Статистическая обработка показателей выраженности фазы напряжения, с целью исследования динамики направленности и выраженности изменений у респондентов экспериментальной группы, после реализации коррекционной программы была проведена с использованием Т-критерия Уилкоксона (табл.3 приложения 4). При анализе результатов (табл.3 приложения 4) изменения выраженности фазы напряжения после реализации коррекционной программы, можно выделить, что полученное значение (Ткр = 0,01, при p≤0.05) находится в зоне статистической значимости, что свидетельствует об эффективности психолого- педагогической деятельности, в направлении профилактики формирования напряжения.
Рассматривая изменения выраженности симптомов фазы напряжения после реализации коррекционной программы (табл.4 приложения 4), можно выделить, полученные значения динамике симптома переживания травмирующих ситуаций (Ткр = 0,000, при p≤0.05) и симптома тревоги (Ткр = 0,015, при p≤0.05) симптома неудовлетворенности собой (Ткр = 0,000, при p≤0.05) и симптома загнанности в клетку (Ткр = 0,020, при p≤0.05) находятся в зоне статистической значимости, что свидетельствует об эффективности психолого- педагогической деятельности, в направлении профилактики формирования симптомов напряжения у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми.
Представим показатели выраженности фазы резистенции выявленные у респондентов экспериментальной группы, до реализации коррекционной программы и после ее реализации в процентном соотношении на рис. 15.
Рис. 15. Выраженность фазы резистенции у респондентов экспериментальной группы, на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Анализируя выраженность фазы резистенции у респондентов экспериментальной группы после реализации коррекционной программы (рис.15) можно выделить существенное сокращение количества офисных сотрудников со сформированной фазой резистенции. Так, если до реализации коррекционной программы эта фаза была сформирована у 38% (10 чел.) офисных сотрудников, то в исследовании после реализации коррекционной программы выявлено, что количество офисных сотрудников со сформированной фазой резистенции сократилось до 8% (2 чел.). Таким образом, полученные результаты можно рассматривать как положительную динамику, свидетельствующую об эффективности проведенной программы коррекции в экспериментальной группе.
Для сравнения и обеспечения наглядности изобразим особенности формирования симптомов фазы резистенции у респондентов экспериментальной группы, до реализации коррекционной программы и после ее реализации, в виде гистограммы на рис. 16.
Рис. 16. Распределение показателей сформированности симптомов фазы резистенции у респондентов экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Анализируя результаты исследования, фазы резистенции у респондентов экспериментальной группы, до реализации коррекционной программы и после ее реализации (рис.16), можно выделить, что до реализации коррекционной программы исследования наибольшую выраженность в данной фазе имел симптом расширения сферы экономии эмоций, который был сформирован у 46% (12) офисных сотрудников. После реализации коррекционной программы выявлено, что количество офисных сотрудников с сформированным симптомом сократилось до 11% (3 чел.).
После реализации коррекционной программы исследования наибольшую выраженность имеет симптом неадекватного эмоционального реагирования. Сформированный симптом имеют 15% (4чел.) офисных сотрудников.
Следует отметить, что после реализации коррекционной программы, отмечается существенное сокращение количества офисных сотрудников со сформированным симптомом редукции профессиональных обязанностей. Так, в исследовании до реализации коррекционной программы выявлено, что симптом редукции профессиональных обязанностей, был сформирован у 35% (9 чел.) офисных сотрудников, после реализации коррекционной программы выявлено сокращение количества офисных сотрудников со сформированным симптомом до 15% (4 чел.).
Наименее выраженным до реализации коррекционной программы у респондентов экспериментальной группы, был симптом эмоционально-нравственной дезориентации, проявляющийся в не должном отношении к клиентам. До реализации коррекционной программы сформированность данного симптома была выявлена у 31% (8 чел.) респондентов, после реализации коррекционной программы сформированность симптома эмоционально-нравственной дезориентации была выявлена у 4% (1 чел.) респондентов.
Анализируя распределение показателей сформированности симптомов фазы резистенции у респондентов экспериментальной группы, до и после реализации коррекционной программы исследования (рис.16), можно выделить снижение выраженности показателей по всем симптомам резистенции, что является свидетельством положительной динамики, в профилактике формирования резистенции, и подтверждает эффективность реализованной коррекционной деятельности.
Динамику изменения показателей выраженности резистенции у респондентов контрольной группы, отразим в виде гистограммы на рис.17
Анализируя выраженность фазы резистенции, у респондентов контрольной группы, до реализации коррекционной программы и после ее реализации (рис 17), учитывая что с ними не проводилась коррекционная работа, можно выделить, что сформировавшуюся фазу имеют 39% (10 чел.) офисных сотрудников группы, у 39% (10 чел.) офисных сотрудников фаза резистенции находится в стадии формирования. Отсутствие признаков формирования фазы резистенции выявлено у 22% (6 чел.)).
Рис. 17. Выраженность фазы резистенции у респондентов контрольной группы, на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Сравнивая показатели респондентов экспериментальной группы, после реализации коррекционной программы с показателями респондентов контрольной группы, которые не принимали участия в коррекционной деятельности, можно выделить, что резистенция выражена, у респондентов контрольной группы, как до, так и после реализации коррекционной программы. Таким образом, можно выделить, что показатели выраженности резистенции у респондентов контрольной группы не изменились также как и выраженность симптоматики.
Статистическая обработка показателей выраженности фазы резистенции, с целью исследования динамики направленности и выраженности изменений у респондентов экспериментальной группы, после реализации коррекционной программы, была проведена с использованием Т-критерия Уилкоксона (табл.5 приложения 4).
При анализе результатов (табл.5 приложения 4) изменения выраженности фазы резистенции после реализации коррекционной программы, можно выделить, что полученное значение (Ткр = 0,01, при p≤0.05) находится в зоне статистической значимости, что свидетельствует об эффективности психолого- педагогической деятельности, в направлении профилактики формирования резистенции.
Рассматривая изменения выраженности симптомов фазы резистенции после реализации коррекционной программы (табл.6 приложения 4), можно выделить, что полученные значения по динамике: симптома неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (Ткр = 0,02, при p≤0.05), симптома эмоционально- нравственной дезориентации (Ткр = 0,01, при p≤0.05), симптома расширения сферы экономии эмоций (Ткр = 0,01), симптома редукции профессиональных обязанностей (Ткр = 0,01, при p≤0.05), находятся в зоне статистической значимости, что свидетельствует об эффективности психолого- педагогической деятельности, в направлении профилактики формирования симптомов резистенции у респондентов экспериментальной группы.
Представим показатели выраженности фазы истощения по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко, у респондентов экспериментальной группы до реализации коррекционной программы и после ее реализации, в процентном соотношении на рис. 18.
Анализируя выраженность фазы истощения у респондентов экспериментальной группы, до реализации коррекционной программы и после ее реализации (рис.18), можно выделить, что в ходе исследования проведенного, после реализации коррекционной программы, сформированной фазы истощения у офисных сотрудников выявлено не было, при сравнении с результатами исследования – до реализации коррекционной программы (28 (7 чел.)), отмечается существенное снижение показателя на 22%.
Рис. 18. Выраженность фазы истощения, офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Для сравнения и обеспечения наглядности изобразим особенности формирования симптомов фазы истощения у респондентов экспериментальной группы, до и после реализации коррекционной программы, в виде гистограммы на рис. 19. Анализируя результаты исследования, фазы истощения у респондентов экспериментальной группы до и после реализации коррекционной программы (рис.19), можно выделить, что после реализации коррекционной программы выявлено, что показатели выраженности симптома эмоциональной отстраненности значительно снизились. Так, сформированный симптом имеют только 8% (2 чел.) офисных сотрудников.
Следует отметить, что меньшей степени, как до, так и после реализации коррекционной программы у респондентов экспериментальной группы, выражен симптом эмоционального дефицита, который находит проявление в ощущении респондентом невозможности осуществления эмоционального взаимодействия с клиентами, можно выделить, что после реализации коррекционной программы наблюдается выраженная положительная динамика по данному симптому. Так, если до реализации коррекционной программы данный симптом был сформирован у 19% (5 чел.) офисных сотрудников, то после реализации коррекционной программы офисных сотрудников, имеющих сформированный симптом эмоционального дефицита, выявлено не было.
Рис. 19. Распределение показателей сформированности симптомов фазы истощения у респондентов экспериментальной группы, на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
По симптому личностной отстраненности, у респондентов экспериментальной группы, также наблюдается положительная динамика. Так, если до реализации коррекционной программы 30% (8 чел.) офисных сотрудников имели уже сформированный симптом личностной отстраненности, то после реализации коррекционной программы количество офисных сотрудников со сформированным симптомом существенно уменьшилось до 8% (2 чел.).
Симптом психосоматических и психовегетативных нарушений выражен незначительно, как до, так и после реализации коррекционной программы. Так, до реализации коррекционной программы, сформированный симптом имели 23% (6 чел.) офисных сотрудников, после реализации коррекционной программы сформированного симптома психосоматических и психовегетативных нарушений у респондентов экспериментальной группы выявлено не было.
Динамику изменения показателей выраженности истощения по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко у респондентов контрольной группы отразим в виде гистограммы на рис.20.
Рис. 20. Выраженность фазы истощения у респондентов контрольной группы на констатирующем и и контрольном этапах исследования (% человек)
Анализируя выраженность фазы истощения, у респондентов контрольной группы до реализации коррекционной программы и после ее реализации (рис 20), учитывая что с ними не проводилась коррекционная работа, можно выделить, что сформированную фазу имеют 23% (6 чел.) офисных сотрудников. Следует выделить, что существенных изменений в выраженности фазы истощения у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, на данном этапе исследования выявлено не было.
Статистическая обработка показателей выраженности фазы истощения, с целью исследования динамики направленности и выраженности изменений у респондентов экспериментальной группы, после реализации коррекционной программы, была проведена с использованием Т-критерия Уилкоксона (табл.7 приложения 4). При анализе результатов (табл.7 приложения 4) изменения выраженности фазы истощения после реализации коррекционной программы, можно выделить, что полученное значение (Ткр = 0,00, при p≤0.05) находится в зоне статистической значимости, это свидетельствует об эффективности психолого- педагогической деятельности, в направлении профилактики формирования истощения.
Рассматривая изменения выраженности симптомов фазы истощения после реализации коррекционной программы (табл. 8 приложения 4), можно выделить, полученные значения по динамике:
- симптома неадекватного избирательного эмоционального реагирования (Ткр = 0,00, при p≤0.05),
- симптома эмоционально- нравственной дезориентации (Ткр = 0,04, при p≤0.05),
- симптома расширения сферы экономии эмоций (Ткр = 0,01, при p≤0.05),
- симптома редукции профессиональных обязанностей (Ткр = 0,015, при p≤0.05), находятся в зоне статистической значимости, что свидетельствует, что свидетельствует об эффективности психолого- педагогической деятельности, в направлении профилактики формирования симптомов истощения у офисных сотрудников, деятельность которых связана с взаимодействием с людьми.
Распределение показателей сформированности фаз эмоционального выгорания по методике «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко в группах до и после реализации коррекционной программы, представим на рис.21.
Рис. 21. Распределение показателей сформированности фаз эмоционального выгорания в группах на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Анализируя распределение показателей сформированности фаз эмоционального выгорания до и после реализации коррекционной программы (рис.21), можно выделить, что после проведения формирующей деятельности в виде реализации психолого — педагогической коррекционной программы в экспериментальной группе, выраженность показателей и симптомов эмоционального выгорания в группе значительно снизилась.
Анализируя показатели респондентов контрольной группы, и не принимали участия в коррекционной деятельности, можно выделить, что на формирующем этапе исследования эмоционального выгорания и его симптомов, показатели остались практически неизменными.
- Анализ результатов исследования степени выраженности и распространенности синдрома выгорания у респондентов экспериментальной группы, после реализации коррекционной программы по методике MBI представлен в табл. .9 приложения 4. Результаты исследования эмоционального истощения у респондентов экспериментальной группы отразим в процентном соотношении на рис. 22
Рис.22. Распределение показателей эмоционального истощения, офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, на констаитрующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Анализируя распределение показателей до и после реализации коррекционной программы (рис. 22) можно выделить, что после реализации коррекционной программы, отмечается снижение выраженности высокого уровня эмоционального истощения до 27% (7 чел.).
Анализируя результаты исследования степени выраженности и распространенности синдрома выгорания офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, на формирующем этапе исследования по методике MBI ( табл.10 приложения 4), можно выделить, что у офисных сотрудников изменение показателей эмоционального истощения незначительно.
Таким образом, можно выделить, что у респондентов экспериментальной группы, с которыми была проведена психолого- педагогическая коррекционная работа, наблюдается выраженная положительная динамика в сравнении с респондентами контрольной группы, не принимавшими участия в коррекционной деятельности, чьи показатели остались неизменны.
Результаты исследования выраженности деперсонализации у респондентов экспериментальной группы, отразим в процентном соотношении на рис. 23.
Анализируя распределение показателей деперсонализации у респондентов экспериментальной группы до и после реализации коррекционной программы (рис. 23), можно выделить, что после реализации коррекционной программы отмечается снижение показателя до 20% (5). Наряду с этим следует выделить увеличение офисных сотрудников с низким уровнем деперсонализации 24% (6).
Рис.23. Распределение показателей деперсонализации у респондентов экспериментальной группы, на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Результаты исследования выраженности деперсонализации у респондентов контрольной группы до и после реализации коррекционной программы, отразим в процентном соотношении на рис. 24
Рис.24. Распределение показателей деперсонализации у респондентов контрольной группы на констатирующем и контрольном этапах исследования (% человек)
Анализируя распределение показателей деперсонализации у респондентов контрольной группы до и после реализации коррекционной программы (рис.24), учитывая, что с ними не проводилась коррекционная работа, можно выделить отрицательную динамику. Так, до реализации коррекционной программы высокий уровень деперсонализации наблюдался у 35% (9 чел.) офисных сотрудников, после реализации коррекционной программы этот показатель остался неизменным.
При сравнении показателей выявленных у респондентов экспериментальной и контрольной групп можно выделить, что у респондентов первой группы, которые принимали участие в психолого- педагогической коррекционной деятельности, наблюдается выраженная положительная динамика, у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми напротив, наблюдается незначительная отрицательная динамика.
Результаты исследования выраженности редукции личных достижений у респондентов экспериментальной группы до и после реализации коррекционной программы, отразим в процентном соотношении на рис. 25
Рис.25. Распределение показателей редукции личных достижений у респондентов экспериментальной группы, на констатирующем и контрольном этапах (% человек)
Анализируя распределение показателей редукции личных достижений у респондентов экспериментальной группы, до и после реализации коррекционной программы (рис. 25), можно выделить положительную динамику. Так, высокий показатель по шкале редукции личных достижений до реализации коррекционной программы был обнаружен у 20% (5 чел.) офисных сотрудников, после реализации коррекционной программы высокий уровень по этой шкале наблюдается у 11% (3 чел.) офисных сотрудников.
Результаты исследования выраженности редукции личных достижений у респондентов контрольной группы, отразим в процентном соотношении на рис. 26
Рис.26. Распределение показателей редукции личных достижений у респондентов контрольной группы, на констатирующем и контрольном этапах исследования (%)
Анализируя распределение показателей редукции личных достижений у респондентов контрольной группы до и после реализации коррекционной программы (рис. 28), учитывая что с ними не проводилась коррекционная работа, можно выделить выраженную отрицательную динамику. Так, выраженность высокого уровня формирования редукции личных достижений осталось неизменной у 22% (6) офисных сотрудников
Сравнивая результаты групп можно выделить, что у респондентов экспериментальной группыьми, с которыми проводилась коррекционная деятельность, выражена положительная динамика, у респондентов контрольной группы, которые не принимали участия в формирующем эксперименте, наблюдается усугубление выраженности эмоционального выгорания.
Статистическая обработка показателей выраженности эмоционального выгорания, с целью исследования динамики направленности и выраженности изменений у респондентов экспериментальной группы, после реализации коррекционной программы, была проведена с использованием Т-критерия Уилкоксона (табл.11 приложения 4).
При анализе результатов (табл.11 приложения 4) изменения выраженности эмоционального выгорания после реализации коррекционной программы, можно выделить, что полученные значения по динамике эмоционального истощения (Ткр = 0,00, при p≤0.05), деперсонализации (Ткр = 0,00, при p≤0.05), редукции личных достижений (Ткр = 0,00, при p≤0.05), находятся в зоне статистической значимости, что свидетельствует, об эффективности психолого- педагогической деятельности, в направлении профилактики формирования симптомов эмоционального выгорания у респондентов экспериментальной группы.
Таким образом, подводя итоги исследования, можно отметить, что у респондентов экспериментальной группы, с которыми проводилась коррекционная работа, значительно снизились показатели эмоционального выгорания и тревожности. У респондентов контрольной группы, которые не принимали участия в коррекционной деятельности, напротив, выделено увеличение выраженности симптомов эмоционального выгорания и тревоги. Также можно выделить, что без проведения мероприятий по профилактике и коррекции эмоционального выгорания, отмечается увеличение интенсивности формирования его симптоматики.
Таким образом, разработанная и апробированная в рамках данного исследования программа психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания офисных работников показала свою эффективность, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
2.4. Рекомендации по профилактике синдрома эмоционального выгорания
Важную роль в организации профилактической деятельности играет информирование о разрушительных последствиях стрессовых ситуаций, основной задачей, которого, является формирование у специалистов способности к распознаванию стрессовых ситуаций в своей профессиональной деятельности, с пониманием своих личностных и индивидуальных особенностей, сильных и слабых сторон личности.
Профилактике эмоционального выгорания способствует система поощрений, принятая в организации, — устные и письменные благодарности, ценные подарки, премии, включение в профессиональные конкурсы или престижные инновационные проекты.
При этом важно периодически проводить анонимные анкетирования коллектива для выявления и разрешения «болевых» проблем. Профилактике эмоционального выгорания способствуют также умение специалистов ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, правильно планировать свою деятельность, самоменеджмент, использование тайм-аутов.
Современным специалистам при поддержке администрации важно научиться, правильно отдыхать, избегая в работе перфекционизма и ненужной конкуренции. Стремление быть во всем победителем создает напряжение и тревогу. Замечено, что у тех людей, у которых есть удовлетворяющее их хобби, интересный отдых и путешествия, меньше выражены признаки профессионального выгорания. Не только групповые мероприятия, но и неформальный личностно ориентированный подход к решению проблем специалистов сегодня становятся наиболее востребованными. Его эффективность напрямую зависит от своевременной и качественной диагностики, направленной на выявление деформирующих личностных паттернов.
Наиболее уязвимые компоненты в структуре личности профессионала должны определять задачи, меру, степень поддерживающих и коррегирующих воздействий, которые могут и должны осуществлять в сотрудничестве с психологом управленцы и кадровая служба, специалисты системы повышения квалификации. Одна из важнейших задач состоит в формировании гармонично развитой личности, а не однобокого профессионала. Но чтобы эффективно решать эту задачу, необходимы компетентные рекомендации со стороны психологов, а их можно дать, лишь тщательно изучив феномен эмоционального выгорания.
Главными направлениями, предотвращающими формирование эмоционального выгорания, являются:
— накопление системы знаний, умений и навыков;
— улучшение условий трудовой деятельности и отдыха;
— развитие содержательного компонента трудовой деятельности;
— развитие средств трудовой деятельности;
— развитие профессиональной мотивации.
— изменение системы оплаты трудовой деятельности.
— организация системы психологической разгрузки, с целью снятия напряжения после осуществления трудовой деятельности;
— организация системы улучшения в коллективе психологического климата.
Выводы по второй главе
- В ходе исследования особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания на констатирующем этапе было выявлено, что симптомы и признаки эмоционального выгорания, у офисных работников, деятельность которых взаимосвязана – с взаимодействием с людьми, выражены на более высоком уровне, и требуют коррекционного воздействия. По результатам исследования была разработана коррекционная программа, направленная на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми.
- После реализации коррекционной программы у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, с которыми проводилась коррекционная работа, значительно снизились показатели эмоционального выгорания и тревожности. У офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, напротив, выделено увеличение выраженности симптомов эмоционального выгорания и тревоги, то есть без проведения мероприятий по профилактике и коррекции эмоционального выгорания, отмечается увеличение интенсивности формирования его симптоматики.
- Разработанная и апробированная в рамках данного исследования программа психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания офисных работников показала свою эффективность, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Феномен профессионального выгорания в рамках психологической теории, рассматривается преимущественно в виде специфического сложного явления, которое находит свое проявление в профессиональной деятельности у лиц, не имеющих выраженных признаков психической патологии. Симптоматика, характерная для эмоционального выгорания, рассматривается при этом как вариант нормативного развития, но при развитии эмоционального истощения, формируются предпосылки для развития сложных патологических реакций. Таким образом, выгорание может рассматриваться в виде феномена, который находится на границах между «нормативным» и «патологическим» развитием личности, и представляет собой наиболее крайний вариант нормативного развития.
Специфика их профессиональной деятельности специалистов офисной сферы и условия ее организации характеризуются следующими психоэмоциональными особенностями, которые отличаются выраженной модальностью, с ее проявлением от высокой ситуативной тревожности специалиста, с проявлением им беспокойства и даже отчаяния в ситуациях безнадежности, до выраженности чувства радости, а также приподнятого общего уровня настроения, при осознании перспектив деятельности и ее результативности.
Основными средствами предупреждения синдрома эмоционального выгорания являются психотехники, позволяющие обучающимся переживать состояния единства с окружающим миром, становиться объектом самопознания, расширять диапазон чувствительности к своим состояниям, телесным ощущениям, понимать эмоциональный смысл происходящего вокруг, обретать навыки произвольной саморегуляции на телесном, эмоциональном, интеллектуальном уровне, а также на уровне отношения к себе, своему внутреннему миру и миру других людей.
В ходе исследования особенностей формирования синдрома эмоционального выгорания на констатирующем этапе было выявлено, что симптомы и признаки эмоционального выгорания, у офисных работников, деятельность которых взаимосвязана – с взаимодействием с людьми, выражены на более высоком уровне, и требуют коррекционного воздействия. По результатам исследования была разработана коррекционная программа, направленная на профилактику и коррекцию синдрома эмоционального выгорания у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми.
После реализации коррекционной программы у офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых связана с взаимодействием с людьми, с которыми проводилась коррекционная работа, значительно снизились показатели эмоционального выгорания и тревожности. У офисных сотрудников, профессиональная деятельность которых не связана с взаимодействием с людьми, напротив, выделено увеличение выраженности симптомов эмоционального выгорания и тревоги, то есть без проведения мероприятий по профилактике и коррекции эмоционального выгорания, отмечается увеличение интенсивности формирования его симптоматики.
Разработанная и апробированная в рамках данного исследования программа психолого-педагогической коррекции и профилактики эмоционального выгорания офисных работников показала свою эффективность, гипотеза подтвердилась, цель достигнута, задачи выполнены.
Таким образом, теоретическая гипотеза получила подтверждение в ходе опытно-экспериментального исследования, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. Екатеринбург: Деловая книга. 2002. 704 с.
- Абрумова А. Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамика // Психологический журнал. 1985. № 6. С. 107-115.
- Агапова М.В. Социально-психологические аспекты эмоционального выгорания и самоактуализация личности: Дис. … канд. психол. наук. – Ярославль. 184 с.
- АйсинаM. Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации: Электронный ресурс.: Автореферат дис. . канд. психол. наук. М. 2007. 223 с.
- Александровский Ю. А. Состояния психической дезадаптации и их компенсация. М.: Наука. 1976. 272 с.
- Алиев Х. Защита от стресса. М.. 1996. 239 с.
- Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. Зарубежная социальная психология ХХ столетия: Теоретические подходы: Учеб. пособие для вузов. М.: Аспект Пресс. 2002. 287 с.
- Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб.: СОЮЗ. 2002. 271 с.
- Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома «эмоционального сгорания» // Вестник МГУ. – сер. 14, Психология. 1995. № 1 С. 54-58.
- Безносов С.П. Профессиональная деформация личности. СПб.: Речь, 2014. 272с.
- Бодров В. А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы / РАН, Институт психологии. М. 136 с.
- Боева А.В., Руженков В.А., Москвитина У.С. Синдром эмоционального выгорания у врачей-психиатров // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Т. 22. 2013. № 11. С.6-12.
- Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. 105 с.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин. 1999. 196 с.
- Бойко В. В. Энергия эмоций. – СПб.: Питер. 2004. 474 с.
- Борисова М.В. Психологические детерминанты феномена эмоционального выгорания у педагогов // Вопросы психологии. 2005. № 2. С. 96-104.
- Бухтияров И.В., Рубцов М.Ю., Костенко Н.А. Современные психологические факторы риска и появления профессионального стресса // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. № 5-2. С.773-775.
- Вилюнас В. Психология эмоций. СПб.: Питер. 2008. 496 с.
- Влах Н.И. Модель психологической помощи представителям «Помогающих» профессий при эмоциональном выгорании // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2015. №4. С.24-30
- Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2000. 498 с.
- Водопьянова Н. Е. Психическое «выгорание» и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л.А. Коростылевой. СПб.: Изд-во СПбГУ. 2002. Вып. 6.
- Водопьянова Н.Е. Синдром выгорания : Диагностика и профилактика. СПб.: Питер. 2005. 336 с.
- Галиев Л.M. Духовный потенциал сельского учителя и факторы его совершенствования: Электронный ресурс.: Автореферат дис. канд. социол. наук. Казань. 2006.
- Глауберман Д. Радость сгорания: как конец света может стать новым началом. М.: Добрая книга. 2004. 368 с.
- Грачева И.Е. Синдром эмоционального выгорания в условиях напряженного ролевого взаимодействия (на примере продавцов-консультантов) // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2009. №5. С.120-126
- Гордеева М.А. Эмоциональное выгорание государственных служащих // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С.43-45.
- Зеер Э.Ф. Психологические детерминанты профессиональных деструкций: Психология профессии / Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2014.
- Зеер Э. Ф. Психология профессионального образования : учеб. пособие для вузов. – Екатеринбург: Издательство УГППУ. 2000. 396 с.
- Ильин Е. П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер. 2002. 221с.
- Китаев-Смык Л.А. Сознание и стресс. Творчество. Выгорание. Невроз. М: Смысл. 2015. 768 с.
- Климов Е. А. Психология профессионала // Избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии. 2012. С. 400
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс. 2012.
- Клиническая психология. Словарь / Под ред. Н.Д. Твороговой. М.: ПЕР СЭ. 2007. 416 с.
- Клочко В.Е. // Материал конференции «Человек в психологии: ориентиры исследований в новом, столетии». Изд-во Каргу. 2011. С. 101—110.
- Козина Н.В., Чутко Л.С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. М.: МЕДпрес-информ. 2016. 256 с.
- Королева Е. Г., Шустер Э. Е. Синдром эмоционального выгорания // Журнал ГрГМУ. 2007. №3 (19). С.108-111
- Леонова А.Б., Кузнецова А.С. Психологические технологии управления состоянием человека. М.: Смысл. 2007. 311 с.
- Лукьянов В. В. Взгляд на проблему исследования синдрома «эмоционального выгорания» у врачей-наркологов // Вестник психотерапии. № 17. С. 54-61.
- Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М.: Изд-во Эксмо. 2005. 960 с.
- Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание». 2012 г. С. 400
- Меркулова Н.Н. Синдром эмоционального выгорания и программа его преодоления в сфере «Помогающих» профессий // Вестник ТГУ. 2011. №12. С.199-206
- Никифоров Г. С. Психология здоровья. СПб.: Речь. 2012. – 256 с.
- Огнерубов Н.А., Огнерубова М.А. Синдром эмоционального выгорания у врачей-терапевтов // Вестник Тамбовского университета. №2. С. 307-318.
- Орел В.Е. Синдром психического выгорания. Мифы и реальность. М.,2014. 296 с.
- Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования // Журнал практической психологии и психоанализа. № 9. С. 57-78.
- Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер. 2000. 524 с.
- Подцьяков А.Н. Конфронтационность в образе мира участников образовательного процесса // Вопросы психологии. 2004. № 1. С. 15-22.
- Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. / Боровикова С. А., Водолазскова Т. П. – СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та.1991.152 с.
- Редина Т.В. Личностные детерминанты эмоционального выгорания у специалистов учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья: Дис. … канд. психол. наук. М., 2010.
- Роберте Г. А. Профилактика выгорания // Обзор современной психиатрии. 1998. № 1. С. 39-46.
- Романова Е.С., Горохова М. Ю. Личность и эмоциональное выгорание // Вестник практической психологии образования. 2004. №1. С. 18-23.
- Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С.85-95.
- Рыбина О. В. Психологические характеристики врачей в состоянии профессионального стресса: автореф. дис…. канд. психол. наук: 19.00.04. СПб. 2005. 22 с.
- Самоукина Н.В. Карьера без стресса. СПб., 2016. 256 с.
- Сафаргалиева С. Г. Программа профилактики эмоционального выгорания сотрудников центра социального обслуживания / С. Г. Сафаргалиева // Работник социальной службы. 2011. № 10. С. 93-102.
- Сидоров, П. И. Синдром профессионального выгорания. — Архангельск: СГМУ, 2007. 175 с.
- Сидоров, П. И. Синдром эмоционального выгорания // Медицинская газета. 2005.
- Скутаревская, М. М. Синдром эмоционального выгорания: личностные особенности у работников сферы психического здоровья [Электронный ресурс] // Белорусский медицинский журнал. 2002. №2.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф