ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ОФИСНОЙ СФЕРЫ
2.1. Организация и методы исследования
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически проверить эффективность программы психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания специалистов офисной сферы.
Задачи исследования:
- Провести исследование синдрома эмоционального выгорания специалистов офисной сферы;
- Разработать и реализовать программу опытно- экспериментального исследования особенностей эмоционального выгорания специалистов офисной сферы;
- Проанализировать эффективность и результативность представленной программы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания специалистов офисной сферы и разработать рекомендации по профилактике у них синдрома эмоционального выгорания;
- Разработать технологическую карту внедрения программы профилактики и коррекции синдрома эмоционального выгорания специалистов офисной сферы.
Этапы проведения исследования:
Первый этап – поисково-подготовительный. Обоснование темы исследования, изучение психологической, психолого-педагогической литературы, ее обобщение и теоретический анализ. Постановка целей, задач, определение объекта и предмета исследования, формирование гипотезы исследования, отбор соответствующих методов и методик исследования.
Второй этап – опытно-экспериментальный. Формирование выборки исследования. Проведение констатирующего исследования, качественная и количественная обработка результатов исследования, с целью выявления уровня эмоционально выгорания офисных работников.
Третий этап – контрольно- формирующее исследование, в форме разработки и реализации модели профилактики и коррекции эмоционального выгорания; проведен анализ результатов формирующего исследования; оценка эффективности реализованной программы, разработка рекомендаций и технологической карты внедрения программы профилактики и коррекции эмоционального выгорания.
Для сравнения показателей исследования, с целью выделения значимых различий, были использованы методы математико-статистической обработки данных: U-критерий Манна-Уитни, Т-критерий Уилкоксона, представленные в пакете SPSS V23.0 – компьютерной программы для статистической обработки данных экспериментальных исследований.
Экспериментальное исследование выраженности синдрома эмоционального выгорания, проводилось с использованием следующих методик:
- Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»(В. В. Бойко).
Цель: выявить сформированность фаз стресса – «напряжение», «резистенция», «истощение» и ведущие симптомы «выгорания», каждая из которых состоит из нескольких симптомов.
- Опросник на «выгорание» MBI (К. Маслач и С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой)
Цель: изучение степени выраженности и распространенности синдрома выгорания.
Опросник состоит из 22 пунктов, по которым возможно вычисление значений 3-х шкал: «Эмоциональное истощение», «Деперсонализация», «Редукция профессиональных достижений».
- U-критерий Манна-Уитни
U-критерий Манна-Уитни, предложенный Ф.Уилкоксоном в 1945 г., улучшенный и расширенный Х. Б. Манном и Д. Р. Уитни, предназначен для оценки различий между двумя выборками по уровню какого-либо признака, количественно измеренного. Он позволяет выявлять различия между малыми выборками, когда n1,n2≥3 или n1=2, n2≥5.
- Т — критерий Уилкоксона
Т — критерий Уилкоксона, применяется с целью сопоставления показателей, одной выборки, при проведении исследования в двух различных условиях, позволяя выделить направленность и выраженность изменений. При его применении определяется, является ли сдвиг показателей в определенном направлении более интенсивным, в сравнении с другим.
В исследовании приняло участие 52 офисных работника в возрасте 23-40 лет из двух компаний: в первую группу вошли сотрудники ООО «Кофе Сервис», профессиональная деятельность которых: продажа кофе, чая, установка кофе- машин, связана с необходимостью общения и взаимодействия с людьми, во вторую группу – сотрудники ООО Сити-лайт: экономисты, бухгалтера, технические работники, профессиональная деятельность которых не связана с необходимостью общения и взаимодействия с людьми
При подборе респондентов учитывался стаж профессиональной деятельности в организации: все сотрудники, принявшие участие в исследовании имеют рабочий стаж в компании от 5 до 10 лет, следовательно, находятся в равных условиях.
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования
- Анализ результатов исследования по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко).
Результаты исследования эмоционального группах, представлены в приложении 2 (табл. 1, 2). Представим показатели выраженности стрессовой фазы напряжение в группах, в процентном соотношении на рис. 1.
Рис. 1. Выраженность фазы напряжения по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко (% человек)
Анализируя особенности выраженности фазы напряжения у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, (рис.1), можно выделить, что у преобладающего большинства офисных сотрудников– 42% (11чел.), она находится на стадии формирования, у 27% (7 чел.) офисных сотрудников, была выделена сформированная фаза напряжения, у 31% (8 чел.) офисных сотрудников признаки формирования фазы напряжения не выявлены.
Анализируя особенности выраженности фазы напряжения у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, (рис.1), можно выделить, что у них вполне сформированная фаза напряжения выделена у 15% (4 чел.) офисных сотрудников, у 65% (15 чел.) офисных сотрудников фаза напряжения находится на стадии формирования, у 27% (7 чел.) офисных сотрудников признаков формирования фазы напряжения выявлено не было.
Статистическая обработка общих показателей сформированности фазы напряжения, в группах, с целью сравнения результатов, была проведена с использованием U-критерия Манна-Уитни (табл 3. приложения 2). При анализе результатов (табл. 3. приложения 2) можно выделить, что полученное значение (Uэмп=300,500, при p≥0,05), находится вне зоны статистической значимости, то есть показатели фазы напряжения в группах значимых различий не имеют.
Для сравнения изобразим особенности формирования симптомов фазы напряжения в группах, в виде гистограммы на рис. 2.
Рис. 2. Распределение показателей сформированности симптомов фазы напряжения по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко в группах (% человек)
Рассматривая показатели выраженности симптоматики фазы напряжения в группах (рис.2), можно выделить следующее:
Анализируя результаты исследования симптомов фазы напряжения, у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, можно выделить, выраженность в группе симптома неудовлетворенности собой, который находит выражение, в формировании фрустрационных состояний, обусловленных невозможностью оказать влияние на ситуацию, вызывая недовольство собой, профессиональной деятельностью, выполняемыми обязанностями. Он сформировался у 85% (22 чел.) офисных сотрудников.
В меньшей степени у офисных сотрудников, выражен симптом загнанности в клетку, который находит выражение в формировании чувства беспомощности, обусловленного невозможностью изменить ситуацию, его сформированность выявлена у 15% (4 чел.) офисных сотрудников.
Следует отметить незначительность выраженности симптома переживания психотравмирующих обстоятельств, который находит проявление в осознании психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Так, только у 27% (7 чел.) офисных сотрудников, отмечается сформированность симптома
Также следует отметить, незначительность выраженности у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми симптома тревоги и депрессии, являющегося крайней точкой формирования фазы напряжения ( 19% (5 чел.) офисных сотрудников, выявлена сформированность симптома тревоги и депрессии).
Анализируя результаты исследования симптомов фазы напряжения, у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми (рис.2), также можно выделить, выраженность в группе симптома неудовлетворенности собой, который находит выражение, в формировании фрустрационных состояний, обусловленных невозможностью оказать влияние на ситуацию, вызывая недовольство собой, профессиональной деятельностью, выполняемыми обязанностями, сформированного у 74% (19 чел.) офисных сотрудников.
В меньшей степени, у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, выражен симптом тревоги и депрессии, представленный крайней точкой формирования фазы напряжения, который сформирован у 8% (2 чел.) офисных сотрудников.
Следует отметить выраженность у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми симптома переживания психотравмирующих обстоятельств, проявляющегося в виде осознания психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить. Так, симптом переживания психотравмирующих обстоятельств сформирован у 50% (13 чел.) офисных сотрудников.
Также следует отметить, незначительность выраженности у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми симптома загнанности в клетку, выражающегося в ощущении чувства беспомощности, обусловленного невозможностью изменения ситуации. Так, симптом загнанности в клетку сформирован у 15% (4 чел.) офисных сотрудников.
Таким образом, анализируя распределение показателей сформированности симптомов фазы напряжения, в группах (рис. 2), можно выделить следующее: симптом переживания психотравмирующей ситуации, в большей степени выражен у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми. Это свидетельствует о том, что взаимодействие с людьми может рассматриваться в виде одной из предпосылок для обострения переживания психотравмирующих ситуаций. Также можно выделить существенное различие между группами – по показателям сформированности симптома тревоги и депрессии, то есть в ситуации постоянного взаимодействия офисных сотрудников с людьми в ходе профессиональной деятельности, увеличивается их подверженность депрессивным и тревожным состояниям.
Статистическая обработка показателей выраженности сформированности симптомов фазы напряжения, в группах, с целью сравнения результатов, была проведена с использованием U-критерия Манна-Уитни (табл. 4 приложения 2). При анализе результатов (табл. 4. приложения 2) можно выделить, что полученные значения при сравнении симптомов: неудовлетворенности собой (Uэмп.=225,500, при p≥0,05); симптома загнанности в клетку (Uэмп.=247,500, при p≥0,05); тревоги и депрессия (Uэмп.= 297,500, при p≥0,05); находятся вне зоны статистической значимости, то есть показатели по данным симптомам в группах значимых различий не имеют.
Вместе с тем следует выделить, что при сравнении выраженности в группах показателей выраженности симптома переживания травмирующих ситуаций (Uэмп.=138,500, при p≤0,05), выявлено, что он находится в зоне статистической значимости, следовательно, различия между группами по данному показателю значимы. То есть при осуществлении профессиональной деятельности, предполагающей взаимодействие с людьми, офисные сотрудники более интенсивно переживают травмирующие ситуации, в сравнении с офисными сотрудниками, профессиональная деятельность которых не предполагает взаимодействия с людьми.
Представим показатели выраженности стрессовой фазы резистенция в группах, в процентном соотношении на рис. 3.
Рис. 3. Выраженность фазы резистенции по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко в группах (% человек)
Анализируя особенности выраженности фазы резистенции у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми (рис.3), можно выделить, что у 39% (10 чел.) офисных сотрудников фаза резистенции сформирована, у 42% (11 чел.) офисных сотрудников.
Анализируя особенности выраженности фазы резистенции у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми (рис.4), можно выделить, что у 39% (10 чел.) офисных сотрудников фаза резистенции сформирована, у 39% (10 чел.) офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми.
Статистическая обработка общих показателей сформированности фазы резистенции, в группах, с целью сравнения результатов, была проведена с использованием U-критерия Манна-Уитни (табл. 5. приложения 2). При анализе результатов (табл. 5. приложения 2) можно выделить, что полученное значение (Uэмп=267,000, при p≥0,05), находится вне зоны статистической значимости, то есть показатели формирования фазы резистенции в группах значимых различий не имеют.
Для сравнения и обеспечения наглядности изобразим особенности формирования симптомов фазы резистенции в группах, в виде гистограммы на рис. 4.
Рис. 4. Распределение показателей сформированности симптомов фазы резистенции «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко в группах по методике (% человек)
Анализируя показатели симптомов фазы резистенции у офисных сотрудников (рис.4), деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, можно выделить следующее: в большей степени у 46% (12 чел.) офисных сотрудников, выражен симптом расширения сферы экономии эмоций, характеризующийся выходом эмоционального выгорания – за сферу профессиональной деятельности, с проявлением симптомов вне ее – в системе взаимоотношений с близкими людьми, знакомыми и т.д.
Следует выделить, что в меньшей степени – у 31% (8 чел.) офисных сотрудников выражен симптом эмоционально-нравственной дезориентации, который проявляется в неправильном отношении к клиентам.
У 42% (11 чел.) офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, отмечается сформированность симптома неадекватного избирательного эмоционального реагирования, несомненного признака «выгорания», когда профессионал практически не улавливает разницу между экономичным проявлением эмоций и неадекватным эмоциональным избирательным реагированием.
Симптом редукции профессиональных обязанностей, который проявляется в попытке облегчения или сокращения обязанностей, требующих эмоциональных затрат, сформирован у 35% (9 чел.) офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми.
Анализируя показатели симптомов фазы резистенции у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми (рис.4), можно выделить следующее: в большей степени у 66% (7 чел.) офисных сотрудников группы, выражен симптом неадекватного избирательного эмоционального реагирования, несомненного признака «выгорания», когда профессионал практически не улавливает разницу между экономичным проявлением эмоций.
Следует отметить, что в меньшей степени – у 8% (2 чел.) офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, выражен симптом эмоционально-нравственной дезориентации, который проявляется в неправильном отношении к клиентам.
Симптом редукции профессиональных обязанностей, который проявляется в попытке облегчения или сокращения обязанностей, требующих эмоциональных затрат, сформирован у 39% (10 чел.) офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми.
У 46% (12 чел.) у офисных сотрудников, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, выражен симптом расширения сферы экономии эмоций, характеризующийся выходом эмоционального выгорания за сферу профессиональной деятельности, с проявлением симптомов вне профессиональной деятельности – в системе взаимоотношений с близкими людьми, знакомыми и т.д.
При анализе распределения показателей сформированности симптомов фазы резистенции в группах (рис.4), можно выделить выраженность у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми – симптома неадекватного эмоционального реагирования и преобладание симптома эмоционально-нравственной дезориентации, в сравнении с офисными сотрудниками, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми.
Статистическая обработка показателей выраженности сформированности симптомов фазы резистенции, в группах, с целью сравнения результатов, была проведена с использованием U-критерия Манна-Уитни (табл. 6. приложения 2). При анализе результатов (табл. 6. приложения 2) можно выделить, что полученные значения при сравнении симптомов: неадекватное эмоциональное избирательное реагирование (Uэмп.=293,000, при p≥0,05). расширение сферы экономии эмоций (Uэмп.=221,500, при p≥0,05). редукция профессиональных обязанностей (Uэмп.=291,000, при p≥0,05), находятся вне зоны статистической значимости, то есть данные показатели значимых различий не имеют.
Вместе с тем следует выделить, что при сравнении выраженности в группах показателей симптома эмоционально нравственная дезориентация (Uэмп.=182,000, при p≤0,05) выявлено, что он находится в зоне статистической значимости, следовательно, различия между группами по данному показателю значимы. То есть при осуществлении профессиональной деятельности, предполагающей взаимодействие с людьми, офисные сотрудники в большей степени склонны к защите своей стратегии, не проявляя должного эмоционального отношения к клиенту.
Представим показатели выраженности стрессовой фазы истощения в группах, в процентном соотношении на рис. 5.
Рис. 5. Выраженность фазы истощения по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко в группах (% человек)
Анализируя особенности выраженности фазы истощения, с характерным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми (рис.5), можно выделить, что у 39% (10 чел.) офисных сотрудников фаза сформирована.
Анализируя особенности выраженности фазы истощения, у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми (рис.5), можно выделить, что у 23% (6 чел.) офисных сотрудников выделена сформированность фазы.
Статистическая обработка общих показателей сформированности фазы истощения, в группах, с целью сравнения показателей, была проведена с использованием U-критерия Манна-Уитни (табл. 7. приложения 2). При анализе результатов (табл. 7. приложения 2) можно выделить, что полученное значение (Uэмп = 337,000, при p≥0,05), находится вне зоны статистической значимости, то есть показатели формирования фазы истощения в группах значимых различий не имеют.
Для сравнения изобразим особенности формирования симптомов фазы истощения в группах (табл.6), в виде гистограммы на рис. 6.
Рис. 6. Распределение показателей сформированности симптомов фазы истощения, по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, в группах, (% человек)
Анализируя показатели симптомов фазы истощения у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми (рис.6), можно выделить следующее: в большей степени у 35% (9 чел.) офисных сотрудников, сформирован симптом эмоциональной отстраненности, проявляющийся полным исключением эмоций из сферы профессиональной деятельности.
В меньшей степени у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, выражен, симптом эмоционального дефицита, выражающийся в ощущении сотрудником своей неспособности к взаимодействию со своими клиентами, с характерными негативными проявлениями: резкостью, грубостью, раздражительностью. Сформирован данный симптом у 19% (5 чел.) офисных сотрудников группы.
Достаточно выражен у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, симптом личностной отстраненности, выражающийся в изменении ценностей человека. Так, у 30% (8 чел.) офисных сотрудников, симптом личностной отстраненности сформирован.
Следует выделить незначительность формирования у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми симптома психосоматических и психовегетативных нарушений. Он сформирован у 23% (6 чел.) офисных сотрудников.
Анализируя показатели симптомов фазы истощения у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми (рис.6), можно выделить следующее: в большей степени у 35% ( 9 чел.) офисных сотрудников, сформирован симптом эмоциональной отстраненности, проявляющийся полным исключением эмоций из сферы профессиональной деятельности.
Наименее выражен у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми симптом психосоматических и психовегетативных нарушений. Он сформирован у 8% (2 чел.) офисных сотрудников.
Симптом личностной отстраненности, выражающийся в изменении ценностей человека, у офисных работников, чья профессиональная деятельность не связана с взаимодействием с людьми, сформирован у 23% (6 чел.) офисных сотрудников группы.
Симптом эмоционального дефицита, выражающийся в том, что человек ощущает, что не может эмоционально взаимодействовать со своими клиентами, выражен весьма незначительно. Сформирован этот симптом у 15% (4 чел.) офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми.
Анализируя распределение показателей сформированности симптомов фазы истощения в группах (рис.6), можно выделить, что существенное отличие наблюдается по выраженности симптома психосоматических и психовегетативных нарушений. Так, он сформирован у 28% (7 чел.) офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, и только 8% (2 чел.) офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми респондентов.
Статистическая обработка показателей сформированности симптомов фазы истощения, в группах, с целью сравнения результатов, была проведена с использованием U-критерия Манна-Уитни (табл. 8. приложения 2). При анализе результатов (табл. 8. приложения 2) можно выделить, что полученные значения при сравнении симптомов: эмоциональный дефицит (Uэмп.=331,000, при p≥0,05) эмоциональная отстраненность (Uэмп.=262,000, при p≥0,05) личностная отстраненность (деперсонализация) (Uэмп.=334,000, при p≥0,05), находятся вне зоны статистической значимости, то есть показатели по данным симптомам, в группах значимых различий не имеют.
Вместе с тем следует выделить, что при сравнении выраженности в группах показателей симптома психосоматических и психовегетативных нарушений (Uэмп.=138,000, при p≤0,05) выявлено, что он находится в зоне статистической значимости, следовательно, различия между группами по данному показателю значимы. То есть при осуществлении профессиональной деятельности предполагающей взаимодействие с людьми, офисные сотрудники в большей степени склонны к проявлению негативизма на уровне физического и психического самочувствия.
Таким образом, анализируя результаты исследования профессионального выгорания по методике В.В. Бойко, можно выделить, что между офисными сотрудниками, чья деятельность связана с взаимодействием с людьми, офисными сотрудниками, деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, имеются различия в степени выраженности проявлений синдрома эмоционального выгорания, что подтверждает гипотезу исследования.
- анализ результатов исследования степени выраженности и распространенности синдрома выгорания по методике MBI в адаптации Н.Е. Водопьяновой представлен в табл.9- 10 приложения 2
Результаты исследования выраженности эмоционального истощения по методике MBI в группах, отразим в процентном соотношении на рис. 7
Рис.7. Распределение показателей эмоционального истощения по методике «MBI» в адаптации Н.Е. Водопьяновой в группах (% человек)
Анализируя распределение показателей эмоционального истощения по методике MBI у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми (рис.7), можно выделить, что у 39% (10 чел.) офисных сотрудников, отмечается выраженность признаков эмоционального истощения.
Анализируя распределение показателей эмоционального истощения по методике MBI офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми (рис.7), можно выделить, что у 35% (9 чел.) офисных сотрудников отмечается выраженность признаков эмоционального истощения.
Результаты исследования деперсонализации личности по методике «MBI» в адаптации Н.Е. Водопьяновой в группах, отразим в процентном соотношении на рис. 9
Рис.9. Распределение показателей деперсонализации личности по методике «MBI» в адаптации Н.Е. Водопьяновой в группах (% человек)
Анализируя распределение показателей деперсонализации личности по методике MBI офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми (рис.9), можно выделить, что у 57% (15 чел.) офисных сотрудников, отмечается выраженность признаков деперсонализации личности.
Анализируя распределение показателей деперсонализации личности по методике MBI у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми (рис.9), можно выделить, что у 35% (9 чел.) офисных сотрудников, отмечается выраженность признаков деперсонализации личности.
Результаты исследования редукции личных достижений по методике MBI в группах, отразим в процентном соотношении на рис. 10
Анализируя распределение показателей редукции личных достижений офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, по методике MBI (рис.10), можно выделить, что у 20% (5 чел.) офисных сотрудников отмечается выраженность признаков редукции личных достижений.
Анализируя распределение показателей редукции личных достижений офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми по методике MBI (рис.10), можно выделить, что у 23% (6чел.) офисных сотрудников, отмечается выраженность признаков редукции личных достижений.
Рис.10. Распределение показателей редукции личных достижений по методике «MBI» в адаптации Н.Е. Водопьяновой в группах (% человек)
Статистическая обработка результатов исследования степени выраженности и распространенности симптомов синдрома выгорания по методике MBI, с целью сравнения показателей в группах, была проведена с использованием U-критерия Манна-Уитни (табл.11. приложения 2). При анализе результатов (табл.11. приложения 2) можно выделить, что полученные значения при сравнении симптомов: эмоциональное истощение (Uэмп.=237,500, при p≥0,05), деперсонализация (Uэмп.=214,000, при p≥0,05), редукция личных достижений (Uэмп.=278,000, при p≥0,05), находятся вне зоны статистической значимости, то есть показатели по данным симптомам, в группах значимых различий не имеют.
Таким образом, в ходе исследования особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания было выявлено, что симптомы и признаки эмоционального выгорания, у офисных работников, деятельность которых взаимосвязана – с взаимодействием с людьми, выражены на более высоком уровне, и требуют коррекционного воздействия. По результатам исследования была разработана коррекционная программа, направленная на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми.
2.3. Программа психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания специалистов офисной сферы
Цель программы: снижение выраженности у специалистов офисной сферы синдрома эмоционального выгорания.
Главными задачами данной коррекционной работы являются:
1) снизить тревожность и напряженность личности;
2) установить и развить навыки установления партнерских отношений;
3) достигнуть способности к эмпатии, к пониманию переживаний, состояний и интересов друг друга;
5) устранить дезадаптивные формы поведения и обучить адекватным способам реагирования в проблемных и стрессовых ситуациях.
Разработка программы психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания специалистов офисной сферы, происходила с учетом выделенных в ходе эмпирического исследования результатов:
В виде основных направлений коррекционной деятельности выделим:
1) оптимизацию профессиональной ситуации развития личности специалиста;
2) развитие новых умений и навыков коммуникативной деятельности;
3) формирование психологических новообразований.
Структурное содержание программы отличает разнообразие видов предлагаемой деятельности, направленной преимущественно на развитие и удовлетворение потребностей личности в реализации своего внутреннего потенциала.
- блок – Мотивационный этап:
- собрание, вводное слово для группового обсуждения актуальной проблемы, в результате беседы участники знакомятся, делятся своим жизненным опытом;
- консультирование в любой деятельности по психологическому сопровождению личности необходима индивидуальная консультация, так как она приносит наиболее продуктивные результаты.
- методическая поддержка. Оформление стенда «Эффективные методы и приемы профилактики профессионального выгорания».
- блок – коррекционная деятельность. Тренинговые упражнения, направленные на развитие умений и навыков, которые помогают человеку управлять собой, ведут к выбору конструктивных жизненных целей и конструктивного взаимодействия.
Среди таких навыков надо выделить: эффективность коммуникаций с окружающими:
- умение «активного слушания;
- отработку «Я — сообщения», выражающего личную обеспокоенность специалиста возможными последствиями своих действий; коррекция профессионального поведения, повседневной саморегуляции и др.
- блок – Подведение итогов
1) круглый стол — обсуждение результатов
2) консультации
Содержание программы по коррекции и развитию отношения взрослых людей к жизни представлено в таблице 1 приложения 3.
Предполагаемые результаты:
- повышение уровня профессиональной и личностной компетентности участников;
- снижение выраженности синдрома профессионального выгорания.
2.3. Анализ результатов опытно- экспериментального исследования
После реализации программы в группе офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми (далее экспериментальная группа) коррекционной программы, было проведено контрольное исследование особенностей синдрома эмоционального выгорания в группах, направленное на мониторинг динамики изменения синдрома эмоционального выгорания у офисных сотрудников экспериментальной группы, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, после реализации коррекционной программы.
- Анализ результатов исследования экспериментальной группы по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» (В. В. Бойко) после реализации коррекционной программы, представлен в приложении 4 (табл. 1), отразим результаты исследования особенностей выраженности фазы напряжения у респондентов экспериментальной группы, выявленного до реализации коррекционной программы и после ее реализации, в процентном соотношении на рис.12
Рис. 12. Результаты исследования выраженности фазы напряжения в экспериментальной группе, на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Анализируя изменение динамики развития особенностей выраженности фазы напряжения у респондентов экспериментальной группы, после реализации коррекционной программы (рис.12), можно выделить, что после реализации коррекционной программы было выявлено, что у офисных сотрудников существенно снизилась (-23%) сформированность фазы напряжения, вместе с тем отмечается увеличение офисных сотрудников (+23%) у которых отсутствуют признаки ее формирования. Данные результаты свидетельствуют об эффективности коррекционной деятельности в области профилактики формирования фазы напряжения в экспериментальной группе.
Для сравнения и обеспечения наглядности изобразим особенности формирования симптомов фазы напряжения у респондентов экспериментальной группы выявленные после реализации коррекционной программы в виде гистограммы на рис. 13.
Рис. 13. Распределение показателей сформированности симптомов фазы напряжения у респондентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Рассматривая выраженность симптомов фазы напряжения (рис. 13) можно выделить, что до реализации коррекционной программы наиболее выраженным симптомом у респондентов экспериментальной группы, был симптом неудовлетворенности собой. Сформированный симптом был выявлен у 85% (22 чел.) офисных сотрудников, у 15% (4 чел.) офисных сотрудников, он находится в стадии формирования.
Следует отметить, что симптом неудовлетворенности собой сформирован только у 11% (3 чел.) у респондентов экспериментальной группы.
Наименее выраженным симптомом у респондентов экспериментальной группы, выявленным после реализации коррекционной программы, является симптом тревоги и депрессии. Так, у большей части офисных сотрудников (65% (17 чел.)) после реализации коррекционной программы, выявлено отсутствие признаков формирования симптома тревоги и депрессии, который до реализации коррекционной программы был выявлен у 23% (6 чел.) респондентов экспериментальной группы.
Также можно выделить, что отмечается значительное снижение выраженности симптома загнанности в клетку, выражающегося в чувстве беспомощности от невозможности изменить ситуацию. Так после реализации коррекционной программы сформированный симптом был выявлен у 7% (2 чел.) офисных сотрудников, тогда как до реализации коррекционной программы, офисных сотрудников, имеющих сформированный симптом загнанности в клетку, было в 2 раза больше (15% (4чел.)).
Симптом переживания психотравмирующих обстоятельств, проявляющийся как осознание психотравмирующих факторов деятельности, которые трудно устранить, незначительно выражен, как до, так и после реализации коррекционной программы. Так, в ходе исследования до реализации коррекционной программы, выявлено, что сформированный симптом переживания психотравмирующих обстоятельств имели 27% (7 чел.) офисных сотрудников. В ходе исследования после реализации коррекционной программы выявлено, что, количество офисных сотрудников со сформировавшимся симптомом снизилось до 8% (2 чел.).
Таким образом, анализируя распределение показателей сформированности симптомов фазы напряжения, по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, выраженных у респондентов экспериментальной группы (рис. 13), после реализации в группе коррекционной программы, направленной на профилактику синдрома эмоционального выгорания, можно выделить снижение выраженности показателей – по всем симптомам фазы напряжения, что является свидетельством эффективности коррекционной деятельности.
Динамику изменения показателей выраженности напряжения у респондентов контрольной группы, отразим в виде гистограммы на рис.14
Рис. 14. Выраженность фазы напряжения у респондентов контрольной группы, на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Анализируя динамику результатов исследования фазы напряжения у респондентов контрольной группы (табл. 3. прил. 4), с которыми не проводилась коррекционная деятельность (рис.14), можно выделить, что положительной динамики не наблюдается, напротив, согласно данным исследования, количество офисных сотрудников со сформированной фазой напряжения увеличилось до 20%, рассматривая показатели симптоматики, можно выделить, что динамичных изменений нет – ни положительных, ни отрицательных.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф