Сегодня более чем в 70 государствах существуют независимые институты защиты прав, свобод и законных интересов детей, которые сформировались в нескольких европейских странах с 1981 года. Глобальные изменения во всех сферах государственной и общественной жизни в начале 21 века привело к появлению должности Уполномоченного по правам ребенка в России — Уполномоченного по правам ребенка. Термин «омбудсмен», исторически известный с 1809 года, является общепринятым, поэтому было бы правильным применить его к российскому омбудсмену по правам ребенка.
Изучение места и роли Уполномоченного по правам ребенка в системе государственных органов побуждает, прежде всего, обратиться к текущей ситуации с детством в России и задачам Уполномоченного по правам ребенка.
В целом его деятельность направлена на защиту прав и интересов детей по всей стране, а также на международном уровне. В то же время можно выделить следующие основные задачи уполномоченного по правам ребенка в России[1]:
1) обеспечение защиты прав ребенка и помощь в восстановлении нарушенных прав ребенка;
2) правовое образование в области защиты прав ребенка;
3) запросы и получение по установленной форме необходимой информации, документов и материалов от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц;
4) беспрепятственное посещение федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций;
5) проводить самостоятельно или совместно с уполномоченными государственными органами и должностными лицами проверку деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц, получать соответствующие объяснения от них;
6) направить федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления и должностным лицам, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и интересов ребенка, свое заключение, содержащее рекомендации по возможным мерам и необходимо восстановить эти права и интересы;
7) привлечение в установленном порядке для проведения экспертных и научно-аналитических работ, связанных с защитой прав ребенка, научных и иных организаций, а также ученых и специалистов, в том числе на договорной основе.
В настоящее время во всех субъектах Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребенка, однако методы обучения этого должностного лица разные:
1) парламентский (например, Санкт-Петербург, Тамбовская область, Липецкая область и др.);
2) в рамках органа исполнительной власти (например, Курская область, Воронежская область, Тульская область и др.);
3) в структуре Аппарата Уполномоченного по правам человека (Смоленская область, Красноярский край).
Предпочтительной моделью функционирования детского омбудсмена является парламентская, что подразумевает назначение омбудсмена представительным органом и реализацию правового статуса детского омбудсмена на основе закона полного профиля.
По-прежнему остается первоочередной задачей создание системы единого централизованного института Уполномоченного по правам ребенка, которым должен руководить Федеральный уполномоченный.
Для этого необходимо, чтобы Уполномоченный по правам ребенка при Президенте Российской Федерации координировал, с одной стороны, деятельность Уполномоченных по правам ребенка в субъектах Российской Федерации. а, во-вторых, выдвигает кандидатов на должность Уполномоченного по правам ребенка в представительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Увеличение количества детских омбудсменов в субъектах Российской Федерации с 21 в 2009 г. до 85 в 2017 г. не привело к качественному изменению ситуации. Единая система работы омбудсменов по правам детей еще не создана. Его отсутствие затрудняет государству эффективное управление сферой защиты детей. В результате Уполномоченный по правам ребенка при Президенте РФ не может полностью гарантировать реализацию и соблюдение прав, свобод и законных интересов детей, проживающих на территории Российской Федерации.
Омбудсмен по правам ребенка не входит напрямую ни в одну из трех ветвей власти (законодательную, исполнительную, судебную). Конституция РФ не упоминает должность Уполномоченного по правам ребенка, но не исключает из своего содержания институт Уполномоченного по правам человека.
Уполномоченный по правам ребенка назначается и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, подотчетен государственной администрации, а государственное управление, в свою очередь, является видом деятельности. государства, в котором осуществляется исполнительная власть. Это свидетельствует о важности института защиты детей в России. Проблемы детства (беспризорность, высокая младенческая смертность, преступность несовершеннолетних и др.) На каждом историческом этапе были актуальны для исполнительной власти России.
Уполномоченный по правам ребенка в Российской Федерации входит в состав Администрации Президента Российской Федерации и является частью механизма реализации функций Президента (в области защиты прав ребенка). ребенок) как гарант Конституции Российской Федерации, прав человека и гражданских свобод (ч. 2 ст. 80 Конституции РФ).
Деятельность Уполномоченного по правам ребенка основывается на реализации мер, связанных с обеспечением соблюдения государством требований Конвенции ООН о правах ребенка и помощи ребенку, права которого были нарушены, в обращении к государству. восстановить и защитить их. Уполномоченный по правам ребенка является посредником между государством и детьми. В случае нарушения прав, гарантированных Конвенцией, ребенок имеет право обратиться к Уполномоченному для их восстановления и защиты. Отношения между уполномоченными по правам ребенка и детским населением должны стать более эффективными.
Институту Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка в сентябре 2019 года исполнилось 10 лет, накоплен определенный опыт для его дальнейшего укрепления и развития, наделения дополнительными полномочиями. В связи с чем, Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации разработан и готов к обсуждению на уровне региональных омбудсменов законопроект об уполномоченном по правам ребенка. При этом компетенция уполномоченного по правам ребенка является ядром его правового статуса, что обусловливает особую актуальность данного вопроса.
Анализ научной литературы по исследуемому вопросу позволил нам условно выделить три основные модели компетенции детских омбудсменов[2]:
- В большинстве стран мира основной задачей уполномоченного является восстановление нарушенных прав несовершеннолетнего с привлечением компетентных органов и / или общественности. В то же время сами они не наделены широкими полномочиями, и их основные инструменты реагирования — это рекомендации рекомендательного характера тем, кто нарушает права ребенка; направление обращения в компетентные государственные органы, наделенные полномочиями; годовые и специальные отчеты, участие СМИ в проблемах детей и др. Назовем эту модель компетенции моделью прав человека. Эта модель характерна для института омбудсмена по правам детей в таких федеративных государствах, как Австрия, Канада, Россия, а также в большинстве европейских стран.
- Детские омбудсмены с моделью контроля компетентности имеют больше полномочий. Эта модель распространена, например, в некоторых штатах США, где защитники детей имеют право контролировать определенные правительственные учреждения для обеспечения прав ребенка. Кроме того, их основная задача — повысить эффективность государственного управления. При этом некоторые меры реагирования омбудсмена носят не рекомендательный, а императивный характер. Они могут действовать как независимая сторона или представлять интересы несовершеннолетних в судебном процессе, а также иметь право обжаловать решения суда в отношении прав детей. Как правило, в случае с Детскими юристами с моделью контролирующей компетенции реакция властей не распространяется на судебную или законодательную власть. Например, полномочия уполномоченного по правам ребенка штата Вашингтон, созданного в 1996 г., долгое время ограничивались мониторингом только Департамента здравоохранения и социальных служб штата Вашингтон.
Таким образом, в рамках модели контроля компетенции приоритетной задачей медиаторов для детей является, прежде всего, повышение эффективности деятельности различных органов государства, а не только восстановление нарушено право ребенка.
- Теоретически необходимо выделить третью модель компетенции детского омбудсмена — императивную, в которой омбудсмены по правам ребенка наделены полномочиями влиять на широкий круг лиц, допустивших нарушения прав ребенка. права ребенка. В настоящее время в мире нет примеров института детского омбудсмена с императивной моделью компетенции. Однако такая модель характерна для института уполномоченных по правам человека в некоторых европейских странах (омбудсмены Ригсдага в Швеции, парламентские уполномоченные в Финляндии и др.). Они обладают довольно широким кругом полномочий, включая компетенцию таких омбудсменов, которая может включать вопросы соблюдения формальных требований законности судебной системой, а не только органами исполнительной власти и неправительственными организациями.
Учитывая конституционное закрепление института уполномоченного по правам ребенка в некоторых странах, большую важность обеспечения полноценного развития ребенка и другие тенденции развития современного общества, нельзя исключать создание института защитника прав ребенка. гражданские права ребенка с императивной моделью компетенции в ближайшем будущем.
Сегодня в России сложилась первая модель (по правам человека) компетенции омбудсменов. Этот выбор во многом определялся опытом омбудсмена в нашей стране и обосновывался необходимостью изначально закрепить институт в социально-политических реалиях. Концентрация усилий на разрешении конкретных жалоб не может вызвать такого противодействия со стороны чиновников, как попытки кардинально изменить качество государственного управления в сфере защиты прав ребенка. Однако такие недостатки, как игнорирование вопросов совершенствования законодательства, отсутствие реальных полномочий по устранению нарушений прав детей, определяют актуальность рассмотрения вопроса о действующих предпосылках для перехода к третьей модели компетенции институт Уполномоченного по правам ребенка — императив. Это обеспечит развитие аппарата омбудсмена, повысит эффективность его деятельности и предотвратит превращение его в номинальный орган по распределению жалоб между государственными органами, наделенными реальной властью.
Основное внимание в регионах России в настоящее время уделяется определению компетенции Уполномоченного по правам ребенка, что отражает его место в системе органов власти и совокупность полномочий по выполнению возложенных на него задач.
Можно выделить следующие полномочия Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации:
1) выявлять нарушения прав ребенка;
2) устранять нарушения прав ребенка;
3) учетно-аналитические;
4) по предупреждению нарушений законодательства в сфере защиты прав ребенка;
5) по правовому просвещению в области обеспечения прав ребенка;
6) полномочия в законотворческом процессе.
Полномочия по исправлению нарушений прав детей должны включать:
1) рассмотрение жалоб на нарушения прав детей;
2) направление обращений в лица, в деятельности которых выявлены нарушения;
3) направление заявлений в компетентные государственные органы с просьбой принять меры к виновному до возбуждения дисциплинарного, административного или уголовного дела;
4) помощь в защите нарушенных прав детей в суде.
Учитывая, что моделью компетенции Уполномоченного по правам ребенка в субъектах Российской Федерации являются права человека, важнейшими полномочиями Уполномоченного по правам ребенка является рассмотрение обращений о нарушении прав и законных интересов детей.
Глава 3. ПРОБЛЕМАТИКА И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ЮРИДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Проблемы непосредственной реализации механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в Российской Федерации
На современном этапе исторического развития Российской Федерации как демократического правового государства особую важность приобретает необходимость устранения ряда негативных тенденций, возникающих в процессе конституционно-правовой защиты несовершеннолетних. Особый статус детей определяется их беззащитностью, вызванной полной или частичной физической, психической, социальной незрелостью. Положения, содержащиеся в программных документах, и практические меры, принимаемые на их основе в обозначенной области, еще не являются эффективным инструментом в борьбе с негативными социальными явлениями, такими как рост беспризорности детей, безнадзорность, раннее приобщение молодых людей к алкоголю и наркотикам, обследование преступности и снижение рождаемости. Нарушение прав и свобод несовершеннолетних.
Следует признать, что отсутствие законодательно определенного предмета надзора за исполнением законов о несовершеннолетних влечет за собой, во-первых, отсутствие единообразия в организации работы прокуратуры по обеспечению эффективного надзора за исполнением законодательства о несовершеннолетних, во-вторых, во многом обуславливает рассредоточение надзорных сил и средств по различным структурным подразделениям органов прокуратуры.
Генеральным прокурором РФ обращается внимание на недостаточность профилактической работы с несовершеннолетними со стороны правоохранительных органов. Наблюдается межведомственная разобщённость всех служб, призванных заниматься профилактикой в отношении данной категории лиц. В таких условиях в качестве наиболее оптимального выхода видится проведение масштабной реструктуризации системы вышеуказанных органов. Вместо множества служб различных ведомств целесообразнее создать единый орган, который нёс бы реальную ответственность за создание надлежащих условий для адаптации несовершеннолетних.
Не последнее место в работе с детьми должна занимать пропаганда законопослушного поведения. Причем здесь недопустим нередко наблюдающийся перекос исключительно в сторону разъяснения прав. Дети, по вине взрослых «забывшие» о наличии обязанностей, через некоторое время сами станут взрослыми, и тут уже следующему поколению детей придется терпеть от них еще худшие притеснения.
Рассматривая деятельность органов опеки и попечительства можно отметить, что во многих случаях они проявили неспособность защитить права детей. Данный факт обусловлен отсутствием единообразия практики применения законодательства в их работе и единого координирующего органа, который мог бы своевременно дать рекомендации и разъяснения специалистам органов опеки и попечительства. Приводимые негативные моменты в деятельности органов опеки и попечительства по защите прав и законных интересов детей не могут и не должны рассматриваться как имеющие всеобщий характер. Основная проблема в деятельности органов опеки и попечительства, как представляется, связана с недостаточными численностью и профессионализмом их кадров, отношением к деятельности этих органов как чему-то второстепенному и неосновательно обременяющему региональный бюджет[3].
На сегодняшний день в Российской Федерации не сложилась эффективная скоординированная система органов защиты детства в целом и профилактики беспризорности и безнадзорности в частности. Это относится как к работе государственных и муниципальных органов и их взаимодействия, так и общественных организаций и координации их действий. Результаты функционирования существующей системы свидетельствуют, что государственными органами власти по-прежнему не решена задача выявления организационных форм, которые позволили бы эффективным образом скоординировать и организовать деятельность по профилактике беспризорности, безнадзорности, правонарушений несовершеннолетних и их социальной реабилитации.
Указанные обстоятельства заставляют как ученых, так и практиков искать новые пути совершенствования системы профилактики правонарушений несовершеннолетних, к которым, безусловно, можно отнести включение в правовое пространство России института ювенальной юстиции.
Отсутствие должного внимания со стороны государства к проблеме детей вполне можно квалифицировать как несоблюдение Россией отдельных положений Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка. Следует отметить, что в настоящее время радикально изменились подходы к деятельности по профилактике правонарушений, акцент в этой работе перенесен на обеспечение прав и свобод несовершеннолетних, создание условий для выживания и развития подрастающего поколения.
Рассматривая функционирование института Уполномоченного по правам ребенка Российской Федерации можно отметить, что сегодня отсутствуют единая система защиты прав, свобод и законных интересов ребёнка, сводное законодательство, своеобразный кодекс законов о правах и обязанностях детей, о механизме защиты этих прав.
Несмотря на то, что в настоящее время учреждены должности федерального Уполномоченного по правам ребёнка, уполномоченных по правам ребенка в восьмидесяти пяти субъектах РФ, единый механизм их функционирования до сих пор не создан. Федеральный Уполномоченный по правам ребенка не может осуществлять иерархический контроль за реализацией правового статуса уполномоченных по правам ребенка в субъектах РФ.
Изложенный материал по классификации нормативных правовых актов и соответствующих правовых норм в части государственной защиты несовершеннолетних позволяет определить основные направления совершенствования федерального законодательства и законодательства субъектов Федерации в исследуемой сфере.
Во-первых, подготовка комплекса конституционно-правовых мер по укреплению положения российских семей и, соответственно, тех, кто в них воспитывается; наличие детских садов, товаров и услуг, необходимых для физического и умственного развития ребенка.
Детские проблемы во многом обусловлены общими проблемами российской семьи, ее социальным положением и моральным состоянием. Следует отметить и общеизвестный факт: обеспечение выживания в современных условиях, зарабатывание денег и карьерный рост обуславливают тотальную занятость родителей, полное отсутствие у них времени на общение с детьми и их воспитание.
В стране не прекращается «эпидемия безотцовщины», которая обусловлена, по мнению автора, следующими обстоятельствами:
- Рост смертности мужчин в молодом возрасте.
- Увеличение числа разводов и внебрачной рождаемости.
- Падение нравственных устоев общества, засилье низкопробной продукции в СМИ, терпимость общественного мнения к гражданским бракам, к однополой любви, супружеским изменам.
Очевидна необходимость разработки комплекса конституционно-правовых мер по системной поддержке семей, в которых растут (или ожидаются) дети с обеспечением государственного и общественного контроля за эффективностью этой поддержки:
- Оптимизация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти в субъектах Федерации, занимающихся проблемами материнства и детства (органов опеки и попечительства, подразделений ОВД по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.), контролирующих соблюдение конституционных прав и свобод детей;
- Профилактика бедности за счет перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся семей с детьми.
- Разработка специальных информационных программ по повышению правовой грамотности в области защиты прав несовершеннолетних для родителей и детей.
Во-вторых, разработка комплекса мероприятий по конституционно-правовому регулированию проблем здравоохранения и детской смертности.
Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплен приоритет охраны здоровья детей. Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий их физического и психического развития.
Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи.
Медицинские организации, общественные объединения и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны здоровья.
Стратегией развития медицинской науки в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. № 2580-р, направления «педиатрия» и «репродуктивное здоровье» определены в числе приоритетных направлений развития медицинской науки.
Проблемы детского здравоохранения не исчерпываются недостаточной заботой государства о жизни и здоровье детей. В рамках комплекса мер по разрешению проблем здравоохранения и детской смертности целесообразно:
- Повысить пенсию ребенка-инвалида до усредненного показателя прожиточного минимума, с учетом последующих корректировок его величины.
- Расширить перечень социальных услуг, предусмотренных для семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.
- Выделить дополнительные средства на создание детских реабилитационных учреждений, на значительное расширение сети центров планирования семьи, на организацию и развитие специализированных детских санаторно-курортных учреждений, предоставляющих бесплатное лечение.
- Повысить ответственность родителей за воспитание детей.
В-третьих, конституционно-правовое регулирование проблем нравственного воспитания, образования и развития несовершеннолетних.
При попустительстве государства, созданных им институтов, империя средств массовой информации развлекательными программами заполонила телевизионный и радиовещательный эфир, печатные издания, сеть Интернет. Изощренные, порою и агрессивные методы воздействия на сознание детей и подростков оказывают негативное влияние на психику подрастающих граждан, на формирование гипертрофированных ценностей.
Необходимо обеспечить фильтрацию информации, получаемой несовершеннолетними, как через Интернет-провайдеров, так и через соответствующее техническое оснащение учебных заведений.
Так, с 1 апреля 2008 года в рамках приоритетного национального проекта «Образование» российские школы обеспечены лицензионными компьютерными программами и системой фильтрации доступа в Интернет, защищающей школьников от нежелательных сайтов.
Правильная работа фильтров может полностью исключить несовершеннолетних школьников из информации, которая негативно влияет на них в Интернете.
Первоочередной задачей Российской Федерации в области воспитания детей является формирование высокоморального человека, разделяющего традиционные духовные ценности России, обладающего соответствующими знаниями и навыками и способного реализовать свой потенциал в современном обществе, пригодном для мирного Готово создание и защита Родины.
Одним из ключевых приоритетов в образовательной деятельности остается доступность и качество образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их особых образовательных потребностей.
В рамках комплекса мер по разрешению проблем нравственного воспитания, образования и развития детей необходимо:
- Ввести «моральную цензуру», исключив пропаганду насилия, цинизма, аморальности и жадности в радио- и телепрограммах, печатных изданиях, на сайтах.
- Выдать предписание телепрограмм о выделении части эфирного времени образовательным программам для детей со специальными налоговыми льготами. Кроме того, детальное изучение вопросов необходимо публично (бесплатно) для специальной поддержки детских театральных исследований, учебных кабинетов и спортивных секций, технических и художественных кружков.
В-четвертых, принятие конституционно-правовых мер по проблемам безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Названные Национальной стратегией действий в интересах детей в Российской Федерации на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, в числе первоочередных, меры, направленные на реформирование законодательства Российской Федерации в части, касающейся защиты прав и интересов детей, создание дружественного к ребенку правосудия, улучшение положения детей в период нахождения в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в постпенитенциарный период, предотвращение насилия в отношении несовершеннолетних и реабилитацию детей-жертв насилия, предусмотрены в Плане мероприятий на 2015-2017 годы по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. № 167-р.
Повышение эффективности правоохранительных органов и спецслужб, органов государственного контроля (надзора), совершенствование единой государственной системы противодействия преступлениям, в первую очередь несовершеннолетним, и другим преступлениям (включая мониторинг и оценку эффективности деятельности правоохранительных органов), разработка и применение специальных мер по снижение уровня криминализации общественных отношений, как это определено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683, как меры обеспечения государственной и общественной безопасности.
На решение проблем детства направлен поиск и внедрение субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних новых профилактических инструментов.
Только за последние годы Правительством Российской Федерации утверждены стратегические документы, направленные на развитие личности, обладающей созидательным мировоззрением, устойчивой системой нравственных и гражданских ценностей. В их числе: Основы государственной молодежной политики до 2025 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р, Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Приоритетом профилактических мероприятий является правовое просвещение, формирование здорового образа жизни, предотвращение антиобщественных явлений в среде несовершеннолетних.
Безопасность детей является основным гарантом демографической стабильности нации, важнейшим инфраструктурным показателем образовательного пространства, поэтому профилактика наркомании, алкоголизма и табакокурения у подростков является бесспорным приоритетом профилактических мер и занимает важное место в комплексе мер по сохранению и укреплению здоровья детей и подростков в целях обеспечения безопасности. их жизни.
Накопленный исторический опыт исключения безнадзорности и беспризорности детей не следует слепо копировать в реальной действительности, целесообразно предусмотреть следующие направления деятельности по радикальному решению данной проблемы:
- Регулярные публичные отчеты (не реже двух раз в год) представителей органов исполнительной власти (Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства внутренних дел и др.) Перед законодательными органами государственной власти. как на федеральном, так и на региональном уровне:
а) в отношении беспризорных и брошенных детей в Российской Федерации и их субъектах;
б) о мерах, принятых для решения этих проблем.
- Увеличить финансовую поддержку семей, воспитывающих приемных детей, как со стороны федерального правительства, так и из бюджета дисциплины Федерации.
В-пятых, нормативно-правовое решение проблем, связанных с вовлечением детей и подростков в состояние алкогольного опьянения и наркомании; предупреждение преступного поведения несовершеннолетних.
Статистика дает неутешительную информацию о прогрессирующем росте вовлеченности детей в эти асоциальные процессы. Практика доказывает, что среди ключевых причин преступности в детской и подростковой среде выступают пьянство и наркомания.
Пути разрешения указанных проблем представляются следующим образом:
- Придание законотворческому процессу максимальной гласности, как на этапе разработки, так и в процессе применения новых правовых норм.
- Привлечение к разработке нового законодательства правозащитных, семейных и детских организаций, СМИ.
- Создание и развитие механизма независимого контроля за положением семей и детей.
3.2. Особенности государственно-властной деятельности, направленной на реализацию основных направлений механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних в зарубежных государствах (на примере Венгрии)
Основные права ребенка закреплены в нескольких статьях венгерской конституции. Согласно ст. 67 (1) «В Венгерской Республике все дети имеют право на защиту и заботу, которые им необходимы для их удовлетворительного физического, умственного и нравственного развития со стороны семьи, а также государства и общества». Статья 15 касается защиты института брака и семьи; в ст. 16 говорится, что «Венгерская Республика прилагает особые усилия для обеспечения уровня жизни, просвещения и образования молодых людей, а также для защиты их интересов».
В Венгрии основная проблема с размещением детей, лишившихся родительской опеки из-за их отчуждения от семьи и последующего размещения, — это преобладание детей рома в государственной системе и отказ потенциальных приемных родителей и родителей детей. добро пожаловать принять этих детей в свои семьи из-за значительных социокультурных различий (считается, что в России нет проблемы непропорционального количества детей одной национальности в детских учреждениях, хотя невозможно точно оценить ситуацию из-за отсутствия актуальной статистики).
Согласно статистическим данным, опубликованным Министерством труда и по связям с общественностью Венгрии в 2005 году, 17 456 детей в возрасте до 18 лет (возраст совершеннолетия) были переданы под опеку государства под присмотром государственного опекуна. Из них 14 907 детей находились на краткосрочном попечении, 1764 находились на длительном уходе и 785 находились в изоляторах временного содержания в ожидании размещения.
В 1997 году был принят Закон о защите детей и опеке (далее — Закон о защите детей), который служит правовой основой для всей деятельности по защите детей в Венгрии.
Статья 2 (1) этого Закона устанавливает в качестве одного из основополагающих принципов его применения «необходимость учета приоритета интересов ребенка». Ребенок, лишенный семьи по любой причине, «имеет право на защиту (в семье приемных родителей или в иной форме устройства, заменяющей семью), которая заменила бы защиту родителей или других родственников» (ст. 7(2)).
В контексте специфических проблем Венгрии положение, санкционированное ст. 7, пункт 3, согласно которому «во время размещения несовершеннолетнего должна соблюдаться его свобода религии и учитываться его национальная, этническая и культурная принадлежность».
В гл. 3 Закона устанавливает систему защиты несовершеннолетних, которая согласно ст. 14 (1) «направлен на содействие воспитанию ребенка в семье, предотвращение и устранение угроз для ребенка и обеспечение защиты ребенка, лишенного опеки родителей и других родственников». Услуги, предоставляемые этой системой, сгруппированы в четыре раздела (статья 15).
Первый раздел предусматривает финансовую поддержку со стороны семьи для обеспечения хорошего развития ребенка. Эта поддержка включает в себя базовое пособие на ребенка (выплачивается, если доход семьи на душу населения не превышает минимальную пенсию по старости), дополнительное пособие на ребенка (выплачивается ребенку, если семья сталкивается с временными трудностями и находится в ситуации, угрожающей их существованию. ), авансовый платеж на нужды детей и выделение средств на жилье (касается детей, находящихся на краткосрочном или долгосрочном попечении). Поэтому особое внимание уделяется помощи нуждающимся семьям, чтобы ребенок не оторвался от семейной жизни.
Во втором разделе определены основные способы защиты / поддержки семей с детьми. К ним относятся услуги социальной поддержки: консультирование по различным вопросам, организация досуговых программ и т. д.; опека над детьми в течение дня (детские сады, детские сады, уход за детьми после школы); краткосрочная опека над ребенком (назначается с одобрения или по просьбе родителей или их заместителей на период, не превышающий шести месяцев, если они временно не могут заботиться о несовершеннолетнем из-за болезни, оправданного отсутствия или по другим аналогичным причинам).
В третьем разделе описаны специальные способы защиты ребенка, включая помощь в обеспечении ребенка продуктами питания, одеждой и учебниками, приютом и обучением, помощь в установлении контакта с семьей или в начале их самостоятельной жизни и размещение ребенка в приемной семье, детском доме. В этом же разделе устанавливается деятельность службы по защите прав ребенка. Итак, мы по-прежнему говорим о помощи семье как о мере, которая может сохранить семейное окружение ребенка и предотвратить его уход.
В четвертом разделе описаны процедуры защиты и размещения ребенка в случае необходимости его защиты. Это включает такие меры, как: помещение под охрану; усыновление ребенка другой семьей; временное размещение ребенка; скорая медицинская помощь; длительный уход; помощь, предоставляемая в конце периода опеки (назначается на срок до одного года после окончания краткосрочного или долгосрочного ухода, чтобы интегрировать ребенка в семью или помочь ему или ей самостоятельная жизнь).
Работа по защите детей начинается, когда социальные работники получают информацию о потенциальной опасности ребенка. Эту информацию можно получить в школах, полиции, районных дошкольных учреждениях, у врачей, органов опеки и попечительства, у местных властей, у частных лиц и из других источников. С этим ребенком и его семьей работают социальные работники. На этом этапе размещение ребенка происходит с согласия семьи, за исключением случаев, когда семья отказывается взаимодействовать с социальными работниками и ситуация, в которой находится ребенок, не улучшается или не ухудшается.
Усыновление ребенка другой семьей для краткосрочного ухода осуществляется путем изъятия ребенка из-под родительской опеки и передачи его в другую семью (обычно в семью близкого родственника или знакомого из семьи ребенка). . Ребенок также может быть помещен во «временный дом для ребенка» или «временный семейный дом», который предоставляет жилье и ряд основных социальных услуг.
Если эти меры не увенчались успехом, социальные работники могут порекомендовать удалить ребенка из семьи на более длительный срок. Эта рекомендация должна быть одобрена местным органом защиты. Кроме того, уход за детьми может быть передан специализированным службам защиты детей.
Первой мерой временного размещения ребенка является удаление из семьи и помещение в детский дом (от 12 до 40 детей). Между тем местный орган опеки и попечительства рассматривает дело (включая заключение эксперта о состоянии ребенка и анализ информации, собранной во время оказания первой помощи ребенку и семье) и на основании этого принимает решение о передаче ребенка на попечение ребенка (составляется план его воспитания и макет, реализация которого отчеты о защите детей в органы опеки каждые шесть месяцев). Решение принимается на специальном собрании, на которое также приглашаются родители ребенка. В течение этого времени ребенок может вернуться в родную семью, где он будет находиться под краткосрочным или долгосрочным уходом (в этом случае становится возможным его усыновление). Когда ребенок помещается под опеку, даже на короткий период времени, родительские права приостанавливаются и ребенок переводится в детское учреждение или приемную семью. В то время как ребенок находится под присмотром в краткосрочной перспективе, его родителям предоставляется определенная социальная помощь, направленная на исправление ситуации в семье, чтобы ребенок мог вернуться в нее.
В случае особой угрозы для ребенка органы опеки и попечительства могут принять решение о немедленном заключении его под стражу в полиции на длительный срок. В этом случае родители будут лишены родительских прав принятием соответствующего постановления суда, и ребенок будет признан усыновленным или переданным на воспитание на длительный срок (в учреждении для несовершеннолетних или в приемной семье). Кроме того, помещение под долгосрочную опеку возможно и в тех случаях, когда родители не могут улучшить ситуацию в семье или не проявляют к этому желания.
Размещение ребенка предполагает оказание помощи семье с целью реинтеграции ребенка в семью в течение одного года после возвращения в родную семью. Дети, которые остаются на попечении государства по достижении 18 лет, при желании могут иметь право на государственную помощь до достижения ими возраста 24 лет. лет. Эта поддержка включает предоставление жилья, помощь в поиске работы и получении образования.
Таким образом, венгерская система защиты детей в основном направлена на сохранение семьи происхождения ребенка, его реинтеграцию в нее после социальной работы с ребенком, а также с семьей.
3.3. Перспективные направления совершенствования отечественного механизма юридического обеспечения прав несовершеннолетних с учетом опыта Венгрии
Таким образом, система устройства детей в Венгрии имеют ряд особенностей, не характерных для деятельности органов опеки и попечительства России, а именно:
- активная роль органов, занимающихся устройством детей в поиске потенциальных родителей/усыновителей;
- ограничение времени на устройство ребенка;
- учет национально-культурных особенностей при устройстве ребенка в приемную семью.
В связи с вышеизложенным, представляется целесообразным скорректировать деятельность российских надзорных органов с учетом современного международного опыта в области защиты прав детей посредством их организации. Кроме того, при размещении ребенка необходимо учитывать национальные культурные традиции как родной, так и приемной семьи. Учитывая многонациональный характер нашей страны и активность миграционных процессов в последние годы, это может положительно сказаться на динамике семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей в России.
Десятимиллионное население Венгрии ежегодно сокращается примерно на 32 тысячи, а уровень рождаемости в стране — один из самых низких в Европе. Повысить рождаемость, а заодно дать ответ тем странам Евросоюза, которые решают демографические проблемы за счет притока мигрантов, призван План действий по защите семьи и детства. Он состоит из семи пунктов. Рассмотрим, как реализуются защитные меры в Венгрии и в России.
- Ссуды женщинам до 40 лет.
Венгрия. Каждая женщина в возрасте до 40 лет, впервые вступающая в брак, будет иметь право на беспроцентный кредит в размере до 31 тыс. евро, причем пользоваться деньгами она может без ограничений. После рождения ребенка погашение кредита приостановят на три года. Треть суммы долга будет списана после рождения второго ребенка. А с рождением третьего — всю задолженность аннулируют.
В России самая существенная мера материальной поддержки женщин — материнский капитал, однако сумму в 453 026 рублей (6026 евро) получают лишь после рождения второго ребенка. Свободно пользоваться деньгами нельзя, цели применения капитала ограничены: образование детей, пенсионное обеспечение матери, покупка жилья. В последнее время список целей расширяется.
- Семейный дом.
Венгрия. С 2016 года действует программа семейных жилищных льгот (CSOK), по которой семьям с двумя детьми для улучшения жилищных условий выдается ссуда в размере 31 тыс. евро — на покупку новой квартиры или строительство семейного дома. Теперь эта программа будет расширена: семьи с тремя детьми могут рассчитывать на беспроцентный кредит в сумме 46,5 тыс. евро, а дом или квартиру можно будет приобретать на вторичном рынке.
В России выделяются средства семьям, имеющим трех детей и больше и нуждающимся в улучшении жилищных условий. Но это правило действует не на всей территории страны. Величина выплат варьируется от 10 до 70% от требуемой суммы. Получить субсидию непросто, и надо успеть воспользоваться ею в течение шести месяцев. К тому же банки, как правило, не принимают субсидию в качестве части платежа за ипотеку.
- Льготы по ипотеке.
Венгрия. До настоящего времени венгерским семьям выделяли 3100 евро для погашения ипотечного кредита после рождения третьего ребенка. Отныне эту сумму выдадут с появлением на свет второго ребенка в семье, а с рождением третьего полагается уже 12,4 тыс. евро, и за каждого последующего — еще по 3100 евро. Ипотечные кредиты для семей с детьми оформляют под 3% годовых при средней банковской ипотечной ставке 5,8%.
В России льготная ставка по ипотеке для семей с двумя детьми составляет 6%; разницу в процентах банку компенсирует государство. Первоначальный взнос должен быть не меньше 20% стоимости жилья. Сейчас льготная ставка действует максимум восемь лет. Правительство России готовит изменения законодательства, которые позволят распространить льготную ипотечную ставку (6%) на весь период ипотечного кредита.
- Свобода от подоходного налога.
Венгрия. Женщин, родивших четырех детей, пожизненно освободят от уплаты подоходного налога (16%). Налоговое освобождение будет применяться только к доходам, полученным в качестве вознаграждения за труд, и не распространяться на доходы от дивидендов. Венгерские семьи, в которых растут дети, могут воспользоваться и налоговым вычетом. Он составляет 206 евро в месяц, если малыш один. На двоих детей сумма, подлежащая налогообложению, уменьшается на 361 евро, на троих — на 682 евро. Причем вычет можно взять на еще не родившегося ребенка — начиная с 91 дня беременности. Таким образом, зарплата у родителей увеличивается на 31 евро, если в семье один ребенок, и на 102 евро, если трое.
В России никакого отдельного закона, регулирующего величину подоходного налога для многодетных семей, нет. Однако можно получить налоговый вычет на детей (ст. 218 НК РФ). Под эту категорию подпадают все дети в возрасте до 18 лет, а также дети, обучающиеся в вузе по очной форме, в возрасте до 24 лет. Величина вычета составляет по 1400 рублей на первого и второго ребенка и по 3000 руб-лей на третьего и последующих.
- Автомобиль для многодетных семей.
Венгрия. Семьи с тремя детьми и больше получат право на грант в размере 7750 евро — на покупку нового автомобиля вместимостью не меньше семи человек.
В России по программе “Семейный автомобиль” многодетная семья может получить 10-процентную скидку на покупку машины; для жителей Дальнего Востока скидка увеличена до 25%. Цена автомобиля ограничивается 1,45 млн рублей (19 290 евро). То есть максимальная скидка по этой программе составит 1929 евро (4822 евро для жителей Дальнего Востока).
- Ясли и детские сады.
Венгрия. В течение трех лет в стране появится 21 тыс. новых мест в яслях: 10 тыс. — в 2019 году, 5000 — в 2020-м и 6000 — в 2021-м. К 2022 году, по расчетам, каждая венгерская семья сможет устроить детей в дошкольные учреждения.
В России к 2021 году планируют ликвидировать очередь в ясли для малышей от двух месяцев до трех лет. В послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин поставил задачу создать за три года 270 тыс. мест в яслях.
- Бабушки и дедушки.
Венгрия. Последний пункт плана — введение выплат по уходу за ребенком для бабушек и дедушек, если они будут заниматься воспитанием внуков вместо родителей. Пособие будут платить лишь тем, кто еще работает, а не пенсионерам.
В России бабушки и дедушки могут уйти в отпуск по уходу за ребенком — при условии, если они работают. Размер пособия составит 40% от среднего заработка за два предшествующих года. Тем не менее, по статистике, на бабушек, дедушек и пап приходится всего 2% декретных отпусков.
Правительство Венгрии с 2010 года в своей социальной политике делает акцент на решении демографических проблем, проблем семьи и детства, тратя на поддержку семьи 4% ВВП (средний показатель в Европе — 2,5%). И результаты становятся ощутимы. Как заявила госсекретарь по делам семьи и молодежи Венгрии Каталин Новак, в 2018 году в стране родилось рекордное за последние 20 лет число детей, а порядка 100 тыс. молодых людей вступили в брак. В 2019 году на реализацию плана действий по защите семьи в бюджете было выделено 465 млн евро.
Таким образом, учитывая опыт Венгрии, очевидна необходимость разработки комплекса конституционно-правовых мер по системной поддержке российских семей, в которых растут (или ожидаются) дети с обеспечением государственного и общественного контроля за эффективностью этой поддержки:
- Оптимизация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти в субъектах Федерации, занимающихся проблемами материнства и детства (органов опеки и попечительства, подразделений ОВД по делам несовершеннолетних, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и др.), контролирующих соблюдение конституционных прав и свобод детей;
- Профилактика бедности за счет перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся семей с детьми.
- Разработка специальных информационных программ по повышению правовой грамотности в области защиты прав несовершеннолетних для родителей и детей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обеспечение и защита прав и законных интересов ребенка, в первую очередь, гарантированных Конституцией Российской Федерации, представляет собой сегодня одну из актуальных государственно-правовых проблем.
Как любому другому цивилизованному государству, России присуща традиционная озабоченность проблемой рождения и воспитания новых поколений ее граждан, здоровых нравственно и физически. Между тем, в результате проведенного исследования, можно констатировать, что в реальном ее решении в нашей стране существует много препятствий.
Рассматривая группу личных прав ребенка, можно сделать вывод, что среди социальных пороков российского общества наибольшее беспокойство должны вызывать социальное сиротство, беспризорность, бродяжничество, жестокое обращение с детьми, что требует от государства и общества особо пристального внимания и неотъемлемых мер, связанных с социальной реабилитацией детей, оказавшихся в трудных жизненных условиях.
Анализ законодательных и нормативных документов ведомственного значения свидетельствует о проблемах:
а) несоответствия правовых установок и воплощения их содержания в жизнь в данной сфере защиты интересов ребенка; отсутствия государственного контроля за соблюдением личных прав ребенка в семье;
б) отсутствия жесткой гражданской и правовой ответственности лиц, обязанных не только обеспечивать реализацию личных прав и свобод детей, но и осведомленных об их нарушении.
Система органов, на которые возложены функции содействия ребенку в защите его прав, а также контроля за различными аспектами соблюдения прав ребенка в Российской Федерации, в основном, давно сложилась. Однако реальное положение дел свидетельствует о недостаточности такого действия и контроля, поскольку на практике комплексный подход к защите прав ребенка не обеспечивается. Способствовать решению данных проблем, по нашему мнению, будут следующие предложения:
а) законодательное закрепление правового статуса ребенка в Конституции Российской Федерации;
б) создание единого нормативно-правового акта, регулирующего права ребенка;
в) усиление ответственности лиц, отвечающих за обеспечение прав ребенка или вопросов касающихся их защиты, то есть устранение формалистского подхода должностных лиц и организаций в целом в решении проблем защиты материнства и детства;
г) правовое обеспечение чести и достоинства детей;
д) формирование действенной системы адресной государственной социальной поддержки детей обеспечение приоритет интереса детей, находящихся в трудных жизненных условиях;
е) увеличение доли ресурсов, выделяемых на поддержку детей;
ж) развитие системы правового просвещения детей и родителей, повышение уровня их правосознания.
При воплощении в практику указанных предложений, полагаем, повысится эффективность законодательства, регулирующего правовое положение детей, улучшится механизм защиты и реализации их прав.
Для достижения цели всестороннего и полноценного обеспечения прав и законных интересов ребенка на современном этапе необходима координация действий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, политических партий и общественных организаций, направленная на достижение стратегической цели государственной социальной политики в интересах детей: создание необходимых правовых, социально-экономических, социально-культурных условий для физического, психологического, духовного, социального, эмоционального, познавательного и культурного развития детей и реальное обеспечение основных гарантий прав ребенка в Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Ι. Нормативно-правовые акты
- Декларация прав ребенка, Принята резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1959 года.
- Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
- Декларация прав ребенка, принятая резолюцией 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1959 года.
- Конвенция о правах ребенка, одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года.
- Права человека: сборник международных договоров. Нью-Йорк, 1978
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // Собрание законодательства РФ. – 05.12.1994. – № 32. – ст. 3301.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 18.03.2019) // Собрание законодательства РФ. – 01.01.1996. – № 1. – ст. 16.
- Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (ред. от 27.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 03.06.2002. – № 22. – ст. 2031.
- Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
- Собрание законодательства РФ. 2001. № 2. Ст. 163.
Научная, учебная литература
- Абрамов В.И. Защита прав ребенка в России: механизм и эффективность / В.И. Абрамов; под ред. Н.И. Матузова. — Саратов: СГАП, 2006. — 359 с.
- Абрамов В.И. Права ребенка и их защита в России: общетеоретический анализ: автореф. дис. … д-ра юрид. наук: 12.00.01 /В.И. Абрамов. — Саратов, 2007. — 55 с.
- Автономов А.С. Ювенальная юстиция. / А.С. Автономов — М. : Российский благотворительный фонд «Нет алкоголизму и наркомании» (НАН), 2009. — 186 с.
- Актуальные вопросы частного и публичного права в современных условиях: монография / Г.В. Синцов, А.В. Сабаева, С.С. Бабаян и др.; под ред. Г.В. Синцова. — Пенза: ПГУ, 2015. — 162 с
- Батова О.В., Москаленко С.А., Степкин Р.М. Правовые основы обеспечения защиты прав и свобод несовершеннолетних в России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2015. № 1.
- Бексултанова Р.Т. Проблемы обеспечения безопасности несовершеннолетних лиц семейно-правовыми средствами/ Р.Т. Бексултанов // Государство и право. — 2014. — № 2. — С. 92–97.
- Бухаров, А. Ю. Мировая политика и права ребенка / А.Ю. Бухаров. — М.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2019. — 108 c.
- Воронцова М.А. Конституционно-правовые основы личной безопасности несовершеннолетних в Российской Федерации: автореф. дис. … канд. юрид. наук: 12.00.02 / М.А. Воронцова. — СПб., 2018. — 22 с.
- Герасименко Ю.В. Международные правовые стандарты в области защиты прав детей // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2018. № 2 (26). С. 80 – 84.
- Гришаев С.П. Семейное право. — М.: Проспект, 2018. — 272 с.
- Емелина Л.А., Лебедь М.В. Право ребенка на общение с отдельно проживающим после расторжения брака родителем // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2016. — № 8. — С. 6 — 10.
- Зуев А.В., Макеева И.А., Индык К.П. Проблемные аспекты защиты прав несовершеннолетних // Ленинградский юридический журнал. — 2017. — № 3. — С. 117 — 124.
Комментарии
Оставить комментарий
Валера 14 минут назад
добрый день. Необходимо закрыть долги за 2 и 3 курсы. Заранее спасибо.
Иван, помощь с обучением 21 минут назад
Валерий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Fedor 2 часа назад
Здравствуйте, сколько будет стоить данная работа и как заказать?
Иван, помощь с обучением 2 часа назад
Fedor, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алина 4 часа назад
Сделать презентацию и защитную речь к дипломной работе по теме: Источники права социального обеспечения
Иван, помощь с обучением 4 часа назад
Алина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Алена 7 часов назад
Добрый день! Учусь в синергии, факультет экономики, нужно закрыт 2 семестр, общ получается 7 предметов! 1.Иностранный язык 2.Цифровая экономика 3.Управление проектами 4.Микроэкономика 5.Экономика и финансы организации 6.Статистика 7.Информационно-комуникационные технологии для профессиональной деятельности.
Иван, помощь с обучением 8 часов назад
Алена, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Игорь Петрович 10 часов назад
К утру необходимы материалы для защиты диплома - речь и презентация (слайды). Сам диплом готов, пришлю его Вам по запросу!
Иван, помощь с обучением 10 часов назад
Игорь Петрович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 1 день назад
У меня есть скорректированный и согласованный руководителем, план ВКР. Напишите, пожалуйста, порядок оплаты и реквизиты.
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Илья 1 день назад
Здравствуйте) нужен отчет по практике. Практику прохожу в доме-интернате для престарелых и инвалидов. Все четыре задания объединены одним отчетом о проведенных исследованиях. Каждое задание направлено на выполнение одной из его частей. Помогите!
Иван, помощь с обучением 1 день назад
Илья, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Alina 2 дня назад
Педагогическая практика, 4 семестр, Направление: ППО Во время прохождения практики Вы: получите представления об основных видах профессиональной психолого-педагогической деятельности; разовьёте навыки использования современных методов и технологий организации образовательной работы с детьми младшего школьного возраста; научитесь выстраивать взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.
Иван, помощь с обучением 2 дня назад
Alina, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Влад 3 дня назад
Здравствуйте. Только поступил! Операционная деятельность в логистике. Так же получается 10 - 11 класс заканчивать. То-есть 2 года 11 месяцев. Сколько будет стоить семестр закончить?
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Влад, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Полина 3 дня назад
Требуется выполнить 3 работы по предмету "Психология ФКиС" за 3 курс
Иван, помощь с обучением 3 дня назад
Полина, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Инкогнито 4 дня назад
Здравствуйте. Нужно написать диплом в короткие сроки. На тему Анализ финансового состояния предприятия. С материалами для защиты. Сколько будет стоить?
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Инкогнито, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Студент 4 дня назад
Нужно сделать отчёт по практике преддипломной, дальше по ней уже нудно будет сделать вкр. Все данные и все по производству имеется
Иван, помощь с обучением 4 дня назад
Студент, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Олег 5 дня назад
Преддипломная практика и ВКР. Проходила практика на заводе, который занимается производством электроизоляционных материалов и изделий из них. В должности менеджера отдела сбыта, а также занимался продвижением продукции в интернете. Также , эту работу надо связать с темой ВКР "РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПРОЕКТА В СФЕРЕ ИТ".
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Олег, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Анна 5 дня назад
сколько стоит вступительные экзамены русский , математика, информатика и какие условия?
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Анна, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Владимир Иванович 5 дня назад
Хочу закрыть все долги до 1 числа также вкр + диплом. Факультет информационных технологий.
Иван, помощь с обучением 5 дня назад
Владимир Иванович, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Василий 6 дней назад
сколько будет стоить полностью закрыть сессию .туда входят Информационные технологий (Контрольная работа, 3 лабораторных работ, Экзаменационный тест ), Русский язык и культура речи (практические задания) , Начертательная геометрия ( 3 задачи и атестационный тест ), Тайм менеджмент ( 4 практических задания , итоговый тест)
Иван, помощь с обучением 6 дней назад
Василий, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф
Марк неделю назад
Нужно сделать 2 задания и 1 итоговый тест по Иностранный язык 2, 4 практических задания и 1 итоговый тест Исследования рынка, 4 практических задания и 1 итоговый тест Менеджмент, 1 практическое задание Проектная деятельность (практикум) 1, 3 практических задания Проектная деятельность (практикум) 2, 1 итоговый тест Проектная деятельность (практикум) 3, 1 практическое задание и 1 итоговый тест Проектная деятельность 1, 3 практических задания и 1 итоговый тест Проектная деятельность 2, 2 практических заданий и 1 итоговый тест Проектная деятельность 3, 2 практических задания Экономико-правовое сопровождение бизнеса какое время займет и стоимость?
Иван, помощь с обучением неделю назад
Марк, здравствуйте! Мы можем Вам помочь. Прошу Вас прислать всю необходимую информацию на почту и написать что необходимо выполнить. Я посмотрю описание к заданиям и напишу Вам стоимость и срок выполнения. Информацию нужно прислать на почту info@дцо.рф