Меню Услуги

Разработка информационной системы учебное планирование

Страницы:   1   2   3


СОДЕРЖАНИЕ

 

  • ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Теоретическая часть
  • 1.1. Характеристика объекта автоматизации и его деятельности
  • 1.2. Описание программно-технических средств
  • 1.3. Анализ существующих разработок для автоматизации программного средства
  • 1.4. Обоснование и выбор программного обеспечения для разработки программного средства
  • 1.5. Обоснование проектных решений
  • 1.5.1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению
  • 1.5.2. Обоснование проектных решений по программному обеспечению
  • 1.5.3. Обоснование проектных решений по техническому обеспечению
  • Глава 2. Проектная часть
  • 2.1. Характеристика входной информации
  • 2.2. Характеристика результатной информации
  • 2.3. Проектирование и разработка информационной системы
  • 2.3.1. Структурная схема объектов программного средства
  • 2.3.2. Описание программных модулей программного средства
  • 2.4. Контрольный пример реализации программного средства и его описание
  • Глава 3. Обоснование экономической эффективности проекта
  • 3.1. Основные и вспомогательные материалы
  • 3.2. Расчет времени на создание программного продукта
  • 3.3. Расчет себестоимости программного продукта
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ
  • Список используемой литературы

 

ВВЕДЕНИЕ

 

На сегодняшний день, учебное заведение является сложной активной социально-экономической системой. Управление такой системой является трудоемкий процесс, требующий больших затрат ресурсов не только энергетических, материальных, но и человеческих. Главный ресурс любого вуза — научно-педагогические работники. Они непосредственно обеспечивают осуществления учебно-воспитательного процесса, выполняют основную, наиболее трудоемкую работу. Уровень подготовки специалистов, репутация и конкурентоспособность вузов в свою очередь зависят от состава, состояния и численности научно-педагогических работников, эффективности их работы. Становится очевидной одна из основных задач управления учебным заведением, которая заключается в оптимизации образовательного процесса по показателям, характеризующим этот процесс.

Актуальность работы определяется проблемой распределения учебной нагрузки и учётом рабочего времени преподавательского состава в учебном заведении. Выполнение этой работы занимает много времени, неизбежны ошибки и многочисленные корректировки. Процесс составления учебных планов, основанный на опыте и интуиции работников высшей школы, нуждается в серьезном совершенствовании и научном обосновании принимаемых решений. Это особенно актуально в условиях все возрастающих требований к подготовке специалистов, необходимости частого обновления учебных планов, необходимости повышения качества учебного процесса в условиях перехода России к рыночным отношениям. Необходим поиск новых подходов, обеспечивающий целесообразную перестройку системы профессионального образования с учетом жизненных реалий. Очевидно, что эффективное управление учебным процессом в вузе сегодня требует перехода на качественно новые технологии работы с данными, относящимися к учебному процессу, основанные на использовании компьютерных сетей и баз данных.

Несмотря на продолжительную историю создания в вузах информационных систем поддержки управления и примеры успешного решения этой задачи в отдельных вузах, она по-прежнему является одной из важнейших задач вузовской информатизации. Необходимость ее решения становится еще более актуальной в связи с внедрением в университетах стратегического планирования, создания системы управления качеством. Для эффективного управления учебным процессом необходим переход на качественно новые технологии работы с данными, относящимися к учебному процессу, а также технологии, основанные на использовании компьютерных сетей и баз данных.

Объектом исследования является Московский колледж экономики, страхового дела и информационных технологий.

Предметом исследования является процесс учебного планирования и распределения учебной нагрузки преподавателей.

Целью дипломной работы является повышение эффективности организации учебного процесса колледжа КЭСИ путем разработки информационной системы для учебного планирования и распределения учебной нагрузки преподавателей на платформе 1С:Предприятие 8.

Для дипломной работы были поставлены следующие задачи:

  • охарактеризовать предметную область и состояние информационных технологий в колледже КЭСИ;
  • провести анализ бизнес процесса планирования и распределения учебной нагрузки преподавателей и сформировать предложения по автоматизации;
  • осуществить постановка задачи автоматизации бизнес процессов и описать функциональные и нефункциональные требования;
  • выполнить проектирование программного продукта и рассчитать его экономическую эффективность.

 

Глава 1. Теоретическая часть

 

1.1. Характеристика объекта автоматизации и его деятельности

 

Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий «КЭСИ» был основан в 1998 году как АНО «Московский экономико-правовой колледж МЭСИ». На сегодняшний день колледж является одним из ведущих средних профессиональных учебных заведений России с богатейшим опытом и традициями подготовки специалистов в области экономики, права и информационных технологий.

Миссия колледжа — содействие личности в непрерывном получении профессиональных знаний и навыков с использованием современных образовательных и информационных технологий и ориентацией на лучшие достижения отечественного и мирового опыта образования.

Для своих учащихся колледж даёт возможность получить фундаментальную учебную нагрузку, предоставляет возможность постоянно участвовать во вне учебных мероприятий, активно общаться со сверстниками и получить полноценную поддержку, консультации и помощь преподавателей. В колледже студенты получают разностороннюю полезную информацию, как по выбранному направлению, так и по другим областям, сопряженным со специальностью, которые помогут расширить кругозор студента и всесторонне обогатить его знания.

В учебном процессе Колледжа активно применяются современные образовательные и информационные технологии: электронные учебники, мультимедийные курсы и проектная деятельность студентов.

Стоит отметить, что в 2010 году Колледж получил диплом престижного конкурса «100 лучших вузов России». Так же, колледж является членом Международного Консорциума «Электронный университет», а также активным участником международных образовательных проектов и программ. Руководство и сотрудники колледжа активно участвует в благотворитель ной и общественно-полезной деятельности. Московский колледж активно участвует в международных образовательных программах, направленных на повышение языкового уровня как студентов, так и преподавательского состава.

В связи с изменением основных специальностей колледжа, в 2011 году АНО СПО «Колледж управления, права и информационных технологий МЭСИ» был переименован в АНО СПО «Колледж экономики, страхового дела и информационных технологий КЭСИ» (в 2016 году статус колледжа стал АНО ПО).

Колледж предоставляет возможность по очной и заочной форме обучения, так же имеется возможность дистанционного обучения с частичным применением электронных технологий. Для учащихся 10-11 классов средних школ колледж предоставляет альтернативную программу получения среднего профессионального образования, позволяющую максимально раскрыть индивидуальные способности, более полно учитывать интересы и склонности учащихся. Для детей с ограниченными возможностями в колледже реализуется специальная комплексная целевая программа по дистанционному обучению

Помимо программ среднего профессионального образования, Колледж предоставляет широкий спектр образовательных услуг, для всех желающих: от дошкольников до специалистов, желающих повысить уровень профессиональной подготовки или получить новую профессию.

На текущий момент колледж сотрудничает с университетами РЭУ им Плеханова, Финансовый Университет, МТУ (МИРЭА), МЭИ, МТУСИ, Университет Синергия.

Социальными партнёрами по практике и трудоустройству являются передовые в своей области Российские компании, такие как Сбербанк, ПФР, ФНС, Лаборатория Касперского и др.

На текущие момент в коллеже проводится обучение по следующим специальностям: банковское дело, право и организация социального обеспечения, прикладная информатика, экономика и бухгалтерский учет, коммерция, Финансы, Страховое дело.

Успешное управление колледжем осуществляется директором, структура управления является линейно-функциональной и представлена на рисунке 1. [1]

Рисунок 1.1 – Структура управления колледжем «КЭСИ»

 

1.2. Описание программно-технических средств

 

Для обмена информацией как внутри колледжа, так и с внешними сотрудниками используется корпоративная почта с собственным доменным именем «collmesi.ru». Помимо основного предназначения, почтовый провайдер позволяет использовать дополнительные сервисы, такие как календарь, заметки и др.

Для работы с документами различного типа сотрудниками используется пакет приложений Microsoft Office 2013 (Word, Power Point) и Adobe Reader. Для управления проектами используется Microsoft Project, для работы с диаграммами различных типов используется Microsoft Visio. Так же, в организации имеется информационный массив данных, содержащий файловую информацию, накапливаемую на протяжении долго времени, который обрабатывается с помощью электронных таблиц Microsoft Excel.

Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут!Без посредников!

Бухгалтерский и кадровый учёт ведётся на программных продуктах фирмы 1С, являющихся самыми популярными на российском рынке, что указывает на хорошую приспособленность к специфике учёта в российских реалиях. Конфигурация «Бухгалтерия предприятия» предназначена для автоматизации бухгалтерского и налогового учета, включая подготовку обязательной (регламентированной) отчетности в организации.

Базовая ИТ-архитектура колледжа КЭСИ представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2. — ИТ-архитектура организации

 

Для повышения эффективности деятельности сотрудников колледжа КЭСИ в процессе реализации проекта необходимо рассмотреть и проанализировать бизнес-процессы с точки зрения уровней зрелости. Модель зрелости процесса позволяет выбрать приемлемый для организации уровень зрелости процесса и определить ключевые действия, которые надо выполнить для достижения требуемого качества деятельности.

Зрелость показывает, насколько деятельность определена, управляема, контролируема и эффективна, а сама модель зрелости предоставляет основные принципы управления необходимые для повышения зрелости. Использование оценки зрелости процесса подразумевает формирование потенциала для роста продуктивности организации и отражает как полноту основного бизнес-процесса, так и постоянство, с которым организация применяет этот процесс. В соответствии с понятием зрелости, считается, что чем выше уровень зрелости, тем деятельность более продуктивна, что позволяет постепенно улучшать качество бизнес-процессов, а также управлять стоимостью и временем выполнения. [2]

Модель зрелости возможности полезна не только для развития программного обеспечения, но также для описания эволюционных уровней организаций в общем и описания уровня менеджмента, который организация реализовала или хочет достигнуть.

В зависимости от организационной зрелости предприятия различна степень использования информации и IT в его бизнес-процессах. Уровни организационной зрелости тесно связаны с проблемой обеспечения и контроля качества. Высокую популярность имеет оценка уровня зрелости по CobiT.

COBIT – подход к управлению информационными технологиями, созданный Ассоциацией контроля и аудита систем и Институтом руководства ИТ (IT Governance Institute — ITGI) в 1992 году.

Модели зрелости в CobiT предназначены для контроля над ИТ-процессами организации. Они базируются на определении уровня развития организации от несуществующего до оптимизированного (от 0 до 5 уровня модели зрелости). Этот подход был привнесен в CobiT из Моделей Зрелости, разработанных Институтом проектирования и разработки программного обеспечения (Software Engineering Institute), созданных для оценки уровня зрелости разработки программного обеспечения. [3]

Модель CobiT описывает 5 эволюционных этапов (уровней) на которых управляются процессы в организации:

  1. Не существует (нулевой уровень);
  2. Начальный;
  3. Повторяемый;
  4. Установленный;
  5. Управляемый;
  6. Оптимизированный.

В колледже КЭСИ процесс учебного планирования и распределения учебной нагрузки основывается на хорошей практике, но при этом при выявлении низкой эффективности реализуемых процессов не обеспечивается их оптимизация, что указывает на начальный уровень процессов.

На текущий момент в условиях России в образовательной среде сложились жёсткие конкурентные условия. Для эффективного функционирования и положительной динамики развития колледжа необходима способность работы на быстро меняющемся рынке образовательных услуг. Такая способность может быть обеспечена в колледже с процессно-ориентированной структурой управления и управляемыми бизнес-процессами. Применение информационных технологий в процессе управления колледжем позволит существенно сократить трудозатраты администрации, оптимизировать его деятельность и в итоге даст дополнительное преимущество на рынке образовательных услуг. При этом создаются условия для успешного функционирования и создания глобальной информационной сферы, в связи с чем достигается высокий уровень целостности структуры данных.

В колледже «КЭСИ» можно выделить следующие группы факторов, влияющих на процесс перехода к новому уровню автоматизиации:

наличие стратегии развития, человеческий фактор (участие высшего руководства в процессе усовершенствования управленческой ИС), бизнес-процессы (существует формализованное описание процессов деятельности, есть готовность к оптимизации и, в случае необходимости, к изменению бизнес-процессов предприятия), документирование и нормативно-справочная документация (наличие и использование документов, регламентирующих деятельность подразделений и сотрудников, процессы жизненного цикла информационной системы управления (на предприятии существует база для реализации), уровень развития инфраструктуры (достаточный уровень коммуникаций, производительности рабочих станций и серверов, наличие квалифицированных специалистов по развитию инфраструктуры), финансы (имеются свободные денежные средства для инвестирования в развитие ИСУ, проведена оценка возможных источников получения экономического эффекта).

 

1.3. Анализ существующих разработок для автоматизации программного средства

 

В настоящее время для автоматизации процесса учебного планирования существует достаточно большое количество программных продуктов на Российском рынке, различающихся по набору функциональной базы. Рассмотрим самые популярные из них.

Модуль «Учебные планы» ТАНДЕМ.Университет.

Модуль «Учебные планы» системы ТАНДЕМ.Университет предназначен для планирования и организации учебного процесса в образовательной организации.

Модуль позволяет вести реестр мероприятий (дисциплин) по каждому читающему подразделению и в целом по образовательной организации, вести учебные планы, рабочие учебные планы, определяющие учебный процесс в образовательной организации.

Модуль предоставляет функции создания индивидуальных рабочих учебных планов и траекторий обучения студентов.

Модуль отвечает за формирование и обновление в автоматическом и ручном режимах учебных групп студентов и их состава (например, в силу проведения приказов по движению студентов) по всем видам аудиторной нагрузки, а также по всем формам промежуточного (сессионного) контроля, что гарантирует актуальность и достоверность обо всех событиях, которые состоялись или еще состоятся в рамках учебного процесса и расписания.

Работа в системе с реестром дисциплин и практик с возможностью составления для них рабочих программ, по которым образовательная организация проводит обучение. Ведение реестра позволит вести контроль и прогнозировать обеспеченность каждой дисциплины с учетом ее рабочей программы (а как следствие, и каждой образовательной программы (направления подготовки, специальности, профессии)) необходимыми учебными материалами и литературой, помещениями (например, специализированными лабораториями), квалифицированными кадрами и другими ресурсами. Это актуально при прохождении аккредитации образовательной организации, а также при оценке и прогнозировании затрат на организацию учебного процесса. [4]

ИСУ ВУЗ.

Модуль «Учебные планы» системы ИСУ ВУЗ способствует облегчению трудоемкой для сотрудников образовательных учреждений работы по созданию, корректировке, утверждению учебных планов и графиков учебного процесса, и предоставляет возможность полного контроля процесса работы с ними. Преимущества использования системы ИСУ ВУЗ заключается в том, что отпадает необходимость несколько раз вносить одну и ту же информацию в планы, вручную считать часы, проверять количество внесенных дисциплин, появляется возможность распечатывать нужные планы и графики, сопоставлять учебные планы по разным специальностям, анализировать информацию, связанную с ним. На основе рабочего учебного плана формируется план и график обучения группы, а для каждого студента — индивидуальный график и план обучения.

В системе предусмотрен механизм копирования уже существующих учебных планов по специальностям и направлениям подготовки, с возможностью их последующей корректировки.

Это базовый модуль системы, на котором, впоследствии, строится управление учебными группами, работа по организации сессии, расчет нагрузки ППС и анализ процесса обучения. [5]

Автоматизированная система «Нагрузка ВУЗа»

АС «Нагрузка ВУЗа» обеспечивает комплексный подход к формированию и распределению учебной нагрузки учреждений ВПО. Система рассчитана для работы в локальной сети и имеет три уровня доступа, которые определяют функционал доступный пользователям.

Администратору системы доступны следующие функции:

— проверка учебных планов на преемственность;

— формирование сведений об ожидаемом контингенте студентов;

— создание списка учебных групп на основе контингента студентов;

— задание норм на прием зачетов и экзаменов, руководство дипломными, курсовыми, диссертационными и другими видами работ;

— централизованное переименование дисциплин и закрепление их за кафедрами;

— определение параметров формирования потоков и учебной нагрузки;

— формирование учебной нагрузки кафедр на базе учебных планов и списка групп;

— расчет штатного расписания кафедр;

Заведующим кафедрами доступны следующие функции:

— закреплять учебную нагрузку за преподавателем или передавать ее другой кафедре;

— объединять группы в потоки и разбивать группу на подгруппы по различным видам занятий, например, лабораторным, практическим или курсовым работам;

— учитывать данные о распределении учебной нагрузки предыдущего учебного года;

— уточнять нагрузку в течение учебного года;

— создавать поручения кафедр, экспортируемые в программу автоматического составления расписания занятий;

— выполнять проверку корректности и соответствия распределенной нагрузки данным учебного отдела.

Преподавателям доступны следующие функции

— получать развёрнутую информацию по учебной нагрузке;

— заполнять необходимое количество часов на подготовку к занятиям;

— формировать свои индивидуальные планы, в которых можно конкретизировать содержание работ, выполняемых во «второй половине дня» (научная, организационно-методическая, учебно-методическая, воспитательная работа);

— вести учет пожеланий преподавателей по графику работы в течение недели;

Качественный результат достигается перекрестным контролем содержимого РУП всеми заинтересованными сторонами: кафедрами, деканатами, учебным управлением. Карты дисциплин кафедр позволяют осуществлять предварительное ознакомление кафедр с перечнем закрепленных за ними дисциплин и распределением аудиторных часов и форм контроля по семестрам (курсам, сессиям). [6]

Анализ перечисленных программных продуктов, предназначенных для автоматизации организации учебного процесса в колледже, позволяет сделать вывод о том, что помимо достоинств, заключающихся в широком диапазоне функциональных возможностей, они также не лишены недостатков, к которым можно отнести:

  • высокую стоимость программного обеспечения;
  • необходимость обучение персонала;
  • необходимость обращения к разработчикам в случае возникновения неполадок системы;
  • платное послегарантийное техническое обслуживание;
  • отсутствие гарантий постоянной поддержки программных продуктов (в случае прекращение или приостановление разработки);
  • часть функций программных комплексов не востребована колледжем.

Что же касается разработки независимой системы, то она потребует на порядок меньших затрат чем приобретение выше описанных, малая необходимость в обучении, высокая интегрируемость, максимальная наглядность и полное решение поставленных задач делает этот вариант самым выгодным для автоматизации процесса учебного планирования.

Такой программный продукт поможет повышению эффективности труда специалистов учебно-методического отдела, сможет привести к сокращению трудоёмкости в процессе учебного планирования, составления необходимых документов, процессе контроля и анализа.

 

1.4. Обоснование и выбор программного обеспечения для разработки программного средства

 

Все системы автоматизации можно разделить на два класса: жесткие, с набором типовых настроек (например, mySAP Business Suite, Oracle E-Business Suite, Галактика) и гибкие, с возможностью изменять их функции (например, 1C, Microsoft Axapta) [7]. Такое деление распространяется на все программы — от простых решений для локальных задач до комплексных систем автоматизации работы крупных предприятий.

Для того, чтобы определить, жесткая или гибкая система нужна в конкретном случае, необходимо понять, как будет меняться предприятие и его бизнес-процессы в течение ближайших двух-четырех лет.

Поскольку не исключается возможность реформирования системы планирования, колледжу нужна гибкая система, которую можно модифицировать без крупных затрат.

Если говорить о мощных, гибких и доступных системах, то бесспорным лидером автоматизированных систем предприятий на российском рынке являются решения фирмы 1С, которые позволяют создать на своей базе систему любой сложности.

1С:Предприятие — программный продукт компании 1С, предназначенный для автоматизации деятельности на предприятии.

Первоначально 1С:Предприятие было предназначено для автоматизации бухгалтерского и управленческого учетов (включая начисление зарплаты и управление кадрами), но сегодня этот продукт находит свое применение в областях, далеких от собственно бухгалтерских задач. [8]

Так же в пользу выбора платформы 1С как среды разработки говорят следующие преимущества:

— Современный дизайн интерфейса и повышенная комфортность для пользователей при работе с системой в течение длительного времени.

— Легкость освоения для начинающих и высокая скорость работы для опытных пользователей. Значительное ускорение массового ввода информации и эффективное использование клавиатуры.

— Варианты работы от персонального однопользовательского, до работы в масштабах больших рабочих групп и предприятий.

— Резервирование кластера серверов, резервирование рабочих процессов и устойчивость к обрыву канала связи.

— Доступ пользователей только к необходимым данным. Запрещенные поля автоматически скрываются в формах, списках и отчетах.

Для разработки АИС была выбрана версия 8.3, так как имеет следующие преимущества

— Работа в тонком клиенте через Интернет или прямо в Интернет-браузере, без установки системы на компьютер пользователя.

— Работа под управлением ОС Windows или Linux. В составе системы могут присутствовать компьютеры с различными операционными системами. Это обеспечивает возможность выбора при внедрении архитектуры, на которой будет работать система, и возможность использования открытого программного обеспечения для работы сервера и базы данных.

— Реализован режим управляемого приложения, обеспечивающий автоматическое изменение интерфейса в соответствии с выбранной при внедрении функциональностью, ролями пользователей и индивидуальными настройками;

— Программа быстрее и надежнее работает в отличии от более ранних версий, особенно при росте объемов данных в базе.

При разработке АИС был использован программный продукт «1С:Предприятие 8. Версия для обучения программированию», который с 13.05.2013г. доступен в виде электронной поставки для бесплатного скачивания на официальном сайте фирмы «1С» [9].

Наряду с задачами изучения допускается применение учебной версии платформы для модификации и разработки реальных прикладных решений в пределах возможностей этой поставки. Форматы информационных баз конфигураций учебной и коммерческой версии не отличаются, сложность конфигураций (прикладных решений) в учебной версии неограниченна. Однако возможности отладки на реальных данных лимитированы ограничениями на объемы данных.

Обоснование необходимости использования вычислительной техники для решения задачи

Из-за отсутствия единой информационной среды для расчета учебной нагрузки, в колледже КЭСИ используются набор офисных программ пакета Microsoft Office. Недостатком такого способа расчета является отсутствие единой базы и необходимость хранить данные в различных файлах. Отсутствие проверки данных при вводе, ошибки при копировании формул приводят к неверным расчетам. Настройка внешнего вида таблиц, вставка формул и оформление отнимают много времени.

Применение автоматизированной системы для организации планирования учебного процесса позволяет уменьшить временные затраты в процессе планирования и управления деятельностью колледжа, повысит верность информации и оперативность обработки данных, предоставит возможность оперативного доступа к информации, сопровождающей учебный процесс для принятия эффективных управленческих решений, а также повысит эффективность управления образовательным процессом и образовательным заведением в целом. [9]

На основание этого можно сделать вывод о необходимости внедрения уже готовой или разработки собственной информационной системы

 

1.5. Обоснование проектных решений

 

1.5.1. Обоснование проектных решений по информационному обеспечению

 

Информационное обеспечение разрабатываемой системы представляет собой совокупность реализованных решений по объему, размещению и формам организации информации. Внедрение информационной системы предполагает изменение технологии работы с документами и пересмотр традиционных подходов к обработке информации, что в нашем случае потребует перепроектирования процессов обработки персоналом бумажных документов с учётом возможностей автоматизированных систем. [10]

Информационное обеспечение выступает как средство, при помощи которого можно решить следующие задачи:

1) однозначного и экономичного представления информации в системе (на основе кодирования объектов);

2) организации процедур анализа и обработки информации с учетом характера связей между объектами (на основе классификации объектов);

3) организации взаимодействия пользователей с системой (на основе экранных форм ввода-вывода данных);

4) обеспечения эффективного использования информации в контуре управления деятельностью объекта автоматизации (на основе унифицированной системы документации).

Информационное обеспечение системы включает реализуемые разделы:

  • Реестр услуг;
  • Планирование услуг;
  • Распорядительные документы;
  • Учет расчетов с физическими лицами;
  • Учет расчетов с юридическими лицами;

Выходными документами являются отчетные данные, позволяющие вывести информацию на печатные носители и в электронные файлы. А входной информацией служат данные клиентов, приказов, постановлений, распоряжений, услуг и т.п.


Узнай стоимость написания такой работы!

Ответ в течение 5 минут! Без посредников!

Страницы:   1   2   3