Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Описание предметной области
1.2. Описание системы на основе методологии IDEF0
1.3. Разработка логической модели базы данных АСУД
1.4. Матрица ответственности
1.5. Моделирование бизнес-вариантов использования автоматизированной информационной системы «Табачный склад»
Глава 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ
2.1. Построение концептуальной модели
2.2. Реализация функциональной архитектуры
2.3. Диаграммы классов
2.4. Выбор СУБД
2.5. Построение физической модели базы данных
2.6. Архитектура доступа к данным
2.7. Интерфейсы
ГЛАВА 3. РЕАЛИЗАЦИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ «ТАБАЧНЫЙ СКЛАД»
3.1. Выбор среды разработки
3.2. Описание программы
3.3. Внедрение разработанной автоматизированной информационной системы «Табачный склад»
3.4. Расчет показателей экономической эффективности проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Современные информационные технологии применяются уже практически во всех сферах деятельности человека. Можно сказать, что в настоящий момент, эффективное развитие любого общества немыслимо без систем управления, построенных на комплексных системах обработки информации, на современных информационных технологиях.
Наибольшая актуальность и практическая потребность в разработке методов применения электронной информации в экономике, наблюдается на уровне различных фирм, так как предприятия выступают как основной субъект хозяйственной деятельности в экономике. Этот факт подтверждается постоянно растущим интересом со стороны менеджеров крупных и средних компаний к внедрению автоматизированных компьютерных систем учёта и поддержки принятия решений.
Внедрённая информационная система позволяет упростить и ускорить большинство процессов за счёт их автоматизации, компьютеризировать вычисления и тем самым избежать некачественной обработки информации, наладить взаимодействие отделов предприятия с помощью разработанных протоколов.
Интерес к автоматизированным системам учёта вызван качественно новыми технологическими возможностями обработки управленческой информации, которые имеют прямое приложение для задач повышения экономической эффективности работы, повышение конкурентоспособности и рентабельности рынка, за счёт использования информационных методов, позволяющих рационализировать управление ресурсами.
Темой данной выпускной квалификационной работы является разработка автоматизированной системы табачного склада. Автоматизация системы данных позволит сэкономить время по внесению данных, их обработке, а также позволит быстро составлять отчеты, получать своевременно необходимую информацию.
Целью данной выпускной квалификационной работы является разработка программного продукта табачного склада, позволяющего автоматизировать обработку и хранения данных по складу.
Объектом исследования деятельность табачного склада.
Предметом исследования является автоматизация деятельности табачного склада АО «ТК Мегаполис».
С учетом изложенного, задачами работы являются:
- анализ и изучение предметной области;
- обработка информации по данной теме;
- моделирование;
- разработка и тестирование программного продукта.
Методы исследования, использованные в выпускной квалификационной работе:
- Теоретические методы: анализ технической литературы по теме выпускной квалификационной работы; анализ нормативно-правовой базы и др;
- Общенаучные методы исследования: систематизация, моделирование и др.;
- Методы статистической обработки результатов, в частности, показателей экономической эффективности проекта.
Практическое значение выпускной квалификационной работы заключается в успешном использовании разработанной автоматизированной информационной системы «Табачный склад» в работе сотрудников отдела склада АО «ТК «Мегаполис».
Последовательное решение сформулированных выше задач определяет структуру выпускной квалификационной работы. Данная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, и приложений.
Во введении обосновываются: актуальность темы, практическая значимость, цель выпускной квалификационной работы, задачи, объект, предмет, методы исследования.
В первой главе «Анализ предметной области» дается общая характеристика деятельности предприятия АО «ТК «Мегаполис», проводится анализ работы отдела склада, строится логическая модель БД, матрица ответственности, диаграмма вариантов использования.
Во второй главе «Проектирование автоматизированной информационной системы «Табачный склад» рассматривается процесс проектирования АИС, подробно рассматриваются сценарии и последовательности действий вариантов использования. Строятся диаграммы классов и информационная модель базы данных.
В третьей главе «Реализация автоматизированной информационной системы «Табачный склад» приводится обоснование выбора платформы для реализации АИС, описывается процесс программной реализации приложения средствами Microsoft Visual Studio 2015. Рассматривается созданное, в результате выпускной квалификационной работы, программное обеспечение АИС «Табачный склад».
В заключении приводятся итоги исследования, формулируются основные выводы и результаты работы.
Приложения выпускной квалификационной работы содержат: техническое задание на выполнение разработки АИС «Табачный склад».
К ВКР прилагается диск с программным продуктом, акт о внедрении.
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Описание предметной области
Торговая компания «Мегаполис» является международной компанией и основным дистрибьютором табачной продукции. Основной деятельностью компании является реализация табачной продукции.
В данной отрасли более чем актуален вопрос внедрения и применения информационных систем. В компании работает большое количество IT сотрудников, которые разрабатывают и внедряют улучшение программы в ежедневную работу сотрудников.
Высшим органом управления АО «ТК «Мегаполис» является Общее собрание акционеров, в функции которого входит формирование Совета директоров, избрание Ревизионной комиссии, утверждение аудитора, утверждение годового отчета и годовой бухгалтерской отчетности, распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов (Рис.1.).
Рис. 1. Общее собрание акционеров
Главным рабочим элементом компании являются несколько подразделений: отдел кадров, отдел логистики, отдел продаж, отдел информационных технологий, юридический отдел, бухгалтерия. Все отделы прочно связаны между собой и постоянно взаимодействуют.
- Отдел кадров — ведет учет сотрудников, производит подбор персонала, отвечает за оформление документов, согласно Трудовому Кодексу.
- Отдел логистики – является одним из ключевых звеньев компании. Обеспечивает хранение, доставку товара.
- Отдел продаж – осуществляет поиск возможных контрагентов для дальнейшего сотрудничества в реализации товара, производит сбор заявок на табачную продукцию.
- Отдел информационных технологий – обеспечивает бесперебойную работу программ, разрабатывает и внедряет новинки для улучшения информационных систем.
- Юридический отдел – отвечает за законность рабочих процессов
- Бухгалтерия – осуществляет формирование бухгалтерских документов, контролирует движение денежных средств компании, отвечает за предоставление отчетов.
1.2. Описание системы на основе методологии IDEF0
Рассматриваемая, в данной выпускной квалификационной работе, компания является дистрибьютором табачного товара. Очень большое внимание уделяется работе отдела склада.
Рис. 2. Деятельность склада
Правильная организация работы склада подразумевает под собой: оформление документов, прием товара, хранение товара и отпуск товара.
Работа склада может складываться в следующих этапах:
При поступлении товара проверяются документы поставки, проверяется товар, данные заносятся в журнал и товар размещается на складе. При отгрузке товара операция схожая только в качестве исходных документов выступают внутренние документы, предоставленные отделом логистики. Основной проблемой в этой системе это производить текущий учет прихода и расхода товара, и последующее получение этих данных другими службами организации, особенно при возникновении спорных ситуаций.
Рис. 3. Декомпозиция учета на складе
Рис. 4. Декомпозиция «Ведение справочников»
Рис. 5. Декомпозиция «Прием товара»
Рис. 6. Декомпозиция «Обработка поставки»
1.3. Разработка логической модели базы данных АСУД
Логическая модель данных – это описание, выполненное с использованием естественного языка, математических формул, таблиц, графиков и других средств. Основными конструктивными элементами логических моделей являются сущности, связи между ними и их свойства (атрибуты).
Методология IDEF1 является профессиональным инструментом проектирования баз данных. Система предназначена для визуального создания и модификации диаграмм «сущность-связь» (ERD – Entity Relationship Diagram). С их помощью определяются важные для предметной области объекты (сущности), их свойства (атрибуты) и отношения друг с другом (связи).
Сущность – реальный либо воображаемый объект, имеющий существенное значение для рассматриваемой предметной области, информация о котором подлежит хранению.
Связь – поименованная ассоциация между двумя сущностями, значимая для рассматриваемой предметной области.
Атрибут – любая характеристика сущности, значимая для рассматриваемой предметной области и предназначенная для квалификации, идентификации, классификации, количественной характеристики или выражения состояния сущности. Атрибут представляет тип характеристик или свойств, ассоциированных с множеством реальных или абстрактных объектов.
Анализируя предметную область, можно выделить следующие сущности:
- Сотрудники/пользователи;
- Склады;
- Контрагенты;
- Производители товара;
- Категории товара;
- Группы товара;
- Наименования товара;
- Номенклатура товара;
- Роли пользователей;
- Статусы документов;
- Приходные документы;
- Список товаров по приходным документам;
- Расходные документы;
- Список товаров по расходным документам;
- Остатки на складах;
- История остатков на складах;
- Таблица для временных данных приемки;
- Таблица для временных данных отгрузки.
Необходимо определить атрибуты сущности и задать связи между атрибутами.
Для сущности «Сотрудники/пользователи» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Склады» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Контрагенты» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Производители товара» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Категории товара» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Группы товара» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Наименования товара» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Роли пользователей» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Статусы документов» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Номенклатура товара» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Список товаров по приходным документам» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Приходные документы» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Список товаров по расходным документам» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Расходные документы» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «Остатки на складах» выбраны следующие атрибуты:
Для сущности «История остатков на складах» выбраны следующие атрибуты:
На рис. 8. представлена взаимосвязь потоков данных с сущностями разрабатываемой модели базы данных.
Логическая модель была построена в ERWIN и представлена на рисунке 7.
Рис. 7. Логическая модель данных
Рис. 8. Диаграмма потоков данных с учетом модели базы данных
1.4. Матрица ответственности
В данной компании, полную ответственность за работу склада и сотрудников логистики несет руководитель отдела логистики и склада. Всю работу, связанную с документооборотом, выполняет специалист отдела логистики, в то время как, сотрудник склада, отвечает за товарооборот.
Степени ответственности.
- Ответственный (О) – полностью отвечает за выполнение задачи и вправе принимать решения по способу ее реализации.
- Исполнитель (И) – исполняет задачу, но в общем случае, не несет ответственности за способ ее решения.
