ГЛАВА 2. КОНЦЕПЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ КНИГИ ШАРЛЯ ПЕРРО: «СПЯЩАЯ КРАСАВИЦА»
2.1 Целевая аудитория
Сказка Спящая красавица – одна из самых популярных среди сказок о принцессах. Рассчитана она на старших дошкольников и младших школьников. Все маленькие девочки с большим интересом слушают завораживающую сказку со счастливым концом. Сюжет сказки взят из европейского фольклора. Но Шарлю Перро удалось сделать свое творение незабываемым, наполнив его яркими деталями и интересными нравоучениями.
Школьный возраст – это наиболее благоприятный период для развития мышления, как психического процесса. Для ребенка школьного возраста книга является средством познания общественных норм, ценностей. Поэтому для создания иллюстрации для детей школьного возраста, необходимо учитывать возрастные и психологические особенности обучающихся [8, с. 511].
Книжная иллюстрация должна стимулировать познавательную активную деятельность. Мыслительные процессы: ощущение, представление, восприятие, воображение, что позволит, основываются на данных чувственного опыта. Просмотр иллюстраций – это визуальный опыт и различные художественные впечатления. Интересные композиции с правильными формой, динамикой, акцентами, колоритом будет способствовать успешному развитию мыслительной деятельности ученика.
Сказка «Спящая красавица» принадлежит перу Шарля Перро и её можно отнести к волшебным. В сказке происходят чудеса, а также имеются персонажи, которые умеют творить волшебство.
Темой сказки является колдовство обиженной феи, в результате чего принцесса заснула на сто лет. Такая тема поднимается и в других авторских сказках, например, в сказке Жуковского «Спящая царевна».
В сказке имеется много положительных героев: принцесса, её родители, добрая молодая фея, отважный принц. Отрицательная героиня в произведении одна — злая фея, не приглашенная на день рождения принцессы. Именно она и заколдовала девушку, которая через пятнадцать лет должна была уколоться о веретено и умереть. Правда, юная фея смягчила колдовство, благодаря чему принцесса заснула, а не умерла.
Главная мысль сказки заключается в том, что от судьбы сложно уйти, но попытаться стоит. Сказка «Спящая красавица» напоминает нам, что добро побеждает зло. Победить зло может только милосердие, добро и любовь, что и подтверждает счастливый финал сказки. Колдовские чары развеялись, принцесса проснулась и вышла замуж за прекрасного принца.
Сказка Перро «Спящая красавица» — из первых книжек, с которыми знакомятся еще в дошкольные годы и читают самостоятельно в младших классах. В обработках упрощаются диалоги, исчезают нравоучения и частично бытовые реалии. Иногда без всякой необходимости авторы обработок меняют не только образную систему, но даже сюжетные ходы, и это приводит к тому, что национальный колорит нивелируется: французская Золушка перестает отличаться от немецкой. В свое время вызвали критику пересказы М. А. Булатова, далеко уводящие от текстов Перро. В этих же «канонических» пересказах, хотя и улучшенных, сказки издаются поныне, как отдельными книжками, так и сборниками для младшего возраста [37, с. 576].
Продолженные Шарлем Перро нравоучения, ориентированные на взрослых – лишь одно из возможных толкований того поэтического смысла, который содержится в сказке «Спящая красавица». Вот почему при издании сказки «Спящая красавица» для детей нравоучения опускаются – и это не нарушает художественной цельности сказок.
Большинство сказок XVII – XVIII веков дети читают не в переводе, а в пересказе. Это объясняется тем, что волшебные истории того времени часто отличались недетской жестокостью. Шарль Перро, который собирал и переписывал народные предания, облагораживал эти сюжеты.
Например, в более ранней версии «Спящей красавицы» под авторством итальянского сказочника Базиле спящая красавица после встречи с принцем не проснулась, а… родила. Из сна девушку смог вывести ее ребенок, который случайно схватился ртом за уколотый веретеном палец и, повинуясь врожденному инстинкту, высосал яд [40, с. 346].
Версия Шарля Перро более романтична и куртуазна. Принц, увидев прекрасную спящую принцессу, даже не целоваться к ней полез, а смущенно склонился на колено. Хотя детской полную версию сказки Шарля Перро назвать все же сложно. Поцелую эта история не ограничилась – жизнь после свадьбы оказалась еще страшнее, чем раньше. В нее активно вмешивалась свекровь-людоедка, требующая приготовить родных внуков, а затем и невестку себе на ужин. Хотя история все-таки закончилась хорошо, в детских книжках полную версию встретить сложно.
2.2 Творчество
Шарль Перро – известный французский юрист, поэт, писатель и рассказчик, родился 12 января тысяча шестьсот двадцать восьмого года в семье одного из судей парижского парламента.
Шарль Перро начал свое обучение в возрасте 8 лет в колледже Университета Бове. Его школьная биография была даже лучше, чем просто отличник. Чарльз хорошо учился, его поведение в стенах колледжа было одинаковым, ни разу за все время его обучения он не был наказан удочками, что уже можно считать беспрецедентным достижением для того времени. Но, несмотря на это, он решил продолжить учебу самостоятельно и бросил колледж. За 3 года частных уроков юриспруденции он получил юридическое образование и в 23 года начал юридическую карьеру. Шарль Перро сделал удивительную карьеру в своей жизни и приобрел известность не только как рассказчик, писатель и поэт, но и как выдающийся юрист и академик.
Свою литературную карьеру он начал в 1653 году, выпустив свою первую работу под названием «Стены Трои, или Происхождение бурлеска», она была написана в жанре пародии на стихотворение и имела поэтическую форму. Он любил писать в стиле так называемой придворной поэзии. Своими аллегорическими одами, стихами и посланиями он отстаивал позицию превосходства писателей своей современности над писателями прошлого. Он также не раз писал различные произведения для королевского двора Франции, одним из таких произведений была поэма под названием «Эпоха Людовика Великого», в которой писатель прославил короля Франции того времени [40, с. 346].
Великий народ Франции стал коллекцией биографий, где Шарль Перро представил биографии знаменитых французских писателей, поэтов, художников, ученых, хирургов, историков и многих других выдающихся личностей своего времени. И кто бы мог подумать, что самым важным и значительным событием в его биографии станет выпуск сборника под названием «Сказки о гусяте или истории и рассказы давно минувших времен с заповедями», в который вошли 9 рассказов. Все сказки, которые были включены в этот сборник, были народными, отредактированными Шарлем Перро, только одна из них под названием «Rique-with-crest» была написана им самим. Самым интересным был тот факт, что сам 69-летний Чарльз смутился за авторство этой коллекции и даже подписал ее именем своего младшего сына Д’Арманкурта. Однако эти сказки дали ему возможность прославиться за пределами литературного круга. Таким образом, Перро фактически стал основателем жанра сказок в литературе. В 1768 году вышла первая книга на русском языке, которая называлась «Сказки колдунов с моралью».
Перед смертью Шарлю Перро удалось написать свои мемуары, которые были его последней работой, опубликованной под названием «Мемуары».
2.3 Выбор формата издания
Выбор формата издания зависит от целевой аудитории. Сказка «Спящая красавица» рассчитана на старших дошкольников и младших школьников. Важными остаются игровые моменты в психологии ребенка, не столь активно они влияют на конструкцию книги, сохраняя свое значение лишь для построения иллюстраций. Не столь ярко проявляются такие качества детской психологии, как антропоморфизм и анимизм, единство восприятия сказочного и реального мира, конкретность восприятия, но они остаются важными и влияют на творческие установки для художника, особенно при его работе над книгами для младших школьников первой подгруппы.
Мышление ребенка до 7 лет во многом зависит от его восприятия. Оно характеризуется конкретностью и эмоциональностью, ребенок мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, как заметил К. Д. Ушинский. Этому возрасту доступны и отвлеченные понятия, но рассказ в тексте и рассказ в картинках нужно строить на ярких, конкретных примерах.
После 7-8 лет ребенок все больше и больше способен преодолевать влияние восприятия и овладевает умением применять логическое мышление к конкретным ситуациям, хотя восприятие по-прежнему играет большую роль в мышлении ребенка.
В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте ведущей деятельностью в психическом развитии детей является обучение. Лучший стимул к чтению – это интерес. Без активности читателя, направленной на предмет книги, она не будет прочитана. Мера стремления узнать, прочитать у ребенка возрастает со степенью «новизны» и занимательности того, о чем говорится в книге. Занимательность не может быть самоцелью для писателя и художника детской книги, но для того, чтобы удержать внимание ребенка, она очень нужна. Занимательность в книге – это катализатор внимания, воображения, интереса к предмету книги. Внимание активизируется эмоционально построенной книгой, занимательная книга – это книга, эмоционально воздействующая [36, с. 304].
Детей дошкольного и младшего школьного возраста характеризует «ролевое» отношение к действительности, к книге в частности. Они целиком перевоплощаются в героев книги, полностью отдаваясь тому, что воспринимают, переживая за персонажей, как за себя. Поэтому ребенку особенно интересно видеть на иллюстрациях в книге ребят своего возраста.
Особенность психического развития детей этого возраста заключается в практическом, действенном характере отношения к действительности, они ярко сопереживают события, активно реагируют на происходящее. Поэтому эмоциональное начало должно присутствовать в иллюстрациях, в оформлении книги, хотя надо отметить, что это качество иллюстраций важно для читателей всех возрастов.
Эмоциональное отношение к изображаемому предполагает и стремление выразить в иллюстрации особенные и неожиданные качества того, что изображается, что делает иллюстрацию удивительной для читателя-зрителя. «Необычность» изображения связывается не столько с оригинальностью, сколько с отклонением от сложившейся в сознании читателя «банальной» нормы. Но прежде всего самому художнику необходимо «заразиться» темой, ибо, как заметил Аристотель, «волнует тот, кто сам волнуется» [5, с. 130].
Литературный текст в книгах для школьников младших классов начинает играть главенствующую роль. В этих книгах кегль шрифта несколько уменьшается (12-10 п.), но он остается в рамках наибольшей удобочитаемости для детей. Строка становится короче.
Форматы книг — настольного и портативного вида (60×90/16, 70×90/16, 60×84/16, 84×108/32 и др.).
Фактор ограничения объема книги трудностями чтения ребенка в этом возрасте свое значение уже теряет. Наоборот, младшие школьники любят «толстые» книги, обещающие длительное, многоплановое развитие сюжета.
В условиях увеличения удельного веса текста в книге для младших школьников иллюстрации своего главенствующего положения не теряют. Наоборот, возрастание сложности содержания книги заставляет художника раскрывать все многообразие взаимосвязей изображения и текста как в раскрытии смысловой структуры книги, так и в передаче эмоциональных состояний. Все это предопределяет и более сложное композиционное решение изобразительного материала.
Школьники младших классов уже имеют представление о несложных явлениях жизни и простых вещах, поэтому рисунки в книгах от простых форм, имеющих познавательное значение, переходят постепенно к формам более сложного содержания, истолкование содержания в книгах может носить частично метафорический или символический характер. В этом возрасте большое значение имеет рассказ как в иллюстрациях, так и в тексте. Иллюстрации, с одной стороны, не должны буквально раскрывать содержание книги, с другой стороны, должны дополнять рассказ различными подробностями, деталями, которых нет в тексте.
«Ролевое» отношение ребенка к действительности заставляет художника стремиться к тому, чтобы герои книг были близки читателям по возрасту, своим устремлениям и т.д. Ярким примером в этом смысле является творчество художника А. Пахомова. Героями его иллюстраций всегда были дети, он создал и развил новый тип иллюстрированного издания для детей — книги о детях для маленьких детей [18, с. 224].
Занимательность как необходимое условие повышения интереса ребенка к книге может быть достигнута самыми различными средствами оформления и иллюстрирования.
Важно, например, «начало» книги – ее обложка, титул, первые страницы — как они вводят в тему книги, в ее эмоциональный настрой. При конструировании книги художнику необходимо выразительно строить внешнее оформление, содержание книги, ее аннотацию, т.е. те элементы, которые, раскрывая содержание, могут привлечь, заинтересовать читателя.
Привлечь ребенка, сообщить ему настроение можно проблемным построением иллюстраций, т.е. таким, которое необычно ставит задачу и выдвигает пути ее решения. Это могут быть введение в оформление, в иллюстрации «необъяснимых» моментов, интригующих читателя, использование загадочных рисунков, фотографий, постановка вопросов и т.д.
Роль цвета в оформлении и иллюстрировании книг для младших школьников несколько меняется. По мере взросления дети все меньше любят и ценят яркие, открытые цвета, которые «приукрашивают» натуру. Реализм изображения становится все более важным для юных читателей. То же самое можно сказать и о форме изображаемых предметов.
Приобретаемый жизненный опыт обусловливает появление у ребенка критического отношения к увиденному в книге. Возрастает роль и эстетических оценок. Эти качества юных читателей повышают ответственность художника-иллюстратора, заставляют скрупулезно изучать изображаемые объекты, становиться полноценным соавтором писателя, углубляющим получаемые ребенком знания.
