Скоро защита?
Меню Услуги

Психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет. Часть 2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

1  2


2.2 Разработка и реализация психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет

 

Цель формирующего эксперимента – разработать и апробировать психолого-педагогические условия формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников.

Мы предположили, что формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет будет эффективным при реализации следующих психолого-педагогических условий:

− разработана модель формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;

− реализовано содержание работы, направленное на формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет в ДОО;

− включены интерактивные мероприятия для детей и родителей в работу по формированию представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.

В рамках осуществления первого условия разработана модель формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.

Рассмотрим структурно-функциональную модель формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе, которая состоит из четырех компонентов

(рисунок 7).

Целевой компонент включает в себя цель – формирование у старших дошкольников представлений о семейных ценностях; задачи, направленные на формирование в условиях ДОУ представлений о семейных ценностях у старших дошкольников; принципы и подходы к организации занятий.

Содержательный компонент модели выполняет системно-образующее звено и структурирует целостность и упорядоченность воспитательного процесса. В содержательный компонент входит содержание работы духовно- нравственной направленности «Моя семья – моё богатство». Работа состоит из трех блоков, направленных на формирование представлений о семейных ценностях у старших дошкольников.

Рисунок 7 – Модель формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе

Содержание работы направлено на формирование представлений о крепкой и дружной семье, на осознание семейных ценностей изучение традиций семьи и формирование культуры общения в семье.

В организационно-деятельностный компонент входят методы, формы и средства. Данный компонент объединяет в единое целое все элементы системы. Вместе с традиционными формами: нравственные беседы, экскурсии, игры, викторины используются и новые формы и методы, такие как вэб-квест, семейные праздники, семейный вернисаж, альбомная технология, библиотерапия, семейный архив.

Оценочно-результативный компонент содержит результаты, критерии, диагностику. На изучении критериев и показателей основано формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников .

В критериях мы выделили когнитивный компонент, раскрывающий осознанность представлений о семейных ценностях у старших дошкольников; выраженность эмоций при проявлении отношений – это эмоционально-чувственный компонент; а так же поведенческо-деятельностный компонент, который характеризует активность поведения и деятельности у старших дошкольников. Важным моментом в работе является подбор диагностического инструментария, направленного на выявление уровня сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников.

Таким образом, в основу построения структурно-функциональной модели формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе легли системно-деятельностный подход, аксиологический и культурологический подходы в их взаимосвязи. Построено формирование представлений о семейных ценностях у старших дошкольников на следующих принципах: аксиологическом, прагматическом и принципе пленительности. Успешному формированию представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в условиях ДОО, способствует теоретически обоснованная структурно-функциональная модель.

Для осуществления обозначенной цели была разработано содержание работы духовно-нравственной направленности для старших дошкольников «Моя семья – моё богатство». Формирующая работа направлена на глубокое изучение истории, традиций, родословной своей семьи. В ходе подготовки к занятиям детям нужно будет, в ходе бесед с родственниками, узнавать информацию от членов семьи, что будет способствовать формированию у дошкольников в семье доверительных отношений. Совместная деятельность взрослых и детей формирует у дошкольников социальные и коммуникативные навыки, а так же развивает память, внимательность, мышление. В течение года предусмотрено выполнение семейных проектов.

Содержание работы ориентировано на воспитанников подготовительной группы и может быть реализовано в работе педагога как с отдельно взятой группой, так и с погруппой воспитанников. Предлагаемая формирующая работа имеет общий объём 34 часа, из них 10 часов – это теоретические занятия и 24 часа – практических занятий. Занятия проводились один раз в неделю, продолжительностью 40 минут.

В результате освоения материала предполагается:

– формирование представлений о семейных ценностях у дошкольников;

– формирование представлений об обязанностях и правах членов семьи;

– формирование представлений о правилах общения с членами семьи, взрослыми;

– формирование представлений о правилах ведения здорового образа жизни.

Формирующий этап педагогического эксперимента был поделен на три раздела: «Семейные ценности», «История семьи», «Традиции». В результате проведения занятий, дошкольниками собирался материал для составления своей родословной. Этому способствовало введение в процесс занятий работы над проектами. Старшим дошкольникам необходимо было осмысливать свой личный опыт для того, чтобы приобрести ценный опыт. За время занятий ребята подготовили несколько проектов: «Родословное древо», «Календарь семейных праздников», «Кулинарная книга моей семьи».

Формированию ценностного отношения к семье способствовали игровые технологии, поэтому почти во все занятия были включены игры. Игра даёт возможность использовать в практической деятельности пассивное владение семейными ценностями. Ценность семьи нашла своё отражение так же в народных поговорках и пословицах. Поговорки и пословицы побуждают детей размышлениям или действиям и вводят ребенка в мир ценностных ориентаций. Во время проведения эксперимента ребята вместе с родителями нашли и подобрали много пословиц и поговорок, связанных с семьей. Так же дети совместно с родителями объясняли значение пословиц, и отмечали, как часто звучат в их семьях эти пословицы и поговорки.

Остановимся более подробно на формах и методах работы.

Работа построена таким образом, что на занятиях дошкольники не только получали теоретические знания, но добывали их самостоятельно и использовали на практике.

Блок «Семейные ценности» – направлен на формирование ценностного отношения как к родителям, так и к семье. B основном, занятия этого блока были построены в форме нравственных бесед и сюжетно-ролевых игр. На занятиях этого блока мы использовали такую структуру занятий, в ходе которой происходила частая смена деятельности, что так же положительно сказывалось на эмоциональном состоянии дошкольников и давало возможность поддерживать постоянный интерес к занятию.

В этих занятиях принимали активное участие в беседах большинство детей, они делились своими переживаниями и личным опытом. Рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, К.Г. Паустовского были использованы для создания беседы. При обсуждении поступков героев и их нравственных качеств дети сравнивали действия героев рассказов со своими поступками, а так же приводили примеры из жизни. Обсуждение на занятиях рассказа Л.Н. Толстого «Дед» вызвало среди детей особое оживление. Ребята вспомнили своих бабушек и дедушек, рассказали про своё поведение по отношению к ним, и обсудили отношение родителей. По ходу обсуждения поступков многие приводили в пример пословицы, которые подтверждали их слова.

При проведении занятия «Забота о младших и старших» была сделана картотека игр для младших членов семьи: братьев и сестёр. Ребята вспоминали, в какие игры они сами играли, когда были маленькие и в какие игры любят играть младшие члены их семей. На занятиях мы обсуждали, как в старину «пестовали малышей», какие игрушки для них делали и из какого материала они были сделаны. Дальнейшую работу по этому занятию ребятам было предложено продолжить дома, чтобы они смогли обсудить со старшими членами семьи, в какие игры они играли в детстве и составить картотеку семейных игр. В самые интересные, по мнению ребят, игры были проиграны с ними на следующем занятии: «Вышибалы», «Резиночки», «Лапта», «Карусель».

Занятие «Этикет на каждый день» было проведено в форме сюжетно-ролевой игры, в ходе которой ребята разыграли разные бытовые сценки, в которых они участвовали с большим удовольствием. Дети создали на несколько команд-семей, которые состояли из трёх-четырёх человека. Каждая команда проигрывала определенную задачу: «Поход семьёй в магазин или в цирк», «Сборы ребёнка в школу или детский сад», «Поход с семьёй на отдых в парк» «Поездка с родителями в лес по грибы или на рыбалку». Ребята по ходу подготовки всё обсуждали очень бурно. После инсценировки совместно рассматривались действия каждого «члена семьи». Дети комментировали, можно или нельзя было бы поступить по-другому и как нужно было это сделать, а так же давали оценку поступкам. Во время проведения игры воспитывалась в детях дружелюбие, уважение, чуткость по отношению к друг другу и окружающим.

Во время занятия «Святость отцовства и материнства» с детьми обсуждалась «Притча о блудном сыне», затем они смотрели мультфильм, который был снят по ненецкой народной сказке «Кукушка», который закончился бурным обсуждением мультфильма. Дети вспомнили и другой мультфильм «Про мамонтёнка», где мамонтёнок ищет свою маму и сравнили эти две истории.

Блок «История семьи» – направлен на формирование когнитивного компонента и поддержание у дошкольников интереса к истории семьи. В ходе занятий этого блока ребята слушали с интересом теоретический материал, по истории возникновения имён и фамилий активно высказывали свои предположения, задавали много вопросов. Bо время этих занятий ребята, научились создавать генеалогическое древо своей семьи, узнали в каком родстве состоят члены семьи, значение своих имён и фамилий.

На занятии «Откуда появились имена и фамилии» дошкольники познакомились с историей о возникновении имени. Многие дети не знали, что их имя что-то означает до этого занятия. При обсуждении значении того или иного имени многие ребята отметили, что в данном человеку имени отражаются многие черты его характера.

Многие из ребят захотели создать свой семейный герб и сочинить семейную легенду. Для этого на занятиях мы сначала познакомились с геральдикой, символами, цветами, которые используются при создании семейного герба. Ребята в своей работе отразили знания об истории своей семьи. Эти занятия закончились проведением выставки созданных семейных гербов, в которой приняли участие родители детей.

На занятии «На свет появился – с людьми породнился», чтобы ребята лучше запомнили названия родственников, мы играли в игру и дети проигрывали роли родственников семьи с которыми они знакомы.

Запомнилось ребятам и занятие «Семейный альбом». В начале, до занятия, дошкольникам было предложено принести фотографии членов семьи. Но не все, а лишь те, на которых отражены самые значительные события семьи. В дальнейшем дети должны были составить рассказ о данном событии по фотографиям. Во время занятия расширялись знания детей о своей семье, воспитывалось чувство гордости за членов своей семьи.

Отразило профессиональную деятельность родителей дошкольников, их бабушек и дедушек занятие «Профессии в нашей семье». Во время занятия рассматривалось и рассказывалось о том, как старшие родственники в семьях дошкольников трудились на благо страны. Кем работали и что делали их родители, бабушки и дедушки для нашей страны в значимые или трудные годы. И многие ребята после этого с большой гордостью говорили о том, что их бабушка или прадедушка, был не просто рабочими или крестьянами, а что их труд в тяжёлые времена помог стране.

К занятию «Семейные легенды и предания» подошли дети очень творчески. Для этого была проведена подготовительная домашняя работа, ребята беседовали с членами своей семьи, с другими родственниками. На занятии многими детьми рассказывались реальные истории, которые происходили с их прадедами во время «Великой отечественной войны». Многие старшие дошкольники со своими родителями принимали участие в акции «Бессмертный полк» и в демонстрации, которая ежегодно проходит 9 мая на территории нашего районе. Многие легенды в семьях были связаны с вещами, которые до сих пор хранятся и передаются от одного поколения к другому.

В блоке «Традиции моей семьи» была использована форма «вэб-квест», основанную на разработке С.В. Козициной «Семейные традиции» [34]. Целью данных занятий являлась активизация деятельности старших дошкольников. Получая задание, дети находили с помощью «Интернет ресурсов» нужную информацию. Готовый продукт деятельности получался у детей, практически, в ходе каждого занятия. Так после занятия «Мама, папа, я – читающая семья» ребята составили каталог прочитанных в семье произведений.

Нашли большой отклик не только среди ребят, но и среди родителей дошкольников занятия «Спорт в нашей жизни». Детям рассказывали о том, какое значение имеет спорт для их семьи. Многие ребята уже ходят в кружки и спортивные секции: футбол, хореография, борьба. Дети рассказали об этом более подробно. В нашем районе и селе проводится много спортивных соревнований, в которых многие семьи принимают активное участие. Самыми любимыми видами спорта оказались футбол, хоккей, волейбол, борьба.

Так же вызвало большой интерес у ребят занятие «Кулинарная книга моей семьи». Во время подготовки первому занятию и по ходу самого занятия ребята изготовили книжки-малышки, в которые они внесли семейные рецепты. Многие такие книжки были проиллюстрированы рисунками и (или) небольшими фотографиями. A на следующее занятие ребята высказали желание принести блюда, приготовленные по семейным рецептам вместе с родителями, так что пришлось устраивать после этого занятия чаепитие, чему дети были очень рады.

Занятия «Наши любимые песни» прошли в атмосфере хорошей и дружественной. Дети вспомнили и пропели их не только любимые песни из сказок, мультфильмов, кинофильмов, сказок, но и узнали у родителей, какие песни им нравились и почему. С какими семейными событиями они связаны и что значат именно эти песни для их семьи.

Во время занятий «Календарь семейных праздников» ребятами был создан, со значимыми для семьи и датами и событиями, семейный календарь. Некоторыми из детей создавался календарь будущего, в котором планировались праздники с родителями и родственниками, совместные походы и дела.

В ходе занятий «Наши руки не для скуки» мы провели ярмарку поделок «Обережное чудо». В ходе занятий ребята узнали, что такое « обереги», каково их назначение, какие «обереги» бывают и конечно научились создавать «обереги» сами. Детям рассказывалось, с каким вниманием и чувством создавались и для чего нужны «обереги», какое значение имел ручной труд, дети познакомились с народными промыслами. Ребятам было предложено узнать, каким домашним творчеством занимаются члены их семьи, рассказать и принести изделие, созданное руками родителей.

На занятиях «Путешествия моей семьи» детьми была оформлена карта путешествий, куда бы ещё хотели поехать с родителями и где они уже были. Дошкольники рассказывали об эмоциях, которые были получены ими в ходе этих поездок и чем особенно они им запомнились. Целью данного занятия было вызвать положительные воспоминания и эмоции о проведённом семейном совместном отдыхе. Во время проживания и проговаривания прошлого дети учатся ценить и беречь время, проведенное с семьёй.

Совместным написанием сценария завершилось занятие «Семейный праздник», на которое были приглашены родители дошкольников, принявшие деятельное участие в данном процессе. Все дети группы принимали активное участие ходе проведения занятий этого блока, проявляя свои творческие способности. Для подготовки к занятиям активно пришлось взаимодействовать с родителями, бабушками, дедушками большинству из детей.

Занятия, которые проводились течение учебного года способствовали развитию у воспитанников осознанного ценностного отношения к семье, воспитанию уважительного отношения к семейным традициям, культуре, к членам семьи. Дошкольники овладели информацией о возникновении традиций в семье, семейных реликвиях, научились создавать свою родословную, выполнять проекты, создавать сценарии и проводить праздники.

Таким образом, используемые психолого-педагогические условия, такие как учёт возрастных особенностей детей, использование в работе различных форм и методов, изучение организованной работы, способствуют формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников.

 

2.3. Оценка эффективности психолого-педагогических условий формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет

 

После проведения работы по формированию представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в условиях ДОУ была проведена повторная диагностика.

Для исследования уровня сформированности представлений о семейных ценностях мы повторно использовали анкету для старших дошкольников С.П. Акутиной «Ценности и традиции моей семьи» (рис 8). По результатам диагностики было выявлено:

Рисунок 8 – Уровень сформированности представлений об истории семьи у старших дошкольников

В группе дошкольников произошли положительные изменения. Высокий уровень сформированности знаний об истории семьи увеличился на 45%, средний уровень и низкий уровень уменьшились, соответственно средний на 15%, низкий на 30%.

Затем была повторно проведена методика «Я и моя семья», позволяющую выявить уровень представления об обязанностях и правах членов семьи. В результате нами были зафиксированы следующие изменения:

Результаты диагностики выявили, что к высокому уровню относятся 50%,10 воспитанников.

К среднему уровню относятся 20% (4 человека) воспитанников.

Низкий уровень был выявлен у 30% (6 дошкольников) группы (рисунок 9).

Рисунок 9 – Уровень сформированности отношения к родителям, семье у старших дошкольников

После формирующего эксперимента были зафиксированы заметные изменения. Увеличился на 40% (8 человек) высокий уровень, а средний уровень уменьшился на 20% (4 человека), уменьшился на 20% (4 человека) и низкий уровень.

Для повторного выявления уровня эмоционального отношения к родителям, младшим и старшим членам семьи мы использовали повторно диагностическую методику «Завершение предложения» (детский вариант В. Михала). В результате нами были зафиксированы следующие изменения (рис.10):

Рисунок 10 – Уровень сформированности отношения к родителям, семье у старших дошкольников

В группе произошли положительные изменения. Увеличился ысокий уровень сформированности знаний об истории семьи на 35%, средний уровень уменьшился на 15% и низкий уровень так же уменьшился на 20%.

С целью сравнения сформированности представлений о необходимости проявления заботы по отношению к членам семьи нами проведено повторное исследования с помощью педагогической ситуации «Что важнее». В результате нами были зафиксированы следующие изменения (и рис.11):

Рисунок 11 – Уровень сформированности представлений о необходимости проявления заботы по отношению к членам семьи у старших дошкольников

В группе произошли положительные изменения. Высокий уровень сформированности представлений о необходимости проявления заботы по отношению к членам семьи увеличился на 25%, средний уровень увеличился на 25% и низкий уровень уменьшился на 50%.

С целью сравнения сформированности представлений о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со сверстниками и взрослыми нами проведено повторное исследование с помощью педагогической ситуации «Сюжетные картинки». В результате нами были зафиксированы следующие изменения (рис.12):

Рисунок12 – Уровень сформированности представлений о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со сверстниками и взрослыми

В группе произошли положительные изменения. Высокий уровень сформированности представлений о нормах и правилах поведения, регулирующих отношения ребенка со сверстниками и взрослыми увеличился на 20%, средний уровень уменьшился на 20%, низкий уровень остался без изменений.

Итоговый уровень сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников в условиях ДОУ предполагает обобщение данных по каждому этапу исследования (рисунок 13).

Рисунок 13 – Итоговый уровень сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников

Высокий уровень был зафиксирован у 45% (9 воспитанников). У этих дошкольников сформированы достаточно глубокие знания и представления о семье, семейных традициях и ценностях. Дети знают историю своей семьи, права и обязанности её членов, демонстрируют положительные эмоции к родителям, проявляя к ним повышенный интерес, а так же к младшим и старшим членам семьи. Дети придерживаются принятых норм и правил поведения и общения с членами своей семьи и другими взрослыми, выбирают для разрешения конфликтных ситуаций конструктивные способы и применяют их. Узнают информацию по различным вопросам от членов семьи и правильно используют её, принимают активное участие в конкурсах, фестивалях, связанных с семьей, семейными традициями, охотно участвуют в создании родословной.

Средний уровень был выявлен у 35 % (7 детей). У этих ребят накоплен определенный объем знаний, которые ещё не стали глубокими и системными, о семье, семейных ценностях, семейных традициях, они знают родословную своей семьи, обязанности и права её членов. Они проявляют, но недостаточно сильно и долго, интерес и эмоционально-положительное отношение к родителям, младшим и старшим членам семьи. Чаще у них позиция ведомого исполнителя при создании родословной, и при участии в семейных конкурсах.

Низкий уровень был выявлен у 20 % (4 детей). Дети в этой подгруппе продемонстрировали накопление минимума знаний, или их отсутствие, в представлении о семье, семейных ценностях и традициях. Они не интересуются этим или проявляют минимум интереса, и поэтому мало что знают об истории семьи, о своих ближайших родственниках. Между родственниками не всегда понимают взаимоотношения, иногда путая имена родственников. В семейных датах и в семейном альбоме ориентируются плохо. К младшим и старшим членам семьи проявляют безразличие, не вызывающее эмоционального отношения к родителям. В семейных праздниках, создании родословной, конкурсах и викторинах, связанных с семьей занимает позицию пассивного наблюдателя

После обобщения имеющихся после контрольного эксперимента результатов, мы пришли к выводу, что уровень сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников изменился в лучшую сторону.

Обобщив полученные результаты, мы увидели, что количество с высоким уровнем сформированности ценностного отношения к семье воспитанников в экспериментальной группе увеличилось на 7 человек, что составило 45%.

Средний уровень увеличился на 1 человека, что составило 35%.

Количество с низким уровнем сформированности ценностного отношения к семье дошкольников уменьшилось на 5 человек, что составило 20% детей (рисунок 13). Среди детей, которых мы отнесли к низкому уровню сформированности ценностного отношения к семье, оказались двое часто болеющих детей, которые посещали не все занятия нашей программы, один ребёнок из неблагополучной семьи и один ребёнок, у которого умерла мама и он воспитывается бабушкой.

Таким образом, подвергнув анализу результаты повторных диагностик, мы можем сделать вывод, что разработанная нами методика, направленная на формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе дала результаты.

Можем сделать вывод, что целенаправленная работа способствовала повышению уровня сформированности представлений о семье, осознанности ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Данные экспериментальной проверки подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы.

 

Заключение

 

Данное исследование, затронуло проблемы представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Нами были изучены научно-методическая, психолого-педагогическая литература, а также педагогический опыт по проблеме формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников таких учёных как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, О.С. Пермовская, О.В. Володина, П.Е. Кильдюшова и многих других.

В ходе анализа научно-методической, психолого-педагогической литературы было раскрыто содержание и структура формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения старших дошкольников к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально-ориентированной деятельности.

Опытно-экспериментальная часть исследования была проведена на базе ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье (филиал ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье приволжский район Самарская область детский сад «Аленький цветочек»). Она включала три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный.

В диагностической части эксперимента были проведены следующие методики: «Ценности и традиции моей семье» (С.П. Акутиной), «Я и моя семья» (Р.В. Овчаровой), «Завершение предложения» (детский вариант В.Михала), педагогическая ситуация «Что важнее» (авторская разработка), «Сюжетные картинки» (модифицированный вариант Р.М. Калининой). Согласно результатам диагностики были выявлены низкий, средний и высокий уровни сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников.

По результатам констатирующего этапа показатели в экспериментальной и контрольной группах свидетельствовали о низком уровне сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Низкий и средний уровни сформированности представлений о семейных ценностях выявлен у 18 детей, что составило 90%. Подтвердилась необходимость формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе.

В формирующей части эксперимента реализовывались следующие психолого-пдагогические условия:

− разработана модель формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет;

− реализовано содержание работы, направленное на формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет в ДОО;

− включены интерактивные мероприятия для детей и родителей в работу по формированию представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет.

В ходе исследования была разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в условиях ДОО. Модель состоит из четырёх компонентов: целевого, содержательного, организационно-деятельностного, оценочно-результативного.

Практическая работа с дошкольниками ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье включала в себя занятия по формированию представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Нами было разработано содержание работы духовно-нравственной направленности «Моя семья – моё богатство». Содержание работы включало в себя три блока «Семейные ценности», «История моей семьи», «Наши традиции», направленных на развитие когнитивного, эмоционального и поведенческо-деятельностного компонентов. В ходе работы были использованы различные формы и виды деятельности: викторины, беседы, вэб-квесты, проекты, праздники, игры, конкурсы, ярмарки, экскурсии.

Обобщив полученные результаты на контрольном этапе, мы видим, что количество воспитанников с высоким уровнем сформированности представлений о семейных ценностях в экспериментальной группе увеличилось на 7 человек, что составило 45%. Количество детей со средним уровнем увеличилось на 1 человека, что составило 35%. Количество дошкольников с низким уровнем сформированности представлений о семейных ценностях уменьшилось на 5 человек, что составило 20% детей. Среди детей, которых мы отнесли к низкому уровню сформированности представлений о семейных ценностях оказались двое часто болеющих детей, которые посещали не все занятия, один ребёнок из неблагополучной семьи и один ребёнок, у которого умерла мама и он воспитывается бабушкой.

Таким образом, целенаправленная работа способствовала повышению уровня сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников. Данные экспериментальной проверки подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы.

 

Список используемой литературы

 

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – N 3038417-10-2013 N 1155 – Режим доступа: http: //минобрнауки рф/документы/6261/файл/ 5230/Приказ (дата обращения: 18.02.2019 г.).
  2. Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на период до 2025 года (общественный проект): в 3-х частях [Текст] // Составитель Мазулина Е.Б. и др. – М., 2013. – 43 с.
  3. Азаров, Ю.П. Семейная педагогика. Воспитание ребёнка в любви, свободе и творчестве [Текст]/ Ю.П. Азаров. – М.: Эксмо, 2015. – 496с.
  4. Актуальные проблемы педагогики и психологии [Текст] // Сборник научных трудов преподавателей, молодых ученых и студентов, посвященный 210-летию Казанского университета. – Выпуск 18. / Под ред. Р.А. Валеевой. – Казань: Изд-во «Отечество», 2015. – 296 с.
  5. Акутина, С.П. Методы поддержки воспитательной семейной системы: педагогический дискурс [Текст]// Наука 21 века: вопросы, гипотезы, ответы. – 2014. – №2. – С.16-21.
  6. Бим-Бад, Б.М. Модернизация института семьи: социологический, экономический, антрополого-педагогический анализ [Текст]/ Б.М. Бим-Бад, С.Н. Гавров: Монография. – М.: Интеллектуальная книга – Новый хронограф, 2017. – 352 с.
  7. Божович, Л.И. Хрестоматия по возрастной психологии [Текст]/ Л.И. Божович: учебное пособие для студентов. – М.: Институт практической психологии, 1996. – 304 с.
  8. Большая российская энциклопедия // [Электронный ресурс]. – URL https://bigenс.ru/philosophy/text/4674699 (дата обращения 12.05.2019).
  9. Бородина, О.В. Проблема формирования семейных традиций в условиях деятельности социально-педагогических организаций [Текст]/ О.В. Бородина// Педагогическое образование и наука. – 2017. – № 1. – С. 95-98.
  10. Василенко, В.А. Ценности и ценностные отношения [Текст] /В.А. Василнко – Проблема ценности в философии; под ред. А.Г. Харчева. – Ленинград: Наука, 1966. – 244 с.
  11. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование [Текст]/ С.М. Вишнякова: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. – М.: НМЦ СПО, 1999. – 538 с.
  12. Волжина, О.И. Аксиологическая концепция семьи [Текст] / О.И. Волжина// Мир образования – образование в мире. 2001. – №4. – С. 29-46.
  13. Володина, Л.О. Педагогическое проектирование системы ценностей семейного воспитания в современной Росси: от замысла к концепции [Текст] / Л.О. Володина – М.: Издательский центр АНОО «ИЭТ», ФГНУИТИП РАО, 2014. – 196 с.
  14. Воспитательная деятельность педагога: от проблем к результатам. Сборник научных трудов [Текст] / под ред. П.В. Степанова. – М.: изд-во АНО Издательский Дом «Педагогический поиск», 2017. – 108 с.
  15. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] /Л.С. Выготский. – М.: Перспектива, 2018. – 224 с.
  16. Данилюк, А.Я. Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования [Текст]/ Аданилюк, А.М. Кандаков, В.А. Тишков – Я: проект Рос. акад. образования. – М.: Просвещение, 2011. – 23 с.
  17. Даусон, А.Д. Формирование семейных ценностей у детей старшего дошкольного возраста. ФГОС дошкольного образования [Текст] / А.Д. Даусон, В.В. Утемов: методическое пособие. – Киров: Изд-во МЦИТО, 2016. – 40 с.
  18. Истратова, О.Н. Диагностика и коррекция детско-родительских отношений [Текст] / О.Н. Истратова. – М.: изд-во «Феникс», 2017. – 316 с.
  19. Кильдюшова, П.Е. Воспитательный потенциал социального проектирования в формированиии у старших дошкольников ценностного отношения к семье [Текст] / П.Е. Кильдюшова// Сборник трудов конференции «Актуальные проблемы педагогики и психологии. – Казань: изд-во «Отечество», 2016. – С. 23-28.
  20. Козицина, С.В. Методическое пособие по организации учебноисследовательского Веб-квеста «Семейные традиции» [Электронный ресурс]. – URL: https://infourok.ru/koziсina-sv-metodiсheskoe-posobie-po-organizaсii-uсhebnoissledovatelskogo-vebkvesta-semeynie-tradiсii-2080086.html (дата обращения: 14.05.2019).
  21. Комплект диагностичческих методик по оценке духовно-нравственного развития старших дошкольников [Текст]: Методическое пособие / под ред. Н.В.Наконешнюк. – Прокопьевский район, 2015. – 101с.
  22. Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания [Текст] / Л.И. Маленкова – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 480 с.
  23. Обухова, Л.Ф., Дворникова И.Н. Ритуалы как психологическое средство формирования сплоченности семьи [Текст] / Л.Ф. Обухова, И.Н. Дворникова // Психологическая наука и образование. 2008. – № 4. – С. 24-33.
  24. Организация процесса воспитания детей: современные подходы, формы и методы [Текст] / Под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. – 320 с.
  25. Орлова, Е.О. Составление семейного архива в воспитании старших дошкольников [Текст] / Е.О. Орлова, М.Е. Чижова // Вестник Новгородского государственного университета. 2016. – №5 (96). – С.86-89.
  26. Пермовская, О.С. Формирование у старших дошкольников ценностного отношения к семье [Текст]/ О.С. Пермовская: диссертация. Нижний Новгород. 2016. – 256 с.
  27. Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии [Текст] // Сборник методических разработок; под ред. Е.Н. Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2011. – 208 с.
  28. Потаповская, О.М. Духовно-нравственное воспитание детей в дошкольной образовательной организации на основе отечественной социокультурной традиции [Текст] / О.М. Потаповская: диссертация. – Москва. 2015. – 211 с.
  29. Савинова, Л.Ю. Изучение особенностей проявления ценностного отношения к семье у современных старших дошкольников [Текст] /Л.Ю. Савинова // Герценовские чтения. Художественное образование ребенка. 2017. – Т. 3. – № 1. – С. 230-238.
  30. Сайко, В.Д. Ценностные ориентации детей при переходе в младший школьный и подростковый возраст [Электронный ресурс] // Вопросы психологии. 1986. – № 2. – С.67-74. – URL: http://www.voppsy.ru /issues/1986/862/862067.htm (дата обращения: 29.04.2019).
  31. Семеняка, Т.В. Педагогические условия формирования семейнонравственных ценностей у дошкольников [Текст] / Т.В. Семеняка// Вестник МГУКИ. 2009. – ноябрь-декабрь 6 (32). – С.198-202.
  32. Семкина, И.А. Характеристика диагностического инструментария ценностного отношения к семье [Электронный ресурс] / И.А. Семкина// Весник Вщебскага дзяржаунага университэта. 2016. – № 2. – С. 103-108. – URL: http://lib.vsu.by/xmlui/handle/123456789/8545 (дата обращения: 05.05.2019).
  33. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL:http:news.kremlin.ru (дата обращения: 10.11.2016).
  34. Стяжкина, А.С. Создание традиций семейного воспитания [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. – Т.14. – С. 51-55. – Режим доступа: URL:http://e-konсept.ru/2014/64075/htm. (дата обращения: 05.2019).
  35. Трунина, О.К. Традиционные семейные ценности православной культуры в воспитании старших дошкольников [Текст] / О.К. Трунина // Вестник ПСГТУ IV: Педагоги кА. Психология. 2016. – Вып. 1 (40). – С.27-37.
  36. Ушинский, К.Д. Моя система воспитания. О нравственности [Текст] / Под ред. О.В. Климовой, З.И. Бичаниной. – М.: АСТ, 2018. – 576 с.
  37. Фельдштейн, Д.И. Мир детства в современном мире (проблемы и задачи исследования) [Текст] / Д.И. Фельдштейн. – М.: Воронеж: МПСУ: Модек, 2013. – 335 с.
  38. Шевченко, М.А. Психологические рисуночные тесты для детей и взрослых [Текст] /М.А. Шевченко. – М.: изд-во АСТ, 2017. – 176 с.
  39. Штин, Н.И. Формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников [Текст] / Н.И. Штин, И.В. Груздова // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум. Сборник статей по материалам I студенческой международной научно-практической конференции. – Москва: Изд. «МЦНО». – 2018. – №1 (1) – С. 57-62.
  40. Штин, Н.И. Развитие творческой активности у старших дошкольников [Электронный ресурс]. http://hdl.handle.net/123456789/904 (дата обращения: 18.02.2019 г.).
  41. Щуркова, Н.Е. Воспитание — XXI век. Методика и искусство [Текст] / Н.Е. Щуркова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 177 с.
  42. Щуркова, Н.Е. Восхождение к нравственности [Текст] / Н.Е. Щуркова: Научно-методическое пособие. – М.: изд-во ИТРК, 2016. – 264 с.
  43. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности [Текст] / В.А. Ядов – М.: Омега-Л, 2007. – 567 с.

1  2

или напишите нам прямо сейчас:

Написать в WhatsApp Написать в Telegram

Комментарии

Оставить комментарий

 

Ваше имя:

Ваш E-mail:

Ваш комментарий

Валера 14 минут назад

добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.

Иван, помощь с обучением 21 минут назад

Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Fedor 2 часа назад

Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?

Иван, помощь с обучением 2 часа назад

Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алина 4 часа назад

Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения

Иван, помощь с обучением 4 часа назад

Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Алена 7 часов назад

Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.

Иван, помощь с обучением 8 часов назад

Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Игорь Петрович 10 часов назад

К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!

Иван, помощь с обучением 10 часов назад

Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 1 день назад

У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Илья 1 день назад

Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!

Иван, помощь с обучением 1 день назад

Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Alina 2 дня назад

Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

Иван, помощь с обучением 2 дня назад

Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Влад 3 дня назад

Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Полина 3 дня назад

Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс

Иван, помощь с обучением 3 дня назад

Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Инкогнито 4 дня назад

Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Студент 4 дня назад

Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется

Иван, помощь с обучением 4 дня назад

Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Олег 5 дня назад

Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Анна 5 дня назад

сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Владимир Иванович 5 дня назад

Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.

Иван, помощь с обучением 5 дня назад

Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Василий 6 дней назад

сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)

Иван, помощь с обучением 6 дней назад

Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф

Марк неделю назад

Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?

Иван, помощь с обучением неделю назад

Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф