1 2
2.3. Коррекционная программа по снижению тревожности старшеклассников в период подготовки к Единому государственному экзамену
Возможные трудности при сдаче ЕГЭ в основном связаны с особенностями восприятия учеником ситуации экзамена, с недостаточным уровнем развития самоконтроля, с низкой стрессоустойчивостью учащихся, с отсутствием навыков саморегуляции. Все эти трудности можно преодолеть через:
1) знакомство выпускников с особенностями и процедурой Единого государственного экзамена для повышения интереса к результатам ЕГЭ;
2) повышение сопротивляемости стрессу в результате:
а) ознакомления с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации;
б) возрастания уверенности в себе, в своих силах;
3) развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние резервы.
Эти задачи могут быть решены с помощью коррекционной программы по формированию психологической готовности к ЕГЭ.
При разработке программы особое внимание уделялось следующим моментам:
— созданию на занятиях условий для актуализации субъектного опыта учеников и для усложнения и обогащения этого опыта;
— органичной взаимосвязи информации, которая предлагается учащимся, с эмоциями и чувствами, вызванными этой информацией;
— бережному отношению к личности каждого учащегося, обеспечению атмосферы психологической безопасности для участников группы.
Данная программа позволит выпускникам разработать индивидуальную стратегию подготовки, то есть найти те приемы и способы, которые эффективны и полезны, позволят добиться наилучших результатов на экзамене. Для этого необходимо осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также установка на успех.
Цель программы:
оказание психологической помощи, выпускникам 11-ых классов, их родителям и учителям в подготовке к ЕГЭ.
Задачи программы:
1.Развитие познавательного компонента психологической готовности к ЕГЭ: отработка навыков самоорганизации и самоконтроля, волевой саморегуляции, развитие внимания, памяти, мышления.
2.Уменьшение уровня тревожности с помощью овладения навыками психофизической саморегуляции.
3.Содействие адаптации учащихся к процессу проведения ЕГЭ.
4.Создание необходимого психологического настроя у педагогов, классных руководителей, учащихся и их родителей во время подготовки и проведения экзаменационных испытаний.
Основой для составления программы послужили разработки и методические рекомендации следующих авторов: О.Кузьменковой, Т. Липской, М.Ю.Чибисовой, а также исследования А.М.Прихожан.
Субъекты программы:
выпускники 11-х классов, их родители, учителя.
Продолжительность одного занятия 1-1,5 часа.
Используемые методы: тренинговые упражнения, дискуссии, минилекции.
Условия проведения: класс или любое другое просторное помещение; материалы, необходимые для реализации занятий.
Программа рассчитана на работу с одиннадцатиклассниками, в группе 9 человек.
Программа включает 5 направлений:
- Диагностическое направление.
- Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
- Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
- Профилактическая работа.
- Организационно-методическая работа.
Ожидаемые результаты:
— усвоение психологических основ сдачи экзамена;
— освоение техник саморегуляции;
— освоение приемов планирования рабочего времени на экзамене;
— повышение сопротивляемости стрессу;
— развитие навыков самоконтроля с опорой на внутренние ресурсы.
1 этап. Диагностическое направление.
Цель – информационное обеспечение процесса психологического сопровождения готовности к ЕГЭ.
Диагностика уровня школьной тревожности.
2 этап. Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
Цель – создание условий для психологической готовности к ЕГЭ и решения психологических проблем конкретных учащихся.
Содержание программы
Занятие 1. Психологическая готовность к ЕГЭ.
Цель: определение психологической готовности выпускников к ЕГЭ.
Занятие 2
Тема: «Как справиться со стрессом на экзамене?»
Цель: познакомить учащихся с основными способами снижения тревоги в стрессовой ситуации.
Занятие 3 «Как лучше подготовиться к экзаменам»
Цель: отработка с выпускниками навыков психологической подготовки к экзаменам, повышение уверенности в себе, в своих силах при сдаче экзаменов.
Занятие 4 Знакомство учащихся с методами саморегуляции
Цель занятия — знакомство с основными психологическими способами снятия нервно-психического напряжения и освоение навыков саморегуляции в различных жизненных ситуациях
Занятие 5
Тема: «Уверенность на экзамене»
Цель: повысить уверенность в себе, в своих силах.
Содержаний занятий (Приложение 2)
3 этап. Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
Цель – оказание психологической помощи и поддержки субъектам ЕГЭ, обучение их навыкам саморегуляции.
Выступления на родительских собраниях
«Что родителям нужно знать о ЕГЭ»
«Психологический комфорт в семье во время экзаменов».
Консультирование учащихся по результатам тестирования
Индивидуальные консультации для выпускников.
4 этап Профилактическая работа.
Цель – проведение мероприятий, направленных на создание благоприятных условий ЕГЭ.
Стендовая информация на тему «Советы психолога по подготовке к ЕГЭ», «Рекомендации для более успешного практического выполнения тестирования», «Рекомендации для родителей. Как поддержать выпускника?»
5 этап Организационно-методическая работа.
Цель – разработка программ диагностики, коррекционных и развивающих занятий, рекомендаций.
Разработка занятий в форме психологического тренинга для учащихся 11-ых классов с проблемами психологической готовности к ЕГЭ.
Разработка рекомендаций, памяток для учащихся, педагогов, родителей.
3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СНИЖЕНИЮ ТРЕВОЖНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЕДИНОМУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
3.1. Психолого-педагогические рекомендации педагогам
— создание организационно-методических и социально-психологических условий успешной подготовки к экзаменам и сдаче ЕГЭ;
— овладение специфическими особенностями процедуры Единого государственного экзамена;
— обучение учащихся эффективным стратегиям поведения и специальным действиям, необходимым для работы с КИМами;
— формирование у учащихся опыта работы с типичными тестовыми заданиями на уроках, элективных курсах, факультативах и дополнительных занятиях;
— помощь учащимся в осуществлении своей образовательной траектории, планировании подготовки, определении достаточного уровня подготовленности в соответствии с его индивидуальным представлением о желательном уровне результата ЕГЭ;
— помощь учащимся в диагностике и самооценке своих знаний и общих способностей, влияющих на успешность сдачи ЕГЭ;
— целенаправленное выявление учителем типичных заданий, изменений в заданиях по своему предмету, «трудных мест» в КИМах и отработка их с учащимися;
— приучение учащихся к требованиям процедуры сдачи ЕГЭ
(правильно заполнять контрольный листок без ошибок, концентрировать внимание в необычных условиях и т.п.);
— проведение пробного экзамена в форме Единого государственного экзамена, с последующим анализом результатов;
— целенаправленная работа по формированию у школьников учебных умений, приемов умственной деятельности, приемов запоминания;
— включение в домашние задания заданий из контрольно-измерительных материалов Единого государственного экзамена.
— обучение учащихся приемам борьбы с излишним волнением, развитие у учащихся способности к поддержанию благоприятного психического состояния, которое достигается благодаря различным методам саморегуляции: дыхательной гимнастики, аутогенной тренировке, глубинной мышечной релаксации, медитации-визуализации, самовнушению;
— советуйте учащимся и их родителям, какими дополнительными источниками целесообразнее пользоваться с целью успешной сдачи ЕГЭ;
— разработка рекомендаций для родителей по созданию условий для подготовки ребенка к Единому государственному экзамену, контроля за соблюдением режима дня и правильного питания, эмоциональной и психологической поддержке;
— своевременное информирование родителей о результатах тренировочных, диагностических тестирований;
— знакомство родителей с расписанием Единого государственного экзамена;
— консультации для родителей по работе с Интернет-ресурсами, сайтами Решу ЕГЭ РФ.
Некоторые практические советы:
- Помогите учащимся распределить темы подготовки по дням.
- Ознакомьте учащихся с методикой подготовки к экзаменам, что не имеет
смысла зазубривать весь материал, достаточно просмотреть ключевые
моменты и уловить смысл и логику материала. Покажите на практике что очень полезно делать краткие схематические выписки, упорядочивая изучаемый материал по
плану. - Посоветуйте учащимся во время экзамена обратить внимание на следующее:
— пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
— внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл;
— если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
— если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. - Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предметам, эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
- Приучайте учащихся ориентироваться во времени и уметь его распределять.
- Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.
- Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников.
- Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.
Одним из важнейших факторов обеспечения психологического благополучия школьников является отношение к учащимся, к своей работе, к ситуации ЕГЭ самих педагогов. Спокойный и ровный тон, открытость и доброжелательность, готовность поддерживать и принимать учащихся с их особенностями и проблемами.
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям
Не секрет, что успешность сдачи экзамена во многом зависит от настроя и отношения к этому родителей. Чтобы помочь детям как можно лучше подготовиться к экзаменам, попробуйте выполнить несколько советов:
1.Собрать информацию о процессе проведения ЕГЭ, чтобы экзамен не был ни для Вас, ни для вашего ребёнка ситуацией неопределённости.
2.Проявлять понимание и любовь, оказывать поддержку, верить в его силы.
3.Участвовать в подготовке к ЕГЭ.
Некоторые практические советы:
— откажитесь от упреков, забудьте о прошлых неудачах ребенка, доверяйте ребёнку;
— помогите ребенку обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
— не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей;
— контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом;
— обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал;
— накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться;
— если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен — он должен иметь возможность контролировать ход своей работы;
— обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов;
— не бойтесь прямо говорить ребенку о том, что он любим, не зависимо от жизненных ситуаций, говорите о своих чувствах, они более понятны, чем просто лекции или долгие объяснения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Единый государственный экзамен – видоизмененная форма проведения итоговой аттестации выпускников и вступительных экзаменов в вуз. Следовательно, единый государственный экзамен есть достаточно сильный стресс для выпускников. Очевидно, что в этой ситуации выпускник более чем когда-либо нуждается в психологической помощи и поддержке родителей, педагогов, психологов. Идея психологического сопровождения является востребованной в образовательной практике в период подготовки выпускников к единому государственному экзамену.
При отсутствии психолого-педагогической помощи, учащиеся знают предмет, умеют решать те или иные задачи, но не могут управлять своими эмоциями, не умеют регулировать свои действия, не овладели навыками, которые определяют особенности процедуры единого государственного экзамена, так как у выпускников отсутствует психолого-педагогическая подготовка.
Снижение уровня тревожности становится основой при подготовке к сдаче единого государственного экзамена и во многом определяется личностными особенностями старшеклассников, прежде всего стрессоустойчивостью, самооценкой, поведенческой гибкостью, активностью, самостоятельностью, оптимизмом, преобладанием мотивации достижения или избегания неудачи.
Целью исследования стало изучение уровня тревожности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену в процессе разработки и апробации программы психолого-педагогической помощи.
Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 11 п. Горняцкий, Белокалитвинский район, Ростовская область.
В исследовании участвовали учащиеся 11 класса в количестве 9 человек.
Исследование проводилось в пять этапов.
На первом этапе были определены объект, предмет, задачи исследования, подбор методов исследования (Шкала ситуационной тревожности ( Методика О.Кондаша ), Методика самооценки ситуативной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, адаптированная Ю.Л. Ханиным, Методика «Психологическая готовность к единому государственному экзамену», разработанной М. Ю. Чибисовой.
На втором этапе осуществлялась психологическая диагностика для изучения особенностей влияния тревожности старшеклассников в период подготовки к единому государственному экзамену.
На третьем этапе на основе результатов диагностики разработана программа психолого-педагогической помощи старшеклассникам по снижению тревожности при подготовке к сдаче единого государственного экзамена.
Программа включала 5 направлений:
- Диагностическое направление.
- Психокоррекционная и развивающая работа со школьниками.
- Консультирование учащихся, родителей, педагогов по вопросам психологической готовности к экзаменационным испытаниям.
- Профилактическая работа.
- Организационно-методическая работа.
На четвертом этапе проводилось осуществление программы, направленной на снижение тревожности, снятие эмоционального напряжения старшеклассников.
Программа состояла из 5-ти занятий по 1-1,5 часа каждое.
Использовались методы: беседа, дискуссия, ролевая игра, техника арттерапии, когнитивно-поведенческой терапии, медитативные техники, дыхательная гимнастика, и др.
Индивидуальные консультации для старшеклассников были направлены на проработку личных проблем, приводящих к нарушению социально-психологической адаптации. Социально-психологический тренинг был направлен на снижение уровня тревожности старшеклассника в период подготовки к единому государственному экзамену в процессе активизации личностных ресурсов, повышение стрессоустойчивости.
На пятом этапе осуществлялась повторная диагностика, выявляющая эффективность коррекционно-развивающей программы по снижению тревожности старшеклассников при подготовке к сдаче Единого государственного экзамена. Были разработаны методические рекомендации для выпускников, педагогов, родителей по психологическому сопровождению выпускников к единому государственному экзамену.
Старшеклассники, прошедшие курс психолого-педагогического сопровождения, стали более осознанно и рационально относиться к процессу подготовки к сдаче единого государственного экзамена, осознали свои возможности, выстроили конкретные цели, более ответственно и самостоятельно приступили к их реализации, значительно повысилась мотивация к успеху.
У старшеклассников, прошедших курс психолого-педагогического сопровождения, улучшилось психоэмоциональное состояние: повысилась активность, жизненный тонус, улучшилось физическое самочувствие, снизилась тревога и эмоциональное возбуждение. Они стали воспринимать ситуацию сдачи единого государственного экзамена как менее стрессовую.
Таким образом, подготовленность к сдаче единого государственного экзамена — это комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность.
Это психологическая готовность (состояние готовности — «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена), информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.), предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания), психологическая готовность (состояние готовности — «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).
Как видим, процессом экзаменационной тревожности, переживания, можно управлять – стимулировать его, организовать, направлять, обеспечивать благоприятные для него условия, стремясь к тому, чтобы этот процесс вел к росту и совершенствованию личности.
Активизация личностных ресурсов старшеклассников, а именно стрессоустойчивости, эмоционально-волевой устойчивости, активности, ответственности, поведенческой гибкости, продуктивности совладающего поведения, оптимизма, мотивации достижения, улучшение психоэмоционального состояния будет способствовать снижению стрессогенности ситуации единого государственного экзамена и формированию психологической готовности старшеклассников к уверенному поведению в процессе подготовки и сдаче единого государственного экзамена.
Психотехнические навыки, приобретенные в период подготовки к экзамену, не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Можно утверждать, что постоянное психологическое сопровождение старшеклассников в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена, будет способствовать сохранению их психического здоровья и повышению эффективности учебного процесса. Психолого-педагогическое сопровождение сегодня выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к единому государственному экзамену.
Руководству средних общеобразовательных учреждений, психологам рекомендовано использовать программу психологического сопровождения коррекции уровня тревожности у старшеклассников в процессе подготовки к сдаче единого государственного экзамена.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни / – М. : Мысль, 1991. – 29 с.
- Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебник 2-е изд.-М:ИНФРА-М, 2015 г
- Бороздина, Л. В. Увеличение индекса тревожности при расхождении самооценки и притязаний / Л. В. Бороздина, Е. А. Залученова // Вопросы психологии. – 2016. – № 1. – С. 7 – 15.
- Быков, Е. В. Онтогенетические аспекты взаимосвязи физического развития, состояния кардиореспираторной системы и стресс-напряжения учащихся школ / Е. В. Быков, А. П. Исаев, В. И. Харитонов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. – 2000. – № 3. – С. 46.
- Васильева, М. В. Единый государственный экзамен: как подготовится / М. В. Васильева // Эксперимент и инновации в школе. – 2012. – № 4. – С. 49-54.
- Говар А.А., Прокофьева О.А. Тревожность относительно будущего в раннем юношеском возрасте // В мире научных открытий. – 2013. – №. 11.4 (47). – С. 62-70.
- Граница В.Г. Диагностика экзаменационной тревожности старшеклассников // Студенческий электронный журнал СтРИЖ. – 2015. – №. 1. – С. 1-4.
- Григорьева М.В., Локаткова О.Н. Структура психологической готовности выпускников школ к взаимодействию с образовательной средой вуза // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2014. – Т. 3. – №. 2. – С. 103-108.
- Грецов А. Тренинг уверенного поведения для старшеклассников и студентов. -СПб.: Питер, 2008.
- Дако П. Новое искусство жить./ Пер. с франц. – М.: Институт практической психологии, 1995г
- Зарытовская Н.В., Калмыкова А.С., Хрипунова А.А. Прогностическая модель индивидуального здоровья школьников старшего возраста // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2013. – №. 4. – С. 46-51.
- Игонин А.С., Голубев А.Н., Сураев С.П. Проект: «Психологическая подготовка школьников к ЕГЭ». 2014г
- Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.
- Климанова Н.Г. Тревожность и самооценка старшеклассников на пробном ГИА, ЕГЭ // В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции: в 5 частях. – 2012. – С. 73-74.
- Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М.: Просвящение, 1997.
- Крюкова, Т. Л. Молодежь, стресс и копинг: изучение психологического совладания в социальном поведении личности / Т. Л. Крюкова, В. Д. Сапоровская // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии: Матер. Всерос. симпоз. Кострома: Изд-во КГУ, РПО, 2000. — С. 95–98.
- Кузнецова Л. Э., Косинова Д. С. Теоретический анализ проблемы психологической готовности старшеклассников к единому государственному экзамену как стрессовой жизненной ситуации [Текст] // Современная психология: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань: Бук, 2017. — С. 42-49.
- Курочкина, Ю. А. К вопросу самооценки жизненного стиля старшеклассников в современной школе / Ю. А. Курочкина, Я. В. Кириллова // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. – 2017. – № 2 (14). – С. 40-46.
- Липская Т., Кузьменкова О. Готовимся к ЕГЭ (тренинг для старшеклассников) // Школьный психолог. 2008. № 9.
- Лихачева, А. Ю. Психологическая готовность старшеклассников к сдаче единого государственного экзамена // Проблемы и перспективы развития образования России. – 2016. – № 42. – С. 122.
- Марищук, В. Л. Самоуправление своими эмоциями в условиях психического стресса / В. Л. Марищук // Вестник гипнологии и психотерапии. – 2014. – № 4. – С. 41
- Меттус, Е. В. Памятки для подготовки учащихся к ЕГЭ / Е. В. Меттус // Справочник классного руководителя. – 2008. – № 4. – С. 28
- Михайлова, Н. Н. Педагогика поддержки: учебно-методическое пособие / Н. Н. Михайлова, С. М. Юсфин. – М. : МИРОС, 2001. – 208 с.
- Мэй Р. Смысл тревоги. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.
- Немов Р. С. Психология: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. – М.: “ВЛАДОС”. – 1999г
- Обухова Л.Ф. Детская психология: Теория, факты, проблемы. – М., 1995, — 360 с.
- Пасынкова Н.Б. Связь уровня тревожности подростков с эффективностью их интеллектуальной деятельности // Психол. журн. 1996. Т. 17, № 1. (1992).
- А.В. Петровский, А.В. Брушлинский, В.П. Зинченко и др.; Общая психология /Под. ред. А.В. Петровского. М.: Просвещение, 1986.
- Петровский А.В. Дети и тактика семейного воспитания. М., 1981.с.73.
- Перлз Ф. Психотерапия страхов и тревожности. – М.: Академия, 1998
- Прихожан A.M. Развитие уверенности в себе и способности к самопознанию у детей 10–12 лет: Программа курса занятий// Руководство практического психолога. М., 1995.с.23
- Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. – М.: МПСИ; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 304 с.
- Прихожан А.М. Тревожность у детей: явление, причины, диагностика// Школьный психолог-2002г
- Стебнева Н., Королева Н. Программа психолого-педагогических мероприятий для выпускников в период подготовки к единому государственному экзамену «Путь к успеху» журнал Школьный психолог» издательского дома «Первое сентября» № 29/2003.
- Степанский, В. И. Влияние мотивации достижения успеха и избегания неудачи на регуляцию деятельности / В. И. Степанский // Вопросы психологии. – 1981. – № 6. – С. 24 – 32
- Тажгулова Э. Б., Липская Т. А. Развитие психологической готовности выпускников к сдаче ЕГЭ средствами метафорического тренинга // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 50. – С. 147–152.
- Филипченкова, С. И. Совладающее поведение как механизм преодоления стресса / С. И. Филипченкова // Проблемы психологии и эргономики. – 2001. – Ч. 2. – № 2 (12). – С. 86 – 88.
- Хабибуллина, Ф. А. Эмоциональное состояние старшеклассников при подготовке к ЕГЭ / Ф. А. Хабибуллина, О. М. Штерц // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2012. – № 1. – С. 154.
- Чибисова, М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями / М. Ю. Чибисова. — М.: Генезис, 2009. — 130 с.
- Чибисова, М. Ю. ЕГЭ: трудности и стратегии поддержки старшеклассников/ М. Ю. Чибисова // Школьный психолог. – 2006. – № 8. – С. 25 – 32.
- Чуча О. Психологическая готовность к ЕГЭ / О. Чуча. – М.: Центр тестирования и развития «Гуманитарные технологии», 2012 – 3 с.
- Е.Ю. Шрагина, Готовимся к ЕГЭ: программа тренинговых занятий для старшеклассников «Формула успеха» СВАО, г.Москва.
1 2
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф