Меню Услуги

Учет и анализ расходов на продажу ООО «Морозко плюс»

Страницы:   1   2

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Роль бухгалтерского учета и экономического анализа в управлении расходами на продажу
  • 1.1. Цель, задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета
  • 1.2. Принципы учета и состав расходов на продажу в торговой Организации
  • 1.3. Цель, задачи и значение анализа расходов на продажу для принятия управленческих решений
  • Глава 2. Бухгалтерский учет и анализ расходов на продажу ООО «Морозко плюс»
  • 2.1. Краткая характеристика ООО «Морозко плюс»
  • 2.2. Синтетический учет расходов на продажу
  • 2.3. Анализ динамики и структуры расходов на продажу
  • 2.4. Факторный анализ расходов на продажу. Резервы снижения расходов на продажу
  • 2.5. Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета расходов на продажу и использованию резервов снижения расходов
  • Заключение
  • Библиографический список

 

Введение

Бухгалтерский учет является одной из важнейших составляющих информационной системы управления торговыми организациями. Его задачей является формирование полной и достоверной информации о работе торговых организаций, их имущественном положении. Кроме того важной задачей бухгалтерского учета является организация контроля использования ресурсов предприятия, предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности и выявление внутрихозяйственных резервов. В процессе доведения продукции от производителей до потребителей торговые организации совершают общественно-необходимые трудовые, материальные и денежные затраты, выступающие в форме расходов на продажу. Немаловажное значение должно быть уделено правильной организации бухгалтерского учета расходов на продажу и системы контроля на торговом предприятии. Правильная организация учета расходов на продажу дает возможность выявить резервы их снижения. Учет способствует строжайшему соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, внедрению и управлению хозяйственным расчетом. При организации учета на торговых предприятиях должен быть определен состав затрат, включаемых в издержки обращения; разработана учетная номенклатура статей расходов на продажу; разграничены издержки обращения между смежными отчетными периодами, между остатком товаров и реализованными товарами, а также по местам их возникновения. Расходы на продажу являются одним из основных показателей оценки хозяйственной деятельности предприятия, так как в нем аккумулируются все расходы, потери, обобщаются результаты хозяйственной деятельности.

Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей бухгалтерского учета расходов на продажу в торговой организации и выработка рекомендаций по совершенствованию учета расходов на продажу на основе анализа ее финансовой деятельности и бухгалтерского учета.

Задачи выпускной квалификационной работы:

1.Определить нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета расходов на продажу, определить значение анализа расходов на продажу для принятия управленческих решений

2.Определить состав расходов на продажу в торговой организации

3.Предложить рекомендации по совершенствованию бухгалтерского учета расходов на продажу и использованию резервов снижения расходов.

 

Глава 1. Роль бухгалтерского учета и экономического анализа в управлении расходами на продажу

1.1 Цель, задачи и нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета

Деятельность торгового предприятия с момента его создания связана с разнообразными затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов. По своему характеру эти затраты подразделяются на два основных вида — текущие и долговременные:

  1. текущие затраты торгового предприятия связаны с решаемыми им в процессе хозяйственной деятельности тактическими задачами — закупкой товаров, их транспортированием, хранением и реализацией; обслуживанием материально-технической базы; содержанием персонала и т.п. Текущие затраты торгового предприятия представлены в основном его издержками обращения. Под издержками обращения понимаются выраженные в денежной форме затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление торгово-производственной деятельности предприятия;
  2. долговременные затраты (инвестиции) связаны с решаемыми торговым предприятием стратегическими задачами — строительством, реконструкцией объектов основных средств или приобретением различных нематериальных активов; формированием долгосрочного портфеля ценных бумаг и т.п.

Бухгалтерский учет расходов на продажу является важным вопросом в системе управления, от решения этого вопроса во многом зависит организация управления и организация бухгалтерского учета. Для эффективного управления издержками обращения разработана соответствующая их классификация. Классификация предполагает упорядоченное изучение сложных экономических явлений по определенным важнейшим признакам. Общеизвестно, что издержки как раз являются сложной экономической категорией, которая в стоимостной форме выражает затраты трудовых, материальных и финансовых ресурсов на осуществление хозяйственной деятельности торговых предприятий. По степени эластичности к объему товарооборота выделяют переменные и постоянные издержки обращения.

  1. Постоянные издержки, которые в краткосрочном периоде не зависят от объема и структуры товарооборота. Кроме того, предприятие будет нести данные расходы даже в случае прекращения процесса реализации товаров. Но уровень постоянных издержек обратно пропорционален объему товарооборота. К ним относятся: арендная плата, амортизация оборудования и зданий, земельный налог, сбор на содержание милиции, лицензионные сборы.
  2. Переменные издержки меняются прямо пропорционально объему розничного товарооборота. Их сумма меняется, а уровень остается неизменным. В торговле главным компонентом переменных издержек выступает покупная стоимость товара. Переменными также являются расходы, связанные с хранением, упаковкой, сортировкой, отпуском товара и потери в пределах норм убыли.

На практике разделение затрат на постоянные и переменные вызывает трудности. (Например, если зарплата продавцов состоит из фиксированного оклада и процента с продаж). Для деления смешанных издержек на постоянные и переменные в западной литературе рекомендуют использовать метод «Высокий — Низкий». Для этого выбираются самые высокие и самые низкие величины доходов и расходов, вычисляются разности между самыми большими и самыми малыми величинами по доходам и расходам отдельно. Затем делят разность по расходам на разность по доходам, получают долю переменных затрат в общей сумме доходов. Доля постоянных издержек в доходах определяется как разница между единицей и долей переменных расходов. Смешанные затраты состоят из постоянной и переменной частей. Примеры таких затрат: почтовые и телеграфные расходы, затраты на текущий ремонт оборудования и т.п. При анализе необходимо разделить смешанные издержки на переменные и постоянные по данным бухгалтерского учета и отчетности.

По степени целесообразности понесенных затрат выделяют полезные и бесполезные издержки обращения.

  1. Полезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые способствовали результативному осуществлению торгово-производственного или торгово-хозяйственного процесса предприятия.
  2. Бесполезными издержками обращения являются такие виды затрат, которые связаны с обслуживанием неиспользуемой части трудовых, материальных и финансовых ресурсов торгового предприятия. В качестве примера можно привести выплату заработной платы работникам, выполняющим общественные обязанности; амортизационные отчисления по неиспользованному оборудованию и т.п.

По возможностям отнесения на конкретные результаты торговой деятельности (реализацию отдельных групп товаров; деятельность структурных подразделений и т.п.) выделяют прямые и непрямые издержки обращения.

1.Прямыми издержками обращения являются такие виды затрат, которые в полном объеме могут быть отнесены к тому или иному конкретному результату торговой деятельности (например, потери конкретного товара от естественной убыли прямо относятся на результат его реализации).

2.Непрямыми издержками обращения являются такие виды затрат, которые в связи с комплексностью их осуществления не могут быть в полном объеме отнесены к тому или иному результату торговой деятельности и требуют предварительного распределения (например, расходы на перевозку партии товаров, состоящей из нескольких товарных групп, при их распределении по группам реализуемых товаров).

По экономическому содержанию затрачиваемых ресурсов в действующей практике выделяют следующие группы расходов на продажу:

1.Материальные расходы, к ним относятся стоимость товаров, полностью потерявших свое качество; износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов; стоимость запасных частей и материалов для проведения текущего ремонта основных производственных фондов и некоторые другие аналогичные виды текущих затрат.

2.Расходы на оплату труда, к ним относят все виды выплат основной и дополнительной заработной платы штатных и внештатных работников торгового предприятия.

3.Отчисления на социальные нужды к ним относят все виды обязательных отчислений торгового предприятия в различные внебюджетные фонды, обеспечивающие реализацию государственных социальных программ.

4.Амортизация основных фондов и нематериальных активов, к ним относят амортизационные отчисления от балансовой стоимости основных производственных фондов на полное их восстановление и капитальный ремонт, а также нематериальных активов торгового предприятия.

5.Прочие расходы. Этот элемент носит комплексный характер и включает: налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования), отчисления в страховые фонды (резервы), оплату процентов по полученным кредитам, оплату работ по сертификации товаров, затраты на командировки, плату сторонним организациям за пожарную и сторожевую охрану, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи, вычислительных центров, банков, амортизацию нематериальных активов и др.

В управлении торговой деятельностью большую роль играет своевременная информация, позволяющая обеспечивать достоверную оценку результатов хозяйственной деятельности организации. Бухгалтерский учёт, последовательно отражая и систематически контролируя хозяйственную деятельность, обеспечивает органы контроля данными необходимыми для оперативного, текущего, перспективного управления общественным производством.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации, ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности — руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним — инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Бухгалтерский учёт позволяет своевременно отражать произведённые расходы и контролировать ход выполнения плана по расходам на продажу, расходование материальных, трудовых финансовых средств. Он способствует соблюдению сметно-финансовой дисциплины и режима экономии, повышения рентабельности предприятия. Расходы, производимые торговыми предприятиями в процессе осуществления своей деятельности дополнительно к оплате стоимости товаров, называются издержками обращения.

Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций. Основной целью бухгалтерского учета доходов и расходов является обеспечение полной, достоверной и своевременной информацией об их составе, дате признания и размере всех заинтересованных пользователей: в первую очередь собственников, учредителей и акционеров, а также внутренних пользователей. В вязи с этим, основными задачами бухгалтерского учета доходов и расходов являются:

  • правильность оформления первичных документов по учету доходов и расходов;
  • правильная классификация доходов и расходов на доходы и расходы по обычным видам деятельности и прочие.
  • полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций по формированию доходов и расходов предприятия.
  • обеспечение соответствия оформленных предприятием бухгалтерских операций действующему законодательству;
  • обеспечение соответствия бухгалтерской (финансовой) отчетности данным синтетического и аналитического учета доходов и расходов;
  • достоверное отражение полученных доходов и расходов в бухгалтерской отчетности.

Для полного и достоверного отражения в бухгалтерском учете доходов и расходов бухгалтер должен знать и выполнять требования нормативных актов, регулирующих данный раздел учетной работы. В настоящее время система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России состоит из документов четырех уровней:

Первый уровень регулирования образует, прежде всего, Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 №402-ФЗ. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и за их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

Второй уровень регулирования бухгалтерского учета составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ). ПБУ разработаны и утверждены Министерством финансов РФ. Следует отметить, что «ПБУ относятся, прежде всего, к системе нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности. Они не являются законодательными документами и не регулируют указанные вопросы в рамках юридического поля».

Регулирования учета прочих доходов и расходов касаются два ПБУ:

ПБУ 9/99 «Доходы организации», в котором закреплен принцип признания доходов организации,

ПБУ 10/99 «Расходы организации», в котором указаны основополагающие аспекты признания расходов, произведенных организацией, в соответствии с правилами формирования в бухгалтерском учете информации о доходах и расходах коммерческих организаций, в рамках данного участка бухгалтерского учета. При этом под доходами и расходами признаются соответственно увеличение и уменьшение экономических выгод организации, а прочими доходами и расходами признаются те, которые не являются предметом обычных видов деятельности.

В пункте 5 ПБУ 9/99 «Доходы организации» закреплен порядок признания доходов от обычных видов деятельности и перечень видов экономической деятельности организаций, для которых основным видом деятельности может выступать предоставление за плату во временное пользование активов, прав на объекты интеллектуальной собственности, участие в других организациях. Таким образом, для данных организаций действует иной порядок отнесения поступлений, получаемых в результате осуществления экономической и хозяйственной деятельности к прочим доходам. Аналогичным образом в пункте 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации» определен порядок признания расходов по обычным видам деятельности и идентичный перечень прочих расходов, которые для ряда коммерческих организаций могут выступать в качестве расходов по основным видам деятельности. Доходы, получаемые организацией от предоставления за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим доходам. Расходы, осуществление которых связано с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов, прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и других видов интеллектуальной собственности, и от участия в уставных капиталах других организаций, когда это не является предметом деятельности организации, относятся к прочим расхода.

Третий уровень регулирования включает в себя совокупность различных документов и регламентов, представляющих собой ведомственные инструкции, которые направлены на то, чтобы уточнить действующие указания первого и второго уровня. Третий уровень регулирования бухгалтерского учета отвечает за конкретизацию методологии бухгалтерского учета и методических указаний, которые изложены в документах первого и второго уровня, в частности в законах и положениях по бухгалтерскому учету. Следует отметить, что конкретизация методических указаний документами третьего уровня предполагает учет и отраслевой специфики хозяйствующих субъектов. Следует отметить, тот факт, все документы третьего уровня обязательны к применению всеми хозяйствующими субъектами, которые ведут бухгалтерский учет, независимо от их организационно-правовой формы. При этом документы, инструкции, регламенты, приказы, разъяснения, относимые к третьему уровню регулирования бухгалтерского учета, имеют общий характер. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации с Инструкцией по его применению, который утвержден Министерством финансов РФ, считается наиболее важным документом третьего уровня регулирования бухгалтерского учета. По своей сути, он представляет собой фундаментальную основу бухгалтерского процесса российского учета. План счетов в структуре документов, регламентирующих ведение бухгалтерского учета, является вместе с инструкцией по его применению базовыми документами в системе обеспечения бухгалтерского учета и отчетности на территории Российской Федерации. Вместе с тем, он относится к документам третьего уровня, следовательно, его содержание не приравнивается к обязательным законам первого уровня и положениям по бухгалтерскому учету второго уровня.

«План счетов с точки зрения его организационно-учетного содержания представляет собой документ, определяющий общий порядок ведения бухгалтерского учета. Характерно, что документ третьего уровня является единым и обязательным к применению всеми хозяйствующими субъектами, за исключением бюджетных и кредитных организаций».

План счетов за всю его историю существования неоднократно претерпевал изменения, корректировался из-за смены экономических условий хозяйствования, и несколько раз принципиально изменялась структура счетов учета. В настоящее время действует план счетов, утвержденный Приказом Минфина РФ, от 31.10.2000 №94н «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению» (в редакции от 08.11.2010 №142н).

Хотя в действующей на сегодняшний день системе нормативно-правового и методического обеспечения бухгалтерского учета План счетов относится к документам, не имеющим нормативно-правового характера, его значение для учетной деятельности наиболее велико. Однако в практической деятельности бухгалтерских служб Плану счетов придается первостепенное значение, исходя из его исключительного содержания. Поэтому План счетов и Инструкция по его применению являются основополагающими методическими документами системы бухгалтерского учета, позволяющими абсолютно достоверно отражать все операции в рамках учетного процесса.

Статья 3 Федерального закона о бухгалтерском учете определяет План счетов как «систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета» . Согласно данному определению План счетов является особой схемой, позволяющей регистрировать и группировать операции в рамках ведения хозяйственной деятельности, а также относить их на счет бухгалтерского учета, используя принцип двойной записи. С точки зрения внутреннего построения План счетов представляет собой совокупность синтетических счетов, т.е. счетов первого порядка, и субсчетов, т.е. счетов второго порядка. Для каждого счета в Плане счетов приведены его наименование и номер в общей системе счетов бухгалтерского учета. План счетов бухгалтерского учета обеспечивает перманентное согласование всех существующих учетных показателей хозяйственной деятельности с показателями существующей бухгалтерской отчетности.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Это внутренние документы организации, разрабатываемые соответствующими структурными подразделениями (отделами или отделениями) организации, формирующие ее учетную политику в методическом, техническом и организационном аспектах и утверждаемые распорядительным документом, как правило, приказом руководителя организации». Таким образом, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации являются документами четвертого уровня. Рабочий план счетов содержит полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов, необходимых для ведения бухгалтерского учета. Следует отметить, что порядок отражения на счетах учета хозяйственных операций зависит от учетной политики предприятия.

«Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Согласно Инструкции по применению плана счетов учет прочих доходов и расходов осуществляется на счете 91 «Прочие доходы и расходы». «На счете учета прочих доходов и расходов обобщается информация о прочих доходах и расходах отчетного периода».

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовое регулирование бухгалтерского учета прочих доходов и расходов в настоящее время определяется в соответствии с четырьмя уровнями регулирования бухгалтерского учета.

1.2. Принципы учета и состав расходов на продажу в торговой организации

Действующим законодательством Российской Федерации установлены следующие требования к ведению бухгалтерского учета юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!
  1. Организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета, который разрабатывается организацией на основе Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий, утверждаемого Министерством финансов Российской Федерации
  2. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций (фактов хозяйственной деятельности) ведется в валюте Российской Федерации – в рублях.
  3. Документирование имущества, обязательств и иных фактов хозяйственной деятельности, ведение регистров бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности осуществляются на русском языке. Первичные учетные документы, составленные на иных языках, должны иметь построчный перевод на русский язык
  4. Для ведения бухгалтерского учета в организации формируется учетная политика в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
  5. Понятие «допущения» в российском бухгалтерском учете примерно соответствует понятию «основополагающие бухгалтерские принципы» в западном учете.

В отечественном учете это понятие относится по существу к правилам ведения учета и составления отчетности. При этом, указанные в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» допущения, не обязательно должны объявляться организацией. Вместе с тем, если организация при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности допускает отступления от установленных допущений, то она обязана раскрыть причины этих отступлений в своей учетной политике или пояснительной записке к годовой бухгалтерской отчетности.

Установлены следующие допущения:

  • имущественной обособленности организации,
  • непрерывности ее деятельности,
  • последовательности применения учетной политики
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности

Допущение имущественной обособленности означает, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций.

Обращаем особое внимание на данное допущение, так как во многих организациях (особенно хозяйственных товариществах и обществах) их имущество находится в личном пользовании учредителей, участников или работников и очень часто собственники предприятий и организаций или их руководитель упускают из виду данное допущение бухгалтерского учета, что в последствии может очень осложнить взаимоотношения организации и налоговых органов. Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же указанные намерения у организации имеются, она обязана объявлять об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Например, начисленная работникам организации оплата труда относится на расходы того периода, в котором она начислена, независимо от фактического времени выплаты начисленной суммы работникам.

Кроме того бухгалтерский учет и формируемая организациями учетная политика должны соответствовать определенным требованиям:

  • требования полноты
  • требования своевременности
  • требования осмотрительности
  • требования приоритета содержания перед формой
  • требования непротиворечивости и рациональности

Требование полноты означает необходимость отражения в бухгалтерском учете всех без исключения фактов хозяйственной деятельности.

Требование своевременности предполагает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности. Согласно положениям ст.9. Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее Закон 129-ФЗ) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

При этом первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания. Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы. Таким образом, именно уполномоченные лица (а это чаще всего руководители организации и главный бухгалтер) отвечают за своевременность отражения фактов хозяйственной деятельности.

Требование осмотрительности (осторожности) означает большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов. Требование приоритета содержания перед формой означает, что в бухгалтерском и налоговом учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и экономического содержания фактов и условий хозяйствования. Например, организация заключила договор подряда с физическим лицом, в договоре не определен объем и сроки выполняемой работы, но определены трудовые обязанности, необходимость соблюдать внутренний трудовой распорядок установленный в организации, и определена помесячная заработная плата, выплачиваемая данному лицу вне зависимости от конечного результата работы. Данный договор, по сути, является трудовым договором и регламентируется не гражданским, а трудовым законодательством, что влечет за собой ошибки в исчислении налогов. Требование непротиворечивости обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца. Объекты учета подлежат оценке в денежном выражении. На территории Российской Федерации бухгалтерский учет осуществляется в валюте РФ, т.е. в рублях. Оценка имущества, приобретенного за плату, осуществляется путем суммирования всех фактически произведенных затрат на его покупку. Оценка имущества, полученного безвозмездно, – по рыночной стоимости на дату его оприходования. Оценка имущества, произведенного в самой организации, – по стоимости его изготовления.

Применение других методов оценки допускается в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также нормативными актами Министерства финансов Российской Федерации и органов, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета.

Для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, а также, для того чтобы иметь выверенные реальные данные о состоянии активов и обязательств организации обязаны проводить инвентаризацию имущества и обязательств, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние и оценка. Порядок (количество инвентаризаций в отчетном году, даты их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, и т. д.) проведения инвентаризации определяется руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно.

Проведение инвентаризации обязательно:

  • при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже
  • при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;
  • перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • при смене материально ответственных лиц;
  • при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
  • в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • при реорганизации или ликвидации организации;

Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

  1. излишек имущества приходуется, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации – на увеличение финансирования (фондов);
  2. недостача имущества и его порча в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм – на счет виновных лиц.

Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании убытков с них, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации – на уменьшение финансирования (фондов).

В соответствии с требованиями Закона 129-ФЗ все хозяйственные операции (факты хозяйственной деятельности), проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных (типовых) «форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах и утверждаемые организацией, должны содержать весь перечень обязательных реквизитов. При этом первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным непосредственно после ее окончания. При оформлении первичных документов и при получении первичных документов от контрагентов требования главного бухгалтера по оформлению данных представленных в бухгалтерскую службу документов и сведений обязательны для всех работников организации. Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или уполномоченными ими лицами. Без подписи главного бухгалтера или уполномоченного им на то лица денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства не принимаются. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций первичные учетные документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Правила оформления первичных документов.

Руководителю организации следует требовать от бухгалтерской службы неукоснительного соблюдения правил оформления первичных документов, обращаем внимание на типичные ошибки при работе с первичными документами:

  • использование форм первичных документов, созданных на предприятии, но не утвержденных и приказе по учетной политике;
  • отсутствие в документах не являющихся унифицированными или специализированными обязательных реквизитов;
  • отсутствие утвержденного руководителем организации имеют право подписи первичных документов;
  • незаполнение обязательных реквизитов первичных документов;
  • наличие подчисток и помарок в документа;
  • нарушение правила исправления ошибок в документах:
  • исправления в кассовых документах;
  • записи простым карандашом;
  • отсутствие прочерков в свободных строках;
  • отсутствие штампа или записи «Оплачено» с указанием латы (числа, месяца, года) в документах, прилагаемых к приходным и расходным кассовым ордерам;
  • арифметические ошибки при таксировке документов.

Выемка первичных документов.

Руководителю организации следует учитывать, что первичные учетные документы могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями и налоговой полицией по делам, находящимся у них на рассмотрении, на основании их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изъятие документов производится в соответствии с требованиями, изложенными в «Налоговом кодексе Российской Федерации (часть первая)».

Выемка документов производится на основании письменного мотивированного постановления должностного лица Государственной налоговой инспекции, которое должно быть подтверждено руководителем (его заместителем) налогового органа. Должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъяснеет присутствующим лицам их права и обязанности. Выемка документов производится в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов, а также, в необходимых случаях, приглашается специалист.

Действия в случае утери документов.

Меры, которые необходимо предпринять в связи с утерей (пропажей или гибелью) первичных бухгалтерских документов, указаны в следующих документах:

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

В случае пропажи или гибели первичных документов руководитель предприятия, учреждении назначает приказом комиссию по расследованию причин пропажи, гибели.

В необходимых случаях для участия в работе комиссии приглашаются представители следственных органов, охраны и государств много пожарного надзора.

Результаты работы комиссии оформляются актом, который утверждается руководителем предприятия, учреждения. Копия акта направляется вышестоящей организации. Содержание регистров бухгалтерского учета и внутренней бухгалтерской отчетности является коммерческой тайной, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – государственной тайной.

Хозяйственные операции должны отражаться в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их.

При хранении регистров бухгалтерского учета должна обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре бухгалтерского учета должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внесшего исправление, с указанием даты исправления. Особенно важно отметить обоснованность внесения исправлений в регистры, о чем часто забывают бухгалтеры малых предприятий. Рекомендуем при внесении любого исправления в бухгалтерские регистры составлять бухгалтерскую справку-расчет, где должны отражаться причины, расчеты и обоснования для внесенного исправления. Также рекомендуем составлять бухгалтерские справки для всех записей в учетные регистры, которые делаются не на основании конкретных учетных документов, а на основании бухгалтерских расчетов. Наличие данных справок позволит в дальнейшем избежать споров с налоговыми органами по поводу обоснованности того, или иного исправления внесенного в налоговый и бухгалтерский учет, не даст забыть бухгалтеру на основании каких данных он внес данные исправления, кроме того, наличие бухгалтерских справок-расчетов дисциплинирует бухгалтеров, не давая им возможности делать не достаточно обоснованные записи, а также в случае смены бухгалтера позволяют новому бухгалтеру иметь полную информацию о содержании записей в бухгалтерских и налоговых регистрах. Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Все расходы включаются в стоимость активов и относятся на счет прибылей и убытков.

Для учета расходов на продажу Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрен счет 44 «Расходы на продажу». На этом счете отражаются все расходы торговой организации, которые не формируют первоначальную стоимость товаров в бухгалтерском учете. Согласно п.8 ПБУ 10/99 при формировании расходов по обычным видам деятельности должна быть обеспечена их группировка по следующим элементам:

  1. Материальные затраты;
  2. Затраты на оплату труда;
  3. Отчисления она социальные нужды;
  4. Амортизация;
  5. Прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учете организуется учет расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно. Счет 44 «Расходы на продажу» предназначен для обобщения информации о расходах, связанных с продажей продукции, товаров, работ и услуг. В организации, осуществляющих промышленную и иную производственную деятельность, на счет 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы: на затаривание и упаковку изделий на складах готовой продукции; по доставке продукции на станцию (пристань) отправления, отгрузке в вагоны, суда, автомобили и другие транспортные средства; комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям; по содержанию помещений для хранения продукции в местах ее продажи и оплате труда продавцов в организациях, занятых сельскохозяйственным производством; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

В организациях, осуществляющих торговую деятельность, на счете 44 «Расходы на продажу» могут быть отражены, в частности, следующие расходы (издержки обращения): на перевозку товаров; на оплату труда; на аренду; на содержание зданий, сооружений, помещений и инвентаря; по хранению и подработке товаров; на рекламу; на представительские расходы; другие аналогичные по назначению расходы.

По дебету счета 44 «Расходы на продажу» накапливаются суммы производственных организацией расходов, связанных с продажей продукции, товаров, услуг и работ. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 «Продажи». При частичном списании подлежат распределению в организациях, осуществляющих торговую или иную посредническую деятельность — расходы на транспортировку (между проданным товаром и остатком товара на конец каждого месяца).

В характеристике счета 44 «Расходы на продажу» является указание, что на нем обобщаются расходы, связанные с продажей не только продукции и товаров, но и работ и услуг.

Расходы, сконцентрированные на счете 44 «Расходы на продажу», относятся как к проданным товарам, так и к товарам, находящихся в запасе. По окончанию отчетного периода обычно делают расчет суммы расходов на продажу, падающих на остаток товаров. Она остается на счете 44 «Расходы на продажу» (это материальная часть счета). Остальная сумма списывается с кредита счета 44 «Расходы на продажу» в дебет счета 90 «Продажи». Однако в п.9 ПБУ 10/99 указано, что «коммерческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных товаров полностью в отчетном году их признания». Это означает, что торговые организации при формировании учетной политики имеют право самостоятельно решать вопрос о том, составлять или нет расчет издержек обращения на остаток товаров для целей бухгалтерского учета. Организации, составляющие данный расчет, должны принимать во внимание только расходы на транспортировку. Это впервые было отмечено в п. 27 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина РФ от 28.06.2000 №60н. Это же отражено в пояснениях к счету 44 «Расходы на продажу» новой Инструкции по применению Плана счетов.

Для целей налогообложения прибыли ст. 320 НК РФ подразделяет все расходы по торговым операциям на прямые и косвенные.

К прямым относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном (отчетном) периоде и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада покупателя в случае, если расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов признаются косвенными , и они в полной сумме уменьшают доходы от реализации. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся костатком нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца.

По характеру зависимости от объема оборота в краткосрочном периоде все расходы подразделяются на постоянные и переменные.

Сумма постоянных расходов не зависит от объемов оборота, к ним относится аренда, содержание зданий, машин, оборудования, транспортных средств, амортизация основных средств, оплата труда. С ростом объема оборота уровень постоянных издержек не понижается.

Сумма переменных расходов обычно увеличивается в соответствии с ростом объемов оборота. Эти расходы по транспортировке, хранению, сортировке, доработке, упаковке, основная часть оплаты труда.

Состав расходов на продажу разнообразен и зависит от сферы деятельности организации, условий договоров, на основании которых осуществляется поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В составе расходов на продажу выделяются:

1. расходы организации, непосредственно связанные с торговой деятельностью, которые не подлежат лимитированию и в полном объеме относятся на издержки обращения;

2. лимитируемые расходы, связанные с торговой деятельностью, которые полностью относятся на издержки обращения, но при расчете налога на прибыль подлежат корректировке в пределах лимитов, норм и нормативов. К ним относятся:

  • представительские расходы, связанные с коммерческой деятельностью торговой организации;
  • расходы на обучение, подготовку и повышение квалификации кадров;
  • на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции;
  • на транспортировку продукции до потребителя;
  • погрузочно-разгрузочные расходы;
  • комиссионные сборы, уплачиваемые сбытовым и другим посредническим организациям;
  • затраты на рекламу и другие расходы, обусловленные сбытом продукции;
  • скидки, предоставляемые поставщиками торгующим организациям на потери товара и на дополнительные транспортные расходы;
  • расходы на эксплуатацию машин и механизмов, непосредственно занятых на выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
  • потери товаров при перевозках, хранении, продаже, технологические отходы, оплата процентов по ссудам, превышающим установленные лимиты.

3. потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованных исков.

Расходы на продажу в торговле всегда выражали, и будут выражать качество работы торговых организаций и предприятий. Относительное снижение расходов на продажу наряду с уменьшением себестоимости продукции является экономическим условием снижения розничных цен, роста чистого дохода торговли, укрепления финансового состояния торговых организаций и предприятий. Существуют объективные условия для рационального ведения хозяйства в общегосударственном масштабе, для ликвидации причин, порождающих расточительность материальных и трудовых ресурсов. Снижение дополнительных издержек обращения отражается на уменьшении себестоимости и стоимости товаров. В результате сокращения чистых издержек обращения изменяются пропорции в первоначальном распределении продукта для общества, уменьшается доля продукта, идущего на возмещение этого вида издержек обращения.

Фактор издержек обращения (расходов на продажу) в торговли не только немаловажен, но и во многом является определяющим в стратегии фирмы, ее гибкости в условиях рыночной экономики. Грамотная политика в отношении издержек, их верная калькуляция, своевременная отчетность и правильное распределение средств, как по временным периодам, так и по сферам деятельности может реально изменить картину сферы реализации России к лучшему уже сейчас. Не нужно забывать, что расходы на продажу учитываются как при разработке бизнес- плана, так и на действующем предприятии. Важнейшим «поставщиком» фактических данных в организациях торговли является бухгалтерский учет, который необходимо рассматривать как носителя обратной связи в системе руководства и управления. Таким образом, в современной практике хозяйствования управление организацией торговли представляет собой совокупность увязанных, согласованных методов и средств, составляющих информационную систему, используемую управленческим аппаратом для обеспечения сбалансированного функционирования организации торговли в долгосрочной перспективе. Хотелось бы верить, что уже в скором будущем правильный подход, с точки зрения рыночной экономики, к проблеме издержек сможет привести к желаемым успехам. Достижение высоких результатов работы предприятия предполагает управление процессом формирования, распределения и использования издержек обращения.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Страницы:   1   2