Страницы: 1 2
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ ВРАЧЕЙ
2.1. Организация и методики исследования
В исследовании принимало участие 40 человек (врачи в возрасте от 28-65 лет). Выборка составлена: мужчинами – 6 человек, в возрасте от 44 до 59 лет, стаж от 7 до 32 лет; женщинами — 34 человека, в возрасте от 28 до 65 лет, стаж работы от 7 до 34 лет.
Исследование проводили в 2 этапа. Первый этап — определялась склонность врачей к эмоциональному выгоранию. Для этого использовалась методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко) и методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Методика диагностики уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко).
Как считают авторы методики В.В. Бойко, эмоциональное выгорание является выработанным личностью механизмом психологической защиты как полное или частичное исключение эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия.
Эмоциональное выгорание — это стереотип эмоционального, чаще всего профессионального поведения, позволяемый человеку дозирования и экономного расходования своих энергетических ресурсов. В тот же момент, «выгоранием» оказывается отрицательное влияние и на профессиональную деятельность, и в партнерских отношениях, где как партнера понимают объект профессиональной деятельности.
Опросник необходим для того, чтобы диагностировать эмоциональное выгорание, приобретаемое человеком при выполнении профессиональной деятельности под воздействием ряда неблагоприятных стресс-факторов.
Методику составляют 84 суждения, к которым испытуемым должно быть выражено свое отношение однозначными ответами «да» или «нет», что позволяет осуществить диагностику трех фаз эмоционального выгорания: напряжения, резистенции, истощения. Каждую фазу стресса, диагностируют, основываясь на четырех, характерных для нее симптомов:
«Напряжение» — Наличие переживаний психотравмирующих обстоятельств; чувства неудовлетворенности собой, «загнанности в клетку», тревоги и депрессии.
«Резистенция» — Наличие неадекватного эмоционального избирательного реагирования, эмоционально-нравственной дезориентации, расширения сферы экономии эмоций, редукции профессиональных обязанностей.
«Истощение» — наличие эмоционального дефицита, эмоциональной отстраненности, личностной отстраненности (деперсонализации), психосоматических и психовегетативных нарушений.
В соответствии с «ключом» осуществляют следующие подсчеты:
— определяют сумму баллов по отдельности для каждого из 12 симптомов выгорания;
— подсчитывают сумму показателей симптомов по каждой из 3-х фаз формирования выраженности симптома;
— находят итоговые показатели синдрома эмоционального выгорания — сумму всех двенадцати симптомов.
Предложенной методикой дается подробная картина синдрома «эмоциональною выгорания», осуществляется диагностирование ведущих симптомов и определение, к какой фазе развития стресса они имеют отношение. Используя смысловое содержание и количественные показатели, подсчитанные для разных фаз формирования синдрома «выгорания», может быть дана характеристика личности, оценено адекватное эмоциональное реагирование в конфликтной ситуации, даны наметки индивидуальным мерам.
Методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Цель методики — изучить степень профессионального «выгорания». Необходимо дать ответ по 22 утверждениям: как часто вами испытываются чувства, которые содержит опросник. Для этого по каждому пункту задания предусмотрены ответы: никогда, очень редко, часто, очень часто, каждый день.
Оценка происходит по трем шкалам: «эмоциональному истощению» (9 утверждений), «деперсонализации» (5 утверждений) и «редукции личных достижений» (8 утверждений). Сводная таблица ответов представляет приложение.
Варианты ответов оценивают следующим образом:
— «никогда» — 0 баллов;
— «очень редко» — 1 балл;
— «иногда» — 3 балла;
— «часто» — 4 балла;
— «очень часто» — 5 баллов;
— «каждый день» — 6 баллов.
Ниже перечислены шкалы и соответствующие им пункты опросника.
«Эмоциональное истощение» — ответы по пунктам 1, 2, 3, 6, 8, 13, 14, 16, 20 (максимальная сумма баллов — 54).
«Деперсонализация» — ответы по пунктам 5, 10, 11, 15, 22 (максимальная сумма баллов — 30).
«Редукция личных достижений» — ответы по пунктам 4, 7, 9, 12, 17, 18, 19, 21 (максимальная сумма баллов — 48).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем больше у обследованного выражены различные стороны «выгорания». На тяжесть «выгорания» указывает сумма баллов по всем шкалам.
2.2. Анализ результатов исследования
Получив анализ показателей, можно наметить индивидуальные меры профилактической и психокоррекционной работы с сотрудниками, у которых наблюдается эмоциональное выгорание.
Первым этапом нашей работы было исследование индивидуальной склонности врачей к эмоциональному выгоранию по методике В.В. Бойко. Результаты исследования отразим на рисунке 1.
Основываясь на информации, представленной на рисунке 1, видно, что врачи, подвергшиеся исследованию, обладают симптомами эмоционального выгорания по различным уровням выраженности. В группе испытуемых происходит следующее:
— эмоциональное выгорание стадии напряжения наблюдается у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.
В рамках дальнейшего исследования необходимо проведение методики «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. Результаты представляет таблица 1 и рисунок 2.
Таблица 1 Результаты методики «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой (средний балл группы)
Шкалы | Группа 1 |
эмоциональное истощение | 20,6 |
деперсонализация | 18,7 |
редукция личных достижений | 30,1 |
нарушений не выявлено | 30,6 |
Как видно, в рамках группы врачей наблюдаются процессы эмоционального истощения, снижения эмоционального фона, равнодушия, эмоционального пресыщения. Они имеют тенденцию к отрицательной оценке себя, своих профессиональных достижений и успехов, что ограничивает их возможности, обязательства по отношению к другим.
Основываясь на полученных данных, можно сделать вывод, что проблема «выгорания» врачей является актуальной. Этим подчеркивается необходимость проводить профилактическую и психокоррекционную работу с эмоциональным и психическим состоянием сотрудников. И это, в основном, связано не с показателями работников со сформированным эмоциональным выгоранием, а с показателями эмоционального выгорания сотрудников, находящимися в стадии формирования. Так как именно на этой стадии возможно предотвращение развития синдрома эмоционального выгорания.
2.3. Организация психологической работы по преодолению синдрома эмоционального выгорания
С целью преодолеть синдром эмоционального выгорания у врачей и провести профилактические мероприятия, направленные на предупреждение данного синдрома, мы разработали и предложили для апробации «Программу тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания».
Они рассчитана на 24 часа и содержит в себе 8 занятий по 3 часа каждое.
Цель и задачи программы:
Ознакомление присутствующих со следующей информацией: понятие профессионального выгорания, его симптоматика, этапы формирования, причины возникновения, способы его преодоления.
Данная программа направлена на то, чтобы решить следующие основные задачи:
- обозначить и иллюстрировать проблемы эмоционального выгорания;
- укрепить личностную и профессиональную самооценку участников;
- осознать свои личностные особенности и ресурсные возможности;
- скорректировать и развить установки участников, сформировать партнерский стиль межличностного взаимодействия.
Упражнения применяют ведущие в соответствии с целями и общей стратегией данного занятия, также согласно конкретной ситуации, которая сложилась в рамках группы. В начале предлагают упражнения, направленные цель которых — снять напряжение участников, преодолеть их закрытость и недоверие к партнерам. Далее применяют техники, направленные на то, чтобы расширить перцептивный опыт участников, развить эмпатию, стимулировать идентификацию с партнерами по взаимодействию. Создание ситуаций, когда участники пользуются привычными им манипулятивными и авторитарными стратегиями поведения, приводит к закладке психологических основ и готовности участников осваивать, новую для них, партнерскую стратегию межличностного взаимодействия. Важное место в программе тренинга отводят упражнениям, цель которых — укрепить личностное самопринятие, повысить самооценку, построить перспективные линии своего профессионального и личностного развития. В заключительной части используют упражнения, имеющие обобщающий характер, которые направлены на то, чтобы стимулировать осознание себя в качестве профессионала и человека, своего места в мире, на переосмысление системы ценностей.
Программа тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» предназначается для того, чтобы оказывать психологическую помощь каждому участнику группы в рамках более глубокого понимания себя как индивидуальности, принятия себя со всеми своими слабыми и сильными сторонами и создания (или восстановления) положительной «Я- концепции». При помощи практических упражнения и анализа данных, которые были выявлены при работе с другими представителями своей профессии, участники обладают возможностью осознания и иллюстрирования проблемы эмоционального выгорания. Также, участники этой программы имеют возможность лучшего развития, способности понимания внутреннего мира другого человека, отклика на его чувства и сопереживания ему, умений управления своим поведением, «подачи себя» в общении с окружающими людьми, изменение своего поведения согласно ситуации, а также отметки возможной проблемности, «перекосов» в распределении психической энергии.
План работы:
- Введение и актуальность проблемы. Дается краткая история возникновения интереса к проблеме. Анализируются существующие подходы.
- Профессиональное и личное в нашей жизни. Выполняются практические упражнения, иллюстрирующие их индивидуальное соотношение.
- Знакомство с тремя составляющими синдрома выгорания: эмоциональной истощенностью, деперсонализацией, редукцией профессиональных достижений.
- Самодиагностируется проявления признаков выгорания, выделяются виды симптомов.
- Анализируются стадии развития выгорания.
- Иллюстрируется развитие стадий выгорания. Результаты экспресс-исследования с помощью опросника Бойко В.В.
- Удовлетворяется профессиональная деятельность (мини-дискуссия). Источники стресса, индивидуальные и организационные факторы.
- Анализируются собственные источники негативных переживаний на работе, выявляются ресурсы профессиональной деятельности. Выполняются практические упражнения.
- Смысловое содержание профессиональной деятельности как важный компонент профилактики выгорания. Выявляются профессиональные ценности, совпадающие с притязаниями личности.
- Техника безопасности: используются способы эмоциональной саморегуляции и восстановления себя.
- Эмоциональное выгорание и профессиональные деформации: схожее и различное. Используется юмор как профилактический прием.
Программу тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» представляет приложение 1.
Для того, чтобы проконтролировать изменения в состоянии участников программы тренинга предусматривается проведение тестирования через 3 и 12 месяцев, при необходимости — повторный тренинг через год. Полученный положительный результат позволит расширение практики тренингов по этой проблеме.
С целью изучить эффективность разработанной нами программы, все врачи были разделены на 2 группы:
Контрольную группа – 20 врачей, с которыми не проводили представленную выше программу.
Экспериментальную группу — 20 врачей, с которыми провели программу тренинга.
Занятия проходили в подготовленном помещении в хорошем санитарном состоянии, были представлены необходимые для занятия материалы.
На занятиях применялись визуализации «Сад моей души», «Белое облако», «Мудрец», которые расслабили участников, создали внутреннюю гармонию.
Для того, чтобы сформировать позитивную самооценку были включены упражнения «Мои добрые дела», «Мои сильные стороны», «Контраргументы», «Молодец!», «Моя аффирмация», «Я глазами других».
Наибольший результат достигается той группой, где каждый ее член раскрывается перед другими, не боясь высказывания своего мнения, необходимого для сплочения группы. Для этого использовались упражнения «Знакомство», «Страховка», «Свободный микрофон», «Психологическая поддержка и обратная связь», «Зеркало», «Групповое рисование», «Гомеостат», «Переговоры взглядом», «Что общего», «Путанка».
Для того, чтобы осознать свое место в рамках профессиональной деятельности и сформировать позитивное отношение к профессии, использовались упражнения «16 ассоциаций», Три рисунка «Я работаю медсестрой», «Обвинители и защитники», «Какой я на работе?», «Плюс-минус», «Я – дома, я – на работе».
С целью же осознать свои эмоции и сформировать навыки саморегуляции, применены упражнения «Что я сейчас чувствую», «Эмоция», «Цвета эмоций», «Стратегии самопомощи», «Чувство», «Список эмоций», «Улыбка», «Эмоциональная регуляция».
В заключении тренинга нами было обращено внимание участников на то, что люди стремятся к изменению своей жизни в лучшем и более интересном направлении.
В течение всех занятий удавалось поддерживать интерес участников. Все упражнения основывались на жизненном опыте участников тренинга.
Обратной связью приносилось удовлетворение, медработниками хорошо выполнялась практическая часть занятия.
Доброжелательная атмосфера, взаимоотношения в группе располагали к работе.
Участники были активными, работоспособными, контактными, демонстрировали умение групповой работы, давали критическую оценку себе и коллегам.
С целью выявления значимого сдвига и положительной динамики изменений был применен критерий Вилкоксона. Критерий позволяет установление не только направленности изменений, но и их выраженности. С его помощью нами определяется наличие сдвига показателей в каком-то одном направлении более интенсивно, чем в другом.
Суть метода заключается в сопоставлении абсолютных величин выраженности сдвигов в рамках того или иного направления. Для этого сначала все абсолютные величины сдвигов ранжируют, а потом суммируют ранги. Если сдвиги в ту или иную сторону происходят случайным образом, то и суммы их рангов окажутся приблизительно одинаковыми. Если же интенсивность сдвигов в одну сторону больше, то сумма рангов абсолютных значений сдвигов в противоположную сторону будет более низкой, чем это могло бы быть при случайных изменениях.
Сначала нами проведена с двумя группами методика Бойко.
Таблица 2 Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в контрольной группе
Симптомы | t-критерий Вилкоксона | р ≤… |
переживание психотравмирующих обстоятельств | 54 | 0,285 |
неудовлетворенность собой | 58 | 0,194 |
«загнанность в клетку» | 56 | 0,033 |
тревога и депрессия | 57 | 0,574 |
Фаза «Напряжение» | 61 | 0,122 |
эмоционально-нравственная дезориентация | 57 | 0,787 |
расширение сферы экономии эмоций | 62 | 0,074 |
редукция профессиональных обязанностей | 70 | 0,050 |
Фаза «Резистенция» | 54 | 0,017 |
эмоциональный дефицит | 67 | 0,031 |
эмоциональная отстраненность | 51 | 0,0005 |
личностная отстраненность | 54 | 0,163 |
психосоматические и психовегетативные нарушения | 67 | 0,105 |
Фаза «Истощение» | 50 | 0,003 |
Как показывает таблица 2, результаты врачей контрольной группы с течением времени не были изменены. Статистически значимые различия не выявлены.
Таблица 3 Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика Бойко) в экспериментальной группе
Симптомы | t-критерий Вилкоксона | р ≤… |
переживание психотравмирующих обстоятельств | 12 | 0,273
|
неудовлетворенность собой | 21 | 0,873 |
«загнанность в клетку» | 20 | 0,154 |
тревога и депрессия | 16 | 0,284 |
Фаза «Напряжение» | 27 | 0,540 |
неадекватное избирательное эмоциональное реагирование | 29 | 0,372 |
эмоционально-нравственная дезориентация | 32 | 0,153 |
расширение сферы экономии эмоций | 35 | 0,642 |
редукция профессиональных обязанностей | 29 | 0,274 |
Фаза «Резистенция» | 33 | 0,731 |
эмоциональный дефицит | 35 | 0,756 |
эмоциональная отстраненность | 31 | 0,163 |
личностная отстраненность | 25 | 0,159 |
психосоматические и психовегетативные нарушения | 21 | 0,164 |
Фаза «Истощение» | 19 | 0,353 |
Как видим из таблицы 3, результаты врачей экспериментальной группы до и после эксперимента расходятся в уровне проявления СЭВ в соответствии со всеми критериями. После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания врачей были существенно снижены, что указывает на эффективность разработанного тренинга. Следует заметить, что у 17 человек отмечено существенное снижение показателей по шкалам «неудовлетворенности собой», «напряжения», «расширения сферы экономии эмоций», «резистенции», «эмоционального дефицита», также зафиксировано снижение и по шкалам «неадекватного избирательного эмоционального реагирования», «истощения», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.
Далее нами была проведена методика «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой. Результаты содержат таблицы 4 и 5.
Таблица 4 Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика К. Маслач) в контрольной группе
Симптомы
| t-критерий Вилкоксона | р ≤…
|
эмоциональное истощение | 78 | 0,274 |
деперсонализация | 62 | 0287 |
редукция личных достижений | 76 | 0,473 |
Как видно из таблицы 4 результаты врачей контрольной группы с течением времени не изменились. Статистически значимых различий не выявлено.
Таблица 5 Оценка достоверности различий между показателями симптомов синдрома эмоционального выгорания (методика К. Маслач) в экспериментальной группе
Симптомы | t-критерий Вилкоксона | р ≤… |
эмоциональное истощение | 32 | 0 847 |
деперсонализация | 21 | 0,748 |
редукция личных достижений | 26 | 0.473 |
Как показывает таблица 5, результаты врачей экспериментальной группы до и после эксперимента являются разными по уровню проявления СЭВ. У всех медработников фиксируется существенное снижение показателей в соответствии со всеми шкалам опросника: «редукции личных достижений», «эмоционального истощения», «деперсонализации».
Как видим, в группах врачей экспериментальной группы удалось выявление существенно значимых сдвигов по выраженности профессионального выгорания до и после участия в программе тренинга. До эксперимента они были эмоционально истощены, снижен был эмоциональный фон, равнодушие, эмоциональное пресыщение. После тренинга все эти показатели существенно снизились.
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
- Профессия врач связана со значительным риском развития синдрома эмоционального выгорания. Высокий уровень нервно-психической устойчивости и саморегуляции поведения препятствует развитию эмоционального истощения, а значительный коммуникативный потенциал снижает вероятность возникновения деперсонализации. Напряженность труд врача, постоянные профессиональные стрессы являются факторами, повышающими вероятность появления синдрома выгорания. Эмоциональное выгорание во врачебной деятельности в высокой степени зависит также от мотивации работы.
- На развитие синдрома «эмоционального выгорания влияет группа организационных факторов, которые повышают риск развития «выгорания»: неблагоприятные условия труда, организация работы, которая не удовлетворяет специалиста.
- Развитие и проявления синдрома эмоционального «выгорания» связаны с особенностями личности специалиста. Специалистов, подверженных синдрому эмоционального выгорания, характеризует эмоциональная неустойчивость, высокий уровень тревожности, агрессивность, конфликтность, импульсивность, а также пассивность, плохая адаптивная способность к смене профессиональной обстановки, склонность к тревогам, робость, застенчивость, эмоциональная чувствительность, склонность к драматизации событий.
- У врача в зрелом возрасте уже пройден этап профессионального становления и адаптации к профессии, определены конкретные цели, сформированы профессиональные интересы, выработаны механизмы профессионального самосохранения, следовательно, он более устойчив к эмоциональному выгоранию.
- Профилактика психического выгорания – это ведущее направление работы психолога с врачом, поскольку приемы самопомощи наиболее эффективны при владении методами саморегуляции, что способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию.
Также должно уделяться внимание организации профессиональной деятельности таким образом, чтобы по возможности избегать перегрузок, которые могут спровоцировать эмоциональную неуравновешенность и нарушения профессионального общения. Нужно учиться переключаться с одного вида деятельности на другой, использовать отдых от работы (для обеспечения физического и психического благополучия). Необходимо профессионально развиваться и самосовершенствоваться. Нужно избегать ненужной конкуренции (чрезмерное стремление быть впереди всех порождает тревогу и агрессию).
Важным моментом является поддержание хорошей физической формы (правильное питание, отказ от вредных привычек, занятия физкультурой, массаж).
Необходимо разделять профессиональную и частную жизнь.
Анализ своих чувств, эмоциональное общение значительно снижает вероятность возникновения эмоционального выгорания.
Психологическая коррекция. Виды этой работы могут быть самыми разнообразными как по форме, так и по содержанию. Одним из возможных вариантов является программа тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания и его последствий, которые чаще всего выступают в виде нарушений психического и соматического здоровья личности.
Разработанная нами программа тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» призвана помочь ее участникам проанализировать проявления признаков выгорания, выделить источники неудовлетворения профессиональной деятельностью, а также сделать анализ собственных источников негативных переживаний на работе, увидеть ресурсы профессиональной деятельности, направления личностного и профессионального роста, снять напряжение и получить психологическую поддержку.
После участия в программе тренинга все показатели эмоционального выгорания врачей существенно снижены, что говорит об эффективности разработанного нами тренинга.
Для сплочения группы были использованы следующие упражнения «Знакомство», «Страховка», «Свободный микрофон», «Психологическая поддержка и обратная связь», «Зеркало», «Групповое рисование», «Гомеостат», «Переговоры взглядом», «Что общего», «Путанка».
Упражнения, которые позволили участникам расслабиться, обрести внутреннюю гармонию — визуализации «Сад моей души», «Белое облако», «Мудрец».
На формирование позитивной самооценки в тренинг были включены упражнения «Мои добрые дела», «Мои сильные стороны», «Контраргументы», «Молодец!», «Моя аффирмация», «Я глазами других».
На формирование позитивного отношения к профессии и осознания себя в профессиональной деятельности были проведены упражнения «16 ассоциаций», Три рисунка «Я работаю медсестрой», «Обвинители и защитники», «Какой я на работе?», «Плюс-минус», «Я – дома, я – на работе».
На осознание свих эмоций и формирование навыков саморегуляции были направлены упражнения «Что я сейчас чувствую», «Эмоция», «Цвета эмоций», «Стратегии самопомощи», «Чувство», «Список эмоций», «Улыбка», «Эмоциональная регуляция».
В заключение программы тренинга мы обратили внимание врачей на то, что люди стремятся изменять свою жизнь, делать ее лучше и интереснее. Но для того чтобы появилось что – то новое, его вначале нужно придумать.
Смена видов деятельности способствовала активности врачей и поддержанию интереса к выполняемому заданию в течение всего занятия. Каждое выполненное задание обсуждалось всеми участниками, и формулировался вывод.
Исходя из результатов методики Бойко, нужно отметить, что у 17 врачей существенно снизились показатели по шкалам «неудовлетворенность собой», «напряжение», «расширение сферы экономии эмоций», «резистенция», «эмоциональный дефицит», наблюдается также снижение и по шкалам «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование», «истощение», хотя снижение показателей по данным шкалам выражено слабее.
По результатам методики «Диагностика профессионального выгорания» К. Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой, нужно отметить, что у всех врачей, принявших участие в программе, существенно снизились показатели по всем шкалам опросника: «редукция личных достижений», «эмоциональное истощение», «деперсонализация».
Участники этой программы смогут лучше развить способность понимать внутренний мир другого человека, откликаться на его чувства и сопереживать ему, умение управлять своим поведением, «подавать себя» в общении с окружающими людьми, изменять свое поведение в соответствии с ситуацией, а также отметить возможную проблемность, «перекосы» в распределении психической энергии.
Данная программа, как целиком, так и отдельными элементами, может быть рекомендован психологам, работающим с коллективом врачей, а также самим профессионалам для психологической самопомощи.
Проведение профилактических мер и коррекционных видов работы по предупреждению и преодолению психического выгорания у врачей требует двусторонней активности: врач должен быть заинтересован в том, чтобы избежать эмоционального выгорания, а если все-таки это случилось, как можно быстрее избавиться от нежелательных проявлений и негативных последствий. Что касается профессионального психолога, то он должен использовать индивидуальный подход в работе с каждым врачем, у которого выражен синдром эмоционального выгорания, необходимо учитывать те психологические детерминанты, которые привели его к такому состоянию. Только совместными усилиями им удастся справиться со столь сложной проблемой, как эмоциональное выгорание в процессе профессиональной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема эмоционального выгорания в социальных профессиях является особенно актуальной в последнее время. На это указывается как исследователями начала и середины XX века, так и современными авторами, занимающимися разработкой данной проблемы.
В рамках научной литературе до сих пор отсутствует однозначное определение того состояния человека, которое связано с пресыщением им своими профессиональными занятиями. Частью исследователей называется оно в качестве «эмоционального выгорание», другими – «выгоранием психическим». В данном исследовании, под синдромом эмоционального выгорания рассматривался комплекс симптомов, который проявляют органические, эмоциональные, поведенческие и рациональные уровни на разных этапах жизнедеятельности человека, которым выполняется определенная профессиональная роль. Существуют некоторые профессии системы «человек — человек», особенностями которых обуславливается эмоциональное выгорание.
Проведенным нами эмпирическим исследованием доказано, что проблема эмоционального выгорания врачей является действительно актуальной, так как — эмоциональное выгорание стадии напряжения было зафиксировано у 22,5%, а это 9 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии резистенции наблюдается у 37,5%, а это 15 человек от всей группы испытуемых;
— эмоциональное выгорание стадии истощения наблюдается у 40%, а это 16 человек от всей группы испытуемых.
В профессиональной деятельности врача особая роль отводится эмоциональному компоненту социального взаимодействия. С напряженностью, эмоциональной насыщенностью работы медработника повышается вероятность возникнуть признакам выгорания. Осознав определенные эмоциональные и физиологические проявления симптомов выгорания, повышается потребность разбираться с нарушениями здоровья.
Актуальность проблемы эмоционального выгорания в деятельности врача определяет также необходимость принимать профилактические меры, направленные на предотвращение выгорания. Необходимо обучать правильной расстановке приоритетов и изменению образа жизни с внесением перемен в повседневную рутину. Необходимо обретение контроля над собой — снова зажечь в себе установку на то, что работой может и должно доставляться удовольствие и возрождение нас, развитие наших личные ресурсов.
Необходимо обучиться расчету, распределению нагрузок; умению переключаться с одного вида деятельности на другой; более легкому отношению к конфликтам на работе.
С этой целью мы разработали программу тренинга по преодолению синдрома эмоционального выгорания.
Программа тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания» призвана оказать помощь его участникам в анализе проявления признаков выгорания, выделении источников неудовлетворения профессиональной деятельностью, а также анализа собственных источников негативных переживаний на работе, видения ресурсов профессиональной деятельности, направлений личностного и профессионального роста, снятия напряжения, за счет высказывания накопившихся негативных эмоций и получения психологической поддержки.
После участия в программе происходило снижение показателей эмоционального выгорания врачей, что указывает на ее эффективность.
Данную программу, как целиком, так и по отдельности, можно рекомендовать для психологов, работающих с коллективом врачей, а также самими профессионалами для психологической самопомощи.
Перспектива исследования видится нам в апробации предложенной программы тренинга «Преодоление синдрома эмоционального выгорания», анализе и обсуждении результатов практического применения, получении обратной связи от участников.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Абдуллаева М.М. Отношение к юмору на профессиональные темы как показатель стрессоустойчивости врачей // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. С. 78-85
- Авхименко М.М. Некоторые факторы риска труда медика/М.М. Авхименко//Медицинская помощь. – М.: Медицина, 2003. – № 2. – С. 25–29.
- Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2014. – 237 с.\
- Бойко, В.В. Энергия эмоций. — СПб. Питер, 2014. -474 с.
- Булыгина В.Г., Анисимова Т.Г. Факторы риска синдрома эмоционального выгорания у сотрудников судебно-психиатрических служб Методические рекомендации. – М.: ФГБУ ГНЦССП им. В.П. Сербского Минздравсоцразвития России, 2012. – 24 с.
- Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова // Медицина Санкт-Петербурга. – СПб. Издательство СПб ГУ, 2016. – № 11. – С. 28.
- Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н.Е. Водопьянова // Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. – СПб. Издательство СПб ГУ, 2011. – С. 443–463.
- Выговская Е. М., Пырков С. Г. Некоторые особенности эмоционального выгорания у медицинских работников различных специальностей // Медицинская психология 2015 №04. С. 45-49
- Горохов М.Ю. Мотивация обучения как условие предупреждения развития феномена «Эмоционального выгорания» у специалистов социальной сферы деятельности // Вестник, 2/2014, С. 118.
- Гоулман Д. Деструктивные эмоции. Как с ними справиться. Попурри, 2016. – 337 с.
- Дорфман Л.Я. Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Смысл, ИЦ «Академия», 2015.
- Загорюев А.Л. Личностный адаптационный потенциал как фактор процесса эмоционального выгорания Социокультурные проблемы современного человека / Материалы IV Международной научно-практической конференции (19-24 апреля 2010 г., г. Новосибирск). Ч.2. С. 390 – 393
- Захаров, С. Синдром выгорания у врачей стигма профессионализма или расплата за сочувствие? [Электронный ресурс http://forums.rusmedserv.com/show thread.php?t=8748]
- Зверева Н.В., Рощина И.Ф. (ред.) Теоретические и прикладные проблемы медицинской (клинической) психологии. Научное издание. Сборник материалов Всероссийской юбилейной научно-практической конференции. 14-15февраля 2013. ГОУ ВПО МГППУ и ФГБУ «НЦПЗ» РАМН / под общей ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. – Москва, 2013 – 197 с.
- Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. СПб. Питер, 2005. — 412 с.
- Косарев В.В., Васюкова Г.Ф. Профессиональная заболеваемость медицинских работников Самарской области/В.В. Косарев, Г.Ф. Васюкова // Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2014. – № 3. – С. 27–38.
- Крон Т. Помощь находящимся в кризисном состоянии [Электронный ресурс http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm]
- Кузнецова Е.В., Петровская В.Г., Рязанцева С.А. Психология стресса и эмоционального выгорания Учебное пособие для студ. факультета психологии. — Куйбышев, 2012. — 96 с.
- Кузнецова Ю.М. Психосемантический подход к описанию влияния эмоционального выгорания на ценностный контекст педагогической деятельности Психологическая диагностика. 2014. №5. С. 36-58.
- Лаврова О.С. Синдром эмоционального выгорания и методы его предотвращения // Работник социальной службы, 2014, №2. С. 101-116.
- Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики [Электронный ресурс http://home.perm.ru~dmitry/archive/p010.htm#]
- Лукьянова В.В., Леонова А.Б., Водопьянова Н.Е. и др. Выгорание и профессионализация Сб. науч. тр. / под ред. В.В. Лукьянова, А.Б. Леоновой, А.А. Обознова, А.С. Чернышева, Н.Е. Водопьяновой; Курск. гос. ун-т.– Курск, 2013. — 440 с.
- Молчанова Л.Н. Состояние выгорания медицинских работников в контексте внутрипрофессиональной дифференциации // Психологическое сопровождение лечебного процесса Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курского государственного медицинского университета и 10-летию кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение лечебного процесса». 2010. – С. 23-31.
- Недуруева Т.В. Состояние выгорание как источник возникновения профессионально-личностных деформаций врачей. // Психологическое сопровождение лечебного процесса Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 75-летию Курского государственного медицинского университета и 10-летию кафедры психологии и педагогики «Психологическое сопровождение лечебного процесса». 2010. – С. 79-92.
- Никифоров Г.С. Психология здоровья/Г.С. Никифоров. – СПб. Речь, 2012. – 256 с.
- Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспектива//Психологический журнал, 2011, Т. 22, №1. С. 90-101.
- Полунина Н.В., Нестеренко Е.И., Мадьянова В.В. Инновационная деятельность лечебно-профилактических учреждений, её эффективность и влияние на состояние здоровья врачей / Н.В. Полунина, Е.И. Нестеренко, В.В. Мадьянова // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. – М.: Медиа Сфера, 2012. – № 4. – С. 3–8.
- Психологические исследования: Сборник научных трудов. Выпуск 6 (специальный) / Под ред. А.Ю. Агафонова, В.В. Шпунтовой – Самара, Изд-во: «Универс-Групп», 2016. – 406 с.
- Психологические тесты/Под ред. А.А. Карелина – В 2х-т. – Т. 1. – М.: ВЛАДОС, 20013. – 312 с.
- Психология сегодня: сборник научных статей 13-й Всерос. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 20–21 апр. 2011 г. / отв. за вып. А.М. Павлова; ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2011. 268 с. 125 лет Московскому психологическому обществу: сборник РПО. Отв. Ред. Богоявленская Д.Б., Зинченко Ю.П. М.: 2011. – 380 с.
- Ронгинская Т.И. Синдром выгорания в социальных профессиях /Т.И. Ронгинская // Психологический журнал. – М.: Наука, 2012. – Т. 23. – № 3. – С. 85–95.
- Россинский Ю.А., Семке В.Я., Асланбекова Н.В. Качество жизни и психическое здоровье врачей стационарного профиля Монография. – Павлодар: Республиканский научно-практический Центр медико-социальных проблем наркомании, 2012. — 319 с.
- Сандомирский М.Е. Выгорание – профессиональная болезнь фармацевта? [Электронный ресурс http://marks.on.ufanet.ru/RE3TXT.HTM]
- Семенова Н.Д. Балинтовские группы для врачей, работающих с умирающими пациентами [Электронный ресурс http://www.doctor.ru/onkos/ together/conf2.htm#5]
- Сергеева А. Синдром эмоционального сгорания [Электронный ресурс http:www.tsale.ru/index.htm]
- Социальные науки и практики в XXI веке: из опыта молодежных исследований (риски и вызовы современности), VII всероссийская весенняя молодежная научная конференция / под общ. ред. проф. В. П. Шалаева. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2011. – 360 с.
- Таткина Е. Г. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников как объект психологического исследования // Вестник Томского государственного педагогического университета 2014 №11 (89) С. 200-210.
- Ушаков И.Б., Сорокин О.Г. Адаптационный потенциал человека / И.Б. Ушаков, О.Г. Сорокин // Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. – М.: Медицина, 2014. – № 3. – С. 8–13.
- Фёдорова Т.Г., Нехорошев А.С., Котова Г.Н. Социологическое исследование особенностей трудовой деятельности врачей северо-западного региона России/Т.Г. Фёдорова, А.С. Нехорошев, Г.Н. Котова//Гигиена и санитария. – М.: Медицина, 2013. – № 3. – С. 24–27.
- Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. – М.: Издательство Института Психотерапии, 2012. – 490 с.
- Филиппов М.М. Психофизиология функциональных состояний. Учебное пособие. — К.: МАУП. — 2016. — 240 с.
- Хетагурова А.К. Этико-деонтологические аспекты в работе сестринского персонала/А.К. Хетагурова//Сестринское дело. – М.: Издательский дом медицинский вестник, 2013. – № 6. – С. 34–35.
- Черникова Т.В., Болучевская В.В., Новикова Ю.Г. Технологии психопрофилактики эмоционального выгорания у студентов медицинских вузов // Профессиональный и организационный стресс: диагностика, профилактика и коррекция Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (г. Астрахань, 7-8 октября 2011 г.). Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет, 2011. С. 119-132
- Шаньгина Н.В., Загорюев А.Л. Дифференцирующая способность пунктов опросника В.В. Бойко Эмоциональное выгорание Теоретические и прикладные проблемы клинической психологии // Материалы Всероссийской научно-практической конференции (24-25 ноября 2011 г., г. Санкт-Петербург). С. 324-328.
- Шурма И. М. Синдром выгорания у руководящих работников системы здравоохранения, его причины и принципы коррекции // Медицинская психология 2012 №03. С. 31-40
- Cherniss C. The role of professional self-efficacy in the etiology and amelioration of burnout/C. Cherniss//In Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 2013. – P. 135–149.
- Hobfoll S.E., Freedy J. Conservation of resources: A general stress theory applied to burnout/S.E. Hobfoll, J. Freedy//In-Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 2013. – P. 115–129.
- Pines A. Burnout an existential perspective/A. Pines//In-Professional burnоut: recent developments in theory and research/Ed. W.B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. – London: Taylor and Francis, 2013. – P. 35–51.
Страницы: 1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф