1 2
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы изучения проблемы формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия «представления о семейных ценностях»
1.2. Характеристика психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
2.1. Выявление уровня сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
2.2. Разработка и реализация психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
2.3. Динамика сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Дошкольное образование является одной из важнейших ступеней образовательной системы. Одно из основных направлений деятельности дошкольного образования согласно ФГОС ДО заключается в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье. Согласно «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» в сфере общественных отношений признается ценность семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, а также необходимость понимания и поддержки таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Представления о «семейных ценностях» усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важнейшее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
Во все времена семья была наиважнейшим фактором вызывающим критерии оценки, которые составляют фундамент ценностных представлений человека и общества в целом. Исключительно существование такой ценностной системы даёт возможность для противостояния и борьбы с негативными факторами.
В нашей стране, в настоящее время, происходит изменение понятия «семейные ценности», что приводит к изменениям взаимоотношений в семье, утрате родовых ценностей, смене ролевых отношений членов семьи. Современное состояние семьи оценивается как « кризисное». Как следствие этого растёт количество разводов, детей, рожденных вне брака, имеет место распространение социального сиротства. Кроме того в социуме существует ряд демографических проблем.
В результате исследований социологами ценностных ориентаций у подрастающего поколения отмечается снижение роли семьи.
Многие социологи и исследователи разрешение проблемы «формирования представлений о семейных ценностях» видят во взаимном сотрудничестве и совместной деятельности, в которой были бы отражены интересы родителей, педагогов и конечно детей.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу, исследования по проблеме формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников, изучив современные требования ФГОС ДО по данному направлению, мы выделили следующие противоречия:
– между запросами общества на формирование представлений о ценностном отношении к семье у старших дошкольников и недостаточной ориентацией образовательных организаций на осуществление этих требований;
– между значительными потенциальными возможностями учебно-воспитательного процесса в плане формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников и недостаточной разработанностью методического обеспечения данного процесса;
– между необходимостью формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условиий осуществления данного процесса.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения указанных выше противоречий, а также устанавливает проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет?
Объект исследования: процесс формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Для реализации обозначенной цели нами была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой обозначен ряд исследовательских задач.
Гипотеза исследования: формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:
− разработана модель формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
− реализовано содержание работы, направленное на формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет в дошкольной образовательной организации;
− включены интерактивные мероприятия для детей и родителей в работу по формированию представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
2) выявить уровень сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
3) разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;
4) оценить эффективность психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Для решения поставленных задач в работе использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ методической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), эмпирические (тестирование, психолого-педагогический эксперимент), методы обработки результатов (количественный и качественный анализ результатов исследования), обобщение опыта и массовой практики, интерпретация.
Теоретическую основу исследования составляют:
− теории ценностей (Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, И.В. Федосова);
− теории формирования ценностного отношения к семье в педагогических условиях (С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А.Караковский, Н.Е. Щуркова);
− концептуальные положения отечественной педагогики и психологии по проблеме развития старших дошкольников (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн);
− теории семейного воспитания (Ю.П. Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, Л.И. Савинов);
− исследования, раскрывающие сущность понятия «ценностное отношение к семье» (Л.О. Володина, П.Е. Кильдюшова, О.С. Пермовская);
− исследования, посвященные изучению психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях в дошкольном возрасте (О.В. Бородина, О.Н. Истратова, Е.Н. Степанова, Е.О. Орлова, М.Е. Чижова).
Новизна исследования заключается в том, что определены психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Теоретическая значимость исследования: результаты исследования расширяют научные представления о формировании представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет; разработка и обоснование психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет составит основу для более широких научных представлений о содержании, методах и средствах осуществления данного процесса.
Практическая значимость состоит в возможности использования на практике педагогами-психологами, воспитателями дошкольных образовательных организаций апробированных материалов по диагностике и психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
Экспериментальная база исследования: ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье (филиал ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье Приволжский район Самарская область детский сад «Аленький цветочек»). В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (43 источников), 2 приложений. Работа проиллюстрирована 1 таблицей и 13 рисунками.
Глава 1. Теоретические основы изучения проблемы формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
1.1. Психолого-педагогические подходы к определению понятия «представления о семейных ценностях»
На современном этапе образования требования ФГОС ДО [60] и «Концепция духовно-нравственной эволюции и воспитания подданного РФ» [1] определяет основные цели, сформулированные для крепости и пропаганды института «семейных отношений», развитие семейной культуры, внедрения обычаев в каждую семью. В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания» [2] семья – первоначальная основа государства, семья расположена на одной ступени с главными национальными ценностями.
В планировании по образованию и взаимодействию воспитанников ДОУ семья является важнейшим ценностным ориентиром. Роль семьи в обществе несравнима по своей значимости с другими социальными институтами. Именно семья осуществляет большое влияние на становление личности, обеспечивает богатство форм общения и взаимодействия человека в различных сферах жизнедеятельности общества.
Сегодня в эпоху глобальных экономических и общественных изменений семья испытывает глубокий кризис, подвергается процессам социальной и духовной деформации. Происходит разрушение устоявшихся морально-этических норм жизнедеятельности семьи из-за роста нестабильности брака, конфликтность в отношениях между супругами, родителями и детьми, игнорирование родительских обязанностей, изменение социального и психологического статуса родителей, что отрицательно сказывается на отношении ребенка к семье и ее воспитательным функциям.
Над движениями традиции семьи работали Л.И. Маленкова [22], И.С. Кон. Универсализировали и расширили понятия о важности семьи В.Н. Дружинин [22], С.Г. Вершловский, М.Д. Матюшкина [11]. Согласно рассуждениям специалистов «семья представлена как ценностный подраздел социума, а личность, как составной фрагмент семьи, самостоятельно сживается с традициями мира. Индивид наделён собственным мнением касаемо настроек, веры, выбора. По жизни личность выборочно воспринимает традиции физических объектов и духовности.
Мудрецы вид «ценности» формулируют как «социальный объект окружающего мира, имеющий для человека утвердительную или отрицательную важность. Ориентиром деятельности для человека в предметной или социальной сфере является его ценность. То есть ценность – это проявление отношения к людям, действительности, окружающему миру».
В.А. Караковский [27] вычленил восемь общечеловеческих традиций
– это земля – совместное место проживания индивидов; родина – место зарождения и жизнедеятельности человека; семья – где человек учится уважительному отношению к другим; труд – фундамент для личной жизни; знания – духовные традиции; культура, как накопленные физическое благосостояние и духовность; мир – умиротворение и примирение, как главные факторы жизнедеятельности социума на планете; и человек как неоспоримая важная составляющая. Традиции позволяют сформулировать принципы и основания, согласно которым мы функционируем, взаимодействуя с другими людьми.
Любая область человеческого, личного функционирования обладает ценностными отличиями. В структуре традиций, ценностей духовного состояния важнее общественного, и подобной последовательности семья, как «важность» занимает главное место.
В современных наблюдениях специалисты на первое место ставят важность рода. А детей и семью рассматривают как самостоятельную ценность. В семье производятся общечеловеческие идеалы. Получается, что семья сплачивает мировые ценности в единую целостность.
Семейность в личность закладывает материальные, моральные, духовные черты. В семье произрастают духовные и религиозные основы, раскрываются для ребёнка истоки его благополучия или горестей, формируя индивидуальность малыша. Живя в семье, ребёнок познаёт, что такое любовь, вера, забота о родных, он налаживает связь с «миром» и с собственным «я». Семейность формирует стабильность психики и эмоций всех кто живёт.
Семья – страж традиций собственной родословной и национальности, она опирается на собственные обычаи, передаваемые от потомства к потомству порядки, нормы, ритуалы, обычаи и взгляды. Семейные традиции, обычаи – способ предоставления правил, касающихся одной семьи, взаимосвязи с последующим поколениям: умение распределения функций в любой области семейной жизни, одобрение культуры общения и навык борьбы с создаваемыми препятствиями.
По мнению Ю.В. Василькова [12], «именно семья вводит ребёнка в общество, и именно в обществе человек становится личностью, в семье закладываются основы человеческих отношений, и происходит первая социализация личности». В семейном кругу личность постигает основную часть взаимосвязи с обществом, примеряет на себя поведение в обществе. Именно в семейном кругу в процессе взаимодействий между супругами, детьми, родными формируются главные законы и принципы, духовность, формируется самосознание, особенности личности ребёнка.
Представления о семейных ценностях у старших дошкольников – это отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения детей к общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности.
Представления о семейных ценностях проявляются через личностное отношение к семье, предоставляя каждому ребёнку индивидуальный выбор её ценностей, что говорит о возможности выбора для него семейных приоритетов как социальных норм семейной жизни.
О.И. Волжина [12] считает, что «ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с её социальной значимостью».
Исходя из сущности ценностных ориентаций представления о семейных ценностях рассматриваем как сложное личностное образование, основу которого составляют нравственные качества личности (благотворительное поведение, гуманность взглядов, благородство мыслей, духовная щедрость), которые проявляются в показателях поведенческой культуры (любовь к матери, семьи, дому, уважение к старшим, заботливость, исполнительность, вежливость, честность, правдивость, справедливость, сострадание, готовность прийти на помощь, бескорыстие).
«Институт семьи» организован для передачи и воплощения традиций и домашнего быта, имеющегося в семейном кругу. Л.И. Савинов [29] эти понятия обобщает под «родовыми ценностями» такими как: любовь- первопричина отношений между мужчиной и женщиной; рождение детей – результат духовности; социальное взаимодействие, позволяющее членам семьи погрузиться в мир человечности, участвовать в социуме, что находит своё отражение в ролевом поведении членов семьи.
С.М. Вишняковой [12] т в своих работах пишет, что «семья –это незначительная социальная группа, образованная на брачном союзе или кровном родстве, объединённая бытовыми условиями, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей».
Объяснение термину «семья» формулирует и российский педагог Б.М. Бим-Бад [6], подчёркивающий: семья – «образованная на брачном союзе или кровном родстве малая группа вместе живущих людей, связанная ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений».
Обдумав имеющиеся в дисциплинах трактовки термина «семья», нами под семьёй понимается общественно ценностный институт. Его образующие члены объединены общим бытовыми условиями, обязанностями друг перед другом, темпераментным взаимодействием.
Проявление духовно-нравственных норм и принципов поведения непосредственно завязано со сформированностью в «семейном кругу духовно-нравственных ценностей. Семейные ценности в широком смысле понимаются, как наиболее значимый идеал, конечная цель которого заключена в воспитании и развитии человека, в передаче ценностей и культуры от старшего поколения к младшему. В более узком смысле семейные ценности рассматриваются как этические и нравственные требования, вырабатываемые и демонстрируемые в семейных отношениях, семейных традициях и обычаях» [6].
Со временем ребёнок осознает важность любви и взаимоуважения, активно участвует в жизни своей семьи, начинает понимать сопричастность к своей семье, проявляет ответственность в семейных отношениях, поэтому ориентация на уважительное отношение к семье, к ее нравственным устоям, ответственность перед ней является важной составляющей в нравственном развитии личности старшего дошкольника.
Знакомясь с семейными традициями и поддерживая их, ребенок старшего дошкольного возраста понимает семейные ценности, бережно относится к семье, гордится ею.
И.В. Федосова [63] выделяет такие условия образования ценностных отношений: «к внешним условиям относится среда, социум, культура, в которых нашли своё отражение ценности;
к внутренним условиям – интересы, потребности, свойства личности которые складываются в процессе развития человека».
Действие механизмов образования ценностных отношений у детей она определяет главным образом, особенностями социума (внешними условиями), составляющих социум и создающих общий комплекс влияний на процесс становления ребенка: семья, дошкольное образовательное учреждение, школа.
В своих работах О.С. Пермовская [26] считает, что формирование представлений о семейных ценностях – «это целенаправленный процесс воспитания, во время которого происходит формирование и развитие ценностей культуры семьи и быта, а также формирование культуры семейных взаимоотношений, развитие здорового образа жизни в обществе.»
В формировании представлений о семейных ценностях выделяются два компонента: содержательный и процессуальный.
Содержательный компонент включает в себя знания о ценностях семьи, нормах поведения, готовность их использовать. В процессуальном – реализуются этапы освоения нравственных ценностей. То есть от познания до реализации нравственных норм и ценностей в поведении.
Таким образом, формирование представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста – это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путем приобщения дошкольников к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности.
1.2. Характеристика психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
Формированию представлений о семейных ценностях в учебно-воспитательном процессе ДОО посвящены исследования С.П. Акутиной, А.Д. Даусон, О.В. Дыбиной, О.А. Еник, С.В. Козициной, А.Ю. Кузиной, О.М.Потаповской, В.В. Утемова.
Процесс формирования представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста предусматривает организацию педагогического процесса, теоретической основой которого является совокупность дидактических условий, позволяющих осуществить взаимосвязь между содержанием, методами, формами образовательной деятельности и уровнем развития ценностных ориентаций у детей.
В современных реалиях особое внимание уделяется раскрытию, обоснованию и проверке педагогических условий, обеспечивающих результативность учебно-воспитательного процесса на различных ступенях педагогической деятельности.
В нашем исследовании мы выделили следующие педагогические условия: применение разнообразных форм и методов, направленных на формирование ценностного отношения к семье; вовлечение в совместную деятельность с педагогами и родителями, отвечающую интересам и потребностям дошкольников; развитие новых социально значимых знаний и отношений.
Старший дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии ребёнка. Именно на этой ступени развития происходят целенаправленное обучение и воспитание дошкольника. Это период социально-личностного развития детей.
Н.Е. Щуркова [41, 42] выделяет главные психологические механизмы, влияющие на развитие детей старшего дошкольного возраста: импринтинг, подражание, привычка. Импринтинг – это первичное восприятие чего-либо или кого-либо. Подражанием – копирование или заимствование того, что видит ребенок вокруг себя, так как у него ещё нет социального опыта. «Привычка – это действие, которое отражает проживаемое отношение. При неоднократном повторении какого-либо действия, при многочисленном воспроизведении и вырабатывается привычка».
Так же одним из благоприятных условий выделяется психологический климат группы. Успешность каждого воспитанника способствует укреплению благоприятного климата в группе.
В.Д. Сайко [30] утверждает, что «ценностные отношения являются важнейшим компонентом структуры личности». Для развития ценностных отношений в сфере отношений к людям в социуме выступает социальная активность старшего дошкольника, у ребёнка происходит эмоциональное освоение и выделение личных ценностей и постепенное их закрепление в повседневной деятельности.
Для старшего дошкольного возраста игровая деятельность остаётся ведущим видом деятельности. Игровая деятельность структурирует все способности ребёнка, преобразуя их в новообразования в личностной структуре.
Условие качественного результата деятельности — это проживаемое эмоциональное состояние. Эмоциональное состояние, рождаясь в деятельности, меняет и саму деятельность.
В.В. Утёмов, А.Д. Даусон разработали такую структуру занятий, в ходе которых дети находятся в постоянной смене деятельности. Это «положительно сказывается на их эмоциональном состоянии. По структуре занятие разбивается на шесть составляющих: ритуал приветствия; основное содержание занятия; разминка; основное содержание занятия (совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность); рефлексия и подведение итогов; ритуал прощания» [17].
Л.Ф. Обухова, И.Н. Дворникова [23] отмечают, что сплочённость семьи зависит от общения между членами семьи, проявления эмоций и семейных ритуалов. Под «ритуалом» исследователи понимают исторически сложившиеся формы деятельности и поведения, которые происходят в семьях в течение нескольких поколений. «Ритуалы» способствуют объединению членов семьи, формированию сплочённости семьи, проявлению эмоциональной близости, привязанности к членам семьи. А сплочённость включает в себя самосознание и чувство «мы» в когнитивном и чувственном компоненте.
Большое значение в организации ценностной деятельности старших дошкольников имеет такие методы как рассказ, беседа. Вызывая чувства воспитанников, метод рассказа помогает пониманию и усвоению заключенных в рассказе нравственных оценок и норм поведения. А метод беседы учит дошкольников давать свою оценку событиям, распознавать нравственные качества личности, давать правильную оценку деятельности и сопоставлять с общепринятыми правилами и нормами. Дети с помощью воспитателя обсуждают правила поведения, которые применяют в своей жизни.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» [1] говорится о том, «что каждый ребенок должен выработать навык самостоятельной деятельности и личной ответственности». Современное образование, предполагает использование информационных технологий, которые способствуют оптимизации процесса обучения и воспитания дошкольников, в числе новых форм и методов в педагогическом процессе.
На современном этапе использование интернета и электронных образовательных ресурсов способствуют выполнению поставленных требований. Многие дети испытывают затруднения в умении находить нужную информацию, работать с ней и умение её презентовать. На сегодняшний день многие старшие дошкольники свободно пользуются планшетами, компьютерами. Это во многом помогает им в поиске нужной информации.
В «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» говорится о том, что взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса может осуществляться с помощью информационных технологий, в том числе и Интернет-ресурсов.
С.Б. Судьина [35] считает, что «развитию нравственных ценностей могут способствовать информационно-телекоммуникативные сети». Автор вводит новый термин «сетевая поддержка», под которым понимается «совместная деятельность субъектов нравственного воспитания, основанную на использовании информационно-телекоммуникационных сетей, согласующегося с целями и содержанием нравственного воспитания в ДОО».
Развитие компьютерных технологий, a особенно «Интернет-технологий», дают огромный толчок для развития человечества. Благодаря этим технологиям, мы можем использовать «веб-квест», как особый вид поисковой деятельности. B ходе «вэб-квеста» дошкольники активно используют «Интернет-технологии». «Веб-квест», как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. В этом случае дети, так же как и воспитатель берут на себя ответственность за процесс и результат деятельности.
П.Е. Кильдюшова [19] считает, «что использование социального проектирования способствуют улучшению взаимоотношений детей с окружающим миром». Привлечение внимания дошкольников к социальным проблемам связанным с семьёй и включение в реальную практическую деятельность по разрешению данных проблем. Это способствуют формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников.
В исследовании А.С. Стяжкиной [34] особая роль отмечается в такой форме работы как «Семейный праздник». Дошкольники вначале погружаются в процесс подготовки праздника, беседуют с родителями, родственниками, узнают о его возникновении, значимости для семьи. Дети являются и непосредственными участниками самого события, в процессе которого присваиваются социальные роли. Во время подготовки и проведения праздника раскрывается индивидуальность и талант ребёнка, то есть дошкольники получают не только знания и положительные эмоции, но и демонстрируют деятельностную активность.
Таким образом, выделенные психолого-педагогические условия: применение разнообразных форм и методов, направленных на формирование представлений о семейных ценностях; вовлечение в совместную деятельность с воспитателями и родителями, отвечающую интересам и потребностям дошкольников; развитие новых социально значимых знаний и отношений способствуют формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе.
Формирование представлений о семейных ценностях у старших дошкольников предполагает следующие педагогические принципы:
– аксиологический – направляет внимание воспитанников на восприятие человека как наивысшей ценности и все, что составляет благо для человека, видится как ценность, то есть в любом объекте педагог подчёркивает ценностные отношения;
– прагматический – обогащает воспитанников «нравственным опытом. Педагог собственным личным, нравственным поведением обогащает нравственный опыт детей;
– пленительности – предполагает выстраивание материала «во имя эмоционального проживания положительного отношения к этическому объекту осмысления». Содержание занятий должно быть четко продумано. Тщательно подобранный материал должен быть насыщен инновационным богатством «нежной педагогики» [41].
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что формирование представлений о семейных ценностях у старших дошкольников является процессом воспитания у них отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения детей 6-7 лет к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности.
Старший дошкольный возраст – это важный этап в жизни ребёнка. Именно на этой возрастной ступени происходит целенаправленное обучение и воспитание, a так же становление духовно-нравственной сферы жизни.
Успешное формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников возможно при соблюдении ряда условий, которые были выделены в гипотезе исследования. Доказательством этому является вторая глава нашего исследования.
Глава 2 Экспериментальная работа по изучению психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
2.1 Выявление уровня сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
База экспериментального исследования – ГБОУ СОШ №2 с.Приволжье (филиал ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье приволжский район Самарская область детский сад «Аленький цветочек»). В исследовании приняли участие 20 детей 6-7 лет (приложение А).
Цель констатирующего эксперимента – выявить уровень сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.
На основе анализа исследований формирования представлений о семейных ценностях в старшем дошкольном возрасте О.С. Пермовской [26], М.С. Кореньковой [19], С.П. Акутиной [5], П.Е. Кильдюшовой [19], И.В.Федосовой [37] были выделены показатели и подобраны диагностические задания, которые представленны в таблице 1.
Таблица 1 – Диагностическая карта исследования
Показатели | Диагностические задания |
представления о традициях и обычаях своей семьи; | Диагностическое задание 1. «Ценности и традиции моей семье» (С.П. Акутиной) |
представления об обязанностях и правах членов семьи | Диагностическое задание 2. «Я и моя семья» (Р.В. Овчарова) |
эмоциональное отношение к родителям, младшим и старшим членам семьи | Диагностическое задание 3. «Завершение предложения» (детский вариант В.Михала) |
представления о необходимости проявления заботы по отношению к членам семьи | Диагностическое задание 4. Педагогическая ситуация «Что важнее»
|
представления о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со сверстниками и взрослыми | Диагностическое задание 5. Диагностическая методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М.Калининой) |
Диагностическое задание 1. «Ценности и традиции моей семье» (С.П. Акутиной).
Цель: выявить уровень сформированности представлений о традициях и обычаях своей семьи.
Процедура проведения. Анкетирование помогло выявить знания дошкольников об истории семьи, существует ли семейный архив, есть ли традиции. С каждым ребенком экспериментатор проводил беседу по вопросам анкеты, на которые он должен был ответить. Например: Знаете ли Вы о происхождении Вашей фамилии? Кто у вас «глава» семьи? Что это такое – генеалогическое древо Вашей семьи? Знаете ли Вы, когда поженились ваши бабушки и дедушки? Как познакомились родители?
Результаты диагностики по диагностическому заданию 1 представлены на рисунке 1.
Рисунок 1 – Количественные результаты выявления уровня сформированности представлений о традициях и обычаях своей семьи у детей 6-7 лет
По результатам этой диагностики было выявлено, что высокий уровень в исследуемой группе показал 1 ребенок, что составляет 5%. Средний уровень был зафиксирован в у 35 % (7 человек). Низкий уровень был отмечен у 60 % (12 человек).
По данной диагностике высокий уровень был отмечен у 1 дошкольника из 20. Ребенок с высоким уровнем сформированности знаний об истории семьи. Он знает, где познакомились его родители и когда они поженились. Этот дошкольник может рассказать и представить генеалогическое древо семьи на уровне двух-трех поколений. Хорошо ориентируется в семейном альбоме, может рассказать о своих родственниках, о том, какие торжествах проходят в семье и других моментах семейной жизни. Знает и понимает семейные традиции.
Средний уровень был выявлен у 7 из 20 воспитанников. Дошкольники со средним уровнем сформированности знаний об истории семьи частично знают о происхождении своей фамилии и фамилий родственников, значении имён. Знают основные семейные праздники, но, когда они происходят, знают не всегда. В родственных связях ориентируются не слишком хорошо. Могут рассказать о традициях своей семьи, но, что они значат для семьи, не совсем понимают.
У детей с низким уровнем знаний об истории семьи (а это 12 человек из 20) было выявлено, что они не знакомы со значимыми для семьи семейных датах. В родственных связях ориен6тируются слабо. В семейном фотоальбоме многих родственников на фотографиях не узнают. О семейных традициях ничего не могут рассказать, в связи с тем, что они либо с ними не знакомы, либо не понимают, что они значат для семьи.
Диагностическое задание 2. Анкета «Я и моя семья» (автор Р.В.Овчарова).
Цель методики: изучение уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи в жизни старшего дошкольника. Диагностику проводит психолог.
Инструкция: Ребенку предлагается ответить на 9 вопросов. Например: Тебе нравится твоя семья? Чем она тебе нравится? Охотно ли ты выполняешь «просьбы и поручения родителей? Часто ли ты слушаешь родителей? Тебе часто делают замечания и наказывают за проступки?
Интерпретация результатов (уровни сформированности семейных отношений и ценностей):
Высокий уровень – у детей сформированы основы семейных ценностей, они уважают своих родителей, с удовольствием заботятся о младших, без напоминания готовы помочь всем членам семьи.
Средний уровень – в семье существует взаимопонимание и взаимопомощь в семье, но семейные ценности ребёнком полностью не принимаются, так как есть моменты, которые не устраивают дошкольника, семья привлекает больше отдыхом, досуговыми сторонами, так как дети больше ориентированы на деятельность, связанную с получением удовольствия. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в семье, однако бывают разногласия и непонимание с отстаиванием своих интересов.
Низкий уровень – дошкольники в семье чувствуют себя не комфортно, неохотно участвуют в семейных делах, предпочитают деятельность по получению удовольствия. Они испытывают серьезные затруднения в установлении контактов между членами семьи, но при этом менять традиции семьи не собираются. Нередко семья воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо, часто в дальнейшем у подобных детей отмечаются нарушения нервно-психического здоровья».
Выводы делаются в соответствии с ответами дошкольников. Проведя анкетирование, мы получили следующие результаты (рисунок 2).
Рисунок 2 – Количественные результаты выявления уровня сформированности семейных ценностей и значимости семьи у детей 6-7 лет
В исследуемой группе высокий уровень наблюдался у 10 % (2 человека); средний уровень был зафиксирован у 40 % (8 детей); низкий уровень был выявлен у 50% (10 анкетируемых).
Таким образом, высокий уровень был выявлен у 2 из 20 детей. Это «дети, у которых сформированы основы семейных ценностей, они уважительно относятся к родителям, проявляют такое же отношение к старшим родственникам, с заботой и опекой относятся к младшим. Эти дошкольники сами предлагают помощь в семейных делах. Им нравится та семья, в которой они живут и в дальнейшем они хотели бы иметь такую же семью.
Средний уровень был зафиксирован у 8 из 20 воспитанников. В семьях этих детей существует взаимопонимание и взаимопомощь. Но семейные ценности ими не всегда принимаются полностью, есть моменты, которые не устаивают ребенка. Ребят больше интересует совместный отдых и развлечения, нежели бытовые заботы и хлопоты, так как они ориентированы на деятельность, связанную с удовольствием. Но такие дети достаточно успешно ощущают себя в семье. Иногда бывают разногласия и недопонимания, с отстаиванием со стороны детей своих интересов. Семьи, в которой они живут им нравятся, но они хотели бы изменить некоторые семейные правила.
Низкий уровень был отмечен у 10 из 20 воспитанников. Это дети, которые в семье ощущают себя не очень комфортно, без желания принимают участие в семейных делах, выбирают удовольствие перед деятельностью. Семейное окружение воспринимают как враждебную среду», поэтому с членами семьи контактируют неохотно, без особого желания. Традиции семьи, если они есть в семьях, не уважают и не соблюдают. Часто у подобных детей наблюдаются нарушения нервно-психического здоровья».
Диагностическое задание 3. «Завершение предложения» (детский вариант В. Михала)
Цель: выявление уровня эмоционального отношения к родителям, младшим и старшим членам семьи.
Предложенная В. Михалом последовательность из 24 предложений является модификацией теста Сакса-Леви для детей. Этот тест направлен на диагностику отношения ребенка к родителям, братьям, сестрам, к своим собственным способностям, а также на выявление целей, ценностей, конфликтов и значимых переживаний и относится к методикам дополнения и отчасти к ассоциативным методикам. Все ответы ребенка следует записывать дословно.
Методика «Завершение предложения» позволяет нам выявить осознаваемые и не осознаваемые установки дошкольников, а так же отношение к родителям, семье (рисунок 3).
Рисунок 3 – Количественные результаты выявления уровня сформированности отношения к родителям, семье у детей 6-7 лет
Анализ результатов исследования позволил прийти к следующим выводам: 15 % (3 ребенка) в исследуемой группе в целом положительно относятся к отцу, матери и семье, нейтральное отношение испытывают в исследуемой группе 45 % (9 дошкольников), у 8 детей отрицательное отношение к родителям и семье, что составляет 40% исследуемой группы.
В целом диагностика показала, что уважительное отношении и к отцу, и к матери демонстрируют 3 дошкольника из 20. Средний уровень был выявлен (то есть учтивое, обходительное отношение демонстрируют по отношению только к одному из родителей) у 9 из 20 дошкольников. Низкий уровень продемонстрировали 8 детей из 20.
Диагностическое задание 4. Педагогическая ситуация «Что важнее».
Цель: определение уровня сформированности представлений о необходимости проявления заботы в отношении к членам семьи
Нами была разработана педагогическая ситуация «Что важнее». Данная методика помогает определить, каково вербальное отношение ребенка к старшим членам семьи, в частности к бабушке, в ситуации выбора, а также уровень сформированности умения проявлять любовь к семье (оказывать помощь в домашнем быту, проявлять нежность).
Ход исследования: детям предлагается вербальная ситуация, действующее лицо, которое делает выбор между помощью, нуждающейся во внимании бабушке и более привлекательным для себя делом: «Сегодня в группе появилась новая интересная настольная игра. Почти все дети группы успели поиграть в нее, а Максим начал играть в нее после дневного сна и полдника. Игра очень понравилась мальчику, и он почти доиграл, но тут пришла бабушка и сказала, что она очень устала после работы, ей жарко и хочется кушать. Максим сказал бабушке, что сейчас пойдёт одеваться, а сам продолжил играть, потому что подумал, что бабушка сможет немного подождать».
Обработка и интерпретация результатов:
Высокий уровень – ребенок говорит о том, что поступок Максима нельзя назвать хорошим, и предлагает свой выход из данной ситуации. Он понимает, как нужно себя повести в данной ситуации и описывает свои предполагаемые действия по вопросу помощи бабушке.
Средний уровень – ребенок понимает, что Максим повел себя неправильно, но в данной ситуации он повел бы себя похожим образом, как уже не раз происходило, либо не смог каким- либо способом оказать заботу о бабушке.
Низкий уровень – дошкольник считает, что Максим повел себя правильно, поскольку он не видит ничего плохого в том, что бабушка может его немного подождать, а доиграть в игру оставалось совсем чуть-чуть.
В результате диагностики было выявлено, что высокий уровень участия в семейной жизни показали в группе у 5 % (1 ребенок). Средний уровень зафиксировали в группе у 25 % (5 детей). Низкий уровень мы зафиксировали у 70 % (14 детей) подготовительной группы (рисунок 4).
Рисунок 4 – Количественные результаты выявления уровня сформированности представлений о необходимости проявления заботы по отношению к членам семьи
Для дошкольника с высоким уровнем (был выявлен у 1 ребенок из 20) характерна высокая значимость ценности семьи. Этот ребенок дорожит семейными традициями, обычаями, в которые входит помощь старшим членам семьи. Он помнит даже о небольших знаках внимания, доставляющих радостные моменты в жизни членов семьи. В подготовке к семейным торжествам он всегда принимает самое активное участие. В дальнейшем этот ребенок хочет создать семью, похожую на семью его родителей.
Средний уровень (были зафиксированы у 5 детей из 20): семью и семейные традиции дети воспринимают как нечто естественное. При подготовка к семейным праздникам этим дошкольникам нужно напоминать о помощи. Они не знают дни рождения близких родственников. Родительскую заботу и заботу о себе других, более старших родственников, воспринимают как само собой разумеющееся. Эти дети в будущем планируют создать семью, но не хотят, чтобы она походила на ту, в которой они живут сейчас.
Для дошкольников с низким уровнем (14 детей из 20) характерно потребительское отношение к семье. Они считают, что родители должны и обязаны им прощать все проступки, а более старшие родственники потакать их желаниям. Участие в семейных праздниках принимают очень редко и с неохотой. Сами же считают, что они ничего и никому не должны.
Диагностическое задание 5. Методика «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой)
Цель: выявить представления о нормах и правилах поведения, которые регулируют отношения ребенка со взрослыми и детьми.
Стимульный материал: В картинках представлены полярные по своим характеристикам нравственные нормы:
Предъявление задания для детей: Перед заданием нужна обязательная инструкция воспитателя: «Я тебе покажу разные картинки про детей. А ты выберешь картинки на которых дети ведут себя хорошо, и на которых они ведут себя плохо». Картинки показываются детям попарно. После того, как ребенок разложит картинки, воспитатель снова раскладывает их все перед ним и просит показать, кто на них грустит, а кто радуется.
Обработка результатов:
0 баллов – картинки ребёнок раскладывает не правильно, то есть в одной стопке картинки как и изображением положительных, так и отрицательных поступков, отсутствуют эмоциональные реакции или они неодекватны, в старшем дошкольном возрасте ребенок или отказывается от отвечать на вопрос или неправильно называет чувства других людей
1 балл – дошкольник картинки раскладывает правильно, но действия свои не обосновывает, при оценке поступков эмоциональные проявления не выражены, старший дошкольник не соотносит настроение людей на картинках с конкретной ситуацией и не может это настроение объяснить.
2 балла – картинки разложены правильно, у ребенка эмоциональные реакции адекватные, но слабо выраженные, он обосновывает свои действия. Ребенок, правильно называя чувства людей, не всегда может объяснить их причину.
3 балла – Ребенок, при правильном отборе карточек с поступками детей, может обосновать свой выбор. В ребёнка в старшем дошкольном возрасте эмоциональные реакции на поступки героев ситуации адекватны, яркие. Он уже может назвать моральную норму.
В результате проведенной диагностики мы выявили, что на высоком уровне 3 ребенка (15%), на среднем уровне 14 детей (70%) , на низком уровне 3 ребенка (15%) (рисунок 5).
Рисунок 5 – Количественные результаты выявления уровня сформированности представлений о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со сверстниками и взрослыми
С высоким уровнем сформированности уважительного отношения к взрослым оказались трое детей из 20. Дети оказались самыми активными при выполнении заданий, У них не возникало особых трудностей. Старались дать адекватную оценку поступков героев, показали отличные навыки при рассуждениях. Не затруднялись, в придумывании окончания ситуаций. Большинство детей со средним уровнем развития. Дети с низким уровнем развития не могли уверенно продолжить повествование, им было сложно оценить поступки героев и сделать выводы о правильном поведении.
Обобщая данные, мы охарактеризовали уровни сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников (рисунок 6).
Рисунок 6 – Итоговый уровень сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников
Высокий уровень был выявлен у 10% (2 ребенка). У этих детей сформированы достаточно глубокие представления и знания о своей семье, семейных ценностях, семейных традициях. У них воспитано положительное отношение к родителям, младшим и старшим членам семьи, они соблюдают правила при общении не только с членами своей семьи, но и с другими взрослыми, находят способы разрешения конфликтных ситуаций. Дошкольники могут беседовать по различным вопросам с членами своей семьи и могут правильно оформить полученную из бесед информацию, охотно участвуя в создании родословной, принимая активное участие в конкурсах, фестивалях, связанных с семьей, семейными традициями.
Средний и низкий уровень зафиксирован у одинакового количества детей.
Средний уровень мы выявили у 9 человек, что составило 45%.
Эти дети владеют определенным объёмом знаний, которые ещё не являются системными и глубокими, о семейных ценностях, семейных традициях, обязанностях и правах членов семьи. У дошкольников проявляется эмоционально-положительное отношение и интерес к младшим и старшим членам семьи, к родителям, но ещё недостаточно сильно и долго. Такие дети участия во время участия в семейных конкурсах, в процессе создания родословной часто занимает позицию ведомого исполнителя.
Низкий уровень был зафиксирован тоже у 9 человек, что составило 45%.
У этих дошкольников выявлено накопление минимума знаний и представлений, или их отсутствие, о семье, семейных ценностях и семейных традициях. Они не знают семейных дат, не всегда понимают взаимоотношения между родственниками и не интересуются родственными отношениями. В «семейном альбоме» ориентируются с трудом, иногда путают имена родственников. К родителям и другим членам семьи проявляют безразличие, не вызывающее эмоционального отношения. При проведении семейных праздниках и участии в конкурсах и викторинах, связанных с семьей, занимают позицию пассивного наблюдателя.
Таким образом, полученные результаты по показателям в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем этапе свидетельствуют о низком уровне сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Низкий и средний уровни сформированности представлений о семейных ценностях выявлен у 18 детей, что составило 90%. Подтвердилась необходимость формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф