельные органы и системы, возникают заболевания.
Окромя таких категорий, как профессиональные знания, умения и навыки, используют свою личность, которая выступает, в данной ситуации, в качестве «эмоционального донора». Медицина — это та сфера человеческой деятельности, где в основном происходит преобладание негативных эмоциональных состояний. Довольно ярко выражается влияние этих факторов теми видами профессиональной деятельности, где остроту проблем клиентов сочетают с минимизацией успеха в эффективности их решения. Это работа с такими категориями, как хронически больные люди, умирающие, страдающие неизлечимыми заболеваниями (СПИДом, раком и некоторыми др.) и т.д.
Врач находится в опасности высокого профессионального риска – заражения различными заболеваниями, в том числе такими заболеваниями, как парентеральные вирусные гепатиты, ВИЧ-инфекция, туберкулез и другие инфекционные заболевания. Врач постоянно контактирует с лекарственными и дезинфицирующими средствами, чем провоцируются различные аллергические и токсико-химические поражения. Также негативно воздействуют различные излучения (радиационное, ультразвуковое, лазерное, ионизированное), которые выступают в качестве потенциальной причины для возникновения новообразований (доброкачественных и злокачественных) и других серьезных нарушений здоровья.
Как считают исследователи, негативными психическими переживаниями и состояниями возможно затрагивание разных граней трудового процесса – профессиональной деятельности, личности профессионала, профессионального общения — и в целом профессионального развития личности [19].
Выделяют три типа врачей, которые подвержены влиянию синдрома эмоционального выгорания:
1-й — «педантичный» — его характеризует добросовестность, возведенная в абсолют — чрезмерная, болезненная аккуратность, стремление в любом деле достижения образцового порядка, пусть и в ущерб себе;
2-й — «демонстративный», который стремится к первенствованию во всем, всегда быть на виду. Этот тип характеризуется высокой степенью истощаемости, выполнив даже незаметную рутинную работу;
3-й — «эмотивный», этот тип составляют впечатлительные и чувствительные люди, отзывчивые, склонные к восприятию чужой боли как собственной, что находится на грани патологии и саморазрушения.
Больными ожидается от врача сочувствие, забота. Считается, что в медицине должны работать люди с высокой эмпатией. Стоит учесть и то, что врачи, которые постоянно контактируют со страданием людей, вынуждаются к воздвижению своеобразного барьера психологической защиты от больного, становятся менее эмпатичны, иначе они могут эмоционально перегореть и сорваться. Переживаемыми эмоциональными состояниями во многом оказывается влияние как на личность, так и на продуктивность деятельности, а в определенных случаях эти переживания вызывают «эмоциональное выгорание» [5].
Врач часто работает не нормировано, сверхурочно, совмещая должности или дополнительную профессиональную нагрузку (повышение квалификации, освоение новых методов), т.е. работают с частым пренебрежением времени, которое отводится на отдых и восстановление физического и эмоционального баланса организма. Интенсификация профессиональной деятельности влияет на здоровье, увеличивая уровень общей заболеваемости и распространенности хронической патологии.
Причинами возникновения психической напряженности может быть наличие высокого темпа деятельности, а также вынужденной бездеятельности, затянувшегося ожидания предстоящей деятельности, отсрочки ее выполнения или незапланированного прерывания. Всяким прерыванием деятельности вызывается у человека напряженность, поскольку он стремится к завершению дела, реализации возникшей у него потребности к достижению поставленной цели.
Также, факторами, оказывающими влияние на развитие синдрома «эмоционального выгорания», исследователи считают такие чувства, как социальная незащищенности, неуверенность в социально-экономической стабильности и другие негативные переживания, на которые влияет социальная несправедливость и недостаток социальной поддержки.
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проблема психического выгорания в социальных профессиях особенно актуализовалась в последнее время. На это указывалось и указывается как исследователями начала и середины XX века, так и современными авторами, занимающимися данной проблемы. В научной литературе до сих пор отсутствует однозначное определение тому состоянию человека, связанному с пресыщением им своими профессиональными занятиями. Одними авторами называется это «эмоциональным выгоранием», другими – выгоранием психическим.
Особое внимание авторами уделяются тем фактам, влияющим на появление склонности к эмоциональному выгоранию. Так, Т.В. Форманюк выделил ряд личностных, ролевых и организационных факторов, В.В. Бойко выделил некоторые внешние и внутренние факторы предпосылок, которые провоцируют эмоциональное выгорание.
Также, может быть оказано влияние на эмоциональное выгорание следующими показателями — возрастом, семейным положением, образованием, должностью, стажем работы, удовлетворенностью условиями труда:
— специалистом в зрелом возрасте определяется ряд конкретных целей, преодолевается профессиональное становление и адаптация к профессии, формируются профессиональные интересы, вырабатывается механизм профессионального самосохранения;
— семья выполняется психотерапевтическая функция, связанная с психологической поддержкой членов семьи – то есть выступает фактором, снижающим различные профессиональные стрессы. Но деструктивная семья, может сама выступить в качестве стрессового фактора, причины усугубления синдрома эмоционального «выгорания». Также, влияние оказывается феноменом «двойной занятости женщин». Даже в благополучных семьях, где женщина ощущает поддержку и тепло своих близких, она вынуждена заниматься бытовыми и хозяйственными проблемами (уборкой, стиркой, приготовлением пищи и т.д.). Постоянными перегрузка вызывается переутомление и снижаются защитные силы в борьбе против «выгорания». Самим фактом наличия семьи не снижается риск развития «выгорания» — более важный показатель — это удовлетворенность семейными отношениями;
— с эмоциональным «выгоранием» сталкиваются в основном специалисты со средним образованием. Наличием высшего образования снижаются риски возникновения «выгорания», так как высокой профессиональной подготовкой дается для специалиста различные варианты и приемы для решения профессиональных задач и проблем, которые возникли в ходе работы. Тем самым происходит снижение уровня неудовлетворенности собой, тревоги и депрессии, вызванных недостатком профессиональных знаний и умений. Высшим образованием расширяется кругозор специалиста в таких областях, как медицина, психология, конфликтология и другие науки и позволяет ожидать адекватную реакцию на сложившуюся ситуацию, нахождение эффективных путей по преодолению «выгорания», использование приемов профессионального самосохранения;
— так же, крайне важный фактор, которым может быть оказано влияние на эмоциональное выгорание, по нашему мнению, это удовлетворенность условиями труда — неблагоприятными условиями труда повышается риск развития выгорания, а благоприятные — это фактор, ослабляющий влияние профессиональных стрессов.
Профессию врача относят к профессиям, наиболее сильно подверженным эмоциональному выгоранию.
Деятельность врача характеризует большая напряженность, конфликтность, различные эмоции, приводящие к тем или иным негативным последствиям, что выступает в качестве фактора, повышающего вероятность появления синдрома выгорания. На эмоциональное выгорание в медицинской деятельности оказывает влияние также мотивация работы. Выгорают те, кто работает страстно, с особым интересом (сверхмотивация) — долгое время, оказываю помощь другим, они начинали разочаровываться, так как не удается достижения того результата, что нами ожидался. При столкновении с трудностями происходит снижение их уверенности в своей компетенции, уменьшение адекватности восприятия своих действий как правильных, вследствие чего у работника развивается кризис. Многими в этом случае бросается своя работа, и «находятся в поиске себя» в рамках других сфер деятельности, оставив за спиной эти непреодолимые трудности.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф