1 2
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных ценностях
1.1. Понятие представлений о семейных ценностях в психолого-педагогической литературе
1.2. Условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
1.3. Модель формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
Выводы по 1 главе
Глава 2. Экспериментальное изучение процесса формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
2.1. Диагностика уровня сформированности представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
2.2. Реализация экспериментальной методики формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
2.3. Анализ и итого опытно-экспериментальной работы
Выводы по 2 главе
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных ценностей, включающих бережное отношение к семье, пропаганду семейного образа жизни. Результаты исследований, проведенных философами, социологами, социальными психологами и педагогами в последние годы, вызывают тревогу. Все чаще говорится о кризисе семьи, а перспективы развития этого социального института оцениваются крайне пессимистично. Кроме того, в российском обществе существует ряд демографических проблем, которые заключаются в том, что с каждым годом увеличивается количество не только неполных, но и неблагополучных семей.
Дошкольное образование является одной из важнейших ступеней образовательной системы. Одно из основных направлений деятельности дошкольного образования согласно ФГОС ДО заключается в формировании уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье [5]. Согласно Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общественных отношений признается безусловная ценность семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству, а также необходимость понимания и поддержания таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют важнейшее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека [11].
Всегда семья выступала важнейшим источником критериев оценки, лежащих в основе ценностных представлений человека. Тем самым, обеспечивая воспроизводство общественно-значимых ценностей. Ценностная система семьи как института обладает воспитательным потенциалом по воздействию на детей в плане их личностного развития. Именно наличие системы ценностей в семье позволяет противостоять негативным воздействиям.
В современном обществе наблюдается размывание национальных границ и основ национального суверенитета. Национальное музыкальное, художественное своеобразие уходит на задний план, более популярными становятся хит-парады, триллеры, бестселлеры. На смену полиязыковой культуры приходит популяризация английского языка. Национальная культура с ее ценностями утрачивает свою историческую специфику.
В России наблюдается трансформация семейных ценностей, что привело к изменению представлений о взаимоотношениях в семье, утрате родовых ценностей, смену ролевых отношений членов семьи, снижение статуса родителей.
Современное состояние семьи можно расценивать как кризисное. Как следствие — рост количества разводов, детей, рожденных вне брака, распространение социального сиротства. Пропагандируемая свобода межличностных отношений становится причиной отчуждения супругов, утраты изначального смысла родительства. Если раньше дети проявляли непослушание в отношении старших, то в настоящее время наблюдается уход родителей от своих прямых обязанностей, нежелание выполнять воспитательную функцию, формировать жизненные цели своих детей.
В результате социологических исследований ценностных ориентаций подрастающего поколения отмечается снижение роли семейных традиций, для них ценностными ориентирами становятся всё новое, пришедшее с запада и отрицается народное, традиционное. В мировоззрении молодежи отмечается также существование противоположных ценностей. Социологи отмечают деградацию понятий — «род», «супружество», «родство».
Представители эволюционного подхода объясняют происходящие изменения естественным переходом от семьи традиционной к семье современной, то есть детоцентризм уступает место индивидуализации, родительские отношения уступают место супружеским. Такая модель семьи соответствует большинству европейских стран.
После объявленного в России в 2008 году Года семьи возросло внимание к ее проблемам. Отмечается необходимость усиления внимания к качественным показателям функции семьи (воспитательной). То есть акцентировать внимание не на увеличении численности населения, а сконцентрироваться на развитии духовно-нравственных ценностях семьи.
Многие исследователи разрешение проблемы формирования представлений о семейных ценностях видят во взаимном сотрудничестве в кругу совместной деятельности, где отражаются интересы родителей, детей и педагогов. Воспитание субъекта анализируется как результат диалектической целостности совместных и личностных социальных свойств человека. В подобной системе ценностные ориентации причисляются к структурообразующим величинам, которые влияют на характер социальной деятельности и семейно-нравственных ценностей. Стержневым связующим звеном в системе взаимодействия является детский сад. Постоянный систематический процесс влияния семьи и дошкольного учреждения на ребенка разрешает наиболее полно реализовать наблюдения за внутренним становлением личности, за вырабатыванием его ценностных ориентаций.
Ускоренный темп современной жизни, неблагоприятные тенденции в социальной сфере жизни, низкая культура общения, недостаток нравственно-этических норм в отношениях приводят к нарушению семейных отношений. Все это отрицательно влияет на воспитание и формирование личности ребенка.
Таким образом, проанализировав психолого-педагогическую литературу и результаты исследования по проблеме формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников, изучив современные требования ФГОС ДО по данному направлению, мы можем выделить следующие противоречия:
1) между запросом общества к формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников и недостаточной ориентацией образовательных учреждений на осуществление этих требований;
2) между необходимостью формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе и недостаточной разработанностью теоретических основ и дидактических средств её формирования;
3) между значительными потенциальными возможностями учебно-воспитательного процесса и недостаточной разработанностью методического обеспечения.
Актуальность данного исследования усиливает необходимость разрешения указанных выше противоречий, а также устанавливает проблему исследования: какова модель и содержание формирования представлений о семейных ценностях и условия её реализации в учебно-воспитательном процессе в ДОУ?
Объект исследования — процесс формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о семье и семейных отношениях.
Предмет исследования — педагогические условия формирования представлений детей 6-7 лет возраста о семейных ценностях.
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность разработанной модели и педагогических условий, направленных на формирование представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в условиях ДОУ.
Для реализации обозначенной цели нами была выдвинута гипотеза, в соответствии с которой обозначен ряд исследовательских задач.
Гипотеза исследования: формирование представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет в условиях ДОУ будет успешным, если:
— определена сущность и характеристика представлений о семейных ценностях у старших дошкольников;
— разработана и внедрена модель формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников в условиях ДОУ;
— обоснованы, доказаны и реализованы педагогические условия: использование разнообразных методов и форм, активизирующих ценностный опыт отношения к семье; вовлечение детей в совместную деятельность, отвечающую их интересам и потребностям; побуждение к приобретению новых социально значимых знаний и отношений.
Задачи исследования:
1.Осуществить анализ научно-методической, психолого-педагогической литературы с целью раскрытия сущности, содержания и структуры формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников.
- Изучить уровень сформированности представлений о семейных ценностях.
- Разработать и внедрить структурно-функциональную модель процесса формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников.
- Доказать эффективность разработанной структурно-функциональной модели и педагогических условий, направленных на формирование представлений о семейных ценностях у старших дошкольников.
Методы исследования:
— теоретические (анализ нормативных документов, психолого-педагогической литературы, состояния практики, проектирование педагогического процесса);
— эмпирические (беседы с детьми, анкетирование педагогов).
Теоретическую основу исследования составляют:
— теории ценностей (Н.А. Бердяев, В.А. Василенко, И.В. Федосова);
— теории формирования ценностного отношения к семье в педагогических условиях (Н.Е. Щуркова, С.П. Акутина, Ю.П. Азаров, В.А.Караковский);
— концептуальные положения отечественной педагогике и психологии по проблеме развития старших дошкольников (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович);
— теории воспитания (Н.Е. Щуркова, В.А. Караковский);
— теории семейного воспитания (Ю.П. Азаров, О.И. Волжина, В.Н. Дружинин, Л.И. Савинов);
— исследования, раскрывающие сущностное понятие «ценностное отношение к семье» (О.С. Пермовская, Л.О. Володина, П.Е. Кильдюшова).
База исследования: МАДОУ «Детский сад №273» г. Перми.
Новизна исследования заключается в том, что:
— разработана и раскрыта структура модели процесса формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников;
— определены критерии и уровни сформированности представлений о семейных ценностях у старших дошкольников;
— определены педагогические условия, активизирующие ценностное отношение к семье.
Теоретическая значимость исследования:
1) определено понятие «представлений о семейных ценностях у старших дошкольников, под которым понимается процесс воспитания положительного отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения старших дошкольников к базовым национальным ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально-ориентированной деятельности;
2) разработана структурно-функциональная модель процесса формирования представлений о семейных ценностях у старших дошкольников, включающая целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
1) предложенная структурно-функциональная модель и психолого-педагогические условия обеспечили высокий уровень сформированности ценностного отношения к семье;
2) материалы выпускной квалификационной работы можно применить при подготовке организации учебно-воспитательного процесса воспитателями в ДОУ.
Структура исследования состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Глава 1. Теоретические основы формирования у детей 6-7 лет представлений о семейных ценностях
1.1. Понятие представлений о семейных ценностях в психолого-педагогической литературе
На современном этапе образования требования ФГОС ДО [64] и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина [22] России выдвигаю главные задачи, направленные на укрепление и популяризацию института семьи, воспитание семейной культуры пропаганду семейных традиций. В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания [22] семья представляется одной из базовых ценностей нашей страны, семья располагается в ряду основных национальных ценностей.
В программе воспитания и социализации воспитанников ДОУ семья является важнейшим ценностным ориентиром. Семья как социальный институт является связующим звеном между ребёнком и обществом. Совместная культура родителей, значимые ориентиры семьи, умение и желание передать их потомкам являются основой духовно-нравственного воспитания ребенка.
Динамику ценностей семьи изучали Л.И. Маленкова [38], И.С. Кон [32]. Обобщили и углубили представления о ценностях семьи В.Н. Дружинин [24], С.Г. Вершловский [12], М.Д. Матюшкина [12]. По мнению ученых, семья выступает как ценностная часть общества, а человек как часть семьи сам ориентируется на ценности этого мира. Человек имеет свою ориентацию на установки, убеждения, предпочтения, которые находят отражение в его поведении. В жизненном ориентире человек избирательно относится к ценностям материального и духовного мира.
Философы категорию «ценности» понимают как социальный объект окружающего мира, имеющий для человека утвердительную или отрицательную важность. Ориентиром деятельности для человека в предметной или социальной сфере является его ценность. То есть ценность — это проявление отношения к людям, действительности, окружающему миру.
В большой российской энциклопедии [8] категория «ценности» рассматривается как «положительное или отрицательное значение явления или объекта окружающей реальности». Эта действительность отражает вовлеченность в область человеческой деятельности. Оценочная значимость этой деятельности находит своё отражение в представлении о норме поведения, цели, идеале, установке на общепринятые нормы.
Н.А. Бердяев [4] рассуждает о том, что духовные ценности стоят выше социальной жизни и её ценностей, а каждая культура отличается от другой, набором ценностей, обуславливающей поведение её представителей. Ценностями высшего порядка он называет развитие человека, качество жизни, та как жизнь сама по себе самоценна и самодельна.
В.А. Караковский [28] выделил восемь общечеловеческих ценностей. Это земля, как общий человеческий дом; родина, где человек рождается и растет; семья, где прививается уважительное отношение ко всему сущему; труд, как основа человеческого бытия; знания как нравственная ценность; культура, как накопленные материальные и духовные богатства; мир, как покой и согласие, как важнейшее условие существования земли и человечества; и человек как безусловная ценность. Ценности позволяют сформулировать принципы и правила, которыми необходимо пользоваться, взаимодействуя с другими людьми.
Ценности классифицируются по разным основаниям: положительные и отрицательные, объективные и субъективные, материальные и духовные, общечеловеческие и индивидуально- личностные. Все ценности связаны с оценкой. Оценка есть средство осознания ценности природного и социального мира, осознание человеком индивидуально-личностной значимости.
Каждая сфера человеческой деятельности обладает ценностными измерениями. В иерархии ценностей, ценности внутренней жизни значительнее социальной, и в их порядке семья как ценность обретает значимое, приоритетное место.
В современных исследованиях ученые одним из важнейших критериев выделяют ценность семьи. А детей и семью рассматривают как самостоятельную ценность. Л.И. Савинов [50]говорит о том, что в семье воспроизводятся общечеловеческие идеалы справедливости, добра, зла, милосердия. То есть семья объединяет общечеловеческие ценности в одно целое.
В.А. Караковский [28] говорит, что духовность и культура являются близкими понятиями, охватывающими все сферы человеческого бытия. Формирование их связано с базовой культурой формирования личности, которая закладывается прежде всего в семье. Именно семья, прежде всего, старается создать обстановку мира и согласия. Ценность семьи является центральным ядром, объединяющим гуманистические ценности человека.
В семье человек всегда формировался физически, психологически, интеллектуально, удовлетворял многие свои потребности. В семье начинают развиваться нравственные, духовные начала, открываются для человека источники его будущего счастья или несчастья, развивается личность ребёнка. В семье он учиться любить, верить, заботиться о близких, выстраивать взаимоотношения с людьми, миром, с самим собой. Семья создаёт обеспечение психического и эмоционального спокойствия детей и взрослых.
Семья оказывается хранителем обычаев своего рода и народности в целом. А также основывает свои личные традиции. Семейные традиции — это передаваемые от поколения к поколению нормы, манеры поведения, обычаи и взгляды. Семейные традиции являются механизмом передачи законов внутрисемейного взаимодействия последующим поколениям: умение распределять роли во всех сферах семейной жизни, принятие культуры общения и умение преодолеть возникающие проблемы.
Семья как неотъемлемая доля коллективной системы объединена с иными её составляющими. Социальное окружение оказывает влияние на семью, вырабатывая её определённый тип. Семья же в свою очередь воздействует на остальные социальные институты, процессы и общество.
Как считает Ю.В. Василькова [11], именно семья вводит ребёнка в общество, и именно в обществе человек становится личностью, где закладываются основы человеческих отношений, первая социализация личности. В семье человек приобретает первоначальную пробу социального взаимодействия, постигает первые нормы и ценности, овладевает первыми социальными ролями. На протяжении какого-то периода семья оказывается единственным местом получения подобного опыта. Затем в жизни человека появляются такие социальные институты как детский сад, школа, улица. Однако семья остаётся одним из важнейших, а иногда и единственным фактором социализации личности.
Семье отдаётся главенствующая роль в становлении направленности поведения ребёнка. Именно в ней в процессе взаимоотношений между супругами, детьми, родственниками закладываются основные нормы и правила, нравственность ценностные ориентации, формируется самосознание, особенности личности ребёнка.
Ценность семьи проявляется через личностное отношение к ней, предоставляя каждому индивидуальный выбор её ценностей, что говорит о возможности выбора семейных приоритетов как социальных норм семейной жизни. О.И. Волжина [14] считает, что «ценность семьи на уровне идеальной реальности будет сопоставляться с её социальной значимостью».
Институт семьи и существует ради трансляции и реализации тех ценностей и семейного уклада, который имеется внутри семьи. Л.И. Савинов [50] их называет, родовыми ценностями и относит к ним: любовь, как наивысшую ценность между мужчиной и женщиной; рождение детей — как ценность, при достижении которой проявляются духовные ценности; ценностные ориентации, дающие возможность членам семьи погрузиться в мир человечности. Это находит своё отражение в ролевом поведении членов семьи.
Современные исследователи, например, Т.А. Куликова [36] определяет понятие семья как малая социальная группа. Её члены связаны родственными или брачными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость в ней обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
По мнению С.М. Вишняковой [13], семья — это незначительная социальная группа, которая образована на брачном союзе или кровном родстве, объединена общностью быта, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
В словаре С.И. Ожегова [41], категория «семья» рассматривается как группа проживающих вместе родственников. В.И. Даль [21] сообщает, что само слово «семья» древнерусского происхождения, обозначает «челядь», «домочадцы».
Трактовку понятия «семья» дает российский педагог Б.М. Бим-Бад [5], который подчеркивает, что семья — это образованная на брачном союзе или кровном родстве группа вместе живущих людей, связанная ответственностью и взаимопомощью. Семья является социальным институтом, реализующим функцию воспроизводства новых поколений.
Чаще всего о семье говорят, что это основная ячейка общества, непосредственно участвующая в его биологическом воспроизводстве. В последнее время под семьей понимают малую специфическую социально-психологическую группу, для которой свойственна особенная система взаимо-личностных отношений. Эти отношения в большей или меньшей степени управляют моральными и этическими нормами и традициями.
Осмыслив имеющиеся в науке трактовки понятия «семья», мы определяем семью как социально ценностный институт. Его члены объединены общим бытом, долгом друг перед другом, экспансивной близостью.
Демонстрация нравственных норм и принципов поведения напрямую связана со сформированностью духовно-нравственных ценностей.
По мнению С.П. Акутиной [3], рассматривая категорию духовно-нравственных ценностей, выделяет главную категорию добра, как проявление наивысшей ценности человека. И находят своё отражение в единстве принципов, нормы и действия, проявляемых в деятельности человека. Формирование духовно-нравственной сферы выступает как наивысший смысл жизни человека, которые регулируют его поведение и включают в себя не только ценности семьи, но национальные и общественные ценности.
Следует отметить, что именно в семье воспитываются ценности духовно-нравственной сферы личности.
В широком смысле семейные ценности понимаются как наиболее значимый идеал, конечная цель которого заключена в воспитании и развитии человека. А также способность их достижения с позиции социокультурной среды, реализуемая через передачу ценностей и культуры от старшего поколения к младшему. С другой стороны, семейные ценности рассматриваются как этические и нравственные требования, вырабатываемые и демонстрируемые в семейных отношениях, семейных традициях и обычаях.
С.П. Акутина [3] выделяет виды семейных духовно-нравственных ценностей:
— безусловные ценности (проявление любови, доброты, уважения, истинной веры, надежды, культуры);
— видовые духовно нравственные ценности (природные богатства страны, работа);
— общественно государственные ценности (Отечество, совершенство, воля);
— культурно национальные кровные ценности семьи (родственные связи, предки, семейный уклад, традиции).
Ценностное отношение к семье можно представить в виде интегрального свойства личности, включающего в себя понимание, эмоции, мотивы, убеждения, деятельность. Со временем ребёнок начинает понимать сопричастность к семье и роду, осознает важность любви и взаимоуважения, активно участвует в жизни своей семьи, проявляет ответственность в семейных отношениях. Поэтому ориентация на ценностное отношение к семье, ее нравственных устоев, ответственность перед ней является важной составляющей в нравственном развитии личности старшего дошкольника.
В.А. Ядов [79] считает, что ценностное отношение к семье имеет следующую структуру:
— ребёнок воспринимает семейные традиции как элементарную установку к семейным традиционным ценностям;
— осознание ценностных отношений через эмоциональный, когнитивный и поведенческий компоненты;
— семейные традиции воспринимаются как ценности культуры;
— сочетание интересов и потребностей с ценностными ориентациями способствует регулированию поведения.
Как считает В.А. Василенко [10], процесс усвоения семейных ценностей у старших дошкольников проходит три фазы:
— ребенок эмоционально воспринимает всё, что происходит в его семье;
— начинает осознавать личную сопричастность к миру своей семьи;
— ценностное отношение к семье соотносит с другими ценностями на уровне личной значимости.
Знакомясь с семейными традициями и поддерживая их, ребенок старшего дошкольного понимает семейные ценности , бережно относится к семье, гордится ею. В ценностных отношениях к семье лежит глубинный личностный смысл.
Категория «отношение» в педагогике главный объект внимания педагога. В психологии «отношение» рассматривается как структурная единица личности. Н.Е. Щуркова [76] считает, что отношение как новообразование развивающейся личности не формируется сразу, а складывается постепенно, в ходе физического и духовно развития. Ценностное отношение автор рассматривает как практическую связь человека с предметом или объектом, обладает знаниями об этом объекте и проявляет умение воспринимать, оценивать и использовать в своей жизнедеятельности.
И.В. Федосова [65] выделяет внутренние и внешние условия образования ценностных отношений. К внешним условиям относится среда, социум, культура, в которых нашли своё отражение ценности. Внутренние условия — это интересы, потребности, свойства личности — складываются в процессе развития человека. Внешние механизмы всегда преломляются через внутренние. Внутренние механизмы связаны с рефлексией личности.
В исследовании О.С. Пермовской [45, 49], ценностное отношение к семье, рассматривается как «некое интегративное личностное образование. Это образование понимает семью как совокупность нравственных законов и понимание ценностей семьи, как исток нравственности человека и общества в целом. Под ценностным отношением к семье подразумевается формирование личностных качеств». Среди личных качеств автор
выделяет чувство долга, любви, уважения, ответственность за членов семьи, уважение к старшим, взаимопомощь.
Л.О. Володина [15, 68] под ценностным отношением к семье понимает «результат деятельного усвоения ценностей культуры, сопряженный с потребностно-мотивационной сферой семьи».
Таким образом, ценностное отношение — это отражение жизненного опыта, совокупность внутренних переживаний личности, тип поведения и деятельности. Это сознание личности, в котором преломляются представления и убеждения.
Среди важнейших ценностей семьи П.Е. Кильдюшова [29] отмечает: любовь, как основное качество семейных отношений; порядочность, как честность и доверие между членами семьи; главенство, как понимание своей роли в семье; уважение, как основа брака и семьи; здоровый образ жизни; семейные традиции.
По мнению Л.О. Володиной [16], одним из компонентов системы ценностей было понятие «православный». Автор выделяет «заглавные» духовно нравственные ценности семьи: род, нация, общество, государство, природа.
В своих работах К.Д. Ушинский [63] замечал, что основная цель воспитания — духовное становление человека. Достигнуть этого становления не возможно без опоры на культурные и исторические традиции страны, на особенности национального характера народа.
Под формированием представлений о семейных ценностях И.В. Федосова [65, 91] понимает — «организованный процесс, в ходе которого происходит присвоения ценностей субъектом. Содержание этих ценностей усваивается личностью, а затем структурировано встраиваются в механизмы управления ребенком своим мышлением, чувствами, действиями». Правильный выбор необходимых методов, форм и средств организации присвоения детьми общечеловеческих ценностей делает процесс более эффективным.
О.С. Пермовская [45, 52] считает, что «формирование представлений о семейных ценностях — это целенаправленный процесс воспитания, во время которого происходит формирование и развитие ценностей культуры семьи и быта. А также формирование культуры семейных взаимоотношений, развитие здорового образа жизни в обществе. В процессе воспитания происходит осмысление личностью семейных ценностей, на основании общечеловеческих идеалов формируется образ семьянина».
В формировании представлений о семейных ценностях П.Е.Кильдюшова [29] выделяет два аспекта: содержательный и процессуальный.
Содержательный компонент включает в себя знания о ценностях семьи, нормах поведения, готовность их использовать. В процессуальном аспекте реализуются этапы освоения нравственных ценностей. То есть от познания до реализации нравственных норм и ценностей в поведении.
Таким образом, формирование представлений о семейных ценностях у детей старшего дошкольного возраста — это процесс воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путем приобщения их к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности.
1.2. Условия формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
Формированию представлений о семейных ценностях в учебно-воспитательном процессе ДОУ посвящены исследования С.П. Акутиной [3], О.М. Потаповской [49], С.В. Козициной [30], А.Д. Даусон [23], В.В. Утемова [23].
В современных психолого-педагогических условиях особое внимание уделяется раскрытию, обоснованию и проверке педагогических условий, обеспечивающих результативность учебно-воспитательного процесса на различных ступенях педагогической деятельности.
В Толковом словаре [41] под условиями понимаются:
— обстоятельства, от которых что-то зависит;
— предъявляемые требования;
— устная или письменная договорённость;
— правила, установленные в какой-либо деятельности;
— обстановка, в которой что-либо осуществляется.
Под педагогическими условиями понимаются некие меры, направленные на повышение педагогической деятельности. Результат педагогической деятельности зависит от того какие условия будут выбраны.
В ходе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили, что ученые выделяют несколько видов педагогических условий: психолого-педагогические, организационно-педагогические и дидактические.
В нашем исследовании мы выделили следующие педагогические условия: применение разнообразных форм и методов, направленных на формирование ценностного отношения к семье; вовлечение в совместную деятельность, отвечающую интересам и потребностям дошкольников; развитие новых социально значимых знаний и отношений.
Старший дошкольный возраст является важнейшим этапом в жизни человека. Именно на этой ступени взросления происходят целенаправленное обучение и воспитание. Это период социально-личностного развития детей
Н.Е. Щуркова [78] выделяет главные психологические механизмы, влияющие на развитие детей старшего дошкольного возраста: импринтинг, подражание, привычка. Под импринтингом понимаются первые впечатления, первичное восприятие чего-либо или кого-либо. Под подражанием — копирование, заимствование того, что видит ребенок вокруг себя, так как у него ещё нет социального опыта. Подражание является решающим фактором в поведении ребёнка.
Привычка — это психологический механизм, закрепляющий новообразования. То есть это действие, которое отражает проживаемое отношение. При неоднократном повторении какого-либо действия, при многочисленном воспроизведении и вырабатывается привычка.
Так же автор одним из благоприятных условий выделяет психологический климат группы. Среди характеристик климата Н.Е.Щуркова [77] выделяет доброжелательность, открытость, признание индивидуальности, активность, свободу выбора, работоспособность, которые влияют на психологическое состояние каждого ребёнка. Успешность каждого воспитанника способствует укреплению благоприятного климата в группе. Психологический климат — это проявляемые отношения, которые демонстрирует ребёнок в процессе взаимодействия со сверстниками, воспитателем, и которые влияют на его активность в деятельности.
В.Д. Сайко [52] утверждает, что ценностные отношения являются важнейшим компонентом структуры личности. Для развития ценностных отношений в сфере отношений к людям выступает социальная активность старшего дошкольника. Так в этот период у ребёнка происходит выделение личных ценностей, их эмоциональное освоение и постепенное закрепление в деятельности.
Для старшего дошкольного возраста игровая деятельность остаётся ведущим видом деятельности. Как считает Н.Е. Щуркова [77], в игровой ситуации накапливаются умения и способности адекватного поведения в социально-ценностных отношениях. Игровая деятельность структурирует все способности ребёнка, преобразуя их в новообразования в личностной структуре.
Любая деятельность определяется проживаемым эмоциональным состоянием. То есть эмоции — это условие качественного результата деятельности. Эмоциональное состояние, рождаясь в деятельности, меняет саму деятельность.
В.В. Утёмов, А.Д. Даусон [23] разработали структуру занятий, в ходе которых дети находятся в постоянной смене деятельности, что положительно сказывается на их эмоциональном состоянии. По структуре занятие разбивается на шесть составляющих: ритуал приветствия; основное содержание занятия; разминка; основное содержание занятия (совместная деятельность со сверстниками или самодеятельность); рефлексия и подведение итогов; ритуал прощания.
Церемония приветствия направлена на развитие сплочённости участников учебно-воспитательного процесса, на поддержание атмосферы доверия и принятия.
В совместной деятельности отражается основное содержание занятия. На этом этапе занятия формируются ценностное отношение к семье. Дети социализируются, развивается их коммуникабельность. В этом блоке используются формы беседы или игры. Здесь применяются средства игротерапии, работа с пословицами и поговорками, беседы.
Во время разминки дети настраиваются на продуктивную деятельность, устанавливают контакт. Разминка поддерживает хорошее настроение и помогает сбросить экспансивное возбуждение. Разминка может проводиться не только в начале занятий, но и, если появляется необходимость как-то внести изменения в эмоциональное состояние участников процесса. При выборе разминочных упражнений учитывают эмоциональное состояние детей и задачи ожидающей деятельности.
Коллективные занятия со сверстниками или самодеятельность также выступают как основной этап занятия. Но на данном этапе представляют собой творческий процесс, который развивает креативность. На этом этапе детям можно предложить провести выставку на определенную тематику, проведение ролевых игр или подготовку театрализованного представления.
Рефлексия и подведение итогов занятия предполагают обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии. Участники высказываются о том, что понравилось, что показалось самым важным, что чувствовали. На этом этапе также предполагается обобщение новых знаний.
Ритуал прощания благоприятствует заключительному этапу занятия и укрепляет чувство единения. Ритуал во многих проведенных исследованиях применяется как психологическое орудие формирования чувства сплочённости семьи.
Л.Ф. Обухова, И.Н. Дворникова [40] отмечают, что сплочённость семьи зависит от межличностного общения, проявления эмоций и семейных ритуалов. Под ритуалом авторы понимают исторически сложившиеся формы деятельности и поведения, транслируемые из поколения в поколение. Ритуалы способствуют объединению членов семьи, дают возможность коммуникативному росту. Можно выделить следующие отличительные признаки ритуалов:
— высокая значимость для участников взаимодействия при сохранении индивидуальности;
— соответствуют развитию стадиям жизненного цикла, а предыдущие стадии становятся символическим;
— новизна при многократном повторении.
Многие ученые отмечают, что ритуалы способствуют формированию сплочённости семьи, проявлению эмоциональной близости, привязанности к членам семьи. А сплочённость включает в себя самосознание и чувство «мы» в когнитивном и чувственном компоненте.
Формирование ценностного отношения у старших дошкольников относится к духовно-нравственной сфере личности. Во время процесса развития ребёнок приобретает нравственный опыт, используя в качестве примера ценностные идеалы. На основе этого у ребёнка вырабатываются этические понятия. Л.С. Выготский [18] отмечает, что эмоциональная сфера личности активизирует и одухотворяет ценностное отношение к деятельности. Чем сложнее эмоционально-мотивационная сфера, тем ярче и насыщеннее внутренняя жизнь. Внутренняя жизнь — переживания влияют на поведение и на внешние события, в которых участвует ребенок. Осмысление, принятие и реализация общественных норм, приводят к тому, что нравственные нормы и ценности управляют жизнью и деятельностью человека.
Большое значение в организации ценностной деятельности старших дошкольников имеет такой метод как рассказ. Вызывая чувства воспитанников, этот метод способствует понятию и усвоению заключенных в рассказе нравственных оценок и норм поведения. Применяя этот метод в воспитательной работе с старшими дошкольниками, мы решаем следующие задачи:
— способствовать проявлению положительных чувств: сочувствие, сопереживание, радость, гордость или отрицательных чувств к проступкам отрицательных героев;
— способствовать раскрытию содержания нравственных понятий;
— вызывать желание соответствовать положительным поступкам.
Также в воспитательной деятельности, направленной на формирование ценностной ориентации часто используется метод беседы. В ходе беседы дети высказывают своё мнение, дают свою оценку событиям, поступкам на основе своего собственного социального опыта. В ходе беседы старшие дошкольники учатся распознавать нравственные качества личности, давать правильную оценку деятельности и сопоставлять с общепринятыми правилами и нормами. Дети с помощью воспитателя обсуждают правила поведения, применимые в собственной практике.
Современное образование, предполагает использование новых форм и методов в педагогическом процессе на основе информационных технологий, способствующих оптимизации процесса обучения и воспитания дошкольников.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования [64] говорится, что каждый ребенок должен выработать навык самостоятельной деятельности и личной ответственности. На современном этапе использование интернет и электронных образовательных ресурсов способствуют выполнению поставленных требований. Умение находить нужную информацию, умение работать с ней и умение презентовать её — в этом многие дети испытывают затруднения.
На сегодняшний день многие старшие дошкольники свободно пользуются планшетами, компьютерами. Это во многом помогает им в поиске нужной информации.
Старшие дошкольники являются активными пользователями информации в сетях, оказывающих большое влияние на восприятие ими окружающего мира. Д.И. Фельдштейн [66] считает, что современное информационное общество формирует новый способ жизни, получения и присвоения знаний, информации. Информатизация отрывает детей от культурных традиций общества и его истории.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования говорится, что взаимодействие участников учебно-воспитательного процесса может осуществляться с помощью информационных технологий, в том числе и интернет-рессурсов.
С.Б. Судьина [61,11] считает, что развитию нравственных ценностей могут способствовать информационно-телекоммуникативные сети. Автор вводит новый термин «сетевая поддержка», под которым понимается «совместная деятельность субъектов нравственного воспитания, основанную на использовании информационно-телекоммуникационных сетей, согласующегося с целями и содержанием нравственного воспитания в ДОУ».
Развитие компьютерных технологий, особенно Интернет-технологий, дают огромный толчок для развития человечества. Благодаря этим технологиям, мы можем использовать веб-квест, как особый вид поисковой деятельности. В ходе вэб-квеста дошкольники активно используют интернет-технологии. Веб-квест как образовательная технология опирается на такой подход к обучению, в процессе которого происходит конструирование нового. Используя в учебно-воспитательной деятельности вэб- квест, педагог консультирует, организует и координирует проблемно-ориентированную исследовательскую, учебно-познавательную деятельность детей. Учитель создаёт условия для самостоятельной, умственной и творческой деятельности детей. Поддерживается их начинания и идеи. Соответственно, дети, так же как и воспитатель, берут на себя ответственность за процесс и результат деятельности.
П.Е. Кильдюшова [29] считает, что использование социального проектирования способствуют улучшению взаимоотношений детей с окружающим миром. Привлечение внимания дошкольников к социальным проблемам, в том числе и связанных с семьей, включая детей в реальную практическую деятельность по разрешению возникших проблем. Использование социального проектирования при систематическом включении метода проектов, бесед с элементами дискуссий, воспитывающих ситуаций способствуют формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников.
Е.О. Орлова, М.Е. Чижова [43] считают, что составление семейного архива способствует обогащению у старших дошкольников представлений о взаимосвязи истории семьи и истории отечества, формирует ценностное отношение к семье.
В исследовании А.С. Стяжкиной [60] особая роль отмечается в такой форме работы как семейный праздник. Дошкольники вначале погружаются в процесс подготовки праздника, узнают о его возникновении, значимости для семьи. Также являются и непосредственными участниками самого события, в процессе которого присваиваются социальные роли. Во время подготовки и проведения праздника раскрывается индивидуальность и талант ребёнка. То есть дошкольники получают не только знания и положительные эмоции, но и демонстрируют деятельностную активность.
Таким образом, выделенные педагогические условия: применение разнообразных форм и методов, направленных на формирование ценностного отношения к семье; вовлечение в совместную деятельность, отвечающую интересам и потребностям дошкольников; развитие новых социально значимых знаний и отношений способствуют формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе и обеспечивают эффективность разработанной модели.
1.3. Модель формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет
Одной из задач нашего исследования является конструирование модели процесса формирования представлений о семейных ценностях у детей 6-7 лет в условиях ДОУ.
Модель [56, 119]- это изображение, схема, описание объекта, в которой отражаются в уменьшенной и более простой картине структура свойств, взаимосвязей и взаимоотношений между её элементами и способствующая получить информацию в упрощённом виде по исследуемому объекту.
Формирование [46] — это процесс объективный и целенаправленный; это устройство осмысленного воздействия на развитие личности при помощи факторов и средств, способствующих присвоению ценности «семья».
Методологической основой в построении модели формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе являются следующие подходы: аксиологический, системно-деятельностный, культурологический.
В основе образовательного стандарта системно-деятельностный подход предполагает ориентацию на результат образования, где полученные знания являются составной частью, основным результатом образования. В учебно-воспитательном процессе учитывая интересы, желания, потребности воспитанников, используют игровую, досуговую, проектную деятельность и многие другие. В исследовании мы используем системно-деятельностный подход, так как применяемые формы, методы, компоненты направлены на формирование ценностного отношения к семье соответствуют целостности системы. При формировании ценностного отношения к семье важна правильная мотивация старших дошкольников, поэтому мы используем проектную деятельность (вэб-квест).
Аксиологический подход рассматривает семейные ценности как человеческий смысл, образец культуры. Аксиологический подход рассматривает воспитание старших дошкольников с позиции его самореализации в плане духовного возвышении личности. Духовность и нравственность являются базовыми характеристиками личности. Они также связаны с мотивационной сферой — внешне — это нравственность и внутренне — это духовность. В нашем исследовании мы используем аксиологический подход, так как связь между поколениями, семейные традиции, рассматриваются как самоценность.
Культурологический подход направлен на воспитание у старших дошкольников культуры и нравственности, на сохранение мировых и отечественных культурных ценностей, в том числе и семейных духовно-нравственных ценностей. В нашем исследовании мы используем культурологический подход, так как межпоколенческое общение, семейные ценности, семейный архив рассматриваются нами как часть культуры общества в целом. Источником воспитания является человеческая культура, то есть всё, что создано человеком. В процессе формирования ценностного отношения к семье присваивается культура народа, его самобытность.
Формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников предполагает следующие педагогические принципы:
— аксиологический — направляет внимание воспитанников на восприятие человека как наивысшей ценности и все, что составляет благо для человека, видится как ценность. То есть в любом объекте педагог подчёркивает ценностные отношения;
— прагматический — обогащает воспитанников нравственным опытом. Педагог собственным личным, нравственным поведением обогащает нравственный опыт детей;
— пленительности — предполагает выстраивание материала «во имя эмоционального проживания положительного отношения к этическому объекту осмысления». Содержание занятий должно быть четко продумано. Тщательно подобранный материал должен быть насыщен инновационным богатством «нежной педагогики» [77, 103].
Рассмотрим структурно-функциональную модель формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе, которая состоит из четырех компонентов (Рисунок 1).
Целевой компонент включает в себя цель формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников; задачи, направленные на формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников в условиях ДОУ; принципы и подходы к организации занятий.
Содержательный компонент модели выполняет системно — образующее звено и структурирует упорядоченность и целостность воспитательного процесса. В содержательный компонент входит программа духовно- нравственной направленности «Моя семья — моё богатство». Программа состоит из трех блоков, направленных на формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников.
Программа состоит из трех блоков, направленных на формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников. Программа направлена на формирование представлений о крепкой и дружной семье, на изучение традиций, на осознание семейных ценностей, формирование культуры общения в семье.
Организационно-деятельностный компонент содержит методы, формы и средства. Данный компонент объединяет все элементы системы в единое целое. Наряду с традиционными формами: нравственные беседы, экскурсии, игры, викторины используются и новые формы и методы: вэб- квест, семейные праздники, семейный вернисаж, альбомная технология, библиотерапия, семейный архив.
Оценочно-результативный компонент содержит результаты, критерии, диагностику. Формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников основано на изучении критериев и показателей.
Рисунок 1. Структурно-функциональная модель формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе
В критериях мы выделили когнитивный компонент, раскрывающий осознанность ценностного отношения к семье у старших дошкольников; эмоционально-чувственный компонент — выраженность эмоций при проявлении отношений; поведенческо-деятельностный компонент, характеризующий активность поведения и деятельности у старших дошкольников. Очень важным моментом является подбор диагностического инструментария, направленного на выявление уровня сформированности ценностного отношения к семье у старших дошкольников.
Ожидаемые результаты:
В результате учебно-воспитательного процесса у воспитанников были сформированы личностные, предметные и метапредметные универсальные учебные действия как основа учебного сотрудничества и умения учиться в общении:
личностные универсальные учебные действия:
— ориентация на нравственное содержание собственных поступков и поступков окружающих людей;
— знание и ориентация на основы моральных норм правил;
— умение выделять приоритетные жизненные ценности: взаимосвязь с членами семьи, с историей и культурой семьи, проявление интереса к семейным традициям, желание активной деятельности в семейных праздниках и буднях; ставить перед собой реальные цели и задачи, объяснять мотивы и полученные результаты;
предметные универсальные учебные действия:
— знание норм жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь, распределение домашних обязанностей;
— составление схемы родословного древа, истории семьи;
— семейные ценности, честь семьи, рода;
— место работы членов семьи, их профессии;
метапредметные универсальные учебные действия:
— осуществлять поиск и применять необходимую информацию, используя книги, энциклопедии, в том числе и в открытом информационном пространстве;
— создавать свои сообщения в устной и письменной форме;
— производить анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Таким образом, в основу построения структурно-функциональной модели формирования ценностного отношения к семье у старших дошкольников в учебно-воспитательном процессе легли системно-деятельностный подход, аксиологический и культурологический подходы в их взаимосвязи. Формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников построено на принципах аксиологическом, прагматическом и принципе пленительности. Теоретически обоснованная структурно-функциональная модель способствует успешному формированию ценностного отношения к семье у старших дошкольников в условиях ДОУ.
Выводы по 1 главе
Опираясь на анализ психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что формирование представлений о семейных ценностях у старших дошкольников является процессом воспитания отношения к семье как к наивысшей ценности путём приобщения детей 6-7 лет к базовым общечеловеческим ценностям, духовным и семейным традициям на основе развития способности к социально ориентированной деятельности.
Старший дошкольный возраст — это важный этап в жизни человека. Именно на этой возрастной ступени происходит целенаправленное обучение и воспитание, становление духовно-нравственной сферы жизни.
Успешное формирование ценностного отношения к семье у старших дошкольников возможно при соблюдении ряда условий, которые мы выделили в гипотезе исследования. Доказательством этому является вторая глава нашего исследования.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф