Меню Услуги

Работа редактора над материалами в информационно-аналитическом агентстве «Вестник Кавказа»

Страницы:   1   2   3

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

СОДЕРЖАНИЕ

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ РЕДАКТОРА В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИИ
  • 1.1. Понятие Интернет-изданий
  • 1.2. Материалы информационно-аналитических агентств и предъявляемые требования
  • 1.3. Особенности работы редактора в интернет-СМИ
  • 1.4. Правила поиска и проверки редактором информации в поисковых системах
  • ГЛАВА 2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РЕДАКТОРА ИАА «ВЕСТНИК КАВКАЗА»
  • 2.1. ИИА «Вестник Кавказа»
  • 2.2. Функции редактора ИАА «Вестник Кавказа»
  • 2.3. Работа редактора над информационными материалами
  • 2.4. Работа редактора над аналитическими материалами
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

ВВЕДЕНИЕ

Данное исследование посвящено изучению деятельности редактора в информационно-аналитическом агентстве (ИАА) «Вестник Кавказа».

ИАА «Вестник Кавказа» — это ежедневный электронный ресурс, зарегистрированный как сетевой издание в 2014 году, публикующий материалы как публицистического, так и экспертного характера, круглосуточно рассказывающий о современности и традициях огромного региона на русском и английском языках. Проект не имеет печатного аналога.

ИАА «Вестник Кавказа» ставит перед собой задачу предоставлять информацию о событиях в мире и, в частности, в кавказском регионе, предлагать комментарии аналитиков, рассказывать о культуре многочисленных кавказских народов, знакомить с их известными представителями — политиками, политическими и экономическими экспертами, историками, писателями, деятелями искусств, спортсменами.

Все вышесказанное определяет актуальность настоящей работы. В настоящее время информационные агентства и остальные сетевые издания играют огромную роль в формировании и распространении информации. Информационные издания занимают значительное место в иерархии СМИ, ведь благодаря им создается информационная база, которая потом используется сетевыми изданиями. Поэтому очень важно, чтобы предоставляемая ими информация была точной и достоверной. Без правильной работы редактора с материалами агентства невозможно добиться создания конкурентного качественного информационного продукта.

Объектом исследования стал интернет-сайт информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа», его предметно-тематическое наполнение и особенности функционирования с позиции редактора. Предмет исследования — общие принципы работы сетевого издания, особенности создания и редактирования текстов.

Цель бакалаврской работы заключается в всестороннем исследовании и выявлении основных закономерностей работы реактора над информационными и аналитическими материалами в интернет-изданиях на примере ИАА «Вестник Кавказа».

Для достижения вышеназванной цели ставятся следующие задачи:

  1. Проанализировать все известные источники, связанные с принципами работы сетевых изданий.
  2. Выявить основные элементы структуры информационных и аналитических текстов.
  3. Соотнести выявленный опыт с современными реалиями и создать собственное представление о процессе редактирования материалов в сетевых изданиях.
  4. Дать общую характеристику ИАА «Вестник Кавказа».
  5. Изучить и изложить в работе основы редактирования материалов с учетом идейно-тематической специфики ИАА «Вестник Кавказа».

Проблема редактирования аналитических и информационных материалов в сетевых изданиях не обладает большой степенью изученности в литературе, в связи со сравнительно недавним началом ее массового развития. Специальных крупных исследований, посвященных работе редактора над материалами в интернет-изданиях, до настоящего времени не проводилось. Но при этом нельзя не сказать, что с точки зрения современной теории журналистики проблемы информационных и аналитических текстов проработаны детально и библиография по этому вопросу пополняется каждый год. Большой вклад в исследование российского и зарубежного меда пространства внес президент факультета журналистики МГУ Засурский Я.Н., декан факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова Вартанова Е.Л., доктор филологических наук Тертычный А.А., кандидат филологических наук Лукина М.М., кандидат филологических наук Шостак М.И. Понятие рерайтинга и процесса редактирования материалов в сетевых изданиях является объектом работы доктора филологических наук Лощук О.Р. Именно ее работы послужили серьезной базой для данного исследования. По существу, автор лишь развивает данные ей тезисы и дополняет собственным опытом работы в СМИ.

Методологическую основу данной работы составили труды отечественных ученых из сферы издательского дела и журналистики, которые рассматривали такие явления как система средств массовой информации, интернет-журналистика и редактирование в общем.

Использованные источники можно разделить на несколько групп. В первую группу можно включить значимые работы, в которых главной проблемой стали теоретические основы организации современной системы СМИ: «Система средств массовой информации России» Я.Н. Засурского, М.И. Алексеевой, Л.Д. Болотовой, и «Интернет-журналистика» А.А. Калмыковой, Л.А. Кохановой.

Вторую группу составляют работы, в которых описана работа сетевого издания с точки зрения редактора: «Интернет-издание от А до Я: Руководство для веб-редактора» О.П. Сотниковой и «Специфика работы редактора в Интернет-СМИ» К.О. Лазуковой, Т.В. Поповой.

К группе, посвященной процессу редактирования текстов относятся работы, К.М. Накоряковой «Литературное редактирование материалов массовой информации» и «Справочник по литературному редактированию. Для работников средств массовой информации», а также «Методика редактирования текста» А.Э. Мильчина. К этой же группе можно отнести «Введение в литературное редактирование» А.Н. Беззубова.

Редактированию информационных сообщений и рерайтингу посвящены работы О.Р. Лащук под названиями «Редактирование информационных сообщений», «Рерайтерские новостные сообщения: создание и редактирование», «Заимствование контента при создании рерайтерских новостных материалов», «Особенности требований к рерайтерским новостным материалам», «Рерайтинг новостных интернет-сообщений: методика формирования композиции». В нее же входят материалы, посвященные поиску материалов в интернете «22 секрета Google» Ильина С. и «Практика медиа измерений. Аудит. Отчетность. Оценка эффективности PR» Райхмана И.

В работе в качестве эмпирической базы активно использовались материалы информационно-аналитического агентства «Вестник Кавказа» и опыт работы автора в этом агентстве.

В процессе исследования были применены такие методы как теоретический анализ, сравнительный анализ научных источников, системный анализ, позволяющий рассмотреть интернет-издания как целостную систему, обладающую единством целей и функций. Кроме того, для изучения оформления и содержательной стороны исследуемых материалов использовался метод контент-анализа.

Научная новизна работы заключается в том, что процесс работы редактора в ИАА «Вестник Кавказа» рассматривается впервые.

Цель и задачи работы определили следующую ее структуру. Бакалаврская работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения. В первой главе «Общая характеристика работы редактора в интернет-издании» анализируются общетеоретические основы работы редактора над изучаемым видом СМИ. Во второй главе «Деятельность редактора ИАА “Вестник Кавказа”» рассматривается, как теоретические принципы и основные положения, определенные в первой главе, используются на практике.

Во введении определены объект, предмет, цель и методы исследования. В заключении были подведены итоги исследования, приведена оценка выполнения целей и задач работы, а также даны рекомендации по использованию работы в дальнейшем. Библиографический список содержит научную литературу российских и зарубежных исследователей, посвященную современному редакторскому процессу в сетевых изданиях и интернет-журналистике.

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ РЕДАКТОРА В ИНТЕРНЕТ-ИЗДАНИИ

1.1. Понятие Интернет-изданий

Интернет-издание — это веб-сайт, который ставит своей задачей выполнение функции средства массовой информации (СМИ) в сети Интернет. Как и печатные издания, интернет-издания руководствуются принципами журналистики.

ГОСТ 7.0.83-2013 определяет понятие «электронное сетевое издание» как «электронное издание, удаленный доступ к которому осуществляется с другого компьютера, или иного специализированного устройства через информационно-телекоммуникационные сети» [5].

Стандарт различает электронные издания: по наличию (отсутствию) печатного эквивалента, по природе основной информации (текстовое, изобразительное, звуковое, мультимедийное и программный продукт), по целевому назначению и по технологии распространения (локальное, сетевое комбинированное).

Основным местом размещения выходных сведений является титульный экран, выполняющий в электронном издании роль титульного листа. Титульный лист может состоять из нескольких частей, связанных между собой переходами.

Согласно Закону РФ «О средствах массовой информации» (ст. 27) необходимый объем выходных данных, помещенный в доступном для пользователя месте, содержит:

  • полное название сетевого СМИ;
  • информацию об учредителе (учредителях) и главном редакторе;
  • информацию о регистрации издания (если осуществлена);
  • адрес и телефоны редакции;
  • иные сведения, предусмотренные законодательством об авторском праве и смежных правах.

В выходных данных редакция по своему усмотрению может указывать иные сведения, размещение которых не противоречит действующему законодательству [1].

Не каждый сайт может считаться интернет-изданием. В соответствии с Законом РФ «О средствах массовой информации», интернет-сайт может быть зарегистрирован как СМИ только в случае, если от его владельцев поступило соответствующее заявление. «Сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” может быть зарегистрирован как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом. Сайт в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, не зарегистрированный в качестве средства массовой информации, средством массовой информации не является» [1]. В то же время сайт, зарегистрированный как сетевое средство массовой информации, может пользоваться всеми правами, которые предоставляются СМИ: получать государственную поддержку, запрашивать информацию у органов государственной власти и местного самоуправления, получать аккредитации на мероприятия и пользоваться льготами при уплате страховых взносов в фонды социального страхования.

Новостной сайт — это частный случай интернет-издания, который специализируется на размещении новостей в Интернете.

Новостные сайты могут принадлежать средствам массовой информации, основная деятельность которых не связана с Интернетом, либо представлять собой самостоятельные сетевые проекты. Они могут ориентироваться на читателей отдельной страны, региона, либо на более широкий круг читателей. Некоторые сайты, такие как государственные информационно-аналитические агентства, могут находиться как на полной, так и на частичной государственной основе. Многие новостные сайты пользуются технологией RSS (формат для обмена новостными заголовками и заголовками статей) для просмотра новостных сайтов и экспорта новостей.

Новостные сайты можно классифицировать по способу формирования новостной ленты: автонаполняемые (когда сбор новостей в ленту осуществляет программа или скрипт), наполняемые модераторами и наполняемые пользователями. При этом возможны комбинации — например, когда пользователь добавляет статью, а на сайте она появляется лишь после одобрения модератором. По географическому признаку новостные сайты делятся на общегосударственные и региональные.

1.2. Материалы информационно-аналитических агентств и предъявляемые требования

Наиболее распространенная классификация материалов выделяет «информационные, аналитические, художественно-публицистические жанры. Каждый отдельный жанр используется для решения определенных задач [13, c. 4].

К информационному жанру относят заметку и ее разновидности (анонс, аннотация, мини-обозрение, блиц-портрет, изложение мнения, молния), информационное интервью, информационный отчет, репортаж, некролог, корреспонденцию [13, c. 4]. Его функция — это помочь читателям ориентироваться в современном мире. Информационный материал должен отвечать на вопросы: «что?», «где?», «когда?», «кто?» и быть нацеленным на информирование аудитории о наиболее характерных чертах отображаемого события, не вникая в их сущность.

Аналитические жанры используются для исследования, анализа фактов, там, где нужно установить причинно-следственные связи. Среди этих жанров выделяют аналитический отчет, аналитическую корреспонденцию, аналитическое интервью, статью, беседу, комментарий, обозрение, обзор СМИ, рецензию, журналистское расследование, прогноз. Здесь на передний план выходит оценка событий, фактов и процессов. Но при этом аналитические жанры базируются на информационных жанрах. Они объясняют то, что уже было заявлено с помощью информационных жанров.

Помимо ответов на вопросы: «что?», «где?», «когда?» и «кто?», автор задается также вопросом: «почему это произошло, каковы причины и последствия?»

«Основой разграничения материалов является беспристрастность изложения фактов, потому что читатель нацелен на то, чтобы получать объективную информацию» [13, c. 4]. Можно разделить публикации информационных агентств на две группы: одни что-то сообщают (информационные), а другие должны убедить человека в достоверности (неинформационные).

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Основу информационных публикаций составляет сообщение конкретных фактов, при этом они не содержат авторскую оценку, a события не связаны причинно-следственными отношениями. Эту форму используют, чтобы убедить читателей в беспристрастности материала. Чтобы добиться этого автор использует стилистически нейтральные языковые средства, которые создают впечатление объективности текста.

«Неинформационная форма изложения материалов позволяет открыто выражать свою точку зрения, делать выводы, давать оценку фактам и событиям, обобщать, используя для этого весь спектр экспрессивных языковых средств» [13, c. 5].

Но при этом, нет четкого критерия, по которому можно отнести текст к той либо иной форме изложения, так как авторы в информационных агентствах могут дать свою оценку сообщаемым фактам, но информация в этом случае всегда остается на первом месте.

«Новизна факта, актуальность, эксклюзивность, документальность, высокая оперативность, авторитетность источника – это главное, что определяет информационные жанры» [13, c. 6] и, если учтены все составляющие, материал будет гарантированно иметь хороший коэффициент прочитываемости. Это тот критерий, который раскрывает понятие новостной ценности, потому что в интернет-среде популярность материала характеризуется его просматриваемостью.

Новизна информации – это один из безусловно самых важных критериев, причем новизна может быть характеристикой не только новостного повода, но и экспертной оценки к уже менее новому информационному событию.

Актуальность – это понятие близкое к новизне информации, но отражающее важность для настоящего времени. Наоборот, даже устаревшая информация может стать актуальной в свете каких-либо новых событий.

Оперативность также имеет для агентств особое значение, поскольку они конкурируют друг с другом, и задача каждого успеть рассказать новость первым.

Документальность – не менее важная черта информационных материалов. В информационных жанрах она проявляется в строгом следовании фактам, использовании официальных документальных источников, статистических данных, свидетельств очевидцев. В заметке, новости, репортаже, интервью всегда должны приводиться точные, достоверные факты.

Эксклюзивность источника определяется либо доступом автора материла к первичной информации, либо оперативностью трансляции этой информации, либо наличием качественных аналитиков, которые могут представить оригинальную картину из фрагментарных фактов, почерпнутых из других источников, предложив аудитории оригинальное исследование причинно-следственных связей и дав прогноз.

Авторитетность источника – серьезная проблема для редактора, так как факты – понятие довольно субъективное. Это можно проследить на том, как освещают военные действия в Нагорном-Карабахе разные информационные агентства воюющих сторон, например, Trend и News.am, заостряя внимание на одних вещах и умалчивая о других, при этом не представляя читателям ложных сведений. В конечном счете приходится считать за истину наиболее распространенное в соответствующей аудитории мнение. А если же в какой-либо публикации опровергается общепринятая истина, это следует делать доказательно, чтобы читатели смогли поверить автору.

Выбор источников в значительной мере диктуется тем, насколько оригинальные факты редактор хочет использовать для будущего материала. Источники, содержащие авторские, эксклюзивные сведения, ценятся выше, но требуют отдельной проверки их авторитетности.

Информационные тексты составляют основную часть массовых информационных потоков.

«В качестве еще одного основания для разграничения жанров используют понятия “первичная реальность’ (факт, событие, новость чаще всего используются для репортажа или заметки, а процессы, явления и ситуации используются для статьи или аналитики) и “вторичная реальность” (фильмы, книги и телепередачи – информационные явления, дающие повод для подготовки рецензий и обзоров)» [10, c. 273]. Например, прошлогоднее наводнение в Тбилиси – это в первую очередь информационный повод, породивший огромное количество репортажей и новостных заметок, а предвыборная гонка в США, являясь процессом более глобальным, заняла аналитическую нишу. Как пример «вторичной реальности» можно привести недавно вышедшую в издательстве «Художественная литература» книгу Топчибаши А.М. «Парижский архив 1919-1940», при подготовке которой научным редактором выступал генеральный директор «Вестника Кавказа».

1.3. Особенности работы редактора в интернет-СМИ

Одна из главных особенностей сети Интернет — это большой объем информации и быстро изменяющиеся пристрастия аудитории. «47% интернет-пользователей ожидают, что страница загрузится менее чем за 2 секунды, а 40% пользователей закрывают сайт, загрузка которого занимает более трех секунд», поэтому удержать случайного посетителя на сайте — ключевая задача для достижения долгосрочного успеха любого интернет-проекта [30]. И в связи с этим в обязанности редактора Интернет-издания входит необходимость постоянного обновления информации, грамотной организации пространства, для удобства в использовании сайта.

Осуществляя координацию этого процесса, редактор обеспечивает «осуществление коммуникативной функции массовой информационной деятельности» [10, c. 116]. В этом процессе участвуют несколько основных групп функций, которые взаимодействуют друг с другом.

Первая группа функций относится к новостной, аналитической и художественно-публицистической журналистике.

Реализация второй группа функций включает в себя редакционную деятельность, такую как процессы сбора, отбора, обработки, группировки и монтажа информации (литературное, художественное, научное, техническое редактирование). Правильное осуществление всех этих функций возможно только при широком сотрудничестве редакций с представителями различных сфер деятельности, выступающих и в качестве источников информации (ньюсмейкеров), производителей и потребителей информационных продуктов. Таким образом, «СМИ выступают в роли универсального интерфейса творчески активных сил общества» [10, c. 116]. Следовательно, любая редакция подразумевает существование своей аудитории (целевой и референтной групп), а также виртуального коллектива нештатных авторов и источников информации.

«Третья группа функций обеспечивает собственно организацию работы редакции, ее менеджмент и маркетинг» [10, c. 117].

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Редакционный процесс в ходе совместной творческой деятельности объединяет многих участников познавательного, ценностно-ориентационного и организационного процессов.

«В целом объектами редакционной деятельности являются информационно-коммуникативные продукты: знания, мнения, практический опыт, системы ценностей, документы политических, экономических и других организаций, которые являются основой для производства массовых информационных продуктов» [10, c. 117].

Главный редактор веб-издания должен ориентироваться не только в информационных и литературных особенностях материала, но и в технологиях его представления на сайте, а также в управлении самим сайтом.

«Веб-проект определяют следующие компоненты: концепция, контент (содержание), трафик (целевая аудитория), дизайн» [10, c. 217].

Концепция является ключевым понятием веб-проектирования. Она включает в себя:

  • существующее или вновь созданное издание, представляющее Интернет-проект;
  • идеологию проекта в информационно-коммуникативном и медийном пространстве;
  • стратегию развития, которая подразумевает не только разработку самого проекта, но и планирование действий в отношении конкурентов;
  • конечные цели, достижению которых служит данный веб- ресурс.

«Контент – это содержание сайта, которое воспринимается рядовым посетителем. Это не только тексты, но и все информативное наполнение сайта: фото и видео материалы, скрипты, баннеры, музыка, визуализированная структура сайта» [10, c. 117].

Информация высокого качества (быстро считываемая и структурированная) воспринимается с большим доверием, независимо от контента, если только сам контент не противоречит знаниям пользователя.

«Трафик измеряется в посетителях и посещениях (хостах и хитах). Ради трафика веб-проекты и создаются. При управлении трафиком могут быть задействованы две разные стратегии. При следовании первой – трафик максимизируется всеми доступными средствами, что приводит к созданию обширной, но разнородной аудитории, которая включает в себя и целевую аудиторию. Прим второй – ориентир работы только на целевую аудиторию, посредством выхода на аудитории близких по тематике проектов. Вторая стратегия не может дать быстрые результаты и требует кропотливой, методичной раскрутки, зато обеспечивает необходимый качественный состав целевой аудитории, структурируемой веб-проектом» [10, c. 217-218].

«Дизайн предполагает не просто оформление сайта, а говорящее оформление сайта» [10, c. 218]. Дизайн демонстрирует степень креативности проекта, его идеологической и культурной сущности. Он должен обеспечивать адекватность формы и содержания сайта.

В совокупности эти факторы образуют понятие «юзабилити» (usability). Юзабилити – общность элементов сайта, влияющая на удобство и простоту его использования аудиторией. Ее определяет сложность элементов навигации для понимания пользователем, особенности структуры сайта, его наполнение с точки зрения интересов посетителей.

У случайного посетителя при попадании на страницу сайта не должно возникать таких вопросов как «Чему посвящен сайт?», «Что где находится?» и «Как этим пользоваться?». Большое количество информации, сложный дизайн и долгое время загрузки сайта отталкивают посетителей.

Особо следует сказать о работе редактора с экспертами. «Многие СМИ в пределах темы склонны обращаться к одному и тому же кругу экспертов» [10, c. 206]. Поэтому создается впечатление, что финансовые темы и темы, связанные с туристической сферой, комментируют буквально несколько аналитиков, а политическую ситуацию – меньше пары десятков политологов.

Но обширное информационное поле позволяет изданиям находить экспертов, имеющих на проблему свою точку зрения, которая может отличаться от официальной.

К источникам для поиска экспертов, относятся следующие:

  • пресса;
  • материалы круглых столов, пресс-конференций, симпозиумов;
  • научно-популярные и публицистические передачи по ТВ;
  • редакции профильных изданий, их научные советы;
  • базы университетов;
  • документы, отражающие составы профильных комиссий и комитетов;
  • рефераты диссертаций;
  • экспертные аппараты органов власти и общественных организаций;
  • авторы специальных изданий, монографий и материалов.

«Компетентность и публичность экспертов не всегда находятся в прямой зависимости. Но чем выше компетентность эксперта, тем ценнее его комментарии или аналитические обзоры» [10, c. 219].

«Эксперт может дать журналисту интервью, краткий комментарий, принять участие в дискуссии или другом публичном мероприятии, снабдить журналиста специально подготовленным авторским аналитическим материалом на нужную тему или информацией об отдельных фактах и наблюдениях» [10, c. 220].

Современные средства коммуникации позволяют при желании связаться с любым экспертом в любой точке мира. Методы работы онлайн предполагают следующие формы взаимодействия с экспертами:

  • телеконференции в режиме реального времени;
  • интервью по электронной почте;
  • интервью по телефону;
  • публичная дискуссия на форуме или в сетевых СМИ, построенных по принципу форума.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2   3